Научная статья на тему 'Культурологический и компетентностный подходы в личностно-профессиональном развитии будущего педагога'

Культурологический и компетентностный подходы в личностно-профессиональном развитии будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсина Г. И.

Gaisina G.I. culturological and competence approaches in personal-professional development of a future pedagogue. The article analyzes the opportunities for using basic provisions of culturological and competence approaches for effective personal-professional development of future pedagogues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический и компетентностный подходы в личностно-профессиональном развитии будущего педагога»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Г.И. Гайсина

Gaisina G.I. Culturological and competence approaches in personal-professional development of a future pedagogue. The article analyzes the opportunities for using basic provisions of culturological and competence approaches for effective personal-professional development of future pedagogues.

В решении задач модернизации системы высшего профессионального образования особое место занимает определение целевых установок современного образовательного процесса, которые призваны быть выраженными в терминах профессионально-личностного развития личности выпускника. В связи с этим педагогическая наука и общественность обратились к потенциалу культурологического и компетентностного подходов, центрирующих свое внимание на таких характеристиках специалиста, как профессиональная культура и профессиональная компетентность.

Описание целей-результатов высшего педагогического образования в целом и профессиональной подготовки, в частности, предполагает глубокое аналитическое раскрытие сущности и содержания профессионально-педагогической культуры учителя и его профессиональной компетентности как сложных по своей внутренней структуре личностных новообразований.

Педагогическое образование как профессиональное функциональное пространство для своей системной интерпретации предполагает постановку в центр своего исследования системообразующего фактора, от которого зависит направленность данного пространства, а следовательно, и конкретизация целевых ориентиров как для образовательной системы, так и применительно к локальным образовательным процессам. С позиций культурологического подхода таким системообразующим звеном в структуре педагогического образования, его целью и результатом выступает развитие личности будущего учителя, его становление субъектом профессионально-педагогической культуры. Профессионально-педагогическая культура как сложная личностная характеристика включает в себя определенный уровень овладения профессионально-педагогическими ценностями, личностно ориентированными

образовательными технологиями и приемами творческой самореализации. Результаты многочисленных научно-педагогических исследований проблемы различных видов (составляющих) профессионально-педагогической культуры свидетельствуют о наличии в ее структуре аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.

В рамках наших исследований педагогического образования как феномена культуро-творчества субъект профессионально-педагогической культуры трактуется как интегральная характеристика личности педагога, который на высоком уровне внутренне детерминированной сознательности и активности не только осуществляет освоение и потребление артефактов профессиональнопедагогической культуры, но и реализует свое культуротворческое начало, проектируя культурно-образовательное пространство для саморазвития личности ученика. С позиций аксиологической концепции культуры учитель как субъект профессионально-педагогической культуры отличается активным и сознательным характером освоения, усвоения, присвоения и трансляции профессиональнопедагогических ценностей. Субъектность педагога в профессионально-педагогической культуре с позиций деятельностной концепции культуры проявляется в его способности осуществлять педагогическую деятельность на высоком уровне педагогической культуры, в активном и сознательном освоении и реализации личностно-ориентированных технологий, способности к инновационным процессам. С позиций личностно-творческой концепции культуры учитель как субъект профессионально-педагогической культуры не только развивает свое педагогическое мастерство, но и обнаруживает личностную потребность в творческой самореализации. При этом самореализация личности учителя есть процесс трансляции его общей и педагогической культуры, направленный на разви-

тие системы культурных ценностей личности учащегося.

В материалах модернизации российского образования в качестве важнейших концептуальных положений обновления содержания образования провозглашен компетентно-стный подход, при котором критерием оценки качества образовательной деятельности становится уровень сформированности у выпускников профессиональной компетентности и различных групп компетенций. Обращение к компетентностному подходу обусловлено требованием обеспечения практи-ко-ориентированной направленности современного высшего профессионального образования и усиления функциональной подготовки специалиста. Применительно к педагогическому образованию обращение к компе-тентностному подходу как одной из парадигм его дальнейшего развития обусловлено осознанием проблемы разработки теоретических основ и организационно-технологических условий более качественной подготовки учителя к решению стратегических задач модернизации общего образования.

В нашем понимании компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогических кадров являет собой совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для развития профессиональной компетентности будущего учителя. В качестве целей-результатов образовательного процесса педагогического вуза, с позиций компетентностного подхода, выступают принципиально новые образовательные конструкты - профессиональная компетентность и компетенции. При этом под профессиональной компетентностью учителя понимается интегративная характеристика качеств личности учителя, определяющая его способность решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в процессе профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, умений, профессионального и личного опыта, ценностей и наклонностей. Данная характеристика демонстрирует уровень соответствия личностных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков конкретного педагога объективным требованиям профессиональной дея-

тельности в тех или иных социальноэкономических условиях.

Компетентность не тождественна компетенциям. Они находятся в таком же отношении между собой, в каком находятся способность и деятельность. Если профессиональная компетентность учителя - это интегративное свойство его личности, то профессиональные компетенции учителя (по традиционной классификации - ключевые, базовые и специальные) - интегративная характеристика его деятельности. Иначе говоря, компетентность - это присвоенная компетенция, включающая личностное отношение специалиста к ней и к предмету деятельности, она актуализируется в компетенциях.

Интересное развитие темы «компетентность - квалификация» получила в «Положении о профессиональном стандарте», в котором квалификация увязывается с готовностью выполнять конкретные функции в рамках определенной деятельности, а компетентность - со способностью применять знания, умения и ранее приобретенный опыт в любой деятельности. Следовательно, компе-тентностный аспект подготовки специалистов отражает ступени профессионального образования, а квалификационный - его профессиональные характеристики.

Между тем проблема описания компетенций и диагностичного представления целей профессионально-педагогического образования остается задачей первостепенной. Педагогической науке еще предстоит разработать конкретную нормативную структуру компетентности (компетенций), т.е. выразить представления о целях профессионального образования в нормативно значимых конкретных утверждениях и способах их реализации. Только таким образом поставленная цель профессионально-педагогического образования позволит задавать образцы учебной и профессиональной деятельности по ее достижению, определять принципы образовательного процесса и оценивать конечный результат.

В целях раскрытия соотношения профессионально-педагогической культуры и профессиональной компетентности учителя обозначим их сходства и различия. Во-первых, их объединяет обоюдная отнесенность к личностной характеристике педагога.

При этом для нас развитие профессиональнопедагогической культуры будущего учителя выступает как системообразующий процесс, а формирование его профессиональной компетентности - содержательный.

Во-вторых, профессионально-педагогическую культуру и профессиональную компетентность педагога объединяет их субъектная направленность. Так, субъектный компонент профессиональной компетентности педагога выражает его качественное своеобразие как целеполагающей, производящей и сознательно действующей личности, умеющей демонстрировать высокий уровень сформированных компетенций. Как субъект профессионально-педагогической культуры педагог принимает ценности педагогической культуры на личностно-смысловом уровне, транслирует их в своей культуротворческой деятельности, владеет культурой решения педагогических задач, является творчески самореализующейся в профессиональной деятельности личностью.

В-третьих, профессионально-педагогическая культура и профессиональная компетентность могут выступать в качестве целей профессионального самосовершенствования педагога.

В-четвертых, высокий уровень развития рассматриваемых личностных характеристик педагога является важнейшим условием и предпосылкой эффективной педагогической деятельности. Если профессиональная компетентность - это сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, а также развитых профессионально-личностных качеств, проявляющихся в деловом и партнерском общении, то профессионально-педагогическая культура служит интегративным качеством личности педагога, способного к творческому распредмечиванию ценностей и технологий педагогической деятельности, которые наполняются при этом личностным смыслом. Способности педагога, понимаемые в данном случае как умения, являются условием успешного выполнения педагогической деятельности.

В-пятых, деятельностный аспект является существенной характеристикой соотноси-

мых и анализируемых нами понятий. Так, содержание понятия «культура педагогической деятельности» включает в себя необходимый для профессиональной педагогической деятельности аспект, содержащийся в диагностике, планировании, реализации и оценке образовательного процесса. В свою очередь, профессиональная компетентность педагога предполагает в своем составе технологическую компетентность - владение средствами и процедурами реализации профессиональных функций. Профессиональная компетентность подразумевает умения оптимального выбора, прогностической оценки последствий принимаемых решений, проектный образ мышления и деятельности.

Выявление различий между анализируемыми понятиями возможно не только в плоскости научных подходов к трактовке целей современного профессионального образования. Профессионально-педагогическая культура учителя, являясь системным личностным образованием, в качестве своей подструктуры включает определенный уровень развития профессиональной компетентности. Последний, в свою очередь, служит ведущим критерием уровня субъектности личности учителя в процессе овладения деятельностным компонентом профессионально-педагогической культуры. Именно операциональная сфера профессиональной культуры педагога связана с технологией педагогической деятельности, профессиональной компетентностью педагога и включает в себя реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне образцов и стандартов, овладение педагогическим мастерством, достижение определенного уровня производительности труда и устойчивых высоких результатов. Тем самым возможно отнесение профессиональной компетентности педагога к более частной категории в сравнении с более общей, какой и является профессиональнопедагогическая культура.

Из представленных выше содержательных характеристик профессионально-педагогической культуры и профессиональной компетентности педагога видно, что первая не может отождествляться с чисто технологическими аспектами профессиональнопедагогической деятельности. Профессиональная компетентность составляет необхо-

димое, но недостаточное условие развития профессионально-педагогической культуры. Включая в свою структуру духовный компонент в виде профессионально-педагогических ценностей и морали, профессиональнопедагогическая культура выражает целостную характеристику проявлений личности педагога в профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональная культура педагога - это не только достижение высоких профессиональных результатов, глубокое овладение педагогическими технологиями, но непременно и наличие психологических компонентов - положительное и социально ответственное отношение к труду, высокие моральные профессиональные ценно-

стные ориентации и личностно-творческая самореализация.

Таким образом, подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности на этапе обучения в вузе как сложный и многогранный процесс предполагает формирование определенных личностных новообразований, представляющих профессиональнопедагогическую культуру и профессиональную компетентность педагога и определяющих в значительной степени успех и качество педагогической деятельности.

Поступила в редакцию 27.01.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.