Научная статья на тему 'Курмансеитова А. Х у истоков Ногайской книги. Черкесск: КЧИГИ, 2009. 215 с'

Курмансеитова А. Х у истоков Ногайской книги. Черкесск: КЧИГИ, 2009. 215 с Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
120
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курмансеитова А. Х у истоков Ногайской книги. Черкесск: КЧИГИ, 2009. 215 с»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2011. № 1

К У Р М А Н С Е И Т О В А А. Х. У ИСТОКОВ НОГАЙСКОЙ КНИГИ. Черкесск: КЧИГИ, 2009. 215 с.

Монография А.Х. Курмансеитовой, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, посвящена главным образом становлению ногайского книгоиздания в XIX — начале XX в. Но в этой связи выявляется и круг чтения ногайцев начиная с давних времен и впервые последовательно прослеживается история возникновения и распространения собственно ногайских рукописных книг.

Исследовательница дает развернутую характеристику различным формам ногайского письма — от уйгурского алфавита до арабской графики. Она показывает, как сближение ногайского населения с миром арабо-мусульманской культуры привело к распространению среди ногайцев арабского языка и приобщило их к чтению классиков XV-XVI вв., произведения которых стали изучаться в мектебах и медресе. Последовавшее за тем появление ногайских арабографиче-ских рукописных и печатных книг трактуется А. Курмансеитовой как оригинальная и яркая форма развития общетюркской и всей мусульманской культуры.

Отдельный раздел монографии посвящен просветительскому мусульманскому движению джадидизма (то есть обновленчества, пришедшегося на конец XIX — начало XX веков) и его роли в распространении светской литературы, различных новометодных учебников, в проведении реформы народного образования. А «смыслом жизни ногайцев-джадидистов» в ту пору, как замечает А. Курмансеи-това, стало не только издание книг, но и налаживание периодической печати — выпуск газет и журналов на родном языке.

Пример ногайцам дал Исмаил Гаспринский, который с 1883 г. стал издавать в Бахчисарае газету «Терджиман» («Переводчик») на литературном тюрки и частично на русском языке. Последователи И. Гаспринского в Нижнем Поволжье, объединенные стремлением к просвещению тюркских народов, сосредоточили свою издательскую деятельность в Астрахани. А.Х. Курмансеитова останавливается на истории газеты «Бурган-Таракки» («Сторонник прогресса»), которую издавал Мустафа Измайлов и где проявился талант ногайского писателя, литературного критика и журналиста Наджиба Насри. Выделяются также газета «Хакъ» («Правда»), которую издавал тот же Мустафа Измайлов; газета «Ислах» («Мир»), издававшаяся Ады

108

Ходжаевым; юмористический журнал «Топъ» («Пушка»), издававшийся Курбан-Али Эрембетовым и редактировавшийся Хабибуллой Умеровым; научно-литературный журнал «Магариф» («Культура»), издававшийся Абдрахманом Алиевым.

Особенное внимание А.Х. Курмансеитова правомерно уделила судьбе и трудам Абдурахмана И. Умерова (1867-1933), выдающегося ученого, религиозного и общественного деятеля, педагога и издателя. Один из любимых учеников великого татарского просветителя Ш. Марджани, он многое сделал для развития культуры и просвещения тюркско-мусульманских народов. В 1895 г. он основал медресе «Низамия», вскоре получившее признание как центр образования в Астраханском крае, преподавал мусульманское вероучение в русско-татарском училище, а также в женской начальной школе; писал и публиковал труды по филологии, по фольклору, философии и истории Востока. Большим успехом пользовался его учебник арабского языка для тюркских школ, который до 1917 г. выдержал девять изданий, и это не единственный пример популярности написанных им книг. Многие годы А.И. Умеров был имам-хатыбом одной из астраханских мечетей.

В 1907 г. он открыл издательство, образовавшее вместе с типографией и книжным магазином предприятие «Торговый Дом А. Умеров и Ко». За неполные семь лет существования было выпущено 58 книг общим тиражом 123 тыс. экз. В том же 1907 г. А. Умеров основал газету «Идель» («Волга»), вошедшую в число наиболее крупных татарских периодических изданий России.

На волне преследования видных представителей татарской интеллигенции и ликвидации многих национальных общественных организаций, поднявшейся в 1911 г., А. Умеров стал подвергаться политическим гонениям. В феврале 1914 г. он был выслан на четыре года в Казань под гласный надзор полиции, а выпуск газеты «Идель» и работа издательства были прекращены «без права возобновления».

После Февральской революции 1917 г. А. Умеров смог досрочно вернуться в Астрахань и вновь приступить к своей многогранной деятельности, которую старался продолжать и потом, уже при коммунистическом режиме, несмотря на усиливавшиеся репрессии. Его арестовали в августе 1930 г. Он был сослан на далекий Север, в деревню Малые Карелы Архангельской области, где через 2,5 года скончался, не получая необходимой медицинской помощи.

Ныне религиозно-общественная и просветительская деятельность А.И. Умерова стала предметом научных исследований, и книга А. Курмансеитовой в ряде случаев уточняет и углубляет имеющиеся сведения о ней, как и о многих других сторонах национально-культурного развития юга России на рубеже столетий.

109

Уоз1ок_2-11.1пс1с1 109 04.03.2011 14:41:16

В данном случае звучит вовсе не дежурная похвала. Не часто при чтении новейшего исторического труда приходится встречать такое количество прямых ссылок на архивные материалы. Это научная и общественно-популярная литература соответствующего периода, официальная и личная переписка, правительственные указы и распоряжения, содержащиеся в архивах и в рукописных фондах научных библиотек Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани. Например, только в петербургском Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА РФ) исследовательница смогла найти немало нового для своей темы, обследовав фонды Главного управления цензуры и Центрального управления по цензурному ведомству за 1801-1865 гг., Главного управления печати (1864-1874 гг.), Санкт-Петербургского цензурного комитета и др.

Кроме того, знакомство с рядом частных коллекций позволило ей вовлечь в научный оборот редчайшие рукописи, которые при отсутствии у ногайцев собственной государственности являются в принципе единственным источником достоверных сведений о судебной, финансовой и иных сторонах общественной жизни ногайцев. При этом автор не забывает сверять свои выводы с мнением виднейших отечественных тюркологов — прежде всего В. Радлова, С. Малова, А. Самойловича.

Монография А.Х. Курмансеитовой не только дополняет уже имеющиеся главы ногайской истории. Она представляет несомненную ценность для дальнейшего постижения культуры тюркских народов России в целом.

Сведения об авторе: Репенкова Мария Михайловна, канд. филол. наук, доцент кафедры тюркской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.