УДК 008 Камынин А.Ю
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А. БЕРГСОНА В АСПЕКТЕ АНАЛИТИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Камынин Александр Юрьевич, студент 2-го курса факультета технологии и предпринимательства Липецкого государственного педагогического университета
В статье анализируется культурологическая концепция А. Бергсона. Показано, что идеи Бергсона могут быть использованы в качестве основы для аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры, поскольку последние имеют много общего с теорией развития культуры указанного мыслителя.
Ключевые слова, социокультурная трансформация, кризис культуры, динамика культуры, А. Бергсон, современная культура.
Французский мыслитель Анри Бергсон (1859-1941) - один из наиболее ярких представителей «философии жизни». Проанализируем его концепцию в свете аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры. При сопоставлении будем исходить из того, что социокультурная трансформация представляет собой качественный переход в культуре к новому периоду [5], при котором происходит смена всей культурологической парадигмы, замена одной культур-системы на другую [2]. Этому процессу подвержены все сферы культуры, будь-то наука [9], религия [7], искусство [4] или философия [8]. Трансформационные процессы имеют чёткую детерминацию [1], философско-теоретические и культурологические основания [3].
В идеях А. Бергсона мы находим много общего с концепцией социокультурных трансформаций. Особенно это проявляется на примере художественного творчества.
Художественное творчество рассматривается Бергсоном как создание самостоятельной, независимо от внешнего мира системы, заключающей в
себе высший, совершенный порядок, стоящий над хаосом действительности. Таким образом, основанное на интуиции художественное творчество у Бергсона становится мистическим иррациональным актом постижения бытия. Объектом творчества становится внутренний мир художника, и проблема заключается в том, как «извлечь» из глубин человеческой души характеристики подлинного бытия. Перенесение интересов художника из внешнего мира во внутренний, субъективный мир ознаменовало собой изменение онтологических оснований искусства. Такая переориентация в художественном творчестве оказалась характерной для многих направлений искусства в постмодернистский период: некоторые из них восприняли идеи Бергсона, некоторые же независимо от него пошли по этому пути. Тем самым можно заметить общность исканий в культуре, проявившуюся как в философии, так и в искусстве.
Субъективное начало является одним из отличительных признаков художественной практики постмодерна, являющейся доминирующей в современной художественной культуре стран евроатлантической цивилизации. Можно утверждать, что теоретически эти идеи были обоснованы Анри Бергсоном.
Во многом, развитие идеи субъективного начала в искусстве способствовало широкому проникновению разного рода экспериментов в искусство. Начавшиеся с попыток отыскать новую форму в период авангарда, к исходу ХХ века эти поиски переросли в свободу интерпретации любого художественного объекта, которая может отличаться от авторского замысла с точностью до наоборот.
Бергсон привнёс ещё один существенный критерий в художественную практику своего времени: критерий новизны, которому должно отвечать произведение искусства. Новизна понималась как нечто непредвиденное, как изобретение того, чего в действительности не существует. Она определялась случайностью, и именно в случайности содержалась художественная ценность произведения. Такого рода воззрения на роль искусства в познании мира воодушевляли художников, побуждали к самовыражению, к новаторским поискам и тем самым во многом определили многообразие модернистского искусства, нашедшие своё дальнейшее развитие в художественной практике постмодерна [6].
Идея новизны, теоретически обоснованная Бергсоном, получила свою практическую реализацию в современной художественной практике. Отчасти она является следствием развития общества по пути потребления. В таком
обществе, как известно, субъекту постоянно предлагаются разного рода новинки, в том числе и в искусстве.
Однако и усиление субъективного начала в искусстве, и доминирование идеи новины над самоценностью искусства, - всё это есть следствие трансформационных начал в искусстве, знаменующих переход к новым рубежам. В такие периоды, действительно, может проявляется антиантропогенная направленность в культуре. Но отметим, в соответствии с концепцией социокультурных трансформаций, динамикой культуры, указанные процессы являются совершенно закономерными и необходимыми, культура должна от чего-то оттолкнуться чтобы перейти к рубежам антропогенной направленности. Такой точкой и выступает социокультурная трансформация, период качественных изменений в культуре.
Литература:
1. Тарасов А.Н. Детерминация культуры позднего эллинизма как социокультурной трансформации: философский анализ // В мире научных открытий. 2013. № 1-3. С. 276-293.
2. Тарасов А.Н. Концепт «культур-система» в аспекте аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры // Фундаментальные исследования. 2013. № 4-1. С. 190-193.
3. Тарасов А.Н. Манифесты футуристов как культурфилософская основа III социокультурной трансформации в континууме европейской культуры // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 396.
4. Тарасов А.Н. Н.А. Бердяев о роли искусства в отражении процесса социокультурной трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 298.
5. Тарасов А.Н. Периоды социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10-1. С. 185-192.
6. Тарасов А.Н. Феномен «прекрасного» в художественной культуре постмодернизма: культурологический анализ. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Липецк, 2010. 160 с.
7. Тарасов А.Н. Философский анализ развития религии в континууме европейской культуры в периоды социокультурной трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 314.
8. Тарасов А.Н. Философское знание в условиях социокультурной трансформации (на примере эллинизма) // Аналитика культурологии, 2012. № 22. С. 166-169.
9. Tarasov A.N. Analysis of development of science in the continuum of European culture during periods of social and cultural transformations: the philosophical aspect // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. Publishing House «Science & Innovation Center», 2012. С. 303-309.