Научная статья на тему 'КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ, 
ЗАМЕЩАЮЩИМ (ПРЕТЕНДУЮЩИМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ) 
ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО 
СЛЕДСТВИЯ 
'

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ (ПРЕТЕНДУЮЩИМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ) ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы предварительного следствия / управление органами предварительного след-ствия / начальники органов предварительного следствия / квалификационные требова-ния / направления профессиональной служебной деятельности. / bodies of preliminary investigation / management of bodies of preliminary investigation / heads of bodies of preliminary investigation / qualification requirements / directions of professional service activity.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Можаева Ирина Павловна, Ефремова Елена Александровна

Введение: в статье поднимаются проблемные вопросы разработки и правового закрепления квалификационных требований к сотрудникам, замещающим (претенду-ющим на замещение) должности руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также должности начальников органов предвари-тельного следствия территориальных органов МВД России на региональном и район-ном уровнях, представлена примерная модель квалификационных требований. Материалы и методы: основу исследования составляет законодательство Рос-сийской Федерации, научные исследования в области квалификационных требований сотрудников, замещающих (претендующих на замещение) должности начальников органов предварительного следствия. Методологическую основу составляют обще-научные и частнонаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, корреляция, регрессионный и факторный анализы, экспертные оценки. Результаты исследования: установлено, что назначение на руководящие должности компетентных сотрудников требует разработки, внедрения и поддержания в актуальном состоянии системы квалификационных требований, включающей дета-лизированные требования к профессиональному образованию, стажу службы и (или) стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным и личностным качествам, знаниям, навыкам и умениям. Выводы и заключения: комплексный анализ эмпирической базы позволил ав-торам сформировать научно обоснованную модель квалификационных требований к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Можаева Ирина Павловна, Ефремова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR EMPLOYEES WHO ARE REPLACING (APPLYING FOR REPLACEMENT) POSITIONS OF HEADS OF PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES

Introduction: the article raises the problematic issues of development and legal consolidation of the qualification requirements to employees of replacement (applying to) the posts of heads of the investigative bodies of the Investigative Committee of the Rus-sian Federation, as well as positions of heads of bodies of preliminary investigation of ter-ritorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia at regional and district levels, presents an exemplary model of qualification requirements. Materials and Methods: the research is based on the legislation of the Russian Federation, scientific research in the field of qualification requirements of employees who are replacing (applying for replacement) positions of heads of preliminary investigation bodies. The methodological basis of the research consists of General scientific and specif-ic scientific methods: analysis, synthesis, comparison, generalization, correlation, regres-sion and factor analysis, expert assessments. Results of the Study: it is established that ensuring the appointment of competent employees to senior positions requires the development, implementation and maintenance of a system of qualification requirements, including detailed requirements for professional education, service experience and (or) work experience in the specialty, professional and personal qualities, knowledge, skills and abilities. Findings and Conclusions: a comprehensive analysis of the empirical base allowed the authors to form a scientifically-based model of qualification requirements for employ-ees who are replacing (applying for replacement) the positions of heads of preliminary in-vestigation bodies at the regional and district levels.

Текст научной работы на тему «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ (ПРЕТЕНДУЮЩИМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ) ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ »

УДК 343.131.2

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-1-124-136

Можаева Ирина Павловна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра Академии управления МВД России доктор юридических наук E-mail: mirina-crim@yandex.ru

Ефремова Елена Александровна

доцент кафедры Московской академии Следственного комитета Российской Федерации кандидат юридических наук E-mail: efelal@ya.ru

Mozhaeva Irina Pavlovna

Chief Scientific Researcher of the Scientific Research Center, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Doctor of Law E-mail: mirina-crim@yandex.ru

Efremova Elena Alexsandrovna

Associate Professor of Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Candidate of Law E-mail: efelal@ya.ru

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ (ПРЕТЕНДУЮЩИМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ) ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

СЛЕДСТВИЯ

Введение: в статье поднимаются проблемные вопросы разработки и правового закрепления квалификационных требований к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также должности начальников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, представлена примерная модель квалификационных требований.

Материалы и методы: основу исследования составляет законодательство Российской Федерации, научные исследования в области квалификационных требований сотрудников, замещающих (претендующих на замещение) должности начальников органов предварительного следствия. Методологическую основу составляют общенаучные и частнонаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, корреляция, регрессионный и факторный анализы, экспертные оценки.

Результаты исследования: установлено, что назначение на руководящие должности компетентных сотрудников требует разработки, внедрения и поддержания в актуальном состоянии системы квалификационных требований, включающей детализированные требования к профессиональному образованию, стажу службы и (или) стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным и личностным качествам, знаниям, навыкам и умениям.

Выводы и заключения: комплексный анализ эмпирической базы позволил авторам сформировать научно обоснованную модель квалификационных требований к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях.

Ключевые слова: органы предварительного следствия, управление органами предварительного следствия, начальники органов предварительного следствия, квалификационные требования, направления профессиональной служебной деятельности.

QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR EMPLOYEES WHO ARE REPLACING (APPLYING FOR REPLACEMENT) POSITIONS OF HEADS OF PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES

Introduction: the article raises the problematic issues of development and legal consolidation of the qualification requirements to employees of replacement (applying to) the posts of heads of the investigative bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation, as well as positions of heads of bodies of preliminary investigation of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia at regional and district levels, presents an exemplary model of qualification requirements.

Materials and Methods: the research is based on the legislation of the Russian Federation, scientific research in the field of qualification requirements of employees who are replacing (applying for replacement) positions of heads of preliminary investigation bodies. The methodological basis of the research consists of General scientific and specific scientific methods: analysis, synthesis, comparison, generalization, correlation, regression and factor analysis, expert assessments.

Results of the Study: it is established that ensuring the appointment of competent employees to senior positions requires the development, implementation and maintenance of a system of qualification requirements, including detailed requirements for professional education, service experience and (or) work experience in the specialty, professional and personal qualities, knowledge, skills and abilities.

Findings and Conclusions: a comprehensive analysis of the empirical base allowed the authors to form a scientifically-based model of qualification requirements for employees who are replacing (applying for replacement) the positions of heads of preliminary investigation bodies at the regional and district levels.

Key words: bodies of preliminary investigation, management of bodies of preliminary investigation, heads of bodies of preliminary investigation, qualification requirements, directions of professional service activity.

Динамические процессы обновления общества, которые происходят в нашей стране, изменение отношения граждан к разному роду антисоциальным проявлениям требуют более эффективной борьбы с правонарушениями. В условиях кардинальных преобразований, имеющих место в России, перед правоохранительными органами стоит задача изменения приоритетов в направлении демократизации взаимоотношений с гражданами, беспрекословного соблюдения прав человека, оказания помощи населению как в правовых, так и в социальных вопросах. Сказанное непосредственно касается и определения более приемлемых к современным реалиям квалификационных требований к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности начальников следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, так как на стабильность деятельности данных органов, успешное выполнение поставленных перед ними задач в сфере уголовного судопроизводства важное значение имеют грамотность и профессионализм возглавляемых ими лиц, что в конечном итоге оказывает большое влияние на общество, а общество демонстрирует свое отношение к правоохранительной системе в целом.

Вместе с тем проведенное исследование показало, что в настоящее время отсутствует как правовая регламентация разработки квалификационных требований, предъявляемых к рассматриваемой категории руководителей, так и единый подход к их системе. Так, федеральное законодательство в сфере деятельности органов внутренних дел устанавливает хоть и обязательные, но только общие квалификационные требования, предъявляемые ко всем видам и категориям должностей в системе МВД России1. Аналогично поступает законодатель и применительно к Следственному комитету Российской Феде-радии, апеллируя весьма пространными требованиями, относящимися ко всем сотрудникам данного ведомства, указывающими на необходимость у них соответствующего уровня и вида образования, а также профессиональных и моральных качеств2.

Попытка выделить специальные квалификационные требования для сотрудников, относящихся к определенной должностной категории, прослеживается во внутриведомственных нормативных правовых актах. В частности, применительно к органам внутренних дел это требования к стажу службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для лиц, замещающих должности среднего и старшего начальствующего состава3. Однако и таким требованиям присущ общий, без учета специфики направления деятельности соответствующих руководителей характер. Единственным специальным квалификационным требованием к должностям, выполне-

1 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЭ (ст. 9). URL: http://www.consultant.ru/docmnent/ cons_doc_LAW_122329/ (дата обращения 24.08.2020).

2 О Следственном комитете Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 28 дек. 2010 г. № 403-ФЭ (ст. 16). URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_l22329/ (дата обращения 24.08.2020).

3 Приложение № 11 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 1 февр. 2018 г. № 50. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 1805114/#review (дата обращения 24.08.2020).

ние обязанностей по которым предусматривает организацию расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел, является наличие высшего юридического образования1.

В Следственном комитете Российской Федерации квалификационные требования к профессиональным знаниям и профессиональным навыкам разработаны только для соответствующих должностей федеральной государственной гражданской службы, в том числе и по категории «руководитель»2. Перечень определенных квалификационных требований представлен также в примерных должностных регламентах федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации3. Однако применение таковых к начальникам следственных органов неправомерно.

Большое значение при определении квалификационных требований играет профессионализм руководителя органа предварительного следствия, который формируется в пределах двух деятельностных аспектах:

1) внешнего, связанного с преобразовательной деятельностью, направленной на внешние для руководителя объекты (информация, процессы, сотрудники, граждане);

2) внутреннего, связанного с самопреобразовательной деятельностью, направленной на самоактивизацию и профессиональное развитие в процессе профессиональной деятельности.

В условиях сочетания этих составляющих и возникает новое качество - профессионализм - способность к стабильно успешному, квалифицированному выполнению профессиональных функций и задач.

Соответственно, как показывает анализ деятельности органов предварительного следствия по подбору, расстановке и подготовке своих руководящих кадров, отсутствует выработка единого подхода в данном направлении, что свидетельствует о необходимости универсальных единых квалификационных требований к сотрудникам, на которых возложено осуществление руководства органами, наделенными функциями предварительного следствия. Это позволит оптимизировать методы, формы и содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, усовершенствовать организационно-правовые основы оценки их деятельности, определить вектор развития научной организации деятельности субъектов досудебного производства, а также разрешить заявленную проблематику в статье.

Детальный анализ нормативных правовых актов, определяющих деятельность органов предварительного следствия в системе МВД России, научных исследований в

1 Приложение № 13 к указанному Порядку.

2 Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в Следственном комитете Российской Федерации: приказ Следственного комитета Российской Федерации от 4 июля 2012 г. № 39. URL: https://www.sledcom.ru (дата обращения 24.08.2020).

3 Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации: приказ Следственного комитета Российской Федерации от 13 мая 2014 г. № 40. URL: https://base.garant.ru/70709982/ (дата обращения 23.08.2020).

указанной области, а также закрепленных прав и возложенных на их руководителей обязанностей позволил сформулировать научно обоснованные примерные квалификационные требования к соответствующей должностной категории лиц, которые могут быть полезны (или выступить в качестве фундамента) для разработки таковых применительно к сотрудникам Следственного комитета.

Квалификационные требования включают в себя три раздела [5, с. 118-120]:

I. Общие положения.

II. Система квалификационных требований.

III. Основные направления профессиональной служебной деятельности в органах предварительного следствия системы МВД России.

Раздел I. Общие положения.

1. Система квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях, представляет собой совокупность требований к достаточному уровню образования и имеющейся специальности, служебному стажу и стажу (опыту) деятельности по указанному направлению, обладающим профессиональными и личностными высокоморальными качествами, а также к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для замещения должностей руководителей органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях.

2. Квалификационные требования дифференцируются на:

- уровень региональный - заместители министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений (управлений) по иным субъектам Российской Федерации - начальники главных следственных управлений (следственных управлений, отделов)1 [1, 2, 3];

- уровень районный — заместители начальников управлений (отделов, отделений) МВД России по муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъек-

1 Перечень должностей старшего и среднего начальствующего состава и соответствующих им предельных специальных званий в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, утвержденный приказом МВД России от 30.04.2011 №333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»; Типовая структура территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, утвержденная приказом МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»; Типовое положение о следственном управлении (отделе) управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного Министерству внутренних дел Российской Федерации, главном следственном управлении (управлении, отделе) министерства внутренних дел по республике, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 09.01.2018 № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России».

та Российской Федерации, УВД по административным округам ГУ МВД России по г. Москве - начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп)1:

1) заместители начальников управлений МВД России по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям - начальники следственных управлений2 [4];

2) заместители начальников управлений, отделов, отделений МВД России по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте — начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп)3.

3. Квалификационные требования разработаны с целью определения соответствия образования, стажа службы и стажа (опыта) работы по направлению деятельности, направлению подготовки, профессиональных и личностных качеств, знаний, навыков и умений сотрудников, замещающих должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях. Соответствие квалификационным требованиям определяется при аттестации, а также при проведении

1 Перечень должностей старшего и среднего начальствующего состава и соответствующих им предельных специальных званий в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденный приказом МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»; Квалификационные требования к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности начальников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (п. 45 Плана научной деятельности Академии управления МВД России на 2017 г. по заявке Следственного департамента МВД России от 11.07.2016 № 17/2-18300).

2 Типовое положение о следственном управлении управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям, утвержденное приказом МВД России от 09.01.2018 № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России».

3 Типовое положение о следственном управлении (отделе) линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненного управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, следственном управлении (отделе, отделении, группе) управления, отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте, следственном отделе (отделении, группе) линейного отдела, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, следственном управлении управления внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, следственном отделе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур», утвержденное приказом МВД России от 09.01.2018 № 1 «Об органах предварительного следствия в системе МВД России».

иных мероприятий по оценке кадрового состава.

4. Система квалификационных требований включает в себя базовые и функциональные квалификационные требования [5, с. 12].

5. В квалификационных требованиях применяются следующие определения:

Базовые квалификационные требования - требования к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях, предъявляемые к достаточному уровню образования и имеющейся специальности, служебному стажу и стажу (опыту) деятельности по указанному направлению, обладающими профессиональными и личностными высокоморальными качествами, соответствие которых необходимо для исполнения должностных обязанностей.

Функциональные квалификационные требования - требования к совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для замещения должностей руководителей органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях.

Направление деятельности - деятельность органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с целями, задачами, полномочиями и функциями на региональном и районном уровнях.

Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в сфере уголовного судопроизводства и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности.

Стаж (опыт) службы — периоды профессиональной служебной деятельности на должностях в органах внутренних дел, в том числе в органах предварительного следствия, после получения документа об образовании и квалификации по определенной специальности (направлению подготовки), в течение которых применялись и совершенствовались знания, умения и навыки, приобретенные в рамках указанного образования.

Профессиональные знания - совокупность правовых и иных знаний, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.

Профессиональные умения - освоенные способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний.

Профессиональные навыки - способности применения профессиональных знаний и умений при исполнении должностных обязанностей, сформированные путем повторения и доведенные до автоматизма, ставшие привычными, осуществляемые без контроля сознания.

Профессиональные качества - характеристики, проявляемые в поведении, отражающие совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.

6. Квалификационные требования могут быть реализованы путем осуществления в органах предварительного следствия комплекса целенаправленных мероприятий:

1) по разработке нормативных правовых и иных актов, регламентирующих дея-

тельность органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях, а также управленческих решений;

2) по оценке соответствия сотрудников, замещающих (претендующих на замещение) должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях;

3) по разработке должностных регламентов (инструкций) сотрудников, замещающих должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях;

4) по повышению квалификации сотрудников, замещающих должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях.

Раздел II. Система квалификационных требований.

7. Система квалификационных требований объединяет следующие виды требований:

- базовые квалификационные;

- функциональные квалификационные.

К базовым квалификационным требованиям относятся:

- требования к должному уровню профессионального образования;

- требования к продолжительности стажа (опыта) службы по направлению деятельности, направлению подготовки вне зависимости от направления деятельности;

- требования к личным качествам.

К функциональным квалификационным требованиям относятся:

- требования к знаниям правовых основ общих и специальных направлений деятельности органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях;

- требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам сотрудников, замещающих (претендующих на замещение) должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях.

Раздел III. Основные направления профессиональной служебной деятельности в органах предварительного следствия системы МВД России1 [6].

8. Основными задачами органов предварительного следствия являются:

- обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

- организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.

9. Органы предварительного следствия осуществляют следующие основные функции:

- анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, разрабатывают и

1 Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное указом Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;

- изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;

- организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

- изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

- обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

- организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

В этой связи возможно предложить модель квалификационных требований к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности начальников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Структурно-содержательный анализ модели квалификационных требований возможно представить в виде двух блоков:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) базовые квалификационные требования;

2) функциональные квалификационные требования.

Базовые квалификационные требования:

Требования к уровню профессионального образования - сотрудники, замещающие (претендующие на замещение) должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях обязаны иметь высшее юридическое образование.

Требования к продолжительности стажа службы и стажа работы по направлению деятельности к сотрудникам, замещающим (претендующим на замещение) должности начальников органов предварительного следствия классифицируются в зависимости от уровня:

Первый уровень региональный - заместители министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений (управлений) по иным субъектам Российской Федерации - начальники главных следственных управлений (следственных управлений, отделов) - стаж следственной работы (включая стаж работы в органах прокуратуры, судейской работы) не менее 7-12 лет (в зависимости от численности возглавляемого отдела) и стаж руководящей работы на различных должностях в органах предварительного следствия и дознания, а в исключительных случаях и в оперативных службах не менее 5-7 лет.

Второй уровень районный - заместители начальников управлений (отделов, отделений) МВД России по муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, УВД по административным округам ГУ МВД России по г. Москве - начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп):

1) заместители начальников управлений МВД России по городу (городскому округу), по нескольким муниципальным образованиям - начальники следственных управлений - стаж следственной работы не менее 5-7 лет (в зависимости от численности возглавляемого отдела) и стаж руководящей работы на различных должностях не менее 3-5 лет;

2) заместители начальников управлений, отделов, отделений МВД России по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на части территории административного центра субъекта Российской Федерации, по закрытому административно-территориальному образованию, на особо важном и режимном объекте — начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп) - стаж следственной работы не менее 2-5 лет (в зависимости от численности возглавляемого отдела).

Требования к личностным качествам - сотрудники, замещающие (претендующие на замещение) должности начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях должны соответствовать следующим личностным качествам (профессиограмма) :

1. Уровень социальной адаптации личности:

- высокий уровень социальной адаптации, социальная и служебная ответственность;

- высокий уровень правосознания, воспитания и культуры;

- честность, гражданское мужество, объективность, принципиальность;

- чуткость, скромность и нравственная чистота;

- способность к самонаблюдению, самокритике, самоконтролю, адекватный уровень притязаний и самооценки.

2. Интеллектуальный уровень:

- развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление;

- аналитические способности, умение оперативно воспринимать новые знания и адаптировать их к целям, задачам и функциям деятельности;

- способность к анализу, синтезу и обобщению информации;

- умение сосредоточиться на главном, системность в изложении материала, логичность и последовательность в изложении заключений и выводов.

3. Психологическая (эмоциональная) устойчивость личности:

- высокая работоспособность;

- устойчивость к стрессу и психофизическим перегрузкам;

- способность к контролю над поведением и эмоциональными проявлениями, толерантность, уравновешенность, продуктивность в состоянии эмоционального стресса;

- сила воли, уравновешенность, физическое здоровье.

4. Коммуникативные качества личности:

- общительность, умение устанавливать межличностный контакт;

- эмоциональная устойчивость;

- умение слушать других;

- развитая коммуникативная сфера, культура речи (богатый словарный запас, умение правильно формулировать ответы, умение вести деловую беседу);

- свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;

- взаимодействие с сотрудниками иных следственных подразделений, ответственность и исполнительность при выполнении служебных обязанностей;

- способность правильно осуществлять взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, органов государственного и муниципального контроля, других органов государственной власти, институтами гражданского общества;

- вежливое и внимательное отношение к гражданам во время исполнения служебных обязанностей, а также в нерабочее время, тактичное отношение к институтам гражданского общества с сохранением независимости, требовательности и принципиальности.

5. Когнитивная сфера:

- достаточный уровень объема, концентрации внимания;

- наблюдательность, гибкость мышления.

Функциональные квалификационные требования: требования к совокупности знаний, умений и навыков сотрудников, замещающих (претендующих на замещение) должности начальников органов предварительного следствия территориальных органов МВД России, необходимые для исполнения должностных обязанностей на региональном и районном уровнях [7].

Использование разработанных квалификационных требований повысит качество отбора кадров для назначения на руководящие должности в органах предварительного следствия на региональном и районном уровнях, оценку их квалификации, профессионального развития, формирования кадрового резерва и ротации.

На основании изложенного материала можно сделать вывод о том, что соблюдение приведенного выше подхода к установлению квалификационных требований к руководителям органов предварительного следствия создаст возможности для активизации и мобильности кадрового потенциала следственных подразделений и расширит перспективы должностного роста соответствующих сот-рудников.

Ряд ученых придерживаются мнения о том, что в условиях реформирования системы государственного управления квалификационные требования не могут в полной мере гарантировать эффективность работы органа, если изменения коснутся определенных полномочий или структурной реорганизации [8; 9; 10]. Поэтому в процессе изучения качеств кандидата на вышеуказанные должности важно ориентироваться еще и на наличие у них определенных потенциальных способностей, деловых и профессиональных качеств, которые можно будет эффективно использовать для выполнения поставленных перед ними правоохранительных задач.

Расширение осведомленности сотрудников органов предварительного след-

ствия о квалификационных требованиях повысит открытость службы и соз-даст важные предпосылки для формирования у них реального понимания потенциальных возможностей для замещения должностей начальников органов предварительного следствия на региональном и районном уровнях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Егоров С.А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов / С.А. Егоров // Актуальные проблемы российского права.-2016.-№4(65).-С. 150-155.

2. Казанник А.И. Научная организация управленческого труда в государственных и муниципальных учреждениях России: монография / А.И. Казанник. - Омск: Омский дом печати, 2004. - 400 с.

3. Казимирчук Г.И. Организация работы с резервом кадров для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел: учебное пособие - 5-е изд., перераб. и доп. - Домодедово: Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2011. - 81 с.

4. Костенко Ю.Я. Работа с кадровыми резервами подразделений и территориальных органов МВД России и основные направления ее совершенствования / Ю.Я. Костенко, O.A. Галанин // Вестник МВД России. - 2015. - № 5. - С. 72-77.

5. Кофтина Ю.Н. Правовое регулирование и организация замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2020. -204 с.

6. Маслов А.Е. Вопросы правового регулирования и организации профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел по месту службы / А.Е. Маслов, O.A. Чурсин // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 10. -С. 290-292.

7. Перков A.A. Взаимосвязь коммуникативной компетентности с формированием благоприятного морально-психологического климата в коллективе сотрудников органов внутренних дел / A.A. Перков // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 1 (4). - С. 108-111.

8. Пономарева М.А. Развитие стрессоустойчивости у руководителей правоохранительных органов как фактор совершенствования подготовки управленческих кадров / М.А. Пономарева // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. -Минск: Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2016. -С.447-448.

9. Прошин A.A. Руководящие кадры органов внутренних дел: требования, предъявляемые к ним в современных условиях / A.A. Прошин // Актуальные проблемы управления органами внутренних дел в условиях административной реформы: сб. научных статей. - М.: Академия управления МВД России, 2005. - С. 174-178.

10. Россинский С.Б. О полномочиях должностных лиц, осуществляющих следственные действия: вопросы теории и практики / С.Б. Россинский // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - № 8. - С. 73-81.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Egorov S.A. Legislative innovations in the field of development and application of professional standards / S.A. Egorov // Current problems of Russian law. - 2016. - № 4 (65).-P. 150-155.

2. Kazannik A.I. Scientific organization of managerial labor in state and municipal institutions of Russia: monograph / A.I. Kazannik. - Omsk: Omsk house of printing, 2004. -400 p.

3. Kazimirchuk G.I. Organization of work with the reserve of personnel for appointment to positions of senior staff of internal Affairs bodies: textbook - 5-th edit., revis. and suppl. - Domodedovo: All-Russian Institute for advanced training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2011. - 81 p.

4. Kostenko Yu.Y. Work with personnel reserves of divisions and territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia and the main directions of its improvement / Yu.Y. Kostenko, O.A. Galanin // Bulletin of the Ministry of internal Affairs of Russia. -2015. -№ 5. -P. 72-77.

5. Yu.N. Koftina Legal regulation and organization of filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation: dis.... Cand. jurid. sciences. - M., 2020.

6. Maslov A.E. Questions of legal regulation and organization of professional training of personnel of internal Affairs bodies at the place of service / A.E. Maslov, O.A. Chursin // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2015. № 10.-P. 290-292.

7. Perkov A.A. The Relationship of communicative competence with the formation of a favorable moral and psychological climate in the team of employees of internal Affairs agencies / A.A. Perkov // Bulletin of the Tyumen Institute for advanced training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2015. - № 1 (4). - P. 108-111.

8. Ponomareva M.A. Development of stress resistance in law enforcement leaders as a factor in improving the training of managerial personnel / M.A. Ponomareva // Problems of fighting crime and training personnel for law enforcement agencies: collection of materials of the international scientific and practical conference. - Minsk: Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus, 2016. - P. 447-448.

9. Proshin A.A. Managerial personnel of internal Affairs bodies: requirements for them in modern conditions / A.A. Proshin // Actual problems of management of internal Affairs bodies in the conditions of administrative reform: collection of scientific articles. - M.: Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2005. - P. 174-178.

10. Rossinsky S.B. on the powers of officials who carry out investigative actions: questions of theory and practice / S. B. Rossinsky // Laws of Russia: experience, analysis, practice. - 2017. - № 8. - P. 73-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.