Научная статья на тему 'Культурный фактор в отношениях России и Европейского союза'

Культурный фактор в отношениях России и Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6775
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ / European Union (EU) / culture / diplomacy / Russia / European Partnership / European Neighbourhood Policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Елена Александровна

Работа посвящена анализу культурного фактора в отношениях между Россией и Европейским союзом. Актуальность исследования обусловлена тем, что культурный компонент помогает выявить сходства и различия между российским и европейским обществами, прямо или косвенно влияет на общий характер российско-европейских отношений. В работе показывается связь между культурой и дипломатией. Исследуются особенности общего российско-европейского пространства науки, образования и культуры, а также основы гуманитарного сотрудничества России и Европейского союза. Рассматриваются основные составляющие внешней политики России в области культуры и этапы формирования культурной политики в Европейском союзе, анализируются культурные отношения России и Европейского союза на европейской части постсоветского пространства, изучаются перспективы сотрудничества России и Европейского союза в области культуры и в гуманитарной сфере.В работе подчеркивается, что Россия и ЕС официально придерживаются долгосрочной стратегии партнерства как в области культуры, науки и образования, так и в гуманитарной сфере. Автор приходит к выводу, что, с одной стороны, будущее российско-европейских культурных отношений представляется перспективным. Однако, с другой стороны, в области культуры, как и в политической и экономической областях, у России и Европейского союза есть немало претензий друг к другу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU – Russia Cultural Relations

This article analyzes the link between culture and diplomacy between Russia and the European Union, and shows the importance of the cultural relations. It examines the common space of science, education and culture introduced at the 2003 EU – Russia Summit in St. Petersburg and the application of the principles of this concept that were established at the 2005 EU – Russia Summit in Moscow. It then considers EU – Russia collaboration on humanitarian action and the challenges that both parties face in this sphere. It also explains the formation of EU domestic and foreign cultural policy, and the role of European institutions and nation-states in cultural affairs and diplomacy, as well as key elements and mechanisms of contemporary Russian foreign cultural policy. In addition, the article focuses on the European side of post-Soviet EU – Russia cultural relations. This cultural collaboration is defined as “competitive neighborhood.” EU and Russian interests collide: while Europeans try to promote their values, norms and standards within the framework of the European Neighbourhood Policy, Russia seeks to culturally influence and engage in this region for geostrategic and historical reasons. Finally, the article assesses the prospects for the EU – Russia cultural relations and emphasizes the role of ideology in improving such relations.

Текст научной работы на тему «Культурный фактор в отношениях России и Европейского союза»

Культурный фактор в отношениях России и Европейского союза1

Е.А. Сидорова

Сидорова Елена Александровна — стажер-исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 115162, Москва, ул. Мытная, д. 46, стр. 5; E-mail: ellen.sidorova@gmail.com

Работа посвящена анализу культурного фактора в отношениях между Россией и Европейским союзом. Актуальность исследования обусловлена тем, что культурный компонент помогает выявить сходства и различия между российским и европейским обществами, прямо или косвенно влияет на общий характер российско-европейских отношений. В работе показывается связь между культурой и дипломатией. Исследуются особенности общего российско-европейского пространства науки, образования и культуры, а также основы гуманитарного сотрудничества России и Европейского союза. Рассматриваются основные составляющие внешней политики России в области культуры и этапы формирования культурной политики в Европейском союзе, анализируются культурные отношения России и Европейского союза на европейской части постсоветского пространства, изучаются перспективы сотрудничества России и Европейского союза в области культуры и в гуманитарной сфере.

В работе подчеркивается, что Россия и ЕС официально придерживаются долгосрочной стратегии партнерства как в области культуры, науки и образования, так и в гуманитарной сфере. Автор приходит к выводу, что, с одной стороны, будущее российско-европейских культурных отношений представляется перспективным. Однако, с другой стороны, в области культуры, как и в политической и экономической областях, у России и Европейского союза есть немало претензий друг к другу.

Ключевые слова: Европейский союз, отношения России и Европейского союза, сотрудничество в области культуры

Культура и дипломатия

Международные отношения и диалог цивилизаций невозможно представить без культуры. Наряду с политикой и экономикой культура образует классическую триаду факторов, определяющих характер внешнеполитической государственной деятельности, и по праву рассматривается в качестве неотъемлемой и полноценной части стратегии действий той или иной страны на международной арене. Всестороннее и эффективное развитие международных культурных связей способствует защите взаимосвязанных интересов личности, общества и государства.

Культурная дипломатия является важной областью дипломатической деятельности многих государств. Страны, исходящие в своей внешней политике из принципа мирного сосуществования и доброй воли, используют культурную дипломатию для популяризации своего культурного наследия и пропаганды национальных достижений в области культуры, науки и образования. Культурная дипломатия служит и для «при-

1 В данной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 13-05-0052 при поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013 г.

кладных» целей: укрепления геополитических позиций, решения внешнеполитических и экономических задач государств.

Под влиянием процессов глобализации мир становится более целостным. В то же время появляются новые проблемы и вызовы, общие для всего человечества. С одной стороны, происходит усиление глобальной взаимозависимости национальных экономик, а с другой — между странами становится больше различий в ресурсном и социально-культурном плане. В результате глобальный социум сталкивается с принципиально новой ситуацией, которая требует поиска новых эффективных диалоговых стратегий, способствующих росту взаимопонимания между акторами международных отношений. Культурная дипломатия как диалоговая стратегия обладает широкими возможностями: диалоговые стратегии, в основе которых лежит культурная составляющая, могут свести к минимуму разделение человеческого сообщества по принципу «свой — чужой», сблизить национальные культуры, способствовать росту взаимопонимания и интенсификации двустороннего диалога между странами. По сути культурная дипломатия представляет собой общественный институт, позволяющий на время передавать культурные ценности другим странам с целью пропаганды мира и взаимопонимания между народами [Гурбангельдыев, 2012]. Традиционной формой культурной дипломатии является проведение международных и региональных выставок, форумов, фестивалей, конференций. При этом культурная дипломатия как одна из сфер дипломатической деятельности связана с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения основополагающих целей внешней политики государства, выражения его национальных интересов, создания благоприятного образа страны за рубежом. Поэтому культура, будучи одним из инструментов внешней политики государства, может оказывать дестабилизирующее воздействие как на состояние международной системы в целом, так и на характер межгосударственных отношений в частности [Лебедева, 2012].

Отношения России и Европейского союза развиваются не только в сфере политики и экономики, но также и в культурной сфере. Культурный компонент помогает выявить сходства и различия между российским и европейским обществами, прямо или косвенно влияет на общий характер российско-европейских отношений. Культурные связи России и Европейского союза позволяют сблизить позиции сторон по некоторым ключевым вопросам двустороннего сотрудничества, привнести в российско-европейские отношения более глубокое понимание и взаимоуважение, взаимное принятие идей, ценностей и культурных особенностей партнера по диалогу. Вместе с тем построение российско-европейского диалога в культурно-цивилизационном плане сталкивается с затруднениями как в ЕС, так и в России [Логинов, 2008, с. 274—275]. Европейская идентичность находится в стадии формирования, причем с расширением ЕС перспективы образования наднациональной общеевропейской идентичности становятся все более туманными. Иными словами, со стороны ЕС российско-европейский культурный диалог затрудняется тем, что страны ЕС не всегда признают наличие универсальной европейской культуры и отстаивают главенство своей собственной национальной культуры внутри общеевропейского «культурного поля». В России также не существует общественного консенсуса по вопросу об основных социальных, политических и культурноцивилизационных ценностях и ориентирах. Россия не отождествляет себя полностью ни с Западом, ни с Востоком, указывая на свое исключительное место среди мировых культур и цивилизаций. Таким образом, между РФ и ЕС существует определенный ценностный разрыв, который дестабилизирует двусторонние отношения в культурной сфере и, как следствие, негативно влияет на общий характер российско-европейского политического и экономического диалога. Кроме того, сотрудничество России и ЕС

является политически мотивированным: природные ресурсы России важны для Европы, тогда как Россия нуждается в европейских технологиях, высокоточной продукции и инвестициях. Культурный фактор в отношениях России и ЕС играет второстепенную роль, уступая место политической повестке дня и экономическим связям. Однако культурная дипломатия при определенных условиях может как улучшить, так и ухудшить российско-европейский диалог.

Построение общего российско-европейского пространства науки, образования и культуры

В настоящее время основой отношений России и Европейского союза является концепция четырех «общих пространств», договоренности о которых были достигнуты на саммите Россия — ЕС в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. На московском саммите Россия — ЕС, состоявшемся в мае 2005 г., была достигнута договоренность о выработке «дорожных карт» — инструментов для претворения в жизнь концепции этих «общих пространств».

Четыре «общих пространства» России и ЕС охватывают следующие сферы:

— экономику, в том числе экологию;

— свободу, внутреннюю безопасность, правосудие;

— внешнюю безопасность;

— научные исследования и образование, включая культурные аспекты.

Четвертое «общее пространство» — общее пространство науки, образования и

культуры, или общее пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты, — многие эксперты рассматривают как самую перспективную область российско-европейского сотрудничества на высшем уровне [Иванов, 2013, с. 50—51]. Из всех двусторонних пространств оно считается наименее спорным, наиболее полезным и практичным для обеих сторон. Оно направлено на укрепление российско-европейских культурных, научных и образовательных связей посредством различных программ обмена. Такие программы усиливают объединенный интеллектуальный потенциал сторон, позволяют поддерживать контакты и улучшают взаимопонимание между россиянами и европейцами.

Сотрудничество России и ЕС в сфере науки, образования и культуры, с одной стороны, крайне выгодно для обеих сторон. Россия как преемница СССР сохраняет передовые позиции во многих областях научных исследований, таких как ракетостроение, ядерная энергетика, освоение и использование космического пространства. Российская классическая литература и музыка, российское изобразительное искусство — часть не только европейского, но и всемирного культурного наследия. Европа, в свою очередь, является одним из мировых лидеров в области технических и компьютерных инноваций, а также обладает богатым творческим, научным и образовательным потенциалом. Поэтому построение самых разнообразных форм интеграции и кооперации между Россией и ЕС в сфере науки, образования и культуры базируется на твердом фундаменте взаимной выгоды и заинтересованности. Однако, с другой стороны, сотрудничество в культурной сфере нередко обременено конъюнктурными политическими кризисами, что привносит элемент нестабильности в партнерство РФ и ЕС в этой области.

Отношения России и ЕС по общему пространству науки, образования и культуры регулируются в рамках соответствующей «дорожной карты», которая по своей структуре разделена на три части [Энтин, 2006].

Первая часть «дорожной карты» посвящена сотрудничеству в области исследований, науки и технологий. Задачи, которые стоят перед Россией и ЕС в этой сфере, включают построение в России и Европе общества, основанного на знаниях, рост конкурентоспособности, поддержание высоких темпов экономического развития, модернизацию национальных экономик, повышение эффективности венчурной деятельности. Особое внимание в этом разделе уделено организационному обеспечению сотрудничества. В качестве высшего органа по координации действий и принятию решений назначается Постоянный совет партнерства. На рабочем уровне действует совместный комитет Россия — ЕС, образованный по Соглашению о сотрудничестве в области науки и технологий, подписанному в 2000 г. и продленному в 2003 г. Одновременно с этим в первой части подчеркивается значимость совместного использования уже действующих национальных, региональных и международных исследовательских программ, таких как Рамочные программы ЕС, ИНТАС, МНТП, ТАСИС, «Эврика» и российские федеральные исследовательские программы. Выражается надежда на то, что общее пространство научных исследований между Россией и ЕС могло бы сформироваться на их основе.

Во второй части «дорожной карты» рассматриваются вопросы, касающиеся построения общего образовательного пространства. В области высшего образования сотрудничество России и ЕС практически полностью ориентировано на Болонский процесс. По этой причине повестка дня в этой сфере определяется требованиями проведения реформ в странах, участвующих в Болонском процессе. Несмотря на то что Болонская программа имеет добровольный характер, она постепенно приводит к трансформации российской системы высшего образования. В большинстве вузов уже введены степени «бакалавр» и «магистр», в некоторых — осуществлен переход к европейской системе зачетных единиц, введена модульная система обучения, поддерживаются различные совместные с ЕС программы академической мобильности (например, программа Erasmus Mundus), выдается европейское Приложение к диплому, введен контроль качества высшего образования (рейтинговая система студентов и преподавателей). Вместе с тем России пока не удалось перейти на единую научную степень доктора философии. Институционально реализация второй части заключается в проведении регулярных министерских встреч стран-участниц и заседаний международной Болонской группы.

Третья часть «дорожной карты» затрагивает сотрудничество в области культуры. Один из недостатков российско-европейского диалога в области культуры состоит в отказе сторон признать целесообразность создания специфических органов управления, что затрудняет создание общего культурного пространства. В 2006 г. Россия выступила в с предложением о создании Постоянного совета партнерства в области культуры. В настоящее время руководящие органы ЕС все еще рассматривают это предложение. Среди целей культурного сотрудничества между Россией и ЕС, перечисленных в третьей части «дорожной карты», можно выделить углубление знаний о культуре друг друга, укрепление европейской идентичности, поиск синергетического эффекта от двустороннего сотрудничества в области культуры.

В целом «дорожная карта» по общему пространству науки, образования и культуры представляет собой достаточно расплывчатый и самый общий документ, роль которого не стоит преувеличивать. Этот документ не имеет обязывающей силы и не связывает стороны формально. Однако его не стоит недооценивать, поскольку именно он отражает общую точку зрения Москвы и Брюсселя на то, каким должно быть российскоевропейское сотрудничество по данному «общему пространству». Кроме того, «дорож-

ная карта» по общему пространству науки, образования и культуры компактна, логична и проста для восприятия. Главная цель ее реализации сформулирована в преамбуле и гласит, что Россия и ЕС должны использовать свое богатое интеллектуальное наследие и накопленные знания для содействия экономическому росту и повышения конкурентоспособности своих экономик, а также для активизации связей и обменов [Энтин, 2006]. Тот факт, что основная задача российско-европейского диалога в сфере науки, образования и культуры состоит в улучшении экономических показателей, свидетельствует о прикладном характере этого «общего пространства». Иными словами, для политических элит России и ЕС культура и наука являются лишь средством достижения других политических и экономических задач.

Помимо построения общего пространства в области науки, образования и культуры с Европейским союзом как региональной организацией, Россия активно налаживает двусторонние культурные связи с отдельными странами — членами ЕС. При этом не все страны ЕС проявляют равный интерес к сотрудничеству с Россией в этой области. Так, 28 стран — участниц евроинтеграции можно разделить на пять групп в зависимости от того, какую позицию они занимают по отношению к России [Логинов, 2008, с. 264]. Первая группа называется «Троянские кони». В нее входят Греция и Кипр. Эти страны ввиду экономической, культурной и религиозной близости поддерживают с Россией тесные связи и позитивно относятся к россиянам. Вторая группа носит название «Прагматичные друзья». Эту группу образуют Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Люксембург, Мальта, Португалия, Словакия, Словения и Финляндия. Страны из второй группы лояльны к России, экономически тесно с ней связаны, но могут позволить себе действия, которые в Москве не всегда оценивают как дружественные. Третья группа — это «Обеспокоенные прагматики». Среди них выделяются Великобритания, Дания, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Румыния, Швеция, Чехия и Эстония. Эти государства выигрывают от сотрудничества с Россией, но не любят ее доминирования в двусторонних отношениях. Четвертая группа называется «Стратегические партнеры». К этой группе относятся Германия, Испания, Италия и Франция. Страны из четвертой группы поддерживают отношения с Россией исходя из собственных стратегических целей и выгод. Наконец, пятая группа получила наименование «Бойцы холодной войны». Эту группу образуют Литва и Польша. Эти две страны не очень приветствуют выстраивание долгосрочных партнерских отношений с Россией, но ввиду своей географической близости с российским государством вынуждены с ним сотрудничать.

Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза

Одной из составляющих культурной дипломатии является гуманитарное сотрудничество. Следует отметить, что в ЕС и России понятие «гуманитарное сотрудничество» трактуют по-разному [Зонова, 2012]. Европейцы понимают под гуманитарным сотрудничеством комплекс мер, направленных на противодействие нарушению прав человека и насилию, оказание помощи в чрезвычайных ситуациях. В России же гуманитарное сотрудничество охватывает более широкий круг мероприятий, включающий налаживание культурных связей, межцивилизационного диалога и диалога гражданских обществ, а также поддержание связей с соотечественниками за рубежом. Несмотря на различия в трактовке, российско-европейские отношения в гуманитарной сфере развиваются достаточно успешно. Россия и ЕС укрепляют сотрудничество в области борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, финансированием террористических организаций, нелегальной миграцией и киберпреступ-

ностью. Российские власти выступают за создание единого общеевропейского правового пространства и единой системы защиты прав человека на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в 1950 г. в Риме.

Частично российско-европейское сотрудничество в гуманитарной сфере осуществляется в рамках «дорожной карты» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Целесообразность такого партнерства обусловлена тем, что Россия и ЕС сталкиваются с общими вызовами (терроризм, международная преступность, незаконная миграция, торговля людьми, наркобизнес), для адекватного ответа на которые необходима совместная работа не только гражданских обществ, но и судебных и правоохранительных органов. Наиболее ощутимыми достижениями в рамках общего пространства свободы, безопасности и правосудия считаются вступление в силу упрощенного визового режима (соглашение принято в 2011 г.) и Договора о реадмиссии 2007 г. В то же время обе стороны убеждены в том, что стремление к обеспечению безопасности не должно создавать барьеры для законного взаимодействия между гражданскими обществами России и ЕС. Для поощрения прямого диалога рядовых европейцев с рядовыми россиянами политическое руководство ЕС на переговорах о создании «общих пространств» в 2003 г. (саммит Россия — ЕС в Санкт-Петербурге) предложило образовать пятое «общее пространство» — демократии и прав человека. Российские власти отвергли это предложение, что говорит о неготовности России расширять и углублять российско-европейское партнерство в гуманитарной сфере.

На данный момент большинство российско-европейских проектов в гуманитарной области, как и в культурной сфере, инициируется на двусторонней основе, поскольку среди стран ЕС нет консенсуса по поводу целесообразности выстраивания долгосрочного гуманитарного партнерства с Россией. Отсутствие единой общеевропейской стратегии взаимоотношений между ЕС и Россией в гуманитарной сфере свидетельствует о наличии дефицита доверия европейских стран к России. Дефицит доверия обусловлен рядом причин.

Во-первых, регулярно проводимые опросы общественного мнения свидетельствуют о достаточно настороженном отношении значительного числа европейцев к россиянам. Например, итальянская газета Corriere della Serra в 2010 г. опубликовала «Карты стереотипов», разработанные проживающим в Лондоне болгарским художником Я. Цветковым. На этих картах на основе результатов опросов общественного мнения европейцев, проведенных различными академическими институтами и статистическими агентствами, показано стереотипное восприятие европейцами каждой страны ЕС, а также некоторых граничащих с ЕС стран. Россия, в частности, ассоциируется с такими стереотипами, как «параноидальная нефтяная империя», «мечта Наполеона», «Газпром», «большой брат», «транжиры»2. Стереотипы восприятия другого народа и чужой культуры существуют во всем мире. На стереотипное отношение европейцев к России оказывает влияние обеспокоенность большинства стран ЕС по поводу возможного прекращения поставок российского топлива в разгар зимних холодов, несоблюдения в России прав человека, включая несоблюдение прав сексуальных меньшинств, коррупционных скандалов в российской правящей элите, высокой степени монополи-зированности многих отраслей российской экономики. В России же, наоборот, многие не приемлют европейской политической корректности, не признают право на однополые браки, не доверяют мультикультурной европейской толерантности [Тюлин, 2004].

2 Tortora F. Ecco le cartine irriverenti che mappano gli stereotipi europei // Corriere della Serra. Режим доступа: http://www.corriere.it/cronache/10_settembre_21/tortora-mappe-luoghi-comuni_24ab6bc0-c57b-11df-b273-00144f02aabe.shtml (дата обращения: 21.09.2010).

В целом стереотипное восприятие серьезно затрудняет развитие российско-европейских отношений не только в гуманитарной сфере, но и в других областях сотрудничества.

Во-вторых, огромную роль в развитии гуманитарного сотрудничества играет публичная дипломатия, проводимая как правительством, так и неправительственными организациями, творческими коллективами и отдельными личностями. Среди российских неправительственных организаций на этом направлении активно работают Российский совет по международным делам, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, независимая экспертная организация Центр ЕС — Россия. Основная цель этих организаций — усилить взаимодействие между российским и европейским гражданскими обществами и создать позитивный образ России не только на уровне политической элиты ЕС, но и среди рядовых европейцев. Теоретически публичная дипломатия способствует постепенному устранению стереотипов, которые сложились у европейцев о России, и позволяет создать естественные предпосылки для более тесного взаимодействия между гражданами ЕС и России. Однако на практике центры публичной дипломатии нередко выражают интересы национальных политических элит, которые могут быть вовсе не заинтересованы в построении устойчивых партнерских отношений и которым по внутриполитическим причинам выгодно сохранение неопределенности и нестабильности в отношениях с другой стороной.

В-третьих, дефицит доверия европейцев по отношению к России можно объяснить отсутствием у них глубоких знаний о современном российском обществе и современной российской культуре. С одной стороны, европейские студенты не проявляют массового интереса к изучению русского языка, российской экономики, политики и культуры, поскольку считают, что данное направление подготовки является в профессиональном плане неперспективным. С другой стороны, в Европе все же есть узкий круг студентов, специализирующихся на изучении российско-европейских отношений. Однако зачастую они не могут получить объективных знаний о России ввиду высокой степени политизированности научной литературы по данной тематике. В плане распространения знаний о России за рубежом значительная роль принадлежит научноэкспертному сообществу. Для этих целей правительство РФ приняло Федеральную целевую программу «Русский язык», рассчитанную на 2011—2015 гг. [Зонова, 2012]. Эта программа предполагает присутствие российских ученых, преподавателей и экспертов в европейском образовательном пространстве, а также дистанционное обучение европейских студентов основам русского языка и российской культуры. Прямой обмен идеями и знаниями может в краткосрочном периоде способствовать преодолению разногласий, вызванных культурными различиями между россиянами и европейцами. Однако в долгосрочном периоде перспективы «культурного сближения» между РФ и ЕС остаются неясными.

Европейским союз как масштабный культурный проект

Вопросы культуры долгое время оставались на вторых ролях в европейском интеграционном проекте, где приоритет экономики над другими сферами общественной деятельности был неоспорим и очевиден. Совместные обсуждения вопросов культуры между главами государств и правительств стран — членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС) начались лишь в 1970-е годы. В 1974 г. Европейский парламент впервые сформировал Комитет по вопросам культуры. В 1980-х годах были осуществлены общеевропейский культурный проект «Европейские города культуры» и крупнейшая реставрационная программа «Эмблематик». Поворотным моментом в области

институционально-правового оформления пространства общеевропейской культурной политики стал доклад Европейской комиссии от 1987 г. «Свежие веяния для культуры в Европейском сообществе», в котором подчеркивалась значимость культуры в европейском интеграционном проекте. Официальный юридический статус культурная политика ЕС получила в Договорах о ЕС 1992 г. (Маастрихтский договор) и 1997 г. (Амстердамский договор). Эти два договора определяют место и роль Европейского союза в европейском культурном пространстве и ставят четыре общеевропейские цели в области культуры [Водопьянова, 2008, с. 116]:

— содействие расцвету культур государств — членов ЕС, которые отражают их национальное и региональное разнообразие и одновременно выдвигают на передний план их общее культурное наследие;

— поддержка современного культурного творчества;

— учет реалий культурной политики во всех сферах политики Евросоюза;

— поощрение сотрудничества в области культуры между государствами — членами ЕС и третьими странами, а также с международными организациями.

Евросоюз содействует мерам по расширению сотрудничества между деятелями

культуры из различных государств-членов и поддерживает их инициативы в этой сфере, но не требует от государств-членов гармонизации национальных культурных политик. Таким образом, на данный момент политика ЕС в области культуры, согласно Лиссабонскому договору от 2007 г., представляет собой межгосударственный подход и предполагает, что культурная политика остается в границах компетенции стран-членов при дополнительном контроле со стороны ЕС. На практике Евросоюз может только софинансировать различные межнациональные проекты в области культуры, осуществляемые правительствами, компаниями, ассоциациями, региональными властями, университетами, исследовательскими центрами, некоммерческими организациями из различных стран — членов ЕС. Главные же компетенции в сфере осуществления культурной политики находятся в руках национальных государств, которые в этом случае распоряжаются своими и европейскими финансовыми ресурсами.

Вместе с тем действия ЕС в области культурной политики могут осуществляться в форме специфических мер, разработанных департаментом Европейской комиссии по образованию и культуре. Эти меры охватывают четыре сферы [Там же, с. 117]:

— совершенствование и распространение знаний о европейской истории и культуре;

— сохранение общеевропейского культурного наследия;

— поддержка некоммерческих культурных обменов;

— развитие художественного и культурного творчества, включая аудиовизуальный сектор.

В целом ЕС — это не только результат экономической, политической и правовой интеграции, но и масштабный социальный и культурный проект. Цели европейской культурной политики сегодня состоят в том, чтобы вывести на первый план необъятное общеевропейское культурное наследие, повысить чувство принадлежности к нему каждого европейца, но при этом сохранить уважение к культурным, национальным и религиозным различиям, существующим внутри ЕС. Такой подход отражает основы европейской интеграции и фундаментальные культурные ценности и особенности менталитета европейцев. Европейцы отмечают, что именно культура является центральным звеном в развитии человеческой цивилизации и европейского общества, препятствует росту межнациональной напряженности, стимулирует межкультурный диалог и от-

крывает путь к «единству в разнообразии». Культура рассматривается как катализатор креативности и инноваций.

Европейцы также стремятся к тому, чтобы европейские ценности нашли свое отражение во внешней политике и дипломатии ЕС. Официально в Европейском союзе выделяются четыре стратегии экспорта европейских норм, ценностей и стандартов [Потемкина и др., 2012, с. 620—621]. Первая стратегия называется «Экспорт норм и ценностей через расширение Европейского союза» и подразумевает поощрение извне внутренней трансформации государств, которые в более или менее отдаленной перспективе готовятся к вступлению в ЕС. Вторая стратегия — «Экспорт норм и принципов в сопредельные государства, не имеющие перспектив членства в ЕС» — заключается в приближении ближайшей периферии ЕС к уровню социального и экономического развития ЕС через различные инструменты влияния. Эта стратегия распространяется на европейские страны постсоветского пространства (Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию) и бывшие североафриканские колонии Европы. Третья стратегия — «Поддержка региональных интеграционных объединений» — предполагает поощрение субрегиональной экономической интеграции на принципах экономического либерализма в Латинской Америке и Африке. Целью четвертой стратегии под названием «Экспорт норм и ценностей через международные организации» является наращивание влияния ЕС в рамках существующих международных организаций с целью проведения собственной повестки дня или их реформирования в интересах объединенной Европы. По отношению к России подобные стратегии не применяются.

Культурная самобытность России

Выражая самобытность и духовно-эстетическое своеобразие своего государства, российская культура олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и составляет часть глобального культурно-исторического наследия человечества. Российская культура немыслима без мировой культуры. Но и мировую культуру невозможно представить без культуры России.

В разные исторические эпохи союз дипломатии и культуры служил национальным интересам России. После распада СССР международная политика России в области культуры была нацелена на укрепление авторитета страны за рубежом, ее доброго имени, демонстрацию открытости российского общества, служила свидетельством возрождения России, ее развития в качестве свободного и демократического государства. Растущий вес культуры во внешней политике побудил российскую дипломатию ввести во внешнеполитический оборот новый термин — «внешняя культурная политика» [Шмагин, 2002, с. 63]. В 1990—2000-е годы был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих международную политику РФ в области культуры. Первым подобным актом стало постановление Правительства Российской Федерации от 1995 г. «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами». Затем в 2001 г. Министерство иностранных дел Российской Федерации утвердило «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами». Это первый в истории и практике дипломатической службы России комплексный документ, который на основе анализа положительного опыта участия России в международных культурных обменах формулирует цели и задачи, формы и направления, приоритеты и механизмы осуществления внешней культурной политики РФ. В 2010 г. Министерство иностранных дел Россий-

ской Федерации пересмотрело концепцию российской внешней культурной политики и с учетом новых международно-политических реалий приняло новый документ — «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества». В этом нормативно-правовом акте закреплены главные приоритеты и особенности реализации современной российской политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.

Россия сегодня ощущает себя, мыслит и действует в основном как европейская держава [Громыко, 2012, с. 84]. Выстраивая внешнюю политику, российские власти руководствуются прежде всего представлением о том, что наиболее развитая и густонаселенная часть России находится в Европе, что в последние три столетия российская политическая, дипломатическая, экономическая, научная и культурная история была связана именно с этой частью евразийского континента. Однако «европейскость» России и, как следствие, соответствующая природа ее внешней политики отнюдь не означает, что она полностью разделяет европейские ценности, проповедуемые политической элитой ЕС, и что у нее нет интересов в других регионах мира. В отличие от других государств Европы, Россия уникальна тем, что ее собственная территория расположена преимущественно в Азии, где живут многие десятки коренных неевропейских народов, говорящих на неевропейских языках и исповедующих иные религии, нежели христианство. Тот факт, что в XXI в. Россия сохранила в основном европейский характер своего мироощущения, является бесспорным. Сомнению не подлежит и то, что в России имеется множество различных этносов, культур и религий. Поэтому можно заключить, что Россия обладает собственной культурной самобытностью [Караганов, 2012]. Не являясь в полной мере ни Европой, ни Азией, она имеет уникальную возможность проводить самостоятельную международную политику в области культуры, развивать культурные отношения с другими странами исходя из собственных представлений и интересов в этой области.

Культурный фактор в отношениях России и ЕС на европейской части постсоветского пространства

Россия и ЕС проводят конкурентную политику в области культуры на европейской части постсоветского пространства. Этот регион — единственный, где российскоевропейские культурные отношения можно охарактеризовать как «конкурентное соседство» [Болгова, 2013]. Дискуссии о возможных вариантах конкуренции между Россией и Европейским союзом за влияние на европейские страны постсоветского пространства обусловлены наличием двух с культурной точки зрения противоречащих друг другу интеграционных проектов, в которые в настоящее время вовлечены некоторые постсоветские страны.

ЕС с 2003 г. проводит так называемую Европейскую политику соседства (ЕПС). Формат соседства предполагает особый характер отношений между расширенным Евросоюзом и граничащими с ним странами. Цель такой политики — постепенная адаптация «новых соседей» к европейским нормам и стандартам без их членства в ЕС. В рамках ЕПС Европейский союз возлагает на себя миссию европеизации соседних государств, что, по мнению разработчиков стратегии, должно обеспечить стабильность, безопасность и процветание европейскому континенту. В совокупности в механизм ЕПС вовлечены 16 государств. Из стран постсоветского пространства в ЕПС участвуют Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан и Грузия. Внешняя политика ЕС по отношению к этим шести постсоветским республикам с 2008 г.

в рамках ЕПС выделяется в отдельную категорию и называется программой «Восточное партнерство». В рамках программы «Восточное партнерство» ЕС выстраивает «особые» отношения с вышеперечисленными постсоветскими республиками. Целью этой программы является недопущение возможности формирования регионального союза новых независимых (после распада СССР) государств под эгидой России, сдерживание России и коллективное противодействие доминированию России в ареале бывшего СССР. С культурной точки зрения программа «Восточное партнерство» нацелена на создание позитивного имиджа ЕС на европейской части постсоветского пространства и на распространение в этом регионе европейских культурных традиций, идеалов и ценностей. Евросоюз сознательно исключает Россию — центральное государство в геополитической конструкции любой интеграционной группировки на постсоветском пространстве — из участия в европейской политике соседства, а любые двусторонние переговоры между РФ и ЕС ведутся без учета данного фактора [Потемкина и др., 2012, с. 630].

Россия, в свою очередь, обеспокоена культурной политикой ЕС в европейских странах постсоветского пространства, поскольку она оказывает дестабилизирующее воздействие на культурные связи России с некоторыми бывшими советскими республиками, в частности с Украиной и Молдавией. Кроме того, Россия нацелена на создание к 2015 г. Евразийского союза, в который определенно войдут Россия, Казахстан и Белоруссия, а также, возможно, Киргизия, Таджикистан и Армения (в настоящее время последние три страны официально являются кандидатами на вступление в Евразийский союз). Для создания эффективной и стабильной интеграционной группировки на постсоветском пространстве необходимо, чтобы евразийский интеграционный проект включал некий культурный компонент, а граждане стран — участниц будущего Евразийского союза ощущали определенную культурную, идейную и ценностную общность. По инициативе России таким объединяющим культурным фактором на постсоветском пространстве должна стать культурно-идеологическая концепция евразийства.

Классическое евразийство, которое зародилось в 1920-х годах и основателями которого являются экономист-географ П.Н. Савицкий и философ князь Н.С. Трубецкой, сложно по своему содержанию. Оно представляет собой концепцию исторического, геополитического, культурного, этнографического единства России и Евразии, которая является особым геоприродным, историческим и социокультурным миром. Главная идея классического евразийства заключается в том, что Россия не должна быть «провинцией» европейской цивилизации. Европейский образ мысли рассчитан на совершенно иной психологический тип людей. Задача России состоит в том, чтобы осознать, наконец, свою подлинную природу, создать самостоятельную и самодовлеющую русско-евразийскую культуру на основаниях, совершенно отличных от духовных основ европейской цивилизации [Глинкина, Орлик, 2012, с. 4]. Современная Россия стремится использовать классическую евразийскую идею для духовно-идейной интеграции стран в рамках Евразийского союза и для обоснования с культурной точки зрения целесообразности включения тех или иных постсоветских республик в евразийский интеграционный проект. Неоевразийство заключается в оправдании с культурнофилософских позиций главенства России в Евразии, является «новой прагматической трактовкой советизма, пришедшей на смену глобальному марксистско-ленинскому учению» [Малашенко, 2012, с. 20]. Также неоевразийство указывает на особость постсоветского пространства, и, как следствие, на привилегированную роль, которую призвана играть на нем Россия. В целом современная евразийская идея на постсоветском пространстве имеет мало общего с классической концепцией евразийства. Обращение

к евразийству в современной российской политике носит инструментальный и даже в чем-то вынужденный характер, поскольку иной, более привлекательной идеологии для культурного и гуманитарного объединения России с теми или иными странами постсоветского пространства пока что создать не удалось.

Получается, что европейские страны постсоветского пространства являются одновременно и объектом внешней политики ЕС в области культуры, и объектом российской культурной дипломатии. Попадание этих государств в зону влияния двух конкурирующих международных акторов оказывает дестабилизирующее влияние на состояние международной системы и затрудняет общее развитие российско-европейского диалога.

Перспективы культурных отношений России и Европейского союза

Москва и Брюссель официально придерживаются долгосрочной стратегии партнерства как в области культуры, науки и образования, так и в гуманитарной сфере. С одной стороны, будущее российско-европейских культурных отношений представляется перспективным: такое сотрудничество будет не только дополнять культурные и научные связи России со странами — членами Европейского союза, но и стимулировать их расширение. Вместе с тем в области культуры, как и в политической и экономической областях, у России и ЕС есть немало претензий друг другу. На уровне восприятия особенно острой проблемой остается стереотипное мышление, которое искажает реальность и порождает дефицит доверия в российско-европейских отношениях, что, как следствие, ведет к дестабилизации двусторонних отношений. Россия и ЕС также проводят конкурентную политику в области культуры на европейской части постсоветского пространства. Возможно, для преодоления разногласий и укрепления двустороннего сотрудничества, России и Европейскому союзу следует попытаться сформировать общее идеологическое пространство, которое будет способствовать сближению двух культур и социумов, позволит снизить степень политизированности и неопределенности российско-европейских отношений и окажет стабилизирующий эффект на состояние международной системы в целом и на характер отношений России и ЕС в культурной и гуманитарной сферах в частности.

Литература

Болгова И.В. (2013) Политика России и ЕС на постсоветском пространстве: конкурентное соседство. Аналитика Российского совета по международным делам // Сайт РСМД. Режим доступа: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=2121#top (дата обращения: 17.07.2013).

Водопьянова Е.В. (2008) Культурная политика Европейского союза и вызовы времени // Современная Европа. № 4. С. 112—122.

Глинкина С.П., Орлик И.И. (2012) Евразийская идея на постсоветском пространстве // Новая и новейшая история. № 2. С. 3—22.

Громыко А.А. (2012) Россия между Европой и Азией // Международная жизнь. № 10. С. 84—89.

Гурбангельдыев Д. (2012) Культурная дипломатия — язык межнационального диалога // Электронная газета «Туркменистан: золотой век». Режим доступа: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=1018 (дата обращения: 21.03.2012).

Зонова Т.В. (2012) Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза как инструмент «мягкой силы». Аналитика Российского совета по международным делам // Сайт РСМД. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=1859#top (дата обращения: 23.05.2013).

Иванов И.С. (2013) Россия — Европейский союз: возможности партнерства. Аналитический доклад Российского совета по международным делам. М.: Спецкнига.

Караганов С.А. (ред.) (2012) Матрица русской культуры: Миф? Двигатель модернизации? Барьер? М.: Совет по внешней и оборонной политике.

Лебедева М.М. (ред.) (2012) Метаморфозы мировой политики. М.: МГИМО.

Логинов А.В. (ред.) (2008) Россия в современном диалоге цивилизаций. М.: Культурная революция.

Малашенко А.В. (2012) Центральная Азия: На что рассчитывает Россия? Московский Центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия.

Потемкина О.Ю., Кавешников Н.Ю., Кондратьева Н.Б. (ред.) (2012) Европейский союз в XXI веке: время испытаний. М.: Весь Мир.

Тюлин И.Г. (ред.) (2004) Культура толерантности и опыт дипломатии. М.: МГИМО.

Шмагин Е.А. (2002) Культура и дипломатия // Международная жизнь. № 3. С. 61—73.

Энтин М.Л. (2006) Россия — ЕС: общее пространство науки, образования и культуры // Интернетжурнал «Вся Европа.ги». Режим доступа: http://www.aneuropa.ru/rossiya-es-obschee-prostranstvo-nau-ki-obrazovaniya-i-kuljturi (дата обращения: 01.01.2006).

EU - Russia Cultural Relations

E. Sidorova1

Elena Sidorova - Junior Researcher at the Centre for Comprehensive European and International Studies, National Research University Higher School of Economics; 46/5, Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: ellen.sidorova@gmail.com

Abstract

This article analyzes the link between culture and diplomacy between Russia and the European Union, and shows the importance of the cultural relations. It examines the common space of science, education and culture introduced at the 2003 EU — Russia Summit in St. Petersburg and the application of the principles of this concept that were established at the 2005EU — Russia Summit in Moscow. It then considers EU — Russia collaboration on humanitarian action and the challenges that both parties face in this sphere. It also explains the formation of EU domestic and foreign cultural policy, and the role of European institutions and nation-states in cultural affairs and diplomacy, as well as key elements and mechanisms of contemporary Russian foreign cultural policy. In addition, the article focuses on the European side of post-Soviet EU — Russia cultural relations. This cultural collaboration is defined as “competitive neighborhood." EU and Russian interests collide: while Europeans try to promote their values, norms and standards within the framework of the European Neighbourhood Policy, Russia seeks to culturally influence and engage in this region for geostrategic and historical reasons. Finally, the article assesses the prospects for the EU — Russia cultural relations and emphasizes the role of ideology in improving such relations.

Key words: culture, diplomacy, Russia, European Union (EU), European Partnership, European Neighbourhood Policy

References

Bolgova I.V. (2013) Politika Rossii i ES na postsovetskom prostranstve: konkurentnoe sosedstvo [Russian and European Policy on the Post-soviet Space: Competitive Neighborhood]. Electronic media portal Russian International Affairs Council. Available at: http://rassiancouncil.ru/inner/?id_4=2121#top (accessed 17 July 2013).

Glinkina S.P., Orlik I.I. (2012) Evrazijskaja ideja na postsovetskom prostranstve [Eurasian Idea on the Postsoviet Space]. Novaja inovejshaja istorija (academic journal), no 2, pp. 3-22.

Gromyko A.A. (2012) Rossija mezhdu Evropoj i Aziej [Russia between Europe and Asia]. Mezhdunarodnaja zhizn’ (academic journal), no 10, pp. 84-89.

Gurbangel’dyev D. (2012) Kul’turnaja diplomatija - jazyk mezhnacional’nogo dialoga [Cultural Diplomacy -Language of International Dialogue]. Jelektronnajagazeta “Turkmenistan:zolotojvek"(electronic media portal). Available at: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=1018 (accessed 21 March 2012).

Ivanov I.S. (2013) Rossija — Evropejskijsojuz: vozmozhnostipartnerstva. Analiticheskij doklad Rossijskogo soveta po mezhdunarodnym delam [Russia — EU: Partnership Possibilities. Analytical Paper of the Russian Council on International Affairs]. Moscow: Speckniga.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jentin M.L. (2006) Rossija — ES: obshhee prostranstvo nauki, obrazovanija i kul’tury [Russia — EU: Common Space ofScience, Education and Culture]. Internet-zhurnal “Vsja Evropa.ru" (electronic media portal). Available

1 This study is based on findings produced by the research grant No. 13-05-0052 with the support of the National Research University Higher School of Economics Academic Fund Program in 2013.

at: http://www.alleuropa.ru/rossiya-es-obschee-prostranstvo-nauki-obrazovaniya-i-kuljturi (accessed 01 April 2006).

Karaganov S.A. (ed.) (2012) Matrica russkoj kul’tury: Mif? Dvigatel’ modernizacii? Bar’er? [Matrix of the Russian Culture: Myth? Engine of Modernization? Obstacle?]. Moscow: Sovet po vneshnej i oboronnoj politike.

Lebedeva M.M. (ed.) (2012) Metamorfozy mirovojpolitiki [Metamorphoses of the World Politics]. Moscow: MGIMO.

Loginov A.V. (ed.) (2008) Rossija v sovremennom dialoge civilizacij [Russia in the Contemporary Dialogue of Civilizations]. Moscow: Kul’turnaja revoljucija.

Malashenko A.V. (2012) Central’naja Azija: Na chto rasschityvaet Rossija? [Central Asia: What does Russia want?]. Moscow Carnegie Center. Moscow: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija.

Potemkina O.Y., Kaveshnikova N.Y., Kondrat’eva N.B. (eds.) (2012) Evropejskij sojuz v XXI veke: vremja ispytanij [EU in the XXI Century: Time for Challenges]. Moscow: Ves’ Mir.

Shmagin E.A. (2002) Kul'tura i diplomatiya [Culture and Diplomacy]. Mezhdunarodnaya zhizn’ (academic journal), no 3, pp. 61-73.

Tjulin I.G. (2004) Kul’tura tolerantnosti i opyt diplomatii [Culture of Tolerance and Diplomatic Experience]. Moscow: MGIMO.

Vodop’yanova E.V. (2008) Kul’turnaya politika Evropejskogo soyuza i vyzovy vremeni [EU Cultural Policy and Challenges of Time]. Sovremennaya Evropa (academic journal), no 4, pp. 112-122.

Zonova T.V. (2013) Gumanitarnoe sotrudnichestvo Rossii i Evropejskogo sojuza kak instrument “mjagkoj sily” [Russia — EU Humanitarian Collaboration as a Soft Power Instrument]. Electronic media portal Russian International Affairs Council. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=1859#top (accessed 25 May 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.