Культурологический дискурс сетевой платформы YouTube
Куницына Наталия Викторовна,
к.ф.н., старший научный сотрудник, кафедра стилистики русского языка, МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: nk_presents@bk.ru
Алексанян Жанна Симоновна,
к.ф.н., доцент, кафедра стилистики русского языка, МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: Zhannusik73@mail.ru
Сунь Идань,
студент МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: Yiyi020518@gmail.com
Статья посвящена исследованию культурологического дискурса сетевой платформы YouTube. Цифровая широта культурологического пространства неоспорима, активизация интердискурсивных практик помогает людям разных профессий экспериментировать, не бояться открытых дискуссий. Рейтинг репутации и популярности медийной личности соотносится с культурой медиапотребления. Homo mediatus обладает навыками и умениями, помогающими в полной мере раскрыть духовный потенциал: прежде всего речь идет об усвоении конвергентных форм коммуницирования. Эта составляющая циф-ровизации может в какой-то степени нивелировать творческую личность, однако морфологическая природа культурологического дискурса помогает определить ценностные ориентиры -с одной стороны, нарративный, а с другой стороны, прецедентный характер информирования.
Ключевые слова: парадигма культуры, формат сетевой коммуникации, прецедентный характер информирования, речет-ворчество, жанровые границы и стилистические возможности интервью.
Интердискурсивный анализ медиапотребления обретает все большую популярность в современной интернет-глобализации. «Такие категориальные показатели, как интердискурсивность и коммуникативность, являются отправной точкой отсчета для анализа меди-атекста, который синтезирует разные языковые и вне-языковые уровни. «Креолизованный текст» уступает место дайджестовым и поликодовым моделям структурирования, которые воспринимаются как стилистическая модификация журналистского текста» [10, с. 123]. Важно подчеркнуть, что медиатекст, или поликодовый текст, является своеобразным порождением журналистского текста интердискурсивной направленности. «Создаются условия для развития интегрированной системы ценностей, главным действующим "героем" которой является потребитель» [8, с. 445]. Культурологический дискурс в контексте сетевых платформ репрезентирует многофункциональный характер процесса медиапотребления. Научные сферы знаний конвергируются и интегрируются: культурология расширяет свои медийные возможности, при этом укрепляя ценностные границы -речь идет о значимости просветительской составляющей культуры.
«Исходным для культурологического понятия текста является именно тот момент, когда сам факт лингвистической выраженности перестает восприниматься как достойный для того, чтобы высказывание превратилось в текст. Вследствие этого вся масса циркулирующих в коллективе языковых сообщений воспринимается как не-тексты, на фоне которых выделяется группа текстов, обнаруживающих признаки некоторой дополнительной, значимой в данной системе культуры выраженности» [14, с. 133]. Нельзя не оценить высказывание ученого, который раскрывает динамику культурологической парадигмы: «тексты» трансформируются в «не-тексты», синтезирующие «тексты» первоначального языкового уровня функционирования. Мы является свидетелями модифицированных современных медиа-моделей - «не-текстов», то есть дискурсов, взаимодействующих по принципу интердискурсивности. Исследуя синтагму адресат - адресант, Ю.М. Лотман подчеркивает, что рождение в тексте «новых смыслов» не может не отражать коммуникативную значимость языка и его «речевую целесообразность» [17, с. 117]. Несомненно, современные интернет-платформы добавляют «новые смыслы», поликодовые модусы, в парадигму культуры. Эффективность коммуницирования не что иное, как стимул для «погружения» в культурологическую картину мира. «Обратная связь» - один из основных показателей востребованного сетевого сообщества [12].
Цифровая визуализация культурологического контента соотносится с рейтингом репутации и популярности медийной личности. Мы предлагаем рассмотреть музыкально-просветительскую деятельность Артема Варгафтика - журналиста, просветителя, концертмейстера - в парадигме культурологии. Кроме того, беседа Джордана Питерсона со студентами Кембриджского университета и интервью Эрик Юань в Стэнфордской высшей школы бизнеса - убедительный и яркий пример цифровой феноменологии. В ходе нашего исследования также сделан акцент на жанровых, стилевых (сетевых) особенностях интервью как феномена прецедентного
сз о
сг
=Е
0
1
—I
У
"О
=Е СГ
текста. Лингвокультурологический анализ предполагает решение конкретных задач:
- показать действенность стилевой модели «событие - медиасобытие - медиатекст»;
- выявить специфику культурологического дискурса
интердискурсивной направленности;
- определить нишевую значимость подкастов в сетевой коммуникации.
Дискурс культуры по природе межличностной интердискурсивной коммуникации обусловливает типологию прецедентного медиафеномена, который, в свою очередь, является отражением ценностного потенциала общества. Изменения в информационных потребностях носителей языка и культуры отразились на характере информирования. Подкасты А. Варгафтика, собранные в сетевом пространстве,- «скрепы» в культурологическом интердискурсе. В сетевом сообществе YouTube на каналах Московской филармонии «Радио России» можно ознакомиться с тематическим многообразием деятельности музыканта-журналиста А. Варгафтика. Серийный подкастинг дает возможность соотнести формат лекций и публичных выступлений, интервью и обзорных зарисовок. «Путешествие» в мир музыки - образец прецедентного медиафеномена: прошлое обретает новые краски и оттенки в рассказах профессионала. «Говорить о музыке - это все равно что танцевать об архитектуре»1, - известное в музыкальной сфере изречение предстает не в ироническом, а реалистическом контексте: А. Варгафтик будто приближает искусство к реальности, к тому, что может заинтересовать слушателя. Исторические факты биографии композиторов преподносятся не как сухие комментарии к музыкальным произведениям: жизнь и судьба гения воспринимается как часть мироздания. Мы предлагаем остановиться на стилевом анализе интервью с А. Варгафтиком, который был ведущим специального концерта для детей (Музыкальный международный фестиваль, г. Хабаровск, 15 января 2022 года). Отметим, что подробный лингвостилистиче-ский обзор подкастов А. Варгафтика дан в цикле статей [4; 5; 9; 10; 12; 13]. Почему именно это интервью? Изучение детской аудитории в просветительском контенте YouTube представляется актуальным с точки зрения воспитательных и культурологических задач.
Интервьюер:
- Однажды у Вас был разговор с Виктором Шендеровичем, который сделал акцент на таком понятии, как «обмузычивание населения». Наверное, он в большей степени имел в виду советское время: постоянные обязательные конкурсы, фестивали... И вы тоже занимаетесь «обмузычиванием населения» - Вы пропагандируете музыку?
А. Варгафтик:
- Да, но только не всего населения. Это те, кому это нужно.
Интервьюер:
- Вы выпускник Гнесенки, могли бы стать оркестрантом-виолончелистом, продолжить сольную карьеру. Но Вы предпочли заняться популяризаторством, продвигать музыку. Это Ваш выбор - почему?
А. Варгафтик:
- В тот момент, когда я делал выбор, от меня ничего не зависело. Все было очевидно, это был «пик наоборот» - в девяностые годы престиж нашей профессии был ниже плинтуса. Но были смежным интересы.
£2 И до сих пор мне интересно сообщать что-то новое о му-
см
см
о _
еч -1-
«о Фрэнк Заппа, композитор и певец - один из тех, кому при-
^ писывается это изречение.
зыке. И я знаю, что мои зрители воспринимают музыкальное искусство, даже меняются.
«Смежные интересы» - именно на этом понятии делает акцент А. Варгафтик. Такой культурологический подход объединяет людей разных профессий и поколений.
Интервьюер:
- Можно ли научить любить классическую музыку?
А. Варгафтик:
- Музыка за столько веков вправе выбирать - кому нравиться, а кому нет.
А. Варгафтик не стремится навязать слушателям некие правила и доктрины. Он уверен, что выбор аудитории в пользу классики, случайный или неслучайный, всегда оправдан степенью «погружения» [5]. Сценическое воздействие музыки, будь то вокал или оркестровый концерт - ошеломляющий. Мы понимаем, что живое исполнительское искусство не что иное, как точка отсчета в когнитивной картине мира.
Интервьюер:
- Вы работаете со специально ориентированной, подготовленной и детской аудиторией. У Вас разные принципы открытого диалога?
А. Варгафтик:
- Если речь идет о живой аудитории, то самое важное - найти простые и понятные объяснения. Ни в коем случае не затерминологизировать свое выступление. Ни в коем случае нельзя выходить к аудитории с ощущением: «Как Вы это не знаете?» Они имеют право -«не знать».
Действительно, нельзя не согласиться с профессионалом-публицистом: за каждым термином и музыкальным понятием стоит простая жизнь, и только в случае «погружения» можно глубже проникнуть в тайны музыки. Этот прецедентный, нарративный план -важная составляющая просветительской деятельности А. Варгафтика. Музыкальный код требует неспешной расшифровки. На первый взгляд кажется, что А. Варгафтик делает основной акцент на информации, но в конце концов нас увлекает авторская интерпретация в соотнесенности с традициями музыкальной культуры.
Интервьюер:
- Выбор концерта для детей - это выбор родителей? Как сделать так, чтобы родители удовлетворяли не только свои амбиции, а дети приняли этот выбор как свой?
А. Варгафтик:
- Но делать ничего не надо. Все сделали для нас и до нас авторы, которые написали свои произведения для детей! Что может быть проще и понятнее, чем сказка «Петя и волк» Прокофьева? И я должен рассказать об этом.
А. Варгафтик подчеркивает мысль о том, что нужно прежде всего работать с информацией, что культура передается из поколения в поколение. Самое главное - интересно рассказать, донести до аудитории веками устоявшиеся ценности. И конечно, утверждение просветителя-рассказчика: «Музыка гораздо больше, чем личность каждого из музыкантов. Она объединяет и слушателей, и исполнителей» - это высокая оценка исполнительского искусства. Профессионал-виолончелист А. Варгафтик, как никто другой, может судить и о музыке, и о великих композиторах, и о тех, кто умеет донести прекрасное до нас - значимость культурологического пространства неоспорима. А. Варгафтик синтезирует исполнительское мастерство и профессиональный опыт журналиста-просветителя, такой когнитивный баланс расширяет границы современной медиакультуры. «Антропоцентрический подход к изучению когнитивной картины мира обретает актуальную современную зна-
чимость. Достижения XXI века в какой-то степени обращают нас к далекому прошлому - к греческой культуре, когда ученые стремились гармонизировать макрокосмос - Вселенную и макрокосмос человека» [7, с. 74]. Действительно, музыкально-просветительская деятельность А. Варгафтика репрезентирует процесс персонификации в социокультурной парадигме XXI века.
Канал «Джордан Питерсон» в YouTube - образец цифровой конвергентности и интерактивности. Диало-гизированная форма речи, комментирующий тип информирования - это стилевые критерии массмедий-ной коммуникации. Рейтинг репутации и популярности Д. Питерсона репрезентирует культурологическую нишу современной коммуникации. Цифровая феноменология и феноменология визуализации соотносятся, что создает условия для развития интердискурсивных практик.
Д. Питерсон - известный клинический психолог, профессор Гарварда и Университета Торонто. «Джордана Питерсона часто называют самым популярным канадцем в мире. Он смог проломить стену отчуждения, незримо стоящую между людьми из академической среды и остальным миром. Ученые и исследователи редко надолго попадают в поле социальных медиа. Джордану это удалось, и более того, его цикл лекций "Карты смысла", "Личность" набирают все большую популярность в социальных сетях» [15, с. 4]. «Dare, instead, to be dangerous. Dare to be truthful. Dare to articulate yourself, and express (or at least become aware of) what would really justify your life» [18] («Осмельтесь быть опасным. Осмельтесь быть правдивым. Осмельтесь выразить себя или хотя бы утвердитесь в том, что действительно оправдает вашу жизнь»1).
Рейтинг популярности Д. Питерсона в массмедий-ном пространстве укрепляется за счет активизации под-кастинга. В русскоязычной среде канал «Джордан Питерсон» в YouTube включает библейский цикл лекций, в рубрике «Популярные» большое значение имеют беседа Д. Питерсона и Б. Шапиро [11, с. 184-187], а также другие, не менее значимые интервью. Для тех, кто знаком с деятельностью Д. Питерсона, в меню «Видео» и «Плейлисты» можно найти краткие обзоры, ответы на вопросы пользователей. Кроме того, и другие акка-унты: «Звезды Логоса», «Леня-Мозг», «Боы», «Река перемен» - дают возможность познакомиться с ученым. Мы предлагаем рассмотреть интервью «Jordan Peterson Q&A at Cambridge's Caius College» («Вопросы и ответы Джордана Питерсона в Кембриджском колледже Кай-ус») как образец легитимной публичной деятельности. Легитимное направление журналистики отражает работу человека, который не только оценивает правовые законы общественно-политической жизни, но и отстаивает стратегию свободных диалогов и мнений. Без сомнения, легитимация интегрирует разные области гуманитарных и технических знаний [6]. Д. Питерсон, как никто другой, отстаивает свободу диалогов и мнений, в его беседе со студентами Кембриджского университета детерминирует свободный, не исключающий острой полемики, речевой план. Утверждение М.М. Бахтина о том, что «понимание созревает лишь в ответе» [1, с. 95], не теряет своей актуальности, а обретает медийную значимость: «Слово рождается в диалоге, как его живая реплика, формируется в диалогическом взаимодействии с чужим словом в предмете... Живое разговорное слово непосредственно и грубо установлено на будущее слово-ответ: оно провоцирует ответ, предвосхищает его и строится в направлении к нему. В известном смысле примат принадлежит именно ответу как началу активно-
Здесь и далее - оригинальный перевод Сунь Идань.
му: он создает почву для понимания, активную и заинтересованную изготовку для него. Понимание созревает лишь в ответе. Понимание и ответ диалектически слиты и взаимообусловливают друг друга, одно без другого невозможно» [1, с. 106-107].
Итак, легитимность - открытость - медийная визуализация - эти понятия являются текстоцентрическим ядром диалога ученого и студентов. Вопрос: «With your knowledge of personal psychology what does listening posture look like over time?» («Как со временем меняется характер аудитории?») - отражает ментальность сегодняшнего времени. Д. Питерсон делает акцент на приобретение «отличного навыка» вести беседу: «Learning to make people around you listen to your thoughts is a great technique, owning it, you can have a conversation with anyone» («Научиться заставлять окружающих вас людей прислушиваться к вашим мыслям - это отличный навык, владея им, можно вести беседу с кем угодно»). Мы погружаемся в препозитивный контекст: и оппоненты, и единомышленники психолога прекрасно осведомлены о полемическом характере его бесед. И Д. Питерсон невольно в своем ответе воспроизводит современное медиамышление.
Интересно заметить, что такие понятия, как «власть», «свобода слова» и «культурная война», объединены в комментарии Д. Питерсона: «Part of the cultural battle that we all find ourselves enveloped in is partially due to the claim. As a temptation might be powerful enough to bend and destroy you as you attempt to make your way through - the halls of power» («Одна из причин, по которой мы вовлечены в культурную войну, заключается в нашем стремлении к власти. Искушение властью может быть достаточно сильным, чтобы исказить ваше сердце»). Не вызывает сомнения, что «культурная война» - очень «удобная» концепция в мире политических движений, которые могут затушевываться и обретать иной смысл. Кроме того, вопрос, касающийся взглядов консервативной партии, к которой относится Д. Питерсон, является актуальным: «Freedom of speech is something novel largely in our civilization, but we must take into account the degree of its acceptance by people with different political views. For example, in the UK, if you are not an Anglican, you cannot propagate this point of view in the Anglican Church. How can we reconcile this?» («"Свобода слова" все еще является новым продуктом нашей цивилизации, но мы должны учитывать степень ее принятия людьми с различными политическими взглядами. Например, в Великобритании, если вы не англиканец, вы не можете распространять свою позицию в англиканской церкви. Как мы можем исправить эту ситуацию?»)
Демократический подход Д. Питерсона к этой проблеме не может не завоевать аудиторию: «We also have to face a changing world. By engaging in political dialogue mediated by free speech» («Нам приходится сталкиваться с меняющимся миром. Мы используем "свободу слова" как средство политического диалога, чтобы найти возможность для перемен». Таким образом, политическая легитимация становится медийным стимулом для культурологии в широком, интердискурсивном, понимании этого слова. Диалог со студентами - это открытая книга для размышлений ученого, для расширения философии «иерархии ценностей» и «социальной ответственности»).
Как и все классические жанры журналистики, интервью претерпело модификацию. Сейчас невозможно представить массмедийную систему без таких процессов, как конвергентность и интерактивность. Нельзя не согласиться с такими, на первый взгляд, противоположными утверждениями: «понятие медиа хронически
сз о
сг
=Е
0
1
—I
У
"О
=Е СГ
со
I_
u
CM CO
открыто» [16, с. 40] и «единство медиа - исходная данность» [2, с. 9]. Центростремительное и периферийное движение медиасистемы обусловлено феноменом медиатизации: сочетание разных способов коммуникации расширяет и в то же время формирует многофункциональное единое культурологическое пространство XXI века.
Интервью Эрик Юань, основателя Zoom, которое он дал Стэнфордской высшей школе бизнеса, «Eat, Sleep, Zoom - I n the months since his company became a global verb, Zoom CEO Eric Yuan has never been busier. Or more exhausted. Or happier» - важная дискурсивная практика для исследований особенностей речетворчества в сетевой коммуникации. Прежде всего важно отметить, что путь Э. Юань - образец трудоемкой работы, которая характеризует его как лидера в своей профессии. В контексте данного интервью стилевое значение слова «доверие» развивается.
1. Доверие - это возможность объединения профессионалов.
«When you build a business and you recruit a team, if there's no trust, there's no speed. At Zoom, we've sort of made it mandatory that everyone should read a book called The Speed of Trust [by Stephen M.R. Covey]. Because every day is full of problems, and if trust exists, people get together more quickly to fix them» («Когда вы создаете компанию и начинаете набирать команду, нет скорости без доверия. В Zoom мы требуем, чтобы каждый сотрудник прочитал книгу Стивена М.Р. Кови (Stephen M.R. Covey) под названием "Скорость доверия". Поскольку есть много проблем, которые возникают каждый день, если между людьми достаточно доверия, они могут объединиться быстрее и сосредоточиться на том, как решить эти проблемы»). Такая позиция Э. Юань синтезирует культурологический и сетевой дискурс. В контексте интервью большое значение имеют знаковые медиатерми-ны: «предпринимательская культура», «потребительская конфиденциальность и безопасность», «вовлеченность пользователей», «виртуальный фон», «культура рекреации». Мы становимся соучастниками медийной парадигмы новых технологических решений.
2. Доверие - это умение общаться.
«How do you think Zoom has changed the way people connect?» На вопрос: меняет ли Zoom общение людей, Эрик Юань отвечает: «It goes back to trust and the power of video. When I was still at Cisco, many of the people on my team worked remotely, and it was hard to build trust, even after three years» («Это все еще восходит к силе доверия и видео. Когда я еще работал в Cisco, многие люди в команде работали удаленно. На самом деле мы часто общаемся друг с другом, но все это делается по электронной почте, в чате или по телефону. Только три года спустя я чувствовал, что всем все еще трудно построить доверие друг с другом»). Коммуникативность - составляющая часть культуры общения: достижения науки объединяют профессионалов, которые стараются донести свои достижения до широкой аудитории.
3. Доверие - это вовлечённость, «погружение» в работу компании.
Запоминается обращение Эрик Юань к широкой аудитории: «Without video, people always think, "I can listen to you while I also do something else". That's human nature. But when you turn on the video, everything changes. People are more engaged, and it's easier to build trust. That's why video is the future of communication» («Без видео люди всегда думают: "Я могу слушать тебя и делать другие дела одновременно". Это человеческая природа. Но когда вы включите видео, все изменится. Люди более вовле-
чены, и легче построить доверие. Вот почему видео - это будущее общения»).
Интервью выходит за рамки жанра и воспринимается как прецедентный феномен современной коммуникации, сетевые технологии помогают найти своего единомышленника. К кому обращается Эрик Юань? Это не только студенты, коллеги-профессионалы, это каждый из нас, желающий найти свою нишу в ценностной картине мира. «Прецедентный феномен именует не один объект вне-языковой действительности, не одно положение дел, не один признак или процесс, а некоторый сложно организованный комплекс ситуаций, некоторый фрагмент картины мира, актуализируя вместе с номинацией его причинные и довольно устойчивые связи с ценностными ориентациями» [3, с. 11].
Такое понятие, как «концепция счастья», соотносит ответы интервьюера и его философию, о которой мы узнаём, оценивая судьбоносный путь Эрик Юань. «Предпринимательская культура - счастье - доверие» - это стилевое единство играет большую роль в рейтинге современного медиабизнеса. Важны знаковые слова Эрик Юань «I really do not think about competitors, because competitors are out of my control. My rule is, always focus on your customers, on your users. That's number one» («Я действительно не обращаю особого внимания на конкурентов, потому что конкуренты находятся вне моего контроля. Мой первый принцип - всегда обращать внимание на наших клиентов»).
Эрик Юань подчеркивает, что цифровая среда - это не просто программирование и совершенствование каналов и платформ, это разнообразие сюжетов и тем. В какой-то степени мы не задумываемся о потребительской составляющей интернет-коммуникации. Адресат, так же как и адресант, является деятельным в процессе цифровизации, стоит обратить внимание на культуру потребления - обновляемая платформа Zoom открыта для нововведений. «We also truly believe that, in the future, video and voice are going to converge into one service. Meaning, for a lot of enterprise customers, their phone-based system will be combined with video conferencing; it will be the same system. That's a huge opportunity. We're also thinking about ways that others can build businesses upon our platform. So, for instance, say you're attending a wedding ceremony on Zoom - with one click, you can send a gift» («Мы твердо верим, что в будущем видео и голос будут интегрированы в один сервис. Это означает, что для многих корпоративных клиентов их телефонная система связи будет объединена с видеоконференциями, чтобы стать единой системой. Это была бы огромная возможность. В то же время мы также рассматриваем возможность создания платформы, которая позволит другим использовать нашу платформу для ведения бизнеса. Например, предположим, что вы посещаете свадьбу через Zoom - вы можете отправить им подарок всего одним щелчком мыши»).
Последний вопрос интересен с познавательной точки зрения.
- What do you want your legacy to be? (Что вы хотите оставить будущим поколениям?)
- Someday in the future, when they write the COVID-19 story, I hope they remember there's a company called Zoom that did the right thing for the world to help people stay connected (В будущем, если кто-то захочет написать историю о COVID-19, я надеюсь, что он помнит, что есть компания под названием Zoom). Написать историю Zoom - что это значит? В интегрированном культурологическом пространстве понятие «история» модифицируется. Нас привлекают не только первичные значения: «история века», «история изобре-
тений» и так далее. Прежде всего к привычной дефиниции слова «история» добавляются две смысловые парадигмы:
- история, рассказанная конкретным человеком;
- история, обретающая высокий эффект «обратной связи».
Познавательно-когнитивный потенциал сетевой коммуникации и информационная потребность носителей языка и культуры - эти смысловые ипостаси балансируют на уровне активной медиатизации и цифровиза-ции. Коммуникативные и когнитивные стратегии так же важны, как технологические ноу-хау. «Целесообразно вспомнить об изменении значимости в языковой культуре и для языковой культуры отдельных коммуникативных сфер с определенными характеристиками и прежде всего медиасферы с ее новейшими форматами общения и новыми образцами использования языка» [3, с. 12].
Цифровая широта культурологического пространства неоспорима, активизация интердискурсивных практик помогает людям разных профессий экспериментировать, не бояться открытых дискуссий. Рейтинг репутации и популярности медийной личности соотносится с культурой медиапотребления. Homo mediatus обладает навыками и умениями, помогающими в полной мере раскрыть духовный потенциал: прежде всего речь идет об освоении конвергентных форм коммуницирования. Эта составляющая цифровизации может в какой-то степени нивелировать творческую личность, однако морфологическая природа культурологического дискурса помогает определить ценностные ориентиры - с одной стороны, нарративный, а с другой стороны, прецедентный характер информирования. А. Варгафтик работает с фактами, балансируя на грани оценочности и объективности, создавая «фрагмент картины мира». Д. Питерсон отнюдь не скрывает своих амбиций и предпочтений и по праву завоевывает миллионную аудиторию. Э. Юань открывает новую страницу для изучения многофункциональной культурной ниши интернет-коммуникации. Без сомнения, лидеры современной эпохи оставляют каждому из нас свободу для творческих решений.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
- жанр интервью можно рассматривать как медийный прецедентный феномен потребительской сетевой коммуникации;
- эксплицитный и имплицитный речевой план культурологического дискурса репрезентирует динамику цифровой революции: речь идет о безграничных возможностях визуализации;
- рейтинг репутации и популярности медийной личности является зеркальным отражением культуры ме-диапотребления, когда акцент сделан на технологии «погружения», когда эффект «обратной связи» становится стратегией и тактикой современной глобализации.
Литература
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худ. лит., 1975. - 502 с.
2. Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011. - 132 с.
3. Гришаева Л.И. Актуальные тенденции организации текста и плотность внутритекстовых, межтекстовых и интертекстуальных связей // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. / отв. ред. А.Г. Пастухов. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2021. - С. 11-33.
4. Куницына Н.В. Жанрово-стилевые особенности музыкально-просветительских подкастов А. Вар-
гафтика в YouTube // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. / отв. ред. А.Г. Пастухов. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2021. - С. 118-122.
5. Куницына Н.В. Журналистика погружения. Жанровые стратегии и традиции новаторства // Журналист. Социальные коммуникации. - 2021. - № 3. -С. 29-38.
6. Куницына Н.В. Интервью - ток-шоу - подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 140-146.
7. Куницына Н.В. Образовательные программы в сетевой коммуникации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2022. - Т. 1. - № 1. -С. 69-76.
8. Куницына Н.В. Приемы создания поликодового текста // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. М.И. Макеенко, М.В. Шкондин. -М.: Фак. журн. МГУ, 2020. - С. 445-446.
9. Куницына Н.В. Речевые жанры в сетевом пространстве YouTube // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности: сб. тр. конф. / под ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород: АПНИ, 2021. - С. 60-64.
10. Куницына Н.В. Семиотика культуры в контексте интернет-коммуникации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 4. -С. 122-129.
11. Куницына Н.В. Цифровая феноменология (рейтинг репутации и популярности медийной личности) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2022. - Т. 2. - № 2. - С. 183-190.
12. Куницына Н.В. Эффект «обратной связи» (по материалам сетевого сообщества YouTube) // Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований: сб. тр. конф. / под ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород: АПНИ, 2021. - С. 9-13.
13. Куницына Н. В., Алексанян Ж.С. Двуязычное образование в формате медиакоммуникации // Социально-гуманитарные знания. - 2021. - № 3. - С. 76-87.
14. Лотман Ю.М. Текст и функция // Избранные статьи: в 3 т. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 1. - 479 с.
15. Питерсон Д. За гранью порядка: еще 12 правил жизни. - М.: ARGO International, 2021. - 400 с.
16. Степанов М.А. Machina ludens: размерность новых медиа // Международный журнал исследований культуры. - 2011. - № 3. - С. 40-43.
17. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1957. - 188 с.
18. Peterson J. B. 12 Rules for Life: An Antidote to Chaos. -URL: https://nasihah.net/wp-content/uploads/books/12-Rules-for-Life.pdf
CULTURAL DISCOURSE OF THE YOUTUBE NETWORK PLATFORM
Kunitsyna N.V., Aleksanyan Z.S., Sun Yidan
Lomonosov Moscow State University
The article is devoted to the study of the cultural discourse of the YouTube network platform. The digital breadth of the cultural space is undeniable, the activation of interdiscursive practices helps people of different professions to experiment, not to be afraid of open discussions. The rating of the reputation and popularity of a media personality correlates with the culture of media consumption. Homo mediatus has skills and abilities that help to fully unleash spiritual potential: first of all, we are talking about the assimilation of convergent forms of communication. This component of digitalization can to some extent neutralize the creative personality, however, the
C3
о
u~
IE
0
1
—I
У
"О
IE
u~
morphological nature of cultural discourse helps to determine value orientations - on the one hand, narrative, and on the other hand, the precedent nature of information.
Keywords: paradigm of culture, format of network communication, precedent nature of information, speech creation, genre boundaries and stylistic possibilities of interviews.
References
1. Bakhtin M.M. Questions of literature and aesthetics. Researches of different years. - M.: Hood. lit., 1975. - 502 p.
2. Bolts N. ABC of media. - Moscow: Europe, 2011. - 132 p.
3. Grishaeva L. I. Current trends in text organization and density of intratextual, intertextual and intertextual connections // Genres and types of text in scientific and media discourse: Sat. scientific tr. / resp. ed. A.G. Pastukhov. - Eagle: Orlovsky state. Institute of Arts and Culture, 2021. - pp. 11-33.
4. Kunitsyna N.V. Genre and style features of musical and educational podcasts by A. Vargaftik on YouTube // Genres and types of text in scientific and media discourse: Sat. scientific tr. / resp. ed. A.G. Pastukhov. - Eagle: Orlovsky state. Institute of Arts and Culture, 2021. - pp. 118-122.
5. Kunitsyna N.V. Immersion journalism. Genre strategies and traditions of innovation // Journalist. Social communications. -
2021. - No. 3. - S. 29-38.
6. Kunitsyna N.V. Interview - talk show - podcasting: classics of the genre in the context of media transformations // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva. - 2021. - Vol. 2. -No. 2. - S. 140-146.
7. Kunitsyna N.V. Educational programs in network communication // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva. -
2022. - V. 1. - No. 1. - S. 69-76.
8. Kunitsyna N.V. Techniques for creating a polycode text // Journalism in 2019: creativity, profession, industry: materials of the Intern. scientific-practical. conf. / scientific ed. M.I. Makeenko, M.V. Shkondin. - M.: Fak. magazine Moscow State University, 2020. - pp. 445-446.
9. Kunitsyna N.V. Speech genres in the YouTube network space // Scientific and educational potential as a factor of national security: Sat. tr. conf. / ed. E.P. Tkacheva. - Belgorod: APNI, 2021. -pp. 60-64.
10. Kunitsyna N.V. Semiotics of culture in the context of Internet communication // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva. - 2021. - Vol. 1. - No. 4. - P. 122-129.
11. Kunitsyna N.V. Digital phenomenology (reputation and popularity rating of a media personality) // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishcheva. - 2022. - V. 2. - No. 2. - S. 183-190.
12. Kunitsyna N.V. The effect of "feedback" (based on the materials of the YouTube network community) // Society, man, culture: the modern context of humanitarian research: coll. tr. conf. / ed. E.P. Tkacheva. - Belgorod: APNI, 2021. - pp. 9-13.
13. Kunitsyna N. V., Aleksanyan Zh.S. Bilingual education in the format of media communication // Social and humanitarian knowledge. - 2021. - No. 3. - S. 76-87.
14. Lotman Yu.M. Text and function // Selected articles: in 3 volumes. - Tallinn: Alexandra, 1992. - Vol. 1. - 479 p.
15. Peterson D. Beyond order: 12 more rules of life. - M.: ARGO International, 2021. - 400 p.
16. Stepanov M.A. Machina ludens: the dimension of new media // International Journal of Cultural Studies. - 2011. - No. 3. -P. 40-43.
17. Shcherba L.V. Selected works on the Russian language. - M.: Uchpedgiz, 1957. - 188 p.
18. Peterson J. B. 12 Rules for Life: An Antidote to Chaos. - URL: https://nasihah.net/wp-content/uploads/books/12-Rules-for-Life.pdf
<n ■_
u
CM CO