Научная статья на тему 'Культурный туризм в Петродворце в 1960-е гг'

Культурный туризм в Петродворце в 1960-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / МУЗЕЙ / ЭКСКУРСИЯ / КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПЕТРОДВОРЕЦ / CULTURAL TOURISM / MUSEUM / EXCURSION / MASS CULTURAL WORK / POLITICAL EDUCATION / PETRODVORETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васинская Мария Владиславовна

В отечественной культуре в 1960-е гг. в результате государственной политики произошли изменения, затронувшие музейную и туристическую сферы. Приоритетные направления в деятельности музеев определили способы и формы, посредством которых человек расширял свой интеллектуальный и культурный уровень. Музеи составляют значительную долю объектов культурного туризма, который в ряду основных видов туризма на современном этапе занимает главенствующее положение. Культурный туризм в 1960-е гг. рассматривается на примере дворцов-музеев и парков города Петродворца, которые уже тогда были одним из лидеров в этой области. На основе неопубликованных архивных музейных документов анализируется специфика экскурсионной, лекционной и других видов культурно-просветительской и культурно-массовой работы. Выявленные особенности позволяют проследить основные тенденции того времени в работе музеев и парков культуры и отдыха

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL TOURISM IN PETRODVORETS IN 1960S

Changes in Russian culture in the 1960s are arised as a result of state policy af ected the museum and tourist spheres. Priority directions in the activities of museums def ned ways and forms by which a person expands his intellectual and cultural level. Museums constitute a signif cant proportion of cultural tourism objects, which, among the main types of tourism at the present stage, occupies a dominant position. Cultural tourism in the 1960s is considered by the example of palaces-museums and parks of Petrodvorets town, which were already one of the leaders in this area. On the basis of unpublished archival museum documents, the specif cs of excursion, lecture and other types of cultural and educational work, as well as mass cultural work are analyzed. The revealed features allow us to trace the main trends of the time in the work of museums and parks of culture and recreation

Текст научной работы на тему «Культурный туризм в Петродворце в 1960-е гг»

УДК 338.483.12:069(470.23)"196"

М. В. Васинская

Культурный туризм в Петродворце в 1960-е гг.

В отечественной культуре в 1960-е гг. в результате государственной политики произошли изменения, затронувшие музейную и туристическую сферы. Приоритетные направления в деятельности музеев определили способы и формы, посредством которых человек расширял свой интеллектуальный и культурный уровень. Музеи составляют значительную долю объектов культурного туризма, который в ряду основных видов туризма на современном этапе занимает главенствующее положение. Культурный туризм в 1960-е гг. рассматривается на примере дворцов-музеев и парков города Петродворца, которые уже тогда были одним из лидеров в этой области. На основе неопубликованных архивных музейных документов анализируется специфика экскурсионной, лекционной и других видов культурно-просветительской и культурно-массовой работы. Выявленные особенности позволяют проследить основные тенденции того времени в работе музеев и парков культуры и отдыха

Ключевые слова: культурный туризм, музей, экскурсия, культурно-массовая работа, политико-просветительская работа, Петродворец

Mariya V. Vasinskaya Cultural tourism in Petrodvorets in 1960s

Changes in Russian culture in the 1960s are arised as a result of state policy affected the museum and tourist spheres. Priority directions in the activities of museums defined ways and forms by which a person expands his intellectual and cultural level. Museums constitute a significant proportion of cultural tourism objects, which, among the main types of tourism at the present stage, occupies a dominant position. Cultural tourism in the 1960s is considered by the example of palaces-museums and parks of Petrodvorets town, which were already one of the leaders in this area. On the basis of unpublished archival museum documents, the specifics of excursion, lecture and other types of cultural and educational work, as well as mass cultural work are analyzed. The revealed features allow us to trace the main trends of the time in the work of museums and parks of culture and recreation.

Key words: cultural tourism, museum, excursion, mass cultural work, political education, Petrodvorets DOI 10.30725/2619-0303-2019-4-28-32

Сегодня Государственный музей-заповедник (ГМЗ) «Петергоф» - один из лидеров культурного туризма в России. Многообразие практик, ориентированных на туриста, которые реализуются в музее в настоящее время, является результатом накопленного за долгие годы опыта. Поэтому актуальным становится обращение к истории развития туризма в музее-заповеднике, который с 1944 г. назывался «Дворцы-музеи и парки города Петродворца». В данной статье рассматривается культурный туризм в Петродворце в 1960-е гг. Для исследования этого вопроса были проанализированы неопубликованные архивные источники ГМЗ «Петергоф»: отчеты научных сотрудников и научного отдела, планы по работе музея за 1960 г., книга отзывов павильона «Эрмитаж» за 1960-1961 гг., штатное расписание Дирекции дворцов-музеев и парков на 1968 г., отчет дирекции по культурно-просветительской работе за 1969 г., методические разработки экскурсий по Нижнему парку и павильону Эрмитаж конца 1950-х гг.

С середины 1950-х до 1960-х гг. в результате государственной политики произошло

ослабление контроля над культурной жизнью страны, в том числе и в музейной сфере, с целью стимулировать творческие силы для усиления позиций социализма. В значительной степени активизировалось внимание к проблеме охраны природного и культурного наследия [1, с. 160]. В результате дискуссий, которые охватили, помимо указанного, круг вопросов, связанных с музейной деятельностью и музеями в целом, последние привлекают внимание общественности, а, начиная с 1960-х гг. становятся популярными туристическими дестинациями. В эти годы туристическое движение по всей стране быстро приобретает широкий масштаб, и начинается период, нередко определяемый в литературе как «музейный бум», или «музейный взрыв», выразившийся в резком росте количества музеев и их посещаемости во всем мире. Во второй половине рассматриваемого периода массовый советский туризм приобретает значительный размах и становится более доступным, что было обусловлено рядом причин: целенаправленной работой Советов по туризму, активной пропа-

гандой туристического строительства, а также переходом предприятий на 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными [2, с. 51]. Это определило и возросшую потребность в отдыхе.

Организации свободного времени и культурно-просветительской работы для советских граждан государство уделяло большое внимание. Это наблюдалось и в Петродворце, где для улучшения условий досуга посетителей парков работала комсомольская организация Дирекции дворцов-музеев. Существовала система комсомольских постов, которые позволяли находить препятствия, мешавшие подготовке мероприятий в летнее время, и заранее сообщать о них [3, с. 1]. Дворцы и парки Петродвор-ца значительно пострадали в период Великой Отечественной войны. Возрождение и развитие этого города-музея стало первым шагом на пути к возобновлению культурного туризма в Петродворце и входило в общий план культурного строительства в СССР. Поэтому на восстановление и содержание дворцово-паркового комплекса в Петродворце в послевоенные годы вплоть до 1960 г. было выделено более 36 млн рублей [4]. В 1946 г. заработали первые фонтаны в Нижнем парке. В 1952 г. начал функционировать первый музей Петродворца - павильон Эрмитаж. С 1958 г. стали открываться залы дворца Монплезир, к 1961 г. он был полностью введен в строй. После многолетней реставрации в 1964 г. с четырьмя интерьерами распахнул свои двери для посетителей Большой дворец [4, с. 95]. Дворцы-музеи в те годы открывались, даже не будучи до конца восстановленными, ради поднятия духа советского народа, а также активизации интереса к этому пригороду Ленинграда как к объекту культурного наследия.

В течение сезона 1960 г. посетитель в Петродворце мог увидеть Нижний парк, в котором практически все фонтаны возобновили свою работу, павильон Эрмитаж и частично отреставрированный дворец Монплезир. В Ассамблейном зале была устроена выставка, на которой демонстрировались предметы из фондов дворцов-музеев с целью познакомить посетителей с предметами художественного убранства петергофских дворцов: Большого, Марли, Коттеджа, Царицына павильона. Экспонировались 14 картин, 32 предмета стекла, 80 единиц фарфора, шпалеры, часы и мебель из исторического собрания [5, л. 10].

Очевидно, что основной туристической целью тогда, как и сегодня, оставался именно Нижний парк. Его даже при небольшом разнообразии действующих музейных объектов, согласно отчету научного отдела о работе за 1960 г., посетили 1 110 958 человек, из них с экскурсией - 261 396. На иностранных туристов

пришлось менее 3% посетителей музейного комплекса, количество которых составило 30 313 человек [5, л. 13]. Об их пребывании напоминают записи, оставленные на иностранных языках, в книге отзывов павильона «Эрмитаж». Там также часто встречались благодарности и пожелания на языках народов республик СССР [6].

Экскурсионной работе органы государственной власти уделяли особое внимание. В связи с ростом туризма по всей стране и как следствие увеличившимся спросом на экскурсии в музеях в 1960-е гг. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов издали Постановление от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В нем обозначена целесообразность развития деятельности туристских и экскурсионных учреждений, в одном из его пунктов предписывалось принять меры по улучшению экспозиций и экскурсионного обслуживания в музеях, увеличить выпуск музейных и выставочных путеводителей и справочников [7]. Постановление послужило основой совершенствования экскурсионной работы, в которой действительно за предшествующие годы обнаружились сложности и проблемы.

Так в Петродворце в 1960 г. научные сотрудники музея отмечали в отчете, что запросов на экскурсии было больше, чем удалось провести на практике, но дирекция не могла удовлетворить их все. Главная причина - недостаточное количество экскурсоводов, хотя для этой деятельности к сезону были подготовлены 43 человека. Экскурсии проводились преимущественно по Нижнему парку, поэтому научному отделу было предложено подумать о расширении тематики экскурсий в Петродворце [5, л. 14].

Проблема отсутствия экскурсионного обслуживания в музеях Петродворца в начале 1960-х гг. стояла достаточно остро, о чем свидетельствуют отзывы туристов. В одном из них группа в количестве 40 человек, посетившая павильон Эрмитаж, написала пожелание о предоставлении в нем экскурсовода, на что старший научный сотрудник Е. А. Клочкова ответила: «Музей Эрмитаж обслуживается консультантом ежедневно с 13 до 17 часов. Экскурсионное обслуживание невозможно в виду его малого размера» [6, л. 18]. Консультант мог дать некоторые сведения о конкретных вещах единичным посетителям или небольшим группам в случае их обращения с вопросом. Очевидно, что в малых музеях проблема обслуживания больших туристических групп могла быть разрешена путем их деления на маленькие группы и предоставления экскурсовода каждой из них. Но для этого необходимо было обеспечить музей достаточным количеством экскурсоводов

и определить предельную наполняемость группы. Именно такой вариант работы с туристами сегодня используется в ГМЗ «Петергоф».

В другом отзыве один из работников автотранспортной конторы города Зеленогорска, для которых была организована экскурсия на пароходе «Котлин» писал с сожалением о несостоявшейся организованной экскурсии по музеям Петергофа. Автор также выдвинул предложения по развитию экскурсионно-туристиче-ской деятельности и подчеркнул необходимость перехода организованной поездки на теплоходе в организованную экскурсию по музеям Петергофа [6, л. 10]. Иначе говоря, он предложил создать туристический маршрут, который выходил за территориальные рамки петергофского музейного комплекса, а потому не мог быть реализован только силами музейных сотрудников. Эта идея лежит в основе современного партнерства ГМЗ «Петергоф» и туристических фирм, которые сами проводят экскурсии по пути в Петергоф и решают организационные вопросы, касающиеся проведения экскурсий по объектам Петергофа его сотрудниками.

Способы решения проблемы экскурсионного обслуживания в музеях предлагались нередко гостями. Учителя Оренбурга внесли предложение проводить экскурсии и в Мон-плезире, и в Эрмитаже, поскольку «консультант вполне это сможет сделать при большом сборе экскурсантов» [6, л. 23]. Один из посетителей посоветовал использовать в экспозиции магнитофонную запись с пояснительной информацией [6, л. 58]. Такой подход к информированию индивидуальных посетителей на практике оказывается удобным для музейных павильонов, посещаемость которых не очень высока, а также там, где экспозиция сосредоточена в одном просторном зале. Сегодня такую альтернативу аудиогиду или живому экскурсоводу можно встретить, например, в некоторых павильонах ГМЗ «Гатчина» (павильон Венеры, Березовый домик).

Экскурсии, проводимые научными сотрудниками, часто вызывали положительный отклик у посетителей. Так Л. Я. Рубайло благодарили за «содержательное изложение и хорошее отношение к посетителям» [6, л. 11]. Вежливость и хороший уровень обслуживания отмечали разные категории одиночных посетителей, в том числе семьи и студенты. Из книги отзывов видно, что неоднократно организовывались коллективные экскурсии для дома отдыха «Сестрорецк», проводились шефские экскурсии для базы однодневного отдыха и базы семейного двухдневного отдыха, входивших в состав дворцов-музеев и парков Петродворца [8, л. 9].

Многие приезжали в Петергоф самостоятельно, при таком варианте посещения получить информацию можно было, приобретая путеводители по паркам и дворцам, авторами которых были Н. И. Архипов и А. Г. Раскин, В. Е. Ардикуца. Возле дворцов, павильонов, фонтанов и скульптур можно было воспользоваться кратким этикетажем. Возле архитектурных сооружений указывались сведения о зодчих, времени создания, судьбе в военные годы. У скульптур можно было узнать о ваятеле и найти комментарии к сюжетам: у изображений богов пояснялось, чему они покровительствовали, у героев Древний Греции давалось краткое, в одном-двух предложениях, описание мифа, где они участвовали. Одним из достоинств этикетажа являлась его ориентированность не только на русского, но и на зарубежного туриста, поэтому весь текст писался на русском, английском и французском языках [9]. Этикетаж перепроверялся и обновлялся перед началом сезона 1960 г. в соответствии с планом по научной и музейной работе [10, л. 6]. Также продавались листовки с планом парка и краткой справкой о нем, регулярно переиздававшиеся с целью внесения в них дополнений, связанных с ходом реставрационных работ [6, л. 30].

Традиционными для парка культуры и отдыха, каким в то время являлся Петергоф, были народные гулянья, приуроченные ко Дню военно-морского флота, Дню здоровья и др., театрализованные праздники и праздники искусств, например, раскрывавшие патриотическую тему «Невские мелодии», или светозвуковой спектакль «Преданьями своими славен», посвященный истории воссоздания Петергофа, концерты. Популярной формой работы в парках того времени, а также в библиотеках и клубах были устные журналы, которые подразумевали знакомство с разными людьми. Именно к этой категории досуга относится прошедшая в сезон 1969 г. в Нижнем парке серия творческих альманахов «Знай и люби свой город», целиком посвященная Петродворцу: его прошлому, настоящему, будущему и перспективам развития. Эти мероприятия проводили искусствоведы, спортивные комментаторы, представители производственных предприятий и работники научного отдела музея [11, л. 8]. Чтобы сделать Петергоф более привлекательным для посетителей во время проведения массовых гуляний, стали подкрашивать воду в фонтанах. В погоне за эффектом порой забывали о сохранности фонтанов и использовали красители, вредно действующие на мрамор. Об этом говорит составленная научным сотрудником Е. А. Клочковой внеплановая справка «О подкрашивании воды фонтанов в Нижнем парке», в которой давался рецепт возможных для применения красителей [5, л. 3].

В 1960-е гг. в развитии музейной сферы положительную роль сыграло Постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 г. «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся». В этом документе говорилось о формальных и содержательных недостатках музейной экспозиции, почти тридцать лет строящихся на основе иллюстративно-дидактических принципов. Руководство музеев Петродворца следовало партийным указаниям и принимало меры, направленные на воспитание патриотизма. Согласно отчету Дирекции о политико-просветительской и культурно-массовой работе за 1969 г., лучшей формой наглядной пропаганды патриотизма могли стать только качественные, исторически подлинные экспозиции, содержание парка, скульптуры, фонтанов в аккуратном и ухоженном виде [11, л. 9]. Стоит заметить, что характер экспозиций дворцов-музеев, при условии их максимального приближения к исторической достоверности, на первый взгляд, не позволял в должной мере раскрыть туристам тему успехов социалистического строительства, как это могли бы сделать специально созданные музеи или учрежденные музейные отделы. Но в экскурсионном рассказе по мере открытия новых музеев и залов обогащалась тема возрождения и реставрации дворцово-паркового ансамбля. В разрабатываемых методических пособиях для проведения экскурсий давалась целевая установка охарактеризовать роль партии и правительства в деле сохранения наследия [12, л. 2]. Акцент на этом делается в статье «О задачах восстановления парков и парковых сооружений Петродворца. 1966 г.», в которой особо подчеркнута возможность показать расцвет советской науки и культуры путем демонстрации методов, принципов и результатов реставрационных работ [13, л. 2]. Постановление также предписывало «укрепить связь музеев с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, школами, учебными заведениями, творческими союзами, научными обществами. Развивать движение краеведов...» [14, с. 416]. В соответствии с этими распоряжениями на предприятиях, в школах района и города научными сотрудниками регулярно читались лекции, посвященные истории Петергофа и его окрестностей [5, л. 14; 11, л. 1], способствовавшие его популяризации среди ленинградцев. Также проводились занятия в краеведческих кружках школ Петродворца и занятия с экскурсоводами Городского экскурсионного бюро [15, л. 23].

В курс, заданный упомянутым документом, укладывалась распространенная в Петродворце практика проведения коллективных дней отдыха, например, в 1969 г. в течение сезона их было 10. Они были рассчитаны на группы трудящихся

конкретного предприятия или отрасли: рабочих Петродворцового часового завода, фабрики «Красное знамя», ленинградских строителей, трудящихся пищевой промышленности и др. Лейтмотивом этих дней становилась тема трудовых будней Ленинграда. Поэтому в рамках таких дней в парке проводилась демонстрация изделий предприятий, сопровождавшаяся выступлениями коллективов дворцов культуры им. Горького, Кирова, Крупской, клубов заводов и фабрик. Каждый выступающий рассказывал также и о роде своей деятельности [11, л. 6-7]. Кинофильмы, которые показывали на аллеях Нижнего парка, формировали представление о труде и досуге рабочих, например, такой прием был использован в 1969 г. во время проведения «Дня строителя» [11, л. 10].

Устоявшимся явлением для Петродворца стали организованные встречи с зарубежными творческими коллективами, на которые в 1969 г. приезжали «хор Дрезденского университета, молодежь Швеции, туристический поезд из Венгрии» [11, л. 6] и многие другие. Выступали многочисленные художественные коллективы из республик СССР: Украины, Прибалтики, Узбекистана и др. Преимущественно эти встречи были ориентированы на советских граждан и носили образовательно-развивающий характер.

Согласно отчету о политико-просветительской и культурно-массовой работе дирекции дворцов-музеев и парков Петродворца в летний период 1969 г., важную содержательную роль в организованных мероприятиях сыграла тема пропаганды международной и внутренней политики Советского государства. Каждую вторую пятницу месяца проводились беседы за круглым столом «У карты мира». В них участвовали ученые, занимающиеся вопросами международных отношений, делились опытом и впечатлениями путешественники, выступали писатели и поэты, выезжавшие в Англию, Францию, Польшу и другие страны, они рассказывали о достопримечательностях и встречах с трудящимися тех мест. Эти рассказы пользовались большой популярностью у слушателей [11, л. 6-7] и давали им представление о жизни в других государствах. Таким образом, Нижний парк становился площадкой для обмена культурным опытом. Советские туристы, приезжая в Петродворец, получали опосредованную возможность соприкоснуться с искусством и традициями других стран, с их общественным устройством.

Музей, как и в предшествующие десятилетия, был не только средством образовательного воздействия, но и местом отдыха, проведения свободного времени. В письме от 11 апреля 1966 г. главному архитектору Ленинграда

В. А. Каменскому директор Дворцов-музеев и парков Петродворца Е. И. Корчагина назвала Петродворец «лучшим в Ленинграде парком аттракционов» [16]. К этому времени в его состав входили аттракционы, точный перечень которых можно установить из штатного расписания Дирекции дворцов-музеев и парков г. Петрод-ворца на 1968 г.: детская карусель, качели, карусель на воде, колесо смеха, лопинги, комната смеха, воздушная карусель, виражные самолеты, цепочная карусель, ракетоплан, силомер «вытяжной» и молот, детская карусель, стрельба из лука [8, л. 12-17]. В зимнее время работали каток, лыжная база и лыжная горка [8, л. 8-9].

В заключение заметим, что культурный туризм в дворцах-музеях и парках Петродворца в период 1960-х гг. развивался в соответствии с государственной политикой. Все формы музейной работы (экскурсии, выставки, лекции, праздники) пропагандировали советский образ жизни. Сохранение культурного наследия и восстановление дворцов и парков Петродворца служило, с одной стороны, успешной демонстрацией достижений культурного строительства, с другой - способствовало активизации внимания иностранных туристов к отечественным музеям. Петродворец в этот период оставался не только городом-музеем, но и парком культуры и отдыха, удовлетворяя возросшие по сравнению с предыдущим послевоенным периодом потребности советских граждан в культурной рекреации.

Список литературы

1. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен, И. М. Косовой, А. А. Сундиевой. Москва: ВК, 2010. 676 с.

2. Колупанова И. А. Проблемы становления массового туризма в СССР в 1960-1970-е годы (на примере Западной и Восточной Сибири) // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2016. № 9 (174). С. 51-58.

3. Молодежь нашего района встала на трудовую вахту // Заря коммунизма. 1960. 28 янв., № 8 (1449).

4. Петров П. В. Восстановление дворцов и парков Петродворца в 1940-1950-е гг. // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2017. № 1 (30). С. 89-95.

5. Архив ГМЗ «Петергоф». Кабинет вспомогательных документов (КВД) 2334.

6. Архив ГМЗ «Петергоф». КВД 2313.

7. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. № 411 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» // Библиотека нормативно-правовых актов СССР: сайт. URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7088.htm (дата обращения: 22.05.2019).

8. Архив ГМЗ «Петергоф». Вспомогательный учет (ВУ)-7918ар.

9. Архив ГМЗ «Петергоф». КВД 2299.

10. Архив ГМЗ «Петергоф». КВД 2333.

11. Архив ГМЗ «Петергоф». ВУ-7929ар.

12. Архив ГМЗ «Петергоф». КВД 2347.

13. Архив ГМЗ «Петергоф». КВД 2352.

14. Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Москва, 1986. Т. 10. С. 416-417.

15. Архив ГМЗ «Петергоф». КВД 2308.

16. Архив ГМЗ «Петергоф». ВУ-7932ар.

References

1. Kaulen M. E. (ed.), Kosova I. M. (ed.), Sundieva A. A. (ed.) Museum business of Russia. Moscow: VK, 2010. 676 (in Russ).

2. Kolupanova I. A. Problems of mass tourism formation in USSR in 1960's-1970's (based on the example of West and East Siberia). Tomsk State Ped. Univ. bul. 2016. 9 (174), 51-58 (in Russ.).

3. The youth of our region took up a labor shift. Zarya kommunizma. 1960. 28 Jan., 8 (1449) (in Russ.).

4. Petrov P. V. Restoration of Peterhof palaces and parks in 1940-1950's: main trends and problems. Bul. of Saint-Petersburg State Univ. of Culture. 2017. 1 (30), 89-95 (in Russ.).

5. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. Cabinet of supporting documents (CSD) 2334 (in Russ.).

6. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. CSD 2313 (in Russ.).

7. Resolution of the Central Committee of the CPSU, Council of Ministers of the USSR and the All-Union Central Council of Trade Unions of May 30, 1969 № 411 «On measures for the further development of tourism and excursions in the country». Library of USSR regulatory legal acts: site. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7088.htm (accessed: May 22. 2019).

8. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. Auxiliary accounting (AA)-7918ar (in Russ.).

9. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. CSD 2299 (in Russ.).

10. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. CSD 2333 (in Russ.).

11. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. AA-7929ar (in Russ.).

12. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. CSD 2347 (in Russ.).

13. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. CSD 2352 (in Russ.).

14. Resolution of the Central Committee of the CPSU «On enhancing the role of museums in the communist education of the working people». CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. Мoscow, 1986. 10, 416-417 (in Russ.).

15. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. CSD 2308 (in Russ.).

16. Archive of the Peterhof State Museum-Reserve. AA-7932ar (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.