Научная статья на тему 'Культурные стратегии и социальные практики подготовки педагогов к воспитывающей деятельности в образовательных организациях'

Культурные стратегии и социальные практики подготовки педагогов к воспитывающей деятельности в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ КАК ВОСПИТАТЕЛЬ / КУЛЬТУРА / СТРАТЕГИЯ / SOCIAL EDUCATION / SOCIALIZATION / TEACHER AS A SOCIAL EDUCATOR / CULTURE / STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Г.Ю.

Проблема определения теоретических основ современного содержания воспитания и поиска адекватных стратегий профессионально-личностной подготовки будущих педагогов студентов педагогических вузов к выполнению профессиональной деятельности в условиях изменяющейся средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Strategies And Social Practices To Train Techers For The Upringing Activities In Educational Organizations

This article reflects the problem of the problem of defining the content of the theoretical bases of modern social education and searching for adequate strategies of the professional-personal training of future teachers the students of pedagogical higher educational institutions for fulfilling their professional activities in conditions of the changing high school.

Текст научной работы на тему «Культурные стратегии и социальные практики подготовки педагогов к воспитывающей деятельности в образовательных организациях»

пштим

Культурные стратегии и социальные практики подготовки педагогов к воспитывающей деятельности в образовательных организациях*

Г.Ю. Беляев,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Москва gennady.belyaev2011@yandex.ru

* Работа выполнена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-06-00116 ОГН Теоретические и методические основы системного развития воспитывающей общеобразовательной организации.

В статье отражена проблема определения теоретических основ современного содержания воспитания и поиска адекватных стратегий профессионально-личностной подготовки будущих педагогов — студентов педагогических вузов к выполнению профессиональной деятельности в условиях изменяющейся средней школы.

• воспитание • социализация • педагог как воспитатель • культура • стратегия

Что представляет собой гуманитарная культура учителя как воспитателя, в чем её онтологическое, сугубо человеческое ядро, так или иначе влияющее на экзистенциальное, бытийное основание связей и отношений всегда в чем-то изменчивой и меняющейся действительности?

Воспитатель, прежде всего остального (набора ключевых компетенций, эрудиции, методик преподавания и прочего), сам должен быть воспитан. Выпускнику педагогического вуза профессионально противопоказано приходить на работу в школу невоспитанным. Это простые аксиомы педагогики, о которых, к сожалению, принято забывать в последние десятилетия жизни нашей школы и эволюции нашего (пока ещё в основном народного, а не частно-элитарного и узкоутилитарного) образования.

Одно всегда оставалось неизменным в стратегии воспитания при всех переменах политического климата и социальных трансформациях — учителю следовало быть культурным человеком как по форме, так и по сути. Вне зависимости от идеологической либо религиозной конъюнктуры, господствующей в обществе или навязанной ему извне, образ учителя связывался в сознании простых ро-

дителей из народа с человеком порядочным, незлобным, не мстительным, не лживым, не подлым, не тщеславным, не драчливым, не развратным. Учитель — наставник, второй отец, пер, падре, аке, цзы, сэнсэй. Не заискивающий у власть предержащих, не идущий на поводу у бездельных и ленивых детей, не потакающий богатым родителям-самодурам или князьям мира сего. Учителя представляли за достойный подражания пример поведения человеком неглупым, не упрямым, не самонадеянным, не кичливым, не лукавым, и очень желательно — не из робкого десятка. Учитель мог быть добрым, но строгим и требовательным, даже суровым и жёстким, авторитетным и авторитарным, но учитель-садист — это всегда и везде «ЧП» для любого общества и любой культуры.

Внешность учителя, его манеры, скромность и чистоту всегда ставили в пример, часто сельский учитель был единственным интеллигентом на селе и в местечке, а его авторитет почти равнялся авторитету ребе, батюшки, кюре или муллы, или даже превосходил их — если и не по статусу, то по силе влияния на обывателей. Так было во все времена — Сулеймана Великолепного, Наполеона Бонапарта, Николая Первого, Бисмарка, Рузвельта и так далее. Это истина, практически не требующая особых доказательств: ни для европейских, ни для азиатских, ни для африканских обществ. Средний учитель, как правило, был небогат, но само место его положения в социуме, его прописанный в законах или негласный по обычаям и традициям статус почти никогда не давал оснований окружающим зачислять его в штаты простой прислуги или обслуживающего персонала, торгующего своими услугами.

Manners makyth man — манеры делают человека, гласит девиз английской публичной школы (public school). Вполне допустим вывод, что инерция обычаев,

правил и установок традиционного общества доверяла учителю именно как воспитателю — в том, что доверить ему детей можно безбоязненно, что он не развратник (педофил) и не еретик, не шарлатан и не повеса, не предатель и не лжец, не прохвост и не истерик, не фанатик и не лизоблюд, не невежда и не невежа.

Полузабытые сегодня термины «невежа» и «невежда» стоят рядом — учитель как воспитатель не имел морального права быть ни тем ни другим. Инвариантом воспитателя всегда был образ человека культурного, уважающего себя и своих близких, чтящего отца и мать свою, внимательно и нелицемерно следящего за своей гигиеной, мыслями, одеждой, отношением к детям и старикам. Это культурно определенный и статусно закрепленный образ человека, уважающего и чтящего Прошлое (старших, почтенных, стариков) и не презирающего Будущее (детей, подростков, юношество). При этом как бы подразумевалась честность учителя как воспитателя — не только внешняя, перед общиной, но и перед самим собою, честность нравственно чистая, совестливая. За то и уважаем был учитель как воспитатель, местами и временами почти как священник, как Януш Корчак. За то, что детей любит, наказывая, прощает и жалеет, уважает их как людей иного возраста, а не мальчиков для битья или козлов отпущения за грехи родителей. За знания и умения, но в наибольшей мере все-таки — за этически выдержанное, морально безупречное поведение. Вот этот кодекс учителя как воспитателя и есть то простое, но, самое главное, стержневое инвариантное ядро общечеловеческих ценностей в педагогике (а также и в ключевых компетенциях учительства), которое и сегодня объединяет в одних и тех же помыслах, чаяниях и надеждах сотни миллионов людей планеты — родителей и родственников детей, подростков и молодёжи.

Инвариант педагога как воспитателя вполне определим и подтвержден культурно-историческим опытом совершенно разных по миропониманию стран и обществ, причем выясняется, что это не абстракция, а жизненно необходимая феноменология: кем учитель быть может, а кем он быть, по определению, не должен. Но что меняется?

Постоянно, в зависимости от социально-экономического уклада общества и его политического устройства иногда весьма радикально меняется и обновляется сам облик школы как социального института. Меняются формы институции учительства как особого социального сообщества. Изменяются представления о кругозоре и профессиональных компетенциях учителя, его социально-педагогических ролях, статусе, юридических правах и морально-этических обязанностях. Меняются и взгляды на цели подготовки учащихся к жизни, научные и обыденные представления о социализации и воспитании [7].

Согласно взгляду авторов исследований, идентифицирующих себя с научной школой Л.И. Новиковой, социализация представляет собой социально спонтанный и относительно слабо контролируемый процесс (А.В. Муд-рик, 2010), особенно в эпоху социализации сетевой, с её новыми возможностями, соблазнами и рисками [8].

Задача школы состоит в том, чтобы сделать социализацию процессом более осознанно ориентированным в плане выбора ценностей здорового и разумного образа жизни, связав обучение с воспитанием посредством заданных педагогических целей и предпочтительных жизненных ценностей, культурно нормативных для того большого общества, в котором школа живёт и где новое поколение разносторонне социализируется. Ребёнок — и объ-

ект воспитания, и его субъект, а также цель и результат (Концепция, 2009). Воспитание (социальное и моральное) интерпретируется как определенная ценностно-целевая рамка для создания педагогическим коллективом наиболее благоприятных условий для индивидуального развития ребёнка и подростка, для формирования и становления его личности (Концепция, 2013) [6]. Поэтому в рамках данной парадигмы идея коллектива есть идея центральная, «осевая», достаточно давно и успешно применяемая в образовании: воспитание происходит посредством коллектива, который, в свою очередь, представляет собой развивающееся единство общности и организации, позволяющее более эффективно опредметить задачи собственно воспитания.

С этими положениями фактически согласны и другие ученые. В книге «Стратегия воспитания в образовательной системе России» И.А. Зимняя отмечает: «Анализ существующих определений воспитания позволяет нам в качестве некоего обобщающего определения принять следующее: воспитание — это непосредственное или опосредствованное, прямое (директ-ное) или косвенное (индиректное) це-ленаправленое педагогическое воздействие на обучающегося посредством создания определённых условий, способствующих его самоактуализации и социализации» [14].

Описывая некое явление, имеющее социальную природу, мы неизбежно даем ему определение и тем самым задаем оценку. Знание о том, что мы изучаем и пытаемся понять, например природу детского коллектива как объекта воспитания, исходит одновременно из природы самого явления не в меньшей степени из позиции деятеля-профессионала, в нашем случае — из позиции педагога как воспитателя. Корректно сформулированное, отрефлексирован-ное, продуманное со всех возможных

сторон верное знание об объекте педагогической деятельности (или игры) даёт и более адекватные способы работы с этим знанием, умения искать и находить решения неординарных социально-педагогических ситуаций.

Главный секрет социально-педагогической позиции, то есть социальной позиции педагога как воспитателя, состоит в том, что позиция педагога-воспитателя сильна по определению. Эта позиция — деятельностная, она таковая по природе профессии учителя, воспитателя, наставника. Эта позиция обусловлена воспитанием как общественным явлением. Однако эта же позиция может выродиться до словесных форм резонерства и демагогии или, что еще опаснее — мимикрировать под наиболее бесчеловечную фашистскую теорию и практику «воспитания функционеров» тоталитарной системы.

Культурные формы воспитания — это формы воспитания, укорененные в культуре, культуросообразные, не озлобляющие родителей и не возмущающие общественного мнения контрпродуктивными для педагогики провокациями. Воспитание и инкуль-турация — «близнецы-братья» культуры данного общества и всей общественной жизни. Инкультурация как социализация поддаётся внешнему целенаправленному контролю, но без тоталитарно предвзятой и извне навязанной индоктринации, неважно какой — либеральной или консервативной. Социально-нормативное приобщение ребёнка к культуре, общественной морали, этике, эстетике становится базовым механизмом «интериориза-ции», врастания в культуру, стратегией школьного воспитания.

Культурные формы воспитания как раз и призваны сделать воспитание социальным, а социальную педагогику — современной и эффективной в

процессах взаимодействия целой сети разнообразных образовательных организаций и учреждений культуры (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, станции юных техников и т.д). Школа — центр связей такой инкуль-турирующей детей и взрослых среды жизнедеятельности. При наилучших условиях сама эта среда может стать ядром воспитательного пространства, педагогизирующего окружающую ребёнка культурную среду городского микрорайона или села.

Такова, по нашему выводу, в общих чертах заметная и подтверждаемая историческим опытом тенденция эволюции стратегии общественного и школьного воспитания в XX и XXI веках, и не только в Европе, но и в иных регионах мира. Ориентация теории воспитания на те или иные варианты жизненного самоопределения нового поколения, на выбор той или иной жизненной позиции, сценария профессиональной судьбы — неслучаен [9]. Пики и спады «социальной моды» отражают некие закономерности изменения механизмов трансляции содержания образования через науку — в практику воспитания как общественного явления. Общественный идеал — это и есть прогноз, дальний прогноз развития общества и его потребностей. Идеал равен дальнему социальному прогнозу, живёт в культуре как идеал-прогноз. Этот прогноз отражает образование, а выражает его — воспитание, выражает как общественное явление, адаптирующее общество к его собственному прогнозу.

В большинстве зарубежных систем образования задачи школьного воспитания решаются в зависимости от приоритетов традиции, бытующей в данном обществе и в данном культурно-образовательном пространстве.

В Дании и Германии будущие учителям проходят два обязательных курса: «мораль» и методика её преподавания.

В школах Великобритании и США специальные уроки «морали» (morals) и внеурочные мероприятия по программам морального и гражданского образования (civic education) занимают почетные места в сетке часов основных дисциплин (экскурсии страноведческого и мемориального плана и т.п.) [2]. Особое внимание придается ритуалу почитания национального флага США, аксессуаров государственно-исторической и конституционной символики. Психолог П. Уайт (США) выделяет «гражданские добродетели». В программу «воспитания гражданственности» (civic education) в США входят культивирование таких качеств, как надежда и уверенность в себе и своём окружении, мужество, самоуважение (self-esteem), а также дружба, доверие и обязательно — честность и порядочность [9].

Французские педагоги работают с группами ценностей, характерными, по их мнению, для французского общества, его национального своеобразия в истории и культуре. Это комплексы ценностей: 1) личностные — духовные и этические (благотворительность, способность к самопожертвованию, целомудрие, чувство дружбы); 2) личностные — экономические и социальные (право на труд, на свободный выбор профессии, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение, на достойный уровень жизни); 3) карьерные (право на профессиональный рост); 4) демократические (право на свободу совести, право на защиту от дискриминации по признаку расы, национальности, пола, языка, религии, социального происхождения); 5) политические (право на убеждения); 6) эстетические (чувство прекрасного) [5].

Британские педагоги определяют следующие группы ценностей воспитания: ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности как интегративное качество (отношение к миру); моральные ценности (различе-

ние добра и зла); экологические ценности (нравственное отношение к природе); гражданственность; ценности здоровья, искусства, здорового образа жизни [16].

В датской «народной школе» folkehoj-skole, основанной выдающимся лютеранским педагогом Н-Ф.-С. Грундт-вигом (1783—1872), воспитание семейное и родительское выше воспитания частного и государственного, поскольку, по мысли педагога, им предшествует. Здесь социальное воспитание исходит из базового грундтвигианско-го принципа организации обучения: «равенство для дворцов и для хижин». Семья по-прежнему рассматривается как основа общества. Воспитание на чувстве детско-взрослой общности воспитанников и воспитателей выводит детей в большой мир и формирует чувства единой нации. Эта система воспитания нормативна и консервативна, чтит национальную традицию и активно прививает воспитанникам любовь к родине. Родной язык и народная культура — приоритеты морального воспитания.

Двадцатый век породил и новую стратегию воспитания и профессионально-личностной подготовки будущих педагогов. Инновационные модели воспитания опираются на альтернативные модели организации учебного процесса с выраженной воспитательной компонентой, они существуют в Евросоюзе, США и России в режиме так называемых нового образования, альтернативных школ, новых школ, открытых школ и т.д. (С.М. Ёлкин, Э.Е. Каминская, 2002) [1]. Есть основания считать, что технологии, формы и приёмы учебной работы в таких школах не только соотносимы с социокультурными показателями интеллектуального, физического и нравственного развития ребёнка, но и помогают педагогу как воспитателю эффективно решать задачи морального, гражданского,

кросс-культурного, этического, эстетического, экономического воспитания. Такие инновации точнее отображают реальные потребности социально-педагогических практик, более полно и разносторонне учитывают современное научное знание о природе человека, его возможностях и способностях, чем школы, замкнутые на себе, не выходящие за рамки утилитарной традиции. Мы предполагаем, что за такими практиками (у истоков которых стояли такие ученые, как А. Нейл и С. Френе) может стоять чрезвычайно интересное социокультурное будущее.

Педагогически эффективным может стать использование учителями сильной тенденции социализации: конкретное общее, разновозрастное, общественно-полезное дело при четком распределении обязанностей. Например, социальная помощь инвалидам и ветеранам труда микрорайона, разнос писем, участие в волонтерских программах и благотворительных акциях, концертах, спортивных состязаниях и конкурсах, народных праздниках, флеш-мобах. Или очистка территории парка от мусора, высадка деревьев и кустарников. Это и снегозадержание на полях, помощь жителям в сборе урожая (яблок, томатов и пр.), организация и художественное оформление праздничного мероприятия для жителей округа, проведение вечера отдыха и молодёжной дискотеки и другие конкретные, наполненные реальным социальным смыслом дела. Практика показывает, что в таком случае подростки среднего и старшего возраста способны работать не «из-за галочки», «не корысти ради», не за страх, но за совесть, полагаясь именно на авторитетных сверстников. Принцип конфигуративности, отмечаемый психологами как некий социокультурный тормоз, при смене угла оценки привычных методов диалога с подростками, может работать как принципиально новый и эффективный механизм самоорганизации их общности. Вопреки многим устоявшимся ми-

фам взрослых «знатоков» подростковой психологии подростки и молодые люди любят не нарушать, а соблюдать разумно установленные правила и тем более взятые на себя обязательства (например, в волонтерских практиках труда понимаемого как забота).

Неписаный кодекс чести является сильнейшим регулятором деятельности просоциальных детских и молодёжных общностей, как «формальных», так и, возможно, еще в более выраженной мере, «неформальных». В каждом случае приобретаемые подростками новые умения (а педагогами — новые воспитательские компетенции), сама по себе здравая практика социального экспериментирования дают им определённые социальные навыки и культурный опыт, необходимый для ситуации активного взросления. Школа может направить эти стремления в социально конформное русло, освоив средства, используемые разнообразными, в том числе и неформальными, молодёжными объединениями, а главное, адаптировав не только их стиль и тактику, но и цели их существования.

Несмотря на порождаемый «бунтами молодёжи» определенный кризис социальных институтов, общество доказало, что способно преодолевать его позитивно, как раз в силу усложнения своего разнообразия, обогащаясь новыми смыслами диалога поколений. Педагогам надо думать, что они делают, чтобы влиять на молодёжь и вести её за собой (здесь отметим хорошо разработанные в своё время наблюдения и механизмы в традиции перевоспитания, порождённой А.С. Макаренко и его последователями). Школьным педагогам как воспитателям сегодня, видимо, следует активнее знать и учитывать своеобразный опыт специалистов, занимающихся ресоциализацией — перевоспитанием очень большой массы «трудных подростков» в сети исправительно-трудовых учреждений. Мотивы

сплочённости, нацеленности на победу, гордость причастности к своей группе являются сильнейшими педагогическими факторами воспитания активной жизненной позиции, проверенной и доказанной на практике в образовательных системах и культурных формах воспитания Англии, Японии, США, Германии, а сегодня — практически во всех цивилизованных социокультурных практиках мира, где роль социально-активной инициации подростков чрезвычайно велика. Большой и значимой она всегда была и в отечественной традиции воспитания (ставка на общину и коллектив), и от этого опыта использования особенностей национальной ментальности отказываться нельзя.

Такая стратегия воспитания ориентируется на воспитание воли, подвижного ума, свободного от догм и предрассудков, коммуникативных навыков, солидарности, потребности в сосредоточенном и ответственном труде, вдохновленном коллективистскими идеалами и практиками свободных объединений учащихся по интересам, способностям и склонностям.

Актуальной тенденцией современной социализации становится сетевое социокультурное взаимодействие как физических, так и юридических лиц, сетевые процессы в больших и малых по численности населенных пунктах, связанных интернет-средой.

Сетевому взаимодействию присущи такие характеристики, как наличие среды взаимодействия, воспринимаемой её субъектами как определённая целостность и значимость всех её элементов, известная нелинейность, спонтанность и ситуативно обусловленная свобода социально-педагогического маневра. Стратегия подготовки будущего педагога как воспитателя ориентирована здесь сразу на несколько факторов, сфер и направлений воспитательной работы.

Это множественность связей, открытость внешним связям и потенциальным отношениям — эффект «открытых дверей».

Это и определенный содержательно-инновационный способ выстраивания взаимоотношений между образовательными организациями, домами творчества и центрами профессионального и дополнительного образования, обогащенный новейшим историческим социально-педагогическим опытом.

Это придание обучению воспитывающих черт на основе изменения его содержания: перехода от простой осведомленности, частных умений и навыков к метапредметным способам действия, характерным для исследовательских подходов (опыт так называемого STEM-обучения) к формированию коммуникативной компетенции, необходимой для дальнейшего образования и профессиональной готовности.

Это развитие общих и специальных, социально-гуманитарных способностей в высокотехнологичной и кросс-культурной образовательной среде, практико-вание открытых образовательных площадок.

Это формирование школ интеллекта, активное использование метода проектов — например, выведение уроков технологии, языка, биологии, музыки и т.д. за предметные границы и активное освоение воспитательных возможностей ближней и дальней социокультурной среды, причем на нескольких языках.

Это и определение новых ориентиров образования на основе изменения характера воспитательной системы — формирование новых педагогических практик поддержки не только личностного роста школьника, его готовности к дальнейшему развитию, но и поощрение сетевых взаимодействий школьных коллективов как инициатив-

ных центров разносторонней социальной работы в микрорайоне [10]. Такая опытно-экспериментальная работа, помимо всего прочего, обладает и главным стратегическим вектором — она, безусловно, способна оказать гуманитарную поддержку в процессе переосмысления молодыми педагогами своей роли в образовательных организациях нового типа, связанных с открытым образовательным пространством и его возможностями в деле социального воспитания гражданина.

Сегодня содержание профессионально-педагогической деятельности включает в себя и знание методики воспитательной работы, и современные философско-психологические представления и знания о человеке, о личности, об индивидуальности, о коллективе, о сущности педагогического и профессионального общения, о возрастных особенностях школьников. Сюда же относятся и специальный минимум медико-физиологических и гигиенических знаний о подростках. Важную социальную роль приобретает гражданская позиция педагога как средней, так и высшей школы.

Все это входит в основное содержание социальных и профессиональных компетенций будущего педагога как специалиста с активно-деятельност-ной гражданской позицией [13]. К ним относятся и специальные социально-управленческие знания. Можно сформулировать обобщенные стратегии такой воспитательной работы, как реальные опыты жизнедеятельности — то есть «деятельности», которые своим значением, ценностями и смыслами явно выходят за рамки обычных классов или сложившихся школьных шаблонов.

• Опыт организации настоящих педагогических творческих мастерских — когда дети своими руками мастерят полезные и красивые вещи, создают собственные произведения искусства малых форм, находят себя в делах, ко-

торыми могут сами гордиться, которые одобряют окружающие, за которые не стыдно, когда приятно услышать слова похвалы за что-то полезное людям или красиво и добротно выполненное, когда приятно с энтузиазмом посоревноваться с кем-то таким же, как они, за знаки реального качества.

• Опыт воспитания чувства языка, изучения родной речи, сказок, преданий, былей, фольклора, национальной гордости причастности к родному языку и его традициям, культуре речевого общения, укоренения бытовых нравственных норм, понимание международных общепринятых норм этики, этикета, морали.

• Бытовой уровень социально ответственного поведения, знание некоторых «мелочей» культурных стереотипов окружающих тебя общин и групп, это совсем не мелочи на весах по-настоящему нравственного воспитания. Это не должно идти мимо классного руководителя даже начальной школы, тем более средней (... и ведь это так интересно!).

• Опыт воспитательных практик бескорыстного служения людям, освоение темы социальной ответственности (тимуровское движение и т.п.), моделей педагогики сотрудничества (с актуализацией ценности «труда — заботы»), поощрение и активизация волонтерской деятельности как важного общественного дела и одновременно как ресурса личного нравственного самостановления, самореализации подростков.

• Опыт применения моделей музыкального воспитания, помогающего входить в родную культуру, в её музыкальный культурокод, опыт освоения высших ценностей и смыслов мировой музыкальной культуры как неотъемлемой черты цивилизованного человека, культурной личности.

• Опыт применения моделей экологического воспитания (практика юных

натуралистов — школы, клубы и кружки юннатов); актуализация ценностно-нравственной стороны туристской и краеведческой воспитательной работы, воспитание чувства любви к родной земле и заботы о ней, о людях, на ней проживающих.

• Опыт воспитания культуры этикета, целомудрия, человеческого достоинства, социальной ответственности.

• Опыт воспитания ценностей культуры жизни в полиэтническом сообществе, навыков добрососедства, непримиримости к расизму и ксенофобии, понимания иных культурных традиций и духовных корней, межнационального общения, гражданской взаимовыручки и дружбы.

• Опыт гражданского и военно-гражданского служения Отечеству, защиты Отечества, воспитания чувства гражданского долга, что объединяет и роднит поколения, делает зримым, интересным и реальным для подростков семейный опыт дедушек и бабушек и т.д.

Даже субъективный опыт педагога, может быть, и богатый педагогический опыт как предметника, бывает не всегда достаточен для работы в качестве современного педагога-воспитателя. Его работа не редуцируется, не сводится ни к психологии, ни к гигиене, ни к управлению — она имеет самодостаточный социально-педагогический потенциал.

Какие же творческие функции (а может быть, и роли) педагога как воспитателя в его обновленном функционале мы обнаруживаем, анализируя довольно богатый и не столь уж противоречивый, как иногда преувеличивается, современный международный опыт общественного, частного и государственного воспитания? Сегодня педагог-воспитатель — это:

• посредник (медиатор) между школьными учителями, школой и семьей,

а также между школой и общественными организациями и основными социальными государственными институтами;

• омбудсмен (третейский, мировой) посредник по соблюдению прав ребёнка, при работе школы с семьей;

• тьютор личностных достижений ребёнка — воспитательно-развивающих и общеучебных;

• диспетчер общешкольных воспитательных дел, событий и мероприятий;

• модератор воспитательной программы, согласованной с коллегами и родительским советом школы;

• нет воспитателя-ментора, есть воспитатель-куратор, педагог-организатор общих проблем и общего дела (совместной деятельности);

• школьный класс рассматривается как единство формальной организации и создаваемой на её основе детской возрастной общности (а еще лучше — детско-взрослой межвозрастной, включающей и детей, и взрослых).

Чем полезна эта стратегия воспитания? Деятельностью, трудом на всех этапах обучения, самоуправлением на всех этапах обучения, воспитанием мнения, согласованием действий, выработкой естественных, полезных, нужных и личностно важных для всех правил совместной жизнедеятельности, обращенной на будущее без боязни встречи с последним.

Литература

1. Альтернативные модели воспитания за рубежом: пособие на англ. яз. для студентов пед. и филол. специальностей [Текст] / сост. С.М. Елкин, Э.Е. Каминская; авт.-сост. С.М. Елкин, Э.Е. Каминская. — Вел. Новгород: НовГУ, 2002. — 60 с.

2. Бродфут П. Сопоставительный анализ классной работы английских и француз-

ских учителей [Текст] / П. Бродфут // Перспективы. — 1986. — № 2.

3. Воскресенская Н.М. Педагогические исследования в Великобритании [Текст] / Н.М. Воскресенская // Москва: Научная цифровая библиотека. — [Электронный ресурс]: PORTALUS.RU, Дата обновления: 24 октября 2007. URL: http://portalus. ru/modules/shkola/rus_readme.php?su baction = showfull&id = 1193229652&arch ive= 1195596940&start_from = &ucat = & (Дата обращения: 04.05.2018).

4. Всемирный доклад по образованию 1998 г. [Текст] / Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. — ЮНЕСКО, 1998. — 175с.

5. Дудко С.А. Развитие нейропедагоги-ки в современной Франции [Текст] // Отечественная и зарубежная педагогика, 6, 2014. — С. 72-77.

6. Концепция и модель оценки качества воспитания в системе общего образования. Научно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Н.Л. Селивановой, П.В. Степанова. — М.: НОУ Центр «Педагогический поиск». 2013, 96 с. — С. 4.

7. Мудрик А.В. Что такое воспитание? [Текст]/ Мудрик А.В. — Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: 09-10-2004к / Директор школы. — 2002. — № 10. — С. 8-11.

8. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие [Текст] / Мудрик А.В. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж, МОДЭК, 2010. — 624 с. — (Серия «Библиотека студента»).

9. Основные тенденции развития образования в современном мире: [материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ., 85-летию со дня рождения З.А. Мальковой] / Рос акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики, Науч. проблемный совет по сравнит. педагогике; [сост. О.К. Гаганова, Н.Н. Найденова]; под науч. ред. В.А. Мясникова, Б.Л. Вульф-сона, А.К. Савиной. — М.: ИТИП, 2006. — 335 с.: ил.

10. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) [Текст] / Ред. Н.Л.Селиванова, — М.: ИТИП РАО, 2009. — 64 с. — С. 48-53.

11. Педагогические мастерские: Франция — Россия [Текст] / Сост. Э.С. Соколова, И.А. Мухина. Под ред. Э.С. Соколовой. Пер. с фр. Л.М. Беляевой. — М.: Новая школа, 1997. — 128 с.

12. Ратнер Ф.Л. Подготовка учителей за рубежом / Ратнер Ф.Л., Матушев-ская Г.В. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. — 113 с.: табл. — Библиогр.: с. 102 — 113.

13. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н) [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71495630/ 15 октября 2017 г. (Дата обращения: 05.09.2019).

14. Стратегия воспитания в образовательной системе России. Изд. 2-е, доп. и пе-рераб. [Текст] / Под общей ред. проф. И.А.Зимней. — М.: Издательский сервис, 2004. — 479 с. — С. 467.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ http://www. garant.ru /products/ipo/doc/71517610/ 15 октября 2017 г. (Дата обращения: 06.09.2019).

16. Changing educational contexts, Issues and Identities: 40 years of Comparative Education, 2007. Edited by Michael Crossley, Patricia Broadfoot and Michele Schweisfurth. © 2007 Michael Crossley, Patricia Broadfoot and Michele Schweisfurth, selection and editorial matter; the contributors, their own chapters. Routledge 270 Madison Ave, New York, NY 10016 Routledge British Library Cataloguing in Publication Data. ISBN 0-203-96199-4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.