Academia. Архитектура и строительство, № 3, стр. 37-45. Academia. Architecture and Construction, no. 3, pp. 37-45.
Исследования и теория Научная статья УДК 72.03:725
DOI: 10.22337/2077-9038-2024-3-37-45
Курзал в Ливадии. Забытый памятник сталинской эпохи
Слюнькова Инесса Николаевна (Москва). Доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН. НИИ теории и истории изобразительных искусства Российской академии художеств (119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21. НИИ РАХ); кафедра истории и теории церковного искусства Московской духовной академии РПЦ (МДА). Член Правления Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Эл. почта: [email protected]
Рыжко Ольга Валентиновна (Москва). Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (Россия, 127238, Москва, Дмитровское шоссе, 46, корп. 2. ЦНИИПромзданий).). Эл. почта: [email protected]
Карушкина Наталья Викторовна (Санкт-Петербург). Институт истории Санкт-Петербургского государственного университета (Россия, 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5). Эл. почта: [email protected]
Усманова Надежда Николаевна (Москва). Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник (Россия, 298655, Республика Крым, Ялта, пгт. Ливадия, ул. Батурина, 44а). Эл. почта: [email protected]
Аннотация. Статья направлена на устранение пробела знаний и привлечение внимания к замечательному памятнику архитектуры середины XX века, находящемуся под угрозой гибели. Объектом исследования является парковый комплекс и здание театра под открытым небом советского времени, ставшие достойным и органичным продолжением императорского дворцово-паркового ансамбля Ливадии. Установлено проектное название объекта - «Курзал» в дополнение к закрепившемуся позднее определению Летний кинотеатр. По архивным документам определяются датировки строительства, начатого в бытность Ливадийского ансамбля госдачей И.В. Сталина и завершённого после передачи его профсоюзному санаторию. Впервые предпринята реконструкция градостроительной композиции, структуры и планировки комплекса, определяется степень сохранности. Проводится анализ художественного стиля, пластической декорации произведения.
Работа опирается на поиски архивных документов, на натурные, реставрационные исследования. Сформирована система данных, представлены обоснования для принятия экстренных мер по сохранению ценного памятника советского неоклассицизма и присвоения ему официального статуса «Объект культурного наследия». Подчёркивается практическая значимость научной реставрации Курзала и введения его в состав объектов показа Ливадийского дворца-музея, резервы введения сооружения в общественную жизнь Большой Ялты.
Ключевые слова: советский неоклассицизм, охрана памятников архитектуры, объект культурного наследия, реставрация, курзал, летний кинотеатр, дача И.В. Сталина, Ливадийский дворец-музей
Для цитирования. Слюнькова И.Н., Рыжко О.В., Карушкина Н.В., Усманова Н.Н. Курзал в Ливадии. Забытый памятник сталинской эпохи // Academia. Архитектура и строительство. - 2024. - № 3. - С. 37-45. - DOI: 10.22337/2077-9038-2024-3-37-45.
Kursaal in Livadia. The Forgotten Monument of the Stalin Era
Slyunkova Inessa N. (Moscow). Doctor of Architecture, Corresponding Member of RAACS. The Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts (21 Prechistenka st., Moscow, 119034. NII RAA); the Department of History
© Слюнькова И.Н., Рыжко О.В, Карушкина Н.В., Усманова Н.Н., 2024.
and Theory of Church Art of the Moscow Theological Academy of the Russian Orthodox Church (MThA). Member of the Board of the Society for the Study of the Russian Homestead (OIRU). E-mail: [email protected]
Ryzhko Ol'ga V. (Moscow). Central Research and Design and Experimental Institute of Industrial Buildings and Structures (46, building 2, Dmitrovskoe shosse, Moscow, 127238, Russia. TsNIIPromzdaniy). E-mail: [email protected]
Karushkina Natal'ya V. (St. Petersburg). Institute of History of the St Petersburg University (5, Mendeleevline, St Petersburg, Russia, 199034. SPbU). E-mail: [email protected]
Usmanova Nadezhda N. (Moscow). Livadia Palace and Park Museum-Reserve (44 a, Baturina Str, Yalta, Republic of Crimea, 298655, Russia). E-mail: [email protected]
Abstract. The article aims to eliminate the knowledge gap and draw attention to a remarkable architectural monument of the mid-20th century, which is under threat of destruction. The object of the research is the park complex and the building of the open-air theater of the Soviet time, which became a worthy and organic continuation of the imperial palace and park ensemble of Livadia. The project name of the architectural monument, "Kursaal", was established, in addition to the later fixed definition of a Summer cinema. According to the archival documents the dates of the construction, which started when the Livadia ensemble was Stalin's state house and completed after its transfer to the trade union sanatorium, are determined. For the first time the reconstruction of the town-planning composition, structure, and layout of the complex is undertaken, and the degree of preservation is determined. The artistic style and plastic decoration of the work are analyzed.
The work is based on searching for archival documents, in field and restoration studies. The system of data is formed, and justifications for taking urgent measures to preserve the valuable monument of Soviet neoclassicism and assigning it the official status of a heritage object are presented. The practical significance of the scientific restoration of the Kursaal and its introduction into the display objects of the Livadia Palace Museum is emphasized, as well as the reserves for the introduction of the structure into the public life of Bolshaya Yalta.
Keywords: Soviet neoclassicism, protection of architectural monuments, heritage site, restoration, kursaal, summer movie theater, Stalin's dacha, Livadia Palace Museum.
For citation. Slyun'kova I.N., Ryzhko O.V., Karushkina N.V., Usmanova N.N. Kursaal in Livadia. The Forgotten Monument of the Stalin Era. In: Academia. Architecture and Construction, 2024, no. 3, pp. 37-45, doi: 10.22337/2077-9038-2024-3-37-45.
Слова «наследие Ливадии в Крыму» закономерно отсылают нас мысленно к ансамблю и памятникам императорских дворцов и парков. При этом фактически никому не известно о чудесном произведении советской архитектуры, приютившемся прямо на территории музея, нисколько не мешая
дворцам. Приглядевшись к его заброшенным стенам, объёмам, декоративным деталям, поражаешься изначальному превосходному качеству архитектуры комплекса, виртуозно выстроенной композиции, изумительно мастеровитому рисунку форм, владению и знанию автором искусства гре-
а) б)
Рис. 1. Архитектурные детали Курзала: а) капитель. Портик главного входа в Летний театр; б) амфора. Эспланада входной группы Курзала. Фото И.Н. Слюньковой. 2018 год
а)
б)
Рис. 2. Восточный фонтан: а) главный; б) тыльный фасады. Фото И.Н. Слюньковой. 2024-й, 2018 годы
ческого эллинизма и памятников великих древних культур (рис. 1, 2).
Среди красивых могучих деревьев - секвойи, кипарисов и редких лиственных пород - невозможно не заметить монументальный недействующий и обветшалый фонтан с двумя амфорами по бокам. Напротив, по другую сторону парковой дорожки просматривается аллея с расставленными симметрично, в пунктирном порядке теми же монументальными амфорами и каменными скамьями без спинок. В таком обрамлении широкая эспланада ведёт к полуразрушенному сооружению и завершается аванплощадью перед парадной колоннадой портика входа в театр (рис. 3).
Комплекс находится под угрозой гибели. Публикации по сооружению отсутствуют. Остается уповать на воспоминания местных жителей: по их свидетельствам, это Летний театр, который, начиная с 1993 года, не используется и всё это время пустует, деградирует, разрушается...
Исследование приходилось начинать с нуля, что стало возможным благодаря объединению усилий специалистов по истории архитектуры, реставрации, музейному делу. В современных путеводителях сведения о театре отсутствуют. Достоверные фактические данные по памятнику удалось отыскать в литературе советского времени и в архиве Симферополя, но главным основанием для статьи являются натурные и предреставрационные исследования. Впервые приводится фотофиксация, в разные годы осуществлявшаяся авторами статьи; разработана и впервые публикуется схема реконструкции плана сооружения (рис. 4).
Выясняется, что в техническом строительном паспорте комплекс обозначался словом «Курзал»1. Определение выбрано было по аналогии с типологией многофункциональных развлекательных комплексов в назначении киноконцертного зала, лектория и библиотеки, игровых площадок и выставок, организации отдыха и проведения досуга, строившихся на курортах рубежа Х1Х-ХХ столетий. Название это подходило новому объекту Ливадии в полной мере, поскольку его функциональное назначение было культурно-спортивным.
1 ГАРК. Ф. Р-4048. Оп. 1. Д. 431. Л. 1.
Рис. 3. Эспланада Курзала. Фото И.Н. Слюньковой. 2018 год
Кроме открытого зрительного зала со сценой и подсобными помещениями, в комплекс входили тир и расположенные поблизости спортплощадки, сохранившиеся до нашего времени. Здесь и сегодня действуют муниципальные городошная и волейбольная площадки. Рядом с входной группой находится ныне руинированное небольшое помещение метеостанции, по соседству с ним первоначально были установлены метеоприборы.
Разобраться в обстоятельствах создания паркового комплекса позволяет историко-культурный контекст.
В начале установления советской власти в Крыму на базе Ливадийского ансамбля был открыт первый крестьянский санаторий, разместившийся в зданиях бывшей резиденции царя (1925-1931). Некоторое время спустя дворцово-парковый ансамбль был преобразован в закрытый государственный объект для представительских функций, приёмов глав иностранных государств и отдыха первых лиц государства. Самым известным событием, происходившим в Ливадии, стала Ялтинская конференция и переговоры И.В. Сталина, Ф. Рузвельта, У. Черчиля, на которых решалась судьба послевоенного устройства мира
1 - фонтан с амфорами; 2 - парадная эспланада; 3 - входная группа (пропилеи); 4 - билетные кассы; 5 - зрительный зал (театрон); 6 -сцена; 7 - помещения за сценой; 8 - кинобудка; 9 - трансформаторная будка; 10 - тир; 11 - городошные площадки; 12 - метеостанция
Рис. 4. План ансамбля Курзала. Реконструкция О.В. Рыжко. Публикуется впервые
(февраль 1945). После Великой Отечественной войны часть бывшего Ливадийского имения стала государственной дачей № 1 в Крыму, она находилась в ведении МВД СССР. И.В. Сталин приезжал в Ливадию на отдых дважды, один день он провёл здесь в 1947-ом и 20 дней в 1948 году [1] (рис. 5).
К возведению курзала в Ливадии, согласно архивным данным, приступили в послевоенные годы при жизни вождя, хотя за тот период, ввиду режимного статуса объекта, доступная архитектурно-строительная документация в архивах не отложилась. Свидетельства о строительстве комплекса под датой «1952 г.» находим в ряде технических документов позднейшего времени. Проектирование, возможно, было начато ранее, и указанное время строительства в целом соответствует архитектурному облику Летнего театра.
Более обстоятельные сведения касаются уже следующего этапа истории сооружения, когда принималось решение о достройке Курзала. Задание на такие работы получила Архитектурно-проектная мастерская ВЦСПС (т. Кузнецова). Производство работ осуществлял СМУ треста «Курсанстрой», начиная с 1954 года3.
После смерти И.В. Сталина имущество госдачи передали Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов. Земельный участок в Ливадии площадью 96 га, постановлением № 2011 от 29 июля 1953 г. Совета министров СССР за подписью Г. Маленкова был закреплён за ВЦСПС4. В сентябре того же года здесь открылся санаторий для лечения заболеваний дыхательных путей, а затем и кардиологический санаторий (март 1954). Вскоре они были объединены в один санаторий под названием «Ливадия» (апрель 1955), ставший специализированной кардиологической здравницей на 720 мест (1957). В летние месяцы он дополнительно обслуживал 220 курсовочников, которые не проживали в корпусах, но принимали лечебные процедуры [3, с. 578]. В 50-е и 60-е годы продолжалась реконструкция имеющихся зданий и строительство новых небольших объектов.
В путеводителе по санаторию «Ливадия» встречаются скупые данные о Летнем театре (1962). Отмечалось, что в нём проводились самые разные мероприятия: кинопоказы, концерты профессиональных и самодеятельных артистов, лекции, собрания. Из деталей указана вместимость, составлявшая 1070 мест [4, с. 25] (рис. 6).
Сооружение представляет собой интересный и сохранивший объёмно-пространственную целостность образец приморского Зелёного театра в стиле неоклассики советской архитектуры середины ХХ века. Его пространственно-планировочная структура близка типологии античного театра, де-
2 Все иллюстрации в статье, кроме особо оговорённых, взяты из открытого доступа сети Интернет.
3 ГАНК ГАРК Ф. Р-4048. Оп. 1. Д. 431. Постановления и директивные указания Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов (Крымское областное управление курортов, санаториев и домов отдыха ВЦСПС Центрального управления курортов, санаториев и домов отдыха ВЦСПС, гор. Ялта). 10 января - 11 декабря 1953 г. 106 л.
4 ГАРК. Ф. Р-4048. Оп. 1. Д. 431. Л. 1.
коративное убранство решено в стилистике неоклассицизма с привнесением элементов средиземноморской и причерноморской декоративно-художественной пластики (рис. 7).
Архитектор первоначального проекта ливадийского Курзала, разработанного для резиденции высшего руководства
Рис. 52. Участники Ялтинской конференции в Ливадии. Февраль 1945 года
б)
Рис. 6. Фрагменты фасадов Курзала: а) южный фасад и парадная аллея. 1968 год; б) городошная площадка и западный фасад. 1960-1965 годы (источник: Ливадийский дворец-музей)
страны, по которому уже было начато строительство, остаётся неизвестен, но можно утверждать, что произведение принадлежит работе первого ряда мастеров. Обнаруженные датировки автоматически наводит на мысль более внимательно посмотреть, кто из лучших советских зодчих в то время создавал проекты для Крыма. Известно, что в 1930-е годы архитектор В.С. Колбин разрабатывал проект Дома Красной армии и флота (ДКАФ) в Севастополе, включая театр на 1300 зрителей, чертежи его хранятся в ГНИМА (1935). Над проектом ДКАФ работал и И.В. Жолтовский (1936-1937). В послевоенное время И.В. Жолтовский приезжал в Севастополь с целью создания проекта другого - Музыкального театра города (1946-1947), о чём существует интернет-публикация по материалам ГНИМА5. Наиболее известное произведение мастера в Крыму - это санаторий «Горный» на мысу Ай-Тодор, южнее Ливадии, который относится к позднейшим работам мастера. Проект был совместной работой И.В. Жолтовского и архитектора П.И. Скокана (1963).
Приведённые сведения - всего лишь сопоставление фактов, и для окончательной установки авторства Летнего кинотеатра Ливадии потребуются дополнительные изыскания, веские доводы, документальные подтверждения.
И все же магическое обаяние творчества И.В. Жолтовского ощущается и начинает проступать, как только входишь и погружаешься в обстановку Курзала Ливадии, когда открываешь для себя оригинальные композиционные решения, свободу обращения с художественным материалом, виртуозный рисунок очертания классицистических форм. Палладианский неоклассицизм прославленного мастера, бесспорно, оказывал влияние и играл решающую роль в формировании жизненной среды монументальных ансамблей советской архитектуры сталинской эпохи. Нельзя не согласиться с утверждением, что в мировой истории строительного искусства трудно найти другую фигуру зодчего, которая столь же мощно и ярко обеспечила продолжение жизни классической архитектурной традиции в первой половине ХХ столетия [5, с. 5].
Справедливо заметить, что Курзал, если и близок паллади-анству, то только в отношении архитектуры парковой среды. Тем не менее над сооружением работал безусловно крупный советский мастер. Такое суждение подтверждается по мере проведения аналитической реконструкции архитектурного облика театра. Автор оригинально и по-своему интерпретировал классическую схему структуры многофункционального комплекса, предназначенного для отдыха под открытым небом: входная группа, зрительный зал со сценой, зона технического назначения и места занятий разными видами спорта. Уравновешенная пространственно-планировочная
Рис. 7. Летний кинотеатр. Ливадия (источник: Путеводитель. - Москва: Планета, 1978)
' https://dzen.ru/id/5de4da51df944400b256dd24
а)
б)
Рис. 8. Современное состояние фасадов: а) портик входа. Фото Н. Карушкиной. 2024 год; б) вход в билетные кассы. Фото И.Н. Слюньковой. 2018 год
3 2024 41
композиция довольно необычна, она пластична и асимметрична в начертании плана, лишена нарочитой регулярности.
Фонтан и главный портик театра, расположенные на противоположных точках оси входной группы, являются градостроительной кульминацией ансамбля. Торжественное монументальное оформление широкой эспланады с прямоугольной площадью при входе в театр предназначено для праздничных шествий и собраний трудящихся. Зона основного, главного входа в театр расположена со стороны исторического парка Ливадии. Это то единственное звено ансамбля, которое указывает на торжественность и пафос искусства советской неоклассики на фоне в целом лирической тональности языка архитектуры комплекса. В оформлении входной группы удивительно гармонично удалось соединить мотивы греческого эллинизма и «таврического романтизма» в продолжение стилистики соседствующего рядом императорского дворцово-паркового ансамбля Ливадии.
Один из самых интересных элементов комплекса - это портик входа в театр. Он представляет собой каменную конструкцию ионического ордера в три пролёта и отчасти напоминает оформление перехода от вестибюля к атриуму в интерьере Большого дворца Ливадии. Восемь парных колонн парадного входа в театр поддерживают балки с фигурными волютообразными консолями, несущими кровлю. Портик с двух сторон обрамляют миниатюрные воронкообразные в плане павильоны билетных касс под скатными кровлями. В настоящее время каменные конструкции портика находятся в неудовлетворительном состоянии, проход заложен блоками для предупреждения вандального разрушения сооружения (рис. 8).
Парадный вход устроен со стороны южного фасада театра, в точке пересечения его с осью парадной эспланады. Наряду с главным, устроен и другой вход в здание, оформленный более скромно и снова по оригинальному рисунку. Входы размещаются по двум противоположными радиальным стенам, асимметрично, на разных расстояниях от сцены.
Сооружение напоминает античный театр, в котором имелись такие его элементы, как театрон, сцена, проскений и боковые
параскениумы под скатными кровлями. Конфигурация плана ливадийского здания выбрана в виде сектора круга, неправильной геометрии. Зрительный зал представлял собой, по-видимому, гладкую или с небольшим уклоном площадку с рядами скамей. Перед ней - полукруглое возвышение сцены, подпорная конструкция которой сохранилась. Площадь зала более 900 кв.м, площадь помещений сценического блока около 160 кв. м.
Приподнятая над театральным залом сцена оснащена двумя симметричными входами. Сценическая коробка была перекрыта двускатной кровлей с выступающими балками, она заметно возвышалась над стенами зрительного зала, как это видно на редких исторических фотографиях. К счастью, вопреки обрушению кровельной конструкции коробки сцены, фрагментарно уцелел декор. Над двумя симметричными проёмами выходов на авансцену хорошо сохранились перфорированные заполнения с круглыми отверстиями, служившие, вероятно, для вентиляции закулисного пространства, а также окна верхнего света с узорчатыми решётками. Правда, многие детали, подлинные дверные заполнения утрачены (рис. 9).
В настоящее время деревянное перекрытие и конструкция крыши сцены полностью разрушены, на верхних частях стен видны следы балок, а вот одноэтажный объём гримуборных и примыкающая к нему двухмаршевая лестница сохранились довольно неплохо. Имеются сведения, что в этом блоке находились четыре гримёрных, уборные, подсобные комнаты и коридоры. Сцену с трёх сторон обрамляет одноэтажная пристройка, предназначенная для комнат гримуборных, подсобок и туалетов. Доступ в комнаты за сценой сейчас закрыт, и точная их планировка потребует в дальнейшем уточнений.
Напротив сцены и на конце оси зрительного зала, по центру дугообразной в плане ограждающей стены архитектор разместил изумительную по изяществу художественную композицию с фонтаном. Она представляет собой квадратный фрагмент стены, возвышающийся над соседними пряслами и увенчанный профилированным карнизом. Плоскость декорирована двумя концентрически вписанными один в другой рустованными архивольтами, между которыми по полю дуги окружности размещены большая
а)
б)
в)
Рис. 9. Здание сцены театра. Фото Н. Карушкиной. 2024 год: а) выход на сцену; б) помещение за сценой; в) южное крыло за сценой
по центру и две малые по сторонам круглые декоративные скульптурные розетки. В тимпане нижнего, малого архивольта устроен питьевой фонтан в виде выступающей головы дельфина, обрамлённой веером завитков струй воды. Изо рта дельфина вода изливалась в большую каменную прямоугольную чашу. Декоративное убранство зрительного зала связано с нептунианской тематикой и, видимо, должно было напоминать отдыхающим о пребывании их на морском курорте. Среди этих украшений почти не заметны симметрично расположенные четыре прямоугольные прорези в стене - технологические отверстия для кинопроектора, который находился за стеной, в помещении с другой стороны. В остальном, стена, ограждающая пространство «театрона», внутри оформлена регулярно протяжённым профилированным карнизом и на уровне земли каменными скамьями с встроенными полукруглыми профилированными цветочницами (рис. 10).
С наружной стороны зрительного зала в этом месте к нему пристроен небольшой комплекс помещений, включающих в себя кинопроекционную будку, тир и трансформаторную подстанцию. Этот миниатюрный комплекс объёмов был оформлен классическим двухколонным портиком, навесом над площадкой тира и лестничным маршем входа со стороны открытых площадок перед курзалом, предназначенных для игры в городки и волейбол, функционирующих и поныне. Тосканские колонны одного диаметра по высоте соседствуют с расположенными неподалёку пилястрами с энтазисом. Рисунок капителей пилястр почти не повторяется, и каждый из них - произведение искусства, в том числе эффектный приём завершения пилястр рядом выразительной лепки иоников в обозначении капители.
Пространство вокруг курзала формируется на нескольких уровнях земли при помощи подпорных стен и лестниц. Линия ограждающей зрительный зал стены проведена то с повышением, то понижением по высоте, сообразно пластике земли, что подчёркивает тектоничность конструкции и сближает архитектуру с природными формами. Наружные поверхности стен декорированы тянутыми профилированными карнизами, пилястрами с композитными капителями, розетками, иониками, тонким рустом. Местами перепады стен отмечены установкой акротериев обобщённой дискообразной формы. Снаружи в
стену встроены каменные садовые скамьи, наподобие тех, что можно было встретить на горной Солнечной тропе Ливадии.
Художественное качество архитектуры Курзала в Ливадии не уступает лучшим образам оформления станций Московского метро того периода. Пристальное и любовное отношение к деталям, полифония и невероятное разнообразие мотивов монументальной декорации зданий комплекса и малых форм украшения парка поражают изумительным вкусом, красотой, лаконичностью и высочайшим профессионализмом исполнения. Элементы декорации Курзала отсылают к искусству эллинизма в сочетании с ар-деко.
Заглавный каменный фонтан в парадной зоне входа в театр выполнен в стилистике архитектуры историзма рубежа Х1Х-ХХ веков и выглядит демонстративной репликой восточного каменного фонтана, в арабской архитектуре получившего название «сабиль». Его лапидарная прямоугольная в плане и вертикальная конструкция установлена прямо на газоне. В основании сооружения положен выступающий профилированный цоколь из блоков серого камня с шлифованной фактурой. Со стороны лицевого фасада на земле установлена прямоугольная водосборная чаша (в настоящее время используется как цветочница).
Фонтан вверху венчает аттик с барельефом и цветочными волютами по сторонам. Изображения представляют собирательный образ символов и знаков, характерных для парадного убранства порталов сцены академических театров. Здесь драпировки с бахромой и кистями соседствуют с условным изображением арфы и горнов-труб, античной театральной маской, бубном и геометрическим орнаментом (слева). Гирлянды, помещённые под фризом, напоминают извивающихся змей, следом полочка внизу, затем линия восточного рельефного орнамента из арсенала рисунков Львиного фонтана дворцовой части Ливадии. Ниже, за более широкой полочкой, рельефная композиция из круглых цветочных розеток, перемежающихся с лентами в виде змей. Фонтан и амфоры, садовые скамьи входной парадной группы находятся в неудовлетворительном состоянии (рис. 11, 12).
На парадной эспланаде обращают на себя внимание изумительные линии изгиба амфор, сочетание гладких поверхностей с
а) б) в)
Рис. 10. Оформление зрительного зала. Фото Н. Карушкиной. 2024 год: а) дугообразная западная стена со скамьями и цветочницами; б) декорация стены кинопроекторной будки; в) фонтан «Дельфин»
деликатным, но эффектным вкраплением рельефных цветочных розеток, а также профили плит-подножий каменных скамей. Рисунок выдаеёт руку превосходного мастера и невольно погружает нас в атмосферу величественных развалин театра позд-неантичного города, захватывающего монументальным размахом каменных глыб и красотой утончённых деталей.
Ливадийский театр построен из местного камня, известняка-ракушечника, частично применён силикатный кирпич. Детали и барельефы также выполнялись из местного камня (вероятно, инкерманского), а также из гипса и бетона. Можно заключить, что применялись в основном местные, природные, ломкие, хрупкие материалы, что способствовало узнаванию в архитектуре духа античности и сближало сооружение советской постройки с ансамблем императорской резиденции Ливадия. Поверхности каменной кладки стен были оштукатурены и окрашены. Существующая покраска представляет сочетание светло-зелёных поверхностей с белыми деталями, она, возможно, не является первоначальной. Подлинная колористическая гамма будет уточняться по мере проведения реставрационных исследований.
Архитектура Летнего кинотеатра позитивна, радостна и отличается невероятным изяществом. Она блестяще отвечает постулатам, прозвучавшим в известном докладе А.В. Луначарского, адресованном советским зодчим: «Стройность замысла и высокая организованность его воплощения, гармоничное и взаимо-дополнительное сочетание частей. Здесь главное - выразить пролетарскую субъектность, коллективистский характер советского народа как миростроителя, создателя гармонически-стройных социальных отношений новой, величайшей эпохи глобальной организованности» [4, с. 14].
Курзал Ливадии превосходно передаёт дух своего времени с его идеологией торжества человека труда и борьбы, народа-миростроителя, пафоса единства общества и превосходства коллективного над индивидуальным, но вместе с тем это лирическое произведение сталинской эпохи. Главной темой прозвучала принадлежность к парковой архитектуре и типологии застройки морского курорта. Архитектуре комплекса не свойственны ни подчёркнутый монументализм и героика образа, ни «во-
енизированный» стиль декора, включая символ пятиконечной звезды, - характерные для городской застройки середины XX века. Умиротворяющее действие оказывает принадлежность комплекса ландшафтной архитектуре и деликатное встраивание его в градостроительную ткань и стиль исторического дворцово-паркового ансамбля.
Сооружение построено на свободном от застройки месте исторического Верхнего ландшафтного парка Ливадии, к северу от Большого дворца и за территорией утраченного Малого дворца, мемориальное место которого отмечено установкой памятника в честь Александра III (2017, скульптор А. Ковальчук). Входная группа театра расположена в глубине парка за размещённым среди зелени справа павильоном шахты лифта для спуска к морю, - другого ценного объекта наследия советского времени, произведения инженерного искусства Московского Метростроя.
Градостроительная ситуация зафиксирована на чертежах «Проекта содержания парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым "Ливадийский"» (2020)6. Согласно содержанию документа, земельный участок Летнего кинотеатра находится в ведении музея, которому предписаны уход и сохранение расположенных на нём ценных пород деревьев. Здание театра как недвижимый объект оформлено в собственность частного лица, притом владелец не осуществляет за объектом надлежащий уход -конструкции театра разрушаются, исчезает декор, повсюду груды мусора. Руинированный памятник на территории музея вызывает, мягко говоря, недоумение, не меньшее недоумение вызывает и решётчатый забор с логотипом музея, разделяющий входную группу пополам, притом что спортплощадки открыты для посетителей (рис. 13).
Архитектурный комплекс Курзала обладает признакам объекта культурного наследия. Задуманный и начатый строительством в последние годы использования Ливадии в качестве дачи И.В. Сталина, он имеет исключительное историко-мемориальное значение. Памятник обладает высокими художественными до-
6 Проект утверждён Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 28.09.2020№ 1373. Исполнитель: ООО «Регион кадастр Юг», г. Краснодар.
Рис. 11. Декоративный элемент стены южного фасада. Фото И.Н. Слюньковой. 2018 год
Рис. 12. Декоративный фриз Восточного фонтана. Фото И.Н. Слюньковой. 2024 год
стоинствами и относится к лучшим произведениям советского неоклассицизма в Крыму. Экстренные меры по консервации и восстановлению его методами научной реставрации позволят вернуть в культуру неповторимый и забытый элемент украшения Ливадийского дворцово-паркового ансамбля. Безусловно, требуется принять неотложные решения по включению его реестр памятников архитектуры.
Комплекс обладает огромным историко-культурным и существенным практическим потенциалом, позволяющим использовать его в целях повышения уровня музейного, туристического обслуживания. Восстановление памятника позволит пополнить состав объектов показа музея уникальным памятником сталинской эпохи. Открываются резервы обретения новых эстетически ценных и оборудованных площадей для проведения общественных мероприятий Музея и Большой Ялты.
Принятые сокращения
ГАРК - Государственный архив Республики Крым ВЦСПС - Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов
ДКАФ - Дом Красной армии и флота ГНИМА - Государственной музей архитектуры имени А.В. Щусева
® - Большой дворец. 1910-1911 годы; ф - памятник Александру III. 2017 год; @ - павильон лифта; @ - Зелёный театр (Курзал)
Рис. 13. Проект содержания парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Ливадийский». Фрагмент. 2020 год (источник: Ливадий-ский дворец-музей)
Список источников
1. Плужник, И.В. «Сталинская эпоха» в истории советской Ливадии: от крестьянского курорта до профсоюзной здравницы / И.В. Плужников. - Текст : непосредственный // Ялта 1945: уроки истории : Сборник материалов международной научной конференции (2021-2022 гг.). Ливадийский дворец-музей, 17-18 февраля 2022 года. - Симферополь : Антиква, 2022. - С. 141-152
2. Кудрявцева, Н. Ливадия-Ореанда : Очерк-путеводитель / Н. Кудрявцева. - Симферополь : Крымиздат, 1962. - 48 с. - Текст : непосредственный.
3. История городов и сёл Украинской ССР : В 26 томах : Том 26. Крымская область. - Киев : Институт истории АН УССР, 1974.
- 623 с. - Текст : непосредственный.
4. Костова, Е.В. Концептуальные основы советской архитектуры сталинского периода / Е.В. Костова. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2021. - Т. 23, № 4. - С. 9-18.
5. Швидковский, Д.О. Иван Владиславович Жолтовский. К 150-летию со дня рождения / Д.О. Швидковский. - Текст : непосредственный // Academia. Архитектура и строительство.
- 2017. - № 4. - С. 5-9.
References
1. PLuzhnik I.V. «StaLinskaya epokha» v istorii sovetskoi Livadii: ot krest'yanskogo kurorta do profsoyuznoi zdravnitsy [The "StaLin Era" in the History of Soviet Livadia: from a Peasant Resort to a Trade Union Health Resort]. In: Yalta 1945: urokiistorii [Yalta 1945: Lessons from History], Collection of materials of the International Scientific Conference, Livadia Palace Museum, February 17-18, 2022. Simferopol', Antikva, 2022, pp. 141-152. (In Russ., abstr. in Engl.)
2. Kudryavtseva N. Livadiya-Oreanda [Livadia-Oreanda], Essayguide Simferopol', Krymizdat, 1962, 48 p. (In Russ.)
3. Istoriya gorodov i sel Ukrainskoi SSR [History of Cities and Villages of the Ukrainian SSR], in 26 volumes, Vol. 26. Krymskaya oblast' [Crimean Region]. Kiev, Institut istorii AN USSR [Institute of History of the Ukrainian SSR Academy of Sciences], 1974, 623 p. (In Russ.).
4. Kostova E.V. Kontseptual'nye osnovy sovetskoi arkhitektury stalinskogo perioda [Conceptual Frameworks of Stalinist Soviet Architecture]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta [Journal of Construction and Architecture], 2021, Vol. 23, no. 4, pp. 9-18. (In Russ., abstr. in Engl.)
5. Shvidkovskii D.O. Ivan Vladislavovich Zholtovskii. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya [Ivan Vladislavovich Zholtovsky. On the Occasion of the 150th Anniversary of His Birth]. In: Academia. Arkhitektura istroitel'stvo [Academia. Architecture and Construction], 2017, no. 4, pp. 5-9. (In Russ., abstr. in Engl.)