Научная статья на тему 'Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп'

Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3437
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп»

Малиновского, некую древнюю силу, основанную на эмоциональном опыте, отвечающую потребностям человека и широко им применяемую. Миф в концепции учёного предстаёт «переживаемой реальностью», так как он постигается туземцами в процессе жизни постепенно, посредством ритуалов, являясь источником достоверной информации, представляющей собой «идеальную» ситуацию ушедших времён, заключая в себе руководство к действиям, к сглаживанию противоречий, укреплению веры. «Пересказывая» миф, человек «разворачивает» древнюю реальность, когда-то существовавшую, продолжающую воздействовать на настоящую (современную) жизнь через действия и моральные установки.

Список литературы

1. Березкин Ю.Е. Из Старого в Новый Свет. Мифы народов мира. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 448 с.

2. Беспалов В.Е., Сальников Л. В. Введение в функционалистику. - Свердловск: Изд. Уральск. ун-та, 1991. - 145 с.

3. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана / пер. с англ. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.

4. Малиновский Б. Магия, наука религия / пер. с англ. - М.: Рэфл-бук, 1998.

5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Мир, Акад. проект, 2012. - 336 с.

6. Никишенков А.А. О Брониславе Малиновском и его работах // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 6. - С. 99-103.

7. Сонгинайте Н.С. Социальная антропология Бронислава Малиновского // Журн. социологии и социальной антропологии. - Т. 1. - № 2. - СПб.: Интерсоцис, 1998.

8. Хюбнер К. Истина мифа / пер. с нем. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

Е. А. Потехина

Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп

Многовековое противопоставление мужчины как «господина», «вершителя судеб», «главы» женщине как существу второстепенному, созданному из ребра Адама, сводимому к совокупности своих биологических функций, в какой-то мере определяет дисгармоничность общественного устройства даже на современном этапе. При рассмотрении типологического многообразия «женского мира» в мужском его понимании удаётся условно выделить некоторые базовые типы, или модели, феминного, основываясь на доминантных ценностях, свойствах и особенностях репрезентации каждого типа, которые в свою очередь восходят к архетипическим коллективным представлениям о женских ролях, закреплённых впоследствии в культуре.

Тремя базовыми типами являются традиционный, героический и демонически-роковой [3, с. 20]. Основу традиционного типа составляет характеристика женщины как матери, жены, хозяйки, что подразумевает нежность, покладистость, сострадательность, признание главенства мужчины в союзе с женщиной. Женщины героического типа самостоятельны и активны, их характеризует стремление к реализации вне домашне-семейного круга: проявление себя в общественной деятельности, наличие выраженных лидерских качеств. Демонически-роковой тип объединяет в себе, с одной стороны, недостижимый идеал женственности - образ Прекрасной Дамы, Музы, а с другой - тип femme fatale - роковой женщины, обладающей магической притягательностью для противоположного пола и способностью вызывать непреодолимое влечение.

Данные модели являются архетипами: в пантеоне древнегреческих богинь и женских мифологических персонажей встречаются представительницы всех трёх групп. К традиционному типу можно отнести Геру, Персефону, Гею, к героическому - Афину, Артемиду, амазонок, к демонически-роковому - Афродиту, Елену Троянскую, Медею и многих других.

Самым неоднозначным и неоднородным по своей структуре является, по моему мнению, именно демонически-роковой тип, из представлений о котором выросли столь популярные в культуре модели роковой женщины и женщины-вамп. В рамках данного типа представляется возможным выделить три следующих подтипа:

1) коварная женщина-искусительница, которая, пользуясь собственной непреодолимой притягательностью, хладнокровно использует мужчин в своих корыстных целях, разрушая их жизни и чаще всего доводя до погибели. Причём делает она это с нескрываемым удовольствием, упиваясь властью над сильным полом (Саломея, Далила, сирены, Фея Моргана («Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола»), Матильда (М. Льюис «Монах»), маркиза де Мертей (П. Шодерло де Лакло «Опасные связи»), Миледи Винтер (А. Дюма «Три мушкетёра»), Ребекка (Д. дю Морье «Ребекка») и др.;

2) страдающая роковая женщина. Как правило, это надломленная героиня с непростой судьбой, много страдавшая, пытающаяся обрести себя, преодолев тяжёлые внутренние противоречия. Такую женщину не удовлетворяет традиционная женская роль в рамках патриархальной культуры, и она стремится выйти за её пределы, отстаивая свою индивидуальность и право на собственный уникальный путь. Обладая всё той же магической привлекательностью, вызывает любовь и страсть многих мужчин, сама при этом не любя никого или выбирая того единственного, который для неё недоступен, что обычно заканчивается трагически как для неё, так и для окружающих мужчин (Елена Троянская, Клеопатра, Медея, Кармен (П. Мериме «Кармен»), Лариса Огудалова

(Н. Островский «Бесприданница»), Настасья Филипповна (Ф. Достоевский «Идиот»), Нана (Э. Золя «Нана»), кузина Рейчел (Д. дю Морье «Моя кузина Рейчел») и др.);

3) женщина-вамп. Подтип, близкий по своей сути к первому, но имеющий, в отличие от первых двух, совершенно определённое внешнее выражение (дисплей) и являющийся образом, как и большинство культовых имиджей в истории моды, сошедшим с киноплёнки в начале XX в. Далее предлагается краткий ретроспективный культурно-антропологический анализ данного типа (модели).

При всем разнообразии перечисленных выше подтипов представляется возможным выделить характерные черты, присущие общей модели «роковая женщина»:

• непреодолимая притягательность для лиц мужского пола;

• умение использовать свою женскую природу и сексуальность как оружие, позволяющее доминировать над очарованными ею мужчинами;

• отказ от традиционных ценностей и неприятие для себя традиционной гендерной роли;

• как правило, трагический итог жизни как для самой роковой женщины, так и для окружающих её мужчин (в некоторых случаях - трагедии на уровне целых государств (Клеопатра, Елена Троянская)), убийство или самоубийство как наиболее вероятные варианты смерти.

Роковая женщина - популярный персонаж произведений литературы и искусства различных эпох. Романтики проявили большой интерес к злу и его эстетизации, и роковые женщины изображались ими как ведьмы, вампиры, демоны - существа, пришедшие из потустороннего мира и привлекающие мужчин при помощи колдовства. Чтобы овладеть мужчиной и погубить его, злой дух предстаёт в обличии прекрасной женщины, цена связи с которой - гибель героя (таковы, например, Коринфская невеста Гёте, Матильда М. Льюиса, Одиллия и др.). В XIX в. в литературе разных стран встречается и образ роковой женщины как дамы полусвета, как правило, содержанки того или иного известного и влиятельного, знатного и богатого мужчины, которая не только не скрывает, но всячески выставляет напоказ свою связь с покровителем, толкает его на безудержные денежные траты и другие жертвы, доводя до разорения, крушения семьи, безумия, тюрьмы и даже гибели в результате самоубийства или соперничества с другими претендентами на сердце роковой женщины (Нана Э. Золя, Настасья Филипповна Ф.М. Достоевского).

Всю жизнь манипулируя мужчинами, некоторые роковые женщины остаются такими и в смерти. Желая по разным причинам уйти из жизни, но не имея на то достаточно сил, роковая женщина делает и это при помощи мужчины: либо идёт к тому, кто заведомо однажды убьёт её, не справившись со страстями (Кармен, Настасья Филипповна), либо интригами планомерно доводит мужчину до желания совершить убийство (Ребекка, кузина Рейчел Дафны дю Морье).

108

В 1940-е гг., в период развития кинематографического движения, получившего впоследствии название film noir, роковые женщины заполонили экран. Это произошло в связи с изменением структуры семьи и распределением гендерных ролей в послевоенный период в Америке. Е. Новикова отмечает двойственность природы роковой женщины нуара [2, с. 46]: с одной стороны, она отказывается от роли, традиционно отводящейся женщинам - роли жены и матери - ради того, чтобы бороться с мужчинами на их поле и в их мире. Её стремление к свободе представляется «неженским» (символическим подтверждением тому является появление женщин нуара в кадре с традиционно мужскими атрибутами -сигаретой или пистолетом). С другой стороны, в борьбе за собственную независимость роковая женщина использует мужчин как средство для достижения цели. Отказавшись от традиционной роли жены и матери, роковая женщина, тем не менее, соглашается оставаться объектом желания [5]. Главное орудие femme fatale нуара - её собственная эротическая привлекательность. Привычная для мужчин патриархатного общества объективация красивой женщины позволяет ей, не воспринимаемой мужчинами всерьёз как источник опасности, манипулировать ими, плести интриги, в то время как мужчина, поддавшись её чарам, может долгое время этого не замечать. Femme fatale использует свою сексуальность не для поиска мужа и создания семьи, а для достижения собственных целей. Роковая женщина в определённом смысле одерживает верх над мужчинами и превращает тем самым «пассивную позицию в активную в наиболее экстремальной форме» [1, с. 171]. Таким образом, по мнению Новиковой, роковая женщина нуара «осуществляет подпольное сопротивление господствующей в обществе 40-х годов идеологии, в которой сексуально привлекательной женщине отводится подчинённое место услаждающего глаз и приносящего сексуальное удовлетворение объекта» [2, с. 47].

Первой женщиной-вамп в истории, отнесённой к этому амплуа, стала в 1915 г. главная героиня голливудского фильма «Жил-был дурак» ("A fool There Was"), роль которой исполнила актриса Теда Бара. Название фильма отсылает к сюжету стихотворения Р. Киплинга «Вампирша» (1897), начинающегося фразой "A fool there was..." и повествующего о печальной судьбе героя, которого покинула его возлюбленная, предварительно обобрав до нитки. В качестве имени героини Теды Бара в титрах значилось Vampire, и образ тут же получил сокращённое название Vamp.

Экранная женщина-вамп - хищница, которая совращает мужчин и, бросая, уничтожает их жизни, имеет весьма специфическую внешность: у неё бледное лицо, чётко очерченные кроваво-красные губы и густо накрашенные глаза; за счёт последнего удавалось создать необходимую мистичность и загадочность образа, завоевавшего небывалую по-

пулярность. Теда Бара, сыгравшая за следующие пять лет роли Кармен, Эсмеральды, Клеопатры, Саломеи, превратилась в секс-символ эпохи немого кино. Этот образ одновременно привлекал мужчин своей загадочностью и неприкрытым эротизмом и занимал на волне набиравшего силу движения за эмансипацию умы женщин, мечтавших доказать мужчинам свою независимость и продемонстрировать власть над ними [4]. Многие актрисы первой четверти XX в. (Луиза Глаум, Барбара ла Марр, Пола Негри, Мирна Лой, в российском кинематографе - Вера Холодная) появлялись на экране с бледным лицами, черными тенями вокруг глаз и строго очерченными темно-красными губами.

К середине двадцатых годов клишированный образ женщины-вамп начал понемногу терять популярность и уходить с большого экрана. Тем не менее окончательно он не исчез. В диснеевском мультфильме «Спящая красавица» (1959) злая фея, первоначально в полном соответствии со сказками Шарля Перро и братьев Гримм изображённая в набросках как старуха с крючковатым носом, впоследствии была преобразована аниматорами студии в образ более утончённый и чувственный, приобретя черты канонической злодейки - женщины-вамп. Из последних интерпретаций внимания заслуживают образ Одиллии, воплощённый Натали Портман в фильме «Чёрный лебедь» (2010), и сыгранная Анджелиной Джоли роль Малефисенты в диснеевском фэнтезийном художественном фильме «Малефисента» (2014).

Не будет преувеличением сказать, что вамп остаётся одним из наиболее растиражированных секс-символов искусства и индустрии моды. Существование архетипа роковой женщины является подтверждением теории Зигмунда Фрейда об Эросе и Танатосе - инстинктивном непреодолимом влечении человека к любви и смерти. Роковая женщина воплощает в себе и то, и другое, в силу чего данный образ сохраняет свою неизменную притягательность.

Список литературы

1. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъектива-ции в русской культуре конца XIX века // Общественные науки и современность. -2002. - № 3.

2. Новикова Е.Д. Страх и желание: образ «роковой женщины» в фильмах-нуар 40-х и начала 50-х годов // Артикульт. - 2015. - № 17(1).

3. Хлопонина О. О. Женский мир в русской культуре рубежа XIX-XX вв.: типологические характеристики и художественная репрезентация // Вестн. Вятского гос. гу-манит. ун-та. - 2014. - № 4.

4. Vamp - коктейль из мистики и секса. - URL: http://www.diva.by/ image/ffl/48664.html

5. Blaser John. Film Noir's Progressive Portrayal of Women. 2008. - URL: http://www.filmnoirstudies.com/essays/progressive.asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.