Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1998.
2. Глассер У. Школа без неудачников / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
3. Вахтеров В.И. Избранные педагогические труды. М., 1997.
4. Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000.
5. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
6. Малкова И.Ю. Образовательные проекты в Школе совместной деятельности // ШСД: концепция, проекты, практика, развитие. Кн. 1. Томск, 1997.
Т.И. Шалавина, О.М. Артюхова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк
Социально-профессиональное самоопределение личности связано с овладением знаниями о мире профессий, о себе, с умением соотносить интересы и потребности личности с ее возможностями, с процессом вхождения в культуру общества, с ориентацией личности относительно имеющихся социальных и профессиональных культурных ценностей. Поскольку без освоения общечеловеческих и национальных культурных ценностей, без усвоения норм, установок, образов поведения, присущих данному обществу и будущей профессии невозможно развитие всех сторон личности, а также учет ее субъективных потребностей, с одной стороны. С другой стороны, «в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности любого специалиста являются не только специальные знания, но и общая и профессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности» [1, с. 7].
Поэтому не менее актуальным представляется процесс формирования умений и навыков повседневной, практической культуры, которая обеспечивает регуляцию социального бытия, утверждает культуру труда, познания, быта, досуга, деловых и неформальных отношений, общения. Сказанное позволяет рассматривать социально-профессиональное самоопределение в тесной связи с проблемами этики, эстетики, литературы, искусства, культуры. Объективная связь человека с культурой как системой ценностей обусловливает необходимость использования культурологического подхода к содержанию воспитательно-образовательного процесса в школе в качестве необходимого условия формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников.
Культурологический подход - это совокупность теоретико-методологических положений, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни (социальной, профессиональной, семейной, психической и др.) через призму системообразующих культурологических понятий, таких как «культура», «культурные образцы», «нормы и ценности», «уклад и образ жизни», «культурная среда», «культурная деятельность и интересы» и т.д. Использование культурологического подхода как необходимого условия формирования социально-профессионального самоопределения является важным направлением формирующего эксперимента.
Методологической основой культурологического подхода в нашем исследовании выступает диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Биб-лера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Где начинается сознание, там начинается диалог» [2, с. 36-38].
«Культура - продукт жизнедеятельности людей, вступающих в общение, продукт их гуманитарного мышления, взаимообмена ценностями, это работа самоизменения» [3, с. 18]. Механизм становления личности в культуре рассмотрен многими авторами: Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой, А.М. Лобок, Г.И. Ловецким, А.Ф. Малышевским, С. А. Смирновым, М.Е. Щурковой и др. Они отмечают, что, осваивая культуру, человек не только развивается, совершенствуется, но и вносит в нее нечто принципиально новое, свое, т.е. становится соучастником культурного процесса, носителем, творцом новых элементов культуры, строит собственную жизнь с учетом общечеловеческих ценностей. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого
Т.И. Шалавина, О.М. Артюхова. Культурологический подход к формированию.
человека, его самоопределение и, во-вторых, становление его как творческой личности [4-6].
Как показало наше исследование, уровень готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению зависит: от освоения и приобщения к определенным профессиональным ценностям той или иной профессии и отдельным культурным ценностям, относящимся к разным социальным пространствам; от понимания ценностно значимых социальных и профессиональных качеств личности: профессиональная ответственность, честь, гордость, профессиональная самостоятельность и инициативность, конкурентоспособность, профессиональная компетентность, социально-творческая активность, социальная и профессиональная мобильность, культура отношений между людьми, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, эмпатия, проявление выдержки и самообладания и др.
В старшем школьном возрасте ребенок включается все в большее и большее количество различных сфер социальной и начальной профессиональной деятельности, знакомится с различными профессиональными ролями в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участники производства и др.), осваивает социальные роли (сын, отец, сосед, коллега по работе, лидер группы и др.). Пробуя себя как человек определенного социального круга, школьник через различные виды деятельности познает себя и проверяет свою способность вписаться в определенный социум, профессию; воспитывает в себе социально и профессионально ценностные качества, т.е. саморазви-вается и самосовершенствуется. Понимая, что социальные и профессиональные различия - пол, возраст, социальный класс, место жительства, профессия и др., социальные и профессиональные роли влияют на то, как люди говорят и ведут себя, учащиеся пытаются освоить социокультурные правила и нормы, что помогает им самоутвердиться в обществе.
Через интериоризацию социальных и профессиональных ценностей и социокультурных норм и правил во время общения и взаимодействия с другими членами сообщества происходит становление образа «Я», образа социального и профессионального мира, и формирование личностного ценностного отношения к ним, развивается способность индивида делать свободный выбор своей социально-профессиональной позиции в различных жизненных ситуациях, т.е. его социально-профессиональное самоопределение.
Поэтому в ходе формирующего эксперимента нами был сделан акцент на воспитании так называемой культуры повседневности, т.е. культуры на поведенческом уровне, и на становлении социальной и профессиональной системы ценностей, что
рассматривается нами как важное средство формирования социально-профессионального самоопределения старшеклассников.
Для усвоения старшеклассниками норм и правил культуры повседневности и формирования системы социальных и профессиональных ценностей мы провели серию внеклассных мероприятий, объединенных одной темой «Правила поведения в социальном и профессиональном мире».
Нами разработан факультативный курс «Культу -рологический тренинг», объединивший различные формы и методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, обобщение, внушение, убеждение) и вовлечения в социально-культурную деятельность (ролевая игра, учебное исследование, упражнения на межкультурную сенсибилизацию, проект, ситуативные тренинги, метод автобиографического рассказа).
Целью культурологического тренинга является воспитание нравственно-ценностной основы и мотивационной потребности в социально-профессиональном самоопределении на основе интериориза-ции особенностей социальной и профессиональной культуры.
Данный тренинг направлен на решение следующих задач:
- освоение, усвоение и присвоение учащимися социально и профессионально значимых ценностей, принятых в обществе;
- воспитание профессионально и социально ценностных качеств, необходимых современному конкурентоспособному специалисту;
- воспитание поведенческих аспектов культуры на основе осознания того факта, что поведение людей профессионально и социально обусловлено;
- формирование способности адекватно оценивать свое поведение и умения общаться и соотносить их с реальными требованиями социальной и профессиональной ситуации.
Кратко остановимся на описании методов, использованных нами в ходе эксперимента, и приведем практические примеры. Наиболее продуктивным методом нашего тренинга является ролевая игра. Применяя различные виды ролевых игр, мы убедились, что в них учащиеся овладевают основами самопознания и познания других людей, построения взаимоотношений с ними, самоанализа, са-мокоррекции, разрешения конфликтов. Играя, старшеклассники находят свой индивидуальный имидж, стиль поведения как в условных рамках общепринятого цивилизационного взаимодействия, так и в рамках неформального межличностного общения.
Приведем пример одной из ролевых игр, использовавшихся нами во время проведения тренинга «Встреча в турбюро». Цель игры: способствовать формированию отдельных поведенческих аспектов
социальной культуры на основе осознания того, что поведение людей социально и профессионально обусловлено. В игре участвовали три человека -менеджер турбюро и супружеская пара. Задача менеджера - продать тур супружеской паре с учетом пожеланий клиентов и коммерческих интересов туристической фирмы. Проводя данную игру, мы решали несколько задач. Прежде всего, имитируя профессиональную деятельность работников турбюро, познакомить учащихся с одной из профессий гуманитарного профиля - менеджер турбюро. Показать на практике (в игре) значимость профессионально важных качеств менеджера турбюро - умения общаться с людьми, отстаивать свою позицию, не ущемляя интересов клиента и не нарушая корпоративной этики фирмы. Также ставилась задача формирования социально важных качеств, необходимых в семейной среде - умения понимать и прислушиваться к желаниям другого, убеждать и уступать, качеств толерантности и эмпатии. В ходе игры возникали конфликтные ситуации - желание супружеской пары относительно выбора маршрута; условия, которые они выдвигали, не всегда совпадали с возможностями туристического бюро. Решая эти конфликты в игре, ребята незаметно для себя учились согласовывать свои интересы с интересами других, принимать решения и убеждать другого в правильности своей позиции, выдвигать обоснованные аргументы, соглашаться с доводами партнера по общению.
Играя, учащиеся познакомились с национальными культурными ценностями нашей страны (обсуждался маршрут «Золотое кольцо: Владимир -Суздаль - Ярославль» и экскурсии по Москве) и с особенностями культуры изучаемого иностранного языка. В ходе обсуждения условий маршрутов у участников игры воспитывалось толерантное отношение к восприятию «другой» культуры.
Следующая игра «Забытая записная книжка», использованная нами во время тренинга, построена по методу «культурной грамматики». В основе данного метода, автором которого является американский антрополог Эдуард Т. Холл, лежит осознание систем жизнедеятельности как одной из важных социальных составляющих социально-профессионального самоопределения. Холл описал 10 фундаментальных систем, характерных для каждой культуры: общение, ассоциации, самообеспечение, разделение полов, пространство, время, обучение, игра, оборона, эксплуатация ресурсов. Каждая из перечисленных систем жизнедеятельности, по мнению Э.Т Холла, ставит перед человеком определенные задачи: установление контакта с другим человеком, достижение коммуникативной эффективности, осознание собственной половой идентичности, усвоение гендерных особенностей, фор-
мирование навыков гигиены и самообслуживания в быту, научение рациональному использованию времени, усвоение эффективных способов получения информации. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности и др. Все это является элементами культуры повседневности, с учетом которых мы построили нашу игру.
Описываемая игра базируется на социокультурной специфике категорий пространства и времени. Отношение ко времени и его планированию, восприятие прошлого, настоящего и будущего является, как правило, неосознанной частью нашей культуры повседневности. Каждый человек по-своему решает задачу временного планирования в соответствие со сформированными стереотипами отношения ко времени и пространству. Но человеку, привыкшему к своему «культурному времени», оно кажется единственно возможным, заложенным самой природой.
Цель игры: осмысление социокультурной категории «времени» и его связи с нормами индивидуального поведения. Согласно условию игры, необходимо составить список дел в соответствии с их первоочередной значимостью для играющего. При выполнении задания игры выдвигались следующие задачи: воспитание социально и профессионально значимых качеств пунктуальности, ответственности, адаптабельность в стрессовых ситуациях, организованность, выработка у учащихся умения планировать свой рабочий день, наиболее рационально распоряжаться своим временем, выбирать приоритеты при составлении расписания на день, отбирать самые важные дела.
Важное место в тренинге отводится различным упражнениям, направленным на формирование моделей поведения в жизненных ситуациях. В группе, в атмосфере взаимной моральной поддержки и эмоциональной защищенности, учащиеся имели возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, социальным положением в обществе, учились аргументированно выражать свои мысли.
Например, целью одного из упражнений диалога о профессиях - «Да, но...» было научиться аргументированно высказывать свою точку зрения, осознавать свои ожидания, связанные с профессиональной карьерой. Участники делились на пары. В каждой паре выбиралась профессия, которую хотел бы иметь в будущем один из игроков. Задача заключалась в том, чтобы обосновать свой выбор.
Подобные упражнения, обращенные к сопоставлению своего образа «Я» с требованиями профессии и мнением других людей, позволили сформировать готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, принятие на себя ответственности,
Н.Н. Лебедева. Реализация социальных проектов в образе жизни самоопределяющихся.
ориентацию на свободный выбор и изменение в направлении будущего.
Таким образом, проведение ролевых игр и тренинговых упражнений, их последующий анализ показали, что данные формы работы позволили:
- смоделировать условия, близкие к реальным, повседневным, характерным для той или иной профессии, культуры и варианты возможных фрагментов поведения и общения;
- предоставить старшекласснику возможность представить себя в различных социальных и профессиональных ролях и выразить свое отношение к социальным и профессиональным ценностям, создавая вариативность выбора форм социокультурных ситуаций общения и взаимодействия;
- развивать способность к самостоятельному формированию социально и профессионально важных качеств на базе приобретенных ими теоретических и практических знаний;
- формировать навыки социального и культурного общения, мотивацию, характер, развивать культу-
ру речи, гибкость и оперативность мышления, эмпатию, толерантность за счет диалогового характера проблемных игровых ситуаций;
- развивать умение анализировать свои поступки и других членов общества, владеть собой в разных ситуациях, адекватно оценивать свои действия.
Таким образом, воспитание культуры повседневности и становление системы социальных и профессиональных ценностей способствуют формированию всех компонентов готовности к социально-профессиональному самоопределению старшеклассников: нравственно-ценностного и когнитивного - осознаются жизненные приоритеты и социокультурные нормы, происходит личностное усвоение и присвоение морально-этических установок, социальных и профессиональных ценностей; деятельностного и рефлексивного - формируется умение адаптироваться к любой микросоци-альной среде, умение общаться и адекватно анализировать и оценивать свое поведение.
Литература
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
2. Библер В.С. Диалог о знаниях - культура в работах М.М. Бахтина. М., 1989.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.
5. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып. 4. М., 1994.
6. Культурологический подход в образовании / Под ред. Г.И. Ловецкого. Калуга, 1998.
Н.Н. Лебедева
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ САМООПРЕДЕЛЯЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Омский государственный педагогический университет
Сегодня в практике школьного образования социальное проектирование стало распространенным явлением. Но часто социальные проекты создают педагоги, вовлекающие школьников в их реализацию. Такая практика формирует тип статиста, функционера, объекта воздействия, «бегущего» от свободы и ответственности, не умеющего проектировать события своей жизни и отвечать за них [1, с. 3]. Очевидно, что социальное проектирование школьников следует преобразовать с позиций мысли К.Д. Ушинского о необходимости образования в человеке характера, способного противостоять вредным влияниям и умеющего извлекать отовсюду только добрые результаты.
Кроме того, социальные проекты не всегда «сфокусированы» на становлении гуманного обра-
за жизни самоопределяющихся в системе ценностей школьников. Тогда их реализация может культивировать узколичные установки и безответственность школьников, не заинтересованных в освоении активной роли добродеятеля, либо их чрезмерную социальную направленность в ущерб развития личности, упускается наилучшая пора для восхождения к морально-нравственным ценностям.
Социальное проектирование - созидательная деятельность сообществ взрослых и старшеклассников, направленная на становление гуманного образа жизни, качеств личности и добродеяний, порождаемых восхождением к морально-нравственным ценностям в процессе решения социальных проблем. Социально-проектировочная деятельность