Научная статья на тему 'Культурологический подход в библиотековедении, книговедении и библиографоведении'

Культурологический подход в библиотековедении, книговедении и библиографоведении Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
814
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНО-ОСМЫСЛЯЮЩИЕ ОСНОВЫ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / LIBRARY / LIBRARIANSHIP / METHODOLOGY / VALUE-COMPREHENDING GROUNDS / CULTUROLOGICAL APPROACH / SYSTEMATIC APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Казакова Галина Михайловна

В статье анализируются базисные принципы и методологические основы культурологического подхода в дисциплинах документального цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL APPROACH IN LIBRARIANSHIP, BIBLIOLOGY AND BIBLIOGRAPHY STUDIES

The article analyses basic principles and methodological grounds of culturological approach in the subjects of documentary cycle.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход в библиотековедении, книговедении и библиографоведении»

Г. М. Казакова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ, КНИГОВЕДЕНИИ И БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИИ

В статье анализируются базисные принципы и методологические основы культурологического подхода в дисциплинах документального цикла.

Ключевые слова: библиотека, библиотековедение, методология, ценностно-осмысляющие основы, культурологический подход, системный подход.

The article analyses basic principles and methodological grounds of culturological approach in the subjects of documentary cycle.

Key words: library, librarianship, methodology, value-comprehending grounds, culturological approach, systematic approach.

Многочисленность и многообразие исследований в библиотековедении, книговедении и библиографоведении, заявляемых как культурологические, обусловили необходимость разобраться в содержательной сущности подобного подхода к перечисленным научным направлениям.

Культурологическими считаются исследования, изучающие:

- предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей;

- процессы создания, приумножения и передачи культурных ценностей;

- культурная жизнь с целью выявления основных культурно-исторических типов.

Таким образом, логика подобного исследования заключается в выявлении совокупности представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах культурологического исследования.

Стоит ли упоминать о бесконечном разнообразии этой комбинаторики, а следовательно, и потенциальной плюралистичности знания обозначенных нами дисциплин.

Вместе с тем существует определенная строгость, каркас, соответствие которому предполагает отнесенность именно к культурологическому (с учетом его междисциплинарной природы), а не к иному гуманитарному (философскому, историческому, социологическому и т. д.) подходу. Условно эту сущность можно свести к следующим ключевым позициям:

- предметное поле этого подхода - всегда культура (и в широком смысле - как феномен, и в узком - как локальная отрасль);

- исследование осуществляется с помощью понятийно-терминологического аппарата культурологии (можно говорить о его полной сформированности, законченной «форматированности», многоосновной разветвленной структуре);

- сложившаяся методология, которая хотя и несет в себе выраженные черты научной универсальности, но тем не менее пред-почитаемость («излюбленность») определенных ее видов (и сочетаний) в локальных изысканиях по проблемам культуры позволяет нам со значительной долей уверенности отнести ее именно к культурологической методологии;

- и, наконец, преобладание ценностно-осмысляющей доминанты над иными (структурными, функциональными, генетическими, эволюционными и т. д.) основаниями культуры - заветного «ключа», своеобразного «кода», который и позволит расшифровать пока утаивающую свои смыслы «иероглифическую» вязь тех или иных неисследованных сфер/процессов/явлений культуры.

Рассмотрим пример использования данного алгоритма на примере библиотековедения, подразумевая возможность его экстраполяции на другие дисциплины общего цикла (книговедение, библиографоведение).

Согласно заявленной логике, библиотеку с позиций культурологического подхода можно рассматривать как специфическую

14

культурную форму, культурный феномен, культурный институт и т. д.

Именно в таком ракурсе изучается библиотека в современности (в трудах А. В. Соколова [9], В. П. Леонова [5], Р. С. Мотульского [7] и др.).

А далее ее сущность в полной мере позволит раскрыть совокупность следующих методологий. Сквозным, базовым, используемым по умолчанию не только в культурологии, но и почти во всем современном знании, является системный, а в последнее время системно-синергетический подход.

Специфика культурологии как интегративной дисциплины как раз и выражается через целостность и комплексность системного подхода к изучению всех явлений культуры. Принцип системности позволяет проанализировать культуру, ее различные артефакты и ментифакты (в частности - библиотеку) как целостность через анализ ее составляющих и типы связей между этими элементами. При этом каждый элемент системы приобретает свое значение, функцию и содержание только по отношению к целому, а свойства целого не сводятся к свойствам частей. Эта формула в интерпретации М. С. Кагана звучала как «целое всегда больше суммы» [3; 4].

Культурологическое знание объясняет явления, их генезис, прогнозирует появление новых через выявление и анализ функций. Поэтому наряду с системной в качестве базовой может быть использована методология структур-функционализма (стоит отметить, что если в исследованиях культуры XIX в. преобладал феноменологический подход, то в ХХ в. структурно-функциональная интерпретация культуры выходит на первый план). Современная библиотека, как известно, обладает сложнейшей многосоставной структурой, в которую входит материально-техническая база, документальный фонд, библиотечный персонал и потребители. Ряд исследователей к этим элементам, предложенным Ю. Н. Столяровым [10; 11],

добавляет информационно-поисковый язык (Т. Ф. Берестова [1]), справочно-библиографический аппарат (Я. Л. Шрайберг [2], И. Г Моргенштерн [6]). Указанная целостность находится в процессах как организации, так и самоорганизации, следствием чего является расширение или сужение (в зависимости от запросов конкретного исторического периода) каждого из составляющих элементов этой структуры. Так, в настоящее время библиотека находится на пороге сущностной глобальной перестройки своих составных частей в связи с информатизацией коммуникаций «книга - читатель», «документ - потребитель». Все это неизбежно приводит к корректировке или изменению функций библиотеки, в первую очередь базисных - культуросберегающих и культуроформирующих. Здесь происходит циркуляция знания, контроль за информацией, обеспечивается ее сохранность, систематизация культурного наследия, разворачивается дискурс, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение к книге как ценности, вырабатываются алгоритмы, способствующие формированию умения читать и мыслить у ее читателей. Электронные носители, включенность во всемирную сеть, новые информационные технологии, широкий доступ и т. д. радикально преобразуют не только библиотеку, но также пишущего и читающего человека.

Структурно-функциональная методология приоритетна при исследовании вопросов библиотековедения в статике. Но всестороннее понимание сущностных характеристик библиотеки возможно только при рассмотрении исторических основ ее бытования, вписанности в конретно-истори-ческую эпоху. Следовательно, для изучения проблем библиотеки в исторической динамике необходима методология эволюционизма. Данная методология эффективна в тесной связке с ценностным, аксиологическим подходом, поскольку, только поняв присущую конкретному историческому времени

15

систему ценностей, картину мира, ментальные представления индивидов, реализованные как в духовных практиках, так и в культуре повседневности - обычаях, поведенческих стереотипах и т. д., можно в полной мере осознать разницу типологических характеристик библиотеки. Так, например, в библиотековедении выделяются в качестве специфических моделей библиотеки Древнего Востока, Античности, Византии, Западного Средневековья, Возрождения, арабского мира, Китая и Японии и т. д. При этом история библиотек может исследоваться через историю книги и книгопечатания, развитие форм и технологий упорядочивания знаний, сравнительную историю архивов и библиотек как особого института социокультурной сферы наряду с другими ее институтами - школами, музеями, университетами и т. д.

И, наконец, говоря о библиотеке, не избежать рассмотрения вопросов об авторе, читателе, понимании, письме, тексте, контексте, диалоге, дискурсе, профессиональном сообществе. Эти проблемы активизировали исследования Э. Кассирера, Х.-Г. Гада-

мера, М. Фуко, Р. Барта, Х. Л. Борхеса, У Эко и др., впоследствии условно объединенные в постмодернистскую методологию или, иначе говоря, методологию постнеклас-сической науки. Она более всего близка к современной эстетике восприятия действительности как эстетики абсурда, иронии, ци-татности «от Интернета к Гутенбергу» (У! Эко). О том, что бибиотековедение не чуждо постнеклассических подходов, наиболее ярко пишет Е. В. Никонорова [8].

Таким образом, культурологическое знание открывает общие основы разнообразных субъектов/явлений/фактов культуры (библиотеки, книги, читателя, автора и т. д.), определяет порядок их системообразования и взаимодействия как формы существования, определяет ориентиры социокультурной практики. Известно, что исследования на стыке наук, исследования, использующие разные подходы, достигают наиболее значимых научных результатов. Проникновение культурологического подхода в библиотековедение гарантирует развитие всех упомянутых наук и обеспечит их новыми знаниями.

1. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки: науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 240 с.

2. Земсков, А. И. Электронные библиотеки: учебник / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. - М.: Ли-берея, 2003. - 352 с.

3. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. - Л., 1991.

4. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб., 1996.

5. Леонов, В. П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония / В. П. Леонов; науч. ред.

Н. П. Лавров; б-ка РАН. - М.: Наука, 2003. - 123 с.

6. Моргенштерн, И. Г. Справочно-библиографический аппарат библиотеки: теорет. анализ / И. Г. Моргенштерн // Совет. библиогр. - 1982. - № 2. - С. 22-32.

7. Мотульский, Р. С. Библиотека как социальный институт / Р. С. Мотульский; Белорус. гос. ун-т культуры. - Минск, 2002. - 374 с.

8. Никонорова, Е. В. Читатель и библиотека в современном обществе / Е. В. Никонорова // Библиотековедение. - 2009. - № 5.- С. 15-22.

9. Соколов, А. В. Постсоветские библиотекари: соц.-психологические очерки / А. В. Соколов;

С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: Издат.-полиграфическая компания «Коста», 2008. - 296 с.

10. Столяров, Ю. Н. Библиотека как система / Ю. Н. Столяров // Книга. Исследования и материалы. - М., 1984. - Вып. 49.

11. Столяров, Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход: моногр. / Ю. Н. Столяров. -М.: Книга, 1981. - 255 с.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.