Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
УДК 316.75
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ: СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
А. П. Жигачева Научный руководитель - А. И. Виноградова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: randevy007700@gmail.com
Рассмотрены культурные ценности личности, проведен анализ трансформации культурных ценностей в социокультурной среде.
Ключевые слова: культура, ценности, личность, ценностные ориентации.
CULTURAL VALUES: VALUE ORIENTATIONS SYSTEM
A. P. Zhigacheva Scientific supervisor - A. I. Vinogradova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: randevy007700@gmail.com
The article discusses individual cultural values and analyzes the transformation of cultural values in the socio-cultural environment.
Keywords: culture, values, personality, value orientations.
Для каждого человека понятие «Культурные ценности» воспринимаются по-разному, это происходит из-за индивидуального становления личности. Человек после рождения не сразу становится личностью, изначально он является индивидом - отдельной особью, сочетающей в себе комплекс врожденные качеств и приобретенных свойств. Индивид, прошедший этапы взросления и социализации, становится личностью. Личность - это человеческая особь, обладающая набором определенных психологических свойств, на которых основываются его поведение и поступки.
Ценность - как человеческая идея, воспринимаемая в виде субъективного образа или представления, является отражением культурно-исторических норм. Выступая индивидуальным и социальным ориентиром, она ассоциируется с типом «достойного» поведения, определяющим конкретный стиль жизни. Ценность выступает в качестве стандарта поведения [1, с. 34].
С раннего детства у ребенка начинают формироваться культурные ценности, они могут быть привиты родителями, воспитателями и другими людьми, участвующими в становлении будущей зрелой личности. На высшем уровне развития человека мотивами, смыслами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними [2, с. 21].
Система ценностных ориентаций для каждого человека формируется под влиянием господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый индивид фильтрует
Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
ценности исходя из врожденных и приобретенных качеств, а также на основе личных жизненных обстоятельств.
В современном мире у молодого поколения посредством общения друг с другом сформировалась абсолютно новая система ценностных ориентаций, которая заметно отличается от советской системы.Тогда у людей на более высоких позициях были семейное счастье, процветание страны и порядочность [3, с. 194]. Несмотря на это, с возрастом система ценностей может кардинально измениться, вследствие созревания личности, тогда на первый план, скорее всего, выйдет приоритет семейного счастья и продолжение своего рода.
Ярким примером человека со старым укладом является Андрей Болконский - герой романа-эпопеи «Война и мир» русского писателя Л.Н. Толстого. Князь Болконский был сторонником консервативной системы ценностных ориентиров. В 1805 году Андрей участвовал в Аустрелицком сражении, где был ранен в голову, затем он попал в госпиталь к французам, но все-таки он возвращается на Родину. Несмотря на раннюю смерть жены, которая подарила ему сына, Андрей не разочаровался в семейном счастье и любви, он воспитывал сына и встретил новую любовь. Князь участвует в войне 1812 года против Наполеона, что говорит о его верности к своему Отечеству [4, с. 324].
На основе данных исследования в социальной сети Instagram, где опрошенными стали 40 молодых людей в возрасте от 17 до 22 лет, которым было предложено выбрать одну из восьми позиций в системе ценностных ориентаций как наиболее важную, определено, что ведущими ценностями являются: дружба (25%), материальное благополучие(22,5%), любовь(20%), успешная карьера (17,5%), тогда как семейное счастье(7,5%), порядочность и чистая совесть (5%), рождение и воспитание детей (2,5%), процветание и безопасность страны (0%) в рейтинге явно ниже.
Подводя итог, можно прийти к выводу, что на протяжении многих лет система ценностных ориентаций была устойчива, но на сегодняшний день мы видим, в приоритет молодое поколение ставит совершенно другие позиции, это несомненно связано со СМИ. Средства массовой информации (в том числе Интернет), которые не только сообщают сведения о событиях, но и неявным образом внедряет в сознание людей определенные установки, модели ожидаемого поведения и выбора. На мой взгляд, это не является регрессом общества, наоборот это новый этап в развитии и формировании ценностей нового информационного общества. Таким образом, актуализируется тема социальных институтов. В социологии существует различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях исследователи единодушны в том, что институты играют огромную роль не только в жизни всего общества, но и каждого отдельно человека. В особенности это проявляется в современную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие все более сложным.
Библиографические ссылки
1. Горькая Ж.В. Психология ценностей. Самара: Самарский университет, 2014. 92 с.
2. Лебедева А.Г. Досуг городской и сельской молодежи // XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки.2014. № 6. С. 20-26.
3. СидиковаФ.Х. Role of foreign language in spiritual and moral development of modern youth // Современнаянаука: актуальныепроблемыипутиихрешения. 2015. №6 (19). С. 193-195.
4. Толстой Л.Н. Война и мир. М.:ЭКСМО, 2008.- 736с.
© Жигачева А. П., 2020