Научная статья на тему 'Кузбасс в первой четверти XX В. : проблемы транспортного освоения'

Кузбасс в первой четверти XX В. : проблемы транспортного освоения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрюкова Светлана Вениаминовна

Рассматриваются проблемы формирования железнодорожной сети Кузбасса в контексте индустриального освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kuzbass in the beginning of XX century. The problems of the use rail transport for development of Kuzbass

The article considers the problems forming railway system of Kuzbass for industrial development. P. 104. Artuhova I.V. INITIAL PERIOD COLLECVTIONS FORMING REGIONAL. Initial period of collections forming by culture of Russian population in Tomsk Regional Museum. This article dedicates to initial period of ethnographic collections forming by Russian population in Tomsk Regional Museum.

Текст научной работы на тему «Кузбасс в первой четверти XX В. : проблемы транспортного освоения»

______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА________________________

№ 297 Апрель 2007

ИСТОРИЯ

УДК 947.084(571.17)

С.В. Андрюкова

КУЗБАСС В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX в.: ПРОБЛЕМЫ ТРАСПОРТНОГО ОСВОЕНИЯ

Рассматриваются проблемы формирования железнодорожной сети Кузбасса в контексте индустриального освоения.

Строительство Транссибирской магистрали создало условия для усиленного хозяйственного освоения Сибири, что в большей степени коснулось районов, прилегающих к железной дороге. Развитие юга Сибири сдерживалось отсутствием транспортных коммуникаций. Основная масса грузов поступала на Сибирскую железную дорогу водным путем и только в летний навигационный период, зимой товарное движение ограничивалось гужевым способом. В связи с этим возникла потребность в более надежном виде транспорта, действующем круглогодично и не зависящем от физико-географических условий. Железнодорожное строительство в Сибири, да и в стране в целом, длительное время находилось под воздействием доктрины о преимуществах транспортного освоения многочисленных речных артерий. При расчете экономической эффективности предполагаемого железнодорожного строительства все сводилось к сравнению его стоимости с так называемыми «дешевыми» в постройке и эксплуатации внутренними водными и конно-гужевыми сообщениями. В результате дорогое железнодорожное строительство представлялось разорительным, нецелесообразным и бесприбыльным [5. С. 22].

Тем не менее изменения в хозяйственной жизни Сибири, произошедшие в начале XX в., стимулировали интерес к железнодорожному строительству. Вопрос о перспективном развитии железнодорожного транспорта в Сибири обсуждался в рамках двух основных направлений. Сторонники первого направления считали необходимым в первую очередь заняться усилением провозной способности Транссибирской магистрали путем увеличения ее колейности (до семи), а уже потом по возможности заниматься региональной железнодорожной сетью. Второе направление было представлено идеей сооружения дополнительных магистральных путей в южных и северных районах и одновременного формирования региональной сети в местах концентрации природных ресурсов [3].

В соответствии с этим началось строительство второго пути Транссибирской железнодорожной магистрали и появились проекты, предусматривавшие строительство меридиональных подъездных путей с целью соединения южно-сибирских районов с существующей железной дорогой. Так, в 1906 г. впервые был поставлен вопрос о строительстве и дальнейшей эксплуатации железной дороги в Кузнецком уезде Алтайского горного округа [2. С. 117]. С этим предложением в Комиссию о новых железных дорогах обратился гражданский инженер А.Н. Перцов, который в начале XX в.

вместе с братьями занимался сооружением туннелей на Кругобайкальской железной дороге. В 1908 г. один из братьев - П.Н. Перцов - возглавил акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги, другой -Н.Н. Перцов - в 1912 г. - акционерное общество Черноморской железной дороги [1].

Этот вопрос мог получить положительное разрешение только при условии объединения строительства железной дороги и разработки недр региона, что стало возможным только в 1912 г. после передачи концессии на разведку и эксплуатацию месторождений каменного угля и железной руды на территории Алтайского горного округа акционерному обществу Кузнецких каменноугольных копей («Копикузу»). Свою деятельность общество начало с организации детального геологического исследования региона с целью выявления перспективных мест угледобычи, закладки новых шахт и рудников. Для этого по приглашению директора-распорядителя «Копикуза» И.И. Федоровича в Кузбасс приехали видные геологи, среди которых Л.И. Луту-гин, П.И. Бутов, А. А. Гапеев, В.И. Яворский и многие другие. Профессор Томского технологического института Н.В. Гутовский являлся консультантом «Копику-за» и занимался вопросами разработки проекта крупного металлургического завода [6. С. 71]. Мысль о создании завода в Кузбассе появилась еще в конце XIX в. Рассматривалось несколько проектов, некоторые из которых предполагали расширение и реконструкцию существующего Гурьевского завода и использование для металлургического производства салаирских и юр-мановских руд. Но были проекты, предусматривающие строительство нового завода на основе тельбесских руд и каменного угля южного Кузбасса [8]. В планы «Ко-пикуза» входило также строительство коксохимического завода в районе Кемерова, продукция которого могла пойти на нужды Урала и запроектированного металлургического завода.

Для решения поставленных задач и скорейшей организации транспортных перевозок было создано акционерное общество Кольчугинской железной дороги, которое в 1914 г. приступило к сооружению линии от станции Юрга Сибирской железной дороги до Кольчу-гинских каменноугольных копей с ветвью Топки - Кемерово. Была намечена сжатая и очень напряженная программа, и уже через восемь месяцев после начала строительных работ на линии было открыто рабочее движение [7].

Одновременно обществом был поставлен вопрос о планомерном развитии сети железных дорог, необхо-

димых для полного обслуживания бассейна. В поисках кратчайшего пути для вывоза угля на Урал были начаты изыскания линии от станции Кольчугино с выходом на Транссибирскую магистраль у станции Ояш и Ново-николаевск [7]. Поскольку югу Кузбасса в планах Ко-пикуза отводилась ключевая роль, было запланировано сооружение железнодорожных линий, соединяющих Кузнецк с Минусинском, Барнаулом, Тельбесским железорудным месторождением и Кольчугинской железной дорогой. Получив в 1916 г. разрешение на строительство вышеозначенных линий (кроме линии Кузнецк - Минусинск, строительство которой представлялось преждевременным), в срочном порядке приступили к сооружению железной дороги Кольчугино - Кузнецк - Тельбесс с ветвями к Шестаковским, Киселевским, Прокопьевским и Осиновским копям. Однако из-за отсутствия финансовых средств обществу пришлось отказаться от реализации плана железнодорожного строительства, сосредоточив работы на форсированном сооружении линии от Кольчугино до Прокопьевско-Киселевского угольного месторождения, разработка которого диктовалась стратегической необходимостью. К лету 1919 г. линия была доведена до Прокопьевска, но её техническое состояние не отвечало требованиям даже временной эксплуатации.

Железная дорога была достроена уже после национализации всех предприятий Копикуза в период восстановления народного хозяйства. В 1921 г. в Кузбасс была направлена первая бригада Сибирской трудовой армии, состоящая из красноармейцев 5-й Армии Восточного фронта, переведенных на положение трудмобилизованных. Трудармейцы работали на лесозаготовках, добыче угля и большая часть - на достройке железной дороги. Всего за несколько месяцев железнодорожный путь от Кольчугино до Прокопьевских копей был приведен в удовлетворительное состояние, но в эксплуатацию она была сдана только после доведения до Кузнецка в 1926 г.

Во второй половине 1920-х гг. в результате восстановительных работ промышленность достигла довоенного уровня, но уже не соответствовала потенциальным возможностям региона. Поскольку большое количество природных ресурсов было сосредоточено в азиатской части страны, а основное население и производственные мощности - в европейской, то проблема сдвига индустрии на Восток стала актуальной как никогда. В сложившейся ситуации приоритетным становится Урало-

Кузнецкий проект, суть которого заключалась в соединении коксующихся углей Кузбасса с уральской железной рудой и создания на этой основе второй угольнометаллургической базы с широким развитием промышленности Урала и Западной Сибири. Решение проблемы Урало-Кузбасса основывалось на согласовании проектов, разработанных в годы Гражданской войны Уральской комиссией и Обществом сибирских инженеров.

Важнейшей частью Урало-Кузнецкой проблемы являлся транспорт, основной задачей которого было преодоление огромного пространства между Уралом и Кузбассом. Все предлагаемые проекты перевозки сырья водным путем через систему сибирских и уральских рек были отклонены как неэффективные и дорогостоящие [4. С. 262], поскольку требовали шлюзования, строительства подводных складов, речного флота и оборудования погрузочно-разгрузочных пристаней. Поэтому основным видом транспорта был избран железнодорожный. Однако существующая железнодорожная сеть решить проблему не могла и требовались коренная реконструкция транссибирской магистрали и строительство новых железнодорожных линий. Организованная в 1925 г. при НКПС экспедиция экономических изысканий выходов из Сибири под руководством профессора Н.Н. Дегтярева пришла к заключению, что транспортные задачи Сибири можно решить только строительством сверхмагистрали, которая соединит в себе дешевизну перевозок и высокую провозоспособность [9. С. 165; 10]. Сверхмагистрализация Сибирской железной дороги была признана необходимой, несмотря на то что вокруг этой идеи, выдвинутой еще в плане ГОЭЛРО, развернулась ожесточенная борьба.

Параллельно началась разработка перспективного плана нового железнодорожного строительства, непосредственно связанного с реализацией проектов УралоКузнецкого комбината. Предполагалось строительство дополнительных выходов из бассейна, способных сократить пробег основных грузов, разгрузить существующую железнодорожную линию и охватить ещё не освоенные районы. Кроме того, уделялось большое внимание сооружению так называемых «внутрикузбас-ских» линий, проектировка которых увязывалась с результатами геологических исследований. За основу были взяты проекты железных дорог, разработанные ещё до революции. Развернулись масштабные изыскательские и проектировочные работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аджиев А. Братья и конкуренты: Режим доступа: http://www.zdp.ru/pub

2. Коновалов П.С. Проектирование, строительство и эксплуатация Кольчугинской железной дороги (1906-1926) // Из истории Сибири. К 30-ле-

тию лаборатории / Под ред. Э.И. Черняка. Томск, 1998.

3. Ламин В.А. Транспортное освоение Сибири в Х1Х-ХХ вв. // Проект Дружина: Режим доступа: Ы1р//тв1хапа.т^гот-аг1;1с1е/

4. Матушкин П.Г. Урало-Кузбасс. Борьба коммунистической партии за создание второй угольно-металлургической базы СССР. Челябинск,

1966.

5. Пленкин В.Ю. Исторический опыт разработки и реализации проектов транспортного освоения российского Севера: Автореф. дис. ... канд.

ист. наук. Екатеринбург, 2001.

6. Профессора ТПУ. Томск, 2000. Т. 1.

7. Сибирская жизнь. 1913. 11 июня, 19 июля.

8. Топоркин П. Кузнецкий металлургический завод // Советская сибирская энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 2. Стб. 1088-1089.

9. Шуман Н.К. Сверхмагистрализация Сибири // Жизнь Сибири. 1925. № 10-11. С. 100.

10. Труды первого Сибирского краевого научно-исследовательского съезда. Новосибирск, 1927. Т. 1.

Статья представлена кафедрой истории России и политологии общеобразовательного факультета Томского государственного архитектурностроительного университета, поступила в научную редакцию «Исторические науки» 27 июня 2006 г., принята к печати 24 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.