Научная статья на тему 'Культурные ценности в аксиосфере культуры'

Культурные ценности в аксиосфере культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1033
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / АКСИОСФЕРА / AXIOSPHERE / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOQYS APPROACH / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / FUNCTIONAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Палеева Оксана Леонидовна

В статье представлен обзор подходов к определению ценностей в культурологии; изучаются ценности культуры в контексте аксиосферы культуры. Понятие «культурные ценности» рассматривается с позиции культурологии, философии и праваI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the review of approaches to definition of values in culturology is presented; values of culture in the context of axiosphere are studied. The concept «cultural values» is considered from the position of culturology, philosophy and law

Текст научной работы на тему «Культурные ценности в аксиосфере культуры»

моральным», это противоречие он разрешает в пользу разума и самоконтроля. Платон утверждает безусловное основание морали - идею блага как единства добра, истины и красоты, призывая каждого человека обратиться к абсолютной ценности. Аристотель резонно отмечает, что осознанная и активная социальность - уникальная особенность человеческого бытия, поэтому направленность к благу требует от людей совместной деятельности. Кажется, что преодоление несовершенства во внутреннем мире, создание соразмерности, гармонии душевных качеств у каждого человека приведут к порядку, а в общественной жизни — искоренению смуты и схваток, где наступят мир и спокойствие. Другими словами, общественные отношения являются продуктом внутренней природы человека.

Добродетель в государственной и общественной жизни обретает вид закона — морального и юридического, как своего рода гарантии, что добро будет делаться снова и снова. Вырисовывается движение от добра — моральной ценности — к добродетели — практике познания и действия (воплощения добра), а в конечном счете

— к идеальной общественной системе.

Дуализм взаимоотношений добра и зла отражает развитие социума, который будет существовать до тех пор, пока продолжается борьба между добром и злом.

Примечания

1. История античной диалектики. — М., 1972.

2. История этических учений / под ред. А. А. Гусейнова. — М., 2003.

3. Кессиди Ф. Х. Гераклит / Ф. Х. Кессиди. — М., 1982.

4. Льюис Дж. Г. Античная философия от Евклида до Прокла / Дж. Г. Льюис. — Минск, 1998.

5. Макаров М. Г. Сложность и вариантность категорий диалектики / М. Г. Макаров.

— Л., 1988.

6. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М., 1955.

7. Нарбонн Ж. М. Аристотель и зло. Космос и душа / Ж. М. Нарбонн // Учение о Вселенной и человеке в Античности и Средние века. — М., 2005. — С. 130—146.

О. Л. Палеева

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В АКСИОСФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

В статье представлен обзор подходов к определению ценностей в культурологии; изучаются ценности культуры в контексте аксиосферы культуры. Понятие «культурные ценности» рассматривается с позиции культурологии, философии и права. Ключевые слова: теория и история культуры, культура, культурные ценности, аксиосфера, аксиологический подход, функциональный анализ.

In the article the review of approaches to definition of values in culturology is presented; values of culture in the context of axiosphere are studied. The concept «cultural values» is considered from the position of culturology, philosophy and law. Keywords: theory and history of culture, culture, cultural values, axiosphere, axioloqys approach, functional analysis.

В культурологии трудно обойтись без понятия «ценности культуры», так как ценности, организуясь в систему в рамках определенного культурно-исторического контекста, формируют ядро той или иной культуры. Не случайно среди многочисленных подходов к определению культуры существует и аксиологический подход, интерпретирующий культуру как систему ценностей, норм и институ-

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.

тов (7, с. 102). М. С. Каган вводит термин аксиосфера, который представляет собой не простую совокупность, соседство, рядоположенность тех или иных ценностей, непонятно почему образовавшихся, а их «целокупность — закономерно сложившуюся в истории культуры систему конкретных форм ценностного отношения человека к миру» (2, с. 55).

В культурологической науке можно выделить несколько подходов к определению ценности, где ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. Ценность не природное свойство чего-то: внешнего предмета, события, явления или поступка; в ценности отражено отношение индивида к предмету, событию, явлению или поступку, в котором проявляется признание этого предмета, события, явления или поступка важным, значимым для человека.

С феноменологической точки зрения, это всегда лишь мысли, представления о том, что есть человеческое благо. Категория «ценности» образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. В результате этого формируется ценностное отношение к миру. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение (4).

Каждая культура имеет свое уникальное ценностное ядро (6), отражающее ее специфическую локализацию в пространстве и времени, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность культуры, ее неповторимый облик. Условием выживаемости культуры является ее способность к оптимальному соотношению универсальных и специфических ценностей, позволяющая, с одной стороны, сохранить свою самобытность, а с другой - найти основания для взаимодействия с иными культурами.

Вместе с тем существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности людьми разных культур. Это восприятие зависит от их индивидуальных или групповых установок, а также от той объективной шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок. Выявление универсальных ценностей и распознание их природы - необходимое условие для выработки путей и вариантов соглашения между народами. Таким образом, ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», то есть конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее - продукт той или иной культуры.

А. Я. Флиер и М. А. Полетаева, приводя классификацию ценностей, делят их на два класса. В первый класс входят «выдающиеся по своему качеству произведения (шедевры) интеллектуального, художественного и религиозного творчества» (9, с. 216), а также выдающиеся архитектурные и иные сооружения, уникальные произведения ремёсел, археологические и этнографические раритеты. Во второй класс входит некий обобщенный социальный опыт, «в рамках которого собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности» (9, с. 216). К этому социальному опыту можно отнести нравы, обычаи, стереотипы

поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т.п., принципиальные нормы поведения и суждения.

Этимологический смысл слова «ценность» соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы, вещи и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры (8, с. 259). В обыденном сознании и обыденном словоупотреблении под ценностями чаще всего подразумевают предметы, обладающие какими-нибудь полезными для человека свойствами, имеющие цену.

Понятие «культурные ценности» в правовой культуре — «особый вид ценностей, способный в той или иной мере удовлетворить духовные или эстетические потребности человека и одновременно содержащий в себе художественную либо научную, мемориальную или иную культурную ценность» (1).

Определенный интерес, на наш взгляд, представляет деление культурных ценностей на движимые и недвижимые. Специфичность недвижимых культурных ценностей заключается также в том, что их ценность рассматривается в неразрывной связи с окружающей средой. Из этого и исходит необходимость охраны недвижимых культурных ценностей как единого целого с занимаемой ими территорией и другими прилежащими объектами. По данным Минкультуры России, в Российской Федерации насчитывается 84915 недвижимых памятников истории и культуры, из них 24953 — федерального (общероссийского) значения и 59962 — регионального значения (11). Культурные ценности являются имуществом, следовательно, исходя из ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, они могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иной форме собственности. Поэтому следует различать государственные, муниципальные, частные и иные культурные ценности (3).

В отличие от недвижимых культурных ценностей, ценность движимых заключается только в них самих. Такие объекты могут свободно перемещаться в пространстве без ущерба. Большинство движимых ценностей сейчас находится в музеях, архивах, библиотеках, хранилищах и других учреждениях. К движимым культурным ценностям относятся: художественные ценности, в том числе: картины и рисунки; оригинальные скульптурные произведения; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес; редкие рукописи и документальные памятники; архивы (включая фото-, фоно-, кино- и видеоархивы); уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, антропология и палеоантропология; предметы и фрагменты, полученные в результате археологических раскопок (5).

По степени своей значимости культурные ценности можно подразделить на ценности мирового, национального и местного значения. Культурные ценности мирового значения имеют универсальный характер и свидетельствуют либо о выдающемся творении мировой культуры, либо о становлении и развитии человеческого общества (10). Среди культурных ценностей существуют такие, которые

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.

имеют незаменимое значение для познания истории и культуры народов, населяющих ту или иную страну. Такие ценности можно отнести к культурным ценностям национального значения. В зависимости от принадлежности их к какой-либо нации или народности различают культурные ценности федерального значения и субъектов Российской Федерации. К культурным ценностям местного значения относятся те объекты, которые имеют большое историческое, научное, художественное или иное культурное значение для ограниченного региона и населяющей его народности.

Таким образом, «культурные ценности» в контексте аксиологического подхода являют собой элемент аксиосферы культуры. Функциональный анализ позволяет каждый объект системы рассматривать как ее составляющую или системы систем, то есть частью многоступенчатого целого. Отсюда движение познания должно идти не от частей к целому, а напротив, от целого к частям. В нашем случае — это означает идти от строения культуры, в котором необходимое место занимает ценностное осмысление мира и обусловливаемая им ценностная ориентация деятельности людей. Кроме того, важное место сегодня отводится рассмотрению нормативно-правовых коммуникаций, связанных с культурными ценностями.

Примечания

1. Горбачев В. Г. Культурные ценности. Понятие, порядок приобретения, хранения и обращения / В.Г. Горбачев, В.Г. Ростопчин, В.Н. Тищенко. - М., 1989.

2. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб., 1997.

3. Козлова Е. И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М., 2006.

4. Поросенков С. В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения <http://anthropology.ru/ru/texts/porosenkov/existence.html> / С.В. Поросенков. -Пермь, 2002.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 1998. - № 16.

6. Сравнительное изучение цивилизаций: [хрестоматия]. - М., 1998.

7. Теория культуры: учебное пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. - СПб., 2008.

8. Тугаринов В. П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов. - Л., 1988.

9. Флиер А. Я. Тезаурус основных понятий культурологи / А.Я. Флиер, М.А. Полетаева. - М., 2008.

10. Шестаков В. Особенности экспертизы культурных ценностей / В. Шестаков // Вопросы культурологии. - 2008. - № 11. - С. 57-64.

11. www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/9-buleten_doc.

Л. Н. Панова

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

В статье рассматривается творчество А. С. Пушкина и, в частности, его сказки, с позиции учения о диалоге культур; выявляются две модели диалога между элитарной и народной культурами, характерные для А. С. Пушкина. Ключевые слова: теория и история культуры, диалог культур, фольклор, сказки А. С. Пушкина.

In this article A. S. Pushkin's creativity and, in particular, his fairy tales, is considered from a position of the doctrine about dialogue of cultures; two models of dialogue between elite and national cultures, characteristic for A. S. Pushkin, come to light. Keywords: theory and history of culture, dialogue of cultures, folklore, A. S. Pushkin's fairy tales.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.