Научная статья на тему 'Культурологический анализ первого в истории человечества типа культуры'

Культурологический анализ первого в истории человечества типа культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
типология / синкретизм / ядро культуры / производительная деятельность / общество / искусство / typology / syncretism / core of culture / productive activity / society / art

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Надежда Дмитриевна Ермишина

В статье рассматривается общество периодов верхнего палеолита и мезолита как тип культуры на основе единства культурных ценностей. Целью работы является определение ядра этого типа культуры как ее основополагающего принципа. Проводится анализ материальной и духовной культуры, выделяются составляющие их элементы. Хронологические рамки определяются основным видом деятельности – присваивающим хозяйством. Материальная и духовная культура зависела от природных условий. В верхнем палеолите применялась охота на крупных животных. Орудиями труда служили каменные копья, дротики, боласы. Была известна сшивная одежда из шкур и наземные жилые постройки. Социальные отношения характеризуются наличием родовой эгалитарной общины. Появляется первый институт брака – парная семья. Формировалась экзогамия. Все элементы духовной культуры были заложены в верхнем палеолите. Они существовали в синкретичном единстве как между собой, так и с элементами материальной культуры. Переход к мезолиту определился крупным экологическим кризисом, повлекшим изменения флоры и фауны. Изменения в материальной культуре отразились в изобретении лука и стрел, в уменьшении численности общины, в зачатках дифференциации между общинами. Было положено начало новым видам деятельности – земледелию и животноводству. Но основным занятием оставалась охота. В духовной культуре произошло усложнение мифологии, обрядов. В живописи появились изображения человека, композиция и схематичность рисунков. Усилилась символичность всех видов искусства. В заключении делается вывод: ядром культуры этого исторического типа является синкретизм. Предлагается название типа культуры – природно-символический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological Analysis of the First Type of Culture in Human History

The article examines the society of the Upper Paleolithic and Mesolithic periods as a type of culture based on the unity of cultural values. The purpose of the work is to determine the core of this type of culture as its fundamental principle. An analysis of material and spiritual culture is carried out, their constituent elements are highlighted. The chronological framework is determined by the main type of activity the appropriating economy. Material and spiritual culture depended on natural conditions. In the Upper Paleolithic hunting for large animals was used. Stone spears, darts, and bolas were used as the tools. Sewn clothing made from skins and above-ground residential buildings were known. Social relations are characterized by the presence of a tribal egalitarian community. The first institution of marriage appears the couple family. Exogamy was formed. All elements of spiritual culture were laid down in the Upper Paleolithic. They existed in syncretic unity both among themselves and with elements of material culture. The transition to the Mesolithic was determined by a major environmental crisis, which entailed changes in flora and fauna. Changes in material culture were reflected in the invention of the bow and arrow, in the decrease in the size of the community, and in the beginnings of differentiation between communities. The beginning of new types of activities was laid agriculture and animal breeding. But the main occupation remained hunting. In spiritual culture, mythology and rituals became more complex. Images of people, composition and schematic drawings appeared in painting. The symbolism of all types of art has increased. The conclusion is drawn: the core of the culture of this historical type is syncretism. A name for the type of culture is proposed natural-symbolic.

Текст научной работы на тему «Культурологический анализ первого в истории человечества типа культуры»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ/ THEORY ISSUES

УДК 130.2; 930

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-9-184-193

Дата поступления (Submitted) 09.09.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 15.09.2024

Культурологический анализ первого в истории человечества

типа культуры

НАДЕЖДА ДМИТРИЕВНА ЕРМИШИНА

кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и культурологии Национальный исследовательский университет «МЭИ» 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 14, стр. 1

e-mail: YermishinaND@mpei.ru

Аннотация. В статье рассматривается общество периодов верхнего палеолита и мезолита как тип культуры на основе единства культурных ценностей. Целью работы является определение ядра этого типа культуры как ее основополагающего принципа. Проводится анализ материальной и духовной культуры, выделяются составляющие их элементы. Хронологические рамки определяются основным видом деятельности - присваивающим хозяйством. Материальная и духовная культура зависела от природных условий. В верхнем палеолите применялась охота на крупных животных. Орудиями труда служили каменные копья, дротики, боласы. Была известна сшивная одежда из шкур и наземные жилые постройки. Социальные отношения характеризуются наличием родовой эгалитарной общины. Появляется первый институт брака - парная семья. Формировалась экзогамия. Все элементы духовной культуры были заложены в верхнем палеолите. Они существовали в синкретичном единстве как между собой, так и с элементами материальной культуры.

Переход к мезолиту определился крупным экологическим кризисом, повлекшим изменения флоры и фауны. Изменения в материальной культуре отразились в изобретении лука и стрел, в уменьшении численности общины, в зачатках дифференциации между общинами. Было положено начало новым видам деятельности - земледелию и животноводству. Но основным занятием оставалась охота. В духовной культуре произошло усложнение мифологии, обрядов. В живописи появились изображения человека, композиция и схематичность рисунков. Усилилась символичность всех видов искусства. В заключении делается вывод: ядром культуры этого исторического типа является синкретизм. Предлагается название типа культуры - природно-символический.

Ключевые слова: типология, синкретизм, ядро культуры, производительная деятельность, общество, искусство

Culturological Analysis of the First Type of Culture in Human

History

NADEZHDA DMITRIEVNA ERMISHINA

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of History and Cultural Studies National Research University "Moscow Power Engineering Institute" 111250, Moscow, st. Krasnokazarmennaya, 14, building 1 e-mail: YermishinaND@mpei.ru

Abstract. The article examines the society of the Upper Paleolithic and Mesolithic periods as a type of culture based on the unity of cultural values. The purpose of the work is to determine the core of this type of culture as its fundamental principle. An analysis of material and spiritual culture is carried out, their constituent elements are highlighted. The chronological framework is determined by the main type of activity - the appropriating economy. Material and spiritual culture depended on natural conditions. In the Upper Paleolithic hunting for large animals was used. Stone spears, darts, and bolas were used as the tools. Sewn clothing made from skins and above-ground residential buildings were known. Social relations are characterized by the presence of a tribal egalitarian community. The first institution of marriage appears - the couple family. Exogamy was formed. All elements of spiritual culture were laid down in the Upper Paleolithic. They existed in

syncretic unity both among themselves and with elements of material culture.

The transition to the Mesolithic was determined by a major environmental crisis, which entailed changes in flora and fauna. Changes in material culture were reflected in the invention of the bow and arrow, in the decrease in the size of the community, and in the beginnings of differentiation between communities. The beginning of new types of activities was laid - agriculture and animal breeding. But the main occupation remained hunting. In spiritual culture, mythology and rituals became more complex. Images of people, composition and schematic drawings appeared in painting. The symbolism of all types of art has increased. The conclusion is drawn: the core of the culture of this historical type is syncretism. A name for the type of culture is proposed - natural-symbolic.

Keywords: typology, syncretism, core of culture, productive activity, society, art

При огромном количестве факторов, дающих возможность описывать историю культуры определенного общества, наиболее значимым является определение того принципа, по которому можно классифицировать культуру как определенный тип. Типология культуры дает возможность выделить из мозаичной вселенной мировой культуры ту единицу, которая в данном конкретном случае интересует исследователя. Типология имеет единое базовое основание, выбираемое исследователем в зависимости от поставленной цели. Главным методическим принципом любой типологиза-ции должно быть очевидное единство выбранного основания как необходимое условие для рассмотрения определенной группы культурных объектов [1, С. 154]. Исходя из метода изучения различных культур с помощью их объединения в определённые типы, предлагается рассматривать исторические типы культуры по принципу их целостности. При таком подходе должно сохраняться единство ценностей и норм культуры. Должно оставаться неизменным ядро культуры конкретного исторического типа, то есть основополагающий принцип культуры, имеющий исключительное влияние на науку, искусство, мировоззрение, религию, этические нормы, основные формы экономической, политической и социальной организации.

Целью работы является определение ядра первого в истории человечества исторического типа культуры. В связи с этим поставлены задачи: проанализировать материальную и духовную культуру первобытного общества, выделить составляющие их элементы культуры, показать зависимость каждого из элементов от ядра культуры. Предполагается учесть временные, мировоззренческо-ментальные характеристики, основные ценности и культурные нормы.

Основными методами исследования стали: аксиоматический, при котором задаются определенные условности в рассуждениях, то есть условное деление культуры на виды и формы; анализ известных современной науке элементов культуры первобытного общества; индукция, то есть на основании частных положений делается общий вывод - дается характеристика рассматриваемого типа культуры, определяется его ядро.

Хронологические рамки первого в истории

человечества исторического типа культуры мы определим с помощью основного вида деятельности. Это - присваивающее общество. Если применить периодизацию Л. Моргана, то этот культурный тип относится к «дикости», когда человек присваивал готовые продукты природы. С археологической точки зрения этот период определяется каменным веком, так как основные орудия труда изготавливались из камня. Однако, в период неолита, относящегося к каменному веку, человек освоил земледелие и скотоводство, то есть стал заниматься производящей деятельностью. Поэтому первый исторический тип культуры мы ограничим периодами палеолита и мезолита. Более того, только у предка человека современного вида - кроманьонца, можно выделить элементы культуры - развивается представление о загробном мире: возникают погребальные обряды, ритуалы, вырабатывается мифологическое сознание. Следовательно, нижняя временная граница определения этого типа культуры начинается с верхнего палеолита.

По убеждению последователей формацион-ного подхода, этот исторический тип культуры существовал в период первобытнообщинной формации, когда все средства производства принадлежали всему обществу, а распределение продуктов производства происходило поровну. Если обратиться к цивилизационному подходу периодизации, то этот самый продолжительный период развития человечества характеризуется как доцивилизационный, так как в это время нет ни государства, ни городов, ни письменных законов. С точки зрения семиотической школы -это бесписьменный тип культуры. Учитывая, что внутреннюю периодизацию этого типа культуры дает только археология, мы будем пользоваться её терминологией.

Все культурные артефакты - мифологию, искусство, представления об окружающем мире, зачатки научных знаний - мы можем выделить чисто условно, так как все элементы в структуре культуры были неразрывным целым. Причем, не только человек этой культуры не мог их выделить, но и при современном рассмотрении того периода мы должны признать нерасчлененность отдельных элементов культуры в рамках общего, целого, то есть культурный синкретизм. Человек не разделял материальное и духовное [2]. Его хозяйственная деятельность была свя-

зана с мифологическим восприятием мира. Появившиеся в это время рисунки и скульптуры, которые мы, люди другого типа культуры, характеризуем как искусство, в то время не воспринимались таковыми. Они служили магическими символами, связывали человека с сакральным миром. Возможности всех психических процессов и переживаний человека находились в зародыше, по определению К. Г. Юнга, в коллективном бессознательном состоянии, рождая архетипы.

Если искусственно выделить из синкретичной культуры верхнего палеолита (приблизительно от 40 до 12-10 тыс. до н. э.) материальную культуру, то она напрямую зависела от природно-климатических условий. За период мустье произошло постепенное похолодание (зимой до -15°), уменьшилось количество осадков, в верхнем палеолите климат установился сухой и холодный, способствующий широкому распространению степной растительности. Большая часть Европы покрылась льдом. Лишь в долинах сохранились сосновые леса. Это вызвало миграцию животных. Вслед за животными переселялся человек. Однако это не был кочевой образ жизни. Кроманьонец не выбирал места поселений, он двигался за стадами диких животных, заселяя новые пространства. Человек умел пользоваться огнем, создавал временные стоянки, имел членораздельную речь.

Первую область материальной культуры, то есть все, что связано с производственной деятельностью человека, в этот период определяют, прежде всего, орудия труда. Это каменные дротики, копья, оснащенные кремниевым или роговым наконечником, известные человеку со времен среднего палеолита. Для усиления броска копья в некоторых индустриях применялись копьеметалки и боласы - метательные камни. Однако успех охоты на крупных животных обеспечивался не орудиями, а сложной тактикой загонщиков [3, С. 18-19]. Всего археологи насчитывают более двадцати видов орудий труда. Все они изготавливались с помощью обивки. Шлифовки человек тогда не знал.

Основным видом деятельности была охота на крупных животных - мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, бизона, крупного оленя, кабана, степную лошадь, быка, горного козла. Ради шкуры добывали пантеру, рысь, волка. Охота имела специализированный характер. Кроме охоты люди занимались собирательством. В тот период была приручена собака. По мнению большинства ученых, ее одомашнивание произошло не позднее, чем 14 тыс. лет назад и не ранее 30 тыс. лет до н. э. Однако ее приручение не могло положить начало новому виду деятельности - скотоводству, так как собаку редко используют в пищу, не применяют в сельском хозяйстве.

В верхнем палеолите сложилась организация

производства, в основе которой находилось половозрастное разделение труда. Мужчины охотились. Женщины, в основном, занимались собирательством, приготавливали пищу, растили детей. Имущественной дифференциации внутри одной индустрии не выявлено.

Холодный климат вызвал необходимость в одежде. Звериные шкуры могли сшиваться, так как в раскопках найдены костяные иглы с ушками, относящиеся к тому периоду. Международная группа археологов и антропологов, исследовавшая артефакты из пещеры в Каталонии, считают, что мелкие углубления на плоских костях животных могут свидетельствовать об использовании кости как подставки при пробивании отверстий в шкурах для последующего их сшивания. [4]. По своим функциям одежда служила не только защитой тела от внешней среды, но и магическим оберегом.

Жилища были наземные или слегка углубленные в почву. В отличие от среднего палеолита они представляли собой не просто ограды, а полностью перекрытые жилые постройки. В основном они были каркасного типа: либо вбитые стоймя бревна с коническим покрытием шкурами, либо прямоугольные каркасы, закрытые со всех сторон также шкурами. Гораздо реже встречаются длинные многоочажные дома, которые представляли собой слившиеся круглые или овальные хижины, где очаги расположены в цепочку по центральной оси.

Вторым обязательным компонентом материальной культуры являются социальные отношения. Они зависели от основной деятельности охотников-собирателей, а значит, от природных условий. Из-за миграции животных образ жизни был довольно подвижный, но не кочевой. Люди устраивали легкие временные лагеря охотников и базовые стоянки, где проживали женщины с детьми и куда возвращались с охоты мужчины.

Социальная организация верхнего палеолита представляла собой родовую общину, члены которой были связаны отношениями родства, а также совместной деятельностью, используя охотничью территорию до 200 кв. км [5]. В определенные сезоны община могла составлять более ста человек. Это и составляло большую общину. Временные стоянки, появлявшиеся как результат сезонного расчленения базового лагеря, состояли из двух-трех жилищ, в каждом из которых могла обитать одна парная семья с детьми. На такой малой стоянке, видимо, жили 15-20 человек одновременно, связанные близкими родственными отношениями [6, С. 132-134]. Эгалитарность, т. е. равенство членов, - характерная черта таких общин.

Семейные отношения, как третью область материальной культуры, можно охарактеризовать лишь приблизительно. По археологическим раскопкам: захоронениям, характеру жилищ, можно судить о существовании нуклеарной се-

мьи. Это не означает, что такая семья была прочной. Вполне вероятно, что семьи распадались, и в течение жизни человек создавал парную семью неоднократно. И все же можно говорить о появлении первого примитивного института брака. Подтверждением служит то, что даже в базовом лагере каждая семья пользовалась своим очагом [6, С. 134].

Существовал запрет на близкородственные брачные союзы. Это было первое табу в сознании человека. По концепции З. Фрейда именно с формированием первых табу начинается генезис культуры [7]. Формировалась экзогамия.

Если условно выделить духовную культуру, то она включала в себя мифологию, религиозные культы, искусство, зарождавшиеся традиции. Все это находились в синкретичном единстве, как между собой, так и с искусственно выделенной нами материальной культурой.

Первой формой духовной культуры был миф. В нем отразилась наиболее ранняя форма мировосприятия, попытка человека осознать окружающий мир. Время появления первых мифов установить невозможно. Тем не менее, учитывая, что миф отражает предания более раннего времени, можно с уверенностью сказать, что он возник задолго до появления письменных записей. Становление мифологии длилось тысячелетиями. По крайней мере, нет никаких оснований полагать, что в период верхнего палеолита мифов не существовало. Даже захоронения неандертальцев свидетельствуют о существовании ритуалов и веры в загробную жизнь, что свидетельствует о возникновении мифа [8, С. 5-9]. Мифология возникла из элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Миф рождался из условий жизни и деятельности человека. Сам миф был синкретичен, так как вбирал в себя все формы культуры, еще не выделившиеся в самостоятельные. Прежде всего, это - религия, наука и искусство.

С точки зрения существования религии можно говорить только о зарождении религиозных культов в рамках мифологического сознания. Признаки их существования в верхнем палеолите заметны по археологическим раскопкам. Усложняется обрядовость захоронений. Человек верил в силы самой природы, переводя их в сакральное состояние. Мифологическое сознание подготовило человека к восприятию понятия души. Существовала вера в реальность душ умерших предков, в возможность их вмешательства в настоящее и в будущее. По мнению английского этнолога Э. Б. Тайлора, первые религиозные верования произошли от веры человека в способность души отделяться от тела. В своей работе «Первобытная культура» Э. Тайлор впервые ввел в научный оборот термин «анимизм», что означает веру человека в то, что все явления природы, живые и неживые предметы

имеют душу, как и сам человек [9, С.205-253]. То есть, в анимизме человек наделяет природу человеческими качествами, что подчеркивает неразрывную связь человека с природой в этом типе культуры. С анимизма начался процесс становления обрядов, ритуалов [10, С. 15-16.]. Э. Тайлор считал анимизм первоначальной стадией в истории развития религии.

С анимизмом связаны все другие формы древних религиозных верований: магия - вера в способность человека с помощью ряда символических действий влиять на природу; фетишизм - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства; тотемизм - вера в кровнородственные связи между человеческим родом и определенным животным или деревом, которые почитались в качестве мифического предка. Здесь опять прослеживается как неразрывная связь человека с природой, так и особое отношение его к символике. Магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними сакральных сил [11, С. 116-120]. Неодушевленные предметы - это все, что окружало человека в природе. Тотемизм соединял человека кровнородственными связями с природой - с животными, с деревьями. Все эти первобытные верования находились между собой в синкретичном единстве. В магии повлиять на силы природы с помощью заклинаний можно только в том случае, если они имеют душу [12, С. 82-110]. Некоторыми исследователями фетишизм считается разновидностью магии, так как он предполагает совершение с предметами каких-то ритуальных действий. А в магических обрядах используются различные ритуальные предметы. Фетишу приписывались человеческие свойства, то есть одушевленность. Животные и деревья, играющие в мире человека этого типа культуры особую роль, тем более наделялись душами. Человек считал тотема своим братом, выражал ему особое почтение с помощью определенных магических ритуалов. Люди верили и в то, что душа тотема воплощается в каждом новорожденном в его племени.

Развитие религиозных верований сопровождалось становлением таких духовных институтов культуры, как традиции, обычаи, обряды, которые в каменном веке еще не выделялись в отдельные формы культуры [13, С.52].

Основной вид деятельности - охота, а также вера в символическую значимость всех природных явлений заставляли человека активно наблюдать за миром вокруг себя. Это привело к эмпирическому накоплению знаний, что является элементом духовной культуры. По данным археологии, около 30 тыс. лет назад создатели ориньякской культуры во Франции для вычисления сезонных миграций животных использовали календарь, в котором периоды года отсчи-

тывались по фазам луны. Для успешной охоты люди наблюдали за поведением животных, передавая знания из поколения в поколение.

Наблюдения за природой, окружавшей человека, отразились в искусстве верхнего палеолита. Памятники искусства показывают нам, на что в тот период было обращено внимание людей. В эпоху верхнего палеолита внимание сосредоточено исключительно на промысловых животных и женщине-матери. Искусство не обособлялось в специальный вид деятельности.

В начале верхнего палеолита появились гравированные изображения, примитивный рельеф. Возможно также, что символические изображения животных служили знаками принадлежности людей к определенному племени, то есть люди пытались изобразить свои тотемы или присутствие человека в данной местности, его право на территорию.

Наиболее ярко представления человека об окружающем мире отразились в наскальной живописи. На протяжении верхнего палеолита она развивалась от отпечатков рук, нечетких контуров до реалистических рисунков. Самые ранние памятники - «негативные» изображения руки, выполненные опрыскиванием краской контура приложенной к скале ладони [14, С.4-5]. В первой половине верхнего палеолита появляются волнистые линии или изображения, сделанные отпечатыванием рук, смоченных краской. К середине верхнего палеолита возникают контуры, в которых угадываются непропорциональные фигурки животных.

Наскальная живопись достигла расцвета к концу верхнего палеолита - в 12 тыс. до н. э. Тематика живописи осталась прежняя - промысловые звери. В пещерах южной Франции и северной Испании, на Урале созданы целые «живописные полотна». Изображены крупные животные того времени: бизон, бык, северный и благородный олени, шерстистый носорог, мамонт, пещерный лев, медведь, кабан, баран, дикая лошадь. Рисунки наносились охрой и другими природными красками: черной, белой, желтой и красной. Живопись того времени передавала объем, пропорции фигур, точность движений и даже характер и состояние животного. Реалистичность изображений стала возможной тогда, когда охотник тщательно изучил повадки дикого зверя. Ведь от этого зависела жизнь человека.

Однако это были изображения исключительно одиночных животных. Композиции в эпоху верхнего палеолита человек не знал. Звери, изображенные во множестве на одной поверхности, направлены в разные стороны, иногда кверху ногами относительно друг друга. Такое расположение фигур и отсутствие рядом изображения человека может говорить только либо о магическом значении рисунков, либо об их обучающем значении. С помощью точных рисунков человек

мог магически притягивать удачу в будущей охоте, либо учить подрастающее поколение охотников повадкам промысловых животных. Хотя расположение рисунков в темных глубинах пещер скорее говорит в пользу первой версии. Не исключается и потребность первобытного человека в определенной эстетике [15, С. 8-16; 16, С.91]. В любом случае это еще не было собственно искусством, собственно религией и собственно познавательной деятельностью. Это было слитным единством всех форм сознания, что и составляет первобытный синкретизм.

В конце верхнего палеолита остается и графика. Тематика графических изображений та же, что и в наскальной живописи. В некоторых случаях в графике встречаются редкие изображения человека, причем либо в звериной маске, либо с деталями животного. Этот человек мог быть и охотником, и исполнять магические обряды, используя как атрибуты элементы облика животного, а может быть наряжен в тотем во время совершения определенного ритуала.

Особая область палеолитического искусства - орнамент. В верхнем палеолите он был геометрическим, состоял в основном из множества зигзагообразных линий, покрывал фигурки, просто кости, которые могли применяться в ритуальных целях. Ученые обнаружили, что из таких же зигзагообразных линий состоит срез бивней мамонта. То есть, в основе палеолитического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой.

В верхнем палеолите появляются скульптурные произведения. Круглая скульптура - мелкая пластика, создавалась из мягких пород камня, рога, кости. В мадленской индустрии люди достигли большого мастерства в скульптурном изображении животных. На некоторых фигурках зверей отчетливо видны следы от ударов каменными копьями и дротиками. По всей видимости, люди имитировали в пещерах сцены охоты, стараясь с помощью магических ритуалов заручиться поддержкой сил природы. К концу верхнего палеолита относятся скульптурные изображения женщин. Археологи назвали их палеолитическими Венерами. Они могли рассматриваться и как матери племени, и как богини плодородия. Так как подобные статуэтки были найдены внутри жилищ, они имели большое значение в жизни людей, что свидетельствует о большой общественной роли, которая принадлежала женщине в этот период. Возможно, фигурки животных и женщин выполняли роль фетиша. Скульптурные изображения очень схематичны. Передаются только самые главные особенности тела: общая форма, наиболее заметные внешние приметы. Женским фигуркам присущи общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног, отсутствие лица. Это свидетельствует о том, что создавался некий обобщенный образ женщины-прародительни-

цы, определенный символ продолжения жизни. Отсутствие ступней означает, что скульптурки не ставились на плоскую поверхность, а хранились в жилище, как реликвия, переносились с собой. Это еще раз подчеркивает их ритуальную функцию. Культ ближайших предков с обрядом их периодического обслуживания и сохранения сам по себе подсказывал скульптурную форму женских статуэток [17, С. 216-217; 6, С. 134-135].

Об архитектуре периода верхнего палеолита говорить еще рано. Первые палеолитические сооружения представляли собой надмогильные холмики, выкладки из костей и каменных плит. Крупные камни перекрывали могильные ямы. Есть свидетельства о закладке сооружений культового характера, например, обнаруженный в 1994 г. уникальный памятник «Гебекли Тепе» [14, С.72].

В верхнем палеолите уже была музыка. Конечно, она не выделялась в отдельный вид искусства, а служила сопровождением действию - обрядам, магии. На стоянках верхнего палеолита находят первые музыкальные инструменты - флейты из рога оленя, колотушки из бивней мамонта. Судя по характеру инструментов, музыкальное начало не было отделено от движения, возгласов, что могло создавать общий ритм.

Таким образом, люди верхнего палеолита стали зачинателями всех видов искусства: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративного искусства, а также, по всей видимости, танца и представлений. Тогда все это существовало в синкретичном единстве, не подразделяясь на виды, жанры и не выделяясь собственно в искусство. Оно связано не просто с совершенством символических форм, но и с непосредственностью первых в истории человечества мифов [17, С. 216].

В конце верхнего палеолита произошли значительные изменения природных условий. Наступил послеледниковый период. Это повлекло за собой изменение флоры и фауны, что сказалось на основном виде деятельности человека, его образе жизни, выразилось и в духовной сфере, вплоть до изменения в искусстве. Изменения в материальной и духовной культуре были настолько колоссальные, что ученые характеризовали их как наступление новой эпохи в истории человечества - мезолита. В Европе мезолит датируется 11 - 9 тысячелетиями до н. э.

Наступление постледникового периода представляло крупный экологический кризис [18, С.20]. Многократно изменялся уровень морей. Менялись температура и влажность, а вместе с ними - растительность и животный мир. Обширные пространства тундры стали исчезать, уступая место лесам. В Центральной Европе пропорции различных видов деревьев менялись в зависимости от почвенных условий.

Распространение лесов и отступление тун-

дры в приполярные широты не могли не отразиться на изменении видов животных. Вымерли многие из гигантских травоядных. В Европе исчезли мамонт, шерстистый носорог, мускусный бык, гигантский олень, лев, гиена, а северный олень значительно продвинулся на север. Зато стали многочисленными мелкие и средние парнокопытные животные. При раскопках мезолитических стоянок ученые находят кости благородных и большерогих оленей, сайги, диких ослов, кабанов, лошадей [19, С.7]. Ни одно из этих животных, кроме диких быков, не образовывало больших стад.

Изменения климата и животного мира повлияли на основные области материальной культуры, прежде всего на производственную деятельность. Основной деятельностью по-прежнему была охота. Однако изменились ее методы и приемы. Специализированная охота на стадных животных, характерная для верхнего палеолита, стала теперь невозможной, за исключением самых северных областей. В центре внимания охотников мезолита оказались быстро передвигающиеся парнокопытные животные. В этих условиях произошло изменение орудий труда [19, С.7]. Для того чтобы настичь быстроногое легкое животное, человеку понадобилось увеличить дальность броска орудия. Выдающимся достижением человека в начале мезолита стало изобретение лука. Изготавливались микролиты

- кремниевые наконечники стрел, копий, дротиков, сделанные из мелких пластин или отщепов. Они прикреплялись к древкам из дерева. Это увеличивало дальность полета и точность попадания.

Тем не менее, охота уже не могла полностью обеспечить пропитание общины. Население Европы вынуждено было обратиться к добыче иных пищевых ресурсов - к рыбной ловле, морскому промыслу, собиранию морских моллюсков, более интенсивному собирательству плодов растений, в том числе диких злаков и бобовых. Этот дополнительный вид деятельности привел к изобретению новых орудий труда: челнов, крючков и сетей для рыболовства. Люди научились обжигать глиняную посуду, чтобы приготовить пищу из зерновых. Но самое главное, общины стали искать методы уменьшения своей зависимости от природы: начал осуществляться постепенный переход от естественного воспроизводства продуктов питания к искусственному. Человек искал возможность заниматься производящим хозяйством: выращивать злаки и приручать животных для более гарантированного источника питания. Это положило начало новым видам деятельности - земледелию и животноводству [19, С.8]. Первым злаком, который начали выращивать, был ячмень, чуть позже были освоены пшеница и овес. Для обработки земли понадобились новые орудия труда

- каменные и роговые мотыги, а в некоторых

регионах - серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки. Животноводство началось с одомашнивания козы, овцы и осла. Однако и земледелие, и скотоводство в период мезолита были лишь дополнительными видами деятельности. Основным занятием оставалась охота. При удачной охоте люди бросали возделанные небольшие поля и уходили вслед за стадами животных. Присваивающая деятельность человека оставалась основной.

В мезолите продолжалось половозрастное разделение труда. За мужчиной оставались охота и рыболовство, а женщина кроме собирательства и приготовления пищи стала заниматься уходом за прирученными животными и выращиванием растений.

Некоторые исследователи признают появление в мезолите имущественной дифференциации. Необходимо учесть, что материальные различия между общинами в этот период только-только определялись и были непостоянны. То есть, в течение относительно короткого времени могло измениться экономическое благополучие одной общины. Характерно, что дифференциация наблюдается не среди членов одной общины, а между общинами. Все средства производства остаются собственностью всей общины.

Усложняется одежда. Помимо улучшения выделки шкур для одежды используются сва-ляные изделия из шерсти. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8 000 летним возрастом.

Жилища стали более благоустроенными, так как из-за необходимости дожидаться урожая люди начали дольше проживать на одном месте. Иногда возникали поселения, окруженные невысокой стеной: в Палестине (Иерехон), Малой Азии (Чатай-хююк), Сирии.

В социальном отношении также произошли значительные изменения. Сдвиг на север температурных зон означал, что человеком могли быть заселены те регионы, которые ранее были для него недоступны, например, север Скандинавии и Шотландии или высокогорные зоны -Швейцарские Альпы. В 8-7 тыс. до н. э. отмечено массовое расселение евразийских племен.

Изменения в экономике, в свою очередь, повлияли на образ жизни человека. В одних случая, он вынужден был вести более подвижную жизнь, используя в разное время года различные экологические зоны. Подобный образ жизни уже приближался к кочевому. Однако наличие стоянок для более длительного проживания во время занятия земледелием не позволяет однозначно определить образ жизни как кочевой. По-видимому, в мезолите общины находились в поиске нового образа жизни, что выявится в эпоху неолита, когда произойдет разделение общин на земледельческие и скотоводческие.

Основной ячейкой социальной организации

общества в мезолите оставалась родовая община. Изменения в характере охоты повлияли на величину общин. Они стали менее крупными, чем в верхнем палеолите, а количество сезонов, когда община могла собираться целиком, сократилось. Община могла то разделяться на мелкие группы, состоявшие из нескольких семей, то собираться вместе в более благоприятные охотничьи сезоны. Таким образом, мезолитическая община насчитывала от 30 до 100 человек. Развиваются социальные нормы - правила поведения, сотрудничества, распределения [19, С. 8]. В семейных отношениях изменения были незначительны. Родовая община состояла из отдельных нуклеарных семей. Оставалась экзогамия. Есть предположения, что в мезолите брак стал патри-локальным, то есть жена переходила на жительство в общину мужа.

Изменения произошли и в духовной культуре. Несомненно, происходило усложнение мифологии. Исходя из факта частого изображения человека в наскальной живописи времен мезолита, можно предположить, что мифология мезолита развивалась в сторону осознания проблемы происхождения человека. Нельзя с уверенностью утверждать, сложились ли в это время ан-тропогонические мифы, но внимание человека к самому себе явно усилилось, что не могло не отразиться в мифологии. Никак не позже мезолита мог возникнуть миф об умирающем и воскресающем звере. Этот миф связан с деятельностью человека, с его желанием иметь неугасающий источник пищи.

Усложнились религиозные верования. Они не просто рождались из мифологии, сами мифологические сюжеты включались в область религии. Универсальной формой верований остается анимизм, так как неразрывная связь человека с природой остается неизменной. Однако, в мезолите произошло более четкое разделение религиозных верований. По крайней мере, усилился тотемизм. Синкретичность культуры, и всех религиозных представлений, несомненно, остается.

Усложнялись традиции, обычаи. Появились новые погребальные обряды [19, С. 8]. Встречаются погребения мезолитического времени с частичным сожжением трупов.

Изменения в жизни человека в период мезолита нашли отражение в искусстве. Прежде всего сказалось изменение отношения к роли человека в мире. Наиболее наглядно это проявилось в живописи. Первой важной особенностью наскальных рисунков периода мезолита является изображение человека. Однако он изображается не сам по себе, а исключительно в сценах охоты на животных. Центральной темой искусства становится деятельность людей, как коллектива охотников-лучников [10, С. 63-64]. Здесь выявляется и вторая особенность живописи этого периода - появление композиции. Первобытный ху-

дожник начинает рисовать фигуры, связанные в сцены [16, С. 90]. Это подтверждает, что человек занимался охотой, как основной деятельностью. Несмотря на первые опыты земледелия и скотоводства, наскальных рисунков с изображением этих видов деятельности в период мезолита не найдено. Третьей особенностью мезолитической живописи стала схематичность изображения, отказ от натурализма. Главным для человека становится не точная передача облика, как в палеолите, а смысл рисунка, характер действия, в котором участвует человек. Еще одним изменением по сравнению с эпохой верхнего палеолита стала одноцветность изображений.

Произошли изменения и в скульптуре. Осталась мелкая пластика. Однако исчезли изображения женщин с подчеркнуто выделенными половыми признаками. На местах мезолитических стоянок находят в основном мелкие фигурки животных промыслового значения, выполненные схематично. Чрезвычайно редки антропоморфные скульптуры [10, С. 61]. Таким образом, отход от натурализма и переход к схематичности, условность изображений в мезолите характерны не только для живописи, но и для скульптуры.

Об архитектуре мезолита известно очень мало. Причиной этого служит как относительная непродолжительность этого периода, так и неясность его хронологических рамок. В различных регионах мезолит датируется по-разному. Однако в последние годы некоторые ученые склонны считать, что те сооружения, которые ранее датировались неолитом, могли возникнуть и в мезолите. Речь идет о первых мегалитах - огромных каменных глыбах, обработанных и установленных человеком. Если принять эту версию, то в любом случае в этот период могли появиться только самые простейшие мегалиты - менгиры, которые служили культовым целям, так как рядом с ними не найдено никаких стоянок или поселений, относящихся к этому же времени.

Музыка в период мезолита не претерпела изменения. Новых, отличных от времен верхнего палеолита музыкальных инструментов не найдено.

В целом, искусство мезолита, конечно, прогрессировало. Но прогресс этот был двойственным, противоречивым. С одной стороны, что-то важное приобреталось - абстрактность мышления, символика форм, цельность восприятия. Но, с другой стороны, что-то и утрачивалось. Искусствоведы считают, что утрачивалась первозданная непосредственность видения. Однако, в мезолите, когда человек еще не выделял себя из природы, он научился более глубоко воспринимать свою взаимосвязь с ней.

Несмотря на определенные изменения в материальной и духовной культуре от палеолита к мезолиту наблюдается много общего в этих двух археологических этапах каменного века,

что и дает возможность выделить культуру этого времени в единый тип. Осталась та стабильная целостность, которая прослеживается во всех формах и элементах культуры, то, что в культурологии определяется как ядро культуры. В рассмотренном нами типе культуры главным была неразделенность на отдельные элементы. Человек не ощущал разницы между материальным и духовным, между хозяйственной деятельностью и верованиями, между искусством и знаниями. Не было разделения на институты и виды культуры. Это явление называется первобытным синкретизмом. Мировоззрение, религиозные представления, хозяйственная деятельность, ритуалы, все виды искусства неразрывно связаны друг с другом и направлены на единую цель и увязаны в мифологическое сознание [17, С. 216]. Синкретизм проявлялся и в неразрывной связи человека с природой, составлял особое мировоззрение. В понимании человека не существовало четкой границы между реальным и сакральным мирами. Таким образом, синкретизм и является ядром этого типа культуры.

Неразрывная связь человека с природой дает основание для определения этого типа культуры как природного. Вся жизнь так или иначе соприкасалась с определённым диктатом природных условий. Человек занимается только присваивающей деятельностью, то есть берет то, что подготовила ему природа. В восприятии мира он не выделяет себя из природы. Все возникающие религиозные верования, живопись и скульптура отражают его отношение к окружающим явлениям и предметам. Духовные силы направлены на постижение природы. Однако определением «природный» этот тип культуры не может ограничиться.

Благодаря разрастанию у человека лобных долей мозга, отвечающих за абстрактное мышление, в верхнем палеолите он осваивает систему символов. Человек символически воспринимал весь окружающий мир, свои поступки, действия сородичей. Явления природы, случайные находки, произведения самого человека воспринимались им как магические символы. Культурно-традиционные явления накладывали свой отпечаток на характер символической наглядности. В символе он выражал свою связь с природой: линии в орнаменте, изображение промысловых животных, скульптурная форма маленьких женских статуэток. В свою очередь, создание образно-символических форм искусства диктовалось ритуалами и обрядами в качестве средств гармонизации поведения человека. Это позволило дать типу культуры проанализированного периода его второе название - символичный. Таким образом, исходя из перечисленных факторов, определение этого типа культуры, наиболее отвечающее его особенностям, - природно-символический. Ядро культуры - синкретизм.

Литература и источники

1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М.: Академический Проект, 2000 - 496 с.;

2. Акаев В.Х., Дохаева А.Б. Культурный синкретизм: о противоречивом единстве духовного и светского аспектов // Теория и практика общественного развития. 2012, № 11. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kulturnyy-sinkretizm-o-protivorechivom-edinstve-religioznogo-i-svetskogo-aspektov/viewer (дата обращения: 14.08.2024);

3. Винобер А.В. Замечания к реконструкции охоты на крупных животных в среднем и верхнем палеолите // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. 2018, № 4(10). [Электронный ресурс]. - URL: http:// biosphere-sib.ru/scientific-practical-journals/14-20.pdf (дата обращения: 14.08.2024);

4. A 39,600-year-old leather punch board from Canyars, Gava, Spain // Science Advances, 12 Apr 2023, Vol 9, Issue 15. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.adg0834 (дата обращения: 15.08.2024);

5. Владимир Кабо. Первобытная община по данным археологии палеолита. [Электронный ресурс]. - URL: https:// vladimirkabo.com/books/primitive-preagricultural-community/paleolithic-archaeology (дата обращения: 14.08.2024);

6. Чубур А.А. Семья в верхнем палеолите центра Восточной Европы: история взглядов и современные представления. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-v-verhnem-paleolite-tsentra-vostochnoy-evropy-istoriya-vzglyadov-i-sovremennye-predstavleniya/viewer (дата обращения: 16.08.2024);

7. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. - М.: Азбука. 2023. 320 с.;

8. Армстронг К. Краткая история мифа: эссе / Карен Армстронг; [пер. с англ. А. Блейз]. - М.: Эксмо, 2011. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: «Политиздат». 1989. 576 c.;

10. Корепанов, К. И. Социальные основы культуры первобытных племен Волго-Уральского региона / К.И. Ко-репанов, М. Ф. Обыденнов, А. А. Гайфутдинов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. - 216 с.;

11. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М.Г. Писманик, А.В Вертинский, С.П. Демьяненко и др.; Под ред. проф. М.Г. Писманика. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 430 с.;

12. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Джеймс Джордж Фрэзер; пер. с англ. М. Рыклина. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2024. - 976 с.;

13. Зильберман М.И. Некоторые культовые представления эпохи палеолита //Вестник БГУ: Гуманитарные исследования Внутренней Азии, 2017, Вып.2. с. 47-76. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nekotorye-kultovye-predstavleniya-epohi-paleolita/viewer (дата обращения: 16.08.2024);

14. Живопись /Пер. с англ.; оформл. А. Кузнецова. - М.: «Астрель», АСТ, 2001. - 64 с.

15. Гнедич П. П. Всемирная история искусств: научно-популярная литература / Петр Гнедич. М.: Вече, 2021. -384 с.

16. Аралова Е.В. К истокам искусства как части духовной культуры общества / Е. В. Аралова. - 2014 // Власть, № 5. 2014. С. 89-93;

17. Филиппов А.К. Хаос и гармония в искусстве палеолита. // СПб: ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия». 2004. 222 с.

18. Бердникова Н.Е. Мезолит как исследовательская традиция // Известия Иркутского государственного университета, 2014, Т.8, С.15-30. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezolit-kak-issledovatelskaya-traditsiya-chast-1-v-poiskah-identifikatsii/viewer (дата обращения: 15.08.2024);

19. Морозов С.Д. Первобытное общество: материальная и духовная культура // Norwegian journal of development Science No 18/2018. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervobytnoe-obschestvo-materialnaya-i-duhovnaya-kultura/viewer (дата обращения: 16.08.2024).

References

1. Flier A.YA. Kul'turologiya dlya kul'turologov: Uchebnoe posobie dlya magistrantov i aspirantov, doktorantov i soiskatelej, a takzhe pre-podavatelej kul'turologii [Cultural Studies for Cultural Scholars: A Textbook for Master's and Postgraduate Students, Doctoral Students and Applicants, as well as Teachers of Cultural Studies]. Moscow: Akademicheskij Proekt Publ., 2000. 496 p.

2. Akaev V.H., Dohaeva A.B. Kul'turnyj sinkretizm: o protivorechivom edinstve duhovnogo i svetskogo aspektov [Cultural syncretism: about the contradictory unity of spiritual and secular aspects] Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2012, no. 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-sinkretizm-o-protivorechivom-edinstve-reli-gioznogo-i-svetskogo-aspektov/viewer (Accessed 14 August 2024).

3. Vinober A.V. Zamechanija k rekonstrukcii ohoty na krupnyh zhivotnyh v srednem i verhnem paleolite [Notes on the reconstruction of large-animal hunting in the Middle and Upper Paleolithic] Gumanitarnye aspekty ohoty i ohotnich'ego hozjajstva [Humanitarian aspects of hunting and game management], 2018, no 4(10). Available at: http://biosphere-sib.ru/scientific-practical-journals/14-20.pdf (Accessed 14 August 2024).

4. A 39,600-year-old leather punch board from Canyars, Gava, Spain. Science Advances, 12 Apr 2023, Vol 9, Issue 15. Available at: https:// www.science.org/doi/10.1126/sciadv.adg0834 (Accessed 15 August 2024) (in Russian).

5. Vladimir Kabo. Pervobytnaja obshhina po dannym arheologii paleolita [Primitive community according to Paleolithic archaeology]. Available at: https://vladimirkabo.com/books/primitive-preagricultural-community/paleolithic-archaeology (Accessed 14 August 2024).

6. Chubur A.A. Semja v verhnem paleolite centra Vostochnoj Evropy: istorija vzgljadov i sovremennye predstavlenija [The Family in the Upper Paleolithic of Central Eastern Europe: Historical Views and Modern Concepts]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/se-mya-v-verhnem-paleolite-tsentra-vostochnoy-evropy-istoriya-vzglyadov-i-sovremennye-predstavleniya/viewer (Accessed: 16 August 2024).

7. Frejd Z. Totem i tabu. Psihologija pervobytnoj kul'tury i religii [Totem and Taboo. Psychology of Primitive Culture and Religion]. Moscow: Azbuka Publ., 2023. 320 p.

8. Armstrong K. Kratkaja istorija mifa : jesse [A Brief History of Myth: An Essay] Karen Armstrong; [translation from English A. Blejz]. Moscow: Jeksmo Publ., 2011. 160 p. (in Russian).

9. Tajlor Je.B. Pervobytnaja kul'tura [Primitive culture]. Moscow: Politizdat Publ., 1989. 576 p.

10. Korepanov, K. I. Social'nye osnovy kul'tury pervobytnyh plemen Volgo-Ural'skogo regiona [Social foundations of the culture of primitive tribes of the Volga-Ural region] K.I. Korepanov, M. F. Obydennov, A. A. Gajfutdinov; Institut jekonomiki, upravlenija i prava (g. Kazan'). Kazan: Izd-vo «Poznanie» Instituta jekonomiki, upravlenija i prava Publ., 2015. 216 p.

11. Religija v istorii i kul'ture: uchebnik dlja vuzov [Religion in History and Culture] M.G. Pismanik, A.V Vertinskij, S.P. Dem'janenko i dr.; Pod red. prof. M.G. Pismanika. Moscow: Kul'tura i sport, JuNITI Publ., 1998. 430 p.

12. Frjezer Dzh. Dzh. Zolotaja vetv': Issledovanie magii i religii [The Golden Bough. A Study in Magic and Religion] Dzhejms Dzhordzh Frjezer; per. s angl. M. Ryklina. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus Publ., 2024. 976 p.

13. Zil'berman M.I. Nekotorye kul'tovye predstavlenija jepohi paleolita [Some cult representations of the Paleolithic era] Vestnik BGU: Gumanitarnye issledovanija Vnutrennej Azii [BSU Bulletin: Humanitarian Research of Inner Asia], 2017, part.2. pp. 47-76. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-kultovye-predstavleniya-epohi-paleolita/viewer (Accessed 16 August 2024).

14. Zhivopis' [Painting] Per. s angl.; oforml. A. Kuznecova. Moscow: «Astrel'», AST Publ., 2001. 64 p.

15. Gnedich P. P. Vsemirnaja istorija iskusstv: nauchno-populjarnaja literature [World History of Art. Popular Science Literature] Petr Gnedich. Moscow: Veche Publ., 2021. 384 p.

16. Aralova E.V. Kistokam iskusstva kak chasti duhovnoj kul'tury obshhestva [To the Origins of Art as a Part of Spiritual Culture of Society]. Moscow: Vlast' Publ., 2014, no 5, pp. 89-93.

17. Filippov A.K. Haos igarmonija v iskusstvepaleolita [Chaos and Harmony in Paleolithic Art]. St. Petersburg: LOOO «Sohranenie priro-dy i kul'turnogo nasledija» Publ., 2004. 222 p.

18. Berdnikova N.E. Mezolit kakissledovatel'skaja tradicija [The Mesolithic as a Research Tradition] Izvestija Irkutskogo gosudarstvenno-go universiteta [News of Irkutsk State University], 2014, vol.8, pp.15-30. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nXmezolit-kak-issle-dovatelskaya-traditsiya-chast-1-v-poiskah-identifikatsii/viewer (Accessed 15 August 2024).

19. Morozov S.D. Pervobytnoe obshhestvo: material'naja i duhovnaja kul'tura [Primitive society: material and spiritual culture] Norwegian journal of development Science No 18/2018. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pervobytnoe-obschestvo-material-naya-i-duhovnaya-kultura/viewer (Accessed 16 August 2024).

© «Клио», 2024 © Ермишина Н.Д., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.