Научная статья на тему 'Культурология образования как перспективное направление прикладных трансдисциплинарных исследований'

Культурология образования как перспективное направление прикладных трансдисциплинарных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
394
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / МУЛЬТИСУБЪЕКТ / CULTURAL SCIENCE / SOCIOCULTURAL ACTIVITY / INNOVATIVE SOCIOCULTURAL TECHNOLOGIES / ONLINE SELF-EDUCATION / SOCIAL ENTROPY / CULTURAL CREATIVE ENVIRONMENT / MULTI-SUBJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются возможности системы разработки трансдисциплинарной методологии исследования проблем «педагогики как прикладной культурологии» и «культурологии образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CULTURAL SCIENCE AS A PERSPECTIVE COURSE OF APPLIED INTERDISCIPLINARY RESEARCHES

The article considers capabilities of the developing system of interdisciplinary methodology for research of “education science as an applied cultural science" and “educational cultural science".

Текст научной работы на тему «Культурология образования как перспективное направление прикладных трансдисциплинарных исследований»

УДК 304 : 374 : 008 : 001.8 Кузнецова Елена Сергеевна

кандидат культурологии,

профессор кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин

Кузбасского регионального института повышения

квалификации и переподготовки

работников образования

dom-hors@mail.ru

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Kuznetsova Elena Sergeevna

PhD in Cultural Science, Professor of the Department for the Humanities and Art- Aesthetic Subjects Kuzbass Regional Institute of Teachers’ Advanced Training and Retraining dom-hors@mail.ru

EDUCATIONAL CULTURAL SCIENCE AS A PERSPECTIVE COURSE OF APPLIED INTERDISCIPLINARY RESEARCHES

Аннотация:

В статье рассматриваются возможности системы разработки трансдисциплинарной методологии исследования проблем «педагогики как прикладной культурологии» и «культурологии образования».

Ключевые слова:

культурология, социально-культурная активность, инновационные социально-культурные технологии, сетевое самообразование, социальная энтропия, культуротворческая среда, мультисубъект.

Summary:

The article considers capabilities of the developing system of interdisciplinary methodology for research of “education science as an applied cultural science" and “educational cultural science".

Keywords:

cultural science, sociocultural activity, innovative sociocultural technologies, online self-education, social entropy, cultural creative environment, multi-subject.

Начало работы над предлагаемым исследованием было обусловлено следующими важными обстоятельствами. Первое заключается в общенаучном методологическом кризисе, в процессе преодоления которого учеными обсуждаются возможности разработки поли-, транспарадигмальных подходов к изучению феноменов и процессов новой только становящейся, реальности. Так сегодня стала очевидна тенденция «антропологического перехода» от объективистской и позитивистской парадигм к интерпретативной, когнитивной, сетевой, синергетической. Именно эти методологические позиции нового «методологического индивидуализма» и неогуманизма стали в последние годы весьма серьезно изучаться в связи с поиском новых характеристик и критериев трансформирующейся социокультурной реальности (особенно на уровне повседневности), которые заявили о себе в ходе модернизационных и глобалистских процессов. Действительно, часто в последние годы «речь идет о необходимости выявления и описания того уровня реальности, где культурные различия укоренены наиболее глубоко, - личностные переживания, чувства, отношение к социальным институтам и артефактам... Чтобы их выявить и зафиксировать необходимо обратиться к теориям и моделям личности, выводимым из наблюдений за поведением людей, участия в беседах с ними, выслуживания их комментариев по поводу разных событий и высказываний.» (Э.А. Орлова) [1, с. 538]. Если в антропологии это направление исследований разрабатывается многие годы, то ресурсы «педагогики как прикладной культурологии» изучены на сегодняшний недостаточно [2].

Развивая позицию на практике продвижения проектов с позиций полипарадигмальных подходов, нам было нельзя не согласиться с М.В. Роммом, который убежден: сегодня важна методологическая определенность научной позиции, позволяющей изучать процесс и результат постоянной интерпретации адаптирующимся человеком объективного социального мира, себя в этом мире, также - субъективного образа мира в себе. Важно также изучать формирование на этой основе приемлемого индивидуального адаптивного пространства и персональной идентичности, которая определяется направленность адаптации личности. Остановимся подробнее на возможностях одного их таких трансдисциплинарных подходов - нормативно-интерпретативном, перспективы которого исследует М.В. Ромм и в своей недавней статье. «Разработка релевантных методологических подходов и принципов изучения социальной адаптации оказывается перед необходимостью увязать логический формализм дискурсивного анализа с релятивизмом индетерминизмом социальных практик, с одной стороны, и познавательные возможности методологически двойственных, но с необходимостью дополняющих друг друга, нормативной и интерпретативной исследовательских парадигм - с другой. Целостное (то есть в равной мере учитывающее субъективные и объективные импликации) понимание содержательной и процессуальной логики адаптации личности в социуме может быть выработано лишь при условии разработки и применения адекватной полипарадигмальной исследовательской методологии. Именно поэтому особое внимание должно уделяться механизмам субъективной интерпретации социальной реальности и, как следствию, стратегиям

конструирования человеком собственного индивидуального адаптивного пространства, которое служит важнейшим условием и одновременно искомом результатом адаптации личности к контексте социальных изменений. Интепретативная... парадигма особенно эффективна при анализе микросоциальных адаптивных взаимодействий, отвечающих на вопрос: «Как происходят изменения.», - позволяя, в конечном итоге, «.выразить двойственность и многоаспектность процесса / состояния адаптации личности в социуме. В свою очередь многообразие внешних и внутренних воздействий на условия протекания социального приспособительного процесса определяется релятивизмом его итоговых результатов» [3, с. 7-8].

Таким образом, полипарадигмальное, трансдисциплинарное изучение процессов трансформации социокультурной реальности способно сконцентировать внимание ученых именно на микросоциальном -повседневном, индивидуальном уровне бытия, где и происходит собственно «адаптация личности» в ходе транформационных потрясений. Целесообразно в этой ситуации рассматривать «социальную адаптацию личности» как «процесс / результат преобразования и / или интерпретации объективного социального мира, себя в этом мире и субъективного образа этого мира в себе и формирования на этой основе индивидуального адаптивного пространства и персональной идентичности, задающих смыслы индивидуальной жизнедеятельности и направленность социальной адаптации в социуме. Процесс социальной адаптации реализуется с помощью воплощения в жизнь индивидуальных, групповых и социетальных стратегий адаптации. Обретение личностью в процессе социальной интеракции полноценной идентичности рассматривается в качестве успешной социальной адаптации» [4, с. 9-10].

В свете вышесказанного было бы продуктивно дальнейшее рассмотрение новых задач организации «социально-культурной работы» как своего рода педагогики культуротворческой деятельности по созданию в описанных условиях культуросообразных и культуротворческих условий для эффективной, безопасной, снижающей риски, социализации и социальной адаптации личности на уровне ее ближайшего неформального окружения (во внешкольном социокультурном пространстве). Изучением этих возможностей посредством инициирования в субъектах культурно-досуговой деятельности как субъектах действия принципиально иной «социальной активности», стимулирования потребности в «самообретении» и повседневной рефлексии необходимости поддержания собственной идентичности решает «педагогическая культурология». Именно она нацеливает исследователя на анализ трех уровней деятельности: «уровень практики, уровень создания практико-ориентированных теорий и конкретных методик и уровень методологического осмысления, анализа и постоянной коррекции первых двух. А поскольку педагогическая культурология имеет свой угол зрения на образование как на культурный процесс, деятельность, пространство и социокультурную систему, то она обладает и своей логикой, и своей историей, и своей инноватикой» (Е.П. Олесина) [5, с. 288].

На этом фоне научных поисков отрадно отметить, что культурология выступает в качестве «фундаментальной инновации» в решении модернизационных проблем образования, а потому мы готовы определить ее собственно как «культурологию образования», которая ищет механизмы (институциональные, межинституциональные, межличностные коммуникативные и информационные личностные механизмы самоорганизации) внедрения в повседневный мир субъектов действия новых социальных и культурных смыслов, моделей поведения, норм и ценностей. При этом культурология образования оценивает, проектирует ситуации, в которых рассматриваются порой достаточно серьезные последствия этих внедрений, трансформирующих ментальность субъектов действия. В связи с этим отрадно отметить то признание, которое находит работа ученых культурологов и педагогов у специалистов. «Эта наука резко изменила свой сциентистский пафос в сторону культурцентристского осмысления социальных процессов в ситуации транзитивности. В результате культурология оказалась фактическим основанием междисциплинарного синтеза наук об обществе, способного к решению инновационно-проектных задач, и производству новых форм социальных практик» (Т.Ф. Кузнецова) [6, с. 309-310]. Ее специфика в том, что собственно педагогические, воспитательные проблемы должны сегодня рассматриваться именно с позиций собственно интерпретативного, контекстного подхода, поэтому в «культурологии образования» исследователи постоянно актуализируют такое поисковое поле, на котором все более очевидна становится «необходимость переосмысления традиционной для гуманитарного знания проблемы роли национального фактора в общественном и индивидуальном развитии субъекта (Курсив наш. - Е.К.)» [7, с. 74-75] культуры. Однако данный исследовательский вопрос о важности определения роли культуры (национальной культуры) как целостной системы, представленной составляющими ее процессами и явлениями (в том числе и образования, и воспитания, а не только языка, искусства), далеко не нов (Д.С. Лихачев) [8]. Это направление в исследованиях традиционно так или иначе было нацелено на поиск решающих факторов в борьбе с ростом социальной энтропии на рубеже нового века, а результаты этих поисков довольно остро переживаются не только философами и культурологами, но и деятелями культуры, педагогами. Так, на фоне заявленной культурологической дискуссии особенно значимой становится следующая задача современной педагогики и инноватики образования, передовых социально-педагогических (воспитательных) практик: помочь индивидуальным и групповым субъектам культуры, воспитанникам «приобрести возможно большую устойчивость (как внутреннюю, так и внешнюю)», чтобы последние могли бы «наиболее полно развиваться (как личность и как член общества).» (В. Мюнх) [8, с. 337]. Данная стратегия развития социальнопедагогических и образовательных культурологических практик полностью соответствует как задачам «устойчивого развития» российского общества, так и контексту современной ситуации в национальной культуре. Эту ситуацию подробно обсуждали участники одного из круглых столов Международной научной конференции «Этнология - Антропология - Культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» (2008), поскольку точкой отсчета стала для них «культурология» как осмысление «множественности культурных сообществ» [10]. Действительно, все чаще в последние годы в обсуждении выбора

средств, механизмов преодоления распада культурной целостности, становления мультикультурных форм взаимодействия и коммуникации людей как средств противостояния энтропии в развитии общества и культуры в России принимают участие не только политики, ученые, педагоги, но и рядовые россияне (Е.К. Воронина, Н.В. Шарковская) [11]. Это те субъекты / мультисубъекты деятельности в культуре (индивидуальные, групповые общности), кто готов стать непосредственными претендентами на статус носителя и творца ценностного ядра национальной культуры на повседневном, а не только на институциональном, идеологическом уровне (М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова) [12]. Перед субъектами таких повседневных практик «социально-культурной активности» ежедневно остро встают вопросы: о рефлексии собственных, постоянно меняющихся ролей, в ситуации очевидной трансформации социальной структуры в России; о необходимости участия в развивающихся формах самоорганизации сообщества; об участии в процессах реформирования основных институтов. Задача профессионалов - предлагать им такие «комплексные формы и методы организации социально-культурной деятельности» (именно повседневные - социально-культурные, педагогические и образовательные практики), реализация которых в конечном итоге «.содействовала бы смене исторических циклов развития и способствующих наступлению цивилизационного перелома» (С.Н. Розов) [13]. Так, на наш взгляд, у россиян появится реальная возможность почувствовать на себе эффективность предлагаемых новых «трансдисциплинарных форм социально-культурной деятельности»: «чем более устойчивой является повседневность, тем более устойчиво и жизнеспособно общество, тем менее травматично протекают в нем разного рода трансформации, поскольку повседневность позволяет» «сохранять в изменениях неизменность, а неизменность делать формой изменений» (Ю.М. Лотман) [14, с. 268].

Однако при дальнейшей разработке «инновационных технологий социально-культурной детельности» (технологий креативных индустрий, бенчмаркинг и других), профессионалам крайне важно помнить, что «современный модернизационный дискурс по-прежнему. ориентирует властные структуры на волюнтаристический слом основ повседневности как чего-то “незначимого” в пользу масштабных стратегий (“шоковая терапия”) или ситуативно ориентированных изменений. За постперестроечные годы так и не произошло смены модернизационного дискурса с бинарного, основанного на тотальном отрицании сложившихся принципов организации, на тернарный, предполагающий структурные трансформации при сохранении зон стабильности (Курсив наш. - Е.К.)» (Н.Н. Зарубина) [15, с. 151-152]. Вслед за российскими социологами, нам думается, что это должны быть технологии, способствующие, прежде всего, эффективной адаптации большинства к этим неустойчивым, постоянно меняющимся реалиям времени. Именно поэтому мы предлагаем подробнее рассмотреть возможности активно развиваемой в последние годы сетевой модели культурологии образования, позволяющее наиболее безболезненно, закономерно реализовывать различные мультистратегии саморазвития любым из субъектов культуры, любым участником повседневных практик с целью поддержания их усилиями на протяжение всей жизни «архитектоники национальной культуры» (И.В. Кондаков) [16].

На наш взгляд, горизонты поисков культурологов и педагогов можно условно сформулировать словами А.С. Запесоцкого. Автор в своем последнем труде намеренно разводит понимание «культурологического» и «междисциплинарного» подходов к решению гуманитарных исследовательских проблем, который можно с уверенностью применить и для исследования различных технологий социальной деятельности: «Если деятельность “на стыке” наук подразумевает использование методик и соотнесение результатов двух или нескольких отраслей научного знания, то культурологическая методология дает возможность соотносить цели, методы и результаты с обобщенной картиной культурной реальности, социокультурной картиной мира (курсив наш. - Е.К.)» [17, с. 7].

Итак, эффективной технологией обретения субъектами / мультисубъектами персонального опыта преодоления ситуации неопределенности, социально-психологических и ментальных травм, дискомфорта при определении постоянно меняющихся новых собственных роле и статусов может стать инициирование самими субъектами собственного активного участия в «повседневных социально-культурных (воспитательных) и образовательных практиках», соответствующих наступившему этапу развития национальной культуры. В этом заключается интерпретативность, ««контекстность» практического решения собственно педагогических проблем средствами современного «трансдисциплинарного научного знания».

Полученные в ходе подобных прикладных педагогических культуротворческих практик образовательные результаты «самообретения» собственной идентичности в пространстве повседневности (через новые навыки преодоления стрессов и конфликтов, привычную реализацию прочно освоенных на примерах и собственном опыте моделей гибкого и эвристичного мышления) оказываются востребованы новыми субъектами / мультисубъектами на протяжении всей жизни. Эти же результаты эффективны в развитии не только институциональных практик (в период службы в армии, в профессии, в рамках трансформации института родительства и брака), но и для частных практик - сетевого самообразования, регуляции полноты повседневной жизни, важных для дальнейшего развития уникальных для отечественной национальной культуры формам любительского (самодеятельного) творчества, здорового образа жизни и др.

Ссылки:

1. Орлова Э. А. Трансляция культурного опыта другого // История антропологических учений. М., 2010.

2. См. подробнее публикации участников межвузовского научно-практическом семинара «Прикладная культурология: проблемные поля» (08 ноября 2012 г., УрфУ, г. Екатеринбург)) // Электронный научный журнал «Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования». 2012. № 4. URL: http://www.cultural-research.ru/ (дата обращения: 05.01.2013).

3. Цит. по: Ромм Нормативно-интерпретативный подход к изучению индетерминистских социальных феноменов // Философия образования. 2010. № 3. С. 5-10.

4. Там же.

5. Олесина Е.П. Педагогическая культурология состояние и перспективы // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докладов и сообщений. СПб., 20l0.

6. Кузнецова Т.Ф. Культурологическое знание и производство новых форм социальных практик. Материалы Круглого стола «Культурология как фундаментальная инновация в современном образовании» // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. СПб., 2008.

7. Андренов Н.Б. О субъекте // Вопросы социально-гуманитарных наук. 2006. № 1.

8. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006.

9. Мюнх В. Педагогика // Философия в систематическом изложении. М, 2006.

10. Водоразделы наук. URL: http://www.ricur.org/ru/proekty/vodorazdely-nauk (дата обращения: 28.12.2012).

11. Воронина Е.В. Университетские традиции как фактор развития социально-культурной активности студентов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Пб, 2011 ; Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М.,

2009.

12. Горшков М.К., Тихонова Н.Е.. Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. Горшкова М.К., Тихоновой Н.Е. М., 2009.

13. Розов С.Н. Перевал к новой логике развития страны на основе гражданской самоорганизации и институциональных преобразований (Как преодолеть колею циклов российской истории): монография. URL:

www.nsu.ru/filf/rozov/(дата обращения: 02.03.2012).

14. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

15. Зарубина Н.Н. Повседневность в модернизационном дискурсе современной России» // Социология в системе

научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. М., 2012. С. 151-152. uRl: http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/147.pdf (дата обращения:

03.01.2013).

16. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории. М, 1999.

17. Запесоцкий А.С. Философия и социология культуры: избранные научные труды. СПб., 2011.

References (transliterated):

1. Orlova E. A. Translyatsiya kul'tumogo opyta drugogo // Istoriya antropologicheskikh ucheniy. M., 2010.

2. Sm. podrobnee publikatsii uchastnikov mezhvuzovskogo nauchno-prakticheskom seminara «Prikladnaya kul'turologiya:

problemnie polya» (08 noyabrya 2012 g., UrFU, g. Ekaterinburg)) // Elektronniy nauchniy zhurnal «Chelovek v mire

kul'tury. Regional'nie kul'turologicheskie issledovaniya». 2012. № 4. URL: http://www.cultural-research.ru/ (date of access:

05.01.2013).

3. Tsit. po: Romm Normativno-interpretativniy podkhod k izucheniyu indeterministskikh sotsial'nykh fenomenov // Filosofiya obrazovaniya. 2010. № 3. P. 5-10.

4. Ibid.

5. Olesina E.P. Pedagogicheskaya kul'turologiya sostoyanie i perspektivy // Tretiy Rossiyskiy kul'turologicheskiy kongress s mezhdunarodnym uchastiem «Kreativnost' v prostranstve traditsii i innovatsii»: Tezisy dokladov i soobshcheniy. SPb.,

2010.

6. Kuznetsova T.F. Kul'turologicheskoe znanie i proizvodstvo novykh form sotsial'nykh praktik. Materialy Kruglogo stola «Kul'turologiya kak fundamental'naya innovatsiya v sovremennom obrazovanii» // Vtoroy Rossiyskiy kul'turologicheskiy kongress s mezhdunarodnym uchastiem «Kul'turnoe mnogoobrazie: ot proshlogo k budushchemu»: Programma. Tezisy dokladov i soobshcheniy. SPb., 2008.

7. Andrenov N.B. O sub"ekte // Voprosy sotsial'no-gumanitarnykh nauk. 2006. № 1.

8. Likhachev D.S. Kul'tura kak tselostnaya sreda // Likhachev D.S. Izbrannie trudy po russkoy i mirovoy kul'ture. SPb., 2006.

9. Myunkh V. Pedagogika // Filosofiya v sistematicheskom izlozhenii. M, 2006.

10. Vodorazdely nauk. URL: http://www.ricur.org/ru/proekty/vodorazdely-nauk (date of access: 28.12.2012).

11. Voronina E.V. Universitetskie traditsii kak faktor razvitiya sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti studentov: avtoref. dis. ... kand.

ped. nauk. Pb, 2011 ; Sharkovskaya N.V. Formirovanie sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyakh kul'tury i obrazovaniya: strukturno-funktsional'niy podkhod: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. M., 2009.

12. Gorshkov M.K., Tikhonova N.E.. Rossiyskaya povsednevnost' v usloviyakh krizisa / ed. by Gorshkov M.K., Tikhonova N.E. M., 2009.

13. Rozov S.N. Pereval k novoy logike razvitiya strany na osnove grazhdanskoy samoorganizatsii i institutsional'nykh preobra-zovaniy (Kak preodolet' koleyu tsiklov rossiyskoy istorii): monografiya. URL: www.nsu.ru/filf/rozov/( date of access: 02.03.2012).

14. Lotman Y.M. Kul'tura i vzryv. M., 1992.

15. Zarubina N.N. Povsednevnost' v modernizatsionnom diskurse sovremennoy Rossii» // Sotsiologiya v sisteme nauchnogo upravleniya [Electronic resource]: Materialy IV Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa / IS RAN, ISPI RAN, RGSU. M., 2012. P. 151-152. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/147.pdf (date of access: 03.01.2013).

16. Kondakov I.V. Russkaya kul'tura: kratkiy ocherk istorii i teorii. M, 1999.

17. Zapesotskiy A.S. Filosofiya i sotsiologiya kul'tury: izbrannie nauchnie trudy. SPb., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.