Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖУРНАЛИСТИКЕ'

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖУРНАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
985
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / МЕДИАСФЕРА / МЕДИАРЕСУРСЫ / МАССМЕДИА / МЕДИАСПЕЦИАЛИСТЫ / МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / АКСИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Благов Ю.В.

Статья посвящена культурологическому аспекту в журналистике. Отрасль журналистской практики, специализирующаяся на теме культуры, не вполне освоена в теоретическом плане. В частности, остается нерешенной проблема ее терминологического обозначения. В широкое употребление у медиаспециалистов (как исследователей, так и практиков) вошло выражение «культурная журналистика», которое нельзя назвать удачным из-за присутствия в нем оценочного подтекста, вряд ли уместного в данном случае. Однако и более подходящий эквивалент подобрать сложно: приходящие на ум варианты «культурно-просветительская», «культурологическая», «культуроведческая» и прочие не отражают специфику рассматриваемой области журналистики с необходимой содержательно-смысловой точностью и полнотой. Стихийно возникнув, выражение «культурная журналистика» все более прочно закрепляется в профессиональном обиходе в качестве общепринятого и, надо полагать, понятного каждому наименования. А между тем в научной литературе не удается обнаружить ни дефиниций данного понятия, ни каких-либо его теоретических обоснований, за исключением ничего не объясняющих констатаций очевидного, вроде заявления, что культурная журналистика - это направление, связанное со сферой культуры. Думается, это указывает не столько на аксиоматичность названия, сколько на размытость, неопределенность обозначаемого им предмета. Определению границ и внутреннего наполнения предметного поля культурной журналистики по-своему может способствовать также типологический анализ медиаресурсов, представляющих проблематику культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL ASPECT IN JOURNALISM

The article is devoted to the cultural aspect in journalism. The branch of journalistic practice, specializing in the topic of culture, is not fully mastered in theoretical terms. In particular, the problem of its terminological designation remains unresolved. The expression “cultural journalism” has become widely used by media specialists (both researchers and practitioners), which cannot be called successful due to the presence of an evaluative subtext in it, which is hardly appropriate in this case. However, it is difficult to choose a more suitable equivalent: the variants "cultural and educational", "cultural studies", "cultural studies" and others that come to mind do not reflect the specifics of the considered area of journalism with the necessary content-semantic accuracy and completeness. Having spontaneously appeared, the expression "cultural journalism" is more and more firmly entrenched in professional use as a generally accepted and, presumably, understandable to everyone name. Meanwhile, in the scientific literature it is not possible to find any definitions of this concept, nor any of its theoretical justifications, except for nothing that explains the obvious, such as the statement that cultural journalism is a direction associated with the sphere of culture. It seems that this indicates not so much the axiomatic nature of the name, but rather the vagueness and uncertainty of the object it denotes. The typological analysis of media resources representing cultural issues can also contribute in its own way to defining the boundaries and internal content of the subject field of cultural journalism.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖУРНАЛИСТИКЕ»

УДК: 82-92; 070

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_78

Благов Ю.В.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Blagov Yu.V.

THE CULTURAL ASPECT IN JOURNALISM

Ключевые слова: культурная журналистика, культуроформирующая функция, ме-диасфера, медиаресурсы, массмедиа, медиаспециалисты, медийный дискурс, аксиология журналистики.

Keywords: cultural journalism, culture-forming function, media sphere, media resources, mass media, media specialists, media discourse, axiology of journalism.

Аннотация: Статья посвящена культурологическому аспекту в журналистике. Отрасль журналистской практики, специализирующаяся на теме культуры, не вполне освоена в теоретическом плане. В частности, остается нерешенной проблема ее терминологического обозначения. В широкое употребление у медиаспециалистов (как исследователей, так и практиков) вошло выражение «культурная журналистика», которое нельзя назвать удачным из-за присутствия в нем оценочного подтекста, вряд ли уместного в данном случае. Однако и более подходящий эквивалент подобрать сложно: приходящие на ум варианты «культурно-просветительская», «культурологическая», «культуроведческая» и прочие не отражают специфику рассматриваемой области журналистики с необходимой содержательно-смысловой точностью и полнотой.

Стихийно возникнув, выражение «культурная журналистика» все более прочно закрепляется в профессиональном обиходе в качестве общепринятого и, надо полагать, понятного каждому наименования. А между тем в научной литературе не удается обнаружить ни дефиниций данного понятия, ни каких-либо его теоретических обоснований, за исключением ничего не объясняющих констатаций очевидного, вроде заявления, что культурная журналистика — это направление, связанное со сферой культуры. Думается, это указывает не столько на аксиоматичность названия, сколько на размытость, неопределенность обозначаемого им предмета.

Определению границ и внутреннего наполнения предметного поля культурной журналистики по-своему может способствовать также типологический анализ медиаресурсов, представляющих проблематику культуры.

Abstract: The article is devoted to the cultural aspect in journalism. The branch of journalistic practice, specializing in the topic of culture, is not fully mastered in theoretical terms. In particular, the problem of its terminological designation remains unresolved. The expression "cultural journalism" has become widely used by media specialists (both researchers and practitioners), which cannot be called successful due to the presence of an evaluative subtext in it, which is hardly appropriate in this case. However, it is difficult to choose a more suitable equivalent: the variants "cultural and educational", "cultural studies", "cultural studies" and others that come to mind do not reflect the specifics of the considered area of journalism with the necessary content-semantic accuracy and completeness.

Having spontaneously appeared, the expression "cultural journalism" is more and more firmly entrenched in professional use as a generally accepted and, presumably, understandable to everyone name. Meanwhile, in the scientific literature it is not possible to find any definitions of this concept, nor any of its theoretical justifications, except for nothing that explains the obvious, such as the statement that cultural journalism is a direction associated with the sphere of culture. It seems that this indicates not so much the axiomatic nature of the name, but rather the vagueness and uncertainty of the object it denotes.

The typological analysis of media resources representing cultural issues can also contribute in its own way to defining the boundaries and internal content of the subject field of cultural journalism.

Тяга к современности предопределила приоритетность идентификации журналистики в категориях политической философии, политизированных концепций специалистов, изучающих массовую психологию, массовую культуру и пр. И это обстоятельство до сих пор питает представление о журналистике как составной части уже устоявшихся дисциплин. К тому же научное знание о журналистике еще не обрело своей канонизированной истории, как это присутствует в других сферах науки, где на страницах учебников закреплено, кто и когда создал ту или иную теорию, какими открытиями она была подтверждена / опровергнута позднее, какие непонятные и неизведанные явления лежат в основе исследований современных ученых. О журналистике как науке можно сказать, что в несобранном виде ее научная биография присутствует во многих работах исследователей, но как стройное повествование еще не создана. Попутно следует подчеркнуть: если так и не подведены итоги прошлого, то подобная «несобранность» становится тормозом в поступательном развитии научной дисциплины.

При анализе медийного дискурса искусства или досуга отмечается, что соответствующие направления представляют собой составные части культурной журналистики, ее более узкие области. Другие ее компоненты при этом не затрагиваются, поскольку их рассмотрение остается за пределами конкретных исследовательских интересов и задач. В лучшем случае утверждается, что культурной журналистике принадлежит «широчайшая объектная сфера» , но без детализации этого вопроса.

Журналистика выступает не только как средство распространения культурной информации — она сама является неотъем-

1 Базанова А.Е. Литературоведение и журналистика: использование эмоционально-экспрессивных средств в медиатекстах. URL: http://pdf.knigi-x.ru/21 istoriya/221350-1 -literaturovedenie -zhurnalistika-ispolzovanie-emocionalno-ekspressivnih-sredstv-mediatekstah.php.

лемой частью культуры. Ее генезис, историческая динамика, характер функционирования обусловлены определенными культурными факторами. Она по-своему участвует в формировании культурного облика общества и удовлетворении его культурных потребностей. Поэтому культурологический контекст научного постижения журналистики не исчерпывается перечислением объектов ее отражения — он раскрывается также через осуществляемый теоретиками анализ ее многоаспектного общественного назначения.

Е.П. Прохоров рассматривал журналистику как культурный институт, призванный способствовать духовному росту масс и развитию творческого потенциала челове-ка2. Этой задаче отвечает культуроформи-рующая функция журналистики. В своих размышлениях над данной проблематикой ученый отталкивался от собственного понимания культуры. Согласно его определению, «культура... — это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями»3. При этом автор подчеркивал, что не все, созданное человеком, можно считать культурой: подлинную культуру представляют общечеловеческие ценности, такая составляющая цивилизации, которая «сохраняется в веках как достояние человечества». В развитие этого положения Е.П. Прохоров настаивал, что подлинной культуре противостоят «бескультурье», то есть нежелание следовать «общепринятым культурным стандартам», и «контркультура», отрицающая «высокие

4

культурные стандарты» .

2 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2011. С. 22.

3 Там же. С. 23.

4 Прохоров Е.П. Журналистика, информация, управление // Филол. этюды (серия «Журналистика»). Вып. 2. Ростов н/Д., 2004. С. 9.

Исходя из такой трактовки культуры, исследователь вывел связанное с нею предназначение журналистики: «Культурофор-мирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, журналистика участвовала в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека»1. В противовес разрушительности «массовой культуры» журналистика должна обеспечивать «реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре»2. С точки зрения Е.П. Прохорова, основное содержание куль-туроформирующей функции заключается в обогащении внутреннего мира человека как самоценной личности. Однако недостаточно в этом плане сделать доступными для масс великие творения духа и мысли — в задачи журналистики входит формирование адекватной картины мира, мировоззренческих взглядов, исторического сознания, высокой культуры быта, потребления, досуга, повседневного общения. Поэтому культурофор-мирующая функция журналистики реализуется в едином комплексе с другими — идеологической, рекреационной, рекламно-справочной, что, по мысли исследователя, гармонизирует массово-информационное воздействие на аудиторию. Еще одна ведущая функция, непосредственно-организаторская, тоже входит в этот комплекс, но все же стоит особняком со своими специфическими задачами.

Идейную позицию автора уточняет ряд высказанных им утверждений общетеоретического плана. С точки зрения Е.П. Прохорова, сущностью журналистики является массово-информационная деятель-ность3. Центральной категорией науки о журналистике им заявлена массовая информация. Исходной функцией журналистики

другие исследователи называют коммуникативную, подкрепив этот тезис весьма спорным аргументом: «Не случайно журналистику часто называют "средством массовой коммуникации", или massmedia»4. В аналитических выкладках журналистика фактически отождествляется со СМИ, во всяком случае, при описании ее функциональных характеристик используется выражение «культуроформирующие функции СМИ», подменяющее собой в качестве синонима понятие «культуроформирующие функции журналистики»5.

При таком посыле журналистика рассматривается, прежде всего (если не исключительно) как «носитель информации», ресурс передачи тематических сведений массе реципиентов. Требования к журналисту в культуроформирующем направлении сводятся к обязанности «знать культурные пристрастия и увлечения своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией, постепенно вводя ее в мир "высокой" культуры»6. Информационные интересы широкой аудитории в культурной сфере, по наблюдениям исследователя, ранжируются следующим образом: наиболее востребована художественная культура, за ней следует научно-техническая область, но, как подчеркивает автор, СМИ не должны забывать и задачи повышения культурного уровня обыденных сторон жизни.

В ином ракурсе культурологическая проблематика функционирования журналистики представлена в трудах С.Г. Корконо-сенко. Исследователь возражает против абсолютизации ее информационно-коммуникативных аспектов, полагая, что «выводить законы прессы, считая ключевым понятием массовую информацию, — значит отвлекаться от сути в пользу формы и сред-

1 Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. - СПб., 2013. С. 183.

2 Сидоров В.А. Журналистика. Общество. Ценности. - СПб, 2017. С. 9.

3 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналис-

тики: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000.

С. 23.

Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. М., 2007. С. 13.

5 Юрьева Т.В. «Публичное искусствоведение» в современной российской журналистике // Современные медиа: процессы и контексты / науч. ред. Е.А. Ермолин, А.А. Маслова. - Ярославль, 2015. С. 41-42.

6 Цветова Н.С. Журналистский арт-текст: специфика выражения оценки // Масс-медиа и массовые коммуникации: опыт, проблемы, перспективы / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. -Белгород, 2015. С. 14.

ства»1. Поскольку журналистика жизнепо-добна, а значит, многообразна и динамична в каждой из своих сторон, то единое определение ее сущности вряд ли вообще возможно. Целесообразнее рассмотреть совокупность социальных ролей журналистики, каждая из которых отвечает каким-то специфическим ожиданиям аудитории: «Пресса одновременно функционирует в экономической, духовной, политической и социальной сферах жизни общества, и в каждом случае ей предписывают соответствующие роли. Так выявляется свойство многокаче-ственности, присущее журналистике, и тем самым снимается дискуссионный вопрос о ее "главной" или "единственной" природе»2.

Перечень описываемых в субъектном контексте функций журналистики вполне традиционен: интегративная, познавательная, просветительская, пропагандистская, организаторская, гедонистическая и др. Однако они представлены под иным, особым углом зрения, поскольку у каждого социального субъекта — свой специфический набор запросов и ожиданий, адресованных журналистике, не просто формально иллюстрирующий функциональную систему прессы, но раскрывающий индивидуальное для каждого участника массово-информационного процесса ценностно-смысловое наполнение его взаимоотношений с журналистикой. При таком подходе речь идет не о задачах СМИ или отдельного сегмента мас-смедиа в сфере культуры, а о культурологическом осмыслении функционирования журналистики в ее целостности. Это позволяет увести функциональный анализ прессы от абстрактных унифицированных схем, приложимых к медиа любого времени и пространства, в сторону выявления самобытных черт и уникальных вариантов развития журналистики в различных конкретно-исторических и социокультурных условиях.

1 Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. - М., 2015. С. 112.

2 Сергеева Т.С. Арт-журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2013. № 22 (313). С. 153.

В таком ракурсе становится очевидным, что «пресса тесно взаимодействует со всей совокупностью элементов, составляющих общественное сознание, с целостным сознанием в различных его состояниях, а также с социальной практикой» . Функции журналистики сами по себе не раскрывают социального назначения прессы, которое не сводится к информированию или влиянию на общественное мнение: «Оно состоит в преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными интересами общества и человека и целями общественного прогресса»4. Такое воздействие вряд ли будет эффективным, да и просто осуществимым без учета социокультурной специфики общества.

Важные моменты в проблематике национально-культурного своеобразия журналистики затрагивает И.Н. Блохин. Он, в частности, обращает внимание на актуальный вопрос о борьбе за информационный суверенитет и о необходимости противодействия информационной монополизации, которая способствует негативному воздействию новых технологий на национальную самобытность и общечеловеческую культуру. Исследователь разъясняет: «Социально-психологическое значение информационного суверенитета для российских граждан состоит в укреплении самоидентичности этнокультурных сообществ и общества в целом как цивилизационного единства»5. Научно-теоретическое осмысление этнокультурных аспектов функционирования журналистики играет здесь существенную роль: «Анализ журналистики как национального явления помогает понять ее место и значение в воспроизводстве общества, культуры и человека с позиции собственных национально-институциональных парамет-ров»6. Позиция автора отвечает духу отечественных исследовательских традиций, трактующих журналистику как явление гораздо более широкое и глубокое, чем просто

3 Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. - СПб., 2004. С. 370.

4 Пронин А.А. Mass-док: презумпция нарратив-ности. - СПб., 2016. С. 22.

5 Блохин, И.Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. - СПб., 2013. С. 35.

6 Там же. С. 37.

массовое информирование или инструмент политических манипуляций: «Журналистика, используя интегральный потенциал языка и культуры, формирует единые ценностные пространства и тем самым — национальное сознание»1.

Глубокое теоретическое обоснование в отечественной науке приобрела также мысль о необходимости ценностного осознания журналистики. В этой области появляется все больше трудов. Однако особенно важно отметить утверждение новой научной дисциплины — аксиологии журналистики, основы которой разработал исследовательский коллектив во главе с В.А. Сидоровым. В теоретической литературе сформулировано ее определение: «Аксиология журналистики — научная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность. Исследующая принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации в аудитории средств массовой информации»2.

Необходимость аксиологического прочтения журналистики, как поясняют исследователи, вызвана социокультурными трансформациями новейшего времени. В.А. Сидоров обращает внимание на особенности сегодняшних духовных условий, сложившихся вследствие кардинальных общественно-политических сдвигов, когда зачастую «диалог на языке идеалов невозможен, зато возможен на языке ценно-стей»3. Исследователь так раскрывает этот тезис: «Рассматривая журналистику более широко, на социокультурном уровне ее прочтения, отметим, что для наших дней характерна ситуация, когда социальные и политические интересы конкретных групп или институтов общества обретают ценностное выражение, приходящее в политику непосредственно из среды культуры... Сегодня перевод политических интересов с языка идеологических концепций на язык

1 Там же. С. 38.

2 Сидоров В.А. Журналистика. Общество. Цен-нос-ти. - СПб, 2012. С. 13.

3 Там же. С. 14.

политической практики осуществляется в

4

ценностных категориях» .

К журналистике это имеет самое непосредственное отношение: «Ценностное выражение в идеологической борьбе доминирует, широко проявляясь в медийной сфере. Те или иные политические ценности, выступая как знаки и символы времени, оказываются внедренными в журналистские произведения. От обозначения ценностей, как от точек отсчета, начинаются журналистские оценки фактов, событий, явлений действительности»5. При этом В.А. Сидоров подчеркивает, что не только цивилизацион-ные изменения влияют на функционирование массмедиа, но и медийная составляющая современной действительности трансформирует среду обитания человека. Исследователь подчеркивает: «Медиа — не только результат грандиозного скачка в развитии технических способов передачи информации и трансляции культурных ценностей, но и феномен культуры, отвечающий на социально-исторический запрос эпохи» .

Аксиологический подход к теоретическому осмыслению журналистики ученый рассматривает как метод постижения ее общественной миссии с учетом внутренних законов ее развития. Коренным вопросом функционирования журналистики в свете аксиологического анализа мыслится проблема «свободы личности в качестве ценности и смысла массовой коммуникации» . Это подчеркивает философско-культу-рологический характер научного поиска, поскольку ценностно-смысловое наполнение человеческого существования составляет суть культуры.

Резюмируя, надо отметить, что в современной науке пока не сложилось самостоятельное направление, которое можно было бы обозначить как «культурология журналистики». Сегодня за этим термином стоят не столько систематически изложенное знание, сколько отдельные исследования и концепции, которые следует рассматривать как начальные подступы к всестороннему осмыслению функционирования

4 Там же. С. 15.

5 Там же. С. 16.

6 Там же. С. 18.

7 Там же. С. 20.

журналистики в контексте культуры. Вместе с тем идет активное накопление наблюдений и теоретических выводов о ме-диасфере, имеющих объективно культурологический характер, даже если сами исследователи не относят свои изыскания к этой предметной области. Кроме того, в отечественном социально-гуманитарном знании намечается перспективное направление, которое может составить специфический подраздел культурологии журналистики и мас-

совой коммуникации: сюда относятся информационные концепции культуры и концепции информации как специфического феномена культуры1. Этот пласт теоретических изысканий еще ждет своего анализа и комментированного описания.

1 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002. С. 24.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Базанова, А.Е. Литературоведение и журналистика: использование эмоционально-экспрессивных средств в медиатекста / А.Е. Базанова // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21istoriya/221350-1-literaturovedenie-zhurnalistika-ispolzovanie-emocionalno-ekspressivnih-sredstv-mediatekstah.php. (дата обращения 19.04.2021).

2. Благов, Ю.В. Интегративные занятия в поликультурном медиапространстве [Текст] / Ю.В. Благов, Л.Г. Юсупова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. «Филологические науки». - Том 2. - № 2. - Тольятти, 2018. С. 187-194.

3. Благов, Ю.В. СМИ и межкультурная коммуникация [Текст] / Ю.В. Благов // Вестник Волжского Университета имени В.Н. Татищева. Научный журнал. «Филологические науки» Том 1 - № 1 (34), Тольятти, 2021. С. 118-125.

4. Блохин, И.Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии [Текст] / И.Н. Блохин. - СПб., 2013. - 260 с.

5. Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества [Текст] / М.Н. Ким. - СПб., 2004. - 496 с.

6. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение [Текст] / С.Г. Корконосенко. - М., 2015. - 287 с.

7. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика [Текст] / Т А. Курышева. - М., 2007. - 218 с.

8. Назаров, M.M. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [Текст] / М.М. Назаров. - М., 2002. - 106 с.

9. Пронин, А.А. Mass-док: презумпция нарративности [Текст] / А.А. Пронин - СПб., 2016. - 242 с.

10. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики [Текст] / Е.П. Прохоров // учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М., 2011. - 351 с.

11. Прохоров, Е.П. Журналистика, информация, управление [Текст] / Е.П. Прохоров // Филол. этюды (серия «Журналистика»). Вып. 2. Ростов н/Д., 2004. - 52 с.

12. Сергеева, Т.С. Арт-журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека [Текст] / Т.С. Сергеева // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2013. № 22 (313). С. 152-156.

13. Сидоров, В.А. Журналистика. Общество. Ценности [Текст] / В.А. Сидоров - СПб, 2012. - 448 с.

14. Цветова, Н.С. Журналистский арт-текст: специфика выражения оценки // Масс-медиа и массовые коммуникации: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / Н.С. Цветова // под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. - Белгород, 2015. - 266 с.

15. Юрьева, Т.В. «Публичное искусствоведение» в современной российской журналистике [Текст] / Т.В. Юрьева // Современные медиа: процессы и контексты / науч. ред. Е.А. Ермолин, А. А. Маслова. - Ярославль, 2015. С. 41-56.

Дата поступления: 19.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.