Научная статья на тему '«КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: сборник научных трудов / редакторы-составители: А.Н. Соколова, М.Ш. Абдулаева. – Майкоп; Махачкала: АГУ, 2023. – Вып. 2. – 130 с.'

«КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: сборник научных трудов / редакторы-составители: А.Н. Соколова, М.Ш. Абдулаева. – Майкоп; Махачкала: АГУ, 2023. – Вып. 2. – 130 с. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Марьет Гиссовна Куёк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: сборник научных трудов / редакторы-составители: А.Н. Соколова, М.Ш. Абдулаева. – Майкоп; Махачкала: АГУ, 2023. – Вып. 2. – 130 с.»

РЕЦЕНЗИЯ

REVIEWS

УДК 7.06+008](04) ББК 71.0+71.041 К 88

«КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»:

сборник научных трудов / редакторы-составители: А. Н. Соколова, М. Ш. Абдулаева. - Майкоп; Махачкала: АГУ, 2023. - Вып. 2. - 130 с.

Марьет Гиссовна КУЁК

Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева,

Майкоп, Россия

kuek.marina@yandex.ru

«CULTURAL TRADITIONS AND ART EDUCATION»:

a collection of scientific works / editors A. N. Sokolova, M. Sh. Abdulaeva. - Maikop; Makhachkala: ASU, 2023. - Iss. 2. - 130 p.

Maryet G. KUYOK

Adyghe Republican Institute for Humanitarian Research named after T. M. Kerashev,

Maikop, Russia

kuek.marina@yandex.ru

Во втором выпуске сборника научных трудов «Культурные традиции и художественное образование», опубликованы научные статьи исследователей и педагогов в области художественного образования из разных регионов — Республики Абхазии, Южной Осетии, Казахстана и Туркмении, Дагестана, Адыгеи. Авторами рассматривается широкий круг проблем художественного образования — музыкального, хореографического, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, актуализируются методы сохранения и развития культурных традиций в современном многополярном мире, апробируются результаты исследований цифрового контента региональных музеев, методические разработки по преподаванию живописи, графического дизайна, изучения творчества композиторов, а также вопросы воспитания молодежи средствами художественной культуры.

В сборнике представлены статьи 14 авторов, из которых в 5 публикациях рассматриваются музыкальные жанры — от истории становления музыкальной культуры в Туркменистане, аккордеона в кыргызской музыкальной культуре, симфонии Аслана Нехая, оркестрового стиля Арнольда Шёнберга до эстрадной песни исполнителя Владислава Коннова.

В статье Е.П. Осиповой проведен исторический экскурс по развитию академического музыкального искусства в национальной стране, где до советского перио-

да существовало только народное исполнительское искусство, как и во всех других этнических культурах Средней Азии и Кавказа, и она справедливо отмечает: «В первые годы независимости государства многие виды и жанры музыкального творчества позиционировались как чуждые этическим ценностям туркменского народа. В музыкальном образовании, процессе популяризации акцент был сделан на развитие национальных форм музицирования и национальный инструментарий». Это стало основой туркменского академического музыкального искусства, открытия образовательных учреждений — национальной консерватории и института культуры, выпускники которых достойно представляют музыкальную культуру во всем мире. В 2001 году были открыты Государственный музыкально-драматический театр имени Махтумкули, восстановлена деятельность государственного хора и симфонического оркестра, проводятся фестивали и конкурсы народного исполнительства, реализуются научно-исследовательские проекты по сохранению музыкального фольклора, разрабатываются новые стратегии развития в современном поликультурном трансформируемом мире. Статья информативная и отвечает поставленным вопросам.

Статья кандидата искусствоведения Смаковой З. Н. посвящена музыкальным инструментам, а именно — бытованию в кыргызской песенной культуре гармоники и аккордеона в качестве аккомпанирующего инструмента в советский и постсоветский период. Автором прослежена и обоснована адаптация аккордеона в двух родственных музыкальных культурах — казахов и кыргызов, которые прошли путь унификации большинства народных инструментов для их нового звучания в создаваемых оркестрах или заимствования новых инструментов. Статья интересная, аргументированная фактическим и историческим материалом, подтверждаемая анализом и нотными расшифровками двух песен Мусы Бастова. Автором впервые исследован большой материал и сделаны обобщающие выводы.

Хагба А. А., действующий военный дирижер, анализирует оркестровую пьесу №3 «Farben» известного композитора, основателя Новой Венской школы Арнольда Шёнберга, новаторское творчество которого слабо представлено в образовательном пространстве. Исследование авторской методики композитора подтверждает открытие нового отношения к звуковой материи, появления таких явлений, как сериальная композиционная техника, позволяющая композитору подчинить все аспекты партитуры одной систематизирующей структуре, тем самым добившись полного равноправия всех компонентов музыкального материала.

Симфонические искания Аслана Нехая рассматриваются в статье А. Н. Соколовой. Ансамбль «Исламей», созданный Асланом Нехаем, на протяжении 35 лет исполняет народные и авторские песни и сочинения. Композитор создает аранжировки и переложения собственных сочинений в симфоническую музыку, о чем, собственно, рассуждает Алла Соколова, привлекая сравнительные примеры из всемирной истории музыкального искусства. Статья полемичная, интересная, открывающая для исследователей новую грань творчества известного адыгского композитора Аслана Нехая.

В статье, посвященной творчеству Владислава Алексеевича Коннова — эстрадного певца, заслуженного артиста России, педагога и наставника, с ним беседует его ученик Александр Мосиенко. Публикация в формате интервью немного не соответствует концепции рецензируемого издания, заявленного как сборник научных трудов, следовало бы вынести ее в отдельный раздел («Персоналии» или «Юбилеи») и тем самым не противоречить основной конструктивной идее сборника.

Вопросы академического художественного образования и ювелирного искусства Дагестана советского периода, графического дизайна, анализа музейного

контента рассматриваются в 4 статьях сборника, авторы которых актуализируют важные проблемы, исследуют и предлагают возможные варианты их решения, методические и практические рекомендации. К примеру, в статье А. Д. Магомедова «Традиции изобразительного искусства в художественных промыслах Дагестана и их использование в образовательных практиках» рассматриваются исторические предпосылки для возникновения нетрадиционной стилистики изобразительного и декоративного искусства советской эпохи в таких традиционных народных художественных промыслах Дагестана, как кубачинская и гоцатлинская ювелирка, ун-цукульская насечка, табасаранское ковроткачество и т.д. Исследование автором проблем кубачинского художественного комбината иллюстрировано фактическими примерами, обосновано появление привнесенных идеологическими установками тематических направлений, государственного заказа для представительских подарков, сувениров. Автор отмечает, что остается неизученным советский период изобразительного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, направления искусства социалистического реализма, которые могут быть использованы в образовательных программах и современных практиках художественного развития молодого поколения.

Две статьи Т. С. Поздняковой раскрывают и обобщают ее методику преподавания художественных дисциплин «Пропедевтика» для графических дизайнеров и «Натюрморт» для студентов — бакалавров Института искусств АГУ. Программа обучения на кафедре изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета предусматривает погружение в традиционную художественную культуру адыгов, мифологию и нартский эпос, что позволяет выполнять дипломные и творческие работы на высоком уровне, многие выпускники становятся профессиональными художниками, участвуют в выставках и активно пополняют Адыгейское отделение Союза художников России.

Необходимость создания цифрового контента музеев в современном художественном пространстве регионов стало темой беспристрастного исследования в культурологическом ракурсе А. М. Сиюховой, которая изучила сайты двух ведущих музеев Республики Адыгея — Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока и Национального музея Республики Адыгея. Проведенное исследование позволяет предложить правильные решения навигации, доступности информации, художественного решения, в работе отмечены недостатки, сформулированы замечания. В целом, статья полезная и конструктивная, и выводы автора должны быть изучены музейными коллегами.

Сборник включает статью Ф. К. Тугуз об истории создания и творческом пути народного ансамбля адыгского танца «Нарт» Адыгейского государственного университета; статью К. Н. Джиоти «О феномене детского танца в осетинской хореографии»; совместную статью И. В. Митус и «Воспитание патриотических чувств обучающихся в танцевальной студии в процессе изучения народного танца»; совместную статью Г. В. Рева и Т. А. Цергой «Активность как механизм формирования акмеологической направленности личности будущего специалиста».

В целом сборник научных статей информативен по содержанию, конструктивен по методическим рекомендациям образовательного процесса и предлагает исследования в музыкальном, изобразительном, хореографическом, психолого-педагогическом направлениях художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.