О.В. Лысикова
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПРАКТИКА ПОСТТУРИСТА
Рецензия на книгу: Smith M. K. Issues in Cultural Tourism Studies. London, New-York: Routeledge, 2003. 195p.
Автор книги «Исследования культурного туризма» Мелани К. Смит является старшим лектором кафедры менеджмента культурного туризма, директором магистерской программы по культурному туризму, мировому наследию, художественному и музейному менеджменту Гринвичского университета.
Данная книга является обобщающим трудом по существующим практикам и формирующимся тенденциям современного культурного туризма во всем многообразии его проявлений. Автор уделяет особое внимание методологическим основам изучения феномена культурного туризма, детально рассматривая концепции своих предшественников и коллег. Важным достоинством работы является широкий географический и этнографический охват туристских дестинаций, практикующих культурный туризм, причем М. Смит лично посещала все те местности, кейсы-описания которых представлены в работе.
Автором рассматривается культурный туризм в постсовременной перспективе. М. Смит пишет о многообразии форм и проявлений современного культурного туризма, среди которых особо выделяет городской туризм, посещение объектов мирового культурного наследия, фестивальный туризм, а также переселение в горы, пустыни или джунгли. Потенциал разнообразия культурного туризма велик, и сегодня очевидна потребность во всестороннем анализе различных аспектов его развития и управления. Отмечается дисбаланс в исследованиях признанных форм культурного туризма — по местам культурного наследия, региональный, городской, событийный, фестивальный туризм, и только входящих в академический дискурс форм, таких как популярный культурный туризм, альтернативный или этнический культурный туризм, культурный туризм рабочего класса в индустриальных и сельскохозяйственных областях, культурный туризм сексуальных меньшинств.
В первой главе «Структура изучения культурного туризма» речь идет о развитии туризма в постсовременной перспективе, где акцентируется внимание на опыте пост-
туриста, проводящего небольшое различие между культурой, досугом, туризмом, образом жизни. Он отдает предпочтение гиперреальности, моделированному миру образов. Для посттуриста не обретает своей должной ценности аутентичность туристских объектов, музейных экспонатов, собственного опыта. Здесь же рассматривается природа аттракций, которыми наслаждается посттурист и которые воплощают постсовременную эпоху туризма. Эти мысли М. Смит созвучны размышлениям Ж. Бод-рийяра, З. Баумана, Д. Маккенела, Дж. Урри. Процесс глобализации, характеризующийся сжатием времени и пространства, предоставляет все большему числу людей возможность путешествовать на все более далекие расстояния. Однако глобализация — процесс неравномерный и неравный. По мнению автора, рассуждения о глобальном туризме и глобальной культуре политически ангажированы. В первой главе актуализированы темы равенства возможностей, отношения между «мы» и «они», туризма как новой формы империализма. Автор приходит к выводу о том, что посттурист — дитя западного потребительского общества: он не обязательно является представителем глобальной индустрии туризма и не характеризует среднестатистического культурного туриста, для которого приоритеты и мотивация весьма дифференцированы.
Вторая глава «Реконцепция культурного туризма» посвящена анализу продукта культурного туризма, который находится в рыночном сегменте роста и нуждается в дифференциации определений, действий, типологий и потребителей. Автор заключает, что разнообразие социокультурных практик культурного туризма позволяет использовать многие типизации туристов или рассматривать их в рамках концепции ролевых игр и принятия множественных личностей.
В третьей главе «Воздействия культурного туризма» рассматривается влияние культурного туризма на развитие экономически отстающих стран и традиционных обществ. Автор принимает участие в дискуссии о том, до какой степени можно считать туризм новой формой империализма. В данной главе значительное внимание уделяется управлению социально-экономическими и социокультурными воздействиями туризма, возможным стратегиям менеджмента туризма. Однако границы туризма также имеют свои «пределы роста» и немногие регионы мира могут избежать его распространения. Сами же туристы пребывают в поиске все более отдаленных и изолированных уголков планеты: от «идеального» пляжа до полета в космос. Сохранить своих туристов предприятиям и дестинациям может помочь модернизация или диверсификация туристского продукта, улучшение собственного имиджа.
В четвертой главе «Культурный туризм в Европе: интеграция и самоидентичность» анализируется роль, которую играют инициативы культурного туризма в интеграции и сложном взаимодействии при формировании европейской, национальной, региональной и местной идентичностей. Содержание главы посвящено развитию культурного туризма в Европе. Сегодня европейское общество является мультикультурным и полиэтничным, что определяет особую важность разработки культурной политики, интерпретации и презентирования культуры и наследия. Многие страны Центральной и Восточной Европы все больше сосредоточены на культурном туризме как инструменте привлечения посетителей не только в городские центры, но и в отдаленные районы и сельские местности.
Пятая глава «Культурный туризм, интерпретации и теории» повествует о взаимоотношениях культурного туризма, процессов интерпретации и презентирования в контексте музейного дела и мирового культурного наследия. Развитие туризма может усиливать коммерциализацию или коммодификацию наследия, особенно если подлинность объекта соответствует анимационным целям. Автором подчеркивается необходимость инклюзивного подхода к интерпретации и презентации музейных собраний и выставок в туристских практиках, что сводило бы к минимуму эрозию традиционного коллекционного музейного собрания в рамках туристского спроса.
В шестой главе «Глобализация туристского наследия» рассматривается глобализация туризма по местам мирового наследия, в особенности в рамках расширения списка объектов мирового наследия; анализируются сложности поддержания баланса между созданием доступа для посетителей и сохранением целостности объекта; обсуждается понятие статуса объекта мирового наследия. Автор приходит к выводу, что на смену эстетизму как маркеру мировой художественной ценности приходит такой индикатор политического, социального и культурного значения объекта как историчность: это понятие все чаще используется для обозначения и описания объектов мирового наследия.
В седьмой главе «Региональный культурный туризм» исследуется положение аборигенов в разнообразии антропологических и географических контекстов, оценивается степень, в которой культурный туризм может стать эффективным инструментом их развития. Также обсуждается потребность в инициативах в отношении культурного туризма, основанных на местных сообществах. Предоставлен обзор тех мер, которые необходимо предпринять, чтобы поощрять и поддерживать местное население в управлении и распоряжении туристскими центрами и ресурсами.
Восьмая глава «Выставки, фестивали и культурный туризм» раскрывает способы выражения этническими группами их культуры и идентичности, а также сложную взаимосвязь искусства и туризма, где последний может служить либо компромиссом артистической целостности и качества, либо воздействовать на подлинность исполнения. Альтернативным вариантом является помощь туризма в оживлении артистических традиций, что приводит к новым синтезированным формам творческого самовыражения. В главе также рассматриваются проблемы доступности и демократичности культурного туризма. Особый акцент делается на фестивалях, карнавалах, мероприятиях событийного туризма, которые представлены вниманию широкой публики: и местным жителям, и туристам.
Девятая глава «Культурный туризм и возрождение города» посвящена такому социальному явлению, как городская регенерация, и той роли, которую играет в этом процессе культурный туризм. Автор пишет о развитии культурных кварталов как катализаторов социально-экономического развития, улучшения внешнего имиджа города посредством развития культурного туризма. Речь идет, главным образом, о европейских индустриальных городах, промышленная отрасль в которых сокращается, а культура и туризм рассматриваются как инструменты компенсации и стимулирования диверсификации экономики. Особое значение автор уделяет преобразованию и обновлению существующих в городах центров туризма, досуга и отдыха:
важно не следовать единому стандарту развития, используя уникальность социальной истории каждого города. Поскольку развитие туризма ориентировано на самобытность и культурное разнообразие, то и отличительные характеристики мест и объектов необходимо сохранять, воссоздавать, созидать.
Автором анализируется опыт совместной работы Британского управления по туризму с региональными правлениями по искусству в целях продвижения искусства и культурного туризма, что позволяет расширять аудиторию, поддерживать ее интерес к вопросам культуры и искусства, получать доход от туризма и финансировать искусство в отдаленных регионах и сельских районах. М. Смит ссылается на европейский опыт, когда развитие культурного туризма способствует субсидированию процессов сохранения и защиты объектов культурного наследия. Необходимость защиты окружающей среды и признание единой стратегии сохранения мирового культурного наследия актуализируют сотрудничество между предприятиями сферы туризма и организациями, призванными охранять культурное наследие на всех уровнях от местных локальных до мировых объектов культурного наследия. В монографии отмечается, что на международном уровне постоянно растет интерес к развитию регионального и местного культурного туризма, который при условии эффективного управления является средством возрождения или укрепления традиций и самоидентичности местных общин, что справедливо в отношении многих общин в Австралии, Новой Зеландии, Северной Америке, и некоторых регионов Азии, Центральной и Южной Америки.
В завершение анализа содержания монографии Мелани К. Смит «Исследования культурного туризма» сделаем ряд выводов.
Во-первых, исследование проблем в рамках культурного туризма требует использования междисциплинарного подхода, который приобретает свои четкие очертания при выборе предмета исследования. Исследования современного культурного туризма могут быть осуществлены с использованием ряда социальных теорий. Комплексное решение научной проблемы обусловливает селективное применение положений следующих из них: теория социальных действий, социальных изменений, социальной мобильности, теория социальных фактов, социального контроля; теория структурного функционализма; теория аномии, явных и латентных функций; критическая социальная теория; радикальная постмодернистская социальная теория; теория глобального общества; теория социальной мобильности.
В-вторых, проблемы взаимодействия культуры и туризма, культурные траектории современного туризма служит структурой для анализа построения идентичности и мультикультурализма. Социокультурные практики современного туризма, развивающегося в контексте мировых глокальных процессов, дают возможность системно проанализировать и наметить пути позитивной практической реализации его явных и скрытых возможностей.
В-третьих, в ведущих западных странах в качестве средства получения идентичности и престижа рассматриваются главным образом потребление и «показные ценности» — социально сконструированный престиж. Они становятся более важными, чем «потребляемые ценности» или «обменные ценности». В частности, М. Саруп
считает, что рыночные отношения предлагают инструменты, создающие идентичность, посредством которых каждый может следовать принципу «сделай себя сам». Ж. Бодрийяр полагает, что индивиды загнаны в своеобразную ловушку — мир образов или «гиперреальности», создаваемой, главным образом, телевидением и СМИ, где вымысел и реальность практически неразличимы. Сфера туризма относится к тем областям жизнедеятельности, где мифы, фантазии, «гиперреальность» и моделируемое поведение клиентов максимально используется агентами.
В-четвертых, туризм в современных исследованиях рассматривается как одна из наиболее влиятельных мировых индустрий, и она является преимущественно западным явлением, где единственная роль, которая отводится «периферийным» странам — это принимать, а не генерировать. Многие теоретики описывают туризм как новую форму империализма. Так, М. Саруп описывает путешествия и туризм в менее развитые страны, используя термины «свои» и «другие». Туризм — явление физическое и метафорическое. Путешествие — это метафора, потому что оно относится к перемещению из знакомого центра к экзотической периферии. Туризм — это также метафора при рассмотрении его с западной точки зрения. Материально обеспеченные люди получают удовольствие от наблюдения за экзотикой, за различиями между ними и «другими». По мнению М. Смит, путешествие становится все более распространенным способом обнаружения собственной идентичности.
В-пятых, социокультурные практики туризма сегодня интенсивно меняют картины мирового развития. В истории туризма наступает новый период «культурных путешествий» (cultural travel). Эволюция туризма с его универсальным опытом может быть осмыслена как путь от путешественника к туристу и снова к путешественнику, но уже качественно иному. Современный туризм является формой самореализации и самоутверждения человека, возникшей в синтезе индивидуальных восприятий и коллективного опыта. Человек, вернувшийся из путешествия, иначе, чем прежде, воспринимает привычный для него повседневный мир; новые знания, ощущения, представления в своей количественной совокупности приводят к качественным мировоззренческим изменениям.
В городе Саратове 19-25 сентября 2008 г. прошли Вторые всемирные Дельфийские игры, которые являются реальной практикой культурного туризма в таких видах, как событийный и фестивальный туризм. С одной стороны, творческие и зрелищные события, приобретая популярность, становятся периодическими, к которым люди готовятся и с нетерпением ждут, с другой стороны, с наиболее выгодной стороны характеризуют город и регион, взявшие на себя его организацию, реализующие функции гостеприимства и туризма, что призвано формировать имидж дести-нации.
На наш взгляд, именно Дельфийские игры в контексте развития культурного туризма являются одновременно и традицией, и инновацией, к которой сохраняется устойчивый интерес участников, организаторов, местных жителей, туристов. Во время проведения Дельфийских игр местные жители и туристы погружаются в высококонцентрированную атмосферу художественного творчества. Мы разделяем мнение М. Смит о том, что искусство представляет собой чрезвычайно важный ком-
понент туристского продукта, а культурный туризм основан на опыте, в соответствии с которым туристы становятся вовлеченными в творческий процесс, они стимулируемы представленными им мероприятиями. Туризм может качественно улучшать процессы организации и проведения игр, фестивалей, конкурсов, выставок, придавая им эстетичность и внося их в историческую летопись города. Фестивали и праздничные события играют важную роль в развитии культурного туризма. Они более доступны для массового зрителя, поскольку проводятся на открытых площадках, предлагают возможность выбора и воспринимаются как живой искренний праздник, воодушевляющий на собственное творческое самосовершенствование.
В целом выводы и наблюдения М. Смит являются авторитетным подтверждением идеи о необходимости и целесообразности эффективного сотрудничества представителей властных структур, бизнес-сообщества, науки, образования, культуры с целью развития регионального туризма, что крайне важно для российских регионов, и, в частности, Саратовского Поволжья. Содержание книги побуждает сконцентрировать внимание и усилия на развитии местного культурного туризма.