Научная статья на тему 'Культурологический аспект в исследовании художественной интерпретации судьбы исторической личности (на примере романа А. М. Доронина «Тени колоколов»)'

Культурологический аспект в исследовании художественной интерпретации судьбы исторической личности (на примере романа А. М. Доронина «Тени колоколов») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / СУДЬБА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ЭПОС / КОНЦЕПТ / ТИПИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / HISTORICAL PERSONALITY / DESTINY / LITERARY INTERPRETATION / EPIC LITERATURE / CONCEPT / TYPE DESIGNS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахрамович Анна Викторовна

Статья посвящена исследованию особенностей культурологического подхода к анализу художественной интерпретации судьбы исторической личности в романе А. М. Доронина «Тени колоколов». Данное литературное произведение богатейший источник культурологической информации, интегрирующей знания по разным аспектам, что позволяет познакомить учащихся с фактами материальной и духовной культуры родного и других народов, с их историей, религиозными представлениями, философией, моралью и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturologic Aspect in the Study of Literary Interpretation of the Destiny of the Historical Personality (in respect to the novel "Shadows of the Bells" by A. M. Doronin)

The article is devoted to the study of specifics of the culturological approach to the analysis of literary interpretation of the historical personality's destiny in the novel by A. M. Doronin "Shadows of the Bells". The said literary work is one of the richest source of culturological information integrating knowledge in various aspects and enabling to get the learners acquainted with the facts of material and spiritual culture of the native and other peoples, with their history, religious beliefs, philosophy, moral ways and so on.

Текст научной работы на тему «Культурологический аспект в исследовании художественной интерпретации судьбы исторической личности (на примере романа А. М. Доронина «Тени колоколов»)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИ АСПЕКТ В ИССЛЕДОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СУДЬБЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (на примере романа А. М. Доронина «Тени колоколов»)

А. В. Ахрамович (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Статья посвящена исследованию особенностей культурологического подхода к анализу художественной интерпретации судьбы исторической личности в романе А. М. Доронина «Тени колоколов». Данное литературное произведение — богатейший источник культурологической информации, интегрирующей знания по разным аспектам, что позволяет познакомить учащихся с фактами материальной и духовной культуры родного и других народов, с их историей, религиозными представлениями, философией, моралью и т. д.

Ключевыге слова: историческая личность; судьба; художественная интерпретация; эпос; концепт; типизация; интеграция.

Каждое литературное произведение содержит определенный культурный компонент, интегрирующий факты и явления материальной и духовной культуры народа. Его выявление входит в задачу культурологического аспекта изучения литературного произведения. Рассмотрение данного аспекта необходимо в тех случаях, когда произведение отражает какие-либо исторические события или факты. Художники, как правило, предлагают свою трактовку исторических событий, исторических деятелей, не всегда совпадающую с официальной историографией. Сопоставление разных точек зрения позволяет с разных сторон взглянуть на то или иное историческое событие, по-разному оценить одну и ту же историческую личность, что помогает глубже понять историю народа — носителя изучаемого языка, составить о ней самостоятельное суждение.

Поиски новых возможностей непредвзятого изображения человеческой судьбы, стремление оторваться от принятых канонов побуждают современных мордовских писателей обратиться к исторической тематике, которая вовсе не означает ухода от современности. Изучение истории, представление ее в художественных образах позволяют выявить определенные связи между событиями, отдаленными на несколько веков, и современностью. Так, историю страны, развитие ее политической жизни можно изложить как событие, но «если происходящее приводится не как конкретное

действие, не как внутренняя цель, страсть, страдание и деятельность известных героев, чья индивидуальность доставляет форму и содержание для всей этой действительности, то событие остается в своем оцепенелом, инертно развивающемся содержании, как история народа, государства и т. д.» [2, с. 248].

Известно, что эпос описывает жизненные обстоятельства и человека в большом, насыщенном историческим смыслом, событии. По мысли Г. В. Ф. Гегеля, в эпосе герои не могут управлять обстоятельствами; индивидуальные побуждения у эпического героя подчиняются общенародным интересам, проблема выбора не играет для него такой большой роли, как для героя трагедии, «судьба царит в эпосе, а не в драме, как это обычно утверждается» [2, с. 254]. Согласившись в целом с данным утверждением, отметим, что в эпическом произведении могут изображаться и такие обстоятельства, которые героем и создаются.

Принято считать, что личность человека можно до конца понять как в системе общественных отношений, в которых она живет и развивается, так и через частную жизнь. В процессе исторического развития и России, и Мордовии прослеживается взаимосвязь судеб и народов, среди которых приходилось действовать реальной исторической личности. Своеобразие исторического романа выражается в особой концепции судьбы, так как жизнь реально существовавше-© Ахрамович А. В., 2010

го героя нельзя изменить в соответствии с требованиями той или иной концепции.

По мнению литературоведа Е. А. Жин-деевой, в центре исторического повествования мордовской литературы всегда стояло изображение личности, в большинстве случаев «это был выдуманный герой (или героиня), а с начала 60-х годов сложилась устойчивая тенденция к рассмотрению жизни, судьбы, характера реально существовавшего лица — исторической личности... наметился устойчивый общественный интерес не только к истории мордвы, но и к этнопсихологии, социологии и ряду других прикладных наук» [4, с. 56—57].

Современная мордовская литература обращает внимание, в частности, на прежде художественно не освещенные страницы истории русского православия. В 2004 г. на русском языке был опубликован роман А. М. Доронина «Баягань сулейть» — «Тени колоколов» (пер. Е. М. Голубчик). В центре произведения — личность патриарха Никона (светское имя — Никита Минов), его церковная и государственная деятельность. Повествование начинается с момента посвящения Никона в сан патриарха и заканчивается последними днями его жизни. Никон у А. М. Доронина — фигура, выдвинутая эпохой и, в свою очередь, двигающая историю. Никон велик потому, что он понял задачи эпохи и сумел организовать их решение. Будучи выходцем из простой крестьянской семьи с. Вильдеманово и сыном своего времени, Никон реализовывал задачи эпохи свойственными ей методами. Не оставляет без внимания автор и происхождение патриарха. Как подчеркивает мордовский критик А. И. Брыжинский, «красной нитью через все произведение проведена мысль о принадлежности Никона к мордовскому народу, тесной привязанности его к родным местам, мысли о которых придают ему силы, уверенность в себе» [1, с. 6].

Писатель, благодаря выдающемуся таланту, сделал неизмеримо больше, чем иллюстрация к историческому процессу: он сумел воссоздать в творческом воображении и передать в художественных

образах, воплощенных языковыми средствами на бумаге, сам исторический процесс. Никон в романе — живой, полнокровный, индивидуальный характер со своими слабыми и сильными сторонами; мудрый владыка и жестокий правитель; выдающийся и одновременно ограниченный эпохой религиозный деятель; типическое воплощение национального мордовского характера одного из переломных периодов русской истории.

Патриарх предстает в романе сложной личностью. Писатель прежде всего раскрывает его незаурядные человеческие силы и способности, благодаря которым он смог осуществить церковные реформы. Никон предстает в романе как человек неудержимого темперамента, не знающий предела своим физическим и духовным возможностям. «Да, он теперь Государь! Государь над людьми и их душами!» [3, с. 91]. Он на себе опробует все те новаторские дела, на которые поднимает Россию: организовывает перевод богослужебных книг с греческого языка, принимает непосредственное участие в строительстве храмов. Как сильный и мудрый государственный деятель он оказывает влияние на решение политических вопросов, склоняя царя к прекращению войны с Польшей и выступая за борьбу со Швецией в Прибалтике. Никон смело противостоит придворным интригам, вступает в единоборство с самим царем. «Бояре не впервые слышат его приказы, но то при царе было. Сейчас Никон сам ведет себя как государь» [3, с. 241].

А. М. Доронин, обращаясь в романе к историческим персонажам, ставил перед собой две задачи: создать живой, полнокровный образ человека, который при всей своей исторической индивидуальности отражал бы типические черты своего времени, и сформулировать в процессе его воплощения свое понимание роли личности в истории. Можно предположить, что работа с документами данной эпохи была напряженной и длительной. Из порой противоречивых и небесспорных исторических свидетельств писатель отбирал то, что, по его мнению, соответствовало характеру и живому

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

восприятию конкретной личности, с одной стороны, и идее времени и логике исторического развития событий — с другой. При этом А. М. Доронин не отрицал принцип исторической правдивости и отстаивал право на отчетливо выраженный идеал художника, отвечающий запросам его времени.

В образе Никона глубокий и смелый ум образованного политического деятеля и нравственные качества религиозного лидера оказываются противопоставленными его слабостям и недостаткам: тщеславию, любви к роскоши, властолюбию, которые толкают патриарха на необдуманные поступки. «Чего-чего, а уж золото Никон сильнее себя любил» [3, с. 64]. Именно эти противоречия приводят его к разладу с царем. Никон самовольно снимает с себя патриаршие обязанности и уезжает из столицы, «длительное время оставаясь даже после своей смерти в людской памяти патриархом всея Руси» [1, с. 6].

Очень много умеет вложить А. М. Доронин в одну реплику героя. Например, во фразе «Только одна у нас великая забота — о России. О ней, родимой земле, сначала переживай. Все другое — пустая обуза.» [3, с. 41] — отражена вся суть деятельности и стремлений Никона.

Интересно проследить за тем, как изменения в характере героя сказываются на его внешнем облике. Почти в каждой сцене, где действует Никон, писатель более или менее подробно рисует его внешность (это помогает осознавать этапы развития, эволюцию характера главного героя) либо подчеркивает какую-то конкретную деталь портрета, отражающую психологическое состояние человека в данный момент: «Крепкий, могучий, как дуб, с душой, полной страстей, планов и надежд» [3, с. 11]; «Никон будто не слышал этих слов, словно не ему они предназначались. Только лицо его слегка побледнело, да пальцы рук, сжатые до хруста, побелели» [3, с. 361]. Все, что есть у патриарха, добыто с болью, достигнуто путем великих усилий и трудов. Волевой пафос преодоления трудностей — главный идейно-художественный

принцип воплощения центрального героя в романе. Это героический характер.

Очевидны пустота и неустроенность духовной жизни свергнутого патриарха. «Судьба как маслобойка его била, все на его плечи валила. Кому маслице попадало, а ему пахта» [3, с. 333], но чаша горечи еще не была выпита до дна. Состояние своего героя А. М. Доронин передает с помощью внутреннего монолога: «За Христом и его апостолами шли многотысячные толпы, верили каждому их слову. А за ним, пастырем божьим, идут только под страхом угрозы и смерти. Как такое могло случиться?! Гоняясь за апостольской славой, сам стал дьяволом или слугой его.» [3, с. 189].

Роман делится на одиннадцать глав, в которых раскрывается судьба как исторических личностей — протопопа Аввакума, царя Алексея Михайловича Романова, бояр Матвея Шуйского, Василия Бутурлина, братьев Морозовых, переводчика Арсения Грека, — так и других героев, вобравших в себя типические черты своего времени. Каждый из них становится воплощением, по сути, какой-то одной важной грани эпохи: Арсений Грек — эрудиции и талантливости народа, боярыня Морозова — приверженности старым устоям, протопоп Аввакум — трагизма гибели старого мира, Тикшай — предприимчивости и энергии. Такой принцип построения характерен для романа, в котором большое количество вполне законченных и только намеченных сюжетных линий, пересекаясь со стержневой сюжетной линией самого Никона, создают многоплановую, ярко освещенную картину жизни России.

Важную роль для понимания отношения автора к исторической эпохе и личности своего героя играют вымышленные персонажи романа. Сюжетная линия мордовского парня, односельчанина Никона, Тикшая проходит через весь роман. Он скитается по всей России не только в поисках куска хлеба и крыши над головой — его гонит мечта найти истинную «праведную» жизнь и таких же людей. Тикшай выступает как антипод Никона и по социальному положению, и по чертам характера: энергии деятельности

противостоит созерцательность, решительности, не боящейся жестокости, — мягкость и незлобивость, практической хватке — отрешенность, уход в фантастический мир грез. В то же время лучшее, что есть в Никоне, роднит его с Тикшаем. Это жажда познания жизни, энергия духовности, богатое воображение и способность мечтать и осуществлять свою мечту в доступной форме.

Система образов вымышленных персонажей романа позволила А. М. Доронину диалектически полно отразить историческое становление черт народного характера, глубоко осмыслить и выразить через отношение к нему свою оценку событий национальной истории.

Нормы народной жизни есть постоянная величина, которая корректирует оценку и дворцовых распрей, и церковного быта, и деятельности царя, и поступки патриарха. Сквозной темой в романе становится крестьянский бунт под предводительством Степана Разина, стихийно выражавший всеобщее недовольство народа. Однако данная сюжетная линия, по мнению исследователей, «по существу только намечена, но не развернута, поэтому не несет должной идейносмысловой нагрузки» [3, с. 6].

Весь роман служит доказательством, что писатель стремится точно и целенаправленно следовать таким принципам, как объективность и верность исторической правде. Он не скрывает противоречивости Никона, его слабостей и дурных сторон. Дело не в субъективных особенностях характера, подчас деспотического, взрывного, неуравновешенного, а в значении того дела, которому патриарх посвятил свою жизнь. Преобразования церковной системы России, которые он осуществляет, необходимы и прогрессивны, и деятельность его в конечном счете гуманистична. Однако в романе нет публицистических рассуждений на эту тему. Мысли и оценки утверждаются эпическими средствами, повествованием, анализом и воспроизведением действительности. Этим целям служит, например, контрастное сопоставление Никона с Аввакумом, также выходцем из

мордовского народа, являвшимся основным противником церковных реформ и возглавившим оппозицию.

Воссоздавая в художественных картинах насыщенную жизнь эпохи, сложные человеческие судьбы, А. М. Доронин обосновал и доказал, что появление Никона как церковного и государственного преобразователя России было обусловлено всем ходом русской истории.

Таким образом, герой эпического произведения, представляющий собой определенный исторический, социальный и индивидуальный характер, говорит на свойственном этому конкретно-историческому человеку языке, открывая читателю новые стороны жизни и особенности образа мыслей своих современников. Для писателя важно определить историческую значимость конкретного явления или события в цепи общего развития, в образной форме отразить его специфические черты. В художественном сознании автора история выступает как основа формирования характера человека, нравственного потенциала личности.

Художник воплощает в своем герое определенный смысл: здесь эпоха и история, колорит и психология общества, нравственные и общечеловеческие ценности изображаемого времени. Историческая эпоха, в свою очередь, воплощена в развитии судьбы героя. Характер представляет собой неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брыгжинский, А. И. «Тени колоколов» / А. И. Брыжинский // Известия Мордовии. — 1997. — 15 июля. — 8 с.

2. Гегелъ, Г В. Ф. Сочинения. Лекции по эстетике / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Изд-во социальноэкономической литературы, 1958. — Т. 14. — 440 с.

3. Доронин, А. М. Тени колоколов / А. М. Доронин. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. — 400 с.

4. Жиндеева, Е. А. История. Литература. Личность. К вопросу о концепции личности в мордовской художественной прозе Мордовии / Е. А. Жиндеева ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2000. — 242 с.

Поступила 30.06.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.