Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ КОД А.Н. ОСТРОВСКОГО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ'

КУЛЬТУРНЫЙ КОД А.Н. ОСТРОВСКОГО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный код / А.Н. Островский / код Островского / туризм / турпродукт / туристическая индустрия Костромской области / cultural code / A.N. Ostrovsky / Ostrovsky code / tourism / tourist product / tourism industry of the Kostroma region

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рассадин Василий Николаевич, Бушуев Иван Алексеевич

Статья посвящена анализу роли культурного кода А.Н. Островского в составе туристского продукта Костромской области. Под культурным кодом авторами понимается способ хранения и трансляции во внешнюю среду определенных социокультурных парадигм, заложенных в писательском образе и творчестве драматурга. Учитывая анализ современных тенденций туриндустрии Костромской области и степени интеграции в ее состав кода Островского, авторы приходят к выводу о том, что культурный код Островского является неотъемлемым элементом регионального турпродукта (обилие связанных с драматургом и героями его произведений объектов показа, интерактивных программ, событийных мероприятий и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Рассадин Василий Николаевич, Бушуев Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL CODE OF A.N. OSTROVSKY AS AN INTEGRAL ELEMENT OF THE TOURIST PRODUCT OF THE KOSTROMA REGION

The article is devoted to the analysis of the role of the cultural code of A.N. Ostrovsky in the tourist product of the Kostroma region. The cultural code is understood by the authors as a way of storing and broadcasting to the external environment certain socio-cultural paradigms embedded in the writer’s image and the work of the playwright. Taking into account the analysis of modern trends in the tourism industry of the Kostroma region and the degree of integration of the Ostrovsky code into its composition, the authors come to the conclusion that the Ostrovsky cultural code is an integral element of the modern regional tourist product (an abundance of objects associated with the playwright and the heroes of his works of display objects, interactive programs, event events, etc.).

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ КОД А.Н. ОСТРОВСКОГО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № S. С. 148-151. ISSN 1998-0817

Vestnik of Kostroma State University, 2023, vol. 29, № S, pp. 148-151. ISSN 1998-0817

Научная статья

УДК 908

EDN NPOSQG

https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-S-148-151

КУЛЬТУРНЫЙ КОД А.Н. ОСТРОВСКОГО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассадин Василий Николаевич, кандидат педагогических наук, Государственное автономное учреждение «Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области», заместитель директора, Кострома, Россия, vnrassadin@mail.ru

Бушуев Иван Алексеевич, кандидат исторических наук, Государственное автономное учреждение «Агентство инвестиций и развития предпринимательства Костромской области», Кострома, Россия, ivan.textwork@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу роли культурного кода А.Н. Островского в составе туристского продукта Костромской области. Под культурным кодом авторами понимается способ хранения и трансляции во внешнюю среду определенных социокультурных парадигм, заложенных в писательском образе и творчестве драматурга. Учитывая анализ современных тенденций туриндустрии Костромской области и степени интеграции в ее состав кода Островского, авторы приходят к выводу о том, что культурный код Островского является неотъемлемым элементом регионального турпродукта (обилие связанных с драматургом и героями его произведений объектов показа, интерактивных программ, событийных мероприятий и др.).

Ключевые слова: культурный код, А.Н. Островский, код Островского, туризм, турпродукт, туристическая индустрия Костромской области

Для цитирования: Рассадин В.Н., Бушуев И.А. Культурный код А.Н. Островского как неотъемлемый элемент туристского продукта Костромской области // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № S. С. 148-151. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-S-148-151

Research article

THE CULTURAL CODE OF A.N. OSTROVSKY AS AN INTEGRAL ELEMENT OF THE TOURIST PRODUCT OF THE KOSTROMA REGION

Vasily N. Rassadin, Candidate of Pedagogical Sciences, State Autonomous Institution "Agency for Investment and Entrepreneurship Development of the Kostroma Region", Deputy Director, Kostroma, Russia, vnrassadin@mail.ru

Ivan A. Bushuev, Candidate of Historical Sciences, State Autonomous Institution "Investment and Entrepreneurship Development Agency of the Kostroma Region", Kostroma, Russia, ivan.textwork@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the role of the cultural code of A.N. Ostrovsky in the tourist product of the Kostroma region. The cultural code is understood by the authors as a way of storing and broadcasting to the external environment certain socio-cultural paradigms embedded in the writer's image and the work of the playwright. Taking into account the analysis of modern trends in the tourism industry of the Kostroma region and the degree of integration of the Ostrovsky code into its composition, the authors come to the conclusion that the Ostrovsky cultural code is an integral element of the modern regional tourist product (an abundance of objects associated with the playwright and the heroes of his works of display objects, interactive programs, event events, etc.).

Keywords: cultural code, A.N. Ostrovsky, Ostrovsky code, tourism, tourist product, tourism industry of the Kostroma region.

For citation: Rassadin V.N., Bushuev I.A. The cultural code of A.N. Ostrovsky as an integral element of the tourist product of the Kostroma region Vestnik of Kostroma State University, 2023, vol. 29, № S, pp. 148-151 (In Russ.). https://doi. org/10.34216/1998-0817-2023-29-S-148-151

Вестник КГУ -M Специальный выпуск, 2023

© Рассадин В.Н., Бушуев И.А., 2023

Литература и театр (в качестве социокультурных феноменов) зачастую сопряжены - драма как литературный жанр воплощает в себе творческое осмысление извечных общечеловеческих дихотомий (добро - зло, жизнь - смерть, самопожертвование - предательство и т. п.) и конфликтов.

Одним из наиболее ярких представителей русской драматургии, несомненно, считается Александр Николаевич Островский, многие произведения которого («Гроза», «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», «Доходное место» и сказочная «Снегурочка») являются важной составляющей культурного пространства конца XIX - начала ХХ вв. Осевой темой его пьес всегда был человек своего времени в определенном «положении» - фабрикант, купец, чиновник, мещанин, военный: богатый или бедный, деятельный или ленивый, честный или нечистый на руку; но человек - всегда в неких сообразных времени повествования обстоятельствах, заставляющих героя искать или прятать, стоять на своем или юлить, бороться или сдаться. Действия героев Островского неизменно проходят в повседневных, бытовых декорациях - не в пышных дворцовых залах, а в купеческих гостиных и столовых, на небольших городских бульварах и в скромных парках, где в кажущейся сонной «обывательщине» назревают многоугольные сюжеты будущих драм. Именно поэтому драматургия Островского так легко переносится на театральные подмостки и становится доступной даже для не самой искушенной публики.

Именно с А.Н. Островского начался отечественный театр как таковой: с точки зрения театральной школы, концепции сценического мастерства, наполнения русскими пьесами, злободневными и близкими зрительской душе. Выдающийся писатель и критик XIX столетия Иван Гончаров писал Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр". Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского"»1.

Личность и творчество А.Н. Островского и по сей день остаются объектами пристального внимания исследователей: изучается его литературное наследие [Ветелина; Фатеева и др.], его пьесы сравниваются с произведениями других авторов [Едоши-на; Ермолаева; Михновец и др.] и т. д. Островский был востребован и актуален при жизни, но последующие десятилетия после его ухода позволяют говорить о формировании определенного кода, прочно встроенного в отечественную культуру - «кода Островского», который являет собой способ хране-

ния и трансляции во внешнюю среду определенных социокультурных парадигм, заложенных в его писательском образе и творчестве.

Этот код прочно укоренен на Костромской земле, история и культура которой созвучны многим мотивам пьес великого драматурга. Кострома эпохи Островского - земля провинциальная, тихая, консервативная, купеческо-мещанская - вполне подходящая декорация для картин искренней и притворной любви, игр совести, человеческой слабости и подлости, которые автор так умело облекал в драматическую оболочку. Так, история несчастья Катерины, героини пьесы «Гроза», из вымышленного волжского города Калинова отсылает к трагическим событиям, случившимся в 1859 г. именно в Костроме, когда молодая женщина, запутавшаяся в своих чувствах и доведенная до отчаяния свекровью, утопилась в Волге. Сходен с Костромой и образ города Бряхимова из «Бесприданницы».

Однако при первом знакомстве с Костромой Островский вовсе не думал, что этот город станет важной частью его творчества. В дневниках. Рассказывая о первой поездке в Щелыково через Кострому, Островский писал, что въехали они в город после тяжелых пожаров и поселились в неудобной гостинице, так все другие сгорели; атмосфера в городе была тяжелой и напряженной. Как вспоминал драматург, он и подумать не мог, что Кострома станет прототипом многих волжских городов из его будущих пьес. Но вопреки первому впечатлению Костромская земля стала местом не только вдохновения, но и жизни и творчества драматурга. Именно здесь написаны чуть менее двадцати пьес А.Н. Островского, в том числе «Гроза», «Бесприданница», «Лес» и знаменитая «Снегурочка», сказочный образ которой теперь неразрывно связан с Костромской землей. Код Островского, определяющий «набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании» [Худолей], не просто созвучен с Костромой в отношении проблематики творчества и типаж-ности его героев, не только тесно вплетен в региональную топонимику (ул. Островского в Костроме; пос. Островское недалеко от усадьбы «Щелыково», давший имя и всему муниципальному району) и архитектурный облик Костромы и ряда других городов региона (классицизм, ранний модерн), но и является неотъемлемой частью его социокультурной семиотики, со второй половины XIX в. определившей фигуру Островского, в частности, и в качестве одной из туристических визитных карточек региона.

В первую очередь это выражено в ряде мест показа, являющихся важными компонентами региональной туристической айдентики. Популярным среди туристов объектом является беседка Островского (ул. Чайковского), построенная взамен уста-

ревшей деревянной в 1956 г. на насыпи, сохранившейся от укреплений древнего Костромского кремля, на берегу реки Волги (отметим, что изначальная беседка располагалась ближе к воде). По легенде, А.Н. Островский любовался отсюда волжским пейзажем и заречной стороной Костромы.

В Костроме находится и один из старейших драматических театров России, носящий имя драматурга. Сам Островский неоднократно посещал костромской драмтеатр, в репертуаре которого каждый сезон обязательно присутствуют его произведения. Напротив здания театра установлен бюст А.Н. Островского, изготовленный на личные средства его внучек и изначально расположенный в 1956 г. в имении Щелыко-во (в Кострому бюст был перевезен в 1967 г.).

Имя Островского носит улица, ведущая от городского центра к главной туристической достопримечательности (и важному паломническому объекту) не только Костромы, но и всего региона - Свято-Троицкому Ипатьевскому монастырю.

Однако ключевая точка туристского притяжения локализована вне пределов областного центра. В Островском районе находится «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"»: именно сюда драматург уезжал подальше от суеты столиц и творил будущие шедевры театральной сцены. В Ще-лыкове в 1873 г. была написана пьеса «Снегурочка», ставшая не только литературным и театральным шедевром, но и прописавшая на Костромской земле ее главную героиню.

Снегурочка сегодня - один из ключевых региональных туристических брендов, привлекающий туристов целым рядом объектов (интерактивные развлекательные комплексы «Резиденция Снегурочки» и «Терем Снегурочки», музеи «Сказочный край Снегурочки», «Модный дом Снегурочки», «Терем Берендея») и событийных мероприятий («День рождения Российской Снегурочки»; тематические новогодние и рождественские мероприятия, в ходе которых Снегурочка сопровождает Деда Мороза в его путешествии по российским городам). Снегурочка является почетной и неизменной гостьей на ежегодном праздновании Дня города Костромы, основные торжества которого проходят на центральной Сусанинской площади. Снегурочку в воплощении малой скульптурной формы можно обнаружить близ здания городской администрации (это место для фотосессий туристов и проведения ими необычного ритуала: считается, что того, кто потрет нос скульптуры, в ближайшее время ждет чудо).

Вышеуказанные объекты - классическая часть культурного кода А.Н. Островского, но не менее значимыми видятся современные интерпретации данного кода в наполнении регионального туристского продукта.

Ярким трендом трансляции культурного кода А.Н. Островского в содержание турпродукта Костромской области является интеграция присущей ему образной и вербальной семантики заведениями комплекса HoReCa. Примером подобного опыта можно считать ресторан-причал «Старая пристань», который стоит прямо на реке Волге (здесь, на дебаркадере, снимали ряд сцен легендарной советской ленты «Жестокий романс», поставленной по пьесе Островского «Бесприданница»). В 2018 г. в Костроме был открыт один из самых фешенебельных отелей города - «Островский», который не только носит имя драматурга и располагается напротив здания Костромского драматического театра, но и с точки зрения архитектуры и визуальной стилистики идеально вписывается в общий ансамбль центральной части Костромы, которая некогда стала такой близкой самому Александру Николаевичу. Отель дополняется рестораном современной русской кухни «Гроза», получившим имя в честь одной из самых трагичных, но мощных в отношении сюжета и глубинного смысла пьес Островского.

Таким образом, региональный туристский продукт, адаптируясь к современным тенденциям рынка (потребительский запрос на интерактивность и комфорт), во многом базируется на классических элементах, связанных с популярными историческими сюжетами и культурными традициями края. Культурный код А.Н. Островского, столь созвучный ритмам истории Костромской земли, традициям быта ее жителей, ее архитектурным особенностям, является неотъемлемым элементом современного регионального турпродукта, представленного как объектами показа и реализации интерактивных программ (театр, музеи, развлекательные комплексы), так и событийными мероприятиями (в первую очередь приуроченными к памятным датам, связанным с самим драматургом и его героиней - Снегурочкой) и активно подхваченного сферой гостевого сервиса (HoReCa).

Примечания

1 Гончаров И.А. Письмо Островскому А.Н. <12 февраля 1882 г. Петербург> // Гончаров И.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8: Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. Москва: Гос. изд-во худож. лит., 1955. С. 491-492.

Список литературы

Ветелина Л.Г. Проблема нравственного выбора в пьесах А.Н. Островского («Гроза» и «Сердце не камень») // Ипатьевский вестник. 2022. № 3. С. 156-171.

Едошина И.А. Сравнительные жизнеописания: Н.А. Некрасов и А.Н. Островский // Литературоведческий журнал. 2021. № 52. С. 9-41.

Ермолаева Н.Л. «Невольницы» А.Н. Островского и «Горе от ума» А.С. Грибоедова // Вестник ИвГУ Сер.: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 16-22.

Летина Н.Н. Культурные коды русской провинции // Человек. Культура. Образование. 2020. № 4 (38). С. 124-139.

Михновец Н.Г. Ф.М. Достоевский и А.Н. Островский в процессе познания народа (1860-е гг.) // Вестник СПбГУ Язык и литература. 2021. № 3. С. 460-478.

Фатеева И.М. Особенности эстетического восприятия природы драматургом А.Н. Островским // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 204-211.

ФедотоваН.А. Культурный код города // Слово.ру: Балтийский акцент. 2022. № 4. С. 10-24.

Худолей Н.В. Культурный литературный код современного российского читателя // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-1. С. 155-164.

References

Vetelina L.G. Problema nravstvennogo vybora v p'esakh A.N. Ostrovskogo («Groza» i «Serdtse ne kamen'») [The problem of moral choice in the plays of A.N. Ostrovsky ("Thunderstorm" and "Heart is not a stone")]. Ipat'evskii Vestnik [Ipatievsky Vestnik], 2022, No. 3, pp. 156-171. (In Russ.)

Edoshina I.A. Sravnitel'nye zhizneopisaniia: N.A. Nekrasov i A.N. Ostrovskii [Comparative biographies: N.A. Nekrasov and A.N. Ostrovsky]. Litera-turovedcheskii zhurnal [Literary Journal], 2021, No. 52, pp. 9-41. (In Russ.)

Ermolaeva N.L. «Nevol'nitsy» A.N. Ostrovskogo i «Gore ot uma» A.S. Griboedova ["Slaves" by A.N. Ostrovsky and "Woe from Wit" by A.S. Griboyedov]. Vest-

nik IvGU. Seriia: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the IvSU. Series: Humanities], 2021, No. 1, pp. 16-22. (In Russ.)

Letina N.N. Kul'turnye kody russkoi provin-tsii [Cultural codes of the Russian province]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Man. Culture. Education], 2020, No. 4 (38), pp. 124-139. (In Russ.)

Mikhnovets N.G. F.M. Dostoevskii i A.N. Ostrovskii v protsesse poznaniia naroda (1860-e gg.) [F.M. Dostoevs-ky and A.N. Ostrovsky in the process of cognition of the people (1860s)]. Vestnik SPbGU. Iazyk i literature [Bulletin of St. Petersburg State University. Language and literature], 2021, No. 3, pp. 460-478. (In Russ.)

Fateeva I.M. Osobennosti esteticheskogo vospriiatiia prirody dramaturgom A.N. Ostrovskim [Features of aesthetic perception of nature by the playwright A.N. Ostrovsky]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2022, No. 4 (127), pp. 204211. (In Russ.)

Fedotova N.A. Kul'turnyi kodgoroda [Cultural code of the city]. Slovo.ru: Baltiiskii aktsent [Word.ru: Baltic Accent], 2022, No. 4, pp. 10-24. (In Russ.)

Khudolei N.V. Kul'turnyi literaturnyi kod sovremen-nogo rossiiskogo chitatelia [Cultural literary code of the modern Russian reader]. Vestnik Kemerovskogo go-sudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2014, No. 29-1, pp. 155-164. In Russ.

Статья поступила в редакцию 10.05.2023; одобрена после рецензирования 10.06.2023; принята к публикации 18.07.2023.

The article was submitted 10.05.2023; approved after reviewing 10.06.2023; accepted for publication 18.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.