КУЛЬТУРНЫЕ СТОЛИЦЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
© Казарян Г.А.*
Краснодарский государственный университет культуры и искусств,
г. Краснодар
В современном мире новое содержание приобретает проблема «культурных столиц».
Рассмотрены особенности естественного формирования культурных столиц в Древнем мире и Средневековой Европе, а также в условиях глобализации (глокализации), породивших практику назначения таковыми городов, нуждающихся в оживлении экономической жизни, ту-риндустрии и т.д. Подчёркивается, что в исторических судьбах культурных столиц решающую роль играет сохранение условий и усилий в культуротворческой, созидательной деятельности. Выделено значение в новых условиях «народной дипломатии».
Ключевые слова культурные столицы, осевое время, глобализация, глокализация, Евросоюз, диалог культур, народная дипломатия
Еще в середине прошлого века философы-провидцы (вот за что их особенно не любят) предсказали, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. мир окажется на бифуркационной черте, более судьбоносной, чем когда-либо до этого: «Ситуация, наиболее богатая возможностями и опасностями» (по К. Ясперсу) содержит в себе два исхода - «переход эволюции на уровень культуры, и тогда человечество сможет держать ее нити в собственных руках (по Тейяр де Шардену), или же «расписавшись в собственной несостоятельности, обречет себя на гибель» (Ясперс).
В одном из первых телемостов горбачевской эпохи говорилось о том, что жители нашей планеты смогут ощутить себя единым человечеством только в случае какой-то экстраординарной угрозы, например, нашествия инопланетян [1]. Не дожидаясь этого, мы видим, как нашу хрупкую планету сотрясают все более грозные природные катаклизмы, войны и «революции», террористические акты, ставшие уже глобальной проблемой - в том двояком смысле, что они не только охватили всю планету, но и в том, что бороться с ними возможно усилиями не одного государства, сколь угодно мощного, а объединёнными усилиями всего человечества, увы, совершенно разобщённого.
Не вдаваясь в достаточно обсуждаемую проблему соотношения перспектив и угроз глобализации, а принимая ее как данность, хотелось бы более акцентировать - тоже как данность, что глобализация оказалась сопря-
* Магистрант кафедры Теории и истории культуры.
женной с локализацией, и эта ситуация глокализации (Ричардсон) вызывает параллели с признаками «осевого времени», обнаруженного и описанного тем же К. Ясперсом [2].
Осевое время - время не поступательного развития, а уничтожения и созидания одновременно. Оно знаменует собой исчезновение великих империй и культур (в Древнем мире время их существования исчислялось тысячелетиями). Любые великие империи обречены на распад, и чем они могущественнее, тем более неожиданным, быстрым и болезненным оказывается их конец. Так в конце XX в. в одночасье, по историческим меркам, прекратила свое существование величайшая империя - Советский Союз, с последующим кровопролитным разрушением Федеративной Республики Югославия и, к счастью, безболезненным распадом Чехословакии. В определённом смысле в этой же цепи оказалось воссоздание единой Германии, что породило также немало серьезных проблем, и вовсе не только экономического характера, с сохраняющимся по сей день скорее культурным разломом между «ости» и «вести», жителями Востока и Запада Германии, с их различием в менталитете, в устоявшихся привычках, в особенностях самоидентификации. Не только различия в экономическом уровне, но различия в менталитете, устоявшихся привычках являются причиной тектонических разломов внутри единой Европы. Характерно, что при бесспорном для всех членов Евросоюза участии в нем Греции большую полемику вызвало в своё время ее последующее вхождение в зону евро. Тогда решающим оказалось напоминание о том, что Греция - родина демократии. В сложнейшей социокультурной ситуации находится сегодня Украина, сложнейшие процессы происходят в бывших республиках СССР, крайне взрывоопасны кавказские республики Российской Федерации, кровоточит Африка.
Соразмеряясь с реалиями современного уже не двуполярного, но и не однополярного, а многополярного мира, приходится признать, что одной из серьезнейших проблем в нем стала насущная необходимость диалога, точнее, полилога культур: в равной степени требует обсуждения не только «диалог культур в условиях глобализации», а диалог культур как условие глобализации - без такого диалога глобализация чревата коллапсом [3]. Не зря все настойчивее подчеркивается, что в основаниях экономического кризиса, охватившего весь глобализованный мир, лежит кризис духовности, насаждение культа потребительства, смещение духовных ценностей материальными, навязывание высокомерными странами» (выражение одного из ближневосточных лидеров) всему миру не только выгодных им экономических моделей, но и культурных стереотипов, присвоение себе права исключительности, декларируемого даже на уровне главы государства.
Люди старшего поколения ропщут: «был железный занавес - был порядок, занавес рухнул - полилось месиво грязи». Реалистичнее все же признать, что виной не снятие занавеса, а то, что он так долго простоял. Подобно пло-
тине, он задерживал все, что к нему прибивалось, а когда ее пробило, хлынуло все - и хорошее, и плохое. Нет сомнения, что отечественная культура достаточно богата, чтобы при естественном движении потока она могла бы просеять, отобрать то, что ей подходит, что обогатит ее, устранив, отбраковав все чуждое, наносное.
В глобализованном мире все большее значение приобретает народная дипломатия общение простых людей, их поездки по миру - эффект которой в некотором смысле даже превосходит результат усилий профессиональных дипломатов - скованных стереотипами геополитического мышления, поставленными перед ними задачами. В этой ситуации новое звучание приобретает проблема культурных столиц.
В анализе этой проблемы можно выделить - и хронологически, и содержательно - несколько типов. Прежде всего это города, которые приобрели статус культурных столиц Древнего мира - в силу естественного сплетения экономических, политических факторов - это Дамаск, Багдад, Иерусалим, позже Афины, а в части мира, тогда еще неизвестной Европе - города Китая, Индии... Именно тогда складывалось осевое время. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других мудрецов-наставников. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия, в Греции -это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фу-кидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга [4]. Сейчас таких людей нет, и не может быть.
Осевое время растворяет древние культуры, вбирает их в себя, предоставляет им гибнуть. Древние культуры продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, восприняты новым началом. Судьба древних цивилизаций и древних столиц во многом определялась тем, строились они на созидании и развитии культуры, сохранении культурных традиций - или же паразитировали на достигнутом, захвате результатов чужой созидательной деятельности. В этом плане совершенно закономерны крах «Вавилонской блудницы» и «Нового Вавилона» - Рима, величайшими достижениями которого были военные победы. Века спустя тем же путем пошел «Третий Рейх», с гарантированным крахом. Симптоматично, что после образования Западной Германии её столицей был избран маленький провинциальный Бонн - как родина Бетховена. Какие же нужны потрясения, чтобы люди поняли значение культуры, а не военных и даже экономических побед.
В горниле войн и пожаров мировой социокультурной истории устояли, сохранились те государства и нации, которые берегли и пестовали национальную культуру, сохраняли свой язык. Для автора статьи, армянки по национальности, воспитательным примером служит история о том, как во время турецкого нашествия две армянские крестьянки, сами неграмотные, спасли, унесли на своих плечах две тяжелейшие телячьи шкуры с письменами - из поколения в поколения в той семье передавалась мысль о том, что это - самое ценное, что у нее есть. Ныне они находятся в крупнейшем хранилище древних рукописей - ереванском Матенадаране. Для сравнения -когда Чингиз-хан захватил Пекин, он не просто разграбил его, но и, уходя, сжег - чтобы он не смог возродиться, а кочевникам-воинам город не нужен. И все равно Пекин возродился, а вот где потомки тех воинов? Увы, уже в сегодняшних войнах утратили ореол культурных столиц древнейшие центры культуры - Багдад, Дамаск, Каир.
Перенесясь к средневековью, мы видим роль расцвета городской жизни. Именно в этом расцвете имел свои предпосылки золотой век культуры: «В Нидерландах, как и в Италии, политическая жизнь, закалив характеры, разбудив мысли, породив индивидуализм, подготовила расцвет искусства. Век Артевельде (купец, возглавивший в 1388г. восстание против графа Фландрии Г.К) сделал возможным век Ван Эйка» [5].
Важнейшую роль в формировании европейской цивилизации сыграло ставшее настоятельной необходимостью развитие образованности. На первый план выдвигаются города, которые обзавелись университетами - Париж, Болонья, Неаполь, Падуя, Пиза, Флоренция (там университет был создан как средство поправить дела в городе, опустошённом войной), Вене, Праге, Кракове, Саламанке, Кордове. В период мавританского владычества в Испании в университете Саламанки обучалось порядка 6000 студентов, под началом преподавателей различных национальностей и вероисповеданий.
Именно тогда происходило закладывание основ европейской цивилизации, ибо в древности не было «Европы» в современном понимании как некой культурно-исторической общности с единой судьбой в мировой истории. Она начала реально формироваться - этнически, политически, экономически и в культурном отношении - в раннем средневековье как плод жизнедеятельности множества народов, населявших Европу издавна и вновь пришедших: греков, римлян, кельтов, германцев, славян и др.
Как ни парадоксально, но именно раннее средневековье, не давшее достижений, сопоставимых с высотами античной культуры или зрелого средневековья, положило начало собственно европейской культурной истории, которая произросла на почве взаимодействия наследия распадавшейся цивилизации Римской империи, порожденного ею христианства, и с другой стороны - племенных, народных культур варваров [6].
Богатый материал для размышлений дает история возникновения культурных столиц Северной и Южной Америки - Бостона, Филадельфии, Нью-
Йорка, Мехико, Буэнос-Айреса (латиноамериканского Парижа), что может стать материалом отдельной статьи.
Не менее актуальной является история формирования культурных столиц в республиках бывшего Советского Союза. На фоне событий, происходящих сейчас в Украине и ряде других республик, важно подчеркнуть ту роль, которую сыграли и продолжают играть естественно возникшие связи между армянским и русским народами. Именно благодаря этому уцелел многострадальный армянский народ, а Ереван стал одним из примечательных центров культуры не только Советского Союза, но и мира.
Переходя к нынешнему дню, следует отметить, что сегодня культурные столицы скорее назначаются, и примеру, поданному в 1985г. Евросоюзом, последовали затем Америка и Арабский мир. «Культурные столицы» - инициатива Евросоюза, состоящая в ежегодном избрании того или иного города центром культурной жизни континента с целью привлечения внимания к его культурному развитию.
В городах, где производство и тяжёлая промышленность умирали, стали стремиться к имиджу центров отдыха и комфортной жизни. В результате, местные власти начали организовывать запоминающиеся культурные события, заказывать проекты символических строений, нанимать рекламные агентства для создания ярких логотипов и слоганов, поощрять самовыражение горожан творческих профессий.
Как правило, дополнительное финансирование, привлекаемое в связи с исполнением функций культурной столицы, позволяет городу значительно обновить состояние культурных учреждений, увеличить приток туристов. Скажем, Глазго из пустеющего бывшего индустриального центра превратился в один из наиболее привлекательных городов, в Порту под эгидой культурной столицы был построен знаменитый Дом музыки, в Мариборе открылось Культурное посольство, в Граце был открыт музей современного искусства Кунстхаус, здание которого стало одним из новых символов города.
Первой культурной столицей Европы в 1985 году Совет Европейского союза назвал Афины, кандидатуру которых предложила Мелина Меркури, что не могло вызвать никаких возражений. В дальнейшем культурными столицами становились города, известные своими культурными памятниками, но ставшие проблематичными в смысле перспектив дальнейшего развития.
За весь период существования программы более сорока европейских городов получили статус «Европейской Столицы Культуры». Такими столицами становились богатые историческими памятниками Грац, Генуя, Патры, Стамбул, Гимарайеш, Кошице, в текущем году Умео и Рига и многие другие. Конечно, при этом сохраняют статус культурных столиц города, приобретшие его в течение веков социокультурной истории - Москва, Петербург, Рим, Мадрид, Париж, Лондон.
Список литературы:
1. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. - М.: Владос, 2005. - С. 734.
2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 62.
3. Торосян В.Г. Диалог культур как условие глобализации // Материалы VI Всероссийского философского конгресса. Философия в современном мире. Диалог мировоззрений. - Нижний Новгород, 2012. - Т. 1. - С. 402.
4. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М., 1948. - С. 33.
5. Пиренн А. Средневековые города Бельгии. - М., 1937. - С. 334.
6. Карпов С.П. История средних веков. - М., 2000. - С. 545.