изобразительному искусству, способствова- лял пример высокой взыскательности к себе, ли повышению познавательных устремлений к своему творчеству, к искусству, которому студентов. Он, сам того и не подозревая, яв- служил верой и правдой.
Примечание
1. Йейтс Ф. Искусство памяти. Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. 479, [1] с. ил.
2. койчуева З. к. Этнические и нравственные составляющие изобразительного искусства Карачаево-Черкесии : монография / Министерство образования и науки Российской Федерации, Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У. Д. Алиева. Карачаевск : Изд-во Карачаево-Черкесского гос. ун-та им. У. Д. Алиева, 2011. 297 с. ил., портр.
3. Муртазов н. М. Каталог выставки, посвящённой 60-летию со дня рождения / авт. вст. ст. Л. Н. Тараненко. Карачаевск, 1997. 17 с.
4. Природа в картинах русских художников в разные времена года [Электронный ресурс]. URL: Шр://сезоны-года.рф/картины%20природы.Ьгш1
References
1. Yates Frances A. the art of memory. London, The University of Chicago Press Routledge and Kegan Paul Ltd, 1966 (Rus. ed.: Yeits F. Iskusstvo pamyati [Memory art]. St. Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., 1997. 480 p.)
2. Koychueva Z. K. Etnicheskie i nravstvennye sostavliaiushchie izobraziteïnogo iskusstva Karachaevo-cherkesii [Ethnic and moral components of the fine arts ofKarachay-Oherkessia]. Karachayevsk, Publishing house of Karachay-Cherkessia state University named U. D. Aliyev, 2011. 297 p.
3. Murtazov N. M. Katalog vystavki, posvyashchennoy 60-letiyu so dnya rozhdeniya [exhibition catalog, devoted to the 60 anniversary since birth]. Karachayevsk, 1997. 17 p.
4. Priroda v kartinakh russkikh khudozhnikov v raznye vremena goda [the nature in pictures of the Russian artists at various times years]. Available at: http://сезоны-года.рф/картины%20природы.htшl
Культурные коды русской керамики
РУБЕЖА ХХ—ХХ1 веков
удк 7.01:738 В. Ю. Николаев
Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова
В статье рассматриваются культурологические аспекты исследования русской керамики конца XX — начала XXI века как вида искусства и области концентрации художественных смыслов, типичных для отечественной культуры. Автор анализирует специфику работ ряда отечественных художников-керамистов, выявляет содержательно-смысловые, идейные основы их творчества, доказывает, что современная русская керамика отражает самобытный путь российской культуры и тенденции к сохранению её уникальных качеств. Любую эпоху проще всего понять именно через искусство, создаваемое в данный период, и через искусство становится яснее жизнь народа, создавшего и воспринимавшего его. При этом разнообразие жанров и направлений искусства делает каждое из них отражающим определённый срез культурной жизни народа, кодируя в себе специфические качества культуры, наиболее легко выразимые именно через данное направление или жанр.
ключевые слова: русская керамика, культура, искусство, культурология.
НИкоЛАЕВ Виктор ЮРЬЕВИЧ — старший преподаватель кафедры художественной керамики факультета монументально-декоративного и прикладного искусства Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, член Московского Союза художников (MOCX)
NIKOLAEV VICTOR YURYEVICH — senior teacher of Department of art ceramics, Faculty of monumental 284 and decorative art, Stroganov Moscow State Academy of Design and Applied Arts, The member of the Moscow
Union of Artists since
e-mail: [email protected] © Николаев В. Ю., 2015
^ Искусствознание 1
V. Yu. Nikolaev
Stroganov Moscow State Academy of Design and Applied Arts, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Volokalamskoe highway, 9, 125080, Moscow, Russian Federation
THE CULTURAL CODES OF RUSSIAN CERAMICS OF THE TURN OF XX-XXI CENTURIES
The article discusses the cultural aspects of the study of Russian ceramics of the late XX — early XXI century as an art form and area of concentration art meanings, typical for Russian culture. The author analyzes the specifics of the work of a number of domestic artists, identifies meaningful semantic, ideological basis of their creativity. It is proved that modern Russian ceramics reflects the original path of the Russian culture and the tendency to preserve its unique qualities. Any age is the easiest way to understand it is through art that is created in this period, and through art brightens the lives of the people who created and saw him. Thus, a variety of styles and genres of art makes each of them reflecting a certain slice of the cultural life of the people, by encoding in specific quality culture, the most easily expressible through this area or genre. Keywords: Russian ceramics, culture, art, cultural studies.
Искусство во все времена является той частью культуры, которая особенно ярко и интенсивно выражает характерные черты ментально-сти и эстетических приоритетов эпохи, концентрируя в себе многообразие художественно преломленных идей, нравственных приоритетов и образов, актуальных для создателей произведений искусства и публики. Любую эпоху проще всего понять именно через искусство, создаваемое в данный период, и через искусство становится яснее жизнь народа, создавшего и воспринимавшего его. При этом разнообразие жанров и направлений искусства делает каждое из них отражающим определённый срез культурной жизни народа, кодируя в себе специфические качества культуры, наиболее легко выразимые именно через данное направление или жанр.
Искусство является носителем традиционного культурного кода, ключом к пониманию данной культуры, дающим возможность наиболее полно и глубоко исследовать её через систему образов, заключённых в них смыслов, коннотаций и связей между искусством и социальной средой, создателями и воспринимающими сознаниями.
прикладное искусство является особенно показательным в культурологическом аспекте — в связи с тем, что оно интегрировано в быт, в повседневную культуру значительной части, если не всего, населения, при этом, ко-
нечно же, существует и элитарное прикладное искусство, и экспериментальные его направления, и специализированные сегменты, связанные с определёнными сферами жизни и деятельности, например с религиозными практиками. Всё, что окружает человека и выбирается им для включения в свою повседневность, тем самым уже репрезентирует его культурные особенности, формируя его эстетические качества и формируясь ими. Поэтому культурные коды прикладного искусства исключительно ёмко и многогранно демонстрируют культурно-эстетическую специфику эпохи.
Из всего многообразия форм прикладного искусства керамика функционально-бытового и декоративного назначения представляет собой наиболее богатое поле для исследований. Во-первых, сам материал, практически не подверженный влиянию времени, доносит до нас из глубины веков сведения о жизни людей далёкого прошлого, в связи с чем традиции изучения керамики сложились почти во всех школах этнографии, культурологии и искусствоведения, и преемственность развития керамики позволяет с минимальными историческими пробелами исследовать эволюцию культуры большинства народов. Во-вторых, утилитарность керамики позволяет ей нести в себе те культурные коды, которые далеко не соответствуют «высоким» институционализи-
рованным видам искусства, например живописи и музыке. Можно сказать, что керамика как вид прикладного искусства — это окно в живую жизнь этнической культуры.
Керамика — это особый вид искусства, связанный с производством изделий из обожжённой глины. К керамике относят предметы гончарного искусства, изразцы как особое направление, а также фарфоровые статуэтки и керамические панно. Продолжается научная дискуссия [1, 4], связанная с обоснованностью отнесения всех названных направлений к прикладному искусству, но то, что к нему относится большинство произведений керамики, не вызывает сомнений.
Культурные коды, образность и художественное значение керамики рассматривают в своих работах такие авторы, как Т. И. Дуль-кина, Р. Р. Мусина, А. К Чекалов, Б. И. Шрагин и многие другие [1, 3, 4, 5]. Они признают, что художники-керамисты могут решать сложные по духовному содержанию художественные задачи, и, как следствие, возникает необходимость глубокого анализа тенденций, направлений, традиций, особенностей, образности и символики отечественной керамики. Несмотря на то, что многие периоды развития отечественной керамики исследованы достаточно полно, современная российская керамика, её культурное значение и образное содержание во многом ещё не нашли соответствующего отражения в научной литературе.
образность отечественной керамики конца XX — начала XXI века сформировалась под непосредственным влиянием керамики эпохи модерн, а также под ощутимым воздействием традиций русского керамического искусства средневековья и нового времени. особенно ощутимо обращено к традициям былых эпох современное изразцовое искусство (работы А. Удальцовой, заведующей кафедрой керамики Московского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г Строганова, и её учеников — Н. Любимова, Е. Тарабина, С. Лебедева и др.). Так, Николай Любимов многие годы занимался реставрацией изразцовой керамики успенского
собора Новоиерусалимского кремля, а работы Евгения Тарабина украшают надвратную церковь Андреевского монастыря в Москве, также Тарабин восстанавливал знаменитый фриз «Павлинье око», подобный фризу Покровского собора в Измайлово.
Современные российские мастера обращаются к традициям изразцового убранства XVI—XVII веков, когда на Руси стали пользоваться популярностью керамические плиты с орнаментальным рельефным узором. одним из наследников русских мастеров-из-разечников XVII века сегодня справедливо считают Евгения Тарабина. Этот выдающийся современный мастер занимается реставрационными работами с 1985 года. Именно Тарабина называют «наследником Полубеса». Возрождением традиций русского изразцового искусства занимается и широко известный в Европе русский художник-керамист Вадим Сташкевич.
Новым витком творческого развития В. Сташкевича стало обращение к традициям русского изразцового искусства. Керамические работы В. Сташкевича глубоко мифологичны. Их образность и символика восходят к ключевым образам индоевропейской мифологии, таким как Древо Жизни, священные девы-птицы, небесные олени (лоси), символизирующие солнце, львы и др. Художник активно использует в своём творчестве и библейскую (евангельскую) символику, обращается к образно-символическим рядам русского изразцового искусства эпохи патриарха Никона.
Коллекции изразцов В. Сташкевича, выполненных и расписанных вручную в технике подглазурной эмали, основаны на древних традициях и символах. К примеру, изразцовый триптих «Золото старой Рязани» выполнен в технике XVII века, изразцовая композиция «древоцветы и Грифоны Георгия» выполнена по мотивам древнерусского белокаменного зодчества XIII века. Культовые и обереговые изображения XII века Киевской Руси в работе «Киевские Вилы — Русалки» выполнены в технике Скопинской керамики
^ Искусствознание
XIX века. «кирилловская мозаика» представляет собой свод символических изображений, основанных на традициях искусства Руси XII века.
Художник не только воссоздаёт старинные изразцы с изображением райских птиц, живой воды, одолень-травы, священных львов или Древа жизни, но и создаёт новые знаковые сюжеты с использованием символов древнерусского каменного зодчества и стилистики древнерусских княжеских украшений. В этом плане творчество В. Сташкевича не только глубоко символично и мифологично, но и эклектично в лучшем смысле этого слова, представляет собой «путешествие по временам и культурам».
Для художественного мира современной российской керамики характерно не только обращение к традициям и технологиям русского изразцового искусства XVII века, но и направленность на синтез керамики с архитектурой. Подобная направленность характерна для творчества выдающегося современного мастера-керамиста В. А. Малолеткова.
В своих керамических работах В. А. Малолетков обращается к культурам Индии и Греции, к древнегреческой и индийской мифологии. как справедливо считает художник, без использования духовных ценностей древних цивилизаций, в частности цивилизаций Греции и индии, современная культура обречена на гибель. Для того чтобы выразить пластическое совершенство мышления древних греков, В. А. Малолетков обратился к античным сосудам. Его керамика, выполненная в «эллинском стиле» и духе (так называемый «Греческий цикл»), воспроизводит основные черты древнегреческого керамического искусства и в то же время глубоко современна.
В. А. Малолетков, как представитель московской (строгановской) керамической школы, считает керамику единственным материалом, который позволяет решать в одном произведении проблемы формообразования, цвета, пространства, конструкции, художественности и мастерства, то есть все проблемы современного искусства. По мнению худож-
ника, керамика требует глубокого образного мышления, освоения всей палитры керамических материалов и современного синтетического подхода к материалу.
Одной из важнейших тенденций развития современного отечественного керамического искусства является возвращение к традициям храмовой керамики, в частности возобновление интереса к керамическим иконостасам. как известно, иконостас является неотъемлемой частью православного храма, важнейшим архитектурным и смысловым элементом его интерьера.
В конце XX века русские художники при оформлении православных храмов вновь обратились к традициям XVII века. Во многих храмах русских городов появились (или были отреставрированы) керамические иконостасы. На сегодня фаянсовые и фарфоровые иконостасы снова стали органичным элементом храмовой эстетики. Появление фаянсовых и фарфоровых иконостасов позволило мастерам внести в обустройство православного храма современные технологии.
Можно сказать, что керамическое отечественное искусство современности представляет собой «путешествие по временам и культурам», когда художественные достижения каждой эпохи осмыслены и обыграны в духе эклектичной, по сути, эстетики постмодернизма. Постмодернизм представляет собой не только культурную парадигму и художественную школу, но и умонастроение, основанное на рефлексии и тотальном пересмотре унаследованных от предшествующих художественных школ ценностей. В постмодернистских произведениях искусства художник играет со зрителем в спонтанные игры, мистифицирует его, кодирует информацию с помощью образов, символов и мотивов, присущих различным художественным системам и эпохам.
Для постмодернизма как культурной парадигмы и художественной школы характерно обращение к эстетике и художественному миру различных эпох, обыгрывание и смешение различных художественных стилей. Совре-
менные российские керамисты соединяют в своих работах эстетику керамического искусства XVII века с творческими достижениями эпохи модерн и русского авангарда.
В причудливом и эклектичном мире постмодернистской керамики молено услышать голоса мастеров былых эпох, ощутить художественные стили прошлого. Однако соединение, причудливое смешение этих художественных стилей прошлого остаётся, тем не менее, вполне современным. В этом современном обрамлении и обыгрывании эстетики различных художественных школ и состоит творческая манера постмодернизма,
характерная для современной отечественной керамики.
Таким образом, можно утверждать, что культурные коды русской керамики конца XX — начала XXI века отражают стремление данного вида искусства к переосмыслению культурного наследия предшествующих эпох, к синтезу накопленных смыслов и возрождению традиционных основ отечественного керамического искусства. данное направление искусства полно и многогранно отражает самобытный путь российской культуры и тенденции к сохранению её специфичных черт и уникальных качеств.
Примечания
1. Дулькина Т. И. Русский стиль в строгановской керамике. Москва : Среди коллекционеров, 2013. 239 с.
2. Малолетков В. А. Основные этапы развития российской декоративной керамики последней трети XX века : дис. на соиск. учен. степ. кандидата искусствоведения : 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура / Малолетков Валерий Александрович ; Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова. Москва, 2006. 272 с.
3. Мусина Р. Р. Традиционная отечественная керамика. Особенности развития, художественное своеобразие (вторая половина XIX века — 1980-е годы) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора искусствоведения : 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура / Мусина Раиля Рифгатовна ; Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. Москва, 2012. 56 с.
4. Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. Москва : Академия художеств СССР, 1962. 67 с., [2] л. ил.
5. Шрагин Б. И. О декоративно-прикладном искусстве. Москва : Знание, 1963. 48 с. (Народный университет культуры. Факультет литературы и искусства. № 8).
References
1. Dul'kina T. I. Russkiy stil v stroganovskoy keramike [Russian style at the Stroganov school of ceramics]. Moscow, Sredi kolleltsionerov Publ. [Among collectors Publ.], 2013. 239 p.
2. Maloletkov V. A. Osnovnye etapy razvitiya rossiyskoy dekorativnoy keramiki posledney treti XX veka. Diss, kand. iskusstv. [The Basic stages of development of the Russian decorative ceramics last third of the XX century. Cand. history of arts sci. diss.]. Moscow, 2006. 272 p.
3. Musina R. R. Traditsionnaya otechestvennaya keramika. Osobennosti razvitiya, khudozhestvennoe svoeobrazie (vtoraya polovina XIX veka). Avtoreferat diss. dok. iskusstv. [Traditional domestic ceramics. Features of the development, artistic originality (the second half of the XIX century). Synopsis Dr. history of arts sci. diss.]. Moscow, 2012. 56 p.
4. Chekalov A. K. Osnovy ponimaniya dekorativno-prikladnogo iskusstva [Basic understanding of decorative art]. Moscow, Publishing house of the Academy of Arts of the USSR, 1962. 67 p.
5. Shragin B. I. O dekorativno-prikladnom iskusstve [About decorative art]. Moscow, Znanie Publ., 1963. 48 p.