Научная статья на тему 'Культурный код нации: сущность и особенности'

Культурный код нации: сущность и особенности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6748
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабосов Евгений

Своеобразие культуры как исторически определенного уровня духовного развития общества, творческих сил и способностей человека, воплощенных в многообразных формах и сферах его жизнедеятельности, идеалах и ценностях, заключается в неразрывной взаимосвязи традиции и новаторства. Основным способом сохранения и передачи культурных традиций нации, их непрестанного развития и обновления является ее культурный код.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural code of nation: A subject and the features

The author considers the peculiar features of the Belarusian cultural code, a system of original archetypes, images and values characterizing the identity, mentality, spiritual and moral principles of the Belarusian people.

Текст научной работы на тему «Культурный код нации: сущность и особенности»

Культурный код нации:

сущность и особенности

фото Юрий ИВАНОВ

Евгений Бабосов,

главный научный сотрудник Центра политической и экономической социологии, почетный директор Института социологии НАН Беларуси, академик

Своеобразие культуры как исторически определенного уровня духовного развития общества, творческих сил и способностей человека, воплощенных в многообразных формах и сферах его жизнедеятельности, идеалах и ценностях, заключается в неразрывной взаимосвязи традиции и новаторства. Основным способом сохранения и передачи культурных традиций нации, их непрестанного развития и обновления является ее культурный код.

/"Л представляет собой отшлифованную века-

I I I I ми исторического развития народа систему

I I уникальных архетипов, образов и ценностей, характеризующих его идентичность, менталитет и духовно-нравственные установки. Именно культурный код, сформированный базовыми ценностями народа, определяет своеобразие национальной психологии, воплощенной в поступках и деятельности людей, в их жизненных позициях и стратегиях поведения. Он проявляется в качестве исторически сложившейся и развивающейся системы социокультурных коммуникаций, интегрирующих в динамически эволюционирующую целостность духовно-нравственных, семейно-бытовых, природно-географических, хозяйственно-экономических, геополитических особенностей, считающихся общепринятыми нормами самоидентификации людей, независимо от их этнической принадлежности, и передаваемых из поколения в поколение посредством обучения и воспитания, сохранения и воспроизводства исторической памяти народа. Культурный код отличается совокупностью качественных универсальных характеристик, выполняющих человекоформирующую и че-ловековозвышающую роль в становлении стереотипов поведения, жизненных позиций, социальных ожиданий, мировоззренческих и смысложизненных предпочтений и ожиданий индивидов, их социальных групп в свойственных тому или иному народу культурно-цивилизационных границах.

Неотъемлемым компонентом национального культурного кода являются мировоззренческо-идеологические установки, воплощенные в идеологической доктрине государства. Идеология играет важную роль в жизнедеятельности общества, так как она помогает индивидам и социальным группам определить цель и смысл развития человека и общества, стратегию различных сфер деятельности, найти наиболее приемлемые способы достижения намеченных целей. Она вызревает из исторического опыта народа, базируется на его ценностях и традициях, выражает его коренные интересы, определяет цели политики и пути ее реализации. Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях их достижения, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые они перед собой поставили.

Одна из особенностей идеологии заключается в ее политической ориентированности, способности выражать интересы, мировоззрения и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, политических партий, общественных

движений. Поэтому в современных обществах могут сосуществовать несколько идеологических доктрин. И только та из них, что связана с действующей властью и выражает ее интересы, оказывается тесно связанной с функционирующей в стране политической системой. Политическая система - это целостная и активно действующая совокупность субъектов политики (политических институтов, партий и др.), обеспечивающих властно-управленческие отношения, социальные механизмы принятия и осуществления политических решений, интеграцию всех элементов общества как эффективно управляемого организма, консолидирующим ядром которого выступает государство.

Как правило, господствующая в обществе идеология является идеологической доктриной существующей политической системы. Тоталитарная политическая система Советского Союза идеологически довлела над всеми сферами общественной и личной жизни, в том числе (может быть, даже в большей степени) на культуру. В 30-х гг. ХХ века в этой сфере утвердился социалистический реализм, который требовал от деятелей культуры «правдивого изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма». Его главными постулатами провозглашались «партийность и социалистическая идейность». С этих позиций ожесточенной критике подвергалось творчество А. Ахматовой, М. Зощенко, Е. Замятина, Д. Шостаковича, Вс. Меерхольда. После падения идеологического диктата советская и постсоветская художественная литература во второй половине ХХ и начале XXI в. дали миру целый ряд великих творцов. Среди них - лауреаты Нобелевской премии М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын, И. Бродский, белорусская писательница С. Алексиевич, музыканты Г. Свиридов, М. Ростропович, Е. Образцова, С. Рихтер и др.

Идеология представлет собой многогранное и многослойное явление, компоненты которого не всегда согласуются друг с другом, в ее составе важное значение принадлежит национальной идее, одновременно входящей в культурный код нации. Белорусская национальная идея начала формироваться с творчества Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Она несет в себе притягательный идеал белорусского народа, да и всех представителей этнонациональных групп, которые проживают в нашей стране. В своей глубинной сущности национальная идея воплощает в себе коренные интересы народа, его заветные думы и чаяния. Многогранный и многоаспектный духовно-нравственный и ценностно насыщенный синтез культурной самобытности, национальной идеи и высокой гражданственности нашего народа находит рельефное воплощение в конструктивно действующем культурном коде нации, несет в себе ее представления о желаемом будущем.

Когда мы задумываемся о своеобразии нашего культурного кода, то непременно приходим к выводу о том, что на него существенное влияние оказывают специфика идентичности и ментальности, образа жизни, традиции, обычаи, наполненные трудной борьбой за национальное и социальное освобождение, за государственную самостоятельность. Все это создает специфический духовный колорит восприятия, понимания и оценки произведений культуры, свойственный

Социокультурный концепт

белорусам эмпатический тип культуры, воплощенный в сопереживании, отзывчивости одного человека на ментально-чув-ственно-эмативные реакции другого человека, проявляющиеся в жизни и творениях культуры.

Складываться такой своеобразный культурный код начал уже в Х11 в., во времена формирования белорусской народности, в творчестве Евфросинии Полоцкой, Климента Смоля-тича, Кирилла Туровского, которые в своих богословско-фи-лософских трудах, размышлениях фокусировали основное внимание на человеке как Божьем творении. Внутренним пафосом и смыслом их подвижнической деятельности выступало самоотверженное служение высшему абсолютному началу, полное подчинение себя и своей жизни этой цели. Особенно такая акцентировка усилилась в период белорусского духовно-нравственного ренессанса в ХУ1 - начале ХУ11 в. в творчестве Франциска Скорины, Николая Гусовского, Сымона Буд-ного, Андрея Волана, Василия Тяпинского. Скорина первым в Восточной Европе пришел к пониманию народа как целостной прирожденной общности, объединенной своим происхождением, землями, исторической судьбой, языком, культурой, христианскими традициями, общими государственными границами и законами. Его издания исповедовали ре-нессансно-гуманистические идеи, жизненную активность человека на пользу общества, высоконравственные принципы повседневной жизни, необходимость подготовки и реализации законов, верховенство народа над государством. В своих предисловиях и аннотациях к разделам Библии он подчеркивал необходимость осуществления церковно-религиозной и политической толерантности, что совпадало с чаяниями и стремлениями белорусского народа. Он обращал свои произведения не только к высокообразованным аристократам, но прежде всего к простому народу - «посполитому люду». Это сыграло важную конструктивную роль в формировании белорусской культуры, в распространении духовно-нравственных позиций, которые, по его убеждению, должны быть направлены на интеллектуальные и нравственные самосовершенствования, «абы научившиеся мудрости» люди «добра жили на свете» и служили «во имя отчизны своей».

В знаменитой «Поэме про зубра» Николай Гусовский проявил себя как представитель ренессансного реализма, популяризатор истории и культуры белорусского народа. Зубр в этой поэме выступает как аллегорический образ родного края, его «простага люду».

В конце Х1Х и начале ХХ в. в процессе формирования белорусской нации в творчестве выдающихся деятелей нашей культуры начинает выкристаллизовываться и становиться все более выраженной белорусская национальная идея. Ее истоки коренятся в знаменитых творениях Франтишка Богушевича «Дудка беларуская» и «Смык беларускЬ, где впервые выявлены самостоятельность нашего этноса и самобытность языка. Они получили отчетливое воплощение в начале ХХ в. в известном стихотворении Я. Купалы. На вопрос «А хто там здзе?» прославленный белорусский песняр дал вполне определенный и однозначный ответ: «беларусы». Именно в этом слове сконцентрирована национально-объединительная идея, всколыхнувшая самосознание народа на обширных

В мире науки

просторах от Буга и Вислы до Днепра и Припяти. В этом слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственности.

Принципиальная значимость вдохновенного гимна национальному самосознанию белорусов Я. Купалы и Я. Кола-са состояла в том, что они придали приоритет белорусскости (по выражению Я. Купалы - «беларушчыне»), поскольку основной этнос нашей страны - белорусы, да и земля, на которой они живут, называется Беларусью. Однако рядом с самоназванием, воплощенном в объединяющем слове «белорусы», выдающийся поэт рельефно выделил и социальное стремление народа - «людзьмi звацца». Здесь национальное самоопределение и освобождение осознается в нерасторжимом единстве с социальным освобождением. Кроме того, Я. Купала представляет в своем поэтическом мировосприятии белорусов и Беларусь «у агромшстай такой грамадзе», то есть в общебелорусском единстве и сплоченности.

Идея возрождения и упрочения национального самоопределения звучит лейтмотивом и в творчестве другого народного поэта Беларуси, создателя национального поэтического эпоса - Якуба Коласа. Подлинной энциклопедией народной жизни стала его поэма «Новая зямля», в которой опоэтизированы повседневная жизнь и труд, обряды и традиции, духовное богатство и нравственная привлекательность белорусского крестьянина. Своей лирико-эпической поэмой «Сы-мон-музыка», трилогией «На ростанях» Я. Колас утверждает необходимость духовного становления белорусской нации, рисует своеобразие национальных путей развития Беларуси, которая находится на пересечении разных культур, религиозных конфессий, геополитических стремлений. Он создает галерею портретов национальной интеллигенции, выходцев из народа, «адраджэнцау», которые превыше всего ставят благополучие «роднага краю», расцвет его духовной культуры.

Белорусская национальная идея великолепно опоэтизирована в творчестве Максима Богдановича. В стихотворениях «Слуцюя ткачыхЬ, «Раманс», «Краю мой родны! Як выкля-ты Богам...», «З песняу беларускага мужыка» и других поэт вдохновенно рисует проникновенный, светлый образ белорусского народа - труженика и патриота, носителя и создателя всего прекрасного и ценного в жизни. В его публицистике во весь рост поставлена проблема национального возрождения, понимаемого как развитие и обогащение извечных духовных ценностей народа в общем потоке славянской и мировой культуры, что невозможно без и вне его национального самоутверждения. Отстаивание этой идеи поэт связывал с необходимостью активно содействовать «стремлению к государственной самостоятельности Беларуси».

В послевоенный период и вплоть до начала XXI ст. творчеством уже названных деятелей культуры и вновь пришедших в литературу И. Мележа, И. Шамякина, И. Науменки, В. Короткевича, Б. Саченки, И. Чигринова, Р. Бородулина, Г. Буравкина, Н. Гилевича, В. Некляева, Г. Пашкова, И. Пташ-никова создаются более психологически выверенные образы героев, воплощающих в своей жизненной судьбе стремление белорусского народа к национальному возрождению, к государственной независимости, к расцвету национального языка

и духовной культуры. Эти произведения обогащают духовный мир наших сограждан, делают более многогранными и точными социокультурные основания разделяемых народом идеалов и ценностей белорусского государства.

Утверждение национальной идеи, которую Я. Купала, а за ним и Р. Бородулин называли одним емким, сугубо белорусским словом «беларушчына», неразрывно связано с расширением ареала использования национального языка. Он для того и существует, чтобы выполнять функцию не только сло-воговорения, но и мыслетворчества. Недаром народный поэт Беларуси Р. Бородулин до последних дней своей жизни работал над поисками как можно более точного воплощения творческой мысли в родном языке. По его собственному признанию, ему «не хапала сучаснага слоушка», поэтому над одной из последних своих книг («Вушацю словазбор») он трудился всю сознательную жизнь. В ней его признание в любви к матери, родному белорусскому языку, к Родине. Это и есть реальное воплощение глубокого понимания национальной идеи и высокой гражданственности выдающегося поэта современности.

Наиболее глубоко и многопланово национальный культурный код проявляется в художественной литературе. Но разве не ощущается он в спектаклях Национального белорусского театра им. Я. Купалы и Национального академического драматического театра им. Я. Коласа, когда возникает насыщенное эмоциями, глубокими переживаниями, радостью и состраданием, любовью и ненавистью, сочувствием и отвержением непосредственное взаимодействие человека, исполняющего предписанную ему автором и режиссером роль на сцене, со зрителем, воспринимающим, оценивающим - восторженно или негодующе - осуществляемое перед ним сценическое действие?

Отблески культурного кода белорусской нации рельефно проявляются в изобразительном творчестве В. Белыницко-го-Бирули, Я. Дроздовича, Г. Поплавского и других белорусских живописцев. И даже в классических оперных и балетных спектаклях, идущих на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета, звучат мотивы национального культурного кода, угадывается воздействие «ЛявошхЬ и «Крыжачка».

В проведенном недавно Институтом социологии Национальной академии наук исследовании «Беларусь - 2030» отмечается, что подавляющее большинство наших граждан (более 70%) убеждено, что Беларусь состоялась как независимое и самостоятельное государство. Свыше 90% отождествляют себя с миропониманием нового белорусского большинства, сформировавшегося на протяжении двух последних десятилетий и высказывающего свое положительное отношение к нашей государственности, функционирующей национальной культуре. Патриотами считают себя 68,7% респондентов, более 80% уверены, что через 15 лет Беларусь станет страной с развитой национальной культурой и традициями, а почти 75% - республикой с высоким уровнем жизни, а 73,2% с оптимизмом всматриваются в будущее нашего государства, в развитие его политической системы и национальной культуры. СИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.