Научная статья на тему 'Культурный облик выпускников кадетских корпусов чиновников орловской губернии второй половины XIX начала ХХ вв'

Культурный облик выпускников кадетских корпусов чиновников орловской губернии второй половины XIX начала ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ЧИНОВНИК / ДОСУГ / OFfi CER / CULTURAL CHARACTER / CADET / LEISURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минаков А. С., Боев М. Ю.

В статье рассматриваются условия воспитания чиновников Орловской губернии, бывших воспитанников российских кадетских корпусов, существенно повлиявших на формирование их культурных запросов. Анализируется социокультурная среда типичного губернского города, популярные досуговые культурные мероприятия и степень вовлеченности в них орловских чиновников. Делается вывод о том, что разностороннее культурное воспитание служащих, бывших кадетов, которому в корпусах уделялось особое внимание, обуславливало выбор высоконравственных форм и видов проведения досуга, что, в целом, существенно влияло на формирование достойного культурного облика орловского чиновника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL ASPECTS OF MILITARY SCHOOLS GRADUATES THE OREL PROVINCE OFFICIALS IN THE SECOND HALF OF XIX EARLY XX CENTURIES

The article examines the conditions of education of the Oryol province offi cials, the former pupils of Russian military schools, that had great infl uence on the formation of their cultural needs. The issue analyzes the social and cultural environment of a typical provincial town, popular recreational and cultural activities and the degree of participation of the Oryol offi cials in them. It is concluded that the diversifi ed cultural education of the offi cials, former cadets that was given special attention to determined a choice of high moral forms and types of leisure activities. That in general, had signifi cant infl uence on the formation of the cultural identity of the offi cials of Oryol province.

Текст научной работы на тему «Культурный облик выпускников кадетских корпусов чиновников орловской губернии второй половины XIX начала ХХ вв»

12. Inostrannoe obozrenie. Vestnik Evropy 1908; 4: 837-850.

13. Inostrannoe obozrenie. Vestnik Evropy 1908; 10: 813-824.

14. Lippmann W. Public Opinion / translated from English T.V. Barchunova. Moscow: Institute of the Fund "Public opinion", 2004.

15. LihtenberzheA. Modern Germany / translated from French N. Popova. Moscow: Publishing M. and S. Sabashnikovyh, 1914.

16. Ludtke A. History of everyday life in Germany: New Approaches to the Study of Labor, War, and the power / translated from English and German K.A. Levinson et al. Moskow: ROSSPEN, German Historical Institute in Moscow, 2010.

17. SukennikovM. Berlin daily newspapers. Vestnik Evropy 1900; 8: 541-585.

УДК 913КР.ОРЛ.ОБЛ. «ИСТОРИЯ»+ 94(47)083:378.013.43

А.С. МИНАКОВ

доктор исторических наук, профессор, директор Орловского краеведческого музея E-mail: [email protected] М.Ю. БОЕВ

кандидат исторических наук, проректор по дополнительному образованию и воспитательной работе Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

UDC 913KP.OP.fl.OE.fl. «HCTOPHfl»+ 94(47)083:378.013.43

A.C.MINAKOV

doctor of Historical Sciences, Professor, director of Oryol

museum of regional E-mail: [email protected].

M.Y. BOEV

candidate of Historical Sciences, Vice President for additional education and education work of Oryol state

university E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ВЫПУСКНИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ - ЧИНОВНИКОВ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

THE CULTURAL ASPECTS OF MILITARY SCHOOLS GRADUATES - THE OREL PROVINCE OFFICIALS IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES

В статье рассматриваются условия воспитания чиновников Орловской губернии, бывших воспитанников российских кадетских корпусов, существенно повлиявших на формирование их культурных запросов. Анализируется социокультурная среда типичного губернского города, популярные досуговые культурные мероприятия и степень вовлеченности в них орловских чиновников. Делается вывод о том, что разностороннее культурное воспитание служащих, бывших кадетов, которому в корпусах уделялось особое внимание, обуславливало выбор высоконравственных форм и видов проведения досуга, что, в целом, существенно влияло на формирование достойного культурного облика орловского чиновника.

Ключевые слова: культурный облик, кадетский корпус, чиновник, досуг.

The article examines the conditions of education of the Oryol province officials, the former pupils of Russian military schools, that had great influence on the formation of their cultural needs. The issue analyzes the social and cultural environment of a typical provincial town, popular recreational and cultural activities and the degree of participation of the Oryol officials in them. It is concluded that the diversified cultural education of the officials, former cadets that was given special attention to determined a choice of high moral forms and types of leisure activities. That in general, had significant influence on the formation of the cultural identity of the officials of Oryol province.

Keywords: cultural character, cadet, officer, leisure.

Система воспитания кадетских корпусов оказывала большое влияние на формирование культурных потребностей воспитанников. Материалы исторических источников красноречиво демонстрируют, как проявлялись во время службы выпускников в провинции заложенные в годы учебы традиции и ценности.

Одновременно с уроками по различным учебным предметам заметное место в педагогической деятельности корпусов занимали так называемые обязательные

внеклассные занятия. Кроме физической и строевой подготовки они включали обучение воспитанников танцам, музыке и пению. Безусловно, обучение кадетов танцам было легче наладить в столичном и московском кадетском корпусе, чем в провинциальном. Там к преподаванию привлекались артисты императорских театров, причём иногда довольно видные. Так, например, в 1-ом кадетском корпусе учителями танцев служили очень популярные в своё время танцоры С.И. Лукьянов

© А.С. Минаков, М.Ю. Боев © A.C. Minakov, M.Y. Boev

07.00.00 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 07.00.00 - HISTORICAL SCIENCES

и И.Н. Кусов, впоследствии преподававшие в театральном училище [5, с. 154]. В Александровском кадетском корпусе «уроки танцования» вели многие представители балетной династии Облаковых [8, л.351-158]. Конечно, найти таких специалистов в Орле или где-нибудь в Пскове было не просто. Тем не менее, во всех без исключения корпусах удавалось привить воспитанникам, как пишет разработчик программы внеклассных занятий для кадетских корпусов А. Д. Бутовский, ощущение «ритмической стороны движения» и понимания «эстетических условий исполнения» [1, с.10]. В Орловском Бахтина кадетском корпусе, выпускники которого служили и в Орловской губернии, «кадетам преподавались танцы, на которых они изучали танцевальные па, попеременно выступая то в роли кавалера, то в роли дамы» [12, с. 31].

Обучение воспитанников музыке и пению производилось в соответствии с рекомендациями Главного управления военно-учебных заведений. В двух младших классах еженедельно выделялось по 2 часа на «первоначальные упражнения» и изучение «элементарной теории музыки». Учащихся знакомили с творчеством наиболее выдающихся композиторов, «ставили голоса» и т.д. С 3-его и до 7-го класса включительно раз в неделю воспитанники пели хором поклассно в течение одного часа. Кроме того, создавался общекорпусный хор. Конечно, директора отдельных корпусов старались отобрать в него наиболее способных учеников из всех классов. Однако Главное управление подвергло эту практику критике, считая, что привлекать к пению нужно «по возможности большее число детей».

Кроме «обычного» хора в каждом корпусе создавался ещё и церковный. Он был, как правило, уже по составу, в него включались только кадеты, обладающие красивыми звучными голосами, а также выдающимися музыкальными способностями. Создавались в корпусах, наряду с хорами, и оркестры. Как правило, их было два: струнный и духовой. Отметим, что для воспитанников, проявивших особую склонность к музыке, специально приглашались преподаватели, обучавшие их игре на различных инструментах. Мемуарные источники позволяют сделать вывод, что отдельные наиболее способные воспитанники даже приобщались к самостоятельному музыкальному творчеству. Так М.А. Зайцев в своих мемуарах пишет, что в корпусе «не проходило ни одного выпуска, чтобы в нём не было написано пары музыкальных произведений: выпускной вальс и марш» [3, с. 12]. Таким образом, большинство кадет удавалось увлечь музыкой и даже музыкальным творчеством.

На протяжении всех лет пребывания кадет в корпусе им прививался интерес к чтению. В каждом кадетском корпусе существовали главная библиотека заведения и ротные библиотечки, подбор книг для которых осуществлялся строго в соответствии со списками, утверждёнными Главным управлением военно-учебных заведений. Кроме того, каждому офицеру-воспитателю вменялось в обязанность регулярно читать своим подопечным книги и обсуждать с ними их содержание, для чего ежедневно выделялось определённое время.

Свою оценку воспитательного чтения в кадетских корпусах дал великий князь Константин Константинович, возглавлявший с 1890 г. военно-учебное ведомство. По его мнению, «воспитанники втянулись в это занятие и полюбили его» [Цит. по: 5, с. 207]. В начале XX в. в средних военно-учебных заведениях был организован выпуск литературных журналов, в которых воспитанники могли помещать свои прозаические и поэтические произведения. Журналы издавались с целью развития художественного вкуса, формирования у кадетов способностей облекать свои мысли в литературную форму. К 1910 г. литературные журналы издавались во всех кадетских корпусах.

«Инструкция по воспитательной части» 1886 г. рекомендовала служившим в кадетских корпусах педагогам всемерно содействовать «возможному развитию в воспитанниках <...> любви и вкуса к прекрасному и возвышенному в природе и искусстве» [4, с. 25]. Именно цели эстетического воспитания служили регулярно проводившиеся в корпусах экскурсии. В губернских корпусах, где было меньше возможностей посещать музеи, художественные выставки, экскурсии представляли воскресные дальние прогулки в живописные пригороды, знакомство с архитектурными памятниками. В столичных корпусах кадеты регулярно совершали экскурсии в Эрмитаж, Русский музей, Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Александро-Невскую лавру, Морской музей, Музей Главного интендантского управления, Музей Императорской Академии наук и т.д. [9, л. 1-12об.; 10, л. 45-102об.; 11, л. 85-196]. Одновременно с этим, согласно Циркуляру Главного управления военно-учебных заведений от 8 февраля 1885 г., воспитанники могли посещать театры, цирки, концерты, но только в сопровождении воспитателей, а во время отпусков - старших родственников.

Всё вышесказанное, безусловно, способствовало формированию определённых эстетических и культурных потребностей у кадет, которые по различным причинам оставили военную службу, став чиновниками гражданского ведомства, что отразилось и на содержании их досуга. Рассмотрим данный вопрос на примере службы бывших кадетов в Орловской губернии.

С давних пор важную роль в жизни горожан играла Русская Православная Церковь. Влияние церкви как на общественную жизнь, так и на повседневный быт орловцев в рассматриваемый период, продолжало оставаться сильным. Все население, как правило, неукоснительно совершало все предусмотренные русской православной церковью обряды. Значительное место в быту горожан занимали религиозные праздники.

Излюбленным местом отдыха жителей Орла, начиная со второй половины XIX в., становится городской общественный сад. Прогулка в саду считалась в городе своего рода «выходом в свет». Поэтому это заставляло горожанина обращать особое внимание на свои одежду, обувь, манеры поведения, походку и др. Прогуливаясь по аллеям городского сада, орловцы беседовали друг с другом, раскланивались со встречными знакомыми. «Наш сад представляет собой единственное место, где

сосредотачивается орловская общественная жизнь», -писал в своем дневнике наш замечательный земляк, известный писатель Л.Н. Андреев [Цит. по: 2, с. 14]. Большой популярностью среди горожан в зимнее время пользовались катания на санях. Они обычно начинались накануне Нового года и продолжались до прощеного дня масленицы. В основной массе в катаниях принимали участие молодожены и барышни «на выданье» в сопровождении своих матерей. В Орле народные катания проходили в основном вдоль Московской улицы [7, с. 80-81].

Большое влияние на повышение культурного уровня чиновников, бывших кадет оказывали многочисленные концерты гастролировавших в Орле музыкантов. Восторженные реакции орловской публики вызвало выступление известного польского пианиста Иосифа Гофмана. Значительным событием в культурной жизни Орла стал концерт крупного скрипача-виртуоза Яна Кубелика, который состоялся в ноябре 1909 г. Особое место в музыкальной жизни жителей Орла занимали гастроли выдающихся русских певцов Ф.И. Шаляпина 21 ноября 1901 г. и Л.В. Собинова в октябре 1910 г.

На рубеже XIX - ХХ вв. орловский театр, имевший к тому времени десятилетние традиции, становится

для орловского чиновничества общественным явлением, несущим эстетические и воспитательные функции. Театр старался удовлетворить вкусы как тонких ценителей сценического искусства, так и менее взыскательного зрителя.

В 1890-е гг. к числу мест проведения культурного досуга орловцев добавляется кинематограф. Репертуар кинематографа был не слишком разнообразным: хроники коронационных торжеств 1896 г., сюжет из путешествия Николая II по Европе. Демонстрировались и популярные короткометражные фильмы - «Любительский концерт», «Клоуны», «Бой быков», «Прибытие поезда» [6]. Популярность этого нового вида искусства росла так быстро, что к 1910-м гг. в Орле уже функционировало четыре кинотеатра «Парижский», «Гранд-электро», «Олимп», «Мираж».

Несомненно, служебная занятость не оставляла чиновникам большого количества свободного времени. Тем не менее, разностороннее культурное воспитание чиновников, бывших кадетов, которому в корпусах уде -лялось особое внимание, обуславливало выбор высоконравственных форм и видов проведения досуга, что в целом существенно влияло на формирование достойного культурного облика орловского чиновника.

Библиографический список

1. Бутовский А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. М., 1898.

2. Власова О.П. Орловский городской сад. Тула, 1984.

3. ЗайцевМ. Походы и экскурсии в корпусе // Военная быль. 1954. № 10.

4. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905.

5. МихайловА.А. Псковский кадетский корпус, 1882-1917 гг.: дисс. канд. ист. наук. СПб., 1994.

6. Орловский вестник. 1897. 24 января.

7. Пухальский И.М. Ильинка // Орловский библиофил. Вып. 4. Орел, 1986.

8. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 356. Оп. 1. Д. 71.

9. РГВИА. Ф. 356. Оп. 1. Д. 543

10. РГВИА. Ф. 356. Оп. 1. Д. 564.

11. РГВИА. Ф. 356. Оп. 1. Д. 628.

12. Саран А.Ю. Орловский Бахтина кадетский корпус // Истории русской провинции. № 7-8.

References

1. ButovskiyA.D. Physical Exercises and Extracurricular Classes in Military Schools. Moscow, 1898.

2. Vlasova O.P. Oryol Public Garden. Tula, 1984.

3. ZaitsevM. Hikes and Excursions in a military school. // Voennaya Byl', 1954. № 10.

4. Instruction on Upbringing for Military Schools. Saint Petersburg, 1905.

5. Mikhailov A.A. Pskov Military School, 1882-1917: thesis of the candidate of science in History. Saint Petersburg, 1994.

6. Oryol Bulletin of the 24th of January, 1897.

7. Pukhalskiy I.M. Il'inka // Oryol Bibliophile. Issue №4. Oryol, 1986.

8. Russian State Military Historical Archive (RSMHA). Corpus 356. Inventory 1. File 71

9. Russian State Military Historical Archive (rSMHa). C. 356. I. 1. F. 543

10. Russian State Military Historical Archive (rSMHa). C. 356. I. 1. F. 564

11. Russian State Military Historical Archive (rSMHa). C. 356. I. 1. F. 628

12. Saran A. Yu. Oryol Bakhtin's Military School // Istorii Russkoy Provintsii №7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.