КУРГАНЫ С «УСАМИ». ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В УРАЛО-КАЗАХСТАНСКИХ
СТЕПЯХ V-VII ВВ. 1
И.В. Грудочко
MOUNDS WITH "MOUSTACHES". ON THE ETHNOCULTURAL SITUATION IN THE URAL-KAZAKHSTAN STEPPES DURING THE V-VII CENTURIES AD
I. Grudochko
Ключевые слова: урало-казахстанские степи, раннее средневековье, курганы с «усами», хронология, этнокультурные процессы
В статье обсуждается этнокультурная ситуация в урало-казахстанских степях V-VII вв. В это время здесь оставлены многочисленные памятники - курганы с «усами», которые маркируют появление нового кочевого населения. Эта эпоха охватывает гуннский и раннетюркский периоды. Предметный комплекс имеет азиатское происхождение, а исторические данные позволяют наметить огурскую (раннеболгарскую) принадлежность курганов с «усами».
Keywords: Ural-Kazakh steppes, the Early Middle Ages, mounds with "moustaches", chronology, ethnocultural processes
The article discusses the ethnocultural situation in the Ural-Kazakh steppes in the V-VII centuries AD. During that period numerous archaeological monuments, so called mounds "with moustaches", were constructed. They marked the appearance of a new type of nomadic population. The aforementioned period covers the time of Huns and early Turks. The artefacts described in the article are characterized by the Asian origin, and historical data testifies to the fact that mounds with "moustaches" could be referred to the Ogur (the Early Bulgarian) culture.
Памятники курганы с «усами» давно вошли в археологическую науку как оригинальные кочевнические сооружения. Их хронологическая принадлежность до сих пор является предметом дискуссий [Бейсенов, 1996; Боталов и др., 2006; Грудочко, 2016; Грудочко, Епимахов, 2015; Кукушкин, 2004; Любчанский, 1998; Хабдулина, 2007], однако к настоящему времени получена серия радиоуглеродных дат, ставшая дополнительным аргументом в пользу их принадлежности к эпохе раннего средневековья. По нашему мнению, появление курганов с «усами» было связано с приходом нового населения, освоившего урало-казахстанские степи в эпоху раннего средневековья (У-У11 вв.). Проблема этнической принадлежности этих памятников также не получила однозначного решения. Выяснить, что это было за население - вот основная цель данной статьи.
1 Исследование выполнено при фин; (государственное задание 33.5494.2017/БЧ)
По поводу этнокультурной принадлежности на сегодняшний день известно две концепции - И.Э. Любчанского и С.Г. Боталова. Кратко приведем их основные положения в той последовательности, в которой они приведены в коллективной монографии [Боталов и др., 2006. С. 147-161].
С.Г. Боталов считает, что курганы с «усами» по своим основным характеристикам сопоставимы с памятниками тюркоязычных кочевников У1-УШ вв. Набор черт поминального и погребального ритуалов, мегаплановых сооружений восходит к традициям «наиболее знатных тюркских родов (тюрков Ашина)». При этом традиции курганов с «усами», отражающие культово-погребальные представления родового ядра тюрков тюгю, следует отличать от традиций культурных норм телеского объединения Саяно-Алтая. Параллели с тюркским миром дополняют и довольно интересные сопоставления конструк-
з Министерства образования и науки Российской Федерации
© Грудочко И.В., 2017. УАВ. Вып. 17. С. 42 - 49
Рис. 1. Карта курганов с «усами» урало-казахстанских степей. А. Погребальные памятники. В. Курганы с «усами» Районирование курганов с «усами»: I - Южное Зауралье (урало-тобольский водораздел); II - Южное Зауралье (Мугоджары); III - Северный Казахстан (Кокшетауская возвышенность и р. Ишим); IV - Западная Сары-Арка (Улытау и бассейн р. Тургай); V - Центральный Казахстан (Восточная Сары-Арка); VI - Восточный Казахстан и Северный Тарбагатай; VII - Южный Казахстан и Семиречье Погребальные памятники У-У вв.: 1 - Аркаим; 2 - Каменный Амбар-5 (курганы 5, 6); 3 - Городищенское IX (курган 5); 4 - Халвай; 5 - Боровое (Щучье); 6 - Кара-Агач; 7 - Енбекшил (курган 2); 8 - Канаттас (курган 19); 9 - Назар; 10 - Зевакино (курган 1)
ции кургана с «усами» с устройством тюркского жилища - юрты [Боталов и др., 2006. С. 147-159].
И.Э. Любчанский указывает на то, что курганы с «усами» датируются в пределах У-УП вв., причем большинство из них относится к У-У1 вв. Наиболее важные черты материальной культуры относятся к предшествующему гуннскому миру, но, наряду с этим, фиксируется проявление тюркских элементов. Появление курганов с «усами» исследователь связывает с геополитическими событиями 1У-У вв., главным из которых стал выход на историческую арену довольно мощного объединения «хионито-эфталитских» племен в Северной Бактрии. Их экспансия была направлена, в том числе, на северные степные пространства, которые опустели после ухода гуннов на запад. Таким образом, население, оставившее курганы с «усами», находилось в сфере влияния эфталито-хионитского государства [Боталов и др., 2006. С. 159-160].
Описанные точки зрения можно условно обозначить как «раннетюркскую» (С.Г. Боталов) и «хионито-эфталитскую» (И.Э. Любчанской).
Версия С.Г. Боталова основана на особенностях архитектуры и обряда и их сравнении с данными письменных источников и ранней историей тюрков. И.Э. Любчанский совершенно справедливо обговаривает хронологические рамки курганов с «усами», которые сопоставляются с военно-политическими событиями Средней Азии этого времени. Следует признать, что обе эти версии хорошо проработаны, но не лишены недостатков и нуждаются в корректировках.
Имеющиеся на сегодняшний день данные радиоуглеродного датирования ограничивают время существования курганов с «усами» V-VII вв. н.э. [Грудочко, Епимахов, 2015; Грудочко, 2016]. Этому не противоречит предметный комплекс ряда южноуральских (Городищенское IX, Солончанка I, Кайнсай, Селенташ, Султантеми-ровский) и казахстанских (Зевакино, Канаттас, Ижевский, Беркутты, Коктал) комплексов, которые датированы V-VII вв. Датировки курганов с «усами» эпохой ранних кочевников, по нашему мнению, основаны на неверной интерпретации стратиграфической, планиграфической или иной
Рис. 2. Погребальные памятники вв. Урало-Казахстанских степей: 1 - Каменный Амбар (курган 5); 2 - Каменный Амбар (курган 6); 3 - Енбекшил (курган 2); 4 - Городищенское IX (курган 5); 5 - Халвай; 6 - Аркаим; 7 - Канаттас (курган 19); 8 - Назар
Предшествующие памятники гунно-сармат-ского горизонта П-1У вв. имеют ряд отличий: они группируются в могильники, имеют земляные насыпи, узкие и глубокие могильные ямы с северной ориентировкой погребенных. Погребенные не сопровождаются шкурами лошадей.
Таким образом, в конце IV - начале V вв. мы наблюдаем смену культурной традиции, которую можно объяснить появлением в степях урало-казахстанского региона нового населения. Северная ориентировка может выступать и объединяющим признаком с памятниками предшествующего периода, однако, в это же время появляются курганы с «усами» - совершенно новое явление ритуальной практики. Сейчас сложно назвать исходную территорию пришедшего населения, однако ряд таких признаков, как каменная архитектура, наземный характер обряда, новации стрелкового вооружения и появление новых типов керамики, уводят в Центральную Азию.
Большое значение для понимания процессов конца IV - начала V вв. имеют памятники гуннского круга, обобщенные и проанализированные в работах И.П. Засецкой [Засецкая, 1994]. В гуннское время в урало-казахстанские степи и западнее, вплоть до Северного Причерноморья,
полевой информации [Боталов и др., 2006. С. 8790; Грудочко, 2016].
Этим же временем вв.) датируется
немногочисленная серия погребений урало-казахстанских степей (Аркаим, Городищенское, Халвай, Каменный Амбар, Кара-Агач, Боровое, Кара-Агач, Енбекшил, Назар, Канаттас, Зева-кино) [Бейсенов, Веселовская, 2013; Бейсенов, Китов, 2013; Бернштам, 1951; Боталов, 2009; Кадырбаев, 1959. С. 179-182; Козырев, 1905; Шевнина, Логвин, 2015], которые мы склонны рассматривать в том же культурно-историческом ключе, что и курганы с «усами» (рис. 1). Все перечисленные погребения локализуются в рамках ареала курганов с «усами».
Эти погребения имеют ряд важных сближающих их признаков. Они не образуют могильников и расположены одиночно, либо, в двух случаях, впущены в насыпь ранней эпохи. Их объединяет каменная архитектура и северная ориентировка, в трех случаях зафиксированы подбойные конструкции. На приступке в могильной яме или рядом с погребенным укладывалась шкура лошади, которая обычно фиксируется по наличию черепа, костей конечностей и хвостовых частей (рис. 2).
утууггуг
8 15 16 17 18 19 20 ? 21 ' 22
Рис. 3. Предметный комплекс кургана с «усами» Султантемировский (1-6) и его аналогии: 7-12 - Новогригорьевка; 13, 14 - Кубей; 15-24 - Кызыл-Адыр; 25-27 - Мертвые Соли
вместе с новым населением проникают и новые центральноазиатские элементы. Так, фиксируются колчанные крюки, обнаруженные в Мертвых Солях, Султантемировском кургане с «усами» (Южный Урал), Новогригорьевке, Кубее (Северное Причерноморье) (рис. 3).
Их прототипы можно наблюдать в булан-кобинских комплексах Алтая первой половины I тыс. н.э. [Матренин, 2011; Тишкин, Мат-ренин, 2012]. К воинским новациям относятся
колчанные наборы, основу которых составляют железные ромбические наконечники стрел, что отмечено как в курганах с «усами» (Султантемировский, Солончанка) (рис. 3, А), так и в обычных подкурганных погребениях (Назар, Боровое, Мертвые Соли) (рис. 3, 25) [Любчанский, Таиров, 1999. С. 23; Бейсенов, Китов, 2013. С. 464; Сунгатов, 2003].
Интересны костяные подпружные пряжки (Канаттас, Халвай, Беляус) (рис. 4, 4, 5), формы
Рис. 4. Предметы конской упряжи из погребальных памятников вв. Урало-Казахстанских степей: 1 - Аркаим; 2, 5 - Канаттас (курган 19); 3, 4, 6 - Халвай; 7 - Городищенское IX (курган 5)
которых аналогичны обнаруживаемым в булан-кобинских памятниках. Такие пряжки свидетельствуют об эволюции конского снаряжения, которая, в свою очередь, была связанна с распространением жесткого седла. Наконец, показательны предметы полихромного стиля конца IV - начала V вв., среди которых присутствуют украшения явно азиатского происхождения.
Наряду с предметным комплексом, на западе появляются новые типы ритуальных сооружений - курганы с кострищами, обряд которых поразительно схож с обрядом курганов с «усами». В Новогригорьевке отмечена дугообразная каменная дорожка, интерпретированная А.И. Семеновым как остатки кургана с «усами» [Семенов, 1988. С. 98. Рис. 1]. Какой исторический контекст подразумевают обсуждаемые выше новые типы вооружения, ритуальных сооружений (курганы с «усами»), проявления которых мы наблюдаем так далеко на западе?
В гуннское и постгуннское время в Восточной Европе поочередно появляется ряд кочевых племен. В 463 году, уже после разгрома гуннско-
го союза, сюда вторгаются раннеболгарские племена (огуры, сарагуры, оногуры), которых позже сменяют сабиры, а тех, в свою очередь, авары. С.Г. Кляшторный считал, что до начала этих перемещений в IV-V вв., огромный пласт тюрко-язычных огурских племен теле занимал территорию от Центральной Монголии до Северного Казахстана. Решающую роль, приведшую к началу этих мощных миграций, сыграло возникновение Жужаньского каганата и его неудержимая экспансия на запад в начале V века [Кляшторный, Савинов, 2005. С. 63]. Нам кажется, что именно в «огурском» (раннеболгарском) ключе следует рассматривать возникновение курганов с «усами» в урало-казахстанских степях и появление единичных комплексов далеко на западе (Калмыкия, Северное Причерноморье) в середине - второй половине V века, то есть, в то же время, когда проходила экспансия огуров. Закат этой традиции относится ко второй половине VII - началу VIII вв., когда происходит смена погребального обряда, вызванная инфильтрацией восточнотюркского населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бейсенов А.З. Культово-ритуальные сооружения древних номадов Центрального Казахстана // Известия МН-АН PK. Сер. общ. науки. 1996. №2. С. 31-40.
Бейсенов А.З., Веселоеская Е.В. Погребение гуннского времени из могильника Енбекшил (Центральный Казахстан) // Гуннский форум. Проблемы происхождения и идентификации культуры евразийских гуннов / Гл. ред. С.Г. Боталов. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2013. С. 446-461.
Бейсенов А.З., Китов Е.П. Впускное погребение гуннского времени из могильника Назар-2 (Центральный Казахстан) // Гуннский форум. Проблемы происхождения и идентификации культуры евразийских гуннов / Гл. ред. С.Г. Боталов. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2013. С. 462-467.
Бернштам А.Н. Находки у оз. Борового в Казахстане // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XIII / Отв. ред. С.П. Толстов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 216-229.
Боталов С.Г. Позднегуннское или ран-нетюркское время в заволжских и урало-казахстанских степях // Этнические взаимодействия на Южном Урале / Отв. ред. А.Д. Таиров, Н.О. Иванова. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2009. С.128-138.
Боталов С.Г., Таиров А.Д., Любчанский И.Э. Курганы с «усами» Урало-Казахстанских степей. Челябинск: ЮУФ ИИА УрО РАН, 2006. 232 с.
Грудочко И.В. К вопросу о хронологии курганов с «усами» урало-казахстанских степей // Археологическое наследие Урала: от первых открытий к фундаментальному научному знанию (XX Уральское археологическое совещание). Материалы Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. Ижевск: УдмГУ, 2016. С. 216-219.
Грудочко И.В., Епимахов A.B. Хронология курганов с «усами»: сравнительный анализ радиоуглеродных и археологических датировок // Казахское ханство в потоке истории: Сб. науч. ст., посвящ. 550-летию образования Казахского ханства / Гл. ред. Б.А. Байтанаев. Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2015. С. 534-541.
Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху. СПб.: Эллипс Лтд, 1994. 224 с.
Кадырбаев М.К. Памятники ранних кочевников Центрального Казахстана // Труды ИИАЭ АН КазССР 1959. Т. 7. С. 162-203.
Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 346 с.
Козырев A.A. Раскопка кургана в урочище Кара-Агач Акмолинского уезда // Изв. ИАК 1905. Вып. 16. С. 27-36.
Кукушкин И.А. Курганы с «усами»: семантический аспект // Новые исследования по археологии Казахстана. Тр. науч.-практ. конф. «Маргу-лановские чтения - 15». Алматы, 2004. С. 33-37.
Любчанский И.Э. Хронологические аспекты комплексов «курганов с усами» евразийских степей // Культуры евразийских степей второй половины I тыс. н.э. (вопросы хронологии). Материалы II междунар. археологической конф. Самара: СОИКМ им. П.В. Алабина, 1998. С. 303-310.
Любчанский И.Э., Таиров А.Д. Археологические исследования комплекса Курган с «усами» Солончанка I // Курган с «усами» Солончанка I. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1999. С. 5-62.
Матренин С.С. Колчанные крюки кочевников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (II в. до н.э. - V в. н.э.): классификация и типология // Известия Алтайского государственного университета. Сер. История, политические науки. 2011. №4/2 (60). С. 141-149.
Семенов А.И. К выявлению центральноа-зиатских элементов в культуре раннесредневе-ковых кочевников Восточной Европы // АСГЭ. Вып. 29. Л.: 1988. С. 97-111.
Сунгатов Ф.А. Султантемировский I курган с «усами» // УАВ. 2003. Вып. 4. С. 216-224.
Тишкин A.A., Матренин С.С. Колчанные крюки булан-кобинской культуры из памятника Яломан II (Центральный Алтай) // Вестник НГУ. Сер. История, филология. 2012. Т. 11. Вып. 7. С. 125-133.
Хабдулина М.К. Тасмолинская археологическая культура: современное состояние // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 7. Уральск: 2007. №2. С. 181-194.
Шевнина И.В., Логвин A.B. Могильник эпохи бронзы Халвай III в Северном Казахстане / Материалы и исследования по археологии Казахстана. Т. 7. Астана: Филиал Ин-та археологии им. А.Х. Маргулана в г. Астана, 2015. 248 с.
REFERENCES
BeisenovA.Z. Kul'tovo-ritual'nye sooruzheniya ministerstva nauki AN RK. Ser. obsh. nauki. 1996. drevnikh nomadov Tsentrl'nogo Kazakhstana №2. S. 31-40.
[Sacral and religious constructions of the ancient Beisenov A.Z., KitovE.P. Vpusknoye pogrebenie nomadic tribes in Central Kazakhstan] // Izvestiya gunnskogo vremeny iz mogil'nika Nazar-2
(Tsentrl'nyi Kazakhstan) [The Hun time inlet burial of the Nazar-2 burial ground (Central Kazakhstan)] // Gunnskii forum. Problemy proiskhozhdeniya i identifikatsii kul'tury evrasiiskikh gunnov / Gl. red. S.G. Botalov. Chelyabinsk: Izdat. tcentr YuUrGU, 2013. S. 462-467.
Beisenov A.Z., Veselovskaya E.V. Pogrebeniye gunnskogo vremeni iz mogil'nika Enbekshil (Tsentrl'nyi Kazakhstan) [The Hun time graves of the Enbekshil burial ground (Central Kazakhstan)] // Gunnskii forum. Problemy proiskhozhdeniya i identifikatsii kul'tury evrasiiskikh gunnov / Gl. red. S.G. Botalov. Chelyabinsk: Izdat. tcentr YuUrGU, 2013. S. 446-461.
Bernshtam A.N. Nakhodki u oz. Borovogo v Kazakhstane [Archaeological findings near Borovoe Lake in Kazakhstan] // Sbornik muzeya antropologii i etnografii. T. XIII / Otv. red. S.P. Tolstov. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1951. S. 216-229.
Botalov S.G. Pozdegunnskoe ili rannetyurkskoye vremya v zavolzhskikh i uralo-kazakhstanskikh stepyakh [The Late Hun or the Early Turkic period in the Trans-Volga and the Ural-Kazakh steppes] // Etnicheskie vzaimodeistviya na Yuzhnom Urale / Otv. red. A.D. Tairov, N.O. Ivanova. Chelyabinsk: Izdat. tcentr YuUrGU, 2009. S. 128-138.
Botalov S.G., Tairov A.D., Lyubchanskii I.E. Kurgany s "usami" Uralo-Kazakhstanskikh stepei [Mounds with "moustaches" in the Ural-Kazakh steppes]. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skii filial IIA UrO RAN, 2006. 232 s.
Grudochko I.V. K voprosu o khronologii kurganov s "usami" uralo-kazakhstanskikh stepei [On the question of chronology concerning the mounds with "moustaches" of the Ural-Kazakh steppes] // Arkheologicheskoye nasledie Urala: ot pervykh otkrytii k fundamental'nomu nauchnomy znaniyu (XX Ural'skoe arkheologicheskoe soveshanie): materialy Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoi konferentsii. Izhevsk: UdmGU, 2016. S.216-219.
Grudochko I.V., Epimakhov A.V. Khronologiya kurganov s "usami": sravnitel'nyi analiz radiouglerodnykh i arkheologicheskikh datirovok [Chronology of the mounds with "moustaches": comparative analysis of radiocarbon and archaeological dates] // Kazakhskoye khanstvo v potoke istorii: Sb. nauchnich statei, posvyashennyi 550-letiyu obrazovaniya Kazakhskogo khanstva / Gl. red. B.A. Bajtanaev. Almaty, 2015. S. 534-541.
Kadyrbaev M.K.Pamyatniki rannikh kochevnikov Tsentral'nogo Kazakhstana [Archaeological sites of the early nomads in the Central Kazakhstan] // Trudy IIAE AN KazSSR. 1959. T. 7. S. 162-203.
Khabdulina MK.Tasmolinskaya arkheologicheskaya kul'tura: sovremennoe sostoyanie [Tasmolino archaeological culture: on
the current state] // Voprosy istorii i arkheologii Zapadnogo Kazakhstana. 2007. Vyp. 7. №2. S. 181-194.
Klyashtornyi S.G., Savinov D.G. Stepnye imperii drevnei Evrasii [Steppe Empires of the ancient Eurasia]. SPb.: Filologicheskii fakultet SPbGU, 2005. 346 s.
Kozyrev A.A. Raskopki kurgana v urochishe Kara-Agach Akmolinskogo uezda [Archaeological excavations of the mound in Kara-Agach stow in Akmolinskiy uezd] // Izvestiya Imperatorskoi arkheologicheskoi komissii. 1905. Vyp. 16. S. 27-36.
Kukushkin I.A. Kurgany s "usami": semanticheskii aspeckt [The mounds with "moustaches": aspects of semantics] // Novye issledovaniya po arkheologii Kazakhstana. Tr. nauchn.-pract. konf. "Margulanovskie chteniya-15". Almaty, 2004. S. 33-37.
Lyubchanskii I.E. Khronologicheskie aspekty komplexov "kurganov s usami" evrasiiskikh stepei [Chronological aspects of archaeological complexes referred to the "mounds with moustaches" in Eurasian steppes] // Kul'tury evrasiiskikh stepei vtoroi poloviny I tys. n.e. (voprosy khronologii). Mat. II mezhdunar. arkheologicheskoi konf. Samara: Samarskii oblastnoi istoriko-kraevedcheskii muzei im. P.V. Alabina, 1998. S. 303-310.
Lyubchanskii I.E., Tairov A.D. Arkheologicheskie issledovaniya komplexa Kurgan s "usami" Solonchanka I [Archaeological research of Solonchank I - a burial complex of mounds with "moustaches" type] // Kurgan s "usami" Solonchanka I. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. un-t, 1999. S. 5-62.
Matrenin S.S. Kolchannye kryuki kochevnikov Altaya hunnusko-syan'biisko-zhuzhanskogo
vremeni (II v. do n.e. - V v. n.e.): klassifikatsiya i tipologiya [Hooks for quivers referred to the Altai nomads of the hunn-syan'bii-zhuzhans period (the II century BC - the V century AD): classification and types] // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №4/2 (60). S. 141-149.
SemenovA.I. K vyavleniyu tsentral'noasiatskikh elementov v cul'ture rannesrednevekovykh kochevnikov Vostochnoi Evropy [On the identification of the Central Asian traits in the nomadic culture of Eastern Europe during the Early Middle Ages] // Arkheologicheskii sbornik Gosudarstvennogo Ermitazha. 1998. Vyp. 29. S. 97-111.
Shevnina I.V., Logvin A.V. Mogil'nik epokhi bronzy Khalvai III v Severnom Kazakhstane [Khalvai III as the Bronze Age burial ground in North Kazakhstan] / Materialy i issledovaniya po arkheologii Kazakhstana. T. VII. Astana: Filial Instituta arkheologii im. A.Kh. Margulana v g. Astana, 2015. 248 s.
Sungatov F.A. Sultantemirovskii I kurgan s "usami" [Sultantemirovskii I kurgan with "moustaches"] // Ufimskii arkheologicheskii vestnik. 2003. Vyp. 4. S. 216-224.
Tishkin A.A., Matrenin S.S. Kolchannye kryuki bulan-kobinskoi kul'tury iz pamyatnika Yaloman II (Tsentral'nyi Altai) [Quiver hooks referred to the
Bulan-Koba Culture from the archaeological site Yaloman II (Central Altai)] // Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya. 2012. T. 11. Vyp. 7. S. 125-133.
Zasetskaya I.P. Kul'tura kochevnikov yuzhnorusskikh stepei v gunnskuy epokhu [Nomadic culture of the South Russian steppes during the Hun time]. SPb.: AO "Ellips", 1994. 224 s.