УДК [378. 046+373. 2] (94) (045)
Л.Н. Глушок
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ АВСТРАЛИИ
В статье рассматриваются квалификационные уровни профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования в университетах Австралии, в частности, предоставлены основные программы подготовки бакалавров дошкольного образования, указаны пути получения высшего образования, формы обучения, особенности последипломной подготовки.
Квалификационные уровни, программы обучения, бакалавр, дистанционное обучение, он-лайн обучение.
The article considers the qualification levels of professional standard of pre-school professionals at Australian universities. The main Bachelor degree programs are presented in the paper. The ways of getting higher education, forms of education and peculiarities of post-graduate training are mentioned in the article.
Qualification levels, training programs, Bachelor degree, distance learning, on-line education.
Реформирование австралийского высшего образования происходит на основании государственных документов: Австралийская рамка квалификаций (Australian Qualification Framework) [2], 1999 г., 2011 г.; Акт поддержки высшего образования (Higher Education Support Act), 2003 г. [4]; Мельнбурнская декларация образовательных целей молодежи Австралии (Melbourne Declaration on Educational Goals for Young Australians), 2008 г. [6]; Программа улучшения практического компонента педагогического образования (Quality Teaching), 2008 - 2009 гг. [9]; Программа поддержки равного доступа к высшему образованию инвалидов (Higher Education Disability Support Program); Программа равного доступа к высшему образованию (Higher Education Equity Support Program); Национальный закон об образовании и услугах (the Education and Care Services National Law), 2010 г. [5]; Национальная стратегия развития раннего детства «Инвестирование в раннее детство» (National Early Childhood Development Strategy -Investing in the Early Years), 2009 г. [7]; Национальная стратегия по улучшению подготовки кадров в сфере раннего детства (National Early Years Development Workforce Strategy).
Развитию и реформированию образования в Австралии посвящен ряд исследований, в частности, поликультурному образованию (И. Балицкая), системному анализу школьного образования (А. Волкова, А. Сбруева), работе с одаренными детьми (А. Пе-реверзев), профессиональной подготовке учителей (Л. Голуб), особенностям развития и становления школьного образования (О. Бондарчук), принципам реформирования высшего образования Австралии (Н. Пасько).
Система качества высшего образования Австралии базируется на Австралийской рамке квалификаций, которая была разработана в 1995 г., внедрена в 1999 г. и состояла из 12 квалификаций [2]. В связи с процессами реформирования высшего образования в июле 2012 г. она была изменена на десятиуровневую рамку квалификаций, где степень бакалавра находится на 7 уровне, бакалавра с отличием - на 8 уровне, степень магистра на - 9. Благодаря существованию 10 квалификаций государство осуществляет
контроль за качеством в секторах среднего, профессионального и высшего образования. Квалификации в Австралии представляют составные одной целостной системы образования. По окончании обучения в школе за соответственными программами студент может получить самую низкую квалификацию с получением самого низкого сертификата или диплома, после поступления в высшее учебное заведение получить основную степень бакалавра. По желанию студент может проходить программы последипломного образования. Самые высокие степени, которые можно получить в университете, - магистр и доктор. Их можно достичь различными путями.
Особенности образовательно-квалификационного уровня бакалавра в соответствии с Австралийской рамкой квалификаций такие: глубокие теоретические и практические знания одного или двух направлений; хорошо сформированные когнитивные, практические и коммуникативные навыки, которые позволяют делать анализ и оценку информации, нужной для выполнения профессиональной деятельности, обобщение и решения различного рода задач; для передачи знаний, навыков другим; демонстрация автономных суждений и исполнение обязательств, которые требуют самостоятельности в работе и обучении.
Основные результаты обучения делятся на 4 категории: фундаментальные навыки, общечеловеческие навыки, навыки мышления, личностные навыки, известные как качества выпускника, которые каждый ВУЗ определяет отдельно. Связь между учебными результатами, дескриптором типа квалификации и дисциплинами прослеживается четко, разработка компонентов квалификации обеспечивает высокие результаты и дает возможность выпускникам их использовать, при этом длительность обучении должна быть достаточной - 3 - 4 года [2, с. 45 - 47].
Теоретическая и практическая подготовка по программе бакалавра образования раннего детства (Bachelor of Early Childhood Education, Bachelor of Early Childhood Studies, Bachelor of Early Childhood Teaching) дает такие результаты: понимание профессиональной роли педагога в современном обществе, которое переживает непрерывный социальный и
технический прогресс, понимание сущности и социального значения будущей профессии, знание основных теорий развития ребенка, теории обучения в раннем детстве, умение их анализировать и использовать; развитие навыков, которые позволяют инициировать, реагировать на изменения и эффективно заботиться о детях раннего дошкольного детства; знание этики и правовых норм, умение использовать их в профессиональной деятельности, способность в условиях развития науки к критическому мышлению и накоплению опыта, умение оценивать роль семейных, социальных и политических воздействий на развитие и обучение детей дошкольного возраста, владение знаниями основ производственных отношений, умение приобретать новые знания. Выпускники получают квалификацию «учитель раннего детства» с указанием возраста детей, например, от 0 (3) до 5 лет, от (0) 3 до 8 (12) лет для работы в подготовительных группах и начальной школе. Они имеют право на регистрацию и работу в лицензированных заведениях, а также могут работать в сфере дошкольного образования за границей [10].
Основным заданием педагогических программ Австралии есть подготовка высококвалифицированных учителей, способных профессионально функционировать и современном социуме. Профессиональную подготовку педагогов проводят педагогические факультеты и педагогические школы, которые входят в структуру 37 государственных и 2 частных университетов Австралии. Восемь наиболее престижных из них:
1. Университет Монаш (Monash ишуегзкув в г. Мельбурн, штат Виктория.
2. Университет Аделаиды (University of Adelaide) в г. Аделаида, штат Южная Австралия.
3. Университет Мельбурна (University of Melbourne) в г. Мельбурн, штат Виктория.
4. Университет Нового Южного Уэльса (University of New South Wales) в г. Сидней, штат Новый Южный Уэльс.
5. Университет Квинсленда (University of Queensland) в г. Брисбен, штат Квинсленд.
6. Университет Сиднея (University of Sidney) в г. Сидней, штат Новый Южный Уэльс.
7. Университет Западной Австралии (University of Western Australia) в г. Перт, штат Западная Австралия.
8. Австралийский национальный университет (Australian National University) в г. Канберра, Австралийская столичная территория.
В отличие от факультетов, школы имеют более независимый статус. Педагогические факультеты и школы предлагают базовую университетскую подготовку и последипломную подготовку за 85 программами.
Базовый университетский курс (Undergraduate Degree или Pass Degree) составляет 3 - 4 года стационарного обучения, дает возможность получить квалификацию бакалавра дошкольного образования. Тот, кто достиг наибольших академических результатов и получил основную степень бакалавра, имеет право на продолжение обучения еще на год, чтобы
получить диплом бакалавра (Bachelor Honour Degree) с отличием для последующего обучения в докторантуре.
Некоторые университеты предлагают возможность досрочного окончания программ (Early Exit qualifications). Это значит, что студенты, которые обучаются за четырехгодичной программой подготовки могут досрочно ее завершить: 1 год обучения
- сертификат (Certificate-level qualification), 2 года -диплом о высшем образовании (HE Diploma), 3 года обучения - дошкольные квалификации с правом работы только в дошкольных заведениях (pre-school teaching qualification), 4 года - квалификации с правом работы в начальной школе (school teaching qualification) [1].
Такие модели предлагают: Институт высшего образования Бетчелор, Австралийский католический университет. Одной из причин появления досрочных программ есть возможность трудоустройства, что очень привлекательно, как для студентов, которые и работают и учатся, так и для малообеспеченных студентов из разных социальных групп, для коренного населения. Студенты могут сделать перерыв, трудоустроиться, а потом снова возобновить обучение. Тем, кому тяжело учиться, предоставляется возможность досрочного окончания обучения, но права на продолжение обучения они не имеют.
Бакалавр образования (раннее детство) - очень распространенный квалификационный уровень в Австралии (обучение предлагает 30 высших учебных заведений). Австралийские государственные университеты получают значительные субсидии от правительства (Commonwealth Support), чтобы иметь возможность предлагать обучение по программам бакалавриата с низшей оплатой [3].
В университете Монаш можно получить квалификацию бакалавра образования (Bachelor of Early Childhood Education) за четыре года стационарного обучения (192 кредита) или бакалавра воспитания (Bachelor of Early Childhood Studies) за три года стационарного обучения (144 кредита) или за два года обучения (поступление на основании диплома в сфере детских услуг - Diploma of Children’s Services). Если имеется такой диплом и как минимум один год постоянного стажа работы, то студентам зачисляется 48 кредитов [1].
Все программы подготовки педагогов должны включать курсы о культуре и языке коренных жителей Австралии, информационные технологии, а также обучения детей с особенными потребностями [8].
Бакалавры, которые обучаются четрые года, имеют право работать в подготовительных группах с четырехлетними детьми дошкольных заведений (за год перед обязательным школьным образованием).
Следует отметить, что 10 высших учебных заведений готовят бакалавров дошкольного образования для работы с детьми от 0 до 12 лет или от 3 до 12 лет, в то время как большая часть университетских квалификаций дает право работать с детьми от 0 до 8 лет или от 3 до 5 лет [8].
Двойные степени бакалавров (Double Degrees)
предлагают только 9 стационарных программ подготовки. Изучение всех двойных программ длится четыре года, кроме университета Гриффита (4 - 5 лет), который готовит к работе с детьми от 0 до 12 лет, и дают такие дополнительные специализации, как: искусство, креативное творчество, общественные услуги [1].
В Австралии развитая система последипломного образования (можно получить в 11 высших заведениях). Последипломная подготовка учителя требует от полугода до одного года стационарного обучения с целью усовершенствования определенных навыков и овладения новыми, после чего выпускник получает соответственно сертификат специалиста (Graduate Certificate) или диплом специалиста (Graduate Diploma). Как правило, это дает возможность поступления на получение квалификации учителя начальной школы на основании трехгодичного диплома бакалавра обучения или бакалавра воспитания или переквалификация учителей начальной и средней школы, или бакалавров других направлений на специализацию в сфере раннего детства.
Программы подготовки магистров образования раннего детства классифицируются как последипломное образование (Post-graduate study), длительность которого варьирует от программы и университета (предлагают 6 ВУЗов) от 1 до 2 лет (в зависимости от имеющейся квалификации). Выделяют магистратуру исследовательскую (Research), магистратуру учебную (Coursework), магистратуру профессиональную, связанную с реализацией определенных проектов (Extended). Квалификацию «магистра обучения (раннее детство)» - Master of Teaching (Early Childhood) - в университете Западной Австралии можно получить только стационарно на протяжении 2 лет (90 кредитов), а в университете Монаш - в течение 1,5 лет с большей длительностью семестров (96 кредитов).
Австралийские ВУЗы предлагают такие формы обучения: стационарную (full-time або on-campus), заочную (part-time або externa), дистанционную (distant (online або eLearning), обучение за гибким графиком (flexible або mixed-mode), мультикам-пусное обучение (multi-campus).
Формы образования - заочную, дистанционную (он-лайн) или за гибким графиком - предлагают 47 образовательных программ различных ВУЗов страны. Заочную форму обучения выбирают в основном те, кто учится на последипломных программах (для получения сертификата выпускника - полгода или диплома выпускника - 1 год), коренное население, студенты зрелого возраста, которые работают на полную ставку.
Отдельно нужно выделить особенности обучения коренного населения Австралии (Aboriginal and Torres Strait Islander people), которое составляет лишь более 1 % всех студентов ВУЗов Австралии. Именно поэтому все университеты интересуют коренные жители: вступлением на специальные программы подготовки для тех, кто живет в географически отдаленных районах. Например, университет Кертина предлагает сокращенный курс бакалавра образования
раннего детства; университет Маккуори - трехгодичную программу подготовки с компонентом обучения по месту проживания; университет Южной Англии - двухгодичную программу, также трехгодичную программу бакалавра обучения (образование населения анангу), которые дают право выпускникам работать как в дошкольных заведениях, подготовительных группах, так в младшей школе в общинах анангу; институт Бетчелор - мультикампусные программы бакалавров обучения и образования (раннее детство) [1]. Эти ВУЗы предлагают такие специфические формы обучения: выезд преподавателей в места проживания коренных общин и проведение сессии непосредственно там, при школах; вовлечение других высших учебных заведений, которые находятся наиболее близко к общинам, полное или частичное он-лайн обучение, возможности досрочного окончания программ. В штате Квинслед действует образовательная программа для обучении будущих учителей из отдаленных районов (RATEP -The Remote Area Teacher Education Program), которую поддерживает университет Джеймса Кука.
В Австралии много студентов выбирают дистанционную (он-лайн) форму обучения, по которой обучаться легче и комфортней. Для этого можно использовать свободное время, легко писать работы, можно больше общаться с преподавателем по электронной почте, при помощи чат-занятий и вебзанятий (на специальных образовательных вебфорумах), которые проводятся при помощи возможностей сети Интернет; прослушивать записанные лекции или сделать соответственно своим возможностям разноуровневые задания на выбор.
Рассмотрим содержание программы подготовки бакалавров дошкольного образования университета Монаш.
На протяжении первого года обучения студенты изучают ряд критических взглядов на процесс обучения, понятие способностей, мотивацию, а также интерес к обучению, изучают способы общения, роль языка и речи, углубляют представление о преподавании и образовании, учатся критически оценивать научную литературу о сущности профессии, изучают теоретические основы дошкольного образования, в частности те, которые касаются коренных жителей, феминистические теории, исследуют концепции ранней компетентности детей, изучают развитие детей в условиях научно-технического прогресса, рассматривают комплексный подход к ознакомлению детей с искусством.
На протяжении второго года студенты определяют компетенции, которые являют собой связь детей дошкольного возраста с окружающим миром, знакомятся с теоретическими аспектами обучения и развития детей, изучают компоненты экспериментального обучения, изучают методики преподавания, изучают, как системы образования на глобальном и местном уровнях соответствуют социальной справедливости, совершенствуют профессиональные навыки, изучают программы и методики обучения в начальной школе, проходят практику (Professional Placement), подготавливают отчет-портфолио.
На третьем курсе подготовки углубляют знания, которые касаются изучения элементов математики, анализируют методики обучения, разрабатывают и предлагают собственные, изучают и оценивают уровень знания и развития детей дошкольного возраста, изучают учебные планы и программы дошкольных заведений.
На протяжении четвертого года обучения изучают концепции обучения и развития детей до 12 лет, в том числе понятие инклюзивности, изучают требования к современному специалисту дошкольного образования (профессиональна этика, предоставление услуг, профессиональное руководство, пропаганда достижений современной науки, возможности и перспективы развития карьеры), изучают организационные требования к педагогу, получают информацию о возможности трудоустройства, учатся контролировать свои действия, разрабатывают игровые программы для детских садов и центров раннего развития, обучаются сотрудничеству с коллегами и семьями детей, изучают игровые методики, учатся эффективно управлять деятельностью детей, разрабатывают интересные проекты, анализируют результаты, их значение, популярные культуры, гендерный аспект взаимодействия [8].
Учебный год длится с февраля по ноябрь, с июня по июль следующего года и делится в основном на 2 семестра. На протяжении 3 семестра, летнего, большие университеты организовывают летние школы (языковые для иностранцев).
Все программы подготовки бакалавров дошкольного образования можно систематизировать на 11 категорий:
- 3-годичная основная подготовка (дети от 0 до 5 лет);
- 4-годичная основная подготовка (дети от 0 до 5 лет);
- 4-годичная основная подготовка (дети от 0 до 8 лет);
- 4-годичная основная подготовка (дети от 0 до 12 лет);
- 4-годичная основная подготовка (дети от 3 до 8 лет);
- 4-годичная основная подготовка (дети от 3 до 12 лет);
- 4-годичная основная подготовка (без указания возраста детей);
- переподготовка с 3-годичной на 4-годичную степень;
- переподготовка с профессионального диплома на степень бакалавра;
- переход с начального образования в сферу образования и услуг в раннем детстве;
- переход со степени (непедагогической) в сферу раннего детства.
Все программы подготовки специалистов раннего детства должны состоять из 6 направлений, определенных учебным планом:
- психология и развитие ребенка (Psychology and Child Development);
- изучение курикулума дошкольной подготовки (Curriculum Studies);
- методики обучения (Pedagogy);
- история и философия раннего обучения (History and Philosophy of Early Childhood Education);
- семья и коллектив (Family and Community Contexts);
- профессиональная практика в дошкольных заведениях (Early Childhood Professional).
Следует заметить, что в программах некоторых учебных заведений можно легко определить направление за названием дисциплин (Language and Literacy Development), а в других из-за интеграции достаточно сложно это сделать.
Кроме теоретической подготовки обязательным элементом всех программ есть практическая подготовка - прохождение педагогической практики от 12 до 20 недель.
Рассмотрим виды и длительность практики бакалавров образования в раннем детстве на примере университета Монаш. Виды профессиональной практики есть такие: «Наблюдение в дошкольных заведениях» (Learning and educational inquiry), «Ранняя грамотность», «Методики обучения в раннем детстве», «Профессиональная практика: дети до 3 лет» (Inquiry in professional practice: Infants and toddlers), «Профессиональная практика: уход за ребенком» (Inquiry in professional practice: Child care), «Профессиональная практика: младшая начальная школа» (Inquiry in professional practice: Junior primary), «Профессиональная практика: старшая начальная школа» (Inquiry in professional practice: Upper
primary), «Программы раннего детства» (The early childhood curriculum). В целом студенты должны пройти не менее 80 дней практики, а тем, которые поступили на основании профессионального диплома в сфере детских услуг (Diploma of Children's Services), засчитывается 1 год (48 кредитов) и до 40 дней практики [8].
На основании сказанного выше можно утверждать, что педагогическое образование в Австралии является трехуровневым, доступным, разновариантным и гибким. На наш взгляд, заслуживает внимания и изучения забота правительства о развитии учебных заведений, инвестиции в сферу образования, программы последипломного образования, сотрудничество университетов и педагогических факультетов, также центров профессионального образования TAFE (Technical and Further Education), развитый спектр дистанционных программ.
Литература
1. ACDE: Australian Council of Deans of Education. -URL: http//www. acde.edu.au/members.html.
2. Australian Qualification Framework. - URL: http:// www.aqf.edu.au/Portals/0/Documents/Handbook/AustQuals% 20F rmwrkFirstEditionJuly2011_FINAL.pdf.
3. Early Childhood courses. Monash University. - URL: http://www.monash.edu.au/study/coursefinder/.
4. Higher Education Support Act, 2003 // Commonwealth of Australia Law. - URL: http://www. comlaw.gov.au/comlaw/ Legislation/ ActCompilation1. nsf/0/ 91FD 9474C87B50A0CA 256F85000DEF57/$file/HigherEducationSupport2003WD02.p df.
5. Legislation: Education and Care Services National Law
Act / Victorian Legislation and Parliamentary Documents. 2010. - URL:http://www.legislation.vic.gov.au/Domino/
Web_Notes/LDMS/PubStatbook.nsf/51dea49770555ea 6ca256da4001b90cd/b73164fe5da2112dca2577ba0014d9ed! O penDocument.
6. Melbourne Declaration on Educational Goals for Young Australians. - URL: http://www.curriculum.edu.au.
7. National Early Childhood Development Strategy Investing in the Early Years. - URL: http://www. deewr.gov. au/earlychildhood/policy_agenda/pages/earlychildhooddevelop mentstrategy.aspx.
8. Overview. Teacher education, Australia. - URL:
http://221.121.69.112/AEI/CEP/Australia/EducationSystem/Te acher/Overview/ default. htm
9. Quality Teaching. - URL: http://www.deewr.gov.au/ Schooling/QualityTeaching/professionalexperience/Pages/ home.aspx.
10. Watson, L. Characteristics and Delivery of Early
Childhood Education Degrees in Australia. - Final Report. -Part A / L. Watson, B. Axford // Faculty of Education, University of Canberra. - October 2008. - URL: http://
www.deewrgov.au/EarlychildhoodPolicy_Agenda/ EarlyChild-hoodWorkforce//Documents/Final_Report_PART_ A.pdf.
УДК 37
Е.А. Головина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011 - 2015 ГОДЫ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Конвенция Организации Объединенных наций о правах инвалидов, принятая в 2006 г., предусматривает, что государства-участники должны ликвидировать все барьеры, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, в том числе и в сфере информации. Общие принципы и направления, отражаемые в Конвенции, конкретизируются и совершенствуются в законодательных актах стран-участников. Примером последовательного решения этой проблемы может служить Государственная программа РФ «Доступная среда».
Права инвалидов, конвенция ОНН, законы РФ, Программа РФ «Доступная среда», люди с ограниченными возможностям, социальная защита инвалидов.
International Labour Organization’s convention on the rights of people with disabilities adopted in 2006 provides that the mem-ber-states are required to eliminate all the barriers faced by people with disabilities, including the sphere of information. General principles and directions of the Convention are specified and improved in the legislative acts of the member-states. The state program of the Russian Federation «Accessible environment» can serve as the solution of the problem.
The rights of people with disabilities, ILO convention, the laws of the Russian Federation, the program «Accessible environment», people with disabilities, social protection of disabled people.
Более 600 млн. чел. в мире являются инвалидами. Если добавить к этим данным число людей с временными или возрастными нарушениями, то показатель достигнет в среднем 18 - 20 % населения большинства стран. Более того, по мнению большинства исследователей, «инвалидность - одна из главных
причин бедности: она часто означает недостаток или полное отсутствие образования, безработицу, всевозможные лишения. Разработки в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приходятся как нельзя кстати для того, чтобы разорвать этот порочный круг» [1, с. 1], - отмечает Т. Ершова - главный редактор журнала «Информационное общество» в интервью с Акселем Леблуа, директором- исполнителем Глобальной инициативы за инклюзивные ИКТ (031з1).
Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, принятая в 2006 г. [2], предусматривает, что государства должны ликвидировать препятствия и барьеры, с которыми сталкиваются инвалиды в разных областях, в том числе в сфере информации и связи. И в этом смысле доступ к ИКТ, зафиксированный в документах ООН - это инструмент продвижения прав человека, возможность преодоле-
вать бедность в широком смысле слова, получение качественного образования и включение человека в жизнь общества.
Российское законодательство в области защиты прав и интересов инвалидов было представлено Федеральным Законом № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон был принят 24 ноября 1995 г. и состоит из 6 глав, объединяющих всего 36 статей. В этом законе нет прямой ссылки на доступ инвалидов именно к информационно-коммуникационным технологиям, однако существует статья № 14, которая определяет доступ инвалидов вообще к информации - «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» и гарантирует право инвалида на получение информации. «В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодиче-