УДК 94(575.2)
КУРСКАЯ СТРАНИЦА МУЖЕСТВА ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КИРГИЗСКОЙ ССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
© 2017 Л. И. Сумароков
канд. ист. наук, помощник ректора e-mail.: [email protected]
Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина
(Киргизская Республика)
В статье исследован боевой путь депутатов первого созыва Верховного Совета ССР, участников Великой Отечественной войны Грачева Саввы Игнатьевича, Егимджарова Шамши, Щетинина Якова Яковлевича, Фоминых Федора Ивановича, чьи судьбы тесно переплелись с историей Курской землей и стали примером массового героизма и патриотизма советского народа.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Верховный Совет Киргизской ССР, депутаты первого созыва Киргизской ССР, подвиг советского солдата, патриотизм.
Формирование соединений и частей Красной Армии в годы Великой Отечественной войны на территориях союзных республик представляет собой серьезный опыт деятельности государства по мобилизации всех сил для отпора врагу. Он включал практику взаимодействия военного командования с местными органами власти, шефской помощи трудовых коллективов воинским частям, их комплектование гражданами из числа населения регионов. В этом воочию проявился факт единства народов СССР в защите Отечества, ставшего следствием целенаправленной работы по патриотическому воспитанию советских людей в предшествующий период существования Советского государства. Исторические источники свидетельствуют о том, что советский патриотизм стал массовым явлением, его носителями были представители различных национальностей и социальных слоев общества, придерживавшихся общих традиций, родившихся в ходе становления советской власти.
14 октября 1942 г. Государственный Комитет Обороны издал Постановление № ГОКО-2411сс «О сформировании армии войск НКВД» [Архив Совета ветеранов]. Документ предписывал создать шесть стрелковых дивизий общей численностью 70 тыс. человек. Для укомплектования новых соединений откомандировывался личный состав пограничных, внутренних и железнодорожных войск, а также осуществлялся призыв на военную службу граждан 1925 г. рождения. Формирование дивизий производилось в Хабаровске, Чите, Новосибирске, Свердловске, Челябинске и Ташкенте.
В Ташкенте в соответствии с приказом НКВД СССР от 26 октября 1942 г. начала формироваться Среднеазиатская стрелковая дивизия войск НКВД. Соединение комплектовалось пограничниками Туркменского, Среднеазиатского, Казахского пограничных округов.
Стрелковым полкам были присвоены наименования Зайсанский, Памирский, Ташкентский, артиллерийский был назван Ашхабадским.
На основании директивы Ставки Верховного Главнокомандования от 5 февраля 1943 г. № 46052 «О включении в состав войск Красной Армии 70-й армии»
сформированная НКВД СССР Отдельная армия стала именоваться 70-й армией и с 1 февраля 1943 г. включалась в состав Красной Армии. Дивизиям были присвоены наименования: 102-я Дальневосточная стрелковая дивизия, 106-я Забайкальская стрелковая дивизия, 140-я Сибирская стрелковая дивизия, 162-я Среднеазиатская стрелковая дивизия, 175-я Уральская стрелковая дивизия, 181-я Сталинградская стрелковая дивизия.
Стрелковые полки 162-й Среднеазиатской дивизии получили наименования 194-й Ташкентский, 209-й Зайсанский, 224-й Памирский. 369-й артиллерийский полк получил наименование Ашхабадский. Название полков, как и самой дивизии, указывало на регионы, из которых были направлены на укомплектование частей военнослужащие.
Эти названия звучали в словах дивизионной песни, сочиненной неизвестным автором в период Курской битвы:
Горят на ветру боевые знамена, Сверкают на солнце стальные штыки. К победе ведет генерал поименно Дивизии нашей полки: Ташкентский - на бой! Зайсанский - на бой! Ряды держите строже! Памирский - огонь! Ашхабадский - на бой!
Враг будет уничтожен! [В боях рождались песни]
Примечательно, что полк, получивший наименование 194-го Ташкентского стрелкового и комплектовавшийся личным составом пограничных частей, дислоцировавшихся в Киргизии и относившихся к Среднеазиатскому пограничному округу со штабом в Ташкенте, формировался под боевым знаменем 19-го мотострелкового полка НКВД. Боевое знамя воинской части, как известно, является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества.
История 19-го полка была славная. С июня 1937 по февраль 1938 г. полк, начальником штаба которого являлся Савва Игнатьевич Грачев, выполнял правительственное задание в Синьцзяне, за что был удостоен государственной награды - ордена Красного Знамени [Обухов 2007: 225].
С.И. Грачев в июне 1941 г. прославился тем, что 79-й Измаильский пограничный отряд под его командованием во взаимодействии с подразделениями Красной Армии провел самую успешную десантную операцию, именуемую «Килия-Веке», на вражеской территории во время первых боев на границе в годы Великой Отечественной войны, о которой было сообщено 26 июня в сводке Совинформбюро. Мужество и командирский расчет героя был отмечен орденом Красной Звезды.
В архиве Совета ветеранов Государственного комитета национальной безопасности Киргизской Республики хранится справка, подготовленная 27 ноября 1991 г. членом идеологической комиссии республиканского Совета ветеранов войны и труда Киргизии, участником Великой Отечественной войны, подполковником в отставке В.В. Суриным. В ней ветеран приводит воспоминания участника Гражданской и Великой Отечественной войн полковника в отставке Якова Яковлевича Щетинина.
Я.Я. Щетинин рассказывал, что в феврале 1939 г. он в должности заместителя коменданта 18-й отдельной Таш-Рабатской (Нарынской) пограничной комендатуры по политической части был назначен военным комиссаром 19-го Краснознаменного кавалерийского полка НКВД СССР. В августе 1941 г. 19-й Краснознаменный кавалерийский полк был переформирован в 19-й Краснознаменный мотострелковый
полк и в декабре 1941 г. переброшен в Ростов-на-Дону, где немецко-фашистские войска рвались на Кавказ. В боях за город и в период отхода с боями к перевалам Кавказского хребта часть понесла большие потери. В конце июля 1942 г. личный состав 19-го мотострелкового полка пополнил подразделения 31-й стрелковой дивизии и фактически был расформирован.
Щетинин вспоминал: «В тот период я был назначен комиссаром 248-го стрелкового полка 31-й стрелковой дивизии 16-й армии. Я обратился к командиру 31-й стрелковой дивизии т. Богдановичу с просьбой принять от меня знамена 19-го Краснознаменного мотострелкового полка НКВД. Он порекомендовал с этим вопросом обратиться к командованию 18-й армии. Там мне, в свою очередь, предложили обратиться в Черноморскую группу войск. В штабе Черноморской группы войск меня принял член Военного Совета, который предложил написать письмо моему руководству в НКВД СССР, пообещав отправить его фельдсвязью в Москву. Я тут же выполнил это указание, и мое письмо было отправлено в Москву. Ровно через месяц пришел приказ Наркома обороны СССР, в котором говорилось: «Разрешить старшему батальонному комиссару Щетинину Я.Я. отобрать 100 рядовых солдат, 20 сержантов и 10 офицеров из бывшего 19-го Краснознаменного полка войск НКВД и откомандировать в город Ташкент для формирования полка. В октябре 1942 года прибыл в Ташкент, где был сформирован в основном из пограничников 194-й Ташкентский полк 162-й Среднеазиатской стрелковой дивизии» [Архив Совета ветеранов].
С марта 1943 г. 162-я Среднеазиатская стрелковая дивизия вела бои на западном участке северного фаса Курской дуги. 7 июля соединение, находившееся в резерве армии, заняло оборону на направлении главного удара противника в районе Петроселки, Сергеевки, ст. Головинки, Новой Головинки Курской области, вступив в ожесточенные бои. В ночь на 9 июля 1943 г. она выдвинулась к высотам в районе Молотычей с задачей не допустить прорыва противника к Курску в направлении Молотычи - Фатеж.
194-й Ташкентский стрелковый полк оборонял рубеж южнее деревни Теплое. Гитлеровцы решили смять танковой атакой пограничников, прорваться к селу Молотычи. Мужество и отвагу проявили в схватке с врагом бывшие военнослужащие Алай-Гульчинской пограничной комендатуры капитан Лобзов, красноармейцы Чаплий, Мишунов, Семейнов, Илюшин, Белимов, Лежинов [Сумароков 2015: 68-69]. Надо отметить, что пограничники, прошедшие накануне Великой Отечественной войны службу на киргизской границе, накопили богатый боевой опыт, сражаясь с басмачами и бандами опиумных контрабандистов, который им пригодился на фронте.
В ходе Курской битвы заместитель командира 194-го Ташкентского стрелкового полка по политической части майор Я. Я. Щетинин, участвуя в боевых действиях в марте-апреле 1943 г., получил контузию, но от госпитализации отказался и в сложившейся обстановке принял командование полком на себя. В наградных представлениях повсеместно отмечается роль офицера-политработника в формировании у бойцов «высокого наступательного порыва», в результате чего «личный состав полка в боях показал исключительные образцы стойкости и дисциплинированности» [Щетинин Яков Яковлевич].
К концу Великой Отечественной войны орден Отечественной войны 2-й степени, два ордена Красной Звезды, медаль «За оборону Кавказа» служили убедительными свидетельствами боевых заслуг подполковника Я. Я. Щетинина, являвшегося к тому же депутатом Верховного Совета Киргизской ССР первого созыва, избранного 24 июня 1938 г. [Центральный государственный архив Д. 8. Л.12.]. Это был
первый парламент Киргизской Советской Социалистической Республики, созданной на основании новой Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г.
Кроме Я. Я. Щетинина в 194-м Ташкентском стрелковом полку сражался еще один депутат Верховного Совета Киргизской ССР - заместитель командира роты по политической части старший лейтенант Федор Иванович Фоминых [Центральный государственный архив Д. 8. Л. 11]. Перед началом войны он проходил службу в 16-й Пржевальской пограничной комендатуре. В 1944 г. офицер-депутат был тяжело ранен, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Депутатом Верховного Совета Киргизской ССР являлся организатор боевых рейдов советских войск на территорию Румынии в первые дни Великой Отечественной войны Савва Игнатьевич Грачев [Центральный государственный архив Д. 8. Л. 23] - на момент избрания в июне 1938 г. в законодательный орган власти Киргизии командир 19-го Краснознаменного кавалерийского полка НКВД СССР. Боевой путь подполковника Саввы Грачева - уроженца Золотухинского уезда Курской губернии -прервался 28 мая 1942 г. в бою с немецко-фашистскими оккупантами на рубеже Лозовенька - Чепель в Харьковской области. Остался не захороненным на поле боя.
Правнучка героя Валентина Аксенова в письме автору данной статьи писала: «...они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Это подвиг, это убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. А от нас сейчас зависит сохранить память о погибших. Она священна. Их подвиг бессмертен, так как будет жить в веках» [Сумароков 2015а].
Тремя перечисленными именами список киргизских депутатов-фронтовиков, связанных с Курской землей, не заканчивается. Прошло более 70 лет, как в горниле Курской битвы пропал без вести депутат Верховного Совета Киргизской ССР Шамши Егимджаров [Центральный государственный архив Д. 8. Л. 20]. В ноябре 1944 г. в Президиум Верховного Совета Киргизии с письмом обратилась его жена Савира Егимджарова. В нем она просила разыскать мужа, который был призван в ряды Красной Армии 18 марта 1942 г. С ее слов, первое «военное» письмо Шамши отправил родным из Казахстана со станции Сары-Озек. В последнем, датированном 2 августа 1943 г., Егимджаров сообщал, что вместе со своей частью «находится в обороне в четырех километрах от фронта» на направлении Белгорода. На конверте значился обратный адрес: полевая почта 57974 «щ» [Центральный государственный архив Д. 213. Л. 7]. Данный номер полевой почты имел 600-й стрелковый полк 147-й стрелковой дивизии.
4 ноября 1945 г. секретариат Президиума Верховного Совета Киргизской ССР сделал запрос в Народный комиссариат обороны СССР о судьбе депутата Шамши Егимджарова. Ответ Управления по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава и пенсионного обеспечения их семей Наркомата обороны был отправлен 28 ноября 1945 г. В нем сообщалось, что «Егимджаров Шамши по спискам потерь не состоит, а состоит красноармеец - Егемжаров Шамыш, 1920 года рождения, уроженец Омской области Куртинского (именно так в письме. - Л.С.) района деревни Ирдынск, который погиб 6-го августа 1943 года и похоронен - Курская область, Грайворонский район, с. Касимово» (6 января 1954 г. Грайворонский район Курской области был включен в состав новообразованной Белгородской области). «Другими сведениями, - говорилось в ответе, - мы не располагаем» [Центральный государственный архив Д. 67. Л. 3].
Но в Президиуме Верховного Совета Киргизской ССР работали не равнодушные люди - поиск пропавшего депутата продолжался. На очередной запрос от 14 октября
1946 г. Главным штабом Сухопутных войск Министерства Вооруженных Сил СССР 19 ноября 1946 г. был дан ответ, повторивший информацию годичной давности.
В донесении безвозвратных потерь 600-го стрелкового полка 147-й стрелковой дивизии, размещенном на сайте ОБД «Мемориал» [Информация из донесения], по сей день значится в числе убитых 6 августа 1943 г. Егемжаров Шамыш - уроженец Омской области Крутинского района деревни Ирдынск, который, как указано в списках безвозвратных потерь, родственников не имел. В то же время пропавшим без вести в августе 1943 г. в Курской области значится красноармеец 600-го стрелкового полка 147-й стрелковой дивизии Егимджаров Шамши, родившийся в 1900 г. в селе Ирдык Куршабского района Ошской области, избранный 24 июня 1938 г. депутатом Верховного Совета Киргизской ССР. Есть предположение, что Егемжаров Шамыш и Егимджаров Шамши - один и тот же человек и что в августе 1943 г. составителем списка потерь в 600-стрелковом полку была допущена банальная ошибка при прочтении документов павшего красноармейца.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что деревня Ирдынск на карте Омской области никогда не значилась, но в Ошской области Киргизии есть село Ирдык.
Так на Курской земле в годы Великой Отечественной войны переплелись людские судьбы, заложившие пропитавшим их мужеством и доблестью не только славу воинских частей, дислоцировавшихся и формировавшихся в Средней Азии, но и ее народов. В эту славу вписан и подвиг депутатов первого киргизского парламента -Верховного Совета Киргизской ССР. Киргиз Егимджаров, русские Грачев и Фоминых, украинец Щетинин подтвердили, что советский патриотизм носил массовый характер и не имел национальности. Своим примером они обозначили гражданскую позицию людей, которым общество в советскую эпоху доверило право представлять и защищать его интересы в высшем органе государственной власти союзной республики.
Библиографический список
Архив Совета ветеранов Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики. Д. 12. Л.4.
В боях рождались песни [Электронный ресурс] // Подмосковное Пушкино. URL: http://p-pushkino.narod.ru/pages/181/page6.htm (дата обращения: 20.11.2016).
Информация из донесения о безвозвратных потерях [Электронный ресурс] // Объединенная база данных «Мемориал». URL: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=55302651 (дата обращения: 12.11.2016).
Обухов В.Г. Схватка шести империй. Битва за Синьцзян. М.: Вече, 2007. 512 с.
Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 1. Д. 64. Л. 34.
Сумароков Л.И. Государственную границу нарушил сознательно // Спутник. Бишкек, 2015а. URL: http://ru.sputnik.kg/columnists/20150216/1014366234.html (дата обращения: 5.11.2016).
Сумароков Л.И. Право быть впереди. Бишкек: ОсОО «Maxima», 2015б. 92 с.
Центральный государственный архив Кыргызской Республики. Ф. 1445 (Личные дела депутатов Верховного Совета Киргизской ССР первого созыва 1938-1946 гг.). Оп. 15. Д. 8; Д. 213. Л. 7; Д. 67. Л. 3.
Щетинин Яков Яковлевич [Электронный ресурс] // Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945. URL: http://podvignaroda.mil.ru/?#id=16297040&tab=navDetailManAward (дата обращения: 10.11.2016).