Научная статья на тему 'Культурный облик Пермского края – современное и историческое'

Культурный облик Пермского края – современное и историческое Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Пермского края / «пермский характер» / города Прикамья / обновление культуры в провинции / культурное развитие Прикамья / history of the Perm Region / "Perm character" / cities of the Kama region / cultural renewal in the province / cultural development of the Kama region

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Бондаренко Оксана Владимировна

Исследование посвящено особенностям исторического формирования и нынешнему состоянию – проблемам, задачам и перспективам развития – культуры Пермского края как части общероссийской культуры. Рассматриваются населенные пункты разного типа, общий облик культуры с анализом феномена «пермского характера», его плюсов и минусов, которые следует учитывать в формировании позитивной современной культуры, в борьбе с засилием массовой культуры – в чем, как и многие другие регионы, нуждается указанная территория. Будучи «глубокой провинцией», Пермский край, во-первых, глубоко отражает то, что можно назвать русской традиционностью, помноженной на характерные уральские черты, во-вторых, сталкивается с необходимостью живого обновления культуры на современном этапе – на фоне известного масштабного духовного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Бондаренко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural image of the Perm Region is modern and historical

The research is devoted to the peculiarities of the historical formation and the current state – problems, tasks and prospects of development – of the culture of the Perm Region as part of the all-Russian culture. We consider settlements of various types, the general appearance of culture, with an analysis of the phenomenon of the "Permian character" – its pros and cons, which should be considered in the formation of a positive modern culture, in the fight against the dominance of mass culture – which, like many other regions, the territory in question needs. Being a "deep province", the Perm Territory, firstly, apparently, deeply reflects what can be called Russian traditionalism – multiplied by characteristic Ural features, and secondly, it faces the need for a lively renewal of culture at the present stage against the background of a well–known large-scale spiritual crisis.

Текст научной работы на тему «Культурный облик Пермского края – современное и историческое»

УДК [94+008](470.53)

О. В. Бондаренко Культурный облик Пермского края - современное и историческое

Исследование посвящено особенностям исторического формирования и нынешнему состоянию -проблемам, задачам и перспективам развития - культуры Пермского края как части общероссийской культуры. Рассматриваются населенные пункты разного типа, общий облик культуры с анализом феномена «пермского характера», его плюсов и минусов, которые следует учитывать в формировании позитивной современной культуры, в борьбе с засилием массовой культуры - в чем, как и многие другие регионы, нуждается указанная территория. Будучи «глубокой провинцией», Пермский край, во-первых, глубоко отражает то, что можно назвать русской традиционностью, помноженной на характерные уральские черты, во-вторых, сталкивается с необходимостью живого обновления культуры на современном этапе - на фоне известного масштабного духовного кризиса.

Ключевые слова: история Пермского края, «пермский характер», города Прикамья, обновление культуры в провинции, культурное развитие Прикамья

Oksana V. Bondarenko The cultural image of the Perm Region is modern and historical

The research is devoted to the peculiarities of the historical formation and the current state - problems, tasks and prospects of development - of the culture of the Perm Region as part of the all-Russian culture. We consider settlements of various types, the general appearance of culture, with an analysis of the phenomenon of the "Permian character" - its pros and cons, which should be considered in the formation of a positive modern culture, in the fight against the dominance of mass culture - which, like many other regions, the territory in question needs. Being a "deep province", the Perm Territory, firstly, apparently, deeply reflects what can be called Russian traditionalism - multiplied by characteristic Ural features, and secondly, it faces the need for a lively renewal of culture at the present stage - against the background of a well-known large-scale spiritual crisis.

Keywords: history of the Perm Region, "Perm character", cities of the Kama region, cultural renewal in the province, cultural development of the Kama region DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-19-24

Обширная территория современного Пермского края соотносится с особым географическим, историческим, культурным пространством, что проявляет себя и на современном этапе глобализации - «столкновения культур», субкультур, негативной их «нивелировки» как издержки глобализаци-онного процесса. Пермскому краю, очевидно, есть что дать, есть что сказать в адрес общероссийского культурного пространства. Проблема в том, что региону, о котором идет речь, свойственно не только «стеснительное оканье» как специфическая черта артикуляции русских слов, но «стеснительное замалчивание» своих возможностей, мнений, отрицаний и т. д. Тем более актуально специальное изучение «пермского характера» и сопряженных культурно-психологических явлений. Важно осознавать и возможности правильного влияния на культуру региона, что необходимо на современном этапе.

Географически «пермский характер» определяется уральской тайгой, определен-

ной удаленностью от центральных регионов России, не самыми высокими среднегодовыми температурами. Уральские горы, содержащие «всю таблицу Менделеева», при невысоком сельскохозяйственном потенциале определяют индустриальный характер развития с соответствующими чертами регионального характера. Речь, видимо, можно вести об особом варианте «уральской культуры», которая во многом определила такие, например, интересные явления, как русский рок. Урал - «родина русского рока» [1] с его современностью, «резкостью», широким диапазоном оригинальных выразительных средств и т. д.; при этом Екатеринбург (Свердловск) выступал здесь как центр в силу определенных своих особенностей [2, с. 127-131]. В любом случае уральский характер в классическом варианте - особый, несколько «закрытый», сильный («железный»), глубокий, ответственный, порой чрезмерно грубый, жесткий вариант русского национального характера. Что вполне проявляется в Пермском регионе,

который можно назвать с известной условностью «менее интеллектуальным», более «простым» и традиционным, в чем-то именно более русским, чем, например, характер жителей Свердловской области, Екатеринбурга.

Жители Пермского региона, в силу перечисленного, более «закрытые и загадочные», чем представители многих иных регионов России, тем более южных. На современном этапе важно «разгадать загадку», о которой идет речь, глубже понять исторически обусловленные особенности культуры пермяков, обеспечить их развитие в непростых беспрецедентных условиях современного динамичного мира. Здесь важна в том числе рефлексия, именно поэтому мы считаем свою работу достаточно важной: обладая определенным уровнем образованности, способности к рефлексии, мы принадлежим к тому самому «пермскому характеру», любим и ценим свой родной край, желаем более глубокого его понимания со стороны представителей иных регионов.

Для понимания глубины, надежности представителей Пермского региона можно привести беспрецедентный в мировой истории случай организации Уральского добровольческого танкового корпуса. Память о нем составлена из знаменитых танков Т-34, один из которых символически установлен на въезде в г. Соликамск возле кладбища, где похоронены умершие от ран в соликамских госпиталях во время Второй мировой войны; в одном из учебных заведений города готовили в тот период нужных стране танкистов. Организация и оснащение корпуса, о котором идет речь, были разрешены И. В. Сталиным по горячей просьбе, инициативе уральцев, которые в голодные военные годы, помогая стране из глубокого тыла, работая практически на износ, организовали на собственные средства названный корпус «под ключ». Отметим, что тогда примерно на 1 тыс. необходимых единиц танкистов этого корпуса пришлось около 10 тыс. человек, желающих попасть в названное подразделение, в силу чего был проведен строжайший отбор [3; 4].

То, что можно назвать российской глубинкой (даже глубокой провинцией), накладывает своеобразный отпечаток на представителей Пермского региона в контексте современного социума. Будучи изначально регионом заметного присутствия представителей финно-угорских этносов, Пермская земля до сих пор содержит в себе «скрытый компонент» этого присутствия в региональном характере, в субкультуре: повышенная

скромность, тонкость, ранимость, немалая склонность к интеллектуальной деятельности, аккуратности, гармонии, своеобразной философичности финно-угров соединяются здесь с «чисто русским», глубоко провинциальным (весьма традиционным до сих пор) менталитетом [5; 6]. Можно привести интересный пример разности психологических проявлений жителей близко расположенных городов Соликамска и Березников (расстояние измеряется примерно 40 мин на междугороднем автобусе), имеющих сопоставимое количество жителей (порядка 100 тыс. человек), примерно один и тот же индустриальный потенциал и т. д.

Соликамск - древний уральский город, датой основания которого считается 1430 г. Он играл одну из ключевых ролей в России XVII в., производя, в частности поваренную соль - консервант, необходимый для сохранения продуктов зимой в аграрной стране с самыми низкими средними температурами в мире [7]. Здесь начиналась знаменитая Бабиновская дорога - Сибирский тракт с его многоплановым значением для огромной, сложно живущей и в те времена страны [8-11]. Березники - город молодой, годом основания которого считается 1932 г., он возник в русле известной масштабной индустриализации как место разработки богатых месторождений калийно-магниевых солей. На территории бывшего Пермского моря сформировалось одно из богатейших в мире подобных месторождений, что послужило причиной приезда в Березники соответствующих специалистов, рабочих, в числе которых было и немалое количество энтузиастов, молодых людей [12]. Это послужило базой создания особой субкультуры, в чем-то, по нашим наблюдениям, напоминающих ленинградскую-петербургскую. Более рациональный современный, европейский подход, совсем не чуждающийся русского, возникший «сразу», на «исторически чистом месте» сыграл свою роль. Березниковцы тепло относятся к традиционному Соликамску и его древностям, совсем «не замечают» своеобразной «грубости и ограниченности» соседей... Однако березниковцы заметно другие.

Заметим, что в чем-то похожа история формирования березниковской субкультуры на формирование интересной атмосферы Екатеринбурга (Свердловска), на который, по крайней мере, в силу его величины, уральской столичности и т. д., оказала весьма заметное влияние индустриализация, модер-

низация страны, что выразилось в характере и количестве вузов, в определенной открытости, «ненавязчивом рационализме» и пр. Многие черты здесь, однако, - чисто русские, в их уральском варианте, например, заметная честность, стремление помочь. Также в этом контексте можно провести параллель с Соединенными Штатами Америки, которые в уникальных условиях освоения Дикого Запада проявляли отрицательные и положительные черты культуры европейского типа, начали свою эпоху «с чистого листа», что, конечно, определило их большую рыноч-ность, свободу, независимость и пр. «Вечные подростки» современного мира - так порой хочется назвать жителей США - имеют объяснимые факторы формирования своего менталитета. Ясно, что история социума, условия его развития, как и история, условия развития отдельного индивида, так или иначе серьезно влияют на современное состояние субъекта [13]. При этом нравственный выбор этого субъекта, особенно в сложных ситуациях, в «безвременье», на наш взгляд, играет определяющую роль. Естественную и необходимую возможность нравственного выбора людей, так же как и объективные условия формирования их культуры, следует системно учитывать в современных процессах культурного обновления.

Пример с сопоставлением Соликамска и Березников подчеркивает традиционный «пермский характер», к которому в большой степени относятся соликамцы и который требует особого подхода на современном этапе. И это несмотря на то, что Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, о котором было сказано выше, конечно, захватывает и территорию Соликамска, оно связано с активными процессами индустриализации в этом городе тоже. Не говоря уже о том, что и в Соликамске, и в Березниках, помимо калийных комбинатов, магниевого, титано-магниевого заводов, действуют иные важные производства, имеющие отношение к активной индустриализации в ХХ в. Следует сделать вывод: исторические корни в случае с соликамцами оказалась закономерно весьма сильными.

Древнейшей столицей Пермской земли считают село Покчу Чердынского района, которое выделялось еще до прихода сюда русских. Позже выделилась Чердынь, которую считают древнейшим городом Пермского края и которая, по-видимому, тоже изначально была финно-угорской. Сейчас этот город

насчитывает около 5 тыс. жителей, отличается особой атмосферой «запустения и кинемато-графичности», воздействием невероятной, мощной и одновременно тонкой и прекрасной северной природы, великолепными церквями и многим другим. Отметим, что Чердынь многие считают «местом силы», а художники говорят, что, если бы Левитан, покоренный Плесом, задержавшийся там на три года, чтобы создать свои знаковые шедевры, увидел Чердынь (в чем-то напоминающую Плес), то он задержался бы в ней на 30 лет.

Позже русские «использовали» Покчу и Чердынь как свои «столичные места» [14], по крайней мере официальные датировки первых упоминаний этих населенных пунктов связаны именно с активностью там русских, несмотря на то, что историкам ясно, что эти поселения гораздо древнее прихода в эти места представителей русской нации.

В дальнейшем статус столицы Прикамья получает Соликамск, о значении которого в те времена сказано выше. Еще позже этот статус переходит к Перми, что было связано с открытием медных месторождений и оптимизацией пути на Сибирь, который в какой-то момент пролегал уже через Пермь [15]. Заметную роль в начале исторического пути Перми играл В. Н. Татищев (до Сибирского тракта через Соликамск путь на Сибирь был весьма сложным, проходил через Чердынь).

Продвижение русских на восток [16], как известно, было связано с деятельностью первопроходцев, их умением контактировать с различными этносами (относительно мирной колонизацией при том, что колонизации как таковые были вообще характерны для того времени). Оно было связано с особой выносливостью русских, с их желанием отражать перманентные нападения осколков Золотой Орды (в частности Казанского, Астраханского, Сибирского ханств) соответствующими военными походами (например, походом Ивана Грозного на Астрахань и Казань, Ермака на Сибирь) и др. Еще до XVI в., характеризующегося активным присоединением земель по Волге и далее на восток, русские были не таким уж редкими гостями на Пермской земле. В частности, например новгородцы, бывали в Чердыни, контактировали по торговым делам с местным населением, что нашло отражение в богатой экспозиции, фонде Чердынского краеведческого музея, в названии горы Полюд (одна из версий происхождения этого названия связана с явлением полюдья в Древней Руси) [17].

Таким образом, узловые моменты русской истории, своеобразно преломившиеся в местных особенностях, сформировали глубоко традиционный провинциальный характер жителей Пермского края, особую субкультуру, по отношению к которой требуется особый подход даже сейчас. Каждый из городов, населенных пунктов региона, о котором идет речь, конечно, отличается своим особым «лицом», участвующем в общей картине региональной культуры, определяется своеобразным набором исторических и иных факторов, культурным, духовным выбором жителей населенных пунктов.

На современном этапе Пермский край, как и другие регионы России, мира, переживает эпоху информатизации и глобализации. Потенциальные плюсы этого налицо - в частности, это может способствовать весьма активному развитию науки, межкультурных контактов, общей позитивной информированности населения и пр. Проблема в том, что информация, транслируемая массовой культурой по каналам глобализации, как правило, носит пустой, негативный характер. Пока люди выбирают «развлечения» (и Пермский край - не исключение). Вероятно, это объясняется неполным осознанием сущности глобализации, ее значения, ее возможных негативных последствий, это объясняется общей инфантильностью субъектов, живущих в более благополучную эпоху после многих и многих веков далеко не богатой жизни огромного количества людей [18]. Наши современники в чем-то напоминают детей, «дорвавшихся» до удовольствий и несколько забывших о серьезных аспектах жизни.

Жители Пермского края также подвержены такому воздействию массовой культуры. При этом их особенности определяют своеобразное консервативное отношение к культурной ситуации: речь идет, с одной стороны, об определенных негативных оценках, связанных со здравым смыслом, традициями, с другой - о недооценке, как и у многих других современников, необходимости более серьезной культуры, отвечающей истинным духовным потребностям людей. Консерватизм в этом случае, видимо, несколько мешает рефлексии, что препятствует важным выводам в очень непростой ситуации духовного кризиса. Можно сказать, что определенный русский консерватизм «в пермском варианте» на современном этапе мешает осмыслить пути современной культуры (в том числе позитивные), ее связь с прошедшими эпохами.

Кроме того, отсутствие достаточной рефлексии, тонкости способствует до сих пор бездумному погружению в мир массовой культуры, мало что дающей человеку. Это приводит в конечном счете к весьма контрастным состояниям, ситуациям, вызывает особые проблемы у людей, склонных к здравому смыслу, традициям и разрушающим свою жизнь «доверием» к тому, что «распространено» (а значит, и верно с позиции консервативно и не очень рефлексивно мыслящего субъекта).

На этом этапе следует способствовать повышению уровня образованности, истинной современной культуры жителей Пермского края. Конечно, подобная задача должна стоять гораздо масштабнее, она актуальна далеко не только для Прикамья. Однако для пермяков она важна в силу их определенной тенденции к основательности, в силу необходимости развивать тонкость, рефлексивность, на этой основе - свободу мышления как совершенно необходимые условия формирования позитивной современности, как условия адекватного восприятия сложных социальных процессов. Никто, кроме самих пермяков, не будет в основном решать задачу «переформатирования» их регионального культурного пространства. И этим уже занимаются [19; 20]. Налицо «просветление» Перми, связанное не только с внешними позитивными моментами изменения интерьеров и экстерьеров города, который нельзя назвать эстетичным, но и с изменениями внутреннего характера, связанными с большей открытостью, вежливостью, улыбчивостью как важными чертами, например, поведения в общественных местах жителей столицы региона, о котором идет речь. При этом вряд ли исчезает свойственная пермякам основательность, склонность к внутренней серьезности, она, скорее, обогащается современными тенденциями, происходящими от контакта культур, субкультур, от желания людей становиться лучше, меняться в сторону по-настоящему современного мира.

Если говорить о нестоличных городах, то следует отметить, например, инновационные проекты Краеведческого музея г. Черды-ни [21], мягкость, вежливость представителей гостиничного и иного сервиса в этом городе. Можно отметить заметное украшение г. Соликамска - вполне современное, при этом подчеркивающее очарование его старины, систему все более интересных его культурных мероприятий, в том числе для молодежи, со стремлением объединения поколений,

в особых открытых и более закрытых пространствах города (этот тренд распространяется и в других городах, населенных пунктах Прикамья), к чему оказывается причастна «переформатирующаяся» сфера услуг [22-24]. Обращает на себя внимание проведение очень интересных мероприятий в г. Губаха (включающих, например, исполнение рок-опер на фоне прекрасного уральского ландшафта на закате солнца) [25; 26] и т. д. Отметим, что нередко инициаторами, воплотителями подобных вещей становятся представители более молодого поколения, что доказывает идею необходимости увеличения активности гражданского общества на современном этапе, в частности в России, это чувствует молодежь, которая хочет жить лучше. Представители администрации во многих городах Пермского края в качестве тех, кто несет ответственность, также нередко стараются быть «в тренде», в русле реализации культурной политики, необходимой для своеобразной модернизации на современном этапе. Думается, им следует более контактировать с молодежью, более активно стремиться задействовать потенциал зрелых людей, проявляющих порой «инертность», чрезмерную скромность, иные черты, связанные с «пермским» и - шире -русским национальным характером, со своеобразным «слишком частным», «не совсем гражданским» мышлением современных даже взрослых людей. Конечно, с учетом важности сейчас личной инициативы, самоорганизации, формирования действенного гражданского общества следует обращать внимание на самые разные культурные возможности, в частности возможности Пермского края.

Список литературы

1. Свердловск. Родина русского рока: [видео] // Страна.ш. 2011. 3 марта. URL: https://smotrim. ru/video/71729 (дата обращен ия: 31.08.2024).

2. Сахарова М. В. Потенциал культурного наследия Екатеринбурга - основа развития города и региона // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Защита природного и культурного наследия. Екатеринбург: УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2015. Ч. 1: Материалы Международного форума (г. Екатеринбург, 13-15 апр. 2015 г.). С. 127-131.

3. Самсонов А. Как уральцы создали танковый корпус, который бил гитлеровцев от Курска до Праги //Военное обозрение: офиц. сайт. 2017. 11 марта. URL: https://topwar.rU/110772-kak-uralcy-sozdali-tankovyy-korpus-kotoryy-bil-gitlerovcev-ot-kurska-do-pragi.html (дата обращения: 31.08.2024).

4. Смирнов А. Уральские черти. Почему солдаты вермахта боялись воинов УДТК? // Аргументы и факты. Урал: офиц. сайт. 2023. 15 марта. URL: https://ural.aif.

ru/society/uralskie_cherti_pochemu_soldaty_vermahta_ boyalis_voinov_udtk (дата обращения: 31.08.2024).

5. Школкина И. Н. Этнический характер финно-угров и русских: совершенный духовно-нравственный человек как цель народного воспитания // Финно-угорский мир. 2016. № 2 (27). С. 106-112.

6. Культура финно-угорских народов: учеб. электрон. пособие / сост. Н. А. Волокитина. Сыктывкар: Изд-во Сыктыв. гос. ун-т им. Питирима Сорокина, 2017. 98 с. URL: http://e-library.syktsu.ru/megapro/Download/M0bject/560/ Волокотина Н.А.Культура финно-угорских народов.pdf (дата обращения: 31.08.2024).

7. Космовская А. А. Солеваренная промышленность XVII-XVIII вв. как сфера компетенции воевод Прикамья // Вестник Омского университета. Сер. «Исторические науки». 2019. № 4. С. 19-30.

8. Бординских Г. А., Шилов В. В. Бабиновская дорога - путь длиною в 400 лет. Березники, 1998. 43 с.

9. Печуркина Р. Первая сухопутная дорога в Сибирь // Наука и жизнь. 1999. № 4. С. 50-55.

10. Чагин Г. Н. Бабиновская дорога и ее роль в экономическом и культурном развитии Урала и Западной Сибири в конце XVI - первой половине XVIII века //Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сиб.-Урал. ист. конгресса (г. Тобольск, 25-27 нояб. 1997 г.). Тобольск, 1997. С. 115-116

11. Чирков Ю. Позвала Бабиновская дорога: путевой очерк. Соликамск, 1997. 99 с.

12. Комсомольские ударные стройки // История.РФ: главный ист. портал страны. URL: https://histrf.ru/read/articles/ komsomolskiie-udarnyie-stroiki (дата обращения: 31.08.2024).

13. Тертешникова Н. Д. Формирование личности в рамках регионального культурного пространства: методологий аспект // Социология. 2019. № 4. С. 248-256.

14. Букин А. Покча - потухшая звезда Прикамья // Наш Урал. 2019. 24 июля. URL: https://nashural.ru/ mesta/permskij-kraj/pokcha/(дата обращения: 31.08.2024).

15. Дмитриев А. А. Очерки из истории губернского города Перми с основания поселения до 1845 года: с прил. летописи г. Перми с 1845 до 1890 г.: первый опыт краткого излож. истории Перми. Пермь: тип. П. Ф. Каменского, 1889. [2], VIII, 363 с.

16. Амбарова П. А. Русская колонизация Урала: способы освоения и межкультурное взаимодействие //Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпир. исслед.: XI Междунар. конф., Екатеринбург, 19-20 марта 2008 г.: в 5 ч. Екатеринбург: Фак. политологии и социологии Урал. гос. ун-та, 2008. Ч. 2. C. 126-129.

17. Чагин Г. Н. Из истории открытия в Перми Великой средневековых путей Востока и Запада // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2007. Вып. 3 (8). С. 72-78.

18. Сабельникова Е. В., Хмелева Н. Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 89-105.

19. Игнатьева О. В., Лысенко О. В. Анализ одного проекта: «Пермская культурная революция» глазами социолога // Лабиринт: журн. социал.-гуманитар. исслед. 2013. № 5. С. 69-80.

20. Рангулова В. У культуры Пермского края - новые горизонты развития. В регионе готовится закон о государственной политике в сфере культуры //Комсомольская правда. Пермь: офиц. сайт. 2018. 18 мая. URL: https://www.perm. kp.ru/daily/26842.4/3882446/ (дата обращения: 31.08.2024).

21. Арт-резиденция «Чердынское междуречье» (статус проекта: победитель конкурса) // Президентский

фонд культурных инициатив. URL: фондкультурныхи-нициатив.рф (дата обращения: 31.08.2024).

22. Фабрика по производству смыслов, г. Соликамск, 2024// Точки притяжения: проект от Росмолодежи. URL: точки-притяжения.рф/spaces/fdbb2e42-1683-4b9b-82ec-6fa21a736d5f (дата обращения: 31.08.2024).

23. Деньрожденческий ламповый вечер 2023, Соликамск // Культура.РФ: гуманитар. просвет. проект. URL: https://www.culture.ru/events/3415617/denrozhdencheskii-lampovyi-vecher (дата обращения: 31.08.2024).

24. Аветисян Э. [В Соликамске продолжается реализация проектов] //ВКонтакте: социал. сеть.2023.30июля. URL: https:// vk.com/wall683856699_273(дата обращения: 31.08.2024).

25. Фестиваль-реконструкция«Губаха ALIVE». 26.08.2023, Центральная библиотека г. Губахи // Культура. РФ: гуманитар. просвет. проект. URL: https://www.culture. ru/events/3393673/festival-rekonstrukciya-gubakha-alive (дата обращения: 31.08.2024).

26. Лядова А. А., Меркушев С. А. Роль культурных инноваций в трансформации и обогащении функциональной структуры городов Пермского края // Географический вестник. 2017. № 1 (40). С. 34-49.

References

1. Sverdlovsk. The Birthplace of Russian Rock: [video]. Strana.ru. 2011. Mar. 3. URL: https://smotrim.ru/video/71729 (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

2. Sakharova M. V. The Potential ofYekaterinburg's Cultural Heritage - the Basis for the Development ofthe City and the Region. Culture and Ecology - the Foundations of Sustainable Development of Russia. Protection ofNatural and Cultural Heritage. Yekaterinburg: Ural Federal Univ. named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, 2015. 1: Materials of the International Forum (Yekaterinburg, Apr. 13-15, 2015), 127-131 (in Russ.).

3. Samsonov A. How the Urals Created a Tank Corps That Beat the Nazis from Kursk to Prague. Military Review: offic. website. 2017. Mar. 11. URL: https://topwar.ru/110772-kak-uralcy-sozdali-tankovyy-korpus-kotoryy-bil-gitlerovcev-ot-kurska-do-pragi.html (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

4. Smirnov A. Ural devils. Why were Wehrmacht soldiers afraid of the UDTK soldiers? Arguments and Facts. Ural: offic. website. 2023. Mar. 15. URL: https://ural.aif.ru/society/ural-skie_cherti_pochemu_soldaty_vermahta_boyalis_voinov_udtk (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

5. Shkolkina I. N. Ethnic character ofthe Finno-Ugric peoples and Russians: a perfect spiritual and moral person as the goal of public education. Finno-Ugricworld. 2016. 2 (27). 106-112 (in Russ.).

6. Volokitina N. A. (comp.). Culture ofthe Finno-Ugric peoples: textbook electronic ed. Syktyvkar: Publ. house of Syktyv. state Univ. named after Pitirim Sorokin, 2017. 98. URL: http://e-library.syktsu. ru/megapro/Download/M0bject/560/Volokotina N.A.Kultura fi nno-ugorski kh narodov.pdf (accessed: Aug.31.2024) (i n Russ.).

7. Kosmovskaya A. A. Salt industry ofthe 17th-18th centuries as the sphere of competence ofthe Kama region governors. Bulletin of Omsk University. Ser. "Historicalsciences". 2019. 4, 19-30 (in Russ.).

8. Bordinskikh G. A., Shilov V. V. Babinovskaya road - a journey 400 years long. Berezniki, 1998. 43 (in Russ.).

9. Pechurkina R. The first land road to Siberia. Science and Life. 1999. 4, 50-55 (in Russ.).

10. Chagin G. N. Babinovskaya road and its role in the economic and cultural development ofthe Urals and Western Siberia in the late 16th - first half ofthe 18th century. Cultural heritage of Asian Russia: materials ofthe 1st Sib.-Ural. historical congress

(Tobolsk, Nov. 25-27, 1997). Tobolsk, 1997. 115-116 (in Russ.).

11. Chirkov Yu. Babinovskaya road called: travel essay. Solikamsk, 1997. 99 (in Russ.).

12. Komsomol shock construction projects. History.RF.the main historical portal ofthe country. URL: https://histrf.ru/read/articles/ komsomolskiie-udarnyie-stroiki (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

13. Terteshnikova N. D. Formation of personality within the framework of the regional cultural space: methodology aspect. Sociology. 2019. 4, 248-256 (in Russ.).

14. Bukin A. Pokcha - an extinct star of the Kama region. Our Ural. 2019. July 24. URL: https://nashural.ru/mesta/ permskij-kraj/pokcha/ (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

15. Dmitriev A. A. Essays on the history ofthe provincial city of Perm from the foundation of the settlement to 1845: with the appendix ofthe chronicle ofthe city of Perm from 1845 to 1890: the first attempt at a brief exposition of the history of Perm. Perm: typ. P. F. Kamensky, 1889. [2], VIII, 363 (in Russ.).

16. Ambarova P. A. Russian colonization of the Urals: methods of development and intercultural interaction. Culture, personality, society in the modern world: methodology, experience of empirical research: XI Intern. conf., Ekaterinburg, Mar. 19-20, 2008: in 5 p. Ekaterinburg: Faculty political science and sociology, Ural. state Univ., 2008. 2, 126-129 (in Russ.).

17. Chagin G. N. From the history of the discovery of the medieval routes of the East and West in Perm the Great. Bulletin of Perm University. Ser. History. 2007. 3 (8). 72-78 (i n Russ.).

18. Sabelnikova E. V., Khmeleva N. L. Infantilism: theoretical construct and operationalization. Education and Science. 2016. 3 (132), 89-105 (in Russ.).

19. Ignatyeva O. V., Lysenko O. V. Analysis of one project: "Perm cultural revolution" through the eyes ofa sociologist. Labyrinth:]. of social and humanitarian research. 2013. 5, 69-80(in Russ.).

20. Rangulova V. The culture of Perm Krai has new development horizons. The region is preparing a law on state policy in the sphere of culture. Komsomolskaya pravda. Perm: offic. website. 2018. May 18. URL: https://www.perm.kp.ru/ daily/26842.4/3882446/ (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

21. Art residence «Cherdyn Mezhdurechye» (project status: competition winner). Presidential Fund for cultural initiatives. URL: fondkulturalnyhinitsiativ.rf (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

22. Factory for the production of meanings, Solikamsk, 2024. Points of attraction: project from Rosmolodezh. URL: tochki-prityazheniya.rf/spaces/fdbb2e42-1683-4b9b-82ec-6fa21a736d5f (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

23. Birthday lamp evening 2023, Solikamsk. Kultura.RF: humanitarian educational project. URL: https://www.culture. ru/events/3415617/denrozhdencheskii-lampovyi-vecher (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

24. Avetisyan E. [Implementation of projects continues in Solikamsk]. VKontakte: social network. 2023. July 30. URL: https:// vk.com/wall683856699_273 (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

25. Festival-reconstruction «Gubakha ALIVE». 26.08.2023, Central Library of Gubakha. Kultura.RF: humanitarian educational project. URL: https://www.culture.ru/ events/3393673/festival-rekonstrukciya-gubakha-alive (accessed: Aug.31.2024) (in Russ.).

26. Lyadova A. A., Merkushev S. A. The role of cultural innovations in the transformation and enrichment of the functional structure of the cities of Perm Krai. Geographical Bulletin. 2017. 1 (40), 34-49 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.