Научная статья на тему 'Культурный национализм в контексте общественной модернизации в странах совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (на примере ОАЭ)'

Культурный национализм в контексте общественной модернизации в странах совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (на примере ОАЭ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
358
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / SOCIAL MODERNIZATION / КУЛЬТУРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ / CULTURAL NATIONALISM / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / КУЛЬТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / СТРАНЫ ССАГПЗ / GCC COUNTRIES / THE CULTIVATION OF CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Лилия Александровна

В статье рассматриваются специфические черты общественной модернизации в странах ССАГПЗ. Даются характеристики политике культурного национализма в изучаемых странах. Рассматриваются основные инициативы в рамках культурной политики в ОАЭ, предпринятые в последнее десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Nationalism in the Framework of Social Modernization in the Gulf Cooperation Council Countries (UAE case Study)

The Article “Cultural Nationalism in the Framework of Social Modernization in the Gulf Cooperation Council Countries” examines the features of social modernization in GCC countries, and provides characteristics of nationalism as adopted main cultural policy of ruling regimes. The UAE various government initiatives are subsequently provided as an example of cultural policy in given countries.

Текст научной работы на тему «Культурный национализм в контексте общественной модернизации в странах совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (на примере ОАЭ)»

Л. А. Мартынова

КУЛЬТУРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В СТРАНАХ СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (НА ПРИМЕРЕ ОАЭ)

В статье рассматриваются специфические черты общественной модернизации в странах ССАГПЗ. Даются характеристики политике культурного национализма в изучаемых странах. Рассматриваются основные инициативы в рамках культурной политики в ОАЭ, предпринятые в последнее десятилетие.

Ключевые слова: общественная модернизация, культурный национализм, национальная культура, культурное конструирование, национальная идентичность, страны ССАГПЗ.

Последние три десятилетия стали временем беспрецедентных общественных изменений в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ — закрытая международная организация, учрежденная в 1981 г. и включающая в себя такие страны, как Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия). Ресурсная направленность экономики изначально детерминировала природу политической системы и политических отношений в арабских нефтедобывающих монархиях. Однако предложенные теорией политической экономии традиционные подходы, обусловливающие легитимность власти правящих домов вертикальными социальными связями эмира/бенефициариев, гарантированных экспортной ресурсной экономикой, в современных условиях оказываются недостаточными для адекватного анализа социально-политических процессов и изменений, запущенных в большинстве стран Совета сотрудничества два десятилетия назад. Прагматичная экономическая политика правящих домов способствовала достижению общественного процветания, вместе с тем ценой поддержания стабильности политических режимов стали серьезные демографические перекосы, особенно в таких странах, как ОАЭ, Катар и Кувейт, и вызванные новым перераспределением благ структурные социальные изменения.

Демографические перекосы и парадоксы — к примеру, согласно данным Бюро национальной статистики ОАЭ за 2006-2010 гг. количество коренных жителей Эмиратов с 2006 г. сократилос с 15,4 до 11,5% при росте населения (за счет увеличения числа работающих в ОАЭ экспатриантов) с 5,01 млн человек в 2006 г. до 8,26 млн человек в 2010 г. — заставляют правительства стран Совета сотрудничества

© Л. А. Мартынова, 2013

расширять спектр социальных программ и национальных инициатив с целью увеличения рождаемости среди коренных жителей Эмиратов и поощрения развития национального человеческого капитала. Государственные стратегии по укреплению и расширению присутствия национальных кадров на рынке труда в регионе способствовали повышению популярности высшего образования и культуры труда среди местных жителей и запустили процесс постепенного складывания национального среднего класса. В условиях серьезных изменений в социальной стратификации существующая система распределения благ, лежащая в основе общественного благоденствия арабских монархий, оказалась недостаточной для поддержания политической стабильности и сохранения легитимности политических режимов. Национальные политические элиты обратились к построению принципиально новой культурной политики, краеугольным камнем которой стали формирование национальной идеи и идентичности и конструирование национальной культуры.

Стратегическое географическое положение на пересечении важнейших торговых путей, исторически сложившиеся тесные коммерческие и религиозные контакты с Ираном, центральной частью Аравийского полуострова, Индийским субконтинентом, странами Восточной Африки и Юго-Восточной Азии способствовали процветанию традиций космополитизма на юго-западном побережье Персидского залива. Плюрализм остался основополагающим элементом культурной политики и после окончательного оформления национальных государств региона и формирования региональной организации Совета сотрудничества. Однако, вместе с многократно усилившимся притоком нефтедолларов и иностранных инвестиций в регион за последние три десятилетия, национальный компонент массовой культуры значительно уменьшился. При этом необходимо отметить, что специфика географических условий и связанных с этим особенностей быта жителей юго-западного побережья Персидского залива сформировали специфическую культуру, отличную как от распространенной среди кочевого населения центральной и западной Аравии, так и от земледельческих областей так называемого Плодородного полумесяца и юга Аравийского полуострова. С одной стороны, нефтяные доходы способствовали процветанию класса нуворишей, благодаря новым возможностям с готовностью отказавшихся от традиционного образа жизни в пользу благ индустриального мира, с другой — способствовали инициированию беспрецедентных по своему размаху проектов в области строительства инфраструктуры, что привлекло в регион как инвесторов, так и рабочих экспатриантов разного уровня квалификации. Последние не только приняли участие в реализации проектов, но и привнесли образ жизни, ценности и установки, присущие странам,

Мартынова Я- Л- Культурный национализм в контексте общественной модернизации в странах. Совета Сотрудничества Арабских. Государств Персидского Залива (на примере ОЛЭ)

в которых они родились. В результате к началу 1990-х годов в массовой культуре таких стран региона, как ОАЭ и Катар, получили широкое распространение культурные концепты и поведенческие практики, чуждые и во многих случаях противоречащие культурным и религиозным традициям региона.

Объективно оценив опасность такого рода тенденций для общественной стабильности, и прежде всего сохранения легитимности традиционных монархических режимов, многие влиятельные представители правящих домов стали инициаторами энергичным мер по привлечению общественного внимания к проблеме размывания традиционной национальной культуры и поведенческих практик. Старшие члены правящего дома ОАЭ выступили спонсорами создания широкой сети клубов и специализированных агентств, целью которых стала популяризация значения традиционной культуры для настоящего и будущего страны. В числе крупнейших организаций можно выделить Клуб национального наследия в Абу-Даби, Общество поддержки народного искусства в Дубае, Директорат по национальному наследию в Шардже, Центр документации и исследований в Рас аль-Хайме и Организацию поддержки национальной культуры в Фуджейре (Hurreiz, 2002). Эти организации выступили инициаторами многочисленных лекций, семинаров, книжных ярмарок и фестивалей, популяризирующих ценности умирающих культурных традиций эпохи, предшествовавшей нефтяному буму.

Для реализации конкретных задач с конца 1990-х годов получили распространение специализированные центры: Центр культурного взаимопонимания им. шейха Мухаммада бин Рашида ал-Мактума в Дубае, созданный для «знакомства экспатриантов с различными аспектами национальной культуры ОАЭ ... посредством курсов арабского языка, лекций по исламу и экскурсий в традиционные дома и места религиозного значения» (см.: официальный сайт Центра http://www.coltures.ae) и Центр наследия и культуры им. шейха За-ида в ал-'Айне под патронажем президента Клуба национального наследия шейха Султана бин Заида ан-Нахьяна, финансирующий научные исследования в области традиций арабских стран Персидского залива и ОАЭ в частности (Abdulla Andan, Naboodah, 2004). Одним из первых инициатив Центра наследия и культуры стал широкомасштабный Проект словесной истории, в рамках которого у племенных старейшин, пожилых представителей различных общин и известных в стране деятелей были взяты сотни интервью, большинство из которых были посвящены воспоминаниях о событиях и образе жизни до «нефтяной эпохи». Эта инициатива сыграла значительную роль в сборе и кодификации словесного наследия в ОАЭ и подчеркнула

своеобразие и значимость отдельных замкнутых традиционных сообществ. Другим проектом Центра стало проведение целого ряда археологических раскопок в стране, в результате которых под эгидой Центра, начиная с 2001 г., была организована серия международных конференций и симпозиумов, посвященных истории вошедших в состав ОАЭ территорий, начиная с каменного века и заканчивая Новым временем (см.: EmiratesHeritage, 2005). Отдельной сферой интересов Центра являются популяризация значения традиционной городской архитектуры и повышение интереса местных жителей к её наследию традиционной городской культуры. Серьезной инициативой в этой сфере стали усилия эмира Фуджейры по воссозданию исторического торгового квартала ал-Мараиджа и соседнего с ним порта ал-Хисн (см.: Ouf Ahmed, 2000).

Таким образом, инициативы Центра им. шейха Заида заложили фундамент для изменений в культурной политике ОАЭ и выработке новой стратегии культурного национализма взамен старого мульти-культурализма. Начало нового столетия в ОАЭ стало так называемой фазой А в развитии национального движения (см.: Hroch, 2000), когда «маленькая группа интеллектуалов заново открывает национальную культуру и историю и придает национальной идее новый улучшенный вид» (Smith, 1988). В фазе А националистического проекта преданные идее вдохновители — специалисты и дилетанты — объединяют свои усилия в «невероятном множестве инициатив и начинаний по составлению словарей и грамматик, воздвижению памятников и монументов, запуску газет и созданию новых кафедр в университетах, переизданию старинных документов (юридических, исторических или литературных), изданию исторических рассказов и поэтических сборников на патриотическую тему, созданию национальной музыки, организации спортивных состязаний и открытию музеев и читательских залов» (Leerssen, 2005). Реализация этих инициатив подготавливает почву для так называемого «культивирования культуры» (Leerssen, 2006, p. 22), когда «появляется специфический интеллектуальный интерес к народной неклассической культуре, который рассматривает такую народную культуру не только как набор тривиальных и банальных способов проведения досуга или колоритных традиций и манер, но как нечто достойное научного интереса в силу того, что только она идентифицирует нацию, выделяя ее среди прочих» (Ibid.).

Согласно Лирссену, «культивирование культуры» предполагает три аналитически различных процесса, которые, скорее, наслаиваются друг на друга, чем последовательно выстраиваются один за другим. Первый процесс получает название «спасение» и выступает синонимом инвентаризации (языка, дискурса, артефактов или практик) (Ibid., p. 570). Культурное спасение может принимать различные формы:

Мартынова Я- Я- Культурный национализм в контексте общественной модернизации в странах. Совета Сотрудничества Арабских. Государств Персидского Залива (на примере ОЯЭ)

через внимание к старинным манускриптам как проводникам в старый ушедший мир; обращение к передаваемой из уст в уста народной поэзии, к народным рассказам и народной музыке как потенциальным жертвам общественной модернизации, и т.д. (Ibid., p. 25-26). Второй процесс, или «новая производительность» предполагает «появление современных инициатив, вызванных ревизией исторических материалов» (Ibid., p. 26). Обычно этот процесс получает отражение в строительстве национальных музеев и реставрации исторических зданий, равно как и в воспроизведении традиционных видов спорта и способов проведения досуга, и т.п. в контексте популяризации фольклора (Ibid., p. 27). Третий процесс — «культивация культуры» неразрывно связан с пропагандистской деятельностью, поскольку националисты-пропагандисты апеллируют к историческим фигурам и ритуалам, тем самым «играя на чувстве коллективной национальной идентичности народа» (Ibid., p. 571).

Лирссен предполагает, что описанные выше три способа «культивирования культуры» могут претворяться в жизнь двумя способами. Во-первых, посредством «социального окружения», т. е. «действий, непосредственно инициированных обычными людьми, таких как создание ассоциаций, городских академий, читательских обществ и клубов, запуск газет и другой периодической печати». Во-вторых, посредством инициатив сверху, реализуемых под патронажем, при финансовой поддержке властей, таких как создание и управление подотчетных государству институтов: архивов, библиотек, университетов и институтов, национальных академий, музеев и галерей (Ibid., p. 28). Искусство в том, чтобы в зависимости от каждого конкретного случая подобрать нужный тип «культурного культивирования» и выработать необходимые механизмы в правильном порядке. Соответственно, разные страны должны следовать разным моделям.

В настоящее время в ОАЭ финансируемые государством специализированные учреждения предпринимают серьезные меры для сохранения объектов негородской культуры, созданных в до «нефтяной эпохе». Растет интерес к концептам народной культуры и поведенческим практикам, ассоциируемым с гомогенными, экономически самодостаточными сообществами сельских жителей и предложенными широкой общественности в рамках инициатив Центра им. шейха За-ида. Особенности гомогенной культуры местных жителей, отсталых в современном понимании сельских областей страны, представляются властями в качестве бесценного наследия предков и противопоставляются современной культуре космополитизма, процветающей в таких городах, как Дубай и Абу-Даби.

Проводимые при спонсорской поддержке Центра ведущими западными специалистами исследования в области классической национальной культуры закладывают научные основания для пропаганды необходимости укрепления национальной идентичности и национального самосознания на базе ценностей до «нефтяной эпохи». С другой стороны, власти богатейшего и наиболее политически влиятельного эмирата Абу-Даби запустили программу, ставящую своей целью рационализацию институциональных механизмов в области контроля за спонсорским финансированием объектов и предметов культурного наследия. В октябре 2005 г. правительством Абу-Даби был подписан указ о создании Управления по культуре и наследию Абу-Даби, целями которого провозглашались «поддержка и объединение усилий специализированных объединений и институтов в области культуры и наследия в Абу-Даби» (см. офиц. сайт Управления http://www.adach. ae/en/).

В настоящий момент идеология национализма играет ведущую роль в культурной политике всех стран Совета сотрудничества. Одновременно с усилением националистических настроений в регионе эволюционируют и получают свое окончательное оформление первостепенные компоненты национальной культуры. Научные исследования в области национальной истории, истории народной словесности и археологии, проводимые при широкой поддержке и финансировании Центра наследия и культуры им. шейха Заида в ал-'Айне, заложили прочный фундамент для трансформации культурной политики в стране. Многочисленные культурные концепты, исторически сложившиеся в регионе, зафиксированные и скрупулезно исследованные в работах ученых, противопоставляются разрушительным для национальной культуры процессам глобализации, проводниками которых в стране выступают жители-космополиты Дубая. Беспокойство властей вызывает падение среди местных жителей авторитета образа бедуина (Cole, 2003), идеала гражданина ОАЭ, тесно ассоциируемого с личностью основателя государства шейха Заида бин Султана ан-Нахьяна.

Пробелы в построении единого комплекса национальной идентичности заполняются за счет энергичного процесса культурного конструирования, инициированного при прямой поддержке правящих домов. В этом смысле подготовка обширного культурно-символического материала идет на пользу как укреплению национальной идентичности, так и сохранению легитимности правящих режимов, основанной в большой степени на традиционных социальных связях, логике родо-племенных отношений и особенностях национальной культуры.

250

Мартынова Я- Я- Культурный национализм в контексте общественной модернизации в странах. Совета Сотрудничества Арабских. Государств Персидского Залива (на примере ОЯЭ)

Литература

Abdulla Adnan K., al-Naboodah Hasan M. On the Folklore and Oral History of the United Arab Emirates and Arab Gulf Countries, al-'Ain, 2004.

Cole Donald P. 'Where Have the Bedoin Gone?' Anthropological Quarterly, vol. 76, Spring 2003.

Hellyer Peter, Ziolkowski Michele. 'Introduction', in Hellyer and Ziolkowski (eds.). Emirates Heritage, al-'Ain 2005, vol. I, p. 4.

Hroch Miroslav. Social Preconditions of National Revival in Europe. New York, 2000.

Hurreiz Sayyid Hamid. Folklore and Folklife in the United Arab Emirates. London, 2002.

Leerssen Joep. 'Nationalism and the Cultivation of Culture // Nations and Nationalism, no. 12, October 2006.

Leerssen Joep. The Cultivation of Culture Towards a Definition of Romantic Nationalism in Europe // Working Papers in European Studies no.2, University of Amsterdam, 2005. 22.

Ouf Ahmed M. Salah, Urban Conservation Concepts for the New Millennium in the United Arab Emirates, al-'Ain, 2000.

Smith Antony D. Nationalism and Modernism. London, 1988, p. 56.

http://www.cultures.ae/

http://www.adach.ae/en/

http://www.uaestatistics.gov.ae/ReportPDF/Population%20Estimates%202006%20 -%202010.pdf]

ПОЯИТЭКС- 2013. Том 9. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.