Научная статья на тему 'Культурнопросветительные общественные организации, содействующие распространению образования, в Пензенской губернии во второй половине XIX начале ХХ века'

Культурнопросветительные общественные организации, содействующие распространению образования, в Пензенской губернии во второй половине XIX начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доброва О. В.

В статье рассматриваются основные принципы работы культурнопросветительных общественных организаций в сфере содействия распространению образования в Пензенской губернии в конце XIX начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурнопросветительные общественные организации, содействующие распространению образования, в Пензенской губернии во второй половине XIX начале ХХ века»

УДК 006.2 (471.327+09)

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ, В ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

о. В. ДОБРОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории

В статье рассматриваются основные принципы работы культурно-просветительных общественных организаций в сфере содействия распространению образования в Пензенской губернии в конце XIX - начале ХХ в.

Создание культурно-просветительных обществ в конце XIX - начале ХХ в. было очень популярно. По мнению интеллигенции, для формирования истинно свободного общества было необходимо распространение образования, научных и эстетических знаний, развитие духовной и физической культуры. Помимо этого само время на рубеже Х1Х-ХХ вв. с бурным подъемом экономического роста страны порождало спрос на грамотных и образованных людей. Распространению просвещения оказывали содействие культурно-просветительные организации, целью которых было повышение грамотности населения доступными им средствами, организацией досуга и развлечений.

По уведомлению Пензенского губернатора в сентябре 1894 года губернии существовало только два общества, имеющих целью распространение образования или грамотности в народе:

1. «Воскресная школа», открытая в Пензе с 1890 года, находящаяся в ведении уездного училищного Совета инспекции училищ. Деятельность ее выражалась в занятиях по воскресным дням с «лицами женского пола ремесленного и рабочего сословий»;

2. «Общество публичных народных чтений и религиозно-нравственных собеседований» в г. Крас-нослободске, имевшее свою библиотеку. Публичные чтения посещали не только местные жители, но и из близлежащих городу деревень очень охотно приходили крестьяне [1]. Странно, что губернатор не назвал существующие публичные чтения существующие в Пензенском уездном училище и Петропавловской церковно-приходской школе; а также чтения и беседы, проходившие в Головинщене и Каменке с разрешения епархиального начальства [2].

Среди культурно-просветительных объединений Пензенской губернии, оказывающих помощь в распространении образования, наиболее заметным было Общество Содействия внешкольному образованию, открытое 6 апреля 1910 года [3]. Основными направлениями работы общества были учреждение образовательных курсов, проведение лекций, чтений, образовательных экскурсий; устройство бесед по вопросам науки, литературы и искусства как для членов общества, так и публичные. Средства объединения образовывались из членских взносов, пособий и пожертвований от общественных и частных учреждений и лиц, доходов от устраиваемых в пользу общества чтений, спектаклей, концертов и спектаклей. Первое собрание состоялось 18 мая 1910 г., на котором председателем общества был избран И. Т. Красичков [4].

Надо отметить, что деятельность новой организации с первых дней встретила сочувствие со стороны городского управления. Городская Дума уже в первый год существования общества выделила на содержание общеобразовательных курсов 100 рублей и на приобретение учебных пособий 25 рублей, что при весьма скромных средствах было ощутимой поддержкой.

Предполагая организовывать лекции, правление планировало, кроме приглашения приезжих лекторов, воспользоваться местными лекторскими силами, согласие было получено только от Н. Ф. Езерского, который и прочитал две лекции.

Воспользовавшись летними курсами для народных учителей, правление обратилось с просьбой прочитать лекцию в пользу общества. Согласился прочитать лекцию Ц. П. Балталон, на тему «Об искусстве». Она состоялась 5 июля в 20.30 в зале художественного училища. В материальном отношении лекция была неудачной: всего сборов было 28 руб 62 коп, израсходовано на оборудовании лекции (при бесплатном помещении и отказе лектора от гонорара) - 22 руб 90 коп. [5]

Причинами этой неудачи правление считало: 1) летнее время, когда большинство преподавателей, учащихся и вообще публики, обычно посещающей лекции, из города разъехались; 2) со временем проведения лекции совпал праздник, устроенный на территории летнего театра; 3) объявление о лекции были развешаны слишком поздно, так что жители рабочих окраин, которые не отказались бы быть на лекции, узнали о ней только по ее окончании.

Но главное значение лекции Балантона для общества было не в ее успехах материальных. Для общества было необходимо заявить о своем существовании, о том, что оно спешит внести первую лепту в осуществление тех задач, которые положены в основу устава.

В 1910/1911 отчетном году правлением были организованы 3 лекции. В сентябре 1910 года через Самарское общество народного университета были приглашены Е. А. Елачич и И. П. Кулжинский. Е. А. Ела-чич прочел в зале Соединенного Собрания две лекции на тему «Происхождение человека по происхождению науки биологии». Однако и эта лекция доходов не принесла, так как сбор от продажи билетов составил всего 52 руб 35 коп, а расходы на нее - 86 руб 80 коп (в том числе гонорар лектору 70 рублей). Такое положение правление опять объясняет поздней расклейкой афиш, связанной с занятостью Елачича. Одновременно с этим правлением отмечается «Для устроителей нравственное удовлетворение составило хотя бы то

обстоятельство, что большая часть слушателей были рабочие, т. е. тот общественный элемент, который наиболее нуждается в помощи нашего общества». Лекция И. П. Кулжинского на тему «Задачи воспитания» вовсе не была разрешена [6].

28 февраля 1911 года в зале клуба Пензенского вспомогательного общества торгово-промышленных служащих Н. Ф. Езерским была прочитана лекция о внешкольном образовании. Эта лекция собрала полный зал слушателей, было продано 272 билета. Большинство присутствующих на лекции были торговые служащие, рабочие, воспитанники и воспитанницы местных гимназий. Им же была прочитана лекция 21 марта на тему «Условия международной торговли» в зале Соединенного Собрания, но слушателей она собрала немного (было продано 113 билетов) [7].

Из отчета по общеобразовательным курсам мы узнаем, что в 1910/1911 уч. г. на курсы записались в октябре 45 учеников и 2 ученицы, в ноябре 22 ученика и 5 учениц, в декабре 21 ученик и 5 учениц, которые были поделены на младшую, среднюю, и старшую группы. Занятия по русскому языку, арифметике, русской истории, географии и начальной астрономии проходили традиционно по воскресеньям, вторникам, средам и четвергам. По популярности на первом месте были занятия по географии (27 человек на уроке), на втором по русской истории (23 человека), на третьем по астрономии (21 человек) [8].

В 1911/1912 учебном году учебные занятия на общеобразовательных курсах проходили уже 5 раз в неделю. Наибольшее количество часов было уделено русскому языку, также добавились новым предметы -физика и естественная история [9].

При анализе работы общеобразовательных курсов, открытых обществом заметно, что увеличилось и число слушателей, и количество предметов. Как с гордостью отмечается в отчете «...общеобразовательные предметы открывают перед слушателями возможность познакомиться с новыми, ранее недоступными для них областями знаний. Физика, обставленная опытами, вызвала живейший интерес» [10].

Деятельность общества в 1912/1913 отчетном году была также направлена на устройство лекций, некоторых других мероприятий и организацию работы общеобразовательных курсов. Всего на курсы в 1912/1913 учебном году записались 123 человека, из них женщин - 33, мужчин - 90, и не было ни одного неграмотного [11].

На общих собраниях 1913/1914 гг. было решено расширить деятельность общества организацией народных чтений, созданием библиотеки, организацией разумных развлечений (спектакли, литературные вечера и т.д.), было выбрано 2 направления устройства лекций - периодические (путем приглашения столичных лекторов) и систематические (при помощи местных сил). В январе 1914 года правлением была создана комиссия по организации сеансов научного кинематографа.

Также в течение летних месяцев при Комиссии разумных развлечений были созданы три кружка: дра-

матический, певческий и музыкальный. Но работа этих кружков, едва успев наладиться, была приостановлена началом военных событий, так как большая часть участников была призвана на военную службу [12].

Идя в ногу со временем, созданная кинематографическая комиссия вела активную деятельность. Кинопоказы устраивались в электрическом театре «Рекорд», каждый сеанс состоял из двух отделений с антрактом в 10 минут. На первом сеансе показывали в 1-м отделении - «Скорпион», «Наши предки» (про обезьян) и «Ермак» (историческая драма); во втором отделении - «Спрут», «Грязевые ванны» и комическая картина. Входная плата для взрослых была установлена в размере 15 коп, для детей - 10 коп. С 9 февраля по 28 марта прошло 10 программ и было дано 34 сеанса, на каждую программу в среднем приходилось 3-4 сеанса. Всего сеансы посетило 6286 человек, из которых более 86 % зрителей составили дети -учащиеся преимущественно начальных школ [13].

Организация народных чтений также была важным направлением деятельности общества. В процессе работы комиссия народных чтений пришла к таким выводам: а) чтения научные предпочитаются литературным; б) чтениям нужно придать характер популярных лекций взамен «классического» чтения по книге; в) в целях привлечения публики, пока не привыкшей к серьезной программе, следует устраивать после научного отделения литературно-музыкальное. Комиссией была также разработана программа популярных лекций [14].

С 1916 года общество приступило к выпуску ежемесячного журнала «Вестник внешкольного образования» с целью «содействовать объединению около журнала местных культурных сил, а также ознакомлению возможно более широких кругов населения с деятельностью как самого общества, так и других местных культурно-просветительных организаций». Первый номер журнала был размером с современную тетрадь и состоял из 24 страниц, на которых освещалась работа самого общества, о бесплатной библиотеке имени В. Г. Белинского, о Пензенском обществе любителей естествознания, обществе взаимопомощи служащих Нижнеломовского земства и другие материалы [15]. Деятельность общества постепенно расширялась, вырабатывали специальные программы, в работе учитывался опыт и других просветительных объединений, использовались достижения технической мысли. Для такого провинциального города, как Пенза все действия общества имели большое значение, развивая в силу своих возможностей социокультурную среду города. К сожалению, работа Общества содействия внешкольному образованию, как и многих других, была прервана революционными событиями 1917 года.

Подобное общество пытались создать и в Краснослободском уезде. Прошение было подано 17 ноября 1907 года, а в число учредителей вошли 17 человек. Однако в уставе общества неверно были указаны те, кто может и не может быть членом общества: к участию в делах общества допускались «несовершеннолетние..., имеющие звание учителя или учительницы или же

окончившие средние учебные заведения». Поэтому в журнале заседания присутствия записано: «... согласно ст. 7 Правил не допускаются ни к образованию общества, ни к участию в них несовершеннолетние, а также учащиеся в низших и средних учебных заведениях... За нарушение ст. 7 в регистрации отказать» [16].

Также неудачной была попытка открыть Нижне-ломовское общество образования, учредителями которого были жена статского советника Е. Н. Ягодинская, потомственный гражданин И. Ф. Памфилов, нижнело-мовский купец И. П. Бояров. Общество учреждалось для содействия развитию образования во всех его видах: высшее, среднее и низшее, а также внешкольное. В журнале Пензенского губернского по делам об обществах Присутствия от 7 августа 1907 года записано, что «в уставе не указаны предметы Правления и порядок ведения отчетности ... не имеют определенного характера основные цели общества, а способы деятельности требуют более точной формулировки и, наконец, цель общества взята в чрезвычайно большом масштабе, так что способы деятельности едва ли достижимы при этих средствах и способах их образования (членские взносы, пожертвования, сборы от спектаклей, концертов и т.п. О. Д.), а потому Присутствие определяет: возвратить учредителям устав для дополнения его в согласовании с требованиями, изложенными в ст. 21 Правил» [17].

Жителям г. Керенска повезло больше - 5 июня

1907 года в их городе начал свою работу «Керенский родительский кружок» [18]. Причиной создания его послужило бедственное положение жителей города, в котором не было никаких средних учебных заведений. В своем прошении на имя губернатора они указывают на отсутствие особенно женских учебных заведений. Отправлять своих дочерей в Пензу для обучения в гимназии для большинства родителей было крайне затруднительно в силу трудного материального положения, не говоря уже том, что в этом случае, детям надо уезжать из дома в 9-10-летнем возрасте. Учитывая служившуюся ситуацию, наиболее активные жители города решили устроить на свои средства женскую прогимназию, для чего и создавался родительский кружок. В перспективе общество планировало создание ремесленных училищ с целью дать не только образование, но и профессию. Такое уточнение было особенно важным, т.к. отвечало требованиям времени. Провинциальная печать того времени писала, что девочек к образованию привлекает практическая направленность учения: «За отсутствием практических школ по женскому образованию в селах и деревнях учиться негде. Откройте училища с рукодельными курсами и школы привлекут симпатию народа, и недостатка в ученицах не будет» [19].

Всего учредителей было 17 человек (большей частью мещане). целью кружка было предоставление возможности получить общее и профессиональное образование в открытом учебном заведении. Педагогический персонал утверждался надлежащим начальством. Учредительный взнос был определен в 50 рублей, ежегодные взносы действительных членов -

10 рублей. Благотворительные общественные учреждения, субсидировавшие кружок, имели право бесплатно обучать своих кандидатов, количество которых не должно было превышать пропорционально вносимой им общей суммы и платы за правоучения. Размер оплаты за обучение определялся распорядительным собранием, но не больше 50 рублей, а дети членов кружка обучались за меньшую на 10 рублей сумму. «Недостаточные» ученики распорядительным собранием вообще могли быть освобождены от оплаты.

Подобный родительский кружок 26 апреля 1908 года был зарегистрирован в Мокшане по прошению княгини Ольги Львовны Друцкой-Сокольнин-ской [20]. Обязательные члены кружка (10 человек) избирались Земским собранием и Городской Думой. цель кружка - предоставление возможности получить общее и профессиональное образование. Годовая плата за обучение тоже не должна была превышать 50 рублей, однако льготы по оплате не предоставлялись ни жертвователям, ни действительным членам общества, как это было в Керенском родительском кружке. Только категория недостаточных учеников могла пользоваться привилегиями: по постановлению общего собрания их могли совсем освободить от оплаты за обучение.

Частная инициатива играла большую роль в процессе организации обществ. Так, учредителем Пензенского Свято-Владимирского общества Детского Сада, которое было внесено в реестр 16 февраля

1908 года, был статский советник Прокопий Михеевич Первушин [21]. Общество, учрежденное в память Просветителя Руси Святого Равноапостольного князя Владимира способствовало физическому, нравственному и умственному развитию детей, которые, по мнению учредителя, «свой духовный и физический облик должны получать не в 15-20 лет, а в 5-7». Первое время Детский Сад существовал на территории Пензенского народного театра. Посещающих его детей делили на группы, которыми руководили опытные педагоги, занимающиеся с ними по определенной программе играми, посильными занятиями и работами. Девиз общества был: «Сейте разумное, доброе, вечное». Члены Драматического кружка настолько прониклись идеей Детского Сада, что на общем собрании приняли постановление о том, что общество имеет право пользоваться свободным помещением театра для проведения детской гимнастики.

Как видим, культурно-просветительные общества в сфере содействия распространению образования были довольно востребованы, особенно в уездных городах, жители которых не имели возможности отправить своих детей для получения образования в Пензу. Основным направлениями деятельности культурно-просветительных обществ являлась борьба с неграмотностью населения, которая велась всеми доступными способами.

Процесс образования культурно-просветительных учреждений не всегда был однообразен. К началу 1900-х гг. в Пензе, по мнению Е. Я. Дмитрук и С. Г. Кузнецова [22], уже фактически существовало

лермонтовское культурно-просветительное общество. Открывшаяся в Пензе 1 октября 1892 года библиотека имени М. Ю. Лермонтова, вела активную просветительную работу среди жителей города, так как низкая плата за пользование книгами, составлявшая 3 рубля в год или 30 коп в месяц, делала ее общедоступной. Помимо этого, «разрешение устраивать публичные чтения с целью приобретения средств, дает возможность гг. преподавателям и другим интеллигентным силам расширить круг своей просветительной деятельности до размеров народной аудитории» [23], позволяло говорить об особой близости к читателям, которым уже в первый год работы библиотеки было выдано 13240 книг и 11378 томов периодических изданий [24]. Для того чтобы иметь возможность расширить сферу действий, правление библиотеки в декабре 1900 года обратилось к губернатору с просьбой «переименовать библиотеку в общество имени М. Ю. Лермонтова» [25].

Общество было зарегистрировано 16 декабря

1906 года, а свою работу оно начало 1 января 1907 года. Первое собрание общества состоялось 27 апреля

1907 года, на котором было избрано правление. цель общества выражалась в содействии успехам отечественного просвещения, облегчая народонаселению знакомство с произведениями науки, литературы и искусства. В активах организации были созданная Пензенская общественная библиотека имени М. Ю. Лермонтова и бесплатная народная библиотека-читальня имени В. Г. Белинского. Кроме этого, объединения открывало свои филиалы и библиотеки; организовывало общедоступные народные чтения, популярные лекции и курсы, оказывало содействие в устройстве вечерних и воскресных школ, общедоступных спектаклей и развлечений.

Создание объединения такого профиля не осталось незамеченным пензенским обществом, в печати широко освещались основные направления работы Лермонтовского общества: «Цель Общества - служить содействию развития и правильной постановке школьного дела в Пензенской губернии, устройство воскресных и вечерних школ, устройство общедоступных лекций, спектаклей и других развлечений, издание книг, брошюр, периодических изданий, открытие книжных складов, лавок, устройство бесед по вопросам науки, литературы и искусства» [26].

Способствовало выполнению целей общества и открытие филиальных отделения общества по всей губернии, причем не только в уездных городах. Так, 1910 году филиал организации открыли в селе Алек-сандровке, Городищенского уезда, а в 1912 подобные филиалы существовали в Мокшане, Краснослободске, Инсаре, Наровчате, Троицке. Филиалами общества также велась активная работа: только одним из них (в с. Александровка) за 1912-1913 учетный год было организовано 6 спектаклей и 7 бесплатных народных чтений. Помимо этого им была создана бесплатная библиотека, пользовались которой 242 читателя (из них 171 рабочие) [27].

Другим способом распространению образования содействовали общества по устройству народных чте-

ний. Как отмечает В. П. Вахтеров, «с изданием закона

11 октября 1894 года каждый глухой уездный город, каждое село, каждое земство, каждая школа и волостное правление, каждый учитель, попечитель имеют уже 2 пути исходатайствовать устройство народных чтений. Кроме епархиальной власти, которая по-прежнему разрешает духовно-нравственные чтения, они могут направить своей ходатайство через директора или инспектора народных училищ в Министерство народного просвещения. И для этого нужно только, чтобы лица, которые возьмут на себя устройство чтений, были вполне благонадежны в нравственном и политическом отношениях» [28]. Разрешение на проведение чтений в Пензенской губернии было даже опубликовано в центральном журнале «Русская школа»: «27 июня 1889 года, по Высочайшему повелению разрешено устраивать народные чтения в более значительных уездных городах губерний, входящих в состав Харьковского учебного округа (Воронежской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Харьковской, Земли Войска Донского), под наблюдением местных чинов учебного ведомства» [29]. Популярность чтений среди народа была очень высока - только на одном чтении в Аришкинском училище в 1894 году присутствовало до 250 человек [30]. Тем не менее, на октябрь-ноябрь 1896 года постоянно народные чтения существовали только в Анучинском училище Чембарского уезда [31], тогда как в Саратовской губернии в то же самое время стабильно работали 10 организаций по их устройству [32]. В целом же по России к 1896 году народные чтения велись в 400 населенных пунктах [33].

Плодотворно работало Общество по устройству народных чтений в г. Краснослободске, открывшееся в 1890 году [34]. Деятельностью общества руководил Комитет, состоящий из председателя, избираемого на общем собрании и утверждаемого попечителем Харьковского учебного округа, в 1901 г. им был священник соборной церкви М. Н. Соколов; товарища председателя (он же заведующий волшебными фонарями, картинами и библиотекой), которым на тот момент был учитель духовного училища В. Д. Металлов; казначея и делопроизводителя, функции которых совмещал М. К. Нечаев, также учитель духовного училища; и распорядителей чтений - В. К. Европейцев (учитель духовного училища) и Б. П. Феронов (ветврач) [35].

Составление расписаний чтений и собеседований и назначение лекторов происходило на собраниях. Чтения устраивались каждый воскресный вечер. В программу включали различные произведения литературного («Иван Дамаскин» А. К. Толстого, «Страшная месть» Н. В. Гоголя и др.) и научного (например, «О жителях Севера») содержания. За 1901-1903 отчетные годы Обществом было организовано 41 чтение, на которых были прочитаны 73 брошюры, делящиеся по содержанию на религиозно-нравственные и церковно-исторические (16), польза, приносимая народными чтениями, был огромна, но они посещались преимущественно городскими жителями, а для крестьянского населения возможность воспользоваться чтениями была ограничена.

Таким образом, наиболее типичными направлениями деятельности обществ, способствующих распространению образования, были организация публичных лекций и чтений, устройство различных курсов с целью повышения уровня образованности слушателей, открытие учебных заведений для детей, содействие внешкольному образованию.

Ведущий специалист в области просвещения в конце XIX века В. Я. Абрамов говорил о том, что причины неактивного развития просветительской деятельности, небольшой рост числа просветительных обществ в провинции, связаны с проблемами внешнего характера, которыми «у нас обставлено учреждение таких обществ и которые чаще делают совсем невозможными создание просветительных обществ» [36]. Тем не менее, именно провинциальные культурно-просветительные организации стали отражением просветительного движения в России, начавшемся в XIX веке.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 6622. Л. 26-27.

2. Там же. Л. 16-16.об.

3. ГАПО. Ф. 190. оп. 1.Д. 1. Л. 1, 7.

4. ГАПО. Ф. 190. оп. 1.Д. 1. Л. 39 об.

5. ГАПО. Ф. 190. оп. 1. Д. 1 Л. 40 об..

6. ГАПО. Ф. 190. Оп. 1.Д. 1. Л. 41 об.

7. Там же Л. 42.

8. ГАПО. Ф. 190. Оп. 1.Д. 1. Л. 44.

9. Там же. Л. 48 об.

10. Там же Л. 49, 52 об., 53.

11. Там же. Л. 54, 55, 70, 73.

12. Там же.

13. Там же. Л. 90.

14. Там же. Л. 97 об.

15. Власов В. А. Страницы истории народного образования Пензенского края. Свет во тьме // Просвещение. Проблемы и перспективы. 1996. № 3. С. 90.

16. ГАПО. Ф. 16. Оп. 1. Л. 1-1об., 15.

17. Там же. Д. 7. Л. 8, 14-14об.

18. Там же. Д. 20. Л. 2.

19. Пензенские губернские ведомости. 1908. №157. Л. 3.

20. ГАПО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 28. Л. 3.

21. Там же. Д. 29. Л. 1, 14.

22. Дмитрук Е. Я., Кузнецов С. Г. В памяти народной // Краеведческие записки. Пенза, 1970. Вып. 2. С. 168.

23. Пензенские губернские ведомости. 1892. № 210.

24. Пензенские губернские ведомости. 1893. № 213.

25. ГАПО. Ф. 5. оп. 1. Д.7178. Л. 1.

26. Пензенские губернские ведомости. 1907. № 24.

27. Отчет общества имени М. Ю. Лермонтова в г. Пензе с 1 октября 1912 года по 1 октября 1913 года. Пенза, 1914. С. 7.

28. Вахтеров В. П. Народные чтения // Русская школа. 1896. №№ 9-10. С. 127.

29. Русская школа. 1896. №. 7-8. С. 231.

30. Там же. № 12. С. 147.

31. Там же. № 9-10. С. 143.

32. Там же. С. 144.

33. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Народное образование в России. М., 1910. Т. Х. С. 189.

34. ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 7494. Л. 115.

35. ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д.7494. Л. 116.

36. Абрамов В.Я. Просветительские общества в провинции // Русская школа. 1896. №11. С. 76-77.

УДК 006.2 (471.327+09)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОПОМОЩИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА В ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

О. В. ДОБРОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории

В статье рассматриваются основные принципы работы профессиональных общественных организаций взаимопомощи в Пензенской губернии в конце Х1Х-начале ХХ в., а также отмечаются особенности их деятельности.

Профессиональные объединения в Пензенской ного служебного труда - приказчиков, конторщиков,

губернии второй половины XIX - начала ХХ века составляли далеко не главную часть в сложившейся системе общественных организаций. К профессиональным обществам в данном случае мы относим существовавшие в губернии общества, объединение в которые происходило на основе профессионального интереса. Общества взаимопомощи долгое время оставались совершенно незаслуженно забытой темой. Между тем они оказывали помощь в столь различных направлениях, что деятельность их не может остаться без внимания.

Среди организаций взаимопомощи наиболее распространены были общества взаимопомощи лиц част-

бухгалтеров, коммивояжеров, трактирной прислуги и т. д. Одни организации принимали лиц всех перечисленных профессий, другие только какой-либо одной. Общества торговых служащих к 1900 году составляли 97 объединений по стране [1].

Свои действия первым начало общество торговых служащих в Риге в 1859 году. После этого «организационное движение прошло по столицам, по крупным торговым южным и западным городам, перекинулось в 80-х годах на Поволжье и в 90-х годах дошло до Кавказа и Сибири» [2].

Единственным легальным до 1905 года профессиональным обществом в Пензе было Пензенское

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.