Научная статья на тему 'Культурный архетип: современные подходы к осмыслению феномена'

Культурный архетип: современные подходы к осмыслению феномена Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1656
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП / КОНЦЕПТ / КУЛЬТУРА / КОНСТАНТА / ЭТНИЧЕСКИЙ / ДУХОВНОСТЬ / CULTURAL ARCHETYPE / CONCEPT / CULTURE / CONSTANT / ETHNIC / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Монина Н. П.

Статья посвящена рассмотрению понятия «культурный архетип». В работе представлены взгляды современных ученых, исследующих данный феномен. Автором выявлены основные свойства культурного архетипа и предложено собственное определение этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ARCHETYPE MODERN: APPROACH TO UNDERSTANDING OF PHENOMENON.

This article is devoted to an examination idea of the cultural archetype. In this work produced the looks of modern scientific which investigate this phenomenon. The author discovers main internal of the cultural archetype and offer own determination of this idea.

Текст научной работы на тему «Культурный архетип: современные подходы к осмыслению феномена»

эмпирической, а в сакральной категории времени, времени - рить о том, что «гений места» также формирует индивидуаль-

как отражении целостности мира, а не как конкретной количе- ные представления о красоте того или иного народа. ственной мере. Хотя с течением эмпирического времени ха- Лосский Н.О. Утверждал, что «любование красотою <...>

рактер и гений места могут меняться под влиянием тех или есть сосредоточенность зрителя на объективно ценном, а не

иных форм воздействия сменяющихся культур, также сущест- наслаждение своим органическим ощущением или своими

вующих и развивающихся в реальном времени. способностями» [10, с. 256]. «Гений места» можно также при-

«Гений места» и культурная константа «красота род- числить к объективному явлению, влияющему на субъективного края». Понятие красоты родной природы также можно ные ощущения и впечатления.

назвать константой в культуре любого народа, будь то красота Таким образом, прослеживается очевидная связь и взаи-

родных лесов, гор, песчаных или снежных равнин - представ- мопроникновение концептуальных теорий «Гения места»

ления о красоте и трепетное отношение к определенному «ви- «культурного ландшафта» на понятийном уровне, а также

ду» красоты также зарождается в человеке с молоком матери взаимное влияние самих явлений в повседневном бытии куль-

и песней ветра родного места. Уроженец пустыни может це- туры. Это еще раз доказывает необходимость осознания и

нить и любоваться природой джунглей, как новыми яркими бережного отношения (как физического так и морального) к

впечатлениями, но искренняя любовь и привязанность, истин- тонкой уникальной энергетической среде каждого места, как

ное ощущение «красивой» и «индивидуально комфортной» основе и условию существования культурного ландшафта.

среды скорее всего останется в родном пространстве (возможно отчасти причина во фрактальности внутренней психо- Работа выполнена по проекту Международного конкурса РГНФ

эмоциональной организации человека и энергетической - МинОЮН Монголии Шонюлъстй мир-. между В°ст°к°м и Запа-

структуре места его рождения). Таким образом можно гово- дом>> Ю-03-00865а/0).

Библиографический список

1. Белокуров, А.А. Традиционный культурный ландшафт: структура, факторы формирования и развития: дис. ... канд. философ. наук. -

Барнаул: АГУ, 2007.

2. Белокурова, С.М. Онтологический статус культурных универсалий (на материале западно-монгольской культуры) / С.М. Белокурова, М.Ю. Шишин // Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории / под ред. М.Ю. Шишина, Е.В. Макаровой. - Барнаул: ОАО Алтайский дом печати, 2010.

3. Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории под ред. М.Ю. Шишина, Е.В. Макаровой. - Барнаул: ОАО Алтайский дом печати, 2010.

4. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972.

5. Лавренова, О.А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. - М.: Институт наследия, 2010.

6. Чирков, В.Ф. Дом в локусе бытия: [филос. категоря места как предельного значения пространства и его культуры. Бытийный статус места, его основания: анализ понятий «локус» и «место»]. - М. : Наука, 2005.

7. http://geoeko.mrsu.ru/2008-1/pdf/01-merkulov.pdf УДК 911: 712 П.И. Меркулов. Концепция культурного ландшафта и становление представлений об этнокультурном ландшафтоведении.

8. Николаев, В.А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система // Вестн. Моск. ун-та. - 2000. - № 6. - Сер. 5.

9. Самохвалова, В.И. Антиэнтропийный смысл красоты: дис. ... д-ра философ. наук. - М., 1990.

10. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М.: Прогресс-Традиция, 1998.

Bibliography

1. Belokurov, A.A. Traditional cultural landscape: structure, factors of formation and development: Thesis for the degree of PhD. - Barnaul: ASU,

2007.

2. Belokurova, S.M., Ontological status of cultural universals (based on the material of the western-mongolian culture) / S.M. Belokurova, M.U. Shishin // The constants of culture of Russia and Mongolia: essays of history and theory / ed. M.U. Shishin, E.V Makarova. - Barnaul: ОАО The Altai house of printing, 2010.

3. Constants of culture of Russia and Mongolia: essays of history and theory / ed. M.U. Shishin, E.V Makarova. - Barnaul : ОАО The Altai house of printing, 2010.

4. Gurevich, A.Ya. Categories of medieval culture. - M.: Art, 1972.

5. Lavrenova, O.A. Spaces and aims: Semantics of cultural landscape. - M.: Institute of heritage, 2010.

6. Chirkov, V.F. The house in locus of life: [phylos. category of place as limit value of space and its culture.An existential status of place, its bases : the analysis of words “locus” and “place”»]. - М.: Science, 2005.

7. http://geoeko.mrsu.ru/2008-1/pdf/01-merkulov.pdf UDK 911: 712 P.I. Merkulov. The concept of cultural landscape and making representations about ethnocultural landscape stadying..

8. Nikolaev, V.A. Cultural landscape - geoecological system // Vestn. of Moscow University. - 2000. - № 6. - Ser. 5.

9. Samohvalova, V.I. Antientropy sense of beauty: Thesis for the degree of PhD. - М.: 1990.

10. Losski, N.O. World as a realization of beauty. Bases of esthetic. - M.: Progress-Tradition, 1998.

Статья поступила в редакцию 02.04.11

УДК 130:008

Monina N.P. CULTURAL ARCHETYPE MODERN: APPROACH TO UNDERSTANDING OF PHENOMENON.

This article is devoted to an examination idea of the cultural archetype. In this work produced the looks of modern scientific which investigate this phenomenon. The author discovers main internal of the cultural archetype and offer own determination of this idea.

Key words: cultural archetype, concept, culture, constant, ethnic, spirituality.

Н.П. Монина, канд. филос. наук, г. Омск, E-mail: monijulia@yandex.ru

КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ ФЕНОМЕНА

Статья посвящена рассмотрению понятия «культурный архетип». В работе представлены взгляды современных ученых, исследующих данный феномен. Автором выявлены основные свойства культурного архетипа и предложено собственное определение этого понятия.

Ключевые слова: культурный архетип, концепт, культура, константа, этнический, духовность.

Современная культурология и философия культуры активно использует понятие «культурный архетип». Однако единого подхода к осмыслению данного феномена не существует. Представители различных направлений гуманитарного знания по-разному осмысливают это понятие. Основу для него заложили работы К. Юнга и его последователей. Изначальная психологическая трактовка архетипа со временем обогащается и философской, и культурологической, и этнологической.

В современной науке архетипы понимаются преимущественно как «базисные элементы культуры, формирующие константы модели духовной жизни» [1, с. 38]. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. Они представляют собой константы национальной духовности.

Сторонники концепции культурвитализма отмечают, что культурные архетипы существенным образом определяют особенности мировоззрения, характер художественного творчества, стереотипные реакции на значимые ситуации, способы разрешения противоречий. «Они являются паттернами культурного опыта, которые каждый раз актуализируются и модифицируются, включаются в новую историческую ситуацию, но по сути остаются неизменными. Культура предполагает бесконечное вариабельное «прокручивание» одних и тех же сюжетов, повторение устойчивых стереотипов, красной нитью проходящих через всю историю. Эти стереотипы аккумулируют опыт, выступают как «наследственная память» культуры, возникающая в период культурогенеза и составляющая остов или каркас культурной системы, что придает ей целостность, устойчивость, качественную тождественность при всех структурных и диахронических изменениях» [2, с. 23]. Культурные архетипы определяют не только развитие прошлого и настоящего, но и конструируют будущее культуры. От их целостности, свободы и аутентичности проявления зависит жизненность культуры. В случае разрушения, ломки культурных архетипов, замещении их чужеродными элементами культурная система утрачивает свою органичность, способность к самовоспроизведению, самосохранению и самовыражению.

А.П. Забияко отмечает, что культурные архетипы, выступающие базисными элементами культуры, которые формируют константные модели культурной жизни, могут быть двух видов: универсальные культурные архетипы и этнические. К универсальным культурным архетипам относятся: укрощение огня, хаоса, творение, архетипы брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века» и т.п. В общем, универсальные культурные архетипы - это «суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеческого существования... Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные культурные архетипы обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития» [3, с. 54]. В противоположность им, этнические культурные архетипы представляют собой константы национальной духовности, которые выражают и закрепляют основополагающие свойства этноса как культурной целостности. По мнению ученого, в каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, они существенным образом определяют особенности мировоззрения, характер, художественное творчество и историческую судьбу того или иного народа.

И.А. Есаулов, известный современный исследователь, анализируя рождественские и пасхальные архетипы в философии В.С. Соловьева, уточняет, что в данном случае под архетипами им понимается не коллективное бессознательное, а «культурное бессознательное: сформированный той или иной духовной традицией тип мышления, порождающий целый шлейф культурных последствий, вплоть до тех или иных стереотипов поведения. Эти типы мышления, в основе кото-

рых находится именно культурное бессознательное, не являются, на наш взгляд, исключительной принадлежностью индивидуального сознания, но формируются в недрах глубинных сакральных структур» [4, с. 78].

По мнению Г.В. Драча, архетипы функционально рассматриваются как первичные, архаичные формы адаптации человека к окружающей реальности. Поэтому изучать культурные архетипы можно путем реконструкции влияния этой реальности (географической, геополитической, хозяйственной, социальной, политической, религиозной, культурной и т.д.) на их формирование. Культурные архетипы имеют символическую природу и обнаруживаются в области смысловых, ценностных ориентаций. Это позволяет истолковывать и типизировать архетипы через «постижение» области символического. Они особенно отчетливо проявляются в комплексах-аффектах, вызванных ситуациями-раздражителями или словами-раздражителями и являющихся формами субъективного проживания человеком своих архетипических структур. Поэтому интерпретация реакции человека на эти раздражители также дает возможность для выявления культурных архетипов.

Наряду с понятием «культурный архетип» многие исследователи используют термин «этнокультурный архетип», являющийся, по сути, синонимом первого. Так, например, Тле-уж А.Д. считает, что этнокультурные архетипы составляют основу национальной духовности, выражающую и закрепляющую свойства и особенности определенного этноса как культурной целостности. Этнокультурные архетипы - базовая модель духовной культуры, которая включает этнический опыт народа в новый исторический контекст, способствуя его социальной адаптации в современном обществе и являющаяся проекцией в будущее. Ученый называет этнокультурный архетип константой и трактует ее как совокупность его черт, сюжетов, образов, культурный традиций. Такая трактовка «ориентирует исследование на нахождение в этническом и типологическом многообразии его мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженного этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не имеющего возможности быть исчерпанным, ни поэтическим описанием, ни научным объяснением.

Этнокультурные архетипы - важнейшие элементы этно-культуры, формирующие константные модели картины мира определенного этноса. Их содержание представляет «типическое в культуре, и в этом отношении этнокультурные архетипы как константы философско-культурологического знания объективны и трансперсональны. Формирование этнокультурных архетипов происходит на уровне этнокультуры человечества и этнокультуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта конкретного народа. В силу этого сопричастность к этнокультурным архетипам отдельного индивида отчетливо не осознается, и воспроизведение этнокультурного архетипа конкретной личности выступает рационально непреднамеренным актом» [5, с. 17]. Этнокультурные архетипы, по мнению исследователя, существенным образом определяют особенности мировоззрения, характера, устного народного творчества и исторической судьбы народа. Они представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этого этноса как культурной целостности. Сами этнокультурные архетипы имеют символическую природу и обнаруживаются в области смысловых, ценностных ориентаций.

В работах А.Ю. Большаковой культурный архетип определяется как концепт -инвариантное ядро человеческой ментальности, видоизменяющееся в соответствии с конкретной исторической ситуацией, в сопротивлении ей и в адаптации к ней. Архетипы, отмечает автор, - это базовые концепты, задающие координаты, в которых человек воспринимает и осмысливает мир и осуществляет свою жизнедеятельность.

Таким образом, следует отметить, что в современном гуманитарном знании понятие «культурный архетип» четко не определено (несмотря на целый ряд попыток) и зачастую используется в качестве синонимичного терминам «этнокультурный архетип», «константы культуры», «концепты культуры» и т.д. На наш взгляд, такой подход, с одной стороны, позволяет вникнуть в сущность данного феномена, но, с другой стороны, нам видится в этом некое размывание понятийных границ.

В целом, проанализировав спектр различных подходов к данной проблеме, мы попытались выявить некие общие черты, присущие культурному архетипу:

1. Универсальность (культурный архетип универсален, существуют общие для всех культур архетипические образы, которые, однако, раскрываются совершенно по-разному. Например, архетип Матери, огня, мужского и женского начала и т.д.);

2. Внерациональность (архетипы, реализуясь в культуре, не поддаются рациональному осмыслению, они проявляются

«сами собой», «автоматически», на некоем бессознательном уровне);

3. Повторяемость (культурные архетипы проходят «красной нитью» по вертикали культуры (от момента ее зарождения до современного состояния) и по ее горизонтали (эксплицируясь во все виды и формы народного творчества и искусства);

4. Символичность (культурный архетип по природе своей символичен, отражаясь через определенные символы и образы);

5. Инвариантность (культурный архетип устойчив в течение длительного времени, однако, если мы говорим о художественной сфере, то возможна авторская специфика в трактовке и понимании того или иного архетипа);

Культурный архетип, на наш взгляд, представляет собой досознательные, глубинные, неизменные установки, формирующие некую духовную матрицу, содержащую представления того или иного народа, этноса о мире, месте человека в этом мире, аксиологические, ценностные аспекты бытия мира и человека, формы и способы познания окружающей реальности.

Библиографический список

1. Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2 т. - СПб.: Алтейя, 1998. - Т. 1.

2. Старыгина, А.В. Формы проявления соборности и эсхатологизма как черт русского национального сознания в литературе и фольклоре:

дис. ... канд. философ. наук. - Барнаул, 2003.

3. Культурология. ХХ век. Словарь. - Санкт-Петербург. - Университетская книга, 1997.

4. Есаулов, И.А. Рождественский и пасхальный архетип в философии Вл. Соловьева // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: к

150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева / [Отв. ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; сост. Е.А. Тахо-Годи]; научн. совет «История мировой культуры». - М.: Наука, 2005

5. Тлеуж, А.Д. Этнокультурные архетипы адыгского народа: опыт философско-культурологического осмысления: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. - Краснодар, 2007.

Bibliography

1. Cultural studies. XX century. Encyclopedia: in 2 Vols. - St.: Alteya, 1998. - V. 1.

2. Starygina, A.V. Forms of manifestation of catholicity, and eschatology as hell of the Russian national consciousness in literature and folklore.

Thesis for the degree of PhD. - Barnaul, 2003.

3. Cultural studies. Twentieth century. Dictionary. - St. Petersburg. - University Book, 1997.

4. Esaulov, I.A. Christmas and Easter archetype in Philosophy V.I. Solovyov // Vladimir Solovyov and culture of the Silver Age: the 150 th anniver-

sary of V.I. Solovyov and 110-th A.F. Losev / [Ed. Ed. A.A. Taho-Godi, E.A. Taho-Godi, comp. E.A. Taho-Godi] begin. Council «History of World Culture». - Moscow: Nauka, 2005.

5. Tleuzh, A.D. Ethno-cultural archetypes of Adyghe nation: the experience of philosophical and cultural understanding. Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. - Krasnodar, 2007.

Статья поступила в редакцию 23.03.11

УДК 008:7

Divakova N.A. POSSIBILITIES OF OCCURRENCE OF THE IS ART-ASSOCIATIVE SOUND LANDSCAPE OF CULTURE. In work the theoretical of the approach to the analysis of a sound landscape of culture from the point of view of its is art-associative component is presented. A national song, songs, melody are presented as sphere for fruitful contacts not only art forms, but also other possible kinds of creativity of the person. Sound characteristics of the phenomena appearing as a result essentially deepen understanding of cultural processes and artifacts.

Key words: songs, melody, musicality, an intoning, gesture, thinking, a cultural landscape, a sound landscape.

Н.А. Дивакова, канд. искусствоведения, доц. АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: natasha72_72@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-АССОЦИАТИВНОГО ЗВУКОВОГО ЛАНДШАФТА КУЛЬТУРЫ

В работе представлен оригинальный подход к анализу звукового ландшафта культуры с точки зрения его художественноассоциативной составляющей. Народная песня, песенность, мелодичность представлены как сфера для плодотворных контактов не только видов искусства, но и других возможных видов творчества человека. Появляющиеся в результате звуковые характеристики явлений культуры и искусства, в частности, существенно углубляют понимание культурных процессов и анализ артефактов.

Ключевые слова: песенность, мелодичность, музыкальность, интонирование, жест, мышление, культурный ландшафт, звуковой ландшафт.

Уровень культуры современного человека оценивается, коммуникационном пространстве современности. Использо-

на наш взгляд, по способности к многоуровневому прочтению вание навыков анализа различных уровней культуры безгра-

явлений действительности, по способности владеть множест- нично расширяет смысловую базу культурных явлений и

вом языков культуры и свободно перемещаться в сложном «уровень горизонта» человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.