УДК 008
doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-185-189
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ КАК «ТЕКСТ» КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА © Миронова Гуля Александровна
кандидат культурологии, консультант Министерства культуры Республики Бурятия Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 30 E-mail: [email protected]
Статья посвящена формированию культурного ландшафта в Бурятии с кочевой культуры до индустриальной, связанной с присоединением Бурятии к России. Обозначены основные периоды и этапы формирования культурного ландшафта Бурятии. Определено, что процесс изменения культурного ландшафта связан во многом с изменением государственного устройства, с развитием экономики, промышленности, культуры, с внедрением культурных инноваций. В теоретическом осмыслении понятие «культурный ландшафт» рассматривается как своеобразное «зеркало», отражающее определенное видение мира, мироощущение и историческое самосознание народа. Ландшафт — это множество метафор, символов, знаков, находящихся в коммуникативных отношениях. Культурный ландшафт отражает процесс формирования жизненного пространства — культурного, городского, сельского, индустриального, религиозного, сакрального. И, наконец, культурный ландшафт — это особая форма культуры, которая формируется в определенный исторический отрезок, на определенном этапе развития общества, в определенной природно-климатической зоне, у определенного этноса и представляет собой уникальный «текст» культуры.
Ключевые слова: ландшафт, ландшафтоведение, философские категории, локальная территория, степная и лесостепная зона, кочевая культура, индустриальная культура, культура советской эпохи.
CULTURAL LANDSCAPE AS A TEXT OF REGION'S CULTURE
Gulya A. Mironova
PhD in Culture studies, consultant of the Ministry of Culture of the Republic of Buryatia 30 Lenina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article is devoted to the formation of the cultural landscape in Buryatia since the nomadic culture to an industrial one, concerned with the joining of the Republic of Buryatia to Russia, the key periods and stages of formation of the cultural landscape of Buryatia are identified. It is determined that the process of change in a cultural landscape is mostly concerned with the change of government structure, with the development of economy, industry, culture, with the introduction of cultural innovations. In theoretical understanding of the concept «cultural landscape», it is regarded as a kind of «mirror» that reflects a certain vision of the world, worldview and historical consciousness of a people, so the landscape means in many ways, a lot of metaphors, symbols, signs, being in communicative relationship. The cultural landscape also reflects the process of formation of living space — cultural urban one and rural landscape, industrial, religious, sacral landscape. Finally, the cultural landscape as a special form of culture, that forms in a certain historical period, at a certain stage of society development, in a particular natural and climatic zone, in a certain ethnic group and represents itself a unique «text» of culture.
Keywords: landscape, landscape studies, philosophical categories, local area, steppe and forest steppe area, nomadic culture, industrial culture, culture of the Soviet era.
Процесс формирования культурного ландшафта в Республике Бурятия, если рассматривать с точки зрения ландшафтоведения, — это сравнительно новое научное направление, сложившееся во второй половине XX в. К исследованию необходимо «подойти» с позиций междисциплинарного подхода, философии, исторической географии, истории, культурологии, также с экономических и политических основ развития локальной территории.
Многие исследователи рассматривали категорию «культурный ландшафт» с различных позиций:
• С философских, например, О. А. Лавренева в исследовании, посвященном философским категориям культурного ландшафта. В гипотезе исследования автор выдвигает
один из тезисов, что культурный ландшафт представляет собой множество метафор, символов, знаков, находящихся в коммуникативных отношениях, и может быть интерпретирован и прочитан как текст в его широком культурологическом значении, обладающий сакральной, темпоральной, исторической семантикой и содержащий те или иные сообщения — «послания» культуры самой себе [1, с. 13].
• С культурологических, по мнению М. А. Махотловой, культурный ландшафт — своеобразное «зеркало», отражающее определенное видение мира, неповторимое мироощущение народа, сотворившего «рукотворную природу», представленную отдельными структурами и микроструктурами, совокупность которых образует содержательное строение окружающего мира, его целостную семантическую структуру. Культурный ландшафт — это особая форма культуры, которая формируется в определенный исторический отрезок, на определенном этапе развития общества, в определенной природно-климатической зоне, у определенного этноса и представляет собой уникальный «текст» [2, с. 3]. На всем пространстве Бурятии можно «прочитать» все эпохи от древности до наших дней.
• С точки зрения архитектуры формирование сибирских городов связано с освоением жизненного пространства. Так, М. В. Скуднева в диссертационном исследовании, касающемся в основном городов Западной Сибири, пишет, что природная среда всегда воспринималась народными зодчими как важное начало формирования жизненного пространства — культурного городского ландшафта. Природное окружение влияло на визуальное восприятие города, планировочные и композиционные приемы, местоположение крепости, посада, монастырских комплексов, высоту и взаиморасположение общественных, церковных и жилых построек, составляющих главные узлы города, архитектурные ансамбли которых можно было наблюдать с различных видовых точек, будь то реки или суша [3, с. 9].
Исторические исследования городов и сел в новейшей истории России представляют собой целый спектр. Так, в исследовании А. С. Бреславского современный город представляет собой метатекст: Улан-Удэ являет собой пример полисемантического пространства, в котором сосуществуют, изменяются и взаимодействуют различные культурные контексты, сформировавшиеся на протяжении всей истории города, от Удинского зимовья до столицы Республики Бурятия. Одновременно постсоветская модернизация вносит в формирующийся городской культурный «метатекст» новые коннотации и нюансы, во многом определяющие, с одной стороны, настроения и оценки горожан, а с другой — цели, направления и способы развития города в различных аспектах [4, с. 3].
Если рассмотреть процесс формирования культурного ландшафта в Бурятии, то можно определить несколько этапов и периодов, отразивших исторические процессы развития региона.
I. Культурный ландшафт степной и лесостепной зоны с характерными чертами культуры кочевников Центральной Азии.
II. Период освоения Сибири Российским государством, вылившийся в целостный исторический процесс «трансляции» русской культуры, связанной с сооружением военно-оборонительных укреплений-острогов, со строительством городов и деревень с характерными чертами русского деревянного зодчества, каменного строительства церквей и усадеб в ХVII-ХIХ вв.
III. Распространение буддизма с сопредельных стран Центральной Азии — Тибета, Монголии, Китая, на территорию региона связано во многом с формированием буддийской художественной культуры в ХVШ—ХIХ вв., когда изменяется пространство собственно бурятской родовой структуры поселений-улусов, «отоков», где центральное место занимают уже дацаны, представляющие собой комплексы.
IV. В начале ХХ в. идет активный процесс внедрения индустриальной культуры в ландшафт региона со строительством Транссибирской магистрали, заводов и фабрик, свя-
занных с первоначальной капитализацией общества.
V. Изменение всего культурного ландшафта региона, связанное с преобразованиями советской эпохи, с формированием архитектуры жилых и общественных зданий и строительством фабрик и заводов в советскую эпоху, изменяется поселенческая структура региона, появляются моногорода, крупные административные районные центры, железнодорожные станции, а также новые символы-памятники, отражающие идеологию советского государства.
VI. В конце ХХ — начале XXI в. в связи с изменениями общественно-политического устройства государства, с изменением экономической структуры общества появляются новые торговые комплексы из стекла и бетона в городах и селах региона, офисы различных компаний и фирм, изменяется в целом облик городов и сел, связанный с формированием исторического самосознания в обществе, характерны также инновации по внедрению скульптурных композиций в культурное пространство городов и сел.
Данная периодизация не может рассматриваться как нечто окончательное, здесь только попытка осмысления процесса формирования культурного ландшафта региона и отслеживание времени и основы формирования материального культурного и художественного наследия.
Если рассмотреть основные признаки и смыслы культурного ландшафта с позиций теории ландшафтоведения и с позиций развития общества, то можно выделить несколько характерных черт и примеров, касающихся каждого периода:
1. Для первоначального периода характерна территория традиционного проживания бурят, относящаяся к обширному монгольскому миру. По описанию Спафария, «юрты у братов войлочные, а платья носят по-калмыцки, и скота всякого — коней, коров и овец — много» [5, с. 111]. Монголы «имеют над всеми тайшами начальника Очироя Саин-хана, а в духовных имеют большого жреца кутухту-ламу». Часть монголов кочует «неподалеку от Селенгинского острога, потому что у них городов и сел нет, и для того кочуют по степям в юртах войлочных для прокормления многого скота их» [5, с. 128].
2. Второй период связан с освоением Сибири Российским государством. Известно, что с основанием острогов начинает осваиваться путь в Забайкалье. После появления сети острогов следующей ступенью в развитии русской поселенческой системы стало появление сел, деревень. Это был процесс продвижения культуры русских городов в пределы Азии, в лесотепную и степную части Евразийского континента, повлекшее за собой изменение культурного ландшафта.
3. Третий период связан с продвижением буддийской художественной культуры и архитектуры в XVIII в. Согласно исследованиям К. М. Герасимовой, фактическая реконструкция архитектурного облика была произведена дважды: в первой трети XIX в. когда войлочные дуганы были заменены деревянными зданиями, и с последней четверти XIX — до конца первой четверти XX в., когда произошла стилевая реконструкция. Архитектура первых деревянных и каменных зданий дацанов отличалась влиянием русского церковного зодчества, позднее она стала носить «восточный стиль» с элементами тибетских и китайских традиций. Бурятский дацан представляет собой, по выражению К. М Герасимовой, «стационарные поселки: их центральную часть занимал храмовый комплекс, огороженный стеной с главными воротами на южной стороне, второстепенными — на западной и восточной. С внешней стороны располагались субурганы, здания богословских школ, печатни, склады баров (ксилографических матриц для печатания книг и культовых изображений) и другие хозяйственные помещения дацана. Планировка расположения храмов на площади внутри монастырской стены в каждом дацане решалась по-своему, но цокчен (соборный храм) обычно располагался в центре» [6, с. 117].
4. Внедрение индустриальной культуры в ландшафт региона охватывает период в истории, названный многими авторами как период российской урбанизации, которая
положила начало промышленной революции, а также комплексу социально-экономических и политических преобразований 1860—1870-х гг. [7, с. 44—45]. Здесь можно согласиться с мнением автора с учетом того, что городское и промышленное освоение территорий Байкальского региона действительно связано с процессом освоения новых территорий.
5. Советская эпоха изменила практически весь облик городов и поселений. Ярким примером может служить площадь Советов г. Улан-Удэ, где центральное место занимают здания государственных учреждений и правительственных зданий, в облике зданий представлена символика Советского государства — памятник В. И. Ленину, улицы названы именами революционеров и героев Гражданской войны.
6. Постсоветский период характеризуется тем, что при содействии скульпторов, художников, мастеров по декоративно-художественному творчеству, культурный ландшафт Бурятии, особенно г. Улан-Удэ, получил новое звучание, свидетельствующее о развитии художественного творчества, о формировании национально-культурного и этнического самосознания, созданные ими скульптурные композиции и памятники истории и культуры можно отнести и к формированию материального художественного наследия в регионе.
На улицы, площади и парки городов и сел «выходят», безусловно, востребованные обществом художественные «вещи». Если рассмотреть художественную палитру городского культурного ландшафта г. Улан-Удэ — столицы Бурятии, то можно «прочитать» весь спектр «напластований» культур и эпох.
На появление новых исторических художественных памятников, композиций повлияло в первую очередь изменение общественно-политического формата общества, возможности исторической, политической и этнической идентификации посредством установки памятных знаков, символических памятников, отражающих историю и культуру народа. Названия памятников, скульптурных композиций, таких как «Мать-Бурятия», «Мэргэн», «Воины-стражники», «Орел», «Молодая Бурятия», «Лани», памятники мемориального характера, посвященные прима-балерине бурятского народа Л. Сахьяновой, свидетельствуют о многом. Есть памятные знаки — «сэргэ», коновязь «Гэсэра», на излучине реки Селенги, на сопке «Бага толгой» недалеко от г. Улан-Удэ, поставлены памятники о хождении хори-бурят к Петру I, отмечен в бронзе и проезд на о. Сахалин через г. Верхнеудинск известного писателя А. П. Чехова.
Таким образом, процесс изменения культурного ландшафта связан во многом с изменением государственного устройства, с развитием экономики, промышленности, культуры, с внедрением культурных инноваций, не характерных для традиционной культуры данного региона:
• культурный ландшафт — своеобразное «зеркало», отражающее определенное видение мира, мироощущение и историческое самосознание народа;
• культурный ландшафт представляет множество метафор, символов, знаков, находящихся в коммуникативных отношениях;
• культурный ландшафт как особая форма культуры, которая формируется в определенный исторический отрезок, на определенном этапе развития общества, в определенной природно-климатической зоне, у определенного этноса и представляет собой уникальный «текст» культуры;
• культурный ландшафт отражает процесс формирования жизненного пространства — культурного, городского, сельского, индустриального, религиозного, сакрального;
• культурный ландшафт — пример полисемантического пространства, в котором сосуществуют, изменяются и взаимодействуют различные культурные контексты.
И в заключение необходимо отметить, что сохранены традиции бурятского народа в культурном ландшафте. Сегодня культурный ландшафт региона представляет собой достаточно интересный и во многом сложносоставной ландшафт — это памятники древности, плиточные могилы и «херексуры», развивающиеся ленточки на деревьях, на всех горных перевалах, свидетельствующие об архаичном веровании бурят, почитающих «хозяев» местностей, духов
гор и скал, субурганы-ступы, сооруженные в память о буддийских иерархах, внесших значительный вклад в распространение вероучения, дацанские комплексы. Вместе с тем наблюдаются некоторые инновации в городах и селениях, где соседствуют православные храмы, буддийские дацаны, дуганы, мечеть, строятся юрточные комплексы для отдыха и приема туристов, кафе и закусочные, напоминающие очертаниями войлочные юрты. Промышленная застройка с советских времен остается доминирующей, хотя появляются офисы, торговые центры из стекла и бетона. Культурный ландшафт Бурятии — это «текст» культуры, который необходимо «читать».
Литература
1. Лавренева О. А. Семантика культурного ландшафта: автореф. дис. ... д-ра филос. Наук. — Москва, 2010.
2. Махотлова М. А. культурный ландшафт: этнический дискурс: автор. дис. канд. культурологии. — Краснодар, 2010.
3. Скуднева М. В. Культурный ландшафт исторического города Сибири: дис. ... канд. архитектуры. — Новосибирск, 2005. — 197 с.
4. Бреславский А. С. Культурное пространство постсоветского Улан-Удэ (1991—2010 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Улан-Удэ, 2011.
5. Спафарий Н. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария с введением и примечаниями Ю. В. Арсеньева / / Записки Русского географического общества. — СПб., 1882. — Т. 10, вып. 1. Цит.: Л. Р. Павлинская. Буряты. Очерки этнической истории. Европейский Дом. — СПб., 2008.
6. Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XIX века. Структура и социальная роль культовой системы / Г. Р. Галданова [и др.]. — Новосибирск: Наука, 1983. — 232 с.
7. Сенявский А. С. Модернизационный процесс в ХХ веке: общероссийские и региональные аспекты (теоретико-методологические проблемы). Индустриальное развитие Сибири в контексте модернизационных процессов: материалы науч. конф., посв. 85—летию проф. Е. Е. Тармаханова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. — 158 с.
References
1. O. A. Lavreneva. Semantika kul'turnogo landshafta. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni doktora filosofskikh nauk [The semantics of the cultural landscape. Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Philosophy]. Moskva. 2010
2. M. A. Makhotlova. kul'turnyy landshaft: etnicheskiy diskur p. avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata kul'turologii [Cultural Landscape: ethnic discourse. thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of cultural]. Krasnodar. 2010.
3. Skudneva Marina Valer'evna. Kul'turnyy landshaft istoricheskogo goroda Sibiri: dissertatsiya kandidata arkhitektury: 18.00.01 [The cultural landscape of the historic city of Siberia: the dissertation of the candidate of architecture]. Novosibirsk. 2005. 197 p. + Pril.(49 p.: il.).
4. A. P. Breslavskiy. Kul'turnoe prostranstvo postsovetskogo Ulan-Ude (I991—2010gg). Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk [The cultural space of the former Soviet Ulan-Ude (1991 —2010gg). Abstract of dissertation for the degree of candidate of historical sciences]. Ulan-Ude.2011.
5. Spafariy N. Puteshestvie cherez Sibir' ot Tobol'ska do Nerchinska i granits Kitaya russkogo poslannika Nikolaya Spafariya v 1675 godu. Dorozhnyy dnevnik Spafariya s vvedeniem i primechaniyami Yu.V.Arsen'eva [Journey through Siberia from Tobolsk to Nerchinsk and the borders of China Russian envoy Nikolai Spafary in 1675. Travel blog Spafary with introduction and notes Yu.V.Arseneva]. Zapiski Russkogo geograficheskogo obshchestva. S-Peterburg. 1882. L.R. Pavlinskaya. Buryaty. Ocherki etnicheskoy istorii. Evropeyskiy Dom. Sankt-Peterburg. 2008. P.111,128.
6. Galdanova G. R, Gerasimova K. M, Dashiev D. B i dr. Lamaizm v Buryatii XVIII-nachala XIX veka. Struktura i sotsial'naya rol' kul'tovoy sistemy [Lamaism in Buryatia XVIII-early XIX century. The structure and the social role of the cult] Novosibirsk: Nauka. 1983. P. 232.
7. A. P. Senyavskiy. Modernizatsionnyy protsess v KhKh veke: obshcherossiyskie i regional'nye aspekty (teoretiko-metodologicheskie problemy). Industrial'noe razvitie Sibiri v kontekste modernizatsionnykh protsessov [Modernization processes in the twentieth century: national and regional aspects (theoretical and methodological problems). The industrial development of Siberia in the context of modernization processes] Proceedings of the conference, the 85th anniversary of passage of prof. E. E.Tarmahanova. Ulan-Ude. 2007. P.158.