Научная статья на тему '"культурный панславизм" И. В. Каменского'

"культурный панславизм" И. В. Каменского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНСЛАВИЗМ / PAN-SLAVISM / "КУЛЬТУРНЫЙ ПАНСЛАВИЗМ" / "CULTURAL PAN-SLAVISM" / И.В. КАМЕНСКИЙ / I.V. KAMENSKY / "СЛАВЯНСКИЙ ВЕК" / "SLAVIC CENTURY"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болдин Владимир Алексеевич

Статья посвящена феномену возрождения панславизма в конце XIX начале XX в. и в частности социально-политическим взглядам активного участника славянского движения И.В. Каменского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Болдин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Cultural Pan-Slavism" in the interpretation of I.V. Kamensky

The article is devoted to the phenomenon of revival of Pan-Slavism in the late XIX early XX century, and in particular to social and political ideas of the active Slavic movement's member I.V. Kamensky.

Текст научной работы на тему «"культурный панславизм" И. В. Каменского»

В.А. БОЛДИН аспирант кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

«Культурный панславизм» И.В. Каменского

Конец XIX - начало XX в. - переломная эпоха в мировой истории. К началу нового столетия европейская цивилизация находилась, с одной стороны, в условиях жесточайшего социокультурного и духовного кризиса, вызванного переосмыслением всех ранее преобладавших в обществе ценностей и взглядов, а с другой - в фазе своего небывалого подъема и развития. Процесс поиска эффективных путей развития общества, формирования новых идентичностей, рождения идейно-политических концептов, способных дать ответы на вызовы эпохи, не обошел стороной и Россию, где на рубеже столетий вновь возрождается интерес к идеологии панславизма.

Необходимо отметить, что идеологии панславизма этого периода, а также социально-политическим взглядам активного деятеля славянского движения И.В. Каменского в современной литературе уделяется мало внимания, именно этим и обусловлена теоретическая и практическая актуальность данной работы.

Наиболее полное и емкое определение панславизма дал А.А. Ширинянц: «Панславизм есть идейно-политический комплекс, включающий разнообразные доктрины, теории, концепции и идеи, во главу которых была поставлена задача взаимного сотрудничества и единства действий в культурном и/или политическом отношениях родственных (по крови, языку, религии, бытовой

культуре, исторической памяти, территории) славянских и близких

~ 1

им народов и народностей» .

После Берлинского конгресса (1878 г.), не оправдавшего надежд панславистов на полное освобождение славянских народов на Балканах, интерес к идеологии панславизма постепенно угасал. Однако уже к концу столетия исторические события в Европе вновь поставили на повестку дня «славянский вопрос». Именно на этом фоне в 1892 г. в Санкт-Петербурге складывается «славянофильский студенческий кружок» «Славянская беседа», одним

* Болдин Владимир Алексеевич, e-mail: [email protected]

1 Ширинянц А.А., Мырикова А.В. Введение к исследованию истории и идеологии панславизма XIX века / Под ред. А.А. Ширинянца. М., 2010, с. 11.

из основателей которого выступил будущий видный идеолог «культурного панславизма» Илья Владимирович Каменский (родился в 1875 г., дата смерти неизвестна). Члены кружка ставили перед собой задачу объединять студентов высших учебных заведений для «научных собеседований по славянским делам», а также выработать «новое славянское мировоззрение», способное отвечать на вызовы эпохи1.

После распада «Славянской беседы» в 1902 г. И.В. Каменский активно включился в деятельность нового журнала «Славянский век» (1900-1904 гг.), издававшегося в Вене Д.Н. Вергуном (18711951). Журнал «Славянский век», позиционировавший себя как «всеславянский орган для выяснения и защиты славянских культурных интересов, распространения русского языка и для поощрения торговых сношений между Россией, Австро-Венгрией и Балканским полуостровом», был на тот момент единственной площадкой, где молодые слависты и деятели славянского движения могли обсуждать наиболее злободневные вопросы, стоявшие перед «славянством». Именно на страницах «Славянского века» И.В. Каменский2 публикует свои основные работы, ставшие своеобразной политической программой и квинтэссенцией взглядов сторонников идей «всеславянства» в начале XX в.

Ключевой для понимания взглядов Каменского и сторонников «нового славянского возрождения» является статья «Тезисы панславизма», опубликованная в январе 1903 г. и сразу вызвавшая оживленные дискуссии в лагере панславистов.

Основными задачами современных панславистов, с точки зрения Каменского, были «выработка общеславянской культуры, усиление взаимодействия славянских народов друг с другом, а также накопление и беспрестанный обмен духовными и материальными благами»3.

В статье «Тезисы панславизма» И.В. Каменский выдвигает и конкретный список целей и задач, которыми должна руководствоваться будущая «младославянская» партия: «а) всестороннее развитие каждой отдельной личности и обеспечение ее материального и духовного счастья; б) возможное расширение свободы личности, т. е. до таких пределов, которыми не разрушалась бы жизнь всего общества; в) равноправность сословий как в общественной, так и в государственной жизни; г) равновесие между правами и обязанностями у должностных лиц; д) всеобщая грамотность, как необходимое условие правильной общественной жизни; е)

См.: Прокудин Б.А. Идея славянского единства в политической мысли России XIX века / Под ред. А.А. Ширинянца. М., 2007, с. 90.

2 Часто работы Каменского публиковались под псевдонимом «Панславист».

3 Каменский И.В. Тезисы панславизма // Славянский век: Всеславянский орган, 1903, вып. 59, с. 323-324.

надлежащая постановка и беспристрастное мирное решение рабочего, женского, школьного и иных общественных вопросов и нужд; ж) скорейшее разоружение, до возможно меньших размеров, громадных армий, поглощающих большую часть государственных доходов, и употребление освобождающихся таким образом средств на поднятие экономического благосостояния славянских народов; з) возможно большая полнота и разнообразие в проявлениях бытовой жизни славянских народов»1.

Каменский со своими единомышленниками не оставили без внимания вопрос о политическом объединении славянских народов. Тем не менее в программе Каменского звучат достаточно осторожные предложения. Так, например, с его точки зрения «желательно, чтобы связь между славянскими народами была не только культурная, но и политическая». Для этого Каменский предлагает создание «всеславянской думы для обсуждения и решения дел». Формировалась бы она по принципу пропорционального представительства каждого славянского народа в зависимости от количества населения2. При этом автор не ставит никаких конкретных политических целей перед союзным парламентом, а говорит лишь о необходимости достижения «целей панславизма в культурном отношении».

Относительно своей программы Каменский был убежден, что она нисколько не противоречит истинному славянофильству, что в ней нет мистицизма старой славянофильской школы, с одной стороны, а с другой - нет той нетерпимости ложных славянофилов (иначе «квасных патриотов»), которая может быть выражена тремя словами: «обрусить», «оправославить», «обюрократить». Это равносильно, по мнению таких людей, понятию «осчастливить»3.

Б.А. Прокудин следующим образом оценивает статью «Тезисы панславизма»: «Автор формулирует демонстративно нейтральную в политическом отношении программу. Даже рабочим языком славянских встреч Каменский предлагает сделать французский. Ему приходится оправдываться и открещиваться от «квасных патриотов» консервативного толка, и даже от Пушкина»4. Все это лишний раз подтверждает намерения Каменского и его соратников по «Славянскому веку» сформировать новый, положительный образ панславистской идеи в глазах, прежде всего, западных и южных славян.

Концептуальное значение для понимания эволюции взглядов русских культурных панславистов имеют очерки И.В. Каменского «Панславизм, пангерманизм и панроманизм в ХХ веке», посвящен-

1 Каменский И.В. Тезисы панславизма // Славянский век: Всеславянский орган, 1903, вып. 59, с. 323-324.

2 См. там же.

3 Там же, с. 324.

4 Прокудин Б.А. Указ. соч., с. 92-93.

ные участникам Гаагской мирной конференции (1899 г.). В них нашли отражение ключевые тенденции освещения общественно-политических проблем через призму «нового славянского мировоззрения».

В результате анализа исторической жизни европейских народов Каменский приходит к выводу, что европейским странам для процветания, достижения «естественного равновесия» и снижения милитаризма необходимо стремиться к культурному, а если будет возможность, и к «политическому единению трех союзов одноплеменных государств: Романских, Германских и Славянских народов»1.

По мнению Каменского, усложнение социального, политического, экономического и культурного контекста привело к тому, что в современном мире невозможно апеллировать категориями первых «западников» и «славянофилов». Мир изменился, а с ним изменилась и культура народов Европы. Нравственный и социально-политический космополитизм повсюду проник в верхние слои общества. Поэтому лишь сближение и федеративное соединение по этнографическому принципу родственных наций позволит достигнуть братства, равенства и свободы в культурно-материальной и культурно-социальной жизни.

Тем не менее Каменский предупреждает, что культурное сближение ни в коем случае не должно носить насильственный характер. Так, за излишнее «давление» Каменский жестко критикует политику русского правительства в Польше, откровенно называя ее «неславянской»2.

Вообще с точки зрения Каменского, политическая карта Европы должна подлежать полному пересмотру, так как ее нынешнее состояние не соответствует ходу исторического развития. Так, например, Галицкая Русь должна отойти России, а левую часть Царства Польского стоило бы отдать будущему «Польскому штату в составе Австрийской федерации». Это способствовало бы снятию вражды между двумя братскими народами - русскими и поляками, а в дальнейшем и созданию двух одинаково сильных «славянских великанов» - России, «содержащей в своих недрах» финнов, грузин, армян, татар, и «Средне-Европейского имперского союза, состоящего из славян бывшей Австро-Венгерской империи, Греции, Румынии Венгрии, Албании». Дипломатическим и коммерческим языком будущего двойственного союза, безусловно, должен стать русский язык, а малые славянские народы должны будут жить в союзе с Россией, не боясь в то же время быть поглощенными ею. Между тем в Европе к тому времени сложился бы «Двойственный Романо-Германский Союз»3.

1 Каменский И.В. Панславизм, пангерманизм и панроманизм в ХХ в. Посвящается участникам Гаагской мирной конференции. Одесса, 1902, с. 9.

2 Там же, с. 51-52.

3 См. там же, с. 50-52.

Подводя итоги рассмотрению эволюции взглядов культурных панславистов в конце XIX - начале XX в. можно выделить несколько их особенностей. Во-первых, стремление придать панславизму научный характер и объяснить мотивы неизбежного объединения славянских народов универсальными историческими и социологическими законами. Во-вторых, крайнюю размытость и утопичность политических проектов панславистов. В-третьих, все более смещающийся акцент на экономическое сотрудничество славянских народов и усиление торговых сношений между славянскими землями как залог успешного развития. Последняя идея во многом стала основополагающей для эволюции взглядов сторонников «славянской солидарности» и предопределила развитие панславизма в начале XX в.

В заключение следует отметить, что несмотря на попытку переосмысления идейных основ панславизма И.В. Каменский никогда не отрицал преемственность взглядов теоретиков культурного направления в русском панславизме . Более того, он был категорически против «русофобских» трактовок панславизма как орудия «царской политики». Хотелось бы подчеркнуть, что работы И.В. Каменского наиболее точно передают трансформации в идеологии панславизма на рубеже эпох. Многие проблемы, затронутые автором на страницах журнала «Славянский век», носили пророческий характер, и во многом их игнорирование и привело в дальнейшем к кровавому событию, изменившему судьбы миллионов людей - Первой мировой войне.

Болдин В.А. «Культурный панславизм» И.В. Каменского.

Статья посвящена феномену возрождения панславизма в конце XIX - начале XX в. и в частности социально-политическим взглядам активного участника славянского движения И.В. Каменского.

Ключевые слова: панславизм, «культурный панславизм», И.В. Каменский, «Славянский век».

Boldin V.A. «Cultural Pan-Slavism» in the interpretation of I.V. Kamensky. The article is devoted to the phenomenon of revival of Pan-Slavism in the late XIX - early XX century, and in particular to social and political ideas of the active Slavic movement's member I.V. Kamensky.

Keywords: Pan-Slavism, «cultural Pan-Slavism», I.V. Kamensky, «Slavic Century».

1 Подробнее о классификации русского панславизма cм.: Ширинянц А.А. Русский хранитель: политический консерватизм М.П. Погодина. М., 2008, с. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.