Научная статья на тему 'Две проблемы интерпретации погребальных памятников тасмолинского круга'

Две проблемы интерпретации погребальных памятников тасмолинского круга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
археология / Евразийский степной пояс / курганы с «усами» / общество ранних кочевников / ранний железный век / тасмолинская культура / хронология / archeology / Eurasian steppe belt / mounds with “whiskers” / early nomadic society / early Iron Age / Tasmola culture / chronology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гатаулин А. Р.

Цель статьи. Статья освещает современное состояние вопроса об интерпретации археологической культурной общности раннего железного века степей Северного и Центрального Казахстана, известной под названиями тасмолинской культуры. Точная датировка культуры и корреляция тасмолинских курганов, имеющих каменные гряды-«усы» с рядовыми захоронениями среди памятников данного круга, остаются дискуссионными. Материалы исследования. Материалы представлены в виде краткого обзора итогов работы казахстанских и российских археологов для иллюстрации рассматриваемых гипотез и подходов к проблемам. Дан краткий анализ имеющихся предположений о датировке и соответствии тасмолинских древностей одновременным материальным находкам других типов. Преобладающими из изложенных гипотез являются две – «классическая» датировка 7-3 вв. до н. э. и «поздняя» привязка тасмолинских древностей к эпохе раннекочевнических государств, и даже раннесредневековых племенных государств и союзов, вплоть до середины I тыс. н.э. Результаты и научная новизна. В итоге рассмотрения и анализа материалов автор статьи приходит к выводу о правомерности «классической» датировки и культурной атрибуции для большинства изученных к данному времени тасмолинских памятников. Новизна работы состоит в обобщении накопленных итогов изучения тасмолинской культуры. Статья может использоваться для ознакомления с современными тенденциями в археологии Казахстана, подготовки докладов и сообщений для студентов и магистрантов профильных учебных заведений. Также материалы статьи предназначены для ориентирования в вопросах археологии раннего железного века степей Казахстана и для интересующихся культурами скифо-сакского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO PROBLEMS WITH THE INTERPRETATION OF FUNERARY MONUMENTS TERMALISMO CIRCLE

Objective: The article covers the current state of research and interpretation of the archaeological cultural community of early Iron Age in the steppes of Northern and central Kazakhstan, known as Tasmola culture. The exact dating of the culture and the correlation of the Tasmolan mounds, which have stone ridges, with common graves among the monuments of this circle, remain controversial. Research materials: The materials are presented in the form of a brief review of results of the work of Kazakhstan and Russian archaeologists to illustrate the hypotheses under consideration and approaches to problems. A brief analysis of the existing assumptions about the dating and correspondence of Tasmolаn antiquities to simultaneous material finds of other types is given. The prevailing of the above hypotheses are two the “classical” dating of the 7-3 centuries. BC and the “late” binding of Tasmolian antiquities to the epoch of early nomadic states, and even early medieval tribal states and unions, up to the middle of the 1st millennium AD. Results and novelty of the research: The author concludes that the “classical” dating and cultural attribution for the majority of the studied Tasmolаn monuments is legitimate. The work's novelty consists in summarizing the accumulated results of the study of Tasmolа culture. The article can be used to familiarize with the current trends in the archeology of Kazakhstan, prepare reports and messages for students and undergraduates of specialized educational institutions. The materials of the article are intended for orientation in the issues of archeology of the early Iron Age steppes of Kazakhstan and for those interested in cultures of the Scytho-Saka world.

Текст научной работы на тему «Две проблемы интерпретации погребальных памятников тасмолинского круга»

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ

Гатаулин А.Р.

магистр гуманитарных наук, преподаватель Карагандинский колледж экономики и статистики г. Караганда, Республика Казахстан gataulin.89@mail.ru

ДВЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ

ТАСМОЛИНСКОГО КРУГА

Аннотация. Цель статьи. Статья освещает современное состояние вопроса об интерпретации археологической культурной общности раннего железного века степей Северного и Центрального Казахстана, известной под названиями тасмолинской культуры. Точная датировка культуры и корреляция тасмолинских курганов, имеющих каменные гряды-«усы» с рядовыми захоронениями среди памятников данного круга, остаются дискуссионн ыми.

Материалы исследования. Материалы представлены в виде краткого обзора итогов работы казахстанских и российских археологов для иллюстрации рассматриваемых гипотез и подходов к проблемам. Дан краткий анализ имеющихся предположений о датировке и соответствии тасмолинских древностей одновременным материальным находкам других типов.

Преобладающими из изложенных гипотез являются две - «классическая» датировка 7-3 вв. до н. э. и «поздняя» привязка тасмолинских древностей к эпохе раннекочевнических государств, и даже раннесредневековых племенных государств и союзов, вплоть до середины Iтыс. н.э.

Результаты и научная новизна. В итоге рассмотрения и анализа материалов автор статьи приходит к выводу о правомерности «классической» датировки и культурной атрибуции для большинства изученных к данному времени тасмолинских памятников. Новизна работы состоит в обобщении накопленных итогов изучения тасмолинской культуры. Статья может использоваться для ознакомления с современными тенденциями в археологии Казахстана, подготовки докладов и сообщений для студентов и магистрантов профильных учебных заведений. Также материалы статьи предназначены для ориентирования в вопросах археологии раннего железного века степей Казахстана и для интересующихся культурами скифо-сакского мира.

Ключевые слова: археология, Евразийский степной пояс, курганы с «усами», общество ранних кочевников, ранний железный век, тасмолинская культура, хронология

Введение. Археологическая наука с каждым годом открывает новые грани прошлого степного пояса Евразии, и продвигается вперед в решении поставленных ранее проблем. За более чем полувековую историю исследований тасмолинской культуры Северного и Центрального Казахстана накоплен достаточно крупный объем материалов, характеризующих ее особенности. Тем не менее, в довольно стройной модели генезиса и развития тасмолинского комплекса остаются спорные моменты.

Датировка и этнокультурная специфика относимых к нему памятников была в общих рамках установлена еще во второй половине ХХ в. Однако результаты современных изысканий привели ряд исследователей к выводу о необходимости проверки и коррекции хронологии и культурной интерпретации тасмолинских древностей.

Нельзя не отметить характерную специфику данного вопроса. Если материалы памятников оседлости ранних кочевников Сарыарки ученые без существенных расхождений относят к сакской эпохе региона, то в вопросе соотнесения могильников Тасмолы с ранним

железным веком современные исследователи имеют весьма крупное расхождение мнений. А ведь именно интерпретация погребальных атрибутов делает картину общего развития рассматриваемой культуры цельной.

С учетом особенностей похоронного обряда северной части ареала распространения тасмолинских древностей, археологи объединяют памятники Северного и Центрального Казахстана в улыбай-тасмолинскую культуру. При этом «классическими» памятниками культуры остаются объекты, расположенные в Центральном Казахстане. Остается дискуссионной проблема принадлежности отдельных типов погребальных построек и особенностей обряда различным этническим группам. Главной проблемой в этом направлении следует считать связь этих элементов с более поздними этапами истории региона, вплоть до раннего средневековья.

Методы и материалы. Первичное рассмотрение проблемы выявляет в ней два наиболее проблемных аспекта. Данная статья посвящена их краткому обзору и общим предварительным выводам о существе этого направления научных дискуссий. Мы прибегнем к сравнительному и аналитическому методам, опираясь на материалы, накопленные к данному времени ведущими специалистами в области археологии тасмолинской культуры.

Первым аспектом, безусловно, следует считать собственно расхождения в датировке курганов с каменными «усами».

Датировка курганных сооружений, деталей обрядности и предметов из тасмолинских захоронений, включая и курганы, расположенные по соседству, но лишенные типичных признаков данной культуры, дает значительный разброс.

Их нижняя хронологическая планка относится к 7-5 вв. до н.э., самая верхняя достигает 8-9 вв. н.э. В зависимости от применяемых учеными методик интерпретации, курганы трактуют как постройки саков, или же как памятники древних тюркских племен. Эта спорность оценок до сих пор мешает точно определить их этнокультурную атрибуцию. Представим ниже взгляды современных археологов на этот вопрос

А.З. Бейсенов полагает, что «ряд памятников... датирован исследователями первым тысячелетием н. э. на основании найденных в них впускных захоронений или же предметов, имевших характер «кладов». По его предположениям, финальные даты постройки памятников относятся к 4-3 вв. до н.э1. Соответственно, все курганы подобного типа ученый относит к тасмолинским.

Относительная периодизация также подтверждает соображения А.З. Бейсенова. Данные стратиграфии факты указывают на создание каменных курганных «усов» в сакскую эпоху. Так, например, один из курганов могильника Караоба, раскопанный отрядом А.З. Бейсенова, перекрывал раннюю каменную гряду большого кургана тасмолинского типа. Под насыпью кургана в грунтовой могильной яме, было женское погребение с инвентарем в виде каменного жертвенника. Для создания этой могилы древние строители «верхнего» кургана рарушили участок каменной гряды. Тип обряда и жертвенник датируют курган 6-5 вв. до н.э2. Из этого следует, что курган с каменными грядами был возведен раньше.

С.Г. Боталов и И.Э. Любчанский отмечают, что, на первичной типологии курганов с грядами и их связи с курганами раннего железного века Центрального Казахстана отразилась двойная планиграфия погребальных памятников, когда такие курганы располагались на территории могильников тасмолинской культуры. Другим фактором интерпретации они

1 Дюсекеева Д.А. Загадка курганов с «усами»: современное состояние// Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты. Материалы LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Омск, Издатель-Полиграфист, 2018. - С.119.

2 Бейсенов А.З. Исследования Сарыаркинской экспедиции в Центральном Казахстане// Известия HAH РК. Серия общественных наук, 2002. № 1. С. 38.

считают скудность археологических материалов, добываемых из курганов с «усами». Опираясь на эту базу, исследователи датируют курганы с грядами II и IV типов к концу раннего железного века, и даже более поздним периодом. Они устанавливают хронологию памятников в рамках 5-8 вв. н. э.»1.

С.Г. Боталов отметил также, что только 6 из исследованных курганов с усами «содержали материалы тасмолинской культуры и 4 - сарматской культуры». Тем не менее, он же уточняет: «по вопросу этнокультурной принадлежности курганов с «усами» разошлись не только точки зрения авторов данной работы, но и исследователей, занимающихся проблемами истории кочевых обществ степной Евразии эпохи раннего средневековья»2.

Другой важный аспект рассматриваемой проблемы - выяснение назначения курганов с каменными грядами.

А.Х. Маргулан еще в 1960-е гг. считал, что «курганы типа «солнце» являются только ритуальными сооружением, устроенным на месте трапезы или поминок». Согласно М.К. Кадырбаеву, такие курганы следует рассматривать как единый комплекс, состоящий из основного погребения в большом кургане и относящихся к нему ритуальных построек»3.

К подобным постройкам относятся «малые курганы, заключающие в себе захоронения коня или его части в сочетании с дугообразными каменными грядами ориентированный своим открытым концом на восток, в сторону восходящего Солнца», что носят «сугубо ритуальный характер и являются отражением культа - вероятнее всего - солярного».

Стоит обратить внимание на записи Геродота о скифах: «Из богов чтут только Солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой то, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное»4.

Обратим внимание на варианты объяснения семантики каменных гряд. Часть ученых полагает, что в площадках или оградках на концах «усов» могли совершаться жертвоприношения. На это указывают участки прокаленной земли, остатки древесного угля и обожженных костей животных. Исходя из дискретности структуры гряд некоторых курганов, С.С. Сорокин предположил: «скорее всего, такого рода памятники являются дошедшими до нас свидетельствами древних поминальных торжеств - асов, найров. Отдельные каменные устройства в дугах, как представляется, и здесь являются обозначением мест старших представителей семейных, родовых или иных общественных групп - местами «сидящих в первом ряду»5. Значит, захоронения коня и создание каменных гряд совершались позже погребения собственно покойного - вероятно, во время поминальных торжеств.

По предположению А.З. Бейсенова, «длинные гряды, в отдельных звеньях... которых имитировался огонь, видимо играли роль своеобразных огненных лестниц, путей, по которым душа умершего уносилась к восходящему Солнцу, к небу, в страну богов»6.

Н.М. Бекбасаров на базе археоастрономических выкладок определил время постройки курганов с «усами» 7 в. до н.э. - 3-4 вв. н.э1.

1 Любчанский И.Э. Хронологические аспекты комплексов «курганов с усами» Евразийской степи// Культуры Евразийских степей второй половины 1 тыс. н.э. (вопросы хронологии). Самара, 1998. - С. 303-310.; Баталов С.Г. Поздняя древность и средневековье// Древняя история Южного Зауралья. - Т.Н. Челябинск, 2000. - 498 с.

2 Боталов. С.Г., Таиров А.Д., Любчанский И.Э. Курганы с «усами» урало-казахстанских степей. - Челябинск: Южно-Уральский филиал ИИА УрО РАН, 2006. - 232 с.

3 Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1966. - 435 c.

4 НейхардтА.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. - Л.: Наука. 1982. - 48 с.

5 Сорокин С.С. К вопросу о толковании внекурганных памятников ранних кочевников Азии// Археологический сборник ГосЭрмитажа. Л., вып. 22. 1981. - С. 51-61.

6 Бейсенов А.З. Курганы с усами - культовые памятники саков Центрального Казахстана. URL: http://admw.ru/books/E-V-YArovoy_Drevneyshie-obshchnosti-zemledeltsev-i-skotovodov-Severnogo-Prichernomorya--V-tys--do-n-e—V-vek-n-e--/63 (дата обращения: 1.03.2019).

Результаты. На основании нашего краткого обзора нетрудно убедиться, что главные проблемы, смыслового наполнения термина «тасмолинская культура», заключены в корректности интерпретации курганных комплексов с грядами. В отношении «рядовых» курганных захоронений расхождений обычно не возникает. С.Г. Боталов, например, однозначно включает «рядовые» курганов ранних номадов Сарыарки в тасмолинские памятники2.

Общие выводы, требующие, разумеется, дальнейших исследований и уточнений, дают возможность создания опорной методики изучения вопроса. Мы рекомендуем начинать работу в этом направлении с рассмотрения наиболее «типичных» курганов с «усами» в разрезе происхождения и смысловой сущности деталей погребальной обрядности. При этом нужно обращать внимание на связь конкретных категорий артефактов с определенными хронологическим отметками, признанными археологами в их исследовательских работах за наиболее объективные. Рассмотрение следует базировать, прежде всего, на группах самых массовых и типичных элементах отдельных этапов развития культуры.

Беглый предварительный взгляд показывает, что наиболее специфичные элементы обрядности, связанные с первым этапом культуры (например, удила с псалиями), зафиксированные еще М.К. Кадырбаевым, четко и в одинаковой комплексности обнаружены как в курганах с усами, так и в рядовых курганах. Артефакты из обеих групп захоронений имеют одинаковые, характерные для конкретного периода особенности.

Например, материалы кургана 19 могильника Тасмола 1, как одного из самых репрезентативных, имеющего относительно богатое разнообразие типов предметов, не имеют никаких крупных качественных расхождений с артефактами из «рядовых» курганов раннего этапа культуры. Данный факт не решает вопроса о возможности более поздней пристройки каменных гряд к кургану, но и не опровергает выводов М.К. Кадырбаева3.

Для курганов степей Центрального Казахстана на втором этапе развития культуры важным, на наш взгляд, хронологическим маркером можно считать комплекты трехлопастных стрел втульчатого типа. Такие стрелы уверенно датируются исследователями 4-3 вв. до н.э.

Погребения саков Северного Казахстана изучены М.К. Хабдулиной. Она также выделяет два этапа их хронологии: 8-5 вв. до н. э. и 4-2 вв. до н. э. Исследовательница особо отмечает тенденцию сохранения культурной преемственности на обоих этапах. Это обстоятельство дало возможность объединить погребальные памятники региона в рамках улубаевско-тасмолинской культуры, датируемой 8-2 вв. до н.э4. М.К. Хабдулина проследила изменения, произошедшие в конце 5-4 вв. до н.э. в похоронном обряде, наборе и локализации в могиле погребального инвентаря. Данные особенности указывают на развитие социокультурных процессов в регионе.

Исходя из вышесказанного, курганы с каменными грядами Сарыарки, идентифицированные ранними исследователями как памятники самостоятельной археологической культуры, на основании корреляции их содержимого с особенностями обрядности «рядовых» сооружений аналогичной эпохи в ряде случаев можно уверенно считать тасмолинскими сооружениями. Однако замеченная современными казахстанскими и

1 Бекбасаров Н.М. Астрономические исследования атасуских курганов с усами. URL: http://ezoclub.org/aUmat/astroarheology/162-ksusami/749-atasukski (дата обращения: 1.03.2019).

2 Баталов С.Г. Поздняя древность и средневековье// Древняя история Южного Зауралья. - Т.Н. Челябинск, 2000. - 498 с.

3 Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1966. - 435 c.

4 Хабдулина М.К. Погребальный обряд населения раннего железного века Северного Казахстана (VIII-II вв. до н. э.)// Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск: Изд-е Башкирского ун-та, 1987. С. 24.; Хабдулина М.К. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. - Алматы: Гылым: Ракурс, 1994. С. 6, 79.

российскими учеными хронологическая и семантическая разнородность некоторых сооружений не дает оснований для подведения цельных обобщенных итогов по данному вопросу.

Как нетрудно убедиться, вопрос устройства социумов, создавших культуры бронзового века степей Евразии остается дискуссионным. Многие аспекты реконструкции только получают свое развитие, и нужно надеяться, что будущие находки археологов поспособствуют обогащению знаний о прошлом предков современных казахстанцев

Это интереснейший и малоизученный период истории казахстанских степей, ждет новых исследований современным поколением археологов.

Литература:

1. Баталов С.Г. Поздняя древность и средневековье// Древняя история Южного Зауралья. - Т.Н. Челябинск, 2000. - 498 с.

2. Бейсенов А.З. Исследования Сарыаркинской экспедиции в Центральном Казахстане// Известия HAH РК. Серия общественных наук, 2002. № 1. С. 57-71.

3. Бейсенов А.З. Курганы с усами - культовые памятники саков Центрального Казахстана. URL: http://admw.ru/books/E-V-YArovoy_Drevneyshie-obshchnosti-zemledeltsev-i-skotovodov-Severnogo-Prichernomorya--V-tys--do-n-e—V-vek-n-e--/63 (дата обращения: 1.03.2019).

4. Бекбасаров Н.М. Астрономические исследования атасуских курганов с усами. URL: http://ezoclub.org/allmat/astroarheology/162-ksusami/749-atasukski (дата обращения: 1.03.2019).

5. Боталов. С.Г., Таиров А.Д., Любчанский И.Э. Курганы с «усами» урало-казахстанских степей. - Челябинск: Южно-Уральский филиал ИИА УрО РАН, 2006. - 232 с.

6. Дюсекеева Д.А. Загадка курганов с «усами»: современное состояние// Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты. Материалы LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Омск, Издатель-Полиграфист, 2018. - С.118-120.

7. Любчанский И.Э. Хронологические аспекты комплексов «курганов с усами» Евразийской степи// Культуры Евразийских степей второй половины 1 тыс. н.э. (вопросы хронологии). Самара, 1998. - С. 303-310.

8. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1966. - 435 c.

9. Нейхардт А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. - Л.: Наука. 1982. - 240 с.

10. Сорокин С.С. К вопросу о толковании внекурганных памятников ранних кочевников Азии// Археологический сборник ГосЭрмитажа. Л., вып. 22. 1981. - С. 51-61.

11. Хабдулина М.К. Погребальный обряд населения раннего железного века Северного Казахстана (VIII-II вв. до н. э.)// Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья. - Челябинск: Изд-е Башкирского ун-та, 1987. С. 3-25.

12. Хабдулина М.К. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. - Алматы: Гылым: Ракурс, 1994. - 170 с.

References:

1. Batalov S.G. Pozdnyaya drevnost' i srednevekov'ye [Late antiquity and middle ages]. Drevnyaya istoriya Yuzhnogo Zaural'ya = The ancient history of the Southern Trans-Urals. - T.N. Chelyabinsk, 2000. - 498 p. (In Russian).

2. Bekbasarov N.M. Astronomicheskiye issledovaniya atasuskikh kurganov s usami [Astronomical studies of Atasu mounds with a mustache]. http://ezoclub.org/allmat/astroarheology/162-ksusami/749-atasukski (In Russian).

3. Beysenov A.Z. Issledovaniya Saryarkinskoy ekspeditsii v Tsentral'nom Kazakhstane [Research Saryarka expedition in Central Kazakhstan]. Izvestiya HAH RK. Seriya obshchestvennykh nauk = News NAS RK. Social Science Series. №1. 2002. - P. 57-71. (In Russian).

4. Beysenov A.Z. Kurgany s usami - kul'tovyye pamyatniki sakov Tsentral'nogo Kazakhstana [Mounds with a mustache - religious monuments of the Sakas of Central Kazakhstan]. http://admw.ru/books/E-V-YArovoy_Drevneyshie-obshchnosti-zemledeltsev-i-skotovodov-Severnogo-Prichernomorya--V-tys--do-n-e—V-vek-n-e--/63. (In Russian).

5. Botalov S.G., Tairov A.D., Lyubchanskiy I.E. Kurgany s «usami» uralo-kazakhstanskikh stepey [Mounds with a "mustache" of the Ural-Kazakh steppes]. - Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skiy filial IIA UrO RAN, 2006. - 232 p. (In Russian).

6. Dyusekeyeva D.A. Zagadka kurganov s «usami»: sovremennoye sostoyaniye [The riddle of the mounds with a "mustache": the current state]. Drevniye i traditsionnyye kul'tury Sibiri i Dal'nego Vostoka: problemy, gipotezy, fakty. Materialy LVIII Rossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiyem) arkheologo-etnograficheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenyh = Ancient and traditional cultures of Siberia and the Far East: problems, hypotheses, facts. Proceedings of the LVIII Russian archeological and ethnographic conference of students, graduate students and young scientists.. Omsk, Izdatel'-Poligrafist, 2018. - P.118-120. (In Russian).

7. Khabdulina M.K. Pogrebal'nyy obryad naseleniya rannego zheleznogo veka Severnogo Kazakhstana (VIII-II vv. do n. e.) [The funeral rite of the population of the early Iron Age of Northern Kazakhstan (VIII-II centuries. BC). Ranniy zheleznyy vek i srednevekov'ye Uralo-Irtyshskogo mezhdurech'ya = The Early Iron Age and the Middle Ages of the Ural-Irtysh interfluve. - Chelyabinsk: Bashkiria University publishing, 1987. P. 3-25. (In Russian).

8. Khabdulina M.K. Stepnoye Priishim'ye v epokhu rannego zheleza [Steppe Priishimye in the Early Iron Age]. - Almaty: Gylym: Rakurs, 1994. -170 p. (In Russian).

9. Lyubchanskiy I.E. Khronologicheskiye aspekty kompleksov «kurganov s usami» Yevraziyskoy stepi [Chronological aspects of the "mounds with mustaches" complexes of the Eurasian steppe]. Kul'tury Yevraziyskikh stepey vtoroy poloviny 1 tys.n.e. (voprosy khronologii) = The cultures of the Eurasian steppes of the second half of 1 thousand AD. (questions of chronology).. Samara, 1998. - P. 303-310. (In Russian).

10. Margulan A.KH., Akishev K.A., Kadyrbayev M.K., Orazbayev A.M. Drevnyaya kul'tura Tsentral'nogo Kazakhstana. [Ancient culture of Central Kazakhstan]. Alma-Ata: Nauka, 1966. -435 p. (In Russian).

11. Neykhardt A.A. Skifskiy rasskaz Gerodota v otechestvennoy istoriografii [Scythian story of Herodotus in the national historiography]. - L.: Nauka. 1982. - 240 p. (In Russian).

12. Sorokin S.S. K voprosu o tolkovanii vnekurgannykh pamyatnikov rannikh kochevnikov Azii [On the interpretation of extracurricular monuments of early Asian nomads]. Archaeological collection of the State Hermitage. L., №. 22. 1981. - P. 51-61. (In Russian).

TWO PROBLEMS WITH THE INTERPRETATION OF FUNERARY MONUMENTS

TERMALISMO CIRCLE

Gataullin A.R.

Karaganda College of Economics and Statistics Karaganda, Republic of Kazakhstan gataulin.89@mail.ru

Abstract. Objective: The article covers the current state of research and interpretation of the archaeological cultural community of early Iron Age in the steppes of Northern and central Kazakhstan, known as Tasmola culture. The exact dating of the culture and the correlation of the Tasmolan mounds, which have stone ridges, with common graves among the monuments of this circle, remain controversial.

Research materials: The materials are presented in the form of a brief review of results of the work of Kazakhstan and Russian archaeologists to illustrate the hypotheses under consideration and approaches to problems. A brief analysis of the existing assumptions about the dating and correspondence of Tasmolan antiquities to simultaneous material finds of other types is given. The prevailing of the above hypotheses are two - the "classical" dating of the 7-3 centuries. BC and the "late " binding of Tasmolian antiquities to the epoch of early nomadic states, and even early medieval tribal states and unions, up to the middle of the 1st millennium AD. Results and novelty of the research: The author concludes that the "classical" dating and cultural attribution for the majority of the studied Tasmolan monuments is legitimate. The work's novelty consists in summarizing the accumulated results of the study of Tasmola culture. The article can be used to familiarize with the current trends in the archeology of Kazakhstan, prepare reports and messages for students and undergraduates of specialized educational institutions. The materials of the article are intended for orientation in the issues of archeology of the early Iron Age steppes of Kazakhstan and for those interested in cultures of the Scytho-Saka world.

Keywords: archeology, Eurasian steppe belt, mounds with "whiskers", early nomadic society, early Iron Age, Tasmola culture, chronology

Для цитирования: Гатаулин А.Р. Две проблемы интерпретации погребальных памятников Тасмолинского круга// Архонт, 2019. № 1 (10). С. 113-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.