Научная статья на тему 'Культурные коды телесности: к вопросу реконструкции на художественном материале'

Культурные коды телесности: к вопросу реконструкции на художественном материале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
394
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ КОД / ТЕЛО / ТЕЛЕСНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / СКУЛЬПТУРА / CULTURAL CODE / BODY / CORPOREALITY / ART WORKS / ARTISTIC IMAGE / ART / PAINTING / SCULPTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Меркулова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты анализа культурных кодов телесности в рамках художественного творчества, которое представляется объективированным результатом человеческой деятельности, воплощающим основные понятия, установки, ценности и нормы конкретной культурной системы. Автор приходит к выводу, что изобразительное искусство, воспроизводящее визуально воспринимаемые характеристики реального мира, выступает достоверным источником исследования телесного кода. Особенно подчеркиваются возможности живописи, тяготеющей к наглядности и конкретности, и скульптуры, воплощающей художественный образ в трехмерных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Меркулова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural codes of corporeity: concerning reconstruction based on the art material

The article discusses theoretical aspects of the analysis dealing with the cultural codes of corporality in the context of art work, which is represented as an objectified result of human activity that embodies the basic concepts, attitudes, values and norms of a particular cultural system. It is concluded that the art reproducing a visually perceivable characteristics of the real world is a reliable source of research of the code of corporeity. The author emphasizes the resources of painting having a propensity to the visibility and concreteness, and sculpture that embodies the artistic image in threedimensional forms.

Текст научной работы на тему «Культурные коды телесности: к вопросу реконструкции на художественном материале»

УДК 316.772.2:81'221:7.041

Меркулова Наталья Геннадьевна

кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой культурологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ ТЕЛЕСНОСТИ: К ВОПРОСУ РЕКОНСТРУКЦИИ НА ХУДОЖЕСТВЕННОМ МАТЕРИАЛЕ

Merkulova Natalia Gennadievna

PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Head of Cultural Studies Department, Ryazan State University

CULTURAL CODES OF CORPOREITY: CONCERNING RECONSTRUCTION BASED ON THE ART MATERIAL

Аннотация:

В статье рассматриваются теоретические аспекты анализа культурных кодов телесности в рамках художественного творчества, которое представляется объективированным результатом человеческой деятельности, воплощающим основные понятия, установки, ценности и нормы конкретной культурной системы. Автор приходит к выводу, что изобразительное искусство, воспроизводящее визуально воспринимаемые характеристики реального мира, выступает достоверным источником исследования телесного кода. Особенно подчеркиваются возможности живописи, тяготеющей к наглядности и конкретности, и скульптуры, воплощающей художественный образ в трехмерных формах.

Ключевые слова:

культурный код, тело, телесность, художественное творчество, художественный образ, изобразительное искусство, живопись, скульптура.

Summary:

The article discusses theoretical aspects of the analysis dealing with the cultural codes of corporality in the context of art work, which is represented as an objectified result of human activity that embodies the basic concepts, attitudes, values and norms of a particular cultural system. It is concluded that the art reproducing a visually perceivable characteristics of the real world is a reliable source of research of the code of corporeity. The author emphasizes the resources of painting having a propensity to the visibility and concreteness, and sculpture that embodies the artistic image in three-dimensional forms.

Keywords:

cultural code, body, corporeality, art works, artistic image, art, painting, sculpture.

В настоящее время понятие «культурный код» набирает абсолютную популярность в значении некоего ядра культуры, ее базиса и в то же время - ключа к ее пониманию. Данная категория пришла в гуманитарное знание в результате заимствования из научно-понятийного аппарата точных наук термина «код» (фр. code, от лат. codex - «книга» [1]), обозначающего систему условных знаков, сигналов, передающих информацию. Сущностной, раскрывающей природу феномена представляется дефиниция культурного кода как набора основных понятий, установок, ценностей и норм, содержащих информацию о знаках и символах данной культуры и необходимых ее для прочтения текстов. Представляется возможным детально типологизировать культурные коды, опираясь на категории культуры - основные, достаточно общие понятия, выступающие «системой координат», позволяющие выстроить определенную модель реальности. Содержание категорий культуры разнится в каждой конкретной культурной системе и раскрывает специфику ее мировоззренческих доминант.

Одной из базовых категорий культуры, набирающей популярность как объект исследования в современном научном и публицистическом гуманитарном дискурсе, является телесность, понимаемая как осмысление, преобразование и социокультурное функционирование человеческого тела. Тело как «организм человека... в его внешних, физических формах» [2] можно считать категорией биологической, природной, в противовес телесности, которая представляется «окультуренным телом» и раскрывается как диалектическое единство сущности и явления. Телесность как сущность представлена ментальными структурами, обусловливающими восприятие тела, наделение его значениями и смыслами, формирование его образов в конкретном социокультурном контексте; как явление телесность есть опредмечивание данных ментальных образований в объективированных результатах человеческой деятельности, направленных на преобразование тела под влиянием социокультурных факторов.

Опираясь на предыдущие исследования [3], для культурологического анализа телесности предлагаем следующую структуру поверхности человеческого тела:

- голова (включая область свода черепа: лоб, темя, виски, затылок; волосы: длина, цвет; лицо: брови, глаза, нос, скулы, щеки, уши, рот, губы, зубы, язык, подбородок);

- шея;

- туловище (включая грудь; спину; живот: ребра, бока, пупочная область, пах, гениталии -наружные половые органы);

- конечности (рука: плечо, локоть, кисть, пальцы; нога: ягодица, бедро, колено, голень, стопа);

а также перечень главных внутренних органов: сердце, печень, селезенка, желудок, кишечник, легкие, почки, мочевой пузырь, внутренние половые органы;

и жидких субстанций человеческого тела: кровь, лимфа, желчь, слеза, слюна.

Кроме того, важно учитывать культурно детерминированный информационный потенциал

- мужского/женского тела;

- возрастных особенностей тела;

- состояния кожи, ее цвета;

- телесного верха (до пояса) и низа (ниже пояса);

- левой и правой стороны;

- функционально-анатомических особенностей тела (акустическая специфика голосового аппарата, специфика движения тела и его частей);

- положения тела в пространстве;

- экскрементов тела - совокупности отходов жизнедеятельности организма, подлежащих удалению во внешнюю среду: пота, мочи, кала, рвотных масс, выдыхаемого воздуха;

- степени обнаженности тела в конкретной рассматриваемой ситуации;

- осуществления процессов ухода за телом в конкретной рассматриваемой ситуации.

Кроме того, сущность телесности как социокультурного феномена раскрывается в контексте восприятия тела в целом и отношения к нему на различных этапах развития общества.

Культурный код как сущность, опредмечиваясь и становясь явлением духовной жизни общества, проявляется в объективированных результатах человеческой деятельности: в словесном языке (вербальной культуре) и языке жестов (невербальной культуре), в поведении, обычаях, традициях и верованиях, мифологии, фольклоре, искусстве. Вследствие этого одним из надежных способов исследования культурного кода определенного сообщества людей можно считать изучение художественного творчества, которое выступает совокупным результатом человеческой деятельности, связанным с духовно-практическим освоением мира, и имеет символическую природу.

А.П. Садохин в своих исследованиях отмечает, что «способность человека к художественному творчеству основывается на процессе чувственного восприятия действительности и непосредственно-эмоциональном отношении к ней, что выражается в переживаниях (восхищении, отвращении, сочувствии, сострадании и т. п.) и принципиально отличается от всех других форм постижения реальности. Своеобразие художественной культуры связано с субъективно-личностным воспроизведением действительности в художественных образах» [4, с. 168]. Творец, чутко наблюдая действительность, в художественном образе выражает самую сущность интересующих его феноменов и явлений, постижение которых происходит посредством основных компонентов художественного восприятия: сопереживания и сотворчества.

Итак, художественный образ представляется нерасторжимым единством субъективного и объективного аспектов, в котором посредством анализа субъективного преломления объективной реальности возможно исследование культурных кодов определенного сообщества в ментальных установках художника - их носителя и транслятора.

Огромным эвристическим потенциалом в анализе культурных кодов телесности обладают живопись и скульптура, относящиеся, помимо прочего, к изобразительному искусству. Основу изобразительного искусства составляет целостный образ предметного мира, в том числе и самого человека. Художественное произведение здесь воспроизводит визуально воспринимаемые характеристики реального мира: пространство, цвет, объем, форму. Язык изобразительного искусства не нацелен на раскрытие художественного образа во времени, однако это предопределяет важнейшую особенность - детальную проработку фиксированного образа благодаря возможности «остановить мгновение».

Живопись по сути своей представляет нанесение некоего изображения на ровную поверхность (холст, бумагу, шелк, камень, стену, деревянную доску) с помощью порошкообразных красителей (органических, минеральных, синтетических), разведенных «связующим веществом» (водой, яичным желтком, маслом). Данная специфика техники - работа с цветом - во многом позволяет визуально, всесторонне, полно и ярко отразить действительность, идеалы и общественные настроения, человека в его духовной и телесной ипостасях.

Техника скульптуры предполагает создание трехмерных форм, размещенных в реальном пространстве. Основным объектом изображения в скульптуре традиционно является человеческое лицо и тело, поэтому все общественные нормы и ценности, установки и устремления раскрываются именно посредством отображения человека.

Таким образом, художественное творчество - объективированный результат человеческой деятельности - представляется надежным источником достоверной, детальной реконструкции культурных кодов телесности. Изобразительное искусство, в силу своей природы, предполагает создание «застывшего во времени» наглядного образа, что дает особую возможность для его детального анализа. В исследовании телесных кодов в ряду прочих изобразительных искусств следует особенно подчеркнуть возможности живописи и скульптуры. Живопись стремится к конкретности, позволяет, как ни один другой вид искусства, передать визуально, со всей полнотой человеческие образы, тем самым делая их наглядными и доступными для подробного анализа. Скульптурные изображения представляют собой трехмерные формы, а значит, способны максимально реалистично передавать специфику человеческой телесности.

Ссылки:

1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008. 944 с.

2. Тело [Электронный ресурс] // Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhe-gov.org/words/35604.shtml (дата обращения: 25.03.2015).

3. Меркулова Н.Г. Культурные коды пространства тела: теоретические основания исследования // Человек в мире культуры: культурное описание территории : материалы X Междунар. филос.-культурол. симп. (16-17 апреля 2015 г.). Рязань, 2015. С. 148-151.

4. Садохин А.П. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие для вузов. М., 2004.

References:

1. Krysin, LP 2008, Explanatory Dictionary of foreign words, Moscow, 944 p.

2. 'Body' 2015, Ozhegov's Dictionary. Explanatory Dictionary of the Russian language, retrieved 25 March 2015, <http://www.ozhegov.org/words/35604.shtml>.

3. Merkulova, NG 2015, 'Cultural codes body space: theoretical research base', Man in the world of culture: cultural description of the territory: Materials X Intern. Symp. (April 16-17, 2015), Ryazan, p. 148-151.

4. Sadokhin, AP 2004, Cultural Studies. Theory of Culture: Textbook, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.