Научная статья на тему 'Культурные процессы в современной Украине'

Культурные процессы в современной Украине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЗАКОНЫ КУЛЬТУРЫ / В. А. ЗЕЛЕНСКИЙ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО УКРАИНЫ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / СУБКУЛЬТУРЫ / CULTURE / LAWS OF CULTURE / V. A. ZELENSKY / CULTURAL SPACE OF UKRAINE / CULTURAL CODE / CULTURAL POLICY / DEONTOLOGY / SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Радзиевский Виталий Александрович

В статье анализируются современные реалии в культурном пространстве Украины с учетом текущей культурной политики, аксиологические приоритеты и попытки исказить культурный код и надежды на изменение вследствие преобразований в политики (в том числе приход к власти талантливого В. А. Зеленского). Отказ от необдуманного стремления пересмотреть историю, отвергнуть многие идеалы, ценности, образы и смыслы, приоритеты, навязывая непривычные оценки прошлого (событий, героев и т. д.) и модели для будущего. Эти вопросы стали актуальными в связи с трансформацией ментальной парадигмы, сопровождающейся общественными и социокультурными изменениями в условиях постсоветской Украины. В работе рассматриваются этические позиции, а также понятия объективности, моральности и честности в контексте изложения истории и культурологии. В нынешних культурологических рефлексиях в культурно-философском дискурсе Украины рассмотрены проблемы культуры Украины второй половины второго десятилетия ХХI в. на фоне напряженной обстановки в стране. Также сделаны экскурсы в прошлое, отмечены тенденции и отчасти сделана попытка спрогнозировать возможное будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL PROCESSES IN MODERN UKRAINE

Contemporary realities in the cultural space of Ukraine, taking into account the current cultural policy, axiological priorities and attempts to distort the cultural code and hopes for change due to changes in politics (including the coming to power of talented V. A. Zelensky) are analyzed. The refusal of a rash desire to revise history, reject many ideals, values, images and meanings, priorities, imposing unusual evaluations of the past (events, heroes, etc.) and models for the future. These questions became relevant in connection with the transformation of the mental paradigm, accompanied by social and sociocultural changes in the conditions of post-Soviet Ukraine. The paper examines ethical positions, as well as the concepts of objectivity, morality and honesty in the context of historical and cultural studies. In the current cultural ref ections in the cultural and philosophical discourse of Ukraine, the problems of the culture of Ukraine in the second half of the second decade of the 21st century are considered against the background of the tense situation in the country. Excursions into the past were also made, tendencies were noted and an attempt was made in part to predict a possible future.

Текст научной работы на тему «Культурные процессы в современной Украине»

УДК 316.733: 32 (477)

В. А. Радзиевский

Культурные процессы в современной Украине

В статье анализируются современные реалии в культурном пространстве Украины с учетом текущей культурной политики, аксиологические приоритеты и попытки исказить культурный код и надежды на изменение вследствие преобразований в политики (в том числе приход к власти талантливого В. А. Зеленского). Отказ от необдуманного стремления пересмотреть историю, отвергнуть многие идеалы, ценности, образы и смыслы, приоритеты, навязывая непривычные оценки прошлого (событий, героев и т. д.) и модели для будущего. Эти вопросы стали актуальными в связи с трансформацией ментальной парадигмы, сопровождающейся общественными и социокультурными изменениями в условиях постсоветской Украины. В работе рассматриваются этические позиции, а также понятия объективности, моральности и честности в контексте изложения истории и культурологии. В нынешних культурологических рефлексиях в культурно-философском дискурсе Украины рассмотрены проблемы культуры Украины второй половины второго десятилетия XXI в. на фоне напряженной обстановки в стране. Также сделаны экскурсы в прошлое, отмечены тенденции и отчасти сделана попытка спрогнозировать возможное будущее.

Ключевые слова: культура, законы культуры, В. А. Зеленский, культурное пространство Украины, культурный код, культурная политика, деонтология, субкультуры

Vitaliy A. Radzievsky Cultural processes in modern Ukraine

Contemporary realities in the cultural space of Ukraine, taking into account the current cultural policy, axiological priorities and attempts to distort the cultural code and hopes for change due to changes in politics (including the coming to power of talented V. A. Zelensky) are analyzed. The refusal of a rash desire to revise history, reject many ideals, values, images and meanings, priorities, imposing unusual evaluations of the past (events, heroes, etc.) and models for the future. These questions became relevant in connection with the transformation of the mental paradigm, accompanied by social and sociocultural changes in the conditions of post-Soviet Ukraine. The paper examines ethical positions, as well as the concepts of objectivity, morality and honesty in the context of historical and cultural studies. In the current cultural reflections in the cultural and philosophical discourse of Ukraine, the problems of the culture of Ukraine in the second half of the second decade of the 21st century are considered against the background of the tense situation in the country. Excursions into the past were also made, tendencies were noted and an attempt was made in part to predict a possible future.

Key words: culture, laws of culture, V. A. Zelensky, cultural space of Ukraine, cultural code, cultural policy, deontology, subcultures

DOI 10.30725/2619-0303-2019-4-116-122

Говоря о законах, люди обычно имеют в виду конституционные, уголовные, гражданские, административные и иные юридические нормы. Многие юристы (А. Хвыля-Олинтер, С. Лукьянов, В. Шакун и др.) отмечают, что люди больше руководствуются моральными законами (которые лежат в основе права и имеют религиозные истоки), нежели юридическими [1, с. 334]. По подсчетам американского юриста, человечество, пытаясь выполнить 10 заповедей, придумало более 35 млн [2, с. 375]. Существуют иерархии социальных законов, ценностей и норм (не только юридических, политических или корпоративных). Законы культуры часто вбирают в себя не только юридические и нравственные законы. Это понятно, ведь, например, поле правовой культуры - это часть пространства культуры.

Украинский вопрос очень актуален для РФ. Наши народы и страны соседи. В России живут миллионы украинцев, составляя, по мнению многих политиков и историков (В. Путин, В. Орленко, В. Король, Н. Стариков и др.) с русскими, по сути, один этнос. Истории расколов поучительны и показательны. П. Базанов пишет: «„Лженации" в современном мире - это этнографические и региональные группы, в целом не отличающиеся от своего народа: техасцы, калифорнийцы, дикси (жители южных штатов США), бургундцы, провансальцы, гасконцы, баварцы, пруссаки, поданцы (сторонники так называемой „Лиги Севера", считающие, что севернее реки По живут не итальянцы, а другая нация), сицилийцы и т. д. К последней категории в России относились украинцы, белорусы, сибиряки, уральцы, волгари и казаки. Про уральцев и вол-

гарей... почти никто не помнит, сибирский и казачий („казакийский") сепаратизм российское общество в целом воспринимает как пародию на здравый смысл» [3, с. 307].

Цель статьи - исследование закономерностей в отдельных культурфилософских дискурсах при трансформации культурного кода Украины и поиск решений для преодоления деструктива.

Юнг, анализируя некоторые психзаболева-ния, говорит о «понижении ментального уровня». Людей часто характеризует потеря ориентиров и векторов, клиповое мышление, деструктивный нигилизм, фрагментарные знания, движение в ризоматическое состояние (А. Дугин).

Контент-анализ основных украинских СМИ (преимущественно газет и журналов) за май 2019 г. свидетельствует: власть поменялась, а контрпродуктивная «порошенковщина» не исчезла - конфронтация и агрессия с соответствующими клише и штампами (агрессивная риторика, русская опасность, воинственный «треш» порой в базарно-скандальном хуторском стиле). Словно победила не «партия мира», а «Дон Педро с камарильей». По нашим соцопросам в Киеве в конце мая 2019 г. более 100 респондентов показывают противоречивые, контрадикторные, двойственные, амбивалентные суждения. Большинство опрошенных - за мир, дружбу (порой и братство) и взаимопонимание с РФ, при этом ощущает себя обделенными, угнетаемыми, «ущемленными от страны-агрессора». Необходимы конструктивные диалоги на основе любви, мира, созидания и взаимопонимания. Важна этика добра и милосердия, смена культурной политики и законодательства.

Д. Лихачев считал, что есть «уровни законов: физический, выше физического - биологический, еще выше - социологический, самый высший - культурный. Основа всего - в первых степенях, объединяющая сила - в культурном уровне» [4, с. 376].

Социальные нормы, как и отмечал Д. Лихачев, не просто стоят над биологическими, но и взаимосвязаны. Не вдаваясь в объемную и многоуровневую проблему «всеобщих временных и вечных законов», заметим, что в целом законы обусловлены «народным фундаментом»: нравами, традициями, обычаями, обрядами и др. Шире - скрепами, архетипами и лифосами (Л(0о^ - греч. «камень»). Книга «Камень» была одной из любимых у царя Алексея Михайловича (написана при участии Петра Могилы в 1644 г. против Кассиана Саковича).

Законы культуры тесно связаны с законами истории, психологии и рядом иных. Психоаналитические и постпсихоаналитические концепции (Фрейд, Адлер, Юнг, Хорни, Салливен,

Фромм и др.) часто напоминают «католичество навыворот». Последствия грехопадения подменяется чем-то иным (сублимация сексуального и т. д.). Сублимацию в подобном смысле впервые предложил Ф. Ницше. Религия важна для понимания законов истории и культуры. Вспомним связь протестантизма и капитализма [5], куль-турообразующую и государствообразующую роль православия в истории России и путь христианства как историю святости. Католицизм -основа западного средневековья. Соотносят постпротестантизм и империализм, неорелигии (тоталитарные секты, деструктивные культы вплоть до проявлений откровенного сатанизма) и «новый дикий капитализм» с глобализацией и трансамериканизацией.

Вчерашняя аномия все чаще рассматривается как новая норма. В постхристианском мире модерновую свободу вуалируют рабством, справедливость - пристрастностью, моду - непотребством. На место правды приходит постправда, на место христианства - псевдохристианство. В психорелигиозном и культурфилософских дискурсах - современный синдром квазихристианства.

Л. Суетов вывел 7 «законов истории» [6, с. 35-37]. В центре истории люди с их мотивами поведения и целями (есть и инстинкты, свойственные и зверям, например, самосохранения). Это верно и может быть рассмотрено и шире, к примеру, в психологии (социальной, юридической, криминальной и т. д.), криминологии, даже в уголовном праве. Субъективная сторона преступления включает мотив и цель и по сути, намерения, установки, смысловые «подтексты», «значимые побуждения» и т. д. [1]. Чтобы понять мотивы, Л. Суетов обращается к учению святых отцов о 7 грехах смертных (гордыня, сребролюбие, гнев, зависть, блуд, чревоугодие, уныние) и 7 добродетелях (смирение, нелюбостяжание, кротость, доброжелательство, целомудрие, воздержание, упование).

Степень греховности и добродетельности у людей различны. Анализ показывает, что поведение большинства политиков разного времени определяют в той или иной степени страсти, пороки и похоти. Закон иронии истории Гегеля: благие намерения при их реализации превращаются в их противоположность. Властолюбцы обычно честолюбивы, беспринципны, лживы. Ш. Талей-ран говорил: «Если бы народ узнал, какие ничтожества ими управляют, он пришел бы в ужас» [6, с. 36]. Примером этого закона являются и революции. История ничему не учит - поскольку мотивы и поведение (можно и шире - психология и деятельность) политических фигурантов разных времен те же. Роль отдельной личности в истории огромна. Закон (не абсолютный) уста-

лости от власти: «чем дольше у власти находится правитель, тем больше он делает ошибок» [6, с. 36]. Правитель слушает похвалы и все более гордится, совершая промахи. Важны причинно-следственные связи. Любое событие является следствием комплекса причин. Новое следствие становится причиной грядущих (отсюда и связь «следствий-причин» [1]. Важно историческое время, не совпадающее с физическим: «у него своя шкала отсчет. Единицей измерения исторического времени служит частота, интенсивность событий» [6, с. 37]. П. Базанов обогащает научную мысль, анализируя и развивая наследие Н. Ульянова и Л. Суетова [3; 7].

Можно вывести часть законов культуры: культуру созидают люди с их недостатками и успехами, роль личности в культуре важна, причинно-следственные связи объективны, существенны взаимовлияния и воздействия (в большом многообразии), фактор «культурной активности и продуктивность».

Вопросы естественных законов и противоестественных состояний человека становятся все острее. Можно обдумывать таблицу культуры [8] и шире - схему законов в виде «системы вывернутых кругов» (один в другом, но так что с разных позиций и с разных точек зрения круги будут меняться в зависимости от того, откуда и как смотреть на данную схему). При одной позиции [4], внешняя схема законов будет такая: общеприродный круг, в нем физический, внутри - биологический, затем - социологический и в нем - культурный. Если мы расширим эту модель, заимствуя логику и иных ученых (Л. Суетов и др.), то мы получим более углубленный (в схожем взгляде): Божественный (сверхъестественный) Закон, далее - естественные (космический, вселенский, в нем внутри «подраздел» галактический и планетарный). Законы Космоса, как обычные и привычные для нас, влияют не только на разные ритмы - приливы, состояния, самочувствия и т. д. Затем земные круги - общеприродный, в нем физический, потом геологический и биологический, далее -«человеческие» психологический и социологический (с их производными - юридическими и политическим), и, наконец, - исторический и культурный (шире - культурфилософский, куда входят и законы духовной жизни, которые связаны с Вечными законами). Под иным углом зрения все выглядит наоборот - от «человеческого» измерения через природный и космический к Божественному. Подобная схема может не только «скакать» (у конкретных лиц) при разных субъективных точках зрения, но не меняется при стабильно-объективных культурно-исторических и иных научных «глазомерах».

Условно некоторые «круги законов» для кого-то могут субъективно «выпадать», существуя объективно (не все знает каждый и т. д.). При всем временном и субъектно-субъективном многообразии получается «фигура» куда более сложная, чем усложненный «Квадратный круг» Гаспара Монжа и ему подобных.

Надо отличать законы от правил, феноменов, эффектов, уроков и иных явлений. Так уроки революционных потрясений, социальной справедливости, грозящей катастрофы, здравого смысла, национальной самобытности, исторической преемственности, большой лжи, двойных стандартов

[9]. Один из уроков - русофобия часто сочеталась со славянофобией. На Украине не принято вспоминать, как украинцев выживали, например, из Средней Азии. В Киргизии праздником объявили День истории и памяти предков, связанный с погромами славян в 1916 г. Формальным поводом стал указ Николая II о привлечении мужского инородческого населения империи от 19 до 43 лет для оборонительных работ - на рытье окопов до 8 % мужчин с оплатой по рублю в сутки. Провокаторы (с участием иностранных спецслужб) начали распространять слухи о том, что азиатов хотят отправить «на убой», а русские (славяне, евреи и другие «пришельцы») заберут их имущество. Автохтоны начали громить православные храмы и убивать соотечественников «просто за то, что они русские, не щадя ни женщин, ни детей... причем, самым изуверским образом»

[10]. Священник Евстафий Малаховский скорбел: «книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят» [10]. В некогда почти славянском Казахстане не только переводят алфавит на латиницу. Длящийся где-то клио-цид, традициоцид и частичный геноцид - отдельные темы, как и участие англичан в создании ваххабизма. Для кого-то баварцы - это немцы со знаком качества или «белорус - это русский со знаком качества» (А. Лукашенко). Тогда, может, украинец - «высший белорус и русский с отметкой отличия и особой мудростью: мы, украинцы, -лучшие из лучших». Кто только и где ни пытался, выхолащивать историю и, обедняя, искажать гуманитаристику в целом, создавая свой «культ карго» для «евросчастья» на базе «передовых чайников», «возбужденных чашек» и «свщомих кострюль» (О. Трофимов).

Недавний протест беженцев-мигрантов с лозунгом «французы из Франции убирайтесь прочь» - это следствие провалов и в мировой гуманитаристике.

Согласно А. Мухину, о гуманитарном знании как научном вспоминают в последнюю очередь [11, с. 17]. «Историческая наука (деятельность профессионалов) выдавливается

в маргинальную область, а на ее место приходит история как набор зрелищ и мифов. Подобное свойственно и другим наукам: искусствоведению, культурологии, философии, истории музейного дела» [11, с. 18]. Среди проблем - конфликт «представлений о науке и самой наукой как таковой... Элиминация труда: гуманитарное знание - легкое, само по себе должно усваиваться» [11, с. 19-20]. «Элиминация энтузиазма („бескорыстного служения")». Потому система высшего гуманитарного образования «рискует перейти границу, отделяющую подлинное образование от симулякра. Среди причин, способствующих кризису культурологического знания. общее снисходительное отношение в обществе к гуманитарным наукам, их невысокая репутация в социуме. Это проявляется в уверенности, что историей, философией, историей и теорией культуры может заниматься любой сколько-нибудь грамотный (даже не образованный) человек. Другая причина постепенного упадка культурологического образования заключается в поверхностном отношении к гуманитарным наукам. На этом фоне, по сути, редуцируется традиция глубокого и вдумчивого чтения научных текстов» [11, с. 25]. Концепт «клерка» или «служки» не только от культурологии заменяет ученого-эрудита.

Вспомним выражение В. Путина о культуре: «Вопросы культуры - не только многогранные и сложные. Они имеют определяющее значение практически для всей нашей жизни: для экономики, образования, технологического развития, обеспечения суверенитета. Не буду повторять общих фраз, тем не менее не могу не сказать. Некоторые из них - культура - это мировоззрение, прежде всего, универсальный инструмент сохранения и передачи традиционных моральных, духовных, эстетических ценностей и основа гармоничного, свободного общества, способного сберечь свою самобытность и при этом быть открытым, восприимчивым к глобальным тенденциям развития цивилизации» [12]. Труд, мудрость, откровенность, благородство, чистота, правда, доброта, честность не только входят в понятийно-категориальную аксиосфе-ру законов культуры. Законы культуры творят людей, формируя основы социокультурного бытия. Важны моральные константы.

Субкультура молодеет, «подростковый стандарт интеллекта» стареет, распространяются эйджисты, инфанты часто духовно не взрослеют. Потому в определенных условиях группы типа «Пающие трусы», «Расстегнутый лифчик» или «Made in Ukraine» (их «осовременные» песни -«Смуглянка», «Катюша (Героям АТО!)» и т. д.) фатально воздействуют на новых недорослей и на

разновозрастных людей с подростковым мышлением. Психологические рефлексии и «исторические» нарративы «неокультурных» групп для лиц с несформированным (или вывернутом наизнанку) сознанием понятны.

Плюрализм необходим, но антикультурные рефлексии опасны. Для конструктивного развития культуры ключевым становится позитивное единомыслие, полезные дела и лозунги («Да здравствует соборная Украина!» и т. д.). Альтернатива - «лебедь, рак и щука» И. Крылова или «кто в лес, кто по дрова».

Синдром «искушения выборами» на Украине в 2019 г. напоминает 2012 г. [13], но в заостренном и ожесточенном виде. Некоторые депутаты живут по тезису Николая I: «Представительство республиканского образа правления я постигнуть не могу. Это правительство лжи, обмана, подкупа. Я предпочел бы отступать до самого Китая, чем согласился бы на подобный образ правления. Подкупать голоса, подкупать совесть, соблазнять одних, чтобы обманывать других. Я никогда не соглашусь управлять каким-либо народом при помощи хитрости и интриг».

Лейтмотив президентских гонок - «Выбо-ры-2019 - это битва между Порошенко и Путиным» [14]. Пробивались симптомы многих синдромов (Майдана и т. д.). Слоган «Порошенко или Путин» запомнился по-разному: «Выбирай.», «Голосуй.» и т. д. Лозунг заставлял задуматься не только о мире. Порошенко поддержали писатели (Ю. Винничук, А. Подервянский, А. Кокотюха, А. Курков и др.), артисты (Джамала, Т. Петринен-ко и др. [14, с. 1-8]). Ада Роговцева: «Мы выбираем президента, Петра Алексеевича. Он вообще мне родной, потому что у мужа был отец Петр. Для меня Петр Алексеевич - боец. Потому что армия стала другой» [15]. Тезис М. Джемилева «нынешние выборы - это борьба между Путиным и Порошенко» неудивителен. Диссидент поразил борьбой за Томос: «Мы системно работали и объясняли Эрдогану, как важно для... крымских татар, чтобы в Украине была независимая поместная православная церковь... сейчас Мекка для православных - Москва, а после Томоса. ею станет Стамбул, так и для вас это имеет политическое значение... Эрдоган твердо сказал, что сделает все возможное... Я об автокефалии говорил и с Эрдоганом, и с министром иностранных дел» [16]. Проиграл Порошенко, Филарет и Епифаний начали войну - «томособесие затрещало» и «томо-сятина засмердела как гнилятина» (народные выражения). М. Денисенко, по сути, отверг Томас как чуждый проект. Глава ПЦУ Епифаний (С. Думенко) имеет двух братьев (живут за границей [17]), высказывает следующее «понимание Московской церкви»: «Сейчас церковь - последний духовный

форпост государства-агрессора, щупальца, которые проникают в души православных украинцев. Мы призваны обрезать их. Когда у агрессора не будет этой поддержки в Украине, прекратится война и вернутся Донбасс и Крым. Я в это верю» [17]. Глупо верить в то, что Порошенко и Филарет - реинкарнации Мазепы и Иуды.

В 2006 г. академик П. Толочко как бы прорицал: «Я назвал период нашей суверенности своеобразным периодом мифотворчества. все от наших комплексов... ничем основательным украинская государственность в прошлом не подкреплена... И начали называть правителей Киевской Руси украинскими. Украина отрезается от своих корней. в первоисточниках нет слова „Украина", есть слово „Русь". Многие из историков, даже академических, профессиональных, почему-то решили, что украинцы были всегда... я не признаю до сих пор единой политической украинской нации. Нет такой нации! Если бы она существовала, у нас не было бы раздора в стране. Мы собраны из кусочков лишь в послевоенное время... Когда-то в Украине естественным образом было 10-11 земель: Среднее Поднепровье, Галичина, Волынь, Полесье, Покутье, Новороссия... Почему бы не сделать эти земли снова самодостаточными... Появится совсем другая скрепа - федеральная. Идея унитарности, причем жесткой, на правах победителя (сегодня. доминируют галичане), ни к чему хорошему не приведет... (выделено мной. - В. Р.) Как человек законопослушный, я принимаю эти символы... Но, как человек мыслящий, осознаю, что ни один из них не является оптимальным для Украины. Цвет флага - „жовто-блакитний" - мы позаимствовали из Нижней Австрии... В Украине всегда превалировал красный (или малиновый) цвет... Поэтому я бы сделал для флага триколор - к голубому и желтому цвету добавил бы малиновый... Гимн. совершенно неудачный... явное эпигонство. Поляки поют: „Ище Польща не згинела". Та же история с трезубом. государственные символы единению Украины не способствуют. сегодня молодое поколение воспитывают на примере, скажем, гетмана Мазепы. ставить эту фигуру в назидание молодому поколению нельзя. он предал, нарушил клятву. От комплекса неверности следует избавляться. Вести себя по отношению к истории так, как мы ведем, - преступно, безответственно, безнравственно. Случилась Переяславская Рада - отказываемся от нее. Произошла Великая Отечественная война -это не наша война. Во всем проклинаем москалей: Российская империя была тюрьмой

народов, и Советский Союз тоже угнетал украинцев. Но ведь мы все это создавали вместе и единым строем отстаивали в смертельных боях. Плохая власть была, заблудилось общество с этим социалистическим экспериментом, я согласен. Никуда мы от русских не денемся. Это наш стратегический партнер на все последующие века» [18, с. 14-15].

В 2012 г. В. Путин заявлял, что Россия есть «полиэтническая цивилизация, скреплённая русским культурным ядром», что «стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации -русский народ, русская культура» и что «русский народ является государствообразующим - по факту существования России» [19]. Украинцы -культурообразующий и государствообразующий люд Московского царства, империи, Союза и РФ (В. Матвиенко, В. Мединский и др.).

«Порохоботы» активно выступали против харизматичного В. Зеленского. Д. Корчинский, говоря об «антихристе Зеленском», не столько вспоминал чипизацию и цифровое общество, сколько «сепарню» и «москалей» [20]. (Ср.: «Зеленский хочет чипировать украинцев. с целью осуществлять контроль» [21]). Почти 30 интеллигентов припомнили В.Зеленскому смех «над святыми вещами и самой державой Украиной, представляя ее в образе порноактрисы, самих украинцев как «глупых гуцулов» и «хохлов-салоедов», а «лозунг «Слава Украине» - то для галицких туалетов». Дзюба: «во главе государства. может и себя сжечь, и государство» [22].

Говоря языком избирателей, в битве «кота в мешке» и «старого волка в овечьей шкуре» победил достойный «Бонапарт экрана», сравниваемый сторонниками с Рейганом и Бушем. Звезды русского культурного пространства (Н. Басков, Д. Билан, И. Горбачева, С. Лобода, Н. Королева, Л. Кудрявцева, М. Галкин, Л. Ми-лявская и др.) с восторгом реагировали на победу В. Зеленского. Владимир - знаковое имя Руси (Креститель, Мономах и др.). Славный В. Зеленский и его талантливая супруга-сценаристка из Кривого Рога. Большая часть территории Донецко-Криворожской Советской Республики была передана Москвой образованной Украинской Советской Республике [23].

Подведем итог. Опасны «боевая культурология» (шире - «воинствующая гуманитаристи-ка») в руках лжецов, ибо это инженерия массового сознания и отдельных душ [1]. В 1911 г. в Госдуме В. Бобринский говорил о Галиции и галичанах-москвофилах: «Я не знал, что за границей существует настоящая Русь, живущая в неописуемом угнетении, тут же под боком своей сестры - Великой России. Как

любить Русь и бороться за нее надо всем, нам поучиться у галичан» [цит. по: 24]. Прошло тридцать с небольшим лет, и в Галиции «расцвели» бандеровцы. В Севастополе в президентство Ющенко на стенде «Украинский холокост» были фото депрессии США и голодающего Поволжья [25]. По мнению исследователей, почти все нормы «Закона об украинском языке» носят «карательный характер» [26]. По-русски можно думать, инакомыслящих ущемляют [27], людей губят «реформы» [28], «проигравшая сторона намерена мстить победителям» [29, 30] и т. д.

Целесообразен культурный Киево-Москов-ский проект. Ради народного лидера и отдельных представителей его команды, хотя бы кинопроект во главе с мудрой Первой леди. Для этого есть великое и многогранное наследие. Имперское (не ограничивается Гоголем, Данилевским, Некрасовым и иными выходцами из Украины), советское (Довженко, Корнейчук, Галан и др.) и современные работы («Менталмутации в Малороссии», «Невыполненная миссия», «Тайна. Любовь по-русски», «Главное дело Владимира Великого», «За чужой невестой», «За Святую Русь», «В браке с американской миллионершей» и др.).

Девиантность, делинквентность и аномию легитимизируют и так называемые «фантастические» культурология и история. Нужны культурологи-системщики, а не фальшкультурологи и фальшгуманитарии. Эстетизация безобразного и воспевание аморального - тоже сфера аномии как опасного беззакония в сфере культуры.

Русофобия и украинофобия - это нарушение законов культуры и бытия.

Необходима защита от гуманитарной агрессии и духовных интервенций. Потому востребованы объективные, честные, всесторонние, глубокие, исчерпывающие методы и приемы по духовной и культурной безопасности.

Можно констатировать: повышается уровень культуры - улучшаются условия жизни. Законы культуры скреплены творчеством и любовью. Важен и деонтологический момент: ценить, беречь историю и развивать культуру.

Целесообразна клятва гуманитария (культуролога, историка и т. д.) - «не навреди человеку и обществу».

Хочется надеяться, что при президенте В. А. Зеленском на Украине воцарятся мир, спокойствие и взаимопонимание.

Список литературы

1. Радзieвський В. О. Нотатки з субкультури аномп: монографiя. КиТв: Вид-во «Логос», 2012. 368 с.

2. Шакун В. I. Сусптьство i алочиннкть. КиТв: Алка, 2003. 784 с.

3. Базанов П. Н. «Петропольский Тацит» в изгнании:

Жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2018. 511 с.

4. Лихачев Д. С. Время сближения. Москва: АСТ, 2019.400 с.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Москва, 2016. 180 с.

6. Суетов Л. Философия истории: некоторые исторические понятия и законы // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2018. № 4 (37). С. 35-37.

7. Базанов П. Н. Послесловие: Леонид Александрович Суетов и его «законы истории» // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2018. № 4 (37). С. 38-39.

8. Радзиевский В. Украина: время перемен. Saarbrücken: LAP LAMBERT Acad. Publ., 2017. 148 с.

9. Зюганов Г. Уроки XX века // Наш современник. 2017. № 3. С. 190-195.

10. Топоров А. Почему «братья» так откровенно не уважают Россию. 30.10.2017. URL: https://tsargrad.tv/ articles/pochemu-bratja-tak-otkrovenno-ne-uvazhajut-rossiju_93022 (дата обращения: 23.05.2019).

11. Мухин А. С. Культурологическое образование в XXI веке // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2018. № 3 (36). С. 17-25.

12. Под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству. 21 декабря 2017 года. URL: http: // kremlin.ru/events/president/news/56456 ) (дата обращения: 23.05.2019).

13. Радзиевский В. Украина перед выбором // Наш современник. 2012. № 9. С. 164-170.

14. Солщарысть: шформ. бюл. КиТв, 2019. Лютий. 8 с.

15. Роговцева А. Если солдаты выбирают Порошенко, то я с ними. URL: https://antikor.com.ua/articles/286004-rogovtseva_esli_soldaty_vybirajut_poroshenko_to_ja_s_nimi (дата обращения: 23.05.2019).

16. Джемшев М. З насолодою спостер^аю, як бкиться Кремль через Томос. 18.09.2018. URL: https://zik.ua/zmi/ bbc/2018/09/18/features-45525505_96649 (дата обращения: 25.05.2019).

17. Юркова О. Епифаний «Церква - останнм форпост держави-агресора. Ми покликав обрiзати ТТ щупальця» // КраТна: тижн. журн. по-укр. 2019. 10 ач. С. 18-22.

18. Назаренко М. Ведущий специалист по древнему Киеву академик Петр ТОЛОЧКО: «Мы уже договорились до того, что Иисус Христос был щирим украинцем, гуцулом» // Бульвар Гордона. 2006. Март. С. 14-15.

19. Бортко В. Мы русские! Какой восторг! // Наш современник. 2017. № 1. С. 208-210.

20. «Зеленский - Антихрист, посланный Украине за грехи, - Корчинский // Narodna Vlada - YouTube. URL: https:// www.youtube.com/channel/UCn5TteCYueiEI83yU6r15TQ (дата обращения: 25. 05. 2019).

21. Вопрос: показывает ли Зеленский публично знак сатаны, и про чипирует ли он население Киевской Руси? URL: https://pravdoiskanie.livejournal.com/4315268.html (дата обращения: 26.05.2019).

22. «Це зовам не смшно!»: Зеленському пригадали його слова, про УкраТну-«порноакторку» // Високий Замок.

2019. URL: https://wz.lviv.ua/news/387926-tse-zovsim-ne-smishno-zelenskomu-pryhadaly-ioho-slova-pro-ukrainu-pornoaktorku (дата обращения: 25.05.2019).

23. Шкуренко О. «Курс краткой истории Донецко-Криворожской Советской Республики» // Коммерсантъ. 2015. 13 февр., № 25. С. 4.

24. Дикий А. Крестный путь Галицкой Руси // Русь Триединая. 2017. № 9 (79). С. 2.

25. Голодомор: история и современные интерпретации. URL: https://forumodua.com/archive/ index.php?t-108749-p-13.html (дата обращения: 28. 05. 2019).

26. Павлов Ю., Ткачук О., Хрусталев А. Скандальный закон о языке: что изменится в жизни украинцев // Вести. 2019. 26 апр. С. 2.

27. Лузан А. Политические репрессии продолжаются // Славян. новости. 2019. 14-28 мая. С. 3.

28. Манекина С. Украинцы умирают на пороге больниц: после медреформы врачи отказывают в помощи пациентам с пневманией, инфарктом и корью // Славян. новости. 2019. 14-28 мая. С. 8.

29. Дунина А. Как выборы на психику повлияли // Вести. 2019. 26 апр. С. 6.

30. Конгресс Европейской федерации журналистов принял спецзаявление по Украине // Славян. новости. 2019. 14-28 мая. С. 3.

References

1. Радзieвський В. О. Нотатки з субкультури аномп: монографiя. Ки'1'в: Вид-во «Логос», 2012. 368.

2. Шакун В. I. Суспгльство i злочиннгсть. КиТв: Атка, 2003. 784.

3. Bazanov P. N. «Petropol's Tacitus» in exile: the life and work of the Russian historian Nikolai Ulyanov. Sankt-Petersburg: Vladimir Dal, 2018. 511 (in Russ.).

4. Likhachev D. S. Closing time. Moscow: AST, 2019. 400 (in Russ.).

5. Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. Moscow, 2016. 180 (in Russ.).

6. Suetov L. Philosophy of History: Some Historical Concepts and Laws. Bull. of the Saint-Petersburg State Univ. of Culture. 2018. 4 (37), 35-37 (in Russ.).

7. Bazanov P. N. Epilogue: Leonid Aleksandrovich Suetov and his «laws of history». Bull. of the Saint-Petersburg State Univ. of Culture. 2018. 4 (37), 38-39 (in Russ.).

8. Radzievsky V. Ukraine: a time of change. Saarbrücken: LAP LAMBERT Acad. Publ., 2017. 148 (in Russ.).

9. Zyuganov G. Lessons of the XX century. Nash sovremennik. 2017. 3, 190-195 (in Russ.).

10. Toporov A. Why the «brothers» so frankly do not respect Russia. URL: https://tsargrad.tv/articles/pochemu-bratja-tak-otkrovenno-ne-uvazhajut-rossiju_93022 (accessed: May 23.2019) (in Russ.).

11. Mukhin A. S. Cultural education in the XXI century Bull. of the Saint-Petersburg State Univ. of Culture. 2018. 3 (36), 17-25 (in Russ.).

12. A meeting of the Council under the President on culture and art was held under the presidency of Vladimir

Putin in the Kremlin. 21.12.2017. URL: http:// kremlin.ru/events/ president/news/56456) (accessed: May 23.2019) (in Russ.).

13. Radzievsky V. Ukraine before the choice. Nash sovremennik. 2012. 9, 164-170 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Солщарнкть: шформ. бюл. КиТв, 2019. Лютий. 8 с.

15. Rogovtseva A. If the soldiers choose Poroshenko, then I'm with them. URL: https://antikor.com.ua/ articles/286004-rogovtseva_esli_soldaty_vybirajut_ poroshenko_to_ja_s_nimi (accessed: May 23.2019) (in Russ.).

16. Джемшсв М. З насолодою спостер^аю, як бкиться Кремль через Томос. 18.09.2018. URL: https://zik.ua/zmi/ bbc/2018/09/18/features-45525505_96649 (accessed: May 25.2019).

17. Юркова О. Епифаний «Церква - останшй форпост держави-агресора. Ми покликан обрiзати ТТ щупальця». Кратна: тижн. журн. по-укр. 2019. 10 ачня, 18-22.

18. Nazarenko Michael. Leading expert on ancient Kiev, academician Peter TOLOCHKO: «We have already agreed to the fact that Jesus Christ was expanded Ukrainian, Hutsul». Gordon Boulevard. 2006. March. 14-15. (in Russ.).

19. Bortko V. «We are Russian! What a delight!». Nash sovremennik. 2017. 1, 208-210 (in Russ.).

20. «Zelensky - Antichrist, sent to Ukraine for sins» -Korchinsky. Narodna Vlada - YouTube. URL: https://www. youtube.com/channel/UCn5TteCYueiEI83yU6r15TQ (accessed: May 25.2019) (in Russ.).

21. The question is: does Zelensky publicly signify Satan, and does he chip over the population of Kievan Rus? URL: https://www. https://pravdoiskanie.livejournal.com/4315268. html (accessed: May 25.2019) (in Russ.).

22. «Це зовам не смшно!»: Зеленському пригадали його слова, про УкраТну-«порноакторку» // Високий Замок. 2019. URL: https://wz.lviv.ua/news/387926-tse-zovsim-ne-smishno-zelenskomu-pryhadaly-ioho-slova-pro-ukrainu-pornoaktorku (accessed: May 25.2019).

23. Shkurenko O. The course of the brief history of Donetsk-Krivoy Rog Soviet Republicio Kommersant. 2015. Febr. 3 (25), 4 (in Russ.).

24. Wild A. The Way of the Cross of Galician Russia. Triune Rus. 2017. 9 (79), 2 (in Russ.).

25. The Holodomor: History and modern interpretations. URL: https://forumodua.com/archive/index.php7t-108749-p-13. html (accessed: May 28.2019) (in Russ.).

26. Pavlov Y., Tkachuk O., Khrustalev A. Scandalous law on language: what will change in the life of Ukrainians. Vesti. 26, 2019. Apr. 26. 2 (in Russ.).

27. Luzan A. Political repression continues. Slavic news. 2019. May 14-28. 3 (in Russ.).

28. Manekina S. Ukrainians die on the doorstep of hospitals: after the medical system doctors refuse to help patients with pneumonia, heart attack and measles. Slavic news. 2019. May 14-28. 8 (in Russ.).

29. Dunina A. How did the election influence the psyche Vesti. 26, 2019. Apr. 26. 6 (in Russ.).

30. Congress of the European Federation of Journalists adopted a special statement on Ukraine. Slavic news. 2019. May 14-28. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.