Научная статья на тему 'Культурные горизонты творчества Д. И. Менделеева (к 170-летию со дня рождения)'

Культурные горизонты творчества Д. И. Менделеева (к 170-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
641
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дергачева Ирина Николаевна

В статье поставлена проблема роли личности ученого и гуманиста — Дмитрия Ивановича Менделеева в истории развития науки, культуры и цивилизации. Отмечен вклад ученого в естественные и гуманитарные науки. Проведен анализ трудов Менделеева. Выявлены особенности научного творчества ученого: философского метода и мировоззрения. Отмечены особенности культуры труда и мышления ученого. Раскрыта роль Менделеева и его научного творчества в становлении промышленности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные горизонты творчества Д. И. Менделеева (к 170-летию со дня рождения)»

ЮБИЛЕИ

И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

УДК 372.854 и. Н. ДЕРГАЧЕВА

Омский государственный институт сервиса

КУЛЬТУРНЫЕ ГОРИЗОНТЫ ТВОРЧЕСТВА Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

(К 170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В статье поставлена проблема роли личности ученого и гуманиста — Дмитрия Ивановича Менделеева в истории развития науки, культуры и цивилизации. Отмечен вклад ученого в естественные и гуманитарные науки. Проведен анализ трудов Менделеева. Выявлены особенности научного творчества ученого: философского метода и мировоззрения. Отмечены особенности культуры труда и мышления ученого. Раскрыта роль Менделеева и его научного творчества в становлении промышленности России.

Я люблю свою страну, как мать, а свою науку -как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств.

Д. И. Менделеев

Актуальной в настоящее время является проблема соотношения личности и культуры. Способна ли культура формировать нового типа человека? Удовлетворены ли мы сейчас конкретным состоянием культуры и человека? Будет ли культурное воскрешение мира? Вряд ли на эти вопросы можно ответить

утвердительно. Практика истории и вся наша жизнь показывают, что взаимоотношения культуры и человека комплексны и сложны. Является очевидным, что благодаря культуре человек может подняться до уровня сознательного и свободного творца истории, целостной и гармонично развитой личности, например, личности ученого. Мы не претендуем на исчерпывающее освещение понятия «культура». Мы расцениваем рассмотрение данного вопроса, потому как видим в нем постановку некоторых философских вопросов современного естествознания, в частности, индивидуальная картина мира Д.И. Менделеева, его научное творчество, философский анализ научного метода и стиля ученого и т.д.

Менделеев принадлежит к числу тех замечательных естествоиспытателей 2-й половины XIX века, труды которых и в настоящее время играют исключительно важную роль в развитии науки, позволяющие обратить взгляд не только на культурную среду его эпохи, но и на него самого как на индивидуальность с собственной культурой труда, мышления и чувств.

С философской точки зрения культура — это способ деятельности человека по овладению миром; определенный тип человеческой деятельности [3]. Очевидна связь понятий: «личность — деятельность — культура». Личность связана с культурой многообразными связями. Воплощая в культуре свои способности, умения, свои творческие силы, творец (субъект культуры) находит в ней тот необходимый мате-щал, который служит ему для дальнейшего совершенствования и развития его личности.

Селеменев С. отмечает, что человек есть то, с чем он отождествляет себя в культуре, что он берет, усваивает в ней, превращает в свое собственное внутреннее достояние. Культура создается благодаря творческой деятельности человека [14].

Джонс Дж. добавляет: «Более основное понятие творчества состоит в том, что оно способно изменить взгляд человека на вещи и на самого себя настолько, что он попытается сделать нечто, ранее казавшееся ему выходящим за пределы возможного».

Опираясь на исторический (деятельный) подход в определении понятия «культура» [3, 5, 6, 12], следует подчеркнуть, что культура не может быть понята, если ее рассматривать вне истории, абстрактно, обращая внимание только лишь на личность. Личность живет и действует в определенную историческую эпоху, в условиях данной культурной среды.

Гуревич П.С. полагает, что культурная среда — это наличная историческая реальность. Это понятие связано, по мнению Дюмона Ф., с понятием «культурный горизонт», под которым понимается культурное творчество (например, образ идеального мира и т.д.) [3].

Каков культурный горизонт, культурное творчество ученого? Остановимся на этом более подробно.

Творчество ученого несет на себе отпечаток его культурной принадлежности, подобно творчеству поэта. Так, А, Блок пишет [2]:

Нам внятно все: и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений.

Эта острота, гениальность относятся и к научному творчеству Д. И. Менделеева (1834-1907 гг.). В 1922 году Л.А. Чугаев, профессор химии Петроградского университета, автор первого подробного исследования жизненного итворческого пути Д,И. Менделеева пишет: «...когда подходишь к оценке личностей, по-

добных Д.И. Менделееву, к анализу его научного творчества, невольно является желание отыскать в этом творчестве элементы всего более отмеченные печатью гения» [10].

Для научного творчества Д. И Менделеева характерно, что в своих трудах, как научных, так и педагогических, — он выступает одновременно и как естествоиспытатель, и как философ, и как педагог [ 10]. «Науки и промышленность — вот мои мечты...» (Менделеев Д.И.) [10].

Период, когда жил Д.И. Менделеев, характеризуется бурным развитием промышленности и естествознания. Определенные науки накопили огромный эмпирический материал. Обобщение этого материала требовало диалектического мышления [15]. Менделеев среди ученых шестидесятников был одной из самых ярких фигур. Он был близок, по мнению Иониди П.П., Кедрова Б.М., к диалектическому пониманию таких категорий, как:

• форма

• содержание

• явление

• качество и количество

• абстракция

о относительная и абсолютная истина и т.д. [7, 9].

Из всех признаков, отличающих гениальность и ее проявления, два, кажется, являются наиболее показательными: это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обычного человека кажутся далеко стоящими друг от друга и ничем не связанными.

Эти черты мы находим у Менделеева, проходящие через всю его разнообразную деятельность, богатую событиями духовной жизни [7,10,11].

Из воспоминаний современников Менделеева: «...Огличным свойством Дмитрия Ивановича было отдаваться всецело тому предмету, которым он в данную минуту был занят. Он интересовался самыми разными вопросами, но не разбрасывался, — все грани его творчества связаны какими-то нитями, составляя одно целое» (ОД, Менделеева [4]).

Тищенко В. Е., ученик Менделеева пишет: «... Менделеев поражал нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учил, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей Родине» [4].

Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и другие) и друтих сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей официальной власти. Таков был Дмитрий Иванович Менделеев... [10]. Все разнообразные части его творчества тесно взаимосвязаны и составляют одно целое.

Дочь И. Д. Менделеева так пишет о своем отце Д.И. Менделееве: «Интересы художественные, научные, общественные и промышленные отец связывал в один нераздельный узел, как он соединял на своих известных «средах» передовых деятелей по всем отраслям культуры, сливая их в одну семью с обаянием, своей своеобразной незабываемой и всюду указывающей будущему путь личностью...» [4].

Культура труда (деятельности) является фундаментальным элементом любой культуры, не существующей сам по себе, а только в единстве с культурой мышления, культурой чувств. Менделеев был великий труженик, трудился, не жалея себя. Чугаев A.A. замечает: «... он умел быть философом в химии, в физике и других отраслях естествознания, которых ему приходилось касаться, и естествоиспытателем в проблемах философии, политической экономики и социологии. Он умел внести свет науки в задачи чисто практического характера и приблизить к жизни теорию, находя для нее возможность использования и различных приложений. Во всех вопросах, которые ему приходилось затрагивать, мысль Менделеева, развиваясь до своих крайних логических пределов и последствий, неудержимо увлекала его далеко за пределы первоначально избранной темы...» [10]. Эта оценка деятельности Менделеева представляется нам точной, нуждающейся в некоторых дополнениях.

Действительно, специфической особенностью мышления Менделеева является исключительная способность к широким обобщениям. При этом надо заметить, что эта способность проявилась уже с первых шагов его самостоятельной научной деятельности. Она выражалась и в том, что Менделеев привлекал для решения заинтересовавшей его задачи новые области знания, и в том, что он поднимался до философского и математического анализа собранного фактического материала, и в том, что он пытался как естествоиспытатель обобщить явления общественной жизни. Неудивительно поэтому, что его творчество имеет общие черты с художественным творчеством — это выражалось, в частности, в своеобразии его научного языка, богатого присущими только ему оборотами и приемами описания.

Из воспоминаний Байкова A.A.: ...Менделеев считал науку всемогущей и не видел пределов для человеческого знания... [4 ].

«Если без науки не может быть современной промышленности, то без нее не может быть и современной науки» — так пишет Менделеев о роли науки и промышленности (11].

В сочинениях Менделеева Д.И., написанных на одну тему, можно найти интересные соображения, возникшие по аналогии, но относящиеся уже к другой области. Поэтому иногда в процессе работы над одним вопросом он уже замышлял планы решения новых проблем, прямо или косвенно связанных с занимавшим его в этот период.

Периодический закон Д. И. Менделеева и его учебник «Основы химии» (1870 г.) явились не только философским обобщением, но и новой культурной эпохой в развитии химической науки.

На склоне лет великий ученый писал: «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною... [10]. «Основы» — любимое дитя мое. В них — мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные научные мысли... Как педагог я клалв дело и возбуждение и душу, а о том, что не бесследно, свидетельствовало множество свободных, независимых и зрелых людей. Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей. Это сильно меня ободряет...» [10].

«Основы химии», по воспоминаниям Зелинского | Н.Д., объединяли всех русских химиков, былисвязу-ц ющим звеном между ними и Д.И., а потому все мы являемся его учениками...» [4].

«Главным предметом сочинения служат философские начала нашей науки» — так пишет Менделеев в предисловии к 8-му изданию книги [ 1 ].

Основой этого философского обобщения является Периодический закон, оказавшийся научным подвигом. Байков А.А. утверждает, что периодический закон — это памятник, который по грандиозности своего содержания, по величию замысла, по совершенству выполнения и глубине мысли является величайшим проявлением человеческого гения [4].

Вновь обратимся к воспоминаниям, подтверждающим и раскрывающим научно-культурную деятельность Менделеева — Гения. «Отец всякое исследование начинал с кропотливой и колоссальной работы по собиранию и обработке отдельных фактов. Казалось сначала, что он работает исключительно над частностями, всецело погружен в них. Но из этих частностей под конец вырастало как бы само собой обобщение, универсальный закон.

Собирание материалов, исчерпывающая обработка частностей, детальное исследование индивидуальных особенностей явления никогда не было для отца на самомделе чем-то самодовлеющим. Они служили преддверием научной работы. Если они поражали своей необычной обширностью и углубленностью, то не менее поражало при знакомстве с методами его необыкновенная способность к отвлечению, обобщению научных фактов [4].

В чем же заключается философский анализ научного метода Менделеева?

«Есть два типа исследователей, - говорил он, - одни узкие эмпирики, движутся как бы по земле, ползут от явления к явлению, собирая факты. Они идут верно, мало ошибаются, но и мало дают. Другие умы, чуть коснувшись земли, тотчас уносятся в облака и живут в каких-то эмпириях. Это иногда глубокие и способные люди. Но они часто приносят существенный вред, потому что на крыльях фантазии уходят от реальности и уводят от нее других.

Правильный путь такой: поднявшись с земли, взлететь медленно как можно более высоко, но затем, чтобы не заблудиться, тотчас опять опуститься на землю, по ней ориентироваться, поправить свой полет и затем взлететь еще выше. Только таким способом, постепенно переносясь от земли на небо и с неба, опускаясь на землю, можно проникнуть к глубоким обширным корням действительности. Другие пути — бесплодные» [4].

Менделеев, действительно, стремился не только к созданию химии (и других отраслей науки), но и сосредоточенно стремился к переоценке и поиску «затерявшегося начала всех начал», исходя из какого-то абстрактного единства, «будь оно энергия вообще, или в частности, электричество, или что-либо иное -только не древнее исходное начало, Богом наименованное» [13]. Менделеев старался во всех своих трудах идти от частного к общему, от эксперимента к гипотезам.

Менделеев Д.И., ученый, так оценил результаты своей деятельности, свой вклад в развитие науки, свое служение Родине на поприще научном, педагогическом и свое содействие в развитии промышленности страны [10,11]: «Начав (1855 г.) с учительства в Симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов, прежде всего в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую русскую. Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство во 2-м Кадетском корпусе, в Инженерной академии, в Институте путей сообщения, в Технологическом и

в Университете. Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, и встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья моя служба Родине — служба на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал... Личные усилия убедили меня, что с одним земледелием Россия не двинется к надобным ей прогрессу, богатству и силе, останется страною бедною, что настоятельнее всего рост других видов промышленности: горного дела, фабрик, заводов, путей сообщения и торговли [10].

Масштабы деятельности Менделеева поразительны. Собранные им незадолго до смерти сочинения составили 56 томов его библиотеки, в эти тома были включены свыше 500 его работ, а всего в настоящее время зарегистрировано свыше 1500 монографий, статей, рефератов и архивных документов, опубликованных уже после смерти.

Д. И. Менделеев принимал активное участие в создании культуры России: в создании и работе научно-технических обществ, новых научных и учебных учреждений, выступал на различных съездах, предпринимал неоднократно поездки по России (и за границу), вел переписку со многими учеными, промышленниками.

В последние 50 лет [10] опубликовано 25-томное собрание сочинений ученого, издано несколько сборников документов его личного архива, проанализированы некоторые направления его научной деятельности, в том числе в области открытого им периодического закона.

Таким образом, культурные горизонты научного творчества Д. И. Менделеева определяются не только знаниями культурной эпохи, но и собственными знаниями, умениями, навыками, а также мировоззрением или индивидуальной картиной мира ученого.

Данная статья представляет особый интерес не только для педагогов средних общеобразовательных школ, но и для преподавателей высших учебных заведений г. Омска и области, поскольку важной задачей образования сегодня является его гуманизация и гуманитаризация. В данной статье мы предприняли попытку показать, каким образом можно осущест-

влять, например, гуманитаризацию естественнонаучного образования через интеграцию истории науки (химии) и культуры, исторической личности (Д. И. Менделеева) и современности.

Библиографический список

1. Балезин СЛ., Бесков С.Д. Выдающиеся русские ученые химики. М.:УПИ, 1953. - 215 с.

2. Блок A.A. Избранное: Стихотворения и поэмы. М.: Детская литература, 1989, — с. 127

3. Гуревич П.С. Культура како&ьект социально-философского анализа. В сб.: Философия и культура. М.: Наука, 1987. — с. 87-130.

4. Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. М.: Атомиздат, 1986. — 244 с.

5. Ефимов Ю.И., Громов H.A. Человеческий фактор и культура. Л.: Наука, 1989. - 190 с.

6. ЗлобинН.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. - 303 с.

7. Иониди П.П. Философское значение Периодического закона Д.И. Менделеева. М.: Знание, 1958. — 48 с.

8. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: Логос, 1996. — 320 с.

9. Кедров Б,М. День одного великого открытия. М.: Наука, 1958.

10. Макареня A.A. Д.И. Менделеев и физико-химические науки. М.: Энергоиздат, 1982. — 256с.

11. Макареня A.A. Музей Д.И. Менделеева. Лениниздат, 1965. - 45 с.

12. Межуев В.М. Культура как проблема философии. Веб.: Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987, — с. 300 — 332.

13. Менделеев Д.И. Заветные мысли: Полное издание. М.: Мысль, 1995. - 423 с.

14. Селеменев С. На уроке — диалог культур. //Народное образование, 1998. №5. - с. 42-48.

ДЕРГАЧЕВА Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин, аспирантка кафедры органической химии и методики обучения и воспитания химии.

Книжная полка

ПОРХУНОВ ГЛ. Русская слава: Русская патриотическая традиция защиты Отечества / Г.А. Порхунов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 160 с.

В книге на примерах героической истории России прослеживается формирование патриотической традиции русского народа в его борьбе по защите родной земли от нашествия иноземных захватчиков. Автор подводит читателя к выводу, что знание истории героического прошлого Отечества делает россиянина богаче духом, тверже характером и сильнее разумом. Для студентов, учащихся школ, гимназий, лицеев, коллежей, преподавателей истории, широкой читательской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.