Научная статья на тему 'Культурные интересы человека'

Культурные интересы человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3008
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / CULTURAL INTERESTS / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / SOCIAL INTERESTS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ПРОГРЕСС / PROGRESS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СОЦИАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Флиер Андрей Яковлевич

Статья посвящена исследованию феномена культурных интересов человека, их сущности, структуры, генезиса, исторического развития и обоснованию их абсолютной социальной обусловленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL INTERESTS OF THE PERSON

Article is devoted to research of a phenomenon of cultural interests of the person, their essence, structure, genesis, historical development and justification of their absolute social conditionality.

Текст научной работы на тему «Культурные интересы человека»

К УЛЬТУРНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА

УДК 008:130.2 А. Я. Фл ие р

Российский институт культурологии

Статья посвящена исследованию феномена культурных интересов человека, их сущности, структуры, генезиса, исторического развития и обоснованию их абсолютной социальной обусловленности.

Ключевые слова: культурные интересы, социальные интересы, традиции, прогресс, общество, социальное и культурное развитие.

A. Ya. Flier

Russian institute of cultural science

CULTURAL INTERESTS OF THE PERSON

Article is devoted to research of a phenomenon of cultural interests of the person, their essence, structure, genesis, historical development and justification of their absolute social conditionality.

Keywords: cultural interests, social interests, traditions, progress, society, social and cultural development.

Культурные интересы людей выделяются из перечня иных интересов прежде всего тем, что они не являются прагматическими. При удовлетворении своих культурных интересов человек не получает никакой экономической или социально-статусной выгоды. Разумеется, речь не идет о деятелях культуры, профессиональная работа которых связана с получением материального или статусного вознаграждения. Это чисто профессиональная ситуация. Но у человека, не работающего в сфере культуры, культурные интересы обусловлены в первую очередь его ценностными ориентациями на определённые модели организации, обеспечения и манифестации порядков социальной жизни. Другими словами, культурный интерес — это главным образом эмоциональное стремление человека к определённому социальному и нравственному порядку, выраженному в какой-то практической и образно-

символической форме [1, с. 11]. Как правило, этот желательный порядок, в той или иной мере, удовлетворяет и интеллектуальные запросы индивида.

При этом культурные интересы нужно чётко отличать от интересов идеологических. Идеологические интересы тоже представляют собой стремление к определённому социальному порядку, апеллирующему к дихотомии «справедливое/несправедливое» и основанному на идеальном представлении о социальной справедливости и наиболее приемлемых формах её поддержания [15]. В отличие от идеологии, культурные интересы основываются на дихотомии «привычное/непривычное» и определяют предпочтения «правильного» социального устроения и форм его символизации соображениями прежде всего традиционности этих порядков, их укоренённости в исторической практике данного народа. Это исто-

12

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 12-19

рически наиболее распространённый вариант культурных интересов членов социальных сообществ. Но в последние века получил распространение и другой вариант культурных интересов, который, напротив, связан со стремлением к преодолению традиции, с творческой новацией, с развитием в устроении социального бытия и его символизации, то есть идеализирует непривычное [10].

Таким образом, культура и социальный запрос на неё, выраженный в культурных интересах людей, воплощаются в двух диаметрально противоположных проявлениях — традиции и новации, укоренённости и оригинальности. Так было не всегда. В архаической древности «нормальной» и социально предпочитаемой была культура традиционная, освящённая вековой практикой и религиозными нормами, а культурная оригинальность преследовалась как ересь. Исторический приоритет традиции над новацией позволяет говорить о ней как об основе культурных интересов людей и их предпочтении культурно привычного новому, непривычному, пусть даже более справедливому [6]. Однако в европейской культуре Нового времени в эпоху Возрождения зародилась сначала определённая терпимость к оригинальному, не вполне соответствующему традиционным канонам, потом в XVII—XVIII веках появилась мода на оригинальное, а начиная со второй половины XIX века, оригинальное в культуре превратилось в норму, постепенно вытесняя традиционное на обочину массового культурного спроса. В ХХ веке это ярче всего выразилось в художественных направлениях и вкусах общества (нефигуративная живопись, немелодичная, а затем и атональная музыка, модерн-балет, преодоление ордера в архитектуре и пр.), но и в иных проявлениях культуры — социально-бытовой, статусно-репрезентативной и др., тоже получило отражение. Впрочем, в разных социальных слоях населения отношение к этому вопросу весьма различалось, а и порой становилось и диаметрально противоположным. Об этом мы поговорим в конце статьи.

Типологически культурные интересы можно разделить на несколько основных составляющих:

• социокультурные интересы, возникающие в процессе разделения людей, устойчиво и системно осуществляющих определённую деятельность, на разные профессии (специальности) и социально-деятельностные общности (сословия, классы) и отражающие дифференцированные представления о порядках социального устройства жизни как самих специализированных групп, так и разных иерархических страт внутри каждой группы, а также их символические манифестации;

• этнокультурные интересы, возникающие в процессе разделения человечества на разные этнические общности и отражающие своеобразие исторически сложившихся привычек разных этносов (их культурных традиций) к определённым порядкам социального поведения (обычаям), нормативного сознания (верованиям и нравам) и соседской коммуникации (языкам и символическим ритуалам), а также их символические манифестации;

• культурно-политические интересы, возникающие в процессе образования территориальных социальных общностей с централизованным иерархическим управлением (государств) и отражающие исторически сложившиеся порядки властно-подданнических отношений и иерархическое построение управленческих инстанций и стру-кур в этих государствах, а также их символические манифестации;

• культурно-религиозные интересы, возникающие в процессе сложения и существования религиозных общностей (конфессий, деноминаций, сект и пр.) и отражающие исторически сформировавшиеся правила осуществления богослужебных и иных культовых процедур, порядков нормативных образов жизни священнослужителей и верующих, организации религиозных праздников и запретов и т.п. в рамках той или иной религиозной общности, а также нормы символического манифестирования этих правил и

порядков;

• этические интересы, отражающие приоритетные в том или ином сообществе в ту или иную эпоху нормы нравственного упорядочивания и ритуального сопровождения процедур социального взаимодействия и коммуницирования;

• эстетические интересы, отражающие приоритетные в том или ином сообществе в ту или иную эпоху нормативные представления о прекрасном и предпочитаемые формы его изображения и выражения [подробней об этом см.: 16].

Обобщая, можно сказать, что культурные интересы, с точки зрения определения их роли в жизни индивида, представляют собой особую форму репрезентации суммы социальных обстоятельств, в которых существует человек, его принадлежности к какому-то определённому народу и религии, его места на социальной иерархической лестнице, его основных социальных функций и ролей и т.п. Речь идет как о предпочитаемых человеком формах репрезентации господствующих социальных порядков, так и о репрезентации самого человека в контексте этих порядков, его самоидентификации по отношению к ним [об этом см.: 4]. Особенность этой репрезентации заключается в том, что социальные обстоятельства, определяющие наиболее общие экзистенциальные условия существования человека, концентрируются в данном случае в его социальном сознании, в системе его ценностных ориентаций, предпочтений им определённых принципов и порядков организации жизни, а также их символических манифестаций.

В этой системе предпочтений сложно провести чёткое разграничение между социальными и культурными интересами человека. Скорее речь может идти об определённых акцентах на практико-организационной стороне дела в случае социальных интересов и на формах символизации этих порядков — в случае с культурными интересами. Культурные интересы можно определить как пристрастие к определённым символическим манифестациям актуальных соци-

альных интересов человека [об этом см. также: 3].

Хотя культурные интересы каждого отдельного человека в той или иной мере индивидуальны, в любом локальном сообществе всегда можно выделить некоторый пласт культурных интересов, статистически преобладающих у большинства населения. другими словами, имеются основания говорить о доминантных культурных интересах сообщества. Конечно, эти доминантные культурные интересы от одной исторической эпохи к другой меняются, в самой существенной мере зависят от композиции социальных составляющих рассматриваемого сообщества и положения в нем тех или иных социальных страт.

Способы удовлетворения культурных интересов как всего сообщества, так и отдельных его членов преимущественно (в своём наибольшем практическом распространении) сводятся к:

1) символической деятельности;

2) образованию;

3) культурно обусловленному изменению некоторых параметров человеческого тела.

Хотя, в принципе, имеют место и некоторые другие формы удовлетворения культурных интересов, но они являются в большей или меньшей мере экзотическими и встречаются редко. Здесь будут рассмотрены основные формы.

I. Символическая деятельность заключается:

1) в производстве продуктов, имеющих высокое символическое значение и используемых не в утилитарных, а преимущественно в символических целях;

2) в участии людей в ритуализованных процедурах, преследующих в основном символические цели;

3) в придании человеком своему внешнему виду черт, имеющих символическое значение;

4) в насыщении повседневного социального поведения человека разными ритуа-лизованными действиями, способствующими поддержанию конструктивного харак-

тера социальных взаимодействий и коммуникаций;

5) в пассивном приобщении людей к символической продукции и процедурам посредством их наблюдения, чтения и слушания.

Символическая деятельность в целом структурируется на:

1) производство интеллектуальной символической продукции в форме вербальных текстов в жанрах:

• философии;

• богословия;

• гуманитарных наук;

• публицистики и др.;

2) производство художественной продукции в формах:

• вербальных, символико-образные свойства которых формируются словами в устной или письменной формах (художественная литература и драматургия, фольклор);

• визуальных, символико-образные свойства которых создаются посредством изображения объектов или объёмных их воплощений (живопись и графика, скульптура, архитектура, фотоискусство);

• звуковых, символико-образные свойства которых формируются посредством тонально, ритмически, гармонически и мелодически организованных звуков (музыка);

• пластических, символико-образные свойства которых создаются посредством особым образом организованных телодвижений (сценическая хореография, ритуальные и бытовые танцы, пантомима);

• комплексных, символико-образные свойства которых формируются посредством выстраивания сюжетного действия с одновременным использованием всех или некоторых из перечисленных выше средств образного творчества (драматический театр, опера, кино);

3) религиозная практика, включающая:

• религиозные или мифологические верования и соответствующим образом ориентированное сознание верующих;

• культовые процедуры, осуществляемые по канонизированным сценариям (богослу-

жения, мистические и магические ритуалы, моления, празднования, паломничество и др.);

• особые черты образа жизни священнослужителей, монашествующих и паствы, организованные и ограниченные в соответствии с религиозными предписаниями;

4) этнические, социальные и политические ритуалы, манифестирующие ту или иную обоснованность практикуемых социальных порядков, в числе которых можно перечислить:

• этнографические ритуалы (календарные, семейные, мистико-магические и др.);

• социально-бытовые ритуалы (свадьбы, деторождения, похороны, юбилеи, празднования частных и общественных событий и т.п.);

• социально-коммуникативные ритуалы (этикетные формы поведения и общения, демонстрирующие уважение к объекту взаимодействия, правила гостеприимства, одаривания, проявления внимания и пр.);

• военно-политические ритуалы (парады, коронования, инаугурации, государственные праздники и пр.);

• служебную политическую символику (гербы, флаги, печати, эмблемы и пр.);

5) символизация социального статуса во внешнем имидже человека:

• мода (на одежду, причёску, раскраску лица и тела, символические предметы в руках и пр.);

• знаки должностного различия (в одежде, на голове, в руках и пр.);

• наградные знаки (ордена, медали и пр.),

• знаки принадлежности к каким-то структурам и институциям, униформа, статусные одеяния (монархические, культовые и др.);

• ювелирные украшения и т.п. [см. об этом также: 13].

II. Образование как средство удовлетворения культурных интересов человека включает:

1) общее образование:

• общее среднее образование, которое в том числе формирует гуманитарную эруди-

цию учащихся, знакомит их с основными вехами национальной и мировой истории, некоторыми классическими произведениями литературы, архитектуры, изобразительного искусства, основами религии и какого-то иностранного языка, даёт общие представления о формах и характере общественных структур;

• общеобразовательный компонент специального образования, который, во-первых, углубляет гуманитарную эрудицию, обретённую в ходе получения среднего образования, и, во-вторых, формирует у учащихся общие представления о философии, актуальных социальных и экономических теориях;

2) специальное образование, в числе направлений которого удовлетворению культурных интересов служат:

• философское образование;

• художественное образование (специализированное по основным видам искусства: литературное, архитектурное, музыкальное, театральное, хореографическое, кинематографическое, собственно художественное по изобразительным искусствам);

• гуманитарное образование (историческое, культурологическое, археологическое, этнографическое, искусствоведческое, филологическое и др.);

• общественно-научное образование (экономическое, юридическое, политологическое, социологическое и др.);

• лингвистическое образование;

• религиозное образование.

III. Символическая регуляция форм тела или некоторых органов:

1) намеренные изменения формы некоторых частей тела в детском возрасте (удлинение черепа, препятствование росту кистей рук и ступней ног, ритуальное раскармливание ребёнка и пр.);

2) ритуальные операции на половых органах (обрезание);

3) пластические операции на лице и теле с целью повышения сексуальной привлекательности индивида или маскировки каких-либо врождённых или приобретённых уродств;

4) спортивное или трофическое изменение фигуры с целью повышения сексуальной и общей эстетической привлекательности человека (культуризм, аэробика, фитнес, клинически обоснованное похудение и невралгическая анорексия и пр.).

Разумеется, этим перечнем не исчерпываются все известные в социальной практике способы удовлетворения культурных интересов людей, но здесь приведены основные способы, имеющие повсеместное распространение.

Безусловно, б ольшую активность в реализации своих культурных интересов проявляют люди, более глубоко инкультуриро-ванные. другое дело, что параметры такой инкультурированности могут быть самыми различными — от большей опытности в тонкостях этнического обряда до более масштабного знакомства с искусством и литературой. Первобытные кроманьонцы или средневековые крестьяне были не менее культурными людьми, чем современные городские интеллектуалы. Но они принадлежали к другим культурам, воплощавшим другие социальные порядки, хотя уровень углублённости в соответствующие культурные нормы у перечисленных персонажей относительно сопоставим.

Культурные потребности представляются частью культурных интересов, в удовлетворении которых человек наиболее заинтересован. Если удовлетворение культурных интересов приносит человеку удовольствие, то неудовлетворённость культурных потребностей создаёт у него ощущение психологического дискомфорта. Понятно, что у разных людей, и особенно представителей разных социальных и этнических групп, композиция культурных интересов и потребностей более или менее специфична.

Представляется необходимым провести хотя бы краткий обзор исторической и социальной динамики культурных интересов для того, чтобы лучше понять их историческое происхождение и развитие.

По всей видимости, главным признаком появления культурных интересов у челове-

ка следует считать возникновение в человеческой практике особой символической деятельности, наиболее определённо обеспечивающей удовлетворение этих интересов. В таком случае нужно отметить, что культурные интересы появились ещё на стадии антропогенеза у неандертальцев, которым принадлежат наиболее ранние артефакты преднамеренных захоронений (и даже украшений могил) [7] и наскальных изображений (поначалу не фигуративных, а совершенно условных, сигнальных) [8]. Впрочем, современные исследования биологов и этологов обнаруживают некоторые признаки прото-культурных проявлений в поведении и человекообразных обезьян [5]. На верхнепалеолитическом этапе человеческой истории символическая деятельность превратилась уже в весьма значимый компонент социального существования родовых общин [14].

Причины рождения культурных интересов и обеспечивающей их символической деятельности, на мой взгляд, нужно усматривать в усложнении социальных интересов и взаимодействий человеческих предков в процессе антропогенеза. Ранняя символическая деятельность по своей тематике была определённо связана с проблемами пропитания (прежде всего, охоты) и биологического воспроизводства (репродукции) общины, видимо поддерживая какую-то психологическую мотивацию реализации этих потребностей уже не столько на индивидуальном, сколько на социальном уровне интересов. В целом, культурные интересы можно определить как определённый этап в развитии витальных интересов человека, реализация которых вышла за рамки его индивидуальной практики и стала задачей социального уровня, реализуемой только в процессе социального взаимодействия. Питание и размножение стали не просто индивидуальной естественной потребностью индивида, но задачами социального сохранения и воспроизводства общины. Понятно, что в основе всего этого лежали социальные интересы члена общины, но психологический аспект решения этих социальных задач обеспечи-

вался средствами культуры [подробнее об этом см.: 12].

На аграрной стадии исторического развития (рабовладельческая и феодальная формации в знакомой нам марксисткой периодизации истории) начались активная дифференциация специализированных сфер деятельности и социальное размежевание общества на сословия (землевладельцев, духовенства, свободных крестьян, рабов, а также городских ремесленников и торговцев). Соответствующим образом произошла и дифференциация культурных интересов населения. Показательно, что средства обеспечения некоторых культурных интересов (например, образование, внешняя репрезентация социального статуса и др.) оказались доступными (и разрешёнными) только высшим сословиям (землевладельцам и духовенству), а некоторые другие (религия, художественная деятельность, обычаи) практиковались всеми сословиями, но, как правило, в характерных сословных формах, существенно различавшихся между собой. Важной особенностью дифференцированных культурных интересов на этом этапе истории была их очевидная привязанность к социально-экономическим интересам, специфичным для каждого сословия, а объединяющим фактором служила религия [2].

В индустриальную эпоху, начало которой в Европе принято определять с рубежа XV— XVI веков, ситуация с культурными интересами заметно изменилась. Теперь главным основанием дифференциации этих интересов стало не сословное размежевание, а индивидуальная конкурентоспособность каждого деятеля на рынке его профессиональной практики. Конечно, эта перемена произошла не сразу, а постепенно, но уже к XIX веку такой поворот общей социальной ситуации стал очевиден [подробнее об этом см.: 9]. И наиболее выраженной формой такого размежевания культурных интересов стало отношение к новации и традиции.

Высококонкурентоспособная часть социально активного населения, как правило, ориентирована на прогрессивное обще-

ственное и культурное развитие, на новацию, на перманентную модернизацию, на снижение национальной ограниченности в порядках социальной жизни, поскольку это отвечает ее профессиональным интересам, позволяет более полно и эффективно реализовать её способности к продуктивной деятельности. Напротив, неконкурентоспособная (или низкоконкурентоспособная) часть населения упорно держится за поддержание традиций в актуальной социальной и культурной практике, за сохранение и даже усиление национальной и религиозной обусловленности социальной жизни и деятельности, поскольку именно в ситуации консервативного застоя её неконкурентоспособность не играет существенной роли и не влияет на её социальный статус. В культурных интересах сложилось определённое противостояние прогрессистов, которым выгодно развитие, и консерваторов (традиционалистов), которым выгодна стабилизация. Сегодня на переходе к постиндустриальной стадии развития это особенно наглядно выражается в соперничестве социально-политических стратегий организации жизни общества, но за политическими декларациями кроется совершенно определённая направленность культурных интересов.

Таким образом, можно заключить, что культурные интересы представляют собой определённую форму социальных интересов, основная (исторически самая ранняя) социальная функция которых связана со стимуляцией индивидуального сознания людей к развитию в направлении его социали-

зации, трансформации в индивидуализированную форму социального сознания. Этим психологически обеспечивалась органическая интеграция индивидуальных жизненных интенций отдельного человека в коллективные порядки социальной жизнедеятельности общества. На первобытной стадии исторического развития это касалось, в основном, пищедобывающей и репродуктивной активности индивида (мотивация служения человека обществу и его интересам). На аграрной стадии актуальность такого стимулирования была связана в первую очередь с поддержанием сословных порядков организации социальной жизни (мотивация подчинения человека обществу и его властным иерархиям). На индустриальной стадии основной функцией культурных интересов стала стимуляция индивида к активному участию в процессах социально-экономического и культурного развития (мотивация заинтересованности человека в общественном прогрессе и инициативного участия в этой деятельности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формально культурные интересы обращены на различные аспекты символической манифестации актуальных для человека ценностей (прежде всего, этических и эстетических). Но, фактически, речь идет о базовых принципах социального устроения жизни и путей общественного развития, о принципиальном отношении человека к этим проблемам и выборе собственной социальной роли в этом контексте.

А, кажется, что все начинается с восхищения живописью Рафаэля...

Примечания

1. Астафьева О. Н. Теория самоорганизации как концептуальное основание культурной политики: проблемы теоретической культурологии // Вопросы культурологии. 2006. № 12.

2. Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. Москва : Наука, Восточная литература, 1994.

3. Костина А. В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. Москва : УРСС, 2009.

4. Малыгина И. В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности. Москва : МГУКИ, 2002.

5. Марков А. В. Красота как индикатор приспособленности // Политру. 27 августа 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2012/08/27/ss20_markov2/. Дата доступа: 27.08.2012.

6. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография, 1982. № 2.

7. окладников а. П. Утро искусства. Ленинград : Искусство, 1967.

8. столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. Москва : Искусство, 1985.

9. Флиер а. Я. Будущее возврату не подлежит (о перспективах развития традиционной культуры) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2010. № 1. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/ journals/&j_id=2. Дата доступа: 21.04.2010.

10. Флиер А. Я. Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. 2011. № 5.

11. Флиер А. Я. Наброски к построению социокультурной картины мира в границах культурологии // Обсерватория культуры. 2012. № 4.

12. Флиер А. Я. Очерки теории исторической динамики культуры. Москва : Согласие, 2012.

13. Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2Z Flier_Cultural-Milieu/. Дата обращения 8.05.2013.

14. Шер Я. А., Вишняцкий Л. Б., Бледнова Н. С. Происхождение знакового поведения. Москва : Научный мир, 2004.

15. Rawls, John. A Theory of Justice. Harvard: Harvard University Press, 1971 (Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета, 1995).

16. Izard, Carroll E. The Psychology of Emotions. N.-Y. and London : Plenum Press, 1991 (Изард К. Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург : Питер, 1999).

УДК 008:316.33/.35 В. А. Тихонова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается процесс формирования массовой культуры, осмысление её феномена различными представителями научной мысли. фиксируется наличие противоположных представлений о сущности понятия «массовая культура» в зависимости от различных оценок теории глобализации. Содержатся предположения о всё большем наполнении понятия «массовая культура» ценностными, нравственно-гуманистическими идеалами по мере развития коммуникативно-информационного пространства современного глобализирующегося мира.

Ключевые слова: феномен массовой культуры, элитарная культура, глобализация, система массовой коммуникации, социокультурная динамика, духовные ценности.

The article deals with the process of mass culture forming, understanding of its phenomenon by different representatives of scientific thoughts. One fixes the presence of opposite estimations of the essence of the concept of "mass culture" depending on different estimation trends of the globalization theory. The article contains assumptions of the growing filling of the concept "mass culture" by value and humanistic ideals with the development of communicative informational space of the modern globalizing world.

Keywords: the "mass culture" phenomenon, elitist culture, globalization, the system of mass communication, socio-cultural dynamics, spiritual values.

АССОВАЯ КУЛЬТУРА: К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ

V. A. Tikhonova

Moscow State University of Culture and Arts

MASS CULTURE: TOWARDS THE ESSENCE OF THE CONCEPT

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 19-22

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.