Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 9-15.
УДК 81’373.612.2
Ю.В. Газинская Чита, Россия
КУЛЬТУРОСПЕЦИФИЧНОСТЬ МЕДИАПОТОКА УКРАИНЫ: ВЕРБАЛИЗАЦИЯ МЕНТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Политический медиадискурс анализируется с позиций механизма, с одной стороны, продуцирующего реалии украинской картины мира, с другой, способствующего конструированию политической действительности посредством этих реалий. Представлена культурная специфика медиапотока Украины, базирующегося на ментальных основаниях украинского этноса, поскольку народный опыт вербализуется в картину мира. Актуальность исследования обусловлена соотнесением данных языковых явлений с общественно-политической обстановкой в Украине и развитием двусторонних отношений России и Украины в вербальной деятельности СМИ.
Ключевые слова: политический дискурс СМИ, Украина, культуроспецифичность медиапотока.
Злободневность исследования определяется потребностью констатировать языковые особенности объективации украинских моделей действительности посредством русского языка: понять, как продуцируются национальные реалии и каковы условия их функционирования в информационном поле Украины в процессе конструирования политической реальности СМИ. Отметим, конструирование медиасферы подразумевает прежде всего ментальную работу, а также репрезентацию реальности метаавтора дискурса, именно поэтому фиксация таких явлений позволяет изучить язык политики в неразрывной связи с самой жизнью и определить специфические особенности ментального мира, обусловленные культурным контекстом.
Языковая картина мира (наивная] является инструментом доступа к когнитивной картине мира (мыслительной деятельности определенной ментальности]. По мнению Т.Г. Добросклонской, подобно языковой картине мира, информационная картина мира культуроспецифична, так как «отражает национально-культурные особенности мировосприятия и систему ценностных отношений» [Добросклонская 2008: 203]. Лингвокультурные особенности медиапотока выражаются прежде всего в самой организации информационного пространства [Добросклонская 2008: 205-211].
© Ю.В. Газинская, 2014
10
Раздел I. Современные масс-медиа...
К параметрам его построения относятся следующие.
• Объем медиатекстов на национальном языке (число материалов на украинском языке превышает их количество на русском, но русскоязычные тексты присутствуют в политическом дискурсе СМИ в большом количестве]: В метро, киевском и харьковском, господствовали региона-лы: вдоль эскалаторов и внутри поездов мелькали портреты Януковича со слоганом «Украина для людей». Светлая головка с косой вокруг и слоганом Юлии Владимировны «Обэры новый шлях Украины» («Выбери новый путь Украины») в пять-шесть реже и в менее заметных местах. Как видно, предвыборные бюджеты двух партий оказались далеко не в пользу «Леди Ю.» (Аргументы и факты в Украине. 2010. № 6].
• Национально-культурные особенности организации новостного потока (преобладание интереса к внутриполитическим проблемам]: Наконец, лето прошло под знаком языкового закона. 24 мая произошло первое побоище - «за мову» выступили даже те депутаты, которые никогда не вступали в кулачные бои. А «под занавес» сессии большинство удалось протянуть резонансный закон (Комсомольская правда в Украине. 2012. 13 июля].
• Культуроспецифичность на уровне медиатекста (медиаформата] и его содержания (интерес к определенным темам и жанрам]. По итогам анализа медиатопики современного информационного пространства (в разрезе взаимодействия с Россией] сформирован набор тем, характерный для представления украинской политической действительности: «оранжевая» и «бело-голубая» революции; «газовая война» (вопросы поставки газа Россией Украине]; пребывание Черноморского флота в Крыму (его принадлежность]; война Грузии с Южной Осетией в 2008 г. (поддержка России и Украины как разных «сторон» конфликта]; «мясо-молочные», «конфетные войны» (вопросы поставки на территорию России украинских продуктов] в 2011 г.; языковой вопрос (статус русского языка на территории Украины] в 2012 г.; «Евромайдан» - вопрос вступления в ЕС (выбор сотрудничества между Европой и Россией].
Культуроспецифичность медиапотока Украины проявляется, на наш взгляд, и на уровне способов представления действительности обсуждаемой проблемной области через номинации, метафоры и прецедентность. Ситуация культурно-языкового стыка характеризует продуцирование номинаций тематической группы «политика» (Майдан, Верховная рада, КиевРада, Батьтвщина, бютовцы, регионалы, тимошенковцы], политических фигур Украины (Тигипко, Азаров, Ландик, Яценюк, Турчинов и др.]. Кроме того, «не политических» номинаций, отражающих реалии украинской картины мира, но входящих в политический контекст: мова, брехня, цирюльня, шлях, хохлы, гривня, чернобыльцы и др. Номинаций с оценочнометафорическими компонентами: ТигрЮля, Витя(зь), Тимошенница, Бан-дюкович, Проффесор и пр. Прецедентные феномены как специфические
Ю.В. Газинская
11
маркёры культурной идентичности позволяют ориентироваться в семиотическом пространстве политического дискурса СМИ («отпускать мэра с миром», «есть ли жизнь под ЦИК?», «гадания на валютной гуще», «языковой формат» и др.]. В рамках общественно-политической ситуации в Украине превалируют метафорические модели тех или иных разрядов, в их структуре - понятийные сферы, которые наиболее ярко отражают положение дел в Украине («газовая война закончится, запах останется», «дипломатический фронт», «языковой вопрос - это динамит», «главные козыри оппозиции в предвыборной гонке» и др.].
Культуроспецифичность медиапотока отражает и ментальные характеристики украинского этноса. Определим некоторые черты украинской ментальности, каким образом они вербализованы в политической сфере СМИ.
Основной идеологический компонент политики Украины - традиционное разделение на Запад и Восток, что, безусловно, проявляется в русскоязычном пространстве медиасферы Украины. Удачное географическое «окружение» исторически обусловило взаимовлияние культур. Учёные Л.Ф. Малафеев и С.Л. Анфалова в работе «Украинская культура: духовный аспект» пишут о том, что современное общество Украины сложилось благодаря слиянию четырех векторов этнических процессов. По мнению ученых, «в южных областях Украины происходило смешение племен - от древних греков до половцев и татар. Запад Украины подвергался влиянию Польши и Австро-Венгрии. Восток испытывал сильное влияние России. Центральная часть Украины, Киевская Русь тяготела к славянским племенам и Византии. Эта этническая многовекторность проявляется в глубинах менталитета современного населения Украины и его геополитических ориентациях» [Малафеев, Анфалова 2012: 123]: Избиратели на востоке и юге страны, обеспечившие успех лидеру Партии регионов, теперь ждут от него восстановления политико-экономического партнерства с Россией, двуязычия, невмешательства государства в дела церкви, отмены указов Ющенко о героизации нацистов и т. д. (Аргументы и факты. 2010. № 6].
Г.Н. Снитко определяет механизмы мышления в традиционно выделяемых культурных типах - Западной и Восточной культурах (под Западной культурой понимается культура Европы, а под Восточной - культура Азии] - как Познание и Понимание, причем не как психологические явления, а как духовные, культурные [Снитко 1999]. Так, политические воззрения Запада и Востока, в частности репрезентация идейных позиций и этнолингвистической ситуации в Украине, выражаются в их противоборстве внутри страны: преимущественно промышленный и русскоязычный характер Востока и Юга Украины и в большей степени аграрный и украиноязычный - Запада и Центра: «Свой» - «чужой», «львовянин» -«донецкий» мы же слышали и продолжаем слушать это каждый день
12
Раздел I. Современные масс-медиа...
(Комсомольская правда в Украине. 2012. 13 июля]. На международном уровне в связи с последними событиями в политике «разделение» выражается в выборе сотрудничества между Россией и Западом: 1] Кожара: Мы считаем, что любая интеграция Украины должна быть дружественной по отношению к России. Поэтому мы будем искать баланс между Россией и Западом (Известия в Украине. 2010. № 11-12]. 2] Ради голосов все средства хороши. И не беда, что политики инспирируют противостояние в стране по языковому признаку, пытаются снова разделить Украину на Запад и Восток, - рассказывает мне народный депутат (фракция Коммунистической партии) Евгений Царьков (Комсомольская правда в Украине. 2012. 19 июля].
По мнению Л.Ф. Малафеева и С.Л. Анфаловой, «духовные ценности населения западных областей Украины связаны с идеями национализма, борьбой за национальную независимость. Это соответствует западным ценностям либерализма, влияющим на культуру - индивидуализмом и приоритетом прав человека. В восточной части Украины отмечается тяготение к российскому коллективизму. Центральная Украина законсервировала романтически возвышенную мечту о национальном духе» [Малафеев, Анфалова 2012: 123]: То есть в Автономной республике Крым и на областном уровне официальный статус могут получить не только русский, но и крымскотатарский, румынский и венгерский языки. Для представителей других меньшинств закон открывает такую возможность на уровне районов - или при волеизъявлении 10 % жителей отдельной местности (Аргументы и факты в Украине. 2012. № 28]. Дифференциация «Запад - Восток» в политике Украины опосредована духовным опытом регионов (областей], которые в медиатекстах воспроизводятся посредством ряда номинаций с «украинским звучанием», в частности, аффиксов --щина: 1] Заголовок: Лесная братва. Подзаголовок: На Херсонщине хотят ввести плату за сбор ягод и грибов, а также за пикники в местных лесах (Деловая столица. 2011. № 41/543]. 2] БЮТ: «Итоги выборов на Николаев-щине и Донбассе - сфальсифицированы». Доверенные лица кандидата в президенты Юлии Тимошенко рассказали о зафиксированных ими нарушениях во время голосования (Газета по-киевски. 2010. № 28].
В рамках ярко выраженной дифференциации в связи с событиями «Евромайдана» важно выделить те ментальные характеристики украинского народа, которые являются общими и вербализованы в медиасфере как «единицы» народного опыта, дающие ключ к пониманию украинской кулыгуры в целом. Так, А.Н. Приймак и О.О. Казьмирик в работе «Отражение ментальных характеристик русского и украинского народов через концепты “душа”, “сердце” и “тело”» выделяют следующие черты украинского менталитета: «бережливость; индивидуализм; недоверчивость, подозрительность к новому, неизвестному, чужому; вольнолюбие, подчинение ради выгоды; “хозяйственность”, трудолюбие для себя, своей поль-
Ю.В. Газинская
13
зы; самостоятельность в суждениях, следование принципу “себе на уме”; синдром периферийности, провинциальности, комплекс “младшего брата”; личная инициативность; терпеливость, смирение, продуманность, индивидуальность; чувство собственного достоинства; тяготение к демократии, республиканской форме управления; жадность, скупость; лукавство, скрытность; трудолюбие; равнодушие; изворотливость; социальный фатализм; толерантность к другим нациям, сообществам; терпимость» [Приймак, Казьмирик]. Каждое из выделенных качеств формируется посредством самой жизни. Так, трудолюбие, терпимость, хозяйственность и вольнодумие развиваются посредством «культа земли», т. е. традиционной любви украинцев к земле и связанных с ними обрядов. Описывая обычаи народов мира, В.Н. Куликова отмечает, что «эти обряды отражают жизнь хлебопашцев, их связь с природой, уважение к труду и почитание природных сил и явлений: солнца, ветра, дождя и т. д.» [Куликова 2010: 98]. Отмечая безграничное уважение украинцев к своей «кормилице», исследователи подчеркивают факт её обожествления, а также формирование чувства собственного достоинства, справедливости и поиска правды, что в политическом дискурсе СМИ Украины репрезентовано категорией «свобода» и лексемой «незалежшсть»: Священный дар свободы и демократии тяготит наши руки. Нам, непривычным к тяжести свободы, удобнее отдавать это сокровище на хранение в нечистые руки тех, кого мы безрассудно определяем себе в очередные управленцы (Известия в Украине. 2010. № 11-12). Вольнолюбие в свою очередь опосредовано экспрессивностью украинского характера: 1) Спокойно уйти в отставку Леониду Черновецкому попытались помещать оппозиционные фракции. «Он несколько лет где-то отдыхал, и сейчас мы с оркестром должны проводить его на пенсию! - возмущался депутат Киевсовета, лидер партии Удар Виталий Кличко (Коммерсант. Украина. 2012. 13 июля). 2) Тимошенко уйдет по-украински: Януковича не признает, но отправится из премьеров в оппозиционеры, не желая сотрудничать с «криминальным режимом» (Известия в Украине. 2010. № 11-12).
«Любовь к земле как доминантная характеристика украинской культуры апеллирует к широте и разнообразности украинской кухни, главными стереотипами которой являются сало, борщ, вареники, галушки, пампушки, обилие в блюдах фруктов и ягод» [Куликова 2010: 121]. Культивируемые горыка, сало (весёлость, «разгульность» казаков) во многом подменяют украинское самовыражение, но являются национальным стереотипом, в СМИ представленным рядом прецедентных феноменов: Ук-раинскость - это не шароварщина и не национальный сленг. Понятие касается не одной лишь гуманитарной сферы. Это политика, которая позволяет развиваться всему отечественному, национальному. Во всеобъемлющем смысле этого слова. Это экономика, максимально выстроенная на собственном производителе и потребителе. Это украинский хлеб на
14
Раздел I. Современные масс-медиа...
столе, украинские сапоги на ногах, украинские корабли и самолеты (Аргументы и факты в Украине. 2012. № 31]. Так, расписные рушники (рус. -полотенца) и вышиванки (рубашки] транслировались в СМИ в период президентства Виктора Ющенко, который своими нарядами (рубашками] показывал глубокий патриотизм и любовь к своей культуре. Кроме того, украинскую культуру отличает религиозность, влекущая за собой ритуальность (обереги от злых духов, нечистой силы, колдуний, наличие в доме красного угла и расписных рушников и т. п.) [Куликова 2010]: Не исключено, что именно благодаря своей готовности браться за тяжелые задачи Близнюк и попал в кресло министра ЖКХ, от которого остальные претенденты шарахались, как черт от ладана (Сегодня. 2011. № 150].
Сложно выявить все черты ментальности, поскольку в каждой культуре их безграничное множество. Мы называем лишь те, которые наиболее деятельно репрезентированы в медиасфере, что подтверждено языковыми фактами. Таким образом, этнопсихологические основания украинской культуры в политической сфере апеллируют к более демократичной форме правления и амбициозности отдельных политических субъектов, что репрезентировано в русскоязычных медиатекстах Украины. Так, борьба за власть приобретает экспрессивный и эмоциональный характер, выражающийся на страницах изданий перманентностью выбора, конфликтностью и столкновением интересов.
Список литературы
1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 264 с.
2. Куликова В.Н. Европа. Т. IV. М.: Издательский мир книги, 2010. 224 с.
3. Малафеев Л.Ф., Анфалова С.Л. Украинская культура: духовный аспект // Вюник СевНТУ. Сер.: Фiлософiя. 2012. Вип. 126. С. 122-125.
4. Приймак А.Н., Казьмирик О.О. Отражение ментальных характеристик русского и украинского народов через концепты «душа», «сердце» и «тело». URL: http://intkonf.org/kand-filol-n-priymak-an-kazmirik-oo-otrazhenie-mentalnyih-harakteristik-russkogo-i-ukrainskogo-narodov-cherez-kontseptyi-dusha-serdtse-i-telo/ (дата обращения: 12.01.2014).
5. Снитко Г.Н. Предельные понятия в Западной и Восточной лингвокультурах: дис. ... д-ра филол. наук / Пятигор. гос. лингв. ун-т. Краснодар, 1999.
References
1. Dobrosklonskya T.G. Medialingvistika: sistemnii podkhod k izycheniyu yazyka SMI: sovremennaya angliiskaya mediarech [Media linguistics: systematic approach to study media language: contemporary English media speech], teaching aids. Moscow, Flinta, Nauka, 2008. 264 p.
2. Kulikova V.N. Evropa [Europe], Vol. IV. Moscow, Izdaleskii mir knigi, 2010.
224 p.
Ю.В. Газинская
15
3. Malafeev L.F., Anfalova S.L. Ukrainian culture: spiritual aspect [Ukrainskaya kultura: dukhovnyi aspekt]. Vestnik SevNTU. Ser.: Filosofia - Bulletin of SNTU. Ser.: Philosophy, 2012, issue 126, pp. 122-125.
4. Priimak А.К, Кazmirik О.О. Otrazhenie mentalnykh kharakteristik russkogo i ukrainskogo narodov cherez kontsepty “dusha ”, “serdtse ” i “telo ” [Reflection of Russian and Ukrainian mental characteristics through the concepts of “soul”, “heart” and “body”], available at: http://intkonf.org/kand-filol-n-priymak-an-kazmirik-oo-otrazhenie-mentalnyih-harakteristik-russkogo-i-ukrainskogo-narodov-cherez-kontseptyi-dusha-serdtse-i-telo/ (12.01.2014).
5. Snitko G.N. Predelnye ponyatiya v Zapodnoi i Vostochnoi lingvokyltyrah [Limited concepts in Western and Eastern linguistic cultures], Doctoral Dissertation. Krasnodar, Pjatigor. gos. lingv. un-t, 1999
Yu.V. Gazinskaya Chita, Russia
UKRAINIAN MEDIA STREAM CULTURAL FEATURES: VERBAL REPRESENTATION OF THE MENTAL PECULIARITIES OF THE POLITICAL SPHERE
The given work analyses the Ukrainian political media discourse from the perspective of the national image of the world and mechanisms that construct and represent the political reality by means of the Ukrainian image of the world. The article makes a study of the Ukrainian media stream cultural features based on mental images of the Ukrainians. The applicability of the article is to identify language features and sociopolitical situation in Ukraine that help to develop Russian-Ukrainian bilateral relations by means of Mass Media.
Key words: political discourse of Mass Media, Ukraine, media stream cultural features.
Сведения об авторе:
Газинская Юлия Валерьевна, начальник отдела информации и печатных изданий УСОиСМИ, старший преподаватель кафедры журналистики и связей с общественностью Забайкальский государственный университет
672039, Россия, Чита, ул. Александро-Заводская, 30
E-mail: [email protected]
About the author:
Gazinskaya Yulia Valeryevna, head of Department of information and publications USOiSMI, senior lecturer in the Department of journalism and public relations
Transbaikal State University 30 Aleksandro-Zavodskaya ul., Chita, 672039, Russia
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 17.08.2014