Научная статья на тему 'Курс экологическая безопасность в техническом вузе'

Курс экологическая безопасность в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс экологическая безопасность в техническом вузе»

Садьхова. Ж.И. КУРС “ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ” В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Экология (от греч. "Ойкос" - дом, место обитания) - наука о жизнеобеспечении современного общества, о вредных и опасных факторах, сопутствующих человеческой деятельности в повседневной жизни, о предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций и снижении ущерба от них, о правилах поведения в сложной окружающей среде [1].

Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возросли в эпоху научно-технического прогресса - и привели к самым разрушительным экологическим катастрофам [2].

Созданная в 1945 г. атомная бомба, первая в мире Обнинская АЭС, построенная в 1954 г., свидетельствовали о таких возможностях человека, которые были немыслимы еще за несколько лет до этого. На "мирный атом" возлагали большие надежды, но в 1986 г. произошла самая крупная в истории Земли техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС. Эта авария затронула более 7 млн. человек и коснется еще многих, в том числе еще не родившихся [3].

К так называемым потенциальным экологическим опасностям можно отнести исчерпание природных ресурсов, тепловой перегрев планеты, разрушение озонового слоя планеты, сокращение количества кислорода за счет вырубки лесов, загрязнение биосферы (почв, воды, воздуха). Особую негативную роль играет при этом отсутствие экологических технологий. Все это, в конечном итоге, отражается на безопасности человека [4].

Современный этап взаимоотношения природы и общества характеризуется тем, что одно кардинальное открытие в какой-либо продвинутой области знаний и последующее практическое его использование способны оказать небывало мощное воздействие на всю планету в целом [5]. В этих условиях огромное значение приобретают тесный контакт между фундаментальными науками физико-химического цикла, техническим науками и науками, исследующими биосферу, чрезвычайные ситуации и безопасность технических объектов. Между тем, такой связи пока нет. Этим во многом и объясняется неподготовленность науки вообще и науки о природной среде в частности к современной экологической ситуации.

Последние десятилетия ХХ века объявлены Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) годами всеобщей экологической грамотности.

Следовательно, задача преподавания экологии в вузе - и прежде всего, в вузе техническом - поднять на должную высоту экологическую грамотность каждого студента. Это означает формирование основных представлений о глобальной направленности теоретической и прикладной экологии - "экологической безопасности", экологической культуры будущего специалиста. Последняя должна быть основана на глубоком понимании гармоничного развития человека и природы как высшей ценности их профессиональной деятельности.

Научно-техническое могущество человека обязывает его сообразовывать свое движение вперед с тем "домом", в котором он живет.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.И.Коробкин, Л.В.Передельский. Экология - Р.-на-Д., 2003

Р.Л.Смит. Наш дом. О чем свидетельствует планета Земля/ Всемирная Красная Книга - М., 1982

2. М.Фешбах, А.Фрэндли. Экоцид в СССР - М., 1992

3. А.С.Грин, В.Н.Новиков. Безопасность жизнедеятельности - М., 2002

4. Г.И.Царегородская. Социально-гигиенические проблемы научно-технического прогресса - М.,

1983

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.