Научная статья на тему 'Культурный туризм как сфера социокультурных практик и среда обитания'

Культурный туризм как сфера социокультурных практик и среда обитания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
631
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURE / CORRELATION / TOURISM / CULTURAL TOURISM / CULTURAL ENVIRONMENT / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нгуен Куок Хынг

В статье раскрывается взаимосвязь культурного туризма, социокультурных практик, а также среды обитания. Методологической базой рассмотрения культурного туризма служит «средовой» взгляд на культуру. Его выделение стало возможным на базе сравнительных характеристик таких подходов в понимании культуры как «отраслевой», «академический», «художественный», «этнографический». В разработку концепции культурного туризма в средовом смысле положен различный характер интересов туристов: исторический, географический, художественный и такие подходы, как «технический» и «концептуальный», которые в наибольшей мере соотносятся со средовым процессом культуры. В связи с этим культурный туризм выступает деятельностью по выявлению и освоению культурных ценностей и благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL TOURISM AS A SECTOR OF SOCIO-CULTURAL PRACTICES AND HABITAT

The article presents the connection of cultural tourism, socio-cultural practices, as well as the environment. The methodological basis consideration of cultural tourism is «environmental» view of culture.its selection was possible on the basis of the comparative characteristics of such approaches in the understanding of culture as the «industry», «academic», «artistic», «ethnographic». The concept of cultural tourism in the environmental sense was based on the interests of different types of tourists: a historical, geographical, and artistic approaches such as «technical» and «conceptual», which is best correlated with environmental process culture. In this regard, cultural tourism stands to the identification and development of cultural values and benefits.

Текст научной работы на тему «Культурный туризм как сфера социокультурных практик и среда обитания»

УДК 008

Nguyen Quoc Hung. CULTURAL TOURISM AS A SECTOR OF SOCIO-CULTURAL PRACTICES AND HABITAT.

The article presents the connection of cultural tourism, socio-cultural practices, as well as the environment. The methodological basis consideration of cultural tourism is «environmental» view of culture.its selection was possible on the basis of the comparative characteristics of such approaches in the understanding of culture as the «industry», «academic», «artistic», «ethnographic». The concept of cultural tourism in the environmental sense was based on the interests of different types of tourists: a historical, geographical, and artistic approaches such as «technical» and «conceptual», which is best correlated with environmental process culture. In this regard, cultural tourism stands to the identification and development of cultural values and benefits.

Key words: culture, correlation, tourism, cultural tourism, cultural environment, social environment.

Нгуен Куок Хынг, канд. пед. наук, докторант ФГБОУ ВПО «Московский гос. университет культуры

и искусств», E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК СФЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК И СРЕДА ОБИТАНИЯ

В статье раскрывается взаимосвязь культурного туризма, социокультурных практик, а также среды обитания. Методологической базой рассмотрения культурного туризма служит «средовой» взгляд на культуру Его выделение стало возможным на базе сравнительных характеристик таких подходов в понимании культуры как «отраслевой», «академический», «художественный», «этнографический». В разработку концепции культурного туризма в средовом смысле положен различный характер интересов туристов: исторический, географический, художественный и такие подходы, как «технический» и «концептуальный», которые в наибольшей мере соотносятся со средовым процессом культуры. В связи с этим культурный туризм выступает деятельностью по выявлению и освоению культурных ценностей и благ.

Ключевые слова: культура, взаимодействие, туризм, культурный туризм, культурная практика, культурная среда, социальная среда.

I. Методологической базой рассмотрения культурного туризма в данной статье служит «средовой» взгляд на культуру.

II. Культурный туризм сегодня нередко рассматривается как вид пространственно-временной, досугово-созерцательной деятельности, находящийся вне целевой определенности. Очевидно, что такой подход не охватывает всего значения феномена культурного туризма. В частности, упускается из вида то, что культурный туризм это, прежде всего социокультурные практики и среда обитания людей, включенных в общетуристическую познавательную деятельность.

В современной культурологической и философской литературе в осмыслении и понимании культуры, применительно к туризму, есть две противоположные традиции, одну из которых можно назвать отраслевой, а другую - академической. В отраслевом понимании культура - это все, что создано человечеством, в отличие от того, что создано природой [1]. Не трудно заметить здесь скрытое средовое начало, которое «просвечивается» сквозь внешнюю отстраненность от нее.

«Отечественная практико-ориентированная традиция» связывает понятие «культура» прежде всего с художественной практикой, проблематикой духовного совершенствования личности. В западной научной традиции, которая приобрела характер «академизма» и в отечественной культурологи, реальный феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом (поведенческом, коммуникативном) и средовом смысле» [2, с. 29].

Отраслевой и «средовый» подходы к культуре позволяют ввести понятие «культурный туризм», посредством которого и происходит преобразование культуры как процесса - в продукт. Именно таким образом и было сформировано определение, предоставляющее культурный туризм «как идеальную арену, средовое пространство для исследования природы культурного воспроизводства» [1]. Это не противоречит и другим определениям культурного туризма: «потребление туристами искусства, художественного наследия, фольклора и целого ряда других проявлений культуры» [3, с. 84].

В разработку концепции культурного туризма в средовом смысле значительный вклад внесли исследования М. Драгиче-вич-Шешич, результатом которых явилась классификация культурного туризма, в основу которой положен характер культурных интересов туристов: исторические путешествия (путешествия в историю, путешествия-реконструкции исторических со-

бытий, религиозные путешествия, изучение исторического периода), географические путешествия (комплексные и специализированные), художественные путешествия (поездки, предпринимаемые в целях изучения какого-либо направления в искусстве и т.д.) [4].

Многообразие подходов к интерпретации культурного туризма делает весьма затруднительной попытку единственно правильного определения культурного туризма. В связи с этим более продуктивным представляется выделение двух основных подходов к рассмотрению анализируемого явления: технический подход; концептуальный подход.

Первый основан на описании типов дестинаций, привлекающих потоки культурного туризма, и, таким образом, представляет собой концепцию, основывающуюся на понятии культуры как продукта. Второй подход, напротив, стремится описать мотивы, лежащие в основе данного вида туризма, и объясняет стремление людей к посещению культурных объектов их желанием узнать что-либо новое о них. Таким образом, можно сделать вывод об ориентации этого подхода на средовый «процесс культуры». Интересно отметить в связи, с этим, что Европейская ассоциация по образованию в сфере туризма и отдыха особо подчеркивала в своих изданиях как ключевой аспект культурного туризма именно «элемент обучения» [5, с. 18].

Таким образом, культурный туризм обобщенно может быть охарактеризован как процесс ознакомления с «чужой» культурой и ее осмысления. В результате этого процесса личность вырабатывает свое «видение» иного и на этой основе развивает, расширяет круг своих познавательных интересов в отношении историко-культурных традиций, обычаев, нравов народов других местностей, наций и национальностей, т.е. всего того, что позволяет формировать культурную компетентность участника туристического процесса. С точки зрения средовой практики культурная деятельность здесь является, прежде всего, деятельностью по выявлению, сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, культурных благ.

Культурные блага при этом выступают как условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Важнейшими сферами культурной деятельности являются: памятники истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое пластическое, музыкальное искус-

ства, архитектура и т.д.; самодеятельное творчество и народные промыслы; эстетическое образование, художественное воспитание, педагогическая деятельность в этой сфере; международный культурный обмен; телевидение, радио, книгопечатание, библиотечное дело; виды деятельности, в результате которых создаются и сохраняются, а также осваиваются культурные ценности. Все это и составляет специфическое содержание культурной среды обитания.

Безусловно, каждая культура - это ценность, это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Культурный потенциал - это показатель, в какой-то мере, культурных ценностей. Во Вьетнаме культурный потенциал представлен широкой гаммой от архитектурных памятников до видов искусства, церемоний и обычаев.

Общенаучные определения понятия культуры и культурной направленности туристической деятельности относятся и к культуре Вьетнама как части культурного мира, среды и объекта туризма. Следует отметить, что культура сегодня не может существовать вне национальной средовой формы самовыражения. Являясь социальным организмом, социальной общностью, любая нация самостоятельно определяет свое культурное развитие. Но, несомненно, и влияние мировой культуры на это развитие. Национальные особенности сближают, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального средового окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы - это не суженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой «ассоциации», как говорил академик Д.С. Лихачев.

В современных условиях мир - это широкая картина сре-дового этнического многообразия, которое не уменьшается, а увеличивается, и тем самым идет обогащение всего человечества, развитие его цивилизованности. Можно утверждать, что потребность в культурном обмене, познании культурных ценностей других народов составляет одну из главных движущих сил туризма.

Понятие «культурные ценности» охватывает весьма широкий и разнообразный круг явлений. По характеру функциониро-

вания в средовом пространстве культурные ценности можно структурировать в два типа:

- культурные ценности, выступающие в виде предметов или результатов целенаправленной деятельности, материальных и нематериальных продуктов, существующих самостоятельно в качественно - количественном измерении;

- культурные ценности как показатель определенного уровня цивилизованности, характеризующие все сферы общественной жизни (культура труда, быта, поведения, потребления; культура речи, мышления, межличностных отношений и т.п.).

Культурные ценности первого типа являются специфической продукцией культурной отрасли. В своем «изготовлении» они проходят стадии, аналогичные процессам в материальной сфере, т.е. производство, распределение, обмен, потребление.

Культурные ценности второго типа являются непосредственным результатом освоения продуктов культуры обществом в целом и его отдельными членами. Иными словами, хотя этот результат, и не поддается измерению, но вполне очевидна реальная «отдача» от культуры, ее активного взаимодействия со всеми жизненными и производственными процессами.

Туризм - социально-экономическое явление, в настоящее время - целая отрасль, индустрия, занимающаяся организацией отдыха, эстетического и интеллектуального развития, экологического воспитания и познания окружающего мира. Услуги, связанные с обеспечением активного отдыха, составляют существенную часть потребляемых населением благ, ценностей, в том числе и культурных. Таким образом, естественен следующий вывод. Туризм с позиций культурной среды обитания предоставляет возможности для развития личности, расширения его познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности. Туризм, как среда жизнедеятельности, социокультурных практик, выполняет также функцию релаксации и рекреации человека, освобождает человека от чувства усталости, предоставляет возможность смены вида деятельности, обстановки и т.д. Все это говорит о том, что культурная направленность туризма как среды, представляет собой один из самых важных критериев туристской деятельности.

Библиографический список

1. Hospitality, Tourism and Leisure Management: Issues in Strategy and Culture. London, 1997.

2. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.

3. Орлова Э.А. Социальная (культурная) антропология. - М., 2005.

4. Драгичевич-Шешич, М. Менеджмент в области культурного наследия [Э/р]. - Р/д: http: www.culturalmanagement.ru/biblio/Nast.

5. Гордин, В.Э. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма / В.Э. Гордин, М.Д. Сущинская, И. Яцкевич //

Конвегренция культуры и туризма на пороге XXI века. - СПб., 2000.

Bibliography

1. Hospitality, Tourism and Leisure Management: Issues in Strategy and Culture. London, 1997.

2. Flier, A.Ya. Kuljturologiya dlya kuljturologov. - M., 2000.

3. Orlova Eh.A. Socialjnaya (kuljturnaya) antropologiya. - M., 2005.

4. Dragichevich-Sheshich, M. Menedzhment v oblasti kuljturnogo naslediya [Eh/r]. - R/d: http: www.culturalmanagement.ru/biblio/Nast.

5. Gordin, V.Eh. Teoreticheskie i prakticheskie podkhodih k razvitiyu kuljturnogo turizma / V.Eh. Gordin, M.D. Suthinskaya, I. Yackevich //

Konvegrenciya kuljturih i turizma na poroge xXl veka. - SPb., 2000.

Статья поступила в редакцию 29.10.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.