Научная статья на тему 'Кустарные промыслы в Вятско-Камском крае в Первой половине 1920-е гг'

Кустарные промыслы в Вятско-Камском крае в Первой половине 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леконцев О. Н.

В статье рассматриваются особенности развития кустарных промыслов в Вятско-Камском регионе в первой половине 1920-х годов, отмечаются значимость кустарных ремесел для крестьян и сложность восстановления промыслов в первые годы НЭПа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кустарные промыслы в Вятско-Камском крае в Первой половине 1920-е гг»

КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ В ВЯТСКО-КАМСКОМ КРАЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Е ГГ.

© Леконцев О.Н.*

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко,

г. Глазов

В статье рассматриваются особенности развития кустарных промыслов в Вятско-Камском регионе в первой половине 1920-х годов, отмечаются значимость кустарных ремесел для крестьян и сложность восстановления промыслов в первые годы НЭПа.

Кустарные промыслы для жителей сельскохозяйственных регионов Нечерноземья играли значительную роль, а в ряде случаев занимали господствующее положение. Это было очевидно и для Вятско-Камского края, значительную часть которого до революции составляла Вятская губерния, а после 1920 г. - Вятская губерния (в настоящее время Кировская область) и созданная Вотская область (Удмуртская Республика).

В дореволюционное время Вятская губерния (в т.ч. будущая Вотская область в ее составе) являлась одним из центров кустарных ремесел в стране. Губерния стояла на первом месте среди наиболее промысловых регионов Европейской России. Кустарей насчитывалось 210 230 человек (7,74 % от общей численности населения губернии). В следующих за Вятской губернией - Московской - удельный вес кустарей составлял 7,66 %, Нижегородской - 7,34 % и т.д.

Число кустарей в губернии было в три раза выше среднего показателя по стране. Всего в 40 губерниях европейской части России до начала Первой мировой войны было 2 044 801 кустарей (2,44 % от общей численности населения).

Удельный вес кустарной промышленности Вятской губернии в довоенное время составлял 10,28 % [4, д. 233, л. 41]. Наиболее массовыми промыслами в губернии в начале ХХ века были добыча и обработка песка, глины, извести и камня, обработка металла, изготовление саней, телег и сельскохозяйственного инвентаря, химическая и механическая обработка дерева, пищевая промышленность, изготовление одежды, обуви и т.д.

Кустарные промыслы были вспомогательными для крестьянского хозяйства. Однако в некоторых случаях они становились ведущими. Так, для значительной части крестьянского населения Вятского уезда сельское хо-

* Доцент кафедры Истории и методики преподавания истории, кандидат исторических наук, доцент.

зяйство являлось добавочным источником дохода, а главным - кустарные промыслы [2, д. 504, л. 29].

Причинами широкого развития кустарной промышленности в Вятской губернии в начале ХХ века являлось, с одной стороны, нарастающее малоземелье в ряде уездов, и вытекающая отсюда потребность для населения искать другие источники доходов. С другой стороны, природные ресурсы позволяли получать в больших объемах дешевое сырье для многих промыслов.

Наступившая в годы Первой мировой и Гражданской войн разруха привела к сильному уменьшению объемов производства. Размеры кустарных промыслов стали снижаться уже с 1916 г., а к началу 1920-х гг., в условиях военного коммунизма и Гражданской войны, производство было резко сокращено, что негативно сказалось на благополучии крестьянства.

С окончанием войны, изменением экономического и политического курса советского государства (переход к НЭПу) кустарная промышленность, которая, по мнению региональных властей, не требовала немедленной концентрации средств для восстановления и снабжалась за счет местных природных ресурсов, приобрела особое значение. В существовавшем в начале 1920-х годов товарном голоде ее продукция в значительной степени могла восполнить образовавшиеся пустоты в снабжении населения промышленной продукцией. К тому же она могла содействовать развитию фабрично-заводской промышленности, вырабатывая некоторые необходимые для нее полуфабрикаты. Наконец, кустарные промыслы поглощали часть имеющейся избыточной рабочей силы крестьянства, предоставляя ему возможность дополнительно заработать [4, д. 233, л. 40]. Поэтому переход к новой экономической политике поначалу вызвал в Вятской губернии определенное оживление кустарных промыслов.

В Вотской области на рынке также появилась продукция местного кустарного производства, преимущественно деревообработки и гончарной промышленности [4, д. 233, л. 45].

Однако голод 1921 года, постоянно усиливавшийся на протяжении 1921/22 хозяйственного года, привел к очередному падению производства. Вятский губисполком, не располагая полными данными, все же считал, что из-за отсутствия сырья, сокращения сбора шерсти для производства валенок, недостатка дерева для столярного производства и отсутствия организации сбыта продукции, производство продукции кустарной промышленности сократилось в два раза [2, д. 452, л. 203 об]. Губстатбюро отмечало, что население Вятского уезда помимо сельскохозяйственного оскудения, испытало громадный ущерб в своих промысловых занятиях, являвшихся для него главной опорой существования. Из-за общего обеднения спрос на изделия вятских кустарей по стране резко сократился [7, д. 504, л. 63].

В Вотской области кустарная промышленность, развивавшаяся зимой 1921/22 года, к концу зимы из-за голода почти прекратила производство до

осени 1922 года. По мнению аппарата, осенью могли возобновиться только крупные кустарные промыслы, а остальные не станут развиваться из-за того, что крестьяне-кустари займутся восстановлением запущенного хозяйства [7, д. 167, л. 123].

В результате областные власти давали весьма пессимистичные оценки уровню кустарных промыслов, констатируя, что и крупная, и мелкая кустарная промышленность недостаточно развиты и не имеют первостепенного значения в хозяйстве области [7, д. 167, л. 123]. Кустарные артели обслуживали исключительно местный и деревенский рынок, но и в их рамках отсутствие денег оказывало негативное влияние на сбыт кустарных изделий, несмотря на невысокие цены и необходимость кустарной продукции для крестьян [7, д. 335, л. 111].

И в последующем, на протяжении второй половины 1922-1923 годов, сложные экономические условия тормозили восстановление кустарных промыслов. И только урожаи 1923-1924 годов постепенно активизировали кустарное производство.

Спрос на кустарные изделия значительно вырос. В Вятской губернии кустари в 1924 году занимались выделкой изделий из корешковых пород, дерева, глины, плотничеством, катали валенки, шили шубы. Существовали также игрушечное и гипсовое производство и т.д. [3, д. 50, л. 27].

Фабричная промышленность губернии с улучшением положения восстанавливала производственные связи с окрестным населением, нередко отдавая отходы своего производства населению и тем самым стимулируя развитие кустарных промыслов (сандальный промысел, клеевое производство и т.д.). Ряд фабрик являлись как бы раздаточными мастерскими для кустарей, отдавая им пошивку шуб (Кожтрест), выделку ящиков (Спичтрест) и т.д. [3, д. 50, л. 26].

Развитие кустарной промышленности в губернии было зарегистрировано в 12 119 селениях, в которых находилось 84 965 предприятий с общим числом занятых лиц в 106 799 человек [3, д. 233, л. 41 об.].

5,6 % всего населения губернии занималось кустарными промыслами. Распределение кустарей носило четко выраженный географический характер. Их наибольшее количество было в Яранском, Халтуринском, Котель-ничском, Нолинском и т.д. уездах, а наименьшее - Малмыжском и Уржумском уездах. То есть в северных и центральных уездах губернии, где возможности для развития сельского хозяйства были менее благоприятными, крестьянство уделяло кустарничеству большее внимание. А на юге губернии, в более подходящих природно-географических условиях, население занималось преимущественно сельским хозяйством.

Помимо природно-географических условий на развитие кустарной промышленности оказывали земельные размеры крестьянских участков. Чем

они были меньше, тем активнее крестьяне занимались кустарными ремеслами. Так, крестьяне в Вятском, Слободском, Халтуринском и Котельнич-ском уездах с меньшими, чем в других уездах посевами на 1 хозяйство, имели более высокий удельный вес промысловых хозяйств.

Восстановление кустарной промышленности, начавшееся в 1923/24 году, было еще одним свидетельством начавшегося выхода из кризиса и сельского хозяйства, и экономики страны в целом. В Вятской губернии промышленность губернии за 1924 год принесла прибыль в 600 тысяч рублей [1].

И хотя сельское хозяйство твердо занимало в губернии первое место в производстве продукции - общая стоимость валового производства в 1924/25 году составила 138,6 миллионов рублей. Но, тем не менее, кустарная промышленность произвела продукции на 59 миллионов, тогда как цензовая промышленность - на 38,3 миллионов рублей [4, д. 233, л. 45].

Крестьянство вновь получило источник дополнительного заработка, позволявший ускорить подъем своего хозяйства и стабилизировать сельское хозяйство.

Кустарная промышленность приносила крестьянству неплохой приработок. И хотя условно-чистый доход уменьшился по губернии с довоенных 10,5 миллионов рублей до 4 миллионов в середине 1920-х гг., но для крестьянского бюджета и эта сумма была чувствительна. До Первой мировой войны на одного кустаря в среднем приходилось 75,5 рублей, а в середине 1920-х годов - 38,68 рублей, что при бюджете среднего крестьянского хозяйства в 200 довоенных рублей составляло 19,3 % всех доходов [3, д. 51, л. 141].

В Вотской области кустарная промышленность за 1921-1925 годы восстановилась на 139,1 % [5, с. 58]. Благодаря этому крестьяне области в середине 1920-х годов ежегодно продавали за пределы региона только продукции кустарно-химической промышленности на 250 тысяч рублей [7, д. 604, л. 26].

В середине 1920-х годов в области насчитывалось 3 000 кустарей, которые объединялись в 220 артелей [6, с. 160]. Преимущественно развивались кустарные ремесла, связанные с обработкой дерева, металла и продукции сельского хозяйства.

В 1925/26 хозяйственном году кустарно-промысловые предприятия выпустили продукцию на 137 916 рублей. Увеличение по сравнению с 1924/25 годом составило 37 тысяч рублей. Ведущую часть выпускаемой продукции кустарной промышленности составляла сухая перегонка дерева (58 % - 80 845 рублей). Было выпущено 8 985 пудов очищенного скипидара на 53 910 рублей, 26 935 пудов смолы на 26 935 рублей. Реализация продуктов сухой перегонки дерева проходила в основном через государственные организации, находящихся за пределами области. Средний заработок одного кустаря смолокура за сезон (октябрь-май) составлял 210 рублей.

Кузнечно-слесарное производство и ремонт сельскохозяйственных орудий по объему производства были на втором месте. Производственный обо-

рот за год составил 31 935 рублей. Средний заработок кустаря в городах достигал 73 рублей, в сельской местности - 40-50 рублей в месяц. Кузнеч-но-слесарный промысел обслуживал исключительно потребности местного крестьянского населения. Проблема отрасли заключалась в перебоях поставок сырья (металла).

Переработка дерева (лесопильное, ободно-колесное и полозное производство) шла на третьем месте. Этот вид производства также обслуживал только местные потребности, достигая объема 25 тысяч рублей. Средний заработок был 40-42 рублей в месяц [7, д. 694, л. 112-113].

Развитие ремесленных промыслов особенно хорошо видно по отдельным волостям регионов. Так, в Кильмезской волости Малмыжского уезда Вятской губернии в 1925 году при населении в 37 194 человек и 6 928 крестьянских хозяйств кустарные предприятия составляли 110 кузниц, 25 маслобоен, 22 смолокурен и т.д. По экономическому состоянию волость считалась средней [3, д. 89, л. 92].

В Кокшинской волости Уржумского уезда при населении в 21 544 человека и 4 072 хозяйства насчитывалось: кузниц - 46, маслобойных предприятий - 12, шубно-овчинных мастерских - 7, по производству валенок - 10, шерстобоен - 3. Портных было 41 человек, сапожников - 24, столяров - 25, плотников - 308, жестянщиков - 12, маляров - 11 и т.д. [3, д. 89, л. 19].

В Бурановской волости Ижевского уезда Вотской области в 1925 году находилось мельниц водяных 19, ветряных - 17, крупорушек - 5, овчинная мастерская - 1, маслобойня - 1 [7, д. 589, л. 71об.].

Таким образом, кустарные промыслы в середине 1920-х годов в Вятской губернии и Вотской области, хотя и несколько утратили свою роль по сравнению с довоенным временем, но все равно имели большое значение, как источник дополнительного заработка, так и обеспечения крестьянской экономики.

Список литературы:

1. Вятская деревня. - 1925. - 5 апреля. - № 14.

2. Государственный архив Кировской области. Ф. Р.-875. Оп. 1. Д. 504. Л. 29.

3. Государственный архив социально-политической истории Кировской области (далее ГАСПИКО). Ф. 1. Оп. 3. Д. 50. Л. 27.

4. ГАСПИКО. Ф. 1. Оп. 5.

5. Попов В.К. Борьба трудящихся Удмуртии за восстановление народного хозяйства в 1921-1925 гг. Записки УдНИИ. Выпуск 17. - И., 1955.

6. Хрестоматия по истории Удмуртии в 2-х тт. Т. 2. Документы и материалы. 1917-2007 / Под ред. К.И. Куликова, Л.Н. Бехтеревой. - И., УИИЯЛ. 2007.

7. Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики. Ф. 16. Оп. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.