Научная статья на тему '"культурология" и "историческая антропология" в творчестве А. Я. Гуревича как часть сознания советского историка'

"культурология" и "историческая антропология" в творчестве А. Я. Гуревича как часть сознания советского историка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРОН ГУРЕВИЧ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ МИРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лихоманов Ким Владимирович

В статье рассматриваются специфические черты методологии известного отечественного историка-медиевиста Арона Яковлевича Гуревича. Прослежен путь историка от социально-экономической проблематики к вопросам истории культуры, а также показаны основные направления исследования в широком историографическом контексте советской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN COMPONENTS OF THE METHODOLOGY ARON GUREVICH’S CULTURAL STUDIES IN THE CONTEXT OF DOMESTIC HUMANITIES

The article deals with the specific features of the methodology of the famous Russian historian-medievalist Aron Gurevich. Traced the path of the historian of the socio-economic problems to questions of cultural history, and also shows the main lines of research in the broad context of Soviet historiography of science.

Текст научной работы на тему «"культурология" и "историческая антропология" в творчестве А. Я. Гуревича как часть сознания советского историка»

УДК 930(47).084.9

К.В. ЛИХОМАНОВ1

'Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, Саратов, Российская Федерация

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ» И «ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ А.Я. ГУРЕВИЧА КАК ЧАСТЬ СОЗНАНИЯ СОВЕТСКОГО ИСТОРИКА

Аннотация. В статье рассматриваются специфические черты методологии известного отечественного историка-медиевиста Арона Яковлевича Гуревича. Прослежен путь историка от социально-экономической проблематики к вопросам истории культуры, а также показаны основные направления исследования в широком историографическом контексте советской науки.

Ключевые слова: Арон Гуревич, история культуры, личность, модель мира, междисциплинарность, амбивалентность.

K.V. LIHOMANOV1

'Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Social and Humanities Faculty, Department of History of the fatherland and culture, Saratov, Russian Federation

THE MAIN COMPONENTS OF THE METHODOLOGY ARON GUREVICH'S CULTURAL STUDIES IN THE CONTEXT OF DOMESTIC HUMANITIES

Abstract. . The article deals with the specific features of the methodology of the famous Russian historian-medievalist Aron Gurevich. Traced the path of the historian of the socio-economic problems to questions of cultural history, and also shows the main lines of research in the broad context of Soviet historiography of science.

Keywords: Aron Gurevich, history of culture, identity, world model, interdisciplinary, ambivalence.

1. «Новая биографическая история», открытая французскими учёными в 70-е гг. XX века, широко использует междисциплинарные подходы. Личность анализируется в контексте жизни общества, в плане истории «ментальностей», на стыке изучения истории повседневности и социальной психологии. При изучении личности субъекта исторического исследования - историка - также ставятся историографические вопросы и используются инструменты историографического анализа, поскольку личность учёного реализуется прежде всего в его работах.

2. Тема моей работы связана с изучением истории историка-медиевиста А.Я. Гуревича (1924-2006), исследования которого во многом расходилась с господствовавшей до начала 1990-х гг. марксистской историографической традицией, в том числе - в вопросах подходов и методов изучения культуры и её роли в истории. Начав, как марксист, с изучения социально-экономической истории раннесредневековой Англии и Норвегии, А. Я. Гуревич уже с середины 60-х гг. обращается к герменевтическим подходам для исследования правовых и литературных источников, уходит в изучение ментальности людей прошлого, специфику восприятия ими мира.

3. Ученый создаёт в 1970-1980 гг. ряд работ по истории средневековой культуры [1; 2; 3; 4; 5]. В них оформляются его подходы к изучению культуры. В законченной форме методология отечественного историка представлена при разработке «Словаря средневековой

культуры» (начало нового века) [11], главная черта статей которого - анализ и оценки в одном методологическом ключе.

Если говорить о методах, то А.Я. Гуревич использовал в своих исследованиях методологию школы «Анналов», но при этом значительно обогащал ее.

А.Я. Гуревич взял на вооружение понятие «амбивалентности», характерное для трудов М. М. Бахтина. Но, если автор «Творчества Рабле...» понимал ее как жёсткое противостояние «официальной» и «народной» культур, близкое к характеристикам «классовой борьбы», то Гуревича интересовало их взаимопроникновение и влияние друг на друга. Он выявлял пласты «народной» культуры через анализ текстов, адресованных крестьянам и горожанам - так называемых exempla, visions, а также сочинений вроде «Elucidarium» Гонория Августодунского (XII в.). И показывал, что границы культурных пластов очень размыты. В самом анализе он широко прибегал к герменевтике, методам исторической и социальной психологии, а также истории ментальностей.

А.Я. Гуревич двояко подходил к вопросу изучения средневековой культуры. Он рассматривал ее как звено в цепи преемственности опыта человечества. Для познания этой цепи культур историк использовал идею «диалога», то есть познания культуры с позиции её следа в истории, её конкретных форм и трансформаций. В этом исследовательском поле он обогащал историческую и культурную антропологию, историю ментальностей.

5. В российской науке А.Я. Гуревич одним из первых предпринял попытку системного анализа средневековой культуры, отталкиваясь не от идеологических конструктов, а от конкретных данных источников, конструируя на их основе предполагаемую «картину мира». Анализируя средневековую культуру, историк не ограничился констатацией различий «элитарной» и «народной» её составляющих, а попытался показать их в неразрывном единстве и выявляя их внутреннюю структуру.

6. Разные этапы в творческой эволюции А.Я. Гуревича совпадают с его карьерными взлётами и падениями, т.е. мы имеем факты влияния научной и социальной среды. Можно предположить, что культурологические концепции А.Я. Гуревича являлись, с одной стороны, частью общего «тренда» советской историографии и постепенного обращения к истории культуры и психологии, с другой - ученой формой исследовательской и личной борьбы с господствующей идеологической парадигмой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Gurjewisch A. Das Weltbild des mittelalterlichen Menschen. Verlag der Kunst. Dresden, 1978.

2. Gurjewisch A. Mittelalterliche Volkskultur: Probleme zur Forschung. VEB Verlag der Kunst. Dresden, 1986.

3. Gurjewisch A. Das Individuum im europaischen Mittelalter. Beck. Munchen, 1994.

4. Gurjewisch A. Himmlisches und irdisches Leben: Bildwelten des schriftlosen Menschen im 13. Jahrhundert. Die Exempel. Verlag der Kunst. Dresden, 1996.

5. Gurjewisch A. Stumme Zeugen des Mittelalters: Weltbild und Kultur der einfachen Menschen. Bohlau. Weimar, 1997.

6. Rijkers F. Arbeit - ein Weg zum Heil? Vorstellungen und Bewertungen körperlicher Arbeit in der spätantiken und frühmittelalterlichen lateinischen Exegese der Schöpfungsgeschichte. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien, 2009.

7. Saluting Aron Gurevich: Essays in History, Literature and Other Related Subjects. Boston, 2010.

8. Scholze-Irrlitz L. Moderne Konturen historisher Anthropologie. Eine vergleichende Studie zu den Arbeiten von Jacques Le Goff und Aaron J. Gurjewitsch. Frankfurt, 1994.

9. Sprandel R. Die Entstehung des Stadtburgertums im Hohmittelalter Prozessanalytische Beobachtungen zu einem alten Thema // Saeculum. Vol. 25. Dresden, 2008.

10. Образы прошлого. Сборник памяти А.Я. Гуревича. СПб., 2011.

11. Словарь средневековой культуры. М., 2003.

REFERENCES

1. Gurjewisch A. Das Weltbild des mittelalterlichen Menschen. Verlag der Kunst. Dresden, 1978.

2. Gurjewisch A. Mittelalterliche Volkskultur: Probleme zur Forschung. VEB Verlag der Kunst. Dresden, 1986.

3. Gurjewisch A. Das Individuum im europaischen Mittelalter. Beck. Munchen, 1994.

4. Gurjewisch A. Himmlisches und irdisches Leben: Bildwelten des schriftlosen Menschen im 13. Jahrhundert. Die Exempel. Verlag der Kunst. Dresden, 1996.

5. Gurjewisch A. Stumme Zeugen des Mittelalters: Weltbild und Kultur der einfachen Menschen. Bohlau. Weimar, 1997.

6. Rijkers F. Arbeit - ein Weg zum Heil? Vorstellungen und Bewertungen körperlicher Arbeit in der spätantiken und frühmittelalterlichen lateinischen Exegese der Schöpfungsgeschichte. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien, 2009.

7. Saluting Aron Gurevich: Essays in History, Literature and Other Related Subjects. Boston, 2010.

8. Scholze-Irrlitz L. Moderne Konturen historisher Anthropologie. Eine vergleichende Studie zu den Arbeiten von Jacques Le Goff und Aaron J. Gurjewitsch. Frankfurt, 1994.

9. Sprandel R. Die Entstehung des Stadtburgertums im Hohmittelalter Prozessanalytische Beobachtungen zu einem alten Thema // Saeculum. Vol. 25. Dresden, 2008.

10. Obrazy proschlogo. Sbornik pamjati A.Ja. Gurevicha [Images of the past. Collection of memory Gurevich]. St. Pitersburg, 2011. (In Russian)

11. Slovar' srednevekovoy kultury [Dictionary of medieval culture]. Moscow, 2003. (In Russian)

© Лихоманов К.В., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лихоманов Ким Владимирович - аспирант Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, Саратов, Российская Федерация, e-mail:

AlisterOrm@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Lichomanov Kim Vladimyrovich - graduate Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Social and Humanities Faculty, Department of History of the fatherland and culture, Saratov, Russian Federation, email: AlisterOrm@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.