Таким образом, нам удалось пронаблюдать количественные различия в употреблении прилагательных, как особого грамматического разряда слов, в обоих сравниваемых нами функциональных стилях.
1. Увеличение частотности прилагательных в научно-технической литературе по сравнению с художественной.
2. Преобладание различных словообразовательных моделей в научно-технической и художественной литературе.
3. Увеличение частотности относительных прилагательных в научно-технической литературе и преобладание качественных в художественной.
Литература
1. Гальперин И.Р.Является ли стилистика уровнем языка?//Проблемы языко-знания.М.:1967
2. Джавлалов М. Сравнительная характеристика прилагательных в немецкой научной и художественной литературе. //Язык научной литературы. М.: 1975.
3. Кожина М.Н. К основам функциональной стилистики. Пермь.:1972.
4. Курашвили Е.И. Об основных характеристиках английского научно-технического текста.//Иностранные языки в высшей школе.М.:1974
Медико-социологические исследования
КУРЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И ИХ ГОТОВНОСТЬ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ПРЕКРАЩЕНИИ КУРЕНИЯ
Андреичева Е.Н., канд. мед. наук, доцент Казанский государственный медицинский университет г. Казань, Россия
Изучены отношение студентов лечебного факультета КГМУ к курению и их готовность к оказанию помощи в прекращении курения. Выявлен высокий процент курящих среди будущих врачей, их высокая осведомленность о вреде курения, но о конкретных методах борьбы с этой пагубной привычкой студенты знают мало. В связи с этим необходимо организовать обучение студентов медицинских специальностей методам помощи пациентам в прекращении курения.
Attitude to smoking of medical students of KGMU and their readiness for help in smoking cessation were studied. High percentage of smokers among future doctors and their good knowledge about harm of smoking were revealed, but about methods of struggle with this habit students know not enough. That's why it is necessary to organize special training of medical students in providing help in smoking cessation.
В большинстве развитых стран с длительной историей успешных действий по контролю над табаком снижению распространенности курения среди населения в целом предшествовало снижение его распространенности среди медицинских работников. Работники здравоохранения занимают ключевое место в привлечении внимания курящих пациентов к необходимости прекращения курения, а также при наличии соответствующих навыков должны оказывать помощь пациентам, желающим отказаться от курения, но испытывающим в связи с этим трудности [1]. Изучение отношения студен-
тов-медиков к участию в оказании помощи в прекращении курения может помочь сформировать дополнительные требования к обучению.
Целью исследования была оценка состояния подготовки студентов Казанского Государственного Медицинского Университета (КГМУ) к оказанию помощи пациентам в прекращении курения, а также их отношения к помощи такого рода.
Материалы и методы исследования. Использована стандартизированная методика для оценки готовности медицинских работников к оказанию такой помощи, предложенная ВОЗ в 2005 году в рамках глобальной системы надзора за потреблением табака ("Global Health Professions Student Survey")[2]. Нами было проведено анкетирование среди всех присутствовавших на занятиях студентов пятого курса лечебного факультета с использованием анонимной анкеты для самостоятельного заполнения в аудиториях медицинского университета. Всего было опрошено 126 студентов. Опрос включал следующие темы: распространенность потребления табачных изделий; знания студентов о влиянии потребления табака на здоровье и отношение к его потреблению; желание отказаться от курения; подготовка, касающаяся способов прекращения курения и существующих медикаментозных препаратов.
Результаты исследования. Употребление студентами табака. Ежедневно в настоящее время курят 12% опрошенных, 8 % курят в настоящее время, но не каждый день. Никогда не пробовали курить 42% опрошенных. 38% студентов курили ранее, но теперь не курят совсем. Информированы о запрете курения на территории учебного заведения: в учебных зданиях - 84% опрошенных, в клиниках - 59%, в общежитиях -41% опрошенных, во дворе, рядом с входами в учебные здания - 39% опрошенных. 1 человек (0,8%) выбрал вариант ответа «официальных правил нет», еще 9,5% не имеют информации о запрете курения на территории учебных зданий и клинических баз университета. Лишь 29% опрошенных могут говорить о том, что официальные правила, запрещающие курить в зданиях учебного заведения и клиниках, выполняются. 52% респондентов заявляют о том, что данные правила не выполняются, 2% считают, что официальных правил нет, 17 % затруднились ответить на данный вопрос. На ряд вопросов о роли врача в прекращении курения около 90% студентов дали положительные ответы: 94% ответили, что работники здравоохранения должны быть обучены методам прекращения курения; 90% ответили, что работники здравоохранения обычно должны советовать пациентам, которые курят, чтобы они отказались от курения; 89% считают, что нужно советовать пациентам отказаться от употребления других табачных изделий; 97% также сообщили о необходимости сбора анамнеза курения и записи об этом в истории болезни. Однако на вопросы, касающиеся эффективности таких вмешательств, положительные ответы дала меньшая доля студентов: только 76% считают, что работники здравоохранения служат "образцами для подражания" для их пациентов и населения. Еще меньше - 54% считают, что рекомендации, исходящие от медицинских работников и касающиеся употребления табачных изделий, пользуются большим доверием, и также 54% считают, что совет врача повышает шансы пациента на успех. Меньше двух третей (56%) студентов согласились с тем, что курящие работники здравоохранения будут с меньшей вероятностью советовать пациентам бросить курить, и 53% отметили то же по поводу употребления медицинскими работниками других табачных изделий. Большинство студентов (58%) отметили, что присутствовали на занятиях о вреде курения, и 56% на занятиях о том, почему люди курят. Значительно меньше студентов (29%) отметили, что им были предложены другие формы работы, касающиеся курения. При этом всего 27% ответили, что получили обучение, касающееся методов прекращения курения: 44% слышали о никотиновой заместительной терапии; 18% слышали об использовании антидепрессантов в прекращении курения.
Выводы: 1. Студенты КГМУ получают подготовку, касающуюся помощи пациентам в прекращении курения, которая, однако, пока является недостаточной для того, чтобы большинство студентов оценивали положительно свою готовность к оказанию такой помощи.
2. Необходимо организовать обучение студентов медицинских специальностей методам помощи пациентам в прекращении курения и, в частности, ознакомление их с медикаментозными препаратами, используемыми для прекращения курения, что повысит уверенность врачей в том, что их совет может увеличить шансы пациента успешно отказаться от курения.
Литература
1. Warren, C. W., Lee, J., Lea, V. et al. Evolution of the Global Tobacco Surveillance System (GTSS) 1998-2008.// Glob Health Promo.-2009.Vol. 16(2 Suppl).-P. 437.
2. GHPSS: Introduction. 2009. [Электронный ресурс] .-URL:http://www.cdc.gov/tobacco/global/ghpss/intro.htm (дата обращения 21.02.2010)
ОТНОШЕНИЕ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ К ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ ПАЦИЕНТАМ
Богачанская Н.Н., аспирант кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Первый Медицинский Государственный Московский Университет им. И.М. Сеченова
г. Москва, Россия
В статье приведены результаты социологического опроса, направленного на изучение мнения врачей о проблеме ВИЧ/СПИДа, профилактических программах и взаимоотношениях с ВИЧ-инфицированными пациентами.
The article presents the results of a poll, which examined the opinions of doctors about HIV/AIDS prevention programs and relationships with HIV-infected patients.
Отсутствие в России глобальных кампаний, полномасштабных исследований по проблемам СПИДа (аналогичных предпринятым в западных странах, направленных на солидарность с больными и инфицированными) отражается на представлениях о них и на отношении к ним в целом.
Важное значение для определения характера опасности имеет иерархия социальных ценностей в обществе, а также общий фон социальных настроений в отношении ВИЧ/СПИДа. Именно поэтому проблемы, связанные с этим заболеванием, находятся в центре внимания не только медиков, но и социологов. Эпидемия ВИЧ/СПИДа все чаще признается как трудно управляемое медико-социальное явление. Наряду с сугубо медицинскими проблемами заболевания - лечение больных, поддержание достойного уровня жизни, поиск эффективной вакцины и способов профилактики, остро стоит проблема социальной адаптации ВИЧ-инфицированных.
Для изучения развития эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции/СПИДу в РФ, как правило, используются эпидемиологические, статистические, параклинические и клинические методы исследования. Социологические методы применялись лишь в 15% исследований, тогда как сейчас наиболее важным направлением является изучение самосохранительного поведения ВИЧ-инфицированного, уровень и качество его жизни, взаимоотношения с другими членами общества [1].