УДК 541.1:615.15:378.147
V. P. KRYLOV, S. V. KOSHELEVA, V. G. ORLOV, N. E. SKOBLIKOV
DISTRIBUTION OF BACTERIAL RIBOSOMES LABELLED BY RADIOACTIVE CARBON IN THE ORGANISM OF EXPERIMENTAL ANIMALS
The distribution of 14C-labelled 70S ribosomes of Escherichia coli MRE600 in the animals organs
and tissues was research in the experiment on unbreed mice. It was shown that ribosomes material was distributed nonuniformly. The accumulation of radio-activity mainly registered in organs of immune system. This peculiarity did not depend on method of injection.
Key words: bacterial ribosomes, mice, distribution, radio-active carbon.
Т. Н. ЛИТВИНОВА, О. В. БАЛАЧЕВСКАЯ, Н. В. ШЕЛЬДЕШОВ
КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ И коллоидной химии
В СИСТЕМЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Кафедра общей химии Кубанского государственного медицинского университета М3 России, г. Краснодар
ь настоящее время одной из важнейших задач высшей медицинской школы является подготовка высококвалифицированных специалистов-провизоров. Реализация модели специалиста как научной основы формирования квалификационных характеристик во многом определяет содержание и организацию учебного процесса [7], обеспечивая постановку обучения и воспитания в русле современных парадигм образования. Ь модели специалиста важное место занимает развитие творческого потенциала личности, способности генерировать новые, нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе, человеку [3]. Ь реализации такой модели большая роль принадлежит, на наш взгляд, химической подготовке будущих специалистов, особенно в системе медицинского и фармацевтического образования.
Начиная со средних веков, работ Парацельса, а особенно на современном уровне развития науки и общества фармация выполняет интегрирующую функцию, объединяя химию и медицину. Не случайно химическому образованию в системе подготовки провизора Государственным стандартом (2000 г.) отводится ведущая роль, что выражается количеством часов, выделяемых на изучение химических дисциплин - около 30% от всей аудиторной учебной нагрузки.
Ь условиях существующей системы подготовки провизоров, в свете новых требований общества и современных тенденций развития высшего образования мы выделили противоречия между:
1) декларируемыми в нормативных документах целями формирования всесторонне развитой, творческой, высокопрофессиональной личности специалиста с глобальным мышлением и реальными возможностями современной предметной системы обучения на фармацевтических факультетах;
2) объективной потребностью в фундаментализа-ции, гуманизации, интеграции, экологизации и валео-логизации фармацевтического образования и отсут-
ствием целостной теоретической концепции подготовки специалиста-провизора в современном государственном образовательном стандарте, недостаточностью разработки его химической компоненты;
3) потребностью системы здравоохранения в специалистах с новым мышлением (глобальным, эколого-валеологическим и гуманным) и существующим у выпускников фармацевтических факультетов традиционным мышлением, отражающим лишь частные картины мира, формируемые в рамках отдельных предметов;
4) уровнями школьного и требованиями вузовского образования к знаниям абитуриентов, вызывающим необходимость поиска новых методик обучения;
5) недостаточностью химической и математической подготовки студентов фармацевтического факультета и потребностью в ней для освоения крупного естественнонаучного блока учебных дисциплин;
6) целевым назначением курса физической и коллоидной химии (ФКХ) - обеспечить химическую грамотность и общетеоретическую химическую подготовку провизора, усвоение основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения других химических и профессиональных дисциплин, и неразработанностью методики обучения ФКХ студентов фармацевтического факультета, адекватной современным требованиям и тенденциям развития химического образования и высшей фармацевтической школы, а также отсутствием должной междисциплинарной связи этого курса с предметами химико-биологического и специального блоков.
Разрешить указанные противоречия можно на основе создания целостной методической системы обучения студентов-фармацевтов, включающей целевой компонент, модернизацию содержания, структуры и процесса изучения курса ФКХ для будущих провизоров, усиление его внутри- и межпредметной интеграции, а также критерии и показатели обученности.
Цель нашего исследования - разработка методики обучения студентов-фармацевтов курсу физической
и коллоидной химии - обусловлена фундаментальностью, универсальностью и значимостью данного курса в системе подготовки провизора, а также повышением современного уровня химических исследований в области медицины и фармации. ФКХ является «смежной» естественнонаучной дисциплиной, которая объединяет в единую систему математику, общую, аналитическую, биологическую, биоорганическую химию, экологию, информатику, физику, биологию и др.
Анализ роли и места физической и коллоидной химии в блоке химических учебных предметов показывает, что этот курс имеет большое значение для будущих фармацевтов, так как обладает по своему содержанию, методологической направленности значительным потенциалом воздействия на все сферы личности студента. Он служит необходимой основой и связующим звеном для преемственного изучения всех химических и специальных предметов (рис. 1).
Нами сформулированы цели обучения студентов-фармацевтов физической и коллоидной химии:
• создание у студентов прочного фундамента теоретических и практических знаний по физической и коллоидной химии, необходимых для изучения других химических дисциплин, предусмотренных учебным планом (аналитическая, биологическая, токсикологическая, фармацевтическая химия), а также целого ряда учебных дисциплин, тесно связанных с химией (физиология, микробиология, фармакология, гигиена и др.);
• формирование у студентов приемов научного мышления, разнообразных интеллектуальных умений для пополнения и применения знаний при решении профессиональных задач;
• воспитание у студентов ценностного отношения к изучению физической и коллоидной химии, понимания ее места и роли в химическом образовании будущих фармацевтов;
• формирование у студентов ценностного отношения к химическим знаниям в целом, позволяющим понимать химическую картину природы, развивать научное мировоззрение, нацеливающим на пропаганду здорового образа жизни, общей культуры.
Для достижения поставленных целей нами определено место, сформировано содержание курса ФКХ, разработана его модульная структура.
Проделанная нами аналитическая работа позволяет выделить основную идею и общие направления перестройки содержания, структуры и процесса изучения ФКХ, осуществляемые в нашем исследовании. Ь качестве таких направлений мы выделяем:
• гуманизацию и фундаментализацию; интеграцию и экологизацию;
• рационализацию структурной организации содержания, технологичность и продуктивность процесса обучения, поиск соответствующих методологических подходов;
• непрерывность и преемственность химико-фармацевтического образования, его профессиональную направленность;
• активный поиск новой методической системы, ориентированной на перестройку учебного процесса, активизирующей познавательную деятельность, интерес, интеллектуальное и мотивационно-ценностное развитие студента, который включает: а) четкое выделение модулей содержания; б) введение в курс ФКХ исходного (вводного) блока, содержащего необходимые математические понятия, характеризующиеся универсальностью и функциональностью, а также основы математической обработки экспериментальных данных; в) структурирование содержания каждого модуля с выделением инвариантной и вариативной частей; г) усиление в содержании курса ФКХ методологического компонента; д) определение профессиональной направленности содержания каждого модуля;
• дифференциацию и индивидуализацию обучения за счет расширения факультативного, элективного обучения и внедрения информационных технологий.
Ь нашем методическом исследовании мы учли главные направления развития образования в современном обществе - фундаментализацию, гуманизацию, интеграцию, информатизацию образовательного процесса, а также опирались на теоретико-методологические основы педагогических исследований в области высшего медицинского и фармацевтического образования. Многоуровневая методология стала общим ориентиром, идеологией нашего исследования, средством и методом решения его задач.
Гуманистическая парадигма образования [1] стала ведущей во всем мире и в последние годы в России, что закреплено в Законе об образовании [2] и других нормативных документах. Отсюда следует, что и обучение студентов каждому предмету в системе лидирующего предметного обучения, в том числе и по физической и коллоидной химии, в медицинском вузе должно приобрести ярко выраженный гуманистический характер. Гуманизация выбрана нами одним из важнейших принципов совершенствования содержания и методики обучения ФКХ студентов-фармацевтов.
Химическое
образование
провизора
Рис. 1. Последовательность и преемственность формирования химических знаний провизора
51
Рис. 2. Модули и модульные единицы курса физической и коллоидной химии
Важнейшим критерием научно-методологических знаний является их способность предвидеть не только результаты, но и те позитивные и целесообразные изменения, которые вносит данное исследование в содержание, структуру и процесс изучения курса ФКХ в соответствии с его назначением в системе фармацевтического образования, в формирование профессио-
нализма и развитие личности обучаемых. Для выполнения этого критерия научная методология исследования должна быть интегративной, комплексной и многоуровневой.
В условиях существующей системы фармацевтического образования, в свете новых требований общества и с учетом современных тенденций развития
высшего образования, профессиональных особенностей мы считаем, что основными стратегическими подходами к формированию содержания и структуры курса ФКХ, организации процесса обучения являются системный, личностно-деятельностный, алгоритмический и интегративно-модульный.
Системный подход [8] мы выбрали как ведущий методологический ориентир исследования, так как химическое образование будущих провизоров мы рассматриваем как сложную, развивающуюся и развиваемую динамическую образовательную систему.
Личностно-деятельностный подход [4] в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находятся личность обучаемого и его учебная деятельность - мотивы, цели, содержание и характер предметной деятельности, неповторимый психологический характер и уникальность каждого субъекта, индивидуальный характер усвоения и самореализации, в соответствии с чем строится учебный процесс, планируются педагогическое воздействие и результаты обучения.
Алгоритмический подход [6] предполагает самостоятельную работу студентов на основе уже известных предписаний, правил, т. е. алгоритмов. Эвристическая форма обучения - такая форма обучения, при которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими студентами под руководством преподавателя [9]. Учитывая сложность предмета ФКХ, его насыщенность теориями, всевозможными абстракциями, математическими расчетами, объединение нами алгоритмического и эвристического подходов помогает решать поставленные в исследовании задачи.
Интегративно-модульный подход (ИМП) предполагает отбор содержания, его внутри- и межпредметную интеграцию, оформление основных подсистем знаний в виде модулей [5]. Под модулем мы понимаем дидактико-методический комплекс, связывающий содержание, процесс и результаты воедино и их методическое обеспечение. Модульный подход характеризуется дискретностью, точностью направления цели обучения, вариативностью, самостоятельностью и индивидуальностью. ИМП требует рассматривать учебный материал в рамках модуля, не только как единое целое, направленное на достижение цели, но и как структурно-организованный блок, сцементированный внутри- и межпредметной интеграцией. Примером межпредметной интеграции является комплексное изучение основ химической термодинамики, осуществляемое с разных позиций в курсах общей химии, биологии, биохимии, аналитической химии и ФКХ.
Конструктивность ИМП заключена в том, что он отражает в каждом модуле все его структурные единицы, а также единство теории и практики. Содержание всех модулей курса пронизывается важными идеями химической науки и профессиональной направленности (рис. 2).
Все модули обеспечены подготовленной нами учебно-методической литературой. Каждое методическое пособие включает краткую теоретическую часть, типовые задачи с решениями, задачи и упражнения для самостоятельного решения и перечень необходимой основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета. Все задачи отобраны на основе принципов профессиональной направленности и межпредметной интеграции.
Важной особенностью нашей методики обучения студентов фармацевтического факультета физической и коллоидной химии является профессиональная направленность данного курса, востребованность полу-
ченных знаний и умений при изучении других химических и специальных дисциплин. Принцип профессиональной направленности предполагает активное включение элементов знаний, фактов, примеров из области фармации в процесс конкретизации химических теорий, законов, понятий, закономерностей, выполнения химического эксперимента, в химико-фармацевтические задачи. Это усиливает мотивацию, интерес и ценностное отношение студентов к предмету.
Расчетные задачи, являясь неотъемлемым элементом обучения физической и коллоидной химии, позволяют глубже понять теоретический материал и получить практические навыки физико-химических расчетов. Результаты нашего констатирующего эксперимента показывают, что большинство студентов испытывают затруднения при решении таких задач из-за недостатка теоретической химической и математической подготовки. Для преодоления трудностей в области математической компоненты нами разработан вводный блок, который содержит необходимые математические понятия, термины, уравнения, характеризующиеся фундаментальностью, универсальностью, функциональностью, а также основы математической обработки экспериментальных данных.
Осуществленный нами педагогический эксперимент подтвердил правильность выбранных нами методологических ориентиров и подходов, доказал эффективность разработанной нами методики обучения студен-тов-фармацевтов курсу ФКХ, ее позитивное влияние на качество усвоения знаний и умений, а также на развитие личности будущих провизоров.
Поступила 29.09.2006 ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава М. Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос АРВ, 2000. 340 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во «Ось-89», 2001. 48 с.
3. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. № 3. С. 101-104.
4. Кузнецова Н. Е. Педагогические технологии и технологии предметного обучения. СПб: Образование, 1995. 95 с.
5. Литвинова Т. Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза. Краснодар: изд-во Кубанской государственной медицинской академии, 2001. 264 с.
6. Пак М. С. Алгоритмика при изучении химии. М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. 112 с.
7. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 40-46.
8. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.
9. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., 2005. 383 с.
T. N. LITVINOVA, O. V. BALACHEVSKYA, N. V. SHELDESHOV
THE COURSE OF PHYSICAL AND COLLOÏDAL CHEMISTRY IN STRUCTURE OF EDUCATION OF PHARMACISTS, CONTENTS, MODAL STRUCTURE AND INTERSUBJECT INTEGRATION
The application of a contents, methodological approaches to modernization of a rate physical and colloidal chemistry for students of pharmaceutical faculty, and also modular structure of a rate with use of a principle of intersubject integration and a profession al orientation are considered.