198
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
УДК 130.2
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВАГНЕРОВСКОЙ МИФОЛОГЕМЫ
А.В. Кузнецова1-*, Ю.П. Михайлова2)
Белгородский государственный институт искусств и культуры
1) e-mail:[email protected]
2) e-mail: [email protected]
В статье раскрываются некоторые аспекты осмысления идейно-эстетических традиций мифа и музыки как культурных феноменов при использовании культурологического подхода, предполагающего осознание смысла каждой обособленной сферы культуры в органически целостном научном знании.
Ключевые слова: концепт, романтизм, объективация, гносео-аксиологическая проблема, знаковосимволическая парадигма, архетип, неомифологизм, ментальные структуры, лейтмотив.
При осмыслении идейно-эстетических традиций мифа и музыки как культурных феноменов выявляются закономерности, отражающие процесс постижения человеком мира. Культура как область объективированной субъективности - мир символов, выражающий как ценности социального общения, так и самые глубокие верования и идеалы народов, растворившиеся в системах их коммуникаций.
На примере концепта немецкого романтизма видно, как с помощью идей устремленности к безграничной свободе и «бесконечному», самоценности духовнотворческой жизни личности, создания универсальной картины мира и идеи синтеза искусств обуславливаются субъективные смыслообразующие составляющие бытия-существования человека в мире. Постижение здесь есть взаимное созидание человека и мира, вовлеченность человека в процесс актуального осуществления бытия. Объективация этого ракурса чрезвычайно близка художественным типам конструирования риторической программы текста и мироощущению культурного феномена музыки, оформленным в эстетический контекст целостных мировоззрений.
Вместе с тем, при сравнении мифа и музыки выявляется их структурная сущностная близость, возможность раскрытия структуры мифа средствами музыки в процессе перевода диахронического времени слушателя в синхронную и замкнутую в себе целостность. Подобно мифу, музыка преодолевает антиномию исторического, истекшего времени и перманентной структуры и актуализирует замысел через слушателя и слушателем, затрагивая общие для них ментальные структуры; воздействует одновременно на разум и чувства, синкретизируя идеи и эмоции. Синтетический тип восприятия взаимосвязан с принципом актуальности человеческой личности, и в этой связи музыка представляется ракурсом рассмотрения гносео-аксиологической проблемы личности. Посылкой к созданию романтического концепта культуры становится высказывание о невозможности полной рационализации сущности человека. Эмпирический отдельный индивид всегда остается реальным субъектом эстетического, нравственного сознания, духовной жизни, в широком значении этого термина.
Романтики сумели уловить самые глубинные, архетипные состояния человеческого духа: жизнь и смерть, вечность, ощущения времени, пространства, органических страданий мира, страдания, как общего для всего живого, чувства. Таким
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
199
образом, более древним, архетипным основанием «я» является не разум, а чувство -страдание, как одно из самых элементарнейших и первичных чувств, близкое всему живому в природе. Поставленные еще Платоном проблемы соотношения искусства и философии, искусства и науки, познавательных возможностей искусства и отношения его к истине в воззрениях романтиков все более склоняются в сторону приоритета искусства в сравнении с другими формами знания. Постепенно в романтической философии искусства оформилось представление об особой специфике познания мира художником и об особой ценности этого познания. И среди знаменующих такую специфику черт выступает в первую очередь универсальность художественного познания. Но, по мысли романтиков, подлинная универсальность не охватывается философской систематикой, ибо сама она есть поэтическое взаимодействие духа и мира. В романтизме нашли воплощение новые идеи не только относительно природы искусства, особенностей художественного творчества, соотношения философии и искусства, познавательных возможностей последнего, но была поставлена проблема формирования целостного мировоззрения, преодолевающего разрыв между отдельными сферами знаний. В этом мировоззрении смысл свободы автономной личности заключается в уникальном, деятельном самораскрытии ее сущностных, социальноиндивидуальных сил и возможностей.
Миф и музыка взаимосвязаны в знаково-символической парадигме культуры, которая функционально связана с «дескриптивной» и аксиологической парадигмами культуры. Знаки-символы как чувственно оформленная связь всеобщего с определенным, выражают неутилитарный высший смысл человеческого существования, обеспечивающий единство людей на идеально-духовной основе. Статус носителя культуры определяется способностью субъекта ее интерпретировать, благодаря чему культурный анализ превращается в герменевтическое объяснение смыслов, проявляющихся в символических формах.
В философской и художественной практике романтизма присутствуют некоторые черты мифологического мышления, а именно - конкретно-чувственное и персональное выражение абстракций, символизм, идеализация «раннего» времени как «золотого века» и настойчивое предположение смысла и целесообразной направленности всего происходящего. Основные признаки музыки (беспредметность, безграничность, всеобщность) соответствуют наиболее существенным категориям философской и эстетической систем романтизма. Музыка является метаязыком культуры романтизма, категорией философско-эстетического и религиозно-мистического сознания. Это позволяет нам говорить о мифе и музыке как знаково-символических системах, способных оказывать влияние на формирование культуры, в частности, культуры романтизма.
Анализ вагнеровского воспроизведения структуры мифа на языке музыки приводит к выводу, что миф для Вагнера является способом интеллектуального освоения мира. В произведении Вагнера происходит слияние поэзии с музыкой посредством использования лейтмотивов, когда каждая идея, и каждый поэтический образ тут же специфически организованы при помощи музыкального мотива (мотива копья Вотана, мотива меча и других мотивов общим числом более девяноста). Несмотря на то, что лейтмотивы встречаются у многих композиторов, в этом процессе мы по праву отводим ему исключительное место как подлинному создателю и теоретическому обоснователю системы лейтмотивов, которые в «Кольце Нибелунга» и «Парсифале» достигают предельного развития, насыщая своими элементами всю музыкальную ткань произведений. Метаморфозность лейтмотивов Вагнера позволяет взаимозаменять персонажей вагнеровского мифа, а предельная качественная определенность, воплощенная в имени, оборачивается предельной качественной изменчивостью, вплоть
200
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
до перехода в противоположность. Вместе с тем, выявленные повторы на всех уровнях произведения не являются буквальными, они оборачиваются либо усилением, либо изменением и переосмыслением ситуаций, то есть, по существу, являются мнимыми, -приемом, с помощью которого выполняется функция выявления слоистой структуры мифа.
Таким образом, подвергнув резкой критике в своих теоретических работах 1849— 1851гг, особенно в работе «Опера и драма», старое искусство, его условности, разрыв между поэзией и музыкой, Вагнер выдвинул идею создания музыкальной драмы, в которой музыка становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Превращая оперу в музыкальную драму, композитор стремился к идейной насыщенности действия, к гармоничному взаимодействию всех его элементов. Непрерывности музыкально-драматического развития Вагнер достигал преодолением расчленённости оперы на отдельные «номера» (арии, ансамбли), заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Оркестр в операх Вагнера стал действенным, посредством звучащих лейтмотивов раскрывающим внутренний смысл происходящего. Трактаты Вагнера весьма выразительно рисуют эстетику «Кольца Нибелунга» как общечеловеческую музыкально-мифологическую драму с последовательным и строго методическим использованием определенной системы лейтмотивов, задуманной как глубочайшее слияние поэтической и музыкальной образности с ее философской идеей.
В тетралогии музыка и слово столь тесно сплетены, настолько взаимопроникают друг в друга, что возникает совершенно новый жанр. Произведение Вагнера - это не опера и не драма, а нечто, находящееся между музыкой и словом. Это не просто смоделированный миф. И хотя вне мифологической концепции музыкальные драмы Вагнера не могут предстать во всей своей полноте, тем не менее, при всей определяющей значимости мифологической ориентации, художественное пространство творений композитора подчинено романтическому влиянию, которое позволяет совместить миф и музыку, эпос и драму. Это позволяет нам говорить о том, что миф и музыка оказали влияние на формирование романтической культуры; а в вагнеровском мифотворчестве идеи романтизма наполнили звучанием архаику древних символов.
В пошаговом формировании мифологемы героического прошлого воплощаются идеи и представления Вагнера о мифе и о музыкальной драме. «Кольцо Нибелунга» является наследником более чем полувековой традиции драматической обработки национального мифа в германоязычной (скандинавской и германской) литературе, объединяет обе традиции, осуществляет их синтез. Детальное знание всего круга вариантов сюжета о нибелунгах в его связях с генетически предшествующими и родственными открыло Вагнеру бесконечные возможности для их нового сцепления, которые он реализовал, руководствуясь соображениями соответствия логике средневекового сознания, воплощенной в структуре повествования, выводя при этом к новым уровням смысла и в конечном итоге - к вырастанию нового мифа.
Таким образом, тетралогия связана с мифологическими источниками по принципу знания целостного смысла элементов мифологической конструкции, соединяющего синхронический и диахронический аспекты. Так миф определяет наиболее общие закономерности драматургии в тетралогии. Вагнеровский миф, в отличие от романтического, становится вне- и наднациональным1: в нем проступает то всеобщее, изначально мифическое, что в ХХ веке было названо архетипическим.
Вагнер явился основоположником неомифологического направления в культуре, которое получило свое развитие в кинематографе (Ф. Феллини, А. Тарковский), литературе (М.
1 Лобанова М.Н. Рихард Вагнер //История эстетической мысли. М., 1987. С.292-293.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 1(5) 2015
201
Булгаков, Ф. Кафка, Г. Гарсия Маркес, Т. Манн и др.). В искусстве XX века мифологизм оказался (в силу природной символичности) универсальным языком описания сущностных законов природного и социального бытия, вечных моделей общественного и личного поведения человека.
Список литературы
1. Вагнер Р. Статьи и материалы. - М.: Музыка, 1975. - 199 с.
2. Вагнер Р. Нибелунги. Всемирная история на основе сказания. - М.: Б.и., 1913. - 89 с.
3. Вагнер Р. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. - 695 с.
4. Кузнецова А.В. Миф и музыка в позднем немецком Романтизме (на примере тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга»). - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2013. - 171 с.
5. Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. Т.1. Сырое и приготовленное. - М.; СПб.:
Университетская книга, 1999. - 406 с.
6. Леви-Строс К. Структура мифов //Вопросы философии. 1970. №7. - С.12-34.
7. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 639 с.
8. Лобанова Н.М. Рихард Вагнер //История эстетической мысли. - М.: Искусство, 1987. - С.290. -312 с.
9. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480 с.
10. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического воззрения Р.Вагнера //Р.Вагнер. Избранные работы. Пер. с нем. - М.: Искусство, 1978. - С.7-49.
11. Песнь о Нибелунгах. - Л.: Искусство, 1972. - 268 с.
12. Старшая Эдда. М.-Л.: Искусство, 1963. - 342 с.
13. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1994. - 304 с.
cultural aspect of the wagner myths
A.V. Kuznetsova1), Y.P. Mikhaylova2)
Belgorod state institute of arts and culture
1) e-mail: [email protected]
2) e-mail: [email protected]
Some aspects of comprehension of ideological and aesthetic myths traditions and music are shown in the article. Myths traditions and music are considered as cultural phenomenon in culture methods assumed understanding each area of culture in organic whole scientific knowledge.
Keywords: The concept, the romanticism, the objectification, the gnoseological problem, the symbolic paradigm, the archetype, the myth, the mental structure, the leitmotiv.