Анна ПЕРМИЛОВСКАЯ
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ РУССКОГО СЕВЕРА КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДИЯ В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматривается уникальный культурный ландшафт Русского Севера как объект национального наследия, предлагаются пути его сохранения в соответствии с законодательством РФ.
The article considers the unique cultural landscape of the Russian North as an object of the national heritage. Ways of his preservation under the legislation of the Russian Federation are offered.
Ключевые слова:
культурный ландшафт, сохранение, законодательство; cultural landscape, preservation, legislation.
Культура Русского Севера — понятие, которое вызывает целый ряд устойчивых ассоциаций: просторы, полноводные реки, леса, болота, своеобразная народная деревянная архитектура, а также фольклор, народное искусство, местные говоры, которые продолжают традицию древнерусских диалектов. Выдающуюся значимость Русский Север как культурный ландшафт обретает еще и потому, что он представляет собой не заповедник, не музей под открытым небом, а регион живой традиционной культуры1.
Изучение этнокультурного ландшафта — основная задача проекта «Уникальные исторические поселения Русского Севера», разработанного в Институте экологических проблем Севера УрО РАН в 2004 г. Культурный ландшафт рассматривается как реальное (физическое и материальное) воплощение культурного пространства, как совместное творение человека и природы, представляющее собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности. С 2004 г. автором было организовано девять экспедиций. В исследовании проводились обмеры, визуальный и вербальный научный анализ памятников архитектуры и культурного ландшафта Русского Севера.
На Севере именно природный ландшафт определил направление колонизационных потоков, тип расселения, планировку поселений. Предпочтение отдавалась рекам, игравшим роль основных транспортных артерий края. Для Русского Севера наиболее характерен гнездовый тип расселения, при котором поселения располагаются не в одиночку, а группами, что привело к созданию известных архитектурно-природных ансамблей. Условия исторического развития северных территорий привели к своеобразной консервации реликтового крестьянского ландшафта, который в настоящее время является объектом российского и мирового культурного наследия.
В мировой практике территория наследия — это территория, ограниченная географическими и этнографическими параметрами, где сохранились объекты историко-культурного наследия, не всегда верифицированные как таковые, сконцентрированные в силу многих причин и вопреки вмешательству техногенных сил в определенной степени изоляции. Именно Русский Север сохранил такие специфические ареалы и является особой территорией наследия. И хотя эти поселения фактически являются объектами культур-
ПЕРМИЛОВСКАЯ Анна
Борисовна — кандидат культурологии, докторант кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; ведущий научный сотрудник Института экологических проблем УрО РАН, доцент Архангельского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств [email protected]
1 Веденин Ю.А., Гудима Т.М., Щульгин П.М. Концептуальные положения формирования государственной целевой программы «Культура русского Севера» // Наследие и современность: информ. сборник. — М., 2004, вып. 12, с. 22—30.
2011 '03
ВЛАСТЬ
85
ного наследия, им также необходим правовой охранный статус1. Однако исследования сельских культурных ландшафтов не проводились, множество памятников народного зодчества не введены в научный оборот и, соответственно, не поставлены под охрану. Так, за последние десять лет в Архангельской обл. не был поставлен под охрану ни один памятник архитектуры.
Хочется представить несколько сельских поселений, которые выступают как культурные бренды Архангельской обл. Это с. Ошевенское Каргопольского района, с. Черевково Красноборского района, д. Веркола Пинежского района. Модельной территорией исследований по проекту послужило основанное в начале XVI в. с. Кимжа Мезенского района как яркий пример сельского культурного ландшафта Русского Севера и его культурной традиции XIX — начала XX вв. В качестве научно-методологического и исследовательского подхода к изучению исторических поселений был выполнен историко-культурный опорный план села. На плане отражены: планировка, топонимическая структура, местонахождение культовых (церковь, обетные кресты, сакральные места, часовни, кладбища), жилых, хозяйственных и инженерных построек. В поселении из 220 построек выявлено 107 памятников деревянной архитектуры, указаны их датировка, владельцы, архитектурно-конструктивные особенности, произведена запись устной традиции (легенды) на памятники. Выполнены схематические обмеры и обследование 32 памятников деревянного зодчества с. Кимжа, нанесены на историко-культурный опорный план не только существующие, но и утраченные объекты культурного ландшафта. В Архангельской обл. такая работа по традиционным поселениям и сельским культурным ландшафтам выполнена впервые. На основе проведенных исследований даны рекомендации для определения категории охраны исторического поселения в целом (федеральная) и каждого памятника архитектуры в отдельности (федеральная, региональная, местная).
Кимжа до настоящего времени сохранила облик старинного поморского поселения XIX — начала XX вв. с характерной
1 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 59.
для Русского Севера прибрежно-рядовой уличной планировкой и архитектурной доминантой — Одигитриевской церковью редкого типа («шатер на крещатой бочке»). Первый порядок домов, обращенный к реке, фрагментарно укреплен подпорной стенкой. В жилой застройке, которая ранее не обследовалась, встречаются дома двух типов: пятистенки и шестистенки. Почти на всех избах сохранилась безгвоздевая (самцовая) кровля. Установлена их точная датировка, в т.ч. и самого старого памятника жилого зодчества на Мезени — дома Федора Сафонова (1849 г.). Были обследованы хозяйственные и инженерные постройки: амбары, бани, ветряные мельницы.
Особое место в исследовании заняли кресты — кладбищенские и обетные. Были зафиксированы два сакральных места — известный, особо почитаемый обетный крест (1887 г.) в Заборе и многоствольная ель и крест на Чертовом ручье. Кресты в Кимже ставились в усадьбе, на дороге, на «переду» дома. Традиция захоронения около земельных угодий, наличие родовых крестов, их передача по наследству свидетельствуют о сохранившемся культе предков в исторической памяти жителей деревни.
В с. Кимжа поставлены под охрану четыре памятника архитектуры: церковь — под федеральную, три памятника — под местную охрану. Одигитриевская церковь находится под федеральной охраной с 1968 г. Реставрация церкви носила затяжной характер, прерывалась на десятилетия. В настоящее время церковь разобрана, реставрационные работы идут крайне медленно. Остальные постройки не поставлены под охрану, хотя фактически по своим архитектурно-художественным характеристикам являются памятниками регионального/местного значения.
Охрана памятников — сложное явление, в котором переплетаются экономические, правовые, политические, ведомственные процессы. В охране наследия, как в капле воды, отражается уровень культуры современного общества. Обследование исторического поселения и его охрана невозможны без изучения современного социума. Поэтому отдельной задачей проекта стало исследование местного сообщества. Каждый пятый опрошенный житель села — безработный. Более 70% жителей положительно относятся к развитию туризма. Свидетельством готовности жителей к сохранению и использованию историко-
культурного наследия, развитию туризма служит создание в селе органа территориального общественного самоуправления (ТОС). Членами ТОСа с помощью грантов в одном из старинных домов организован музей.
Результаты исследования позволяют отметить, что с. Кимжа, являясь значимым объектом историко-культурного и природного наследия Русского Севера, способно приносить практическую пользу. Для этого требуется, прежде всего, система охраны и программа развития уникального традиционного поселения как объекта национального наследия со стороны государственной власти на уровне района, региона и РФ.
Работы по проекту «Кимжа» осуществляются с помощью международного сообщества ученых, входят в ряд научных программ, в ряде случаев проводятся как добровольная научная инициатива. Результаты получили апробацию и поддержку на 20 конференциях в России, Финляндии, Голландии, Белоруссии. В 2007 г. Институтом экологических проблем Севера УрО РАН, районными и региональными органами власти Архангельской обл. был подведен семинар-презентация проекта «Кимжа — уникальное историческое поселение Русского Севера. Изучение, сохранение, развитие». Результаты работы представлены в 26 статьях и обобщающей монографии1.
Кимжа — это целостный историко-культурный и природный комплекс, имеющий российское и международное значение. В ходе исследований установлено, что сельский культурный ландшафт с. Кимжа — уникальная территория Архангельской обл. и РФ, представляющая большую культурную, архитектурную, историческую, археологическую, экологическую ценность. Совокупность всех этих признаков дает возможность для принятия категории охраны «достопримечательное место» (далее — ДМ) федерального уровня2 и развития культурного, экологического, научного туризма.
Думается, что создание в Архангельс-
1 Пермиловская А.Б. Русский Север как особая территория наследия. — Архангельск; Екатеринбург, 2010.
2 ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 3, 57.
кой обл. ДМ как объекта культурного наследия создаст прецедент сохранения сельского поселения в нашей стране. Традиционные поселения — ресурс для социально-экономического развития региона, возрождения сельских территорий, народной культуры, развития туризма, строительства объектов туристической инфраструктуры. Развитие данного ресурса — возможность сформировать адекватную систему защиты традиционных поселений Русского Севера как объектов наследия, предложить пути их развития и освоения, вдохнуть жизнь в сельские территории, создать дополнительные рабочие места, увеличить ценность и значимость территории для ее жителей. Включение понятия «наследие» в систему деятельности государственных, правовых и общественных структур означает смену парадигмы в отношении к прошлому, к исторической памяти, дает возможность говорить не только о сохранении, но и о развитии и освоении культурного наследия Архангельской обл.
Наследие становится фундаментальным понятием, которое отражает жизненность многих аспектов современного общества и его надежды на будущее. Проект по сохранению и развитию уникального села Кимжа в правовом статусе ДМ подтверждает этот вывод. Сами жители Кимжи с помощью специалистов районной администрации решились стать первопроходцами на этом пути. 2 июня 2010 г. состоялся сельский сход с участием районного руководства, на котором жители приняли решение о том, чтобы придать селу статус «достопримечательного места».
Проект по сохранению культурных ландшафтов позволяет определить приоритеты в региональной культурной политике по отношению к традиционным поселениям, согласовывать позиции развития региона с общероссийскими и международными тенденциями. Исследование и организация в Архангельской обл. «ДМ с. Кимжа» может означать начало работы по сохранению традиционных сельских поселений в России как особой территории наследия.
Исследование выполнено при поддержке грантов: конкурса по приоритетным направлениям развития науки в Архангельской области (проект № 12-10), Российского гуманитарного научного фонда «Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий. XIX — начало XXI вв.» (проект № 100100470-А).