Научная статья на тему 'Культурологическая составляющая дополнительного образования детей (на примере дополнительной общеразвивающей программы «Лоскутный мир»)'

Культурологическая составляющая дополнительного образования детей (на примере дополнительной общеразвивающей программы «Лоскутный мир») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ / EXTRA EDUCATION / CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S EXTRA EDUCATION / CULTURAL COMPONENT / GENERAL DEVELOPMENTAL ADDITIONAL PROGRAM / METHOD OF IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Анастасия Александровна

В статье рассмотрены основные принципы развития современного дополни-тельного образования на основании существующих нормативных документов. Определена культурологическая составляющая в содержании образования. Представлены отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы в контексте современных тре-бований. А также предложена автором апробированная разработка экспериментальной до-полнительной общеразвивающей программы «Лоскутный мир» культурологической направ-ленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL COMPONENT IN SECONDARY EDUCATION (on additional general developmental programs «Patchwork world»)

Extra education, concept of development of children’s extra education, cultural component, general developmental additional program, method of implementation.

Текст научной работы на тему «Культурологическая составляющая дополнительного образования детей (на примере дополнительной общеразвивающей программы «Лоскутный мир»)»

УДК 374.1

А. А. Овчинникова

г. Екатеринбург, Россия

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (на примере дополнительной общеразвивающей программы «Лоскутный мир») КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительное образование, Концепция развития дополнительного образования детей, культурологическая составляющая, дополнительная общеразвивающая программа, методика реализации.

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены основные принципы развития современного дополнительного образования на основании существующих нормативных документов. Определена культурологическая составляющая в содержании образования. Представлены отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы в контексте современных требований. А также предложена автором апробированная разработка экспериментальной дополнительной общеразвивающей программы «Лоскутный мир» культурологической направленности.

A. A. Ovchinnikova

Yekaterinburg, Russia

CULTURAL COMPONENT IN SECONDARY EDUCATION (on additional general developmental programs «Patchwork world»)

KEYWORDS: extra education, concept of development of children's extra education, cultural component, general developmental additional program, method of implementation. ABSTRACT. Main principles of development of modern additional education on the basis of existent regulatory documents are considered in this article. Cultural studies component in education is defined. Features of general developmental additional program in the context of modern requirements are presented. Proven development of an experimental general developmental program «Patchwork world» with culturological orientation is offered by author.

В современном мире возрастает роль дополнительного образования для становления подрастающего поколения. Оно призвано решать важнейшие проблемы социального характера, сопряжённые с развитием индивидуальных способностей и задатков, которые способствуют расширению мотивации детей к познанию, творчеству, труду и спорту.

Дополнительное образование определяется как особый вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-

нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [5] .

Современное дополнительное образование - это многоуровневая система. Оно реализуется государственными и негосударственными организациями (в то числе и частными предпринимателями), представляет собой образование как детей, так и взрослых, включает в себя реализацию общеразвивающих и предпрофессио-нальных программ, различную ведомственную принадлежность (Министерства

50

образования, культуры, физкультуры и спорта) и общественные организации, а также многообразие выбора направлений в системе дополнительного образования.

Содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

С вступлением в силу Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации определены основные принципы, на которых оно базируется: обеспечение свободы выбора и развитие личности, вариативность организации образовательного процесса, доступность широкого знания и информации, адаптивность к изменениям. Содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание условий развития личности обучающихся, их социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания обучающихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся [2].

В Концепции подчёркивается, что инфраструктура дополнительного образования детей, созданная десятилетия назад, отстаёт от современных требований. Система дополнительного образования требует новой эффективной модели управления, испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, в высококвалифицированных педагогах и соответствующих учебных пособиях [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дополнительного образования в настоящее время еще разрабатывается. Учитывая принципы дополнительного образования, педагоги опираются на нормативно-правовые документы (ФЗ №273, Концепция развития дополнительного образования детей и др.), утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) общего образования и федеральные государственные требования (далее ФГТ) в области искусств и области физической культуры и спорта.

Приоритетом образования XXI века считается воспитание человека, которое начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Культура и образование находятся в тесной взаимосвязи. Сегодня происходит становление нового подхода - культурологического, обусловленного потребностью образования обрести свое «лицо», сформулировать свои цели, подходы и методы для реализации общественных потребностей. Целью образования в таком случае становится обретение человеком способности восприятия действительности на основе ценностей культуры, признания существования множественности картин мира [3]. Такой подход, реализуясь в содержании образования, может стать, по сути, его новым интегратором. Изучение форм культуры разных времен помогает человеку познать самого себя, обрести способность к самореализации, что особенно важно для

51

современного человека, живущего в ситуации смены ценностных ориентиров.

Культурологический подход в дополнительном образовании находит свое воплощение не только в общей стратегии образования, но и конкретной образовательной практике, уделяющей особое внимание изучению дисциплин собственно культурологического цикла.

Культурологическая составляющая - это необходимый элемент каждого этапа образования. Цель непрерывности образования и обращения к культуре состоит в том, чтобы помочь успешной социализации молодого поколения в современных социокультурных условиях. При изучении культуры на практике реализуется возможность и организации диалога «прошлое-настоящее», «национальное-региональное», «уральское-российское».

Под культурологической составляющей образования мы понимаем введение в дополнительное образование содержание программ и курсов культурологической направленности. Введение культурологической составляющей позволяет по-новому взглянуть на «старые» формы и определить новые направления работы.

В контексте современных требований к дополнительному образованию организации, осуществляющей дополнительную образовательную программу, необходимо четко соотносить существующие нормативные требования, социальный заказ на дополнительное образование, реальные возможности образовательной организации и педагогического состава.

Дополнительная образовательная программа делится на дополнительную общеобразовательную программу (дополнительные общеразвивающие и предпрофес-сиональные программы) и дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки).

Можно выделить ряд признаков, отличающих дополнительные общеразвивающие программы от общеобразовательных, с одной стороны, и предпрофессио-

нальных и профессиональных, с другой: по характеру реализации (реализация как для детей, так и для взрослых); по наличию требований федеральных образовательных стандартов (отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов дополнительного образования); по особенностям приема (прием осуществляется на основе свободного выбора детьми определенного направления); по характеру оценивания образовательных результатов (система оценки планируемых результатов освоения общеразвивающей программы, содержание дополнительных общеразви-вающих программ и сроки обучения по ним определяется образовательной организацией с учетом требований, которые предъявляются в основной школе).

Дополнительные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

Нами реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Лоскутный мир»1, которая успешно прошла апробацию на базе МАУ ДО Центр «Остров» в городе Североуральске Свердловской области как экспериментальный курс дополнительной общеобразовательной программы с детьми 9-11 лет воспитанниками объединения «Школа развития «Очаг».

Экспериментальная дополнительная общеразвивающая программа «Лоскутный мир» для младших школьников систематизирует знания о культуре и ис-

Название предложено Т. С. Лебедевой, директором МАУ ДО Центр «Остров» г. Североуральска Свердловской обл.

52

кусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, русского языка, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой и региональной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. «Лоскутный мир» рассчитана на 3 года обучения при форме организации - групповая (10-15 человек), где учебно-тематический план соответствует логике исторической линейности и раскрывает поставленные цель и задачи.

При разработке методики реализации культурологического подхода в процессе работы по дополнительной общераз-вивающей программе у младших школьников, мы опирались на психолого-педагогические особенности школьников и требования системно-деятельностного подхода в образовании. Программа основана на принципе практико-ориентированности и направлена на подход, в центре которого находится обучающийся.

Дополнительные знания и умения обучающий получает при изучении дисциплин культурологического цикла на начальной ступени образования. Содержание программы основано на постепенном включении материалов по истории мировой, отечественной и региональной культуры (принцип историзма, принцип культурных доминант, принцип «от простого к сложному»; применение словесных, наглядных и практических методов и методов изучения культуры).

Занятия делятся на теоретические и практические, реализующие такие принципы, как принцип связи теории и практики, принцип наглядности и доступности, традиционные и не традиционные формы работы. Процесс обучения выстроен на основе общения обучающихся с произведениями искусства (метод художественно-педагогической драматургии, метод моделирования художественно-творческого

процесса), опирается на развитие самостоятельности в приобретении знаний, реализуя принцип активности обучающегося (логику в общении с произведениями искусства задает использование педагогической технологии «Образ и мысль»[4]).

В качестве примера приведем занятие на тему «Народная культура Древней Руси» из раздела №2 «Художественная культура Древней Руси». В процессе проведения занятия теоретический блок предусматривает мультимедийное сопровождение, которое содержит: ход занятия (основные вопросы и определения), иллюстративный ряд (народный костюм, русская изба, народные инструменты, славянская символика, народные промыслы и праздники) и демонстрация фильма «Народные промыслы России».

Теоретический блок педагог выстраивает используя метод художественно-педагогическом драматургии. Данный метод включает в себя основные этапы занятия: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Практический блок данной темы строится на самостоятельной групповой работе обучающихся - создание коллажа «Внутреннее убранство русской избы». Педагог знакомит с предметами быта и строением русской избы. Работа заключается в правильном расположении предметов быта в «пустой» русской избе. По завершению занятия дети проверяют правильность выполнения задания.

После изучения данной темы воспитанники продолжили работу в проектно-исследовательском направлении («Строение русской избы», «Русская печь», «Наличники русской избы» и др.) Приобщая детей к народной культуре через виды искусства, занятия формируют у обучающихся уважительное отношение к традициям и порождают интерес у обучающихся к культуре своей страны.

Таким образом, культурологическая составляющая в дополнительном образовании и образовании в целом, направлена на успешную социализацию молодых лю-

53

дей в современных социокультурных ус- демократического гражданского общества

ловиях, развивая и воспитывая при этом на основе толерантности, диалога культур

качества личности, отвечающих требова- и уважения многонационального, поли-

ниям информационного общества, иннова- культурного российского общества.

ционной экономики, задачам построения

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л.Л., Жгенти И.В. Перспективы и проблемы современного дополнительного образования (анализ «Концепции развития дополнительного образования детей») //Инициативы XXI века. 2014. С. 90-91

2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (Проект). С.17-18. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4090 (Дата обращения: 20.01.2016)

3. Мурзина, И.Я. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия // Экономика образования. 2011. № 3. URL: http://cyberieninka.m/artide/n/regionalnaya-kultura-i-obrazovanie-pole-dlya-vzaimodeystviya (дата обращения: 20.08.2015)

4. Мурзина, И.Я. Технология «Образ и мысль» в преподавании дисциплин эстетического цикла: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2009. -39 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014. - СПб: Питер, 2014.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.